Jump to content

Поощряйте людей

Поощрение
Отличный этаж
Карта территорий Пайпай в северной Нижней Калифорнии
Общая численность населения
Прибл. 1800 г.
Регионы со значительной численностью населения
Мексика ( Нижняя Калифорния )
Языки
Пайпай и испанский [ 1 ]
Религия
Традиционная племенная религия, христианство
Родственные этнические группы
Килива , Кумеяай , Явапай

Пайпай проживающий ( Пай пай, Паипай, Акваала, Якаквал ) — коренной народ Мексики, в северной части Нижней Калифорнии . Их традиционная территория расположена между Киливой на юге и Кумеяай и Кокопой на севере и простирается от Сан-Висенте недалеко от побережья Тихого океана почти до дельты реки Колорадо на востоке. Сегодня они сконцентрированы в основном в многоэтническом сообществе Санта-Катарина Нижней Калифорнии в Сьерра-де-Хуарес .

Население

[ редактировать ]

Мейгс предположил, что аборигенное население, связанное с миссиями Сан-Висенте и Санта-Катарина, составляло соответственно 780 и 1000 человек. По оценкам Хикса, аборигенное население Пайпай составляло 1800 человек, или плотность 0,3 человека на квадратный километр. Оуэн утверждал, что эти оценки существенно завышены. Однако некоторые исследования показывают, что на языке пайпай осталось менее 200 человек, поскольку новые поколения не считают необходимым изучать язык пайпай.

Спикер Пайпай, записанный в Мексике .

Язык пайпай был задокументирован Джудит Жоэль, опубликовавшей тексты и исследования по фонологии, морфологии и синтаксису. Маурисио Дж. Микско опубликовал транскрипцию рассказов. Он очень близок к языку возвышенного юмана, на котором говорят явапаи , валапай и хавасупаи западной Аризоны.

Пропитание

[ редактировать ]

Средства существования аборигенов пайпай основывались на охоте и собирательстве природных животных и растений, а не на сельском хозяйстве. В качестве пищевых ресурсов использовались многочисленные растения, в частности , агава , юкка , мескит , опунция , желуди , кедровые орехи и ягоды можжевельника . Многие другие растения служили лекарством или материалом для строительных или ремесленных изделий. Животные, используемые в пищу, включали оленей, вилорогов , снежных баранов , кроликов , лесных крыс , различных других средних и мелких млекопитающих, перепелов , рыб и моллюсков. В исторический период были внедрены растениеводство и животноводство.

Культура

[ редактировать ]
Молодая пара метисов и пайпай в Мексике

Информация о культурных практиках преконтактных пайпаев поступает из разных источников. К ним относятся отчеты о морской экспедиции под руководством Себастьяна Вискайно ; отчеты наблюдателей конца 18-го и начала 19-го века, таких как Луис Салес и Хосе Лонгинос Мартинес ; и исследования этнографов 20-го века, в том числе Эдварда В. Гиффорда , Роберта Х. Лоуи , Певерила Мейгса , Филипа Друкера, Уильяма Д. Хоенталя, Роджера К. Оуэна, Томаса Б. Хинтона, Фредерика Н. Хикса, Ральфа К. Михельсена, Майкл Уилкен-Робертсон и Джулия Бендимес Паттерсон.

Материальная культура

[ редактировать ]

Традиционная материальная культура Пайпай включала в себя постройки (прямоугольные дома с соломенной крышей, рамады и, возможно, парилки), оборудование для охоты и ведения войны (луки, тростниковые стрелы, боевые дубинки, сети), обрабатывающее оборудование (керамика, плетение корзин, манос и метатес , ступки и песты, веревки, каменные ножи, шила), одежда (халаты из кроличьей шкуры, сандалии из волокна; фартуки из оленьей кожи и плетеные шапочки для женщин) и колыбели.

Социальная организация

[ редактировать ]

Родство основывалось на отцовских , патрилокальных симулах . Неясно, в какой степени общины совпадали с шимулами в доисторические времена; в исторические времена членство в сообществе было довольно нестабильным. Некоторые отрицали существование каких-либо официальных лидеров сообщества; если они присутствовали, их авторитет, вероятно, не был сильным.

Социальные развлечения включали в себя различные игры: шинни, гонки в кикболе, игру в кольцо и булавку, кости, пеон, стрельбу из лука, волчки, жонглирование и кошачью колыбельку. Музыка создавалась пением и инструментами, включая флейты, погремушки из тыкв и джинглеры. Домашние животные остались.

Традиционные повествования

[ редактировать ]

Традиционные повествования условно классифицируются как мифы, легенды, сказки и устные истории. Устная литература, записанная для пайпай, довольно ограничена, но включает повествования, которые можно отнести к каждой из этих категорий. Повествования пайпай, такие как миф о сотворении мира, показывают их самое близкое сходство с повествованиями Кумеяай на севере.

Пайпаи впервые столкнулись с европейцами, когда экспедиция Себастьяна Вискайно нанесла на карту северо-западное побережье Нижней Калифорнии в 1602 году. Более интенсивные и устойчивые контакты начались в 1769 году, когда экспедиция по основанию испанских поселений в Калифорнии под руководством Гаспара де Портола и Хуниперо Серра прошла через западные части.

Доминиканская была основана недалеко от побережья на территории Пайпай в 1780 году миссия Сан-Висенте . Она стала ключевым центром испанской администрации и военного контроля над регионом. В 1797 году Сан-Висенте был дополнен внутренней миссией в Санта-Катарине , недалеко от границы между территориями Пайпай и Кумеяай. Миссия Санта-Катарина была разрушена в 1840 году враждебными индийскими войсками, в том числе, по-видимому, и Пайпаем.

Главное современное поселение Пайпай находится в Санта-Катарине, общине, которую они делят с жителями Кумеяай и Килива.

  1. ^ "Пайпай." Этнолог. Проверено 16 февраля 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Друкер, Филип. 1941. «Распределение элементов культуры XVII: Юман – Пиман». Антропологические записи 6:91-230. Калифорнийский университет, Беркли.
  • Гиффорд, Э.В., и Роберт Х. Лоуи. 1928. «Заметки об индейцах акваала Нижней Калифорнии» . Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 23:338-352. Беркли.
  • Хикс, Фредерик Н. 1959. «Археологические памятники в регионе Джамау-Жакихель, Нижняя Калифорния: предварительный отчет». Калифорнийский университет, Лос-Анджелес, Годовой отчет археологической службы за 1958–1959 годы: 59–66.
  • Хикс, Фредерик Н. 1963. Экологические аспекты культуры аборигенов в районе Западного Юмана . Неопубликованный доктор философии. диссертация на кафедре антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
  • Хинтон, Томас Б. и Роджер Дж. Оуэн. 1957. «Некоторые выжившие группы людей в Северной Нижней Калифорнии». Родная Америка 17:87-102.
  • Хоэнталь, Уильям Д. младший, 2001. Этнографические заметки Типай: индейская община Нижней Калифорнии в середине века . Под редакцией Томаса Блэкберна. Ballena Press, Менло-Парк, Калифорния.
  • Жоэль, Джудит. 1966. Фонология и морфология Пайпай . Неопубликованный доктор философии. диссертация на кафедре антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
  • Жоэль, Джудит. 1976. «Некоторые отчеты пайпай о сборе еды». Журнал Калифорнийской антропологии 3:59-71.
  • Жоэль, Джудит. 1998. «Еще один взгляд на расхождение Пайпай-Аризона-Пай». В «Исследованиях языков американских индейцев: описание и теория» под редакцией Линн Хинтон и Памелы Манро, стр. 32–40. Калифорнийский университет, Беркли.
  • Лейландер, Дон. 1991. «Общественная организация западных юманов: этнографический обзор и археологическая перспектива». Пограничные исследования 24-25:31-60.
  • Маганья Мансильяс, Марио Альберто. 2005. Ни очень грустно, ни очень грустно: свидетельства женщин пайпай и кумиай из Нижней Калифорнии . Институт культуры Нижней Калифорнии, Мехикали, Мексика.
  • Мейгс, Певерил, III. 1939. Индейцы килива Нижней Калифорнии . Ибероамерика № 15. Калифорнийский университет, Беркли.
  • Мейгс, Певерил, III. 1977. «Заметки о пайпаях Сан-Исидоро, Нижняя Калифорния». Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья 13 (1): 11–20.
  • Микско, Маурисио Дж. 1977. «Лингвистическая принадлежность ньякипа и якаквала Нижней Калифорнии». Международный журнал американской лингвистики 43:189-200.
  • Микско, Маурисио Дж. 1977. «Тексты по этноистории на доминиканской границе в Нижней Калифорнии». Тлалокан 7:205-226.
  • Микско, Маурисио Дж. 1984. «Литература пайпай». В «Горе духов: Антология историй и песен Юмана » под редакцией Линн Хинтон и Люсиль Дж. Ватахомиги, стр. 191–223. Университет Аризоны Пресс, Тусон.
  • Микско, Маурисио Дж. 1985. «Этноистория пай пай в Нижней Калифорнии». Мейибо 2(5):21-43.
  • Микско, Маурисио Дж. 1989. «Версия« войны мести »: мифологический текст коренных народов Нижней Калифорнии (текст пайпай)» Тлалокан 11: 199-216.
  • Микско, Маурисио Дж. 2006. «Языки коренных народов». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова » под редакцией Дона Лейландера и Джерри Д. Мура, стр. 24–41. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
  • Оуэн, Роджер К. 1962. Индейцы Санта-Катарины, Нижняя Калифорния: концепции болезней и лечения . Неопубликованный доктор философии. диссертация на кафедре антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
  • Уилкен-Робертсон, Майкл. 1982. «Гончары Пайпай из Нижней Калифорнии: живая традиция». Главный Ключ 60:18-26.
  • Зима, Вернер. 1967. «Личность Пайпай (Акваала)». В «Исследованиях по этнолингвистике юго-запада: значение и история языка юго-запада Америки » под редакцией Делла Х. Хаймса и Уильяма Э. Биттла, стр. 371–378. Мутон, Гаага.
  • Бендимес Паттерсон, Джулия. 1989. Устная история: Бенито Перальта из Санта-Катарины, община Пай-Пай . Автономный университет Нижней Калифорнии, Мехикали, Мексика. (Включает устную историю и местные традиции.)
  • Гиффорд, Эдвард Уинслоу и Р. Х. Лоуи. 1928. «Заметки об индейцах акваала Нижней Калифорнии» . Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 23:338-352. Беркли. (Миф о сотворении мира, рассказанный Зайцем в 1921–1922 гг., стр. 350–351.)
  • Хинтон, Линн и Люсиль Дж. Ватахомиги. 1984. Гора духов: антология историй и песен Юмана . Университет Аризоны Пресс, Тусон. (Включает рассказ, собранный Маурисио Дж. Микско из Руфино Очурте, стр. 201–222.)
  • Джоэл, Джудит. 1976. «Землетрясение 1957 года: текст Пайпай». В «Человеческих текстах » под редакцией Маргарет Лэнгдон, стр. 84–91. Издательство Чикагского университета.
  • Мейгс, Певерил, III. 1977. «Заметки о пайпаях Сан-Исидоро, Нижняя Калифорния». Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья 13 (1): 11–20. (Краткая заметка о мифе о сотворении мира, записанная в 1929 году, стр. 15.)
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dac647294e1332887f0cd4d7be6011a7__1624028400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/a7/dac647294e1332887f0cd4d7be6011a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paipai people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)