Jump to content

Люди Мазауа

Мазауа
Хньято
Уроженцы Масауа в Валле-де-Браво , штат Мехико.
Общая численность населения
135,897 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Штат Мехико ( Мексика )
Языки
Масауа , мексиканский испанский
Религия
Христианство ( католицизм ) и мезоамериканская религия
Родственные этнические группы
Другие коренные народы Мексики

Масауа коренной народ Мексики , населяющий преимущественно северо-западную часть штата Мехико и небольшие части Мичоакана и Керетаро . Самая большая концентрация масауа наблюдается в муниципалитетах и Сан-Фелипе-дель-Прогресо Сан -Хосе-дель-Ринкон в штате Мехико. Значительное присутствие также наблюдается в Мехико , Толуке и районе Гвадалахары из-за недавней миграции. Согласно мексиканской переписи 2010 года, в штате Мехико проживают 116 240 человек, говорящих на этом языке, что составляет 53% всех носителей языка коренных народов в штате.

Культура

[ редактировать ]

Несмотря на близость к Мехико, культура Масауа относительно неизвестна большинству мексиканцев и даже многим антропологам. [2]

Женское платье

[ редактировать ]
Стенд с текстилем Mazahua на ежегодной выставке Expo de los Pueblos Indígenas в Мехико.

Одним из способов сохранения своей культуры мазауа является женская одежда, элементы которой имеют конкретное значение и особую ценность. Одежда включает блузку, юбку, называемую чинкуэте, нижнюю юбку, фартук, ребосо , кезкеметль и пояс. [2] Многослойность одежды, особенно юбок, придает женщинам солидный вид. [3] Традиционный женский наряд, особенно вариант, сотканный вручную из шерсти, находится под угрозой исчезновения, несмотря на усилия по сохранению навыков и традиций, необходимых для его сохранения. [2]

Чинкуэте — это юбка со складками, обычно сделанная из атласа и кружева. В основном он заменил старую лиа, которая представляла собой два куска ткани, сшитых горизонтально с вышитым краем. Одежда замысловато сложена и надевается на талию. Те, кто носит чинкуэте, также носят нижнюю юбку с вышитым краем, выступающим из-под чинкуэте. Верхняя часть тела покрыта сако или блузкой с вышивкой, покрытой слоями кечкеметля и/или ребосо. [2]

Юбки удерживаются на месте тканым поясом, дизайн которого имеет культурное значение. Пояс — один из наиболее важных элементов, который носят на талии, которая считается энергетическим центром, связанным с космосом и Матерью-Землей . На поясах вытканы разнообразные узоры, призванные передать идеи, истории, чувства и переживания. Например, обилие птиц обычно указывает на красоту, свободу и изящество. Однако если птица изображается с шипом на ноге, это может означать какую-то физическую или душевную боль. Еще одним важным символом является стилизованная звезда, которая символизирует хранителя ночи, приносящего послания и являющегося защитником здоровья. [2]

В регионе Масауа почти все женщины носят серьги в форме полумесяца, поскольку жених по традиции покупает для своей невесты пару вместо кольца. Серьги сделаны из серебряных монет, предоставленных женихом, и изготовлены традиционными серебряными мастерами. В 1970-х годах под руководством Марии Терезы Помар были предприняты усилия по сохранению традиции серебряного дела, которая находилась под угрозой исчезновения. Ее усилия в конечном итоге привели к созданию гильдии серебряных мастеров Мазауа, члены которой получали призы за свою работу. [2]

Распространенность языка мазауа

Масауа называют себя Tetjo ñaa jñatjo , что примерно означает «те, кто говорит на своем родном языке». Слово Мазауа, вероятно, происходит от языка науатль , означающего «оленья нога», и обозначает тех, кто выслеживает оленей для охоты. Однако охота на оленей как традиция давно угасла с потерей среды обитания оленей. [4] Другая интерпретация названия происходит от имени первого вождя Масатли-Текутли. [5]

Язык принадлежит к ото-памейской ветви ото-мангских языков , которая родственна отоми , паме , матлацинке и другим. [5] [4] Несмотря на усилия по сохранению языка и культуры, процент детей, изучающих масауа как свой родной язык, снижается. [6]

Согласно мексиканской переписи 2010 года, в штате Мехико проживает 116 240 человек, говорящих на этом языке, что составляет 53% всех носителей языка коренных народов в штате, большинство из которых владеют испанским языком на двух языках . [7] [8] В результате миграции масауа стал шестым по распространенности языком в Мехико. [8]

Ритуалы и праздники

[ редактировать ]

Религиозная вера и космология представляют собой смесь католических и местных верований. [5] Ежегодные фестивали основаны на католическом календаре, при этом каждая община имеет своего святого покровителя, наиболее распространенным из которых является Исидор Труженик . Двумя крупнейшими фестивалями являются Праздник Креста (3 мая) и День мертвых (2 ноября). Традиционные танцы, исполняемые в особых случаях, включают Danza de Pastoras, Danza de Santiagueros и Danza de Concheros. [5]

День мертвых — это приветственное возвращение душ предков, которым преподносятся продукты, которые они предпочитали при жизни, а также напитки, такие как пульке и пиво, а также хлеб, сладости и фрукты. Алтари украшены так же, как и большинство других в Мексике, цветами, вырезками из бумаги и т. д., но они часто также содержат ткани, вручную вышитые мотивами Масауа. [3] Мазауа верят, что души умерших возвращаются в День мертвых в виде бабочек-монархов, чтобы насладиться подношениями в виде фруктов и хлеба, оставленными на алтарях. Чтобы приветствовать их, они устраивают процессию от церкви к кладбищу, а чтобы попрощаться, устраивают процессию в противоположном направлении. [9]

Церемония Нового огня происходит 19 марта и представляет собой благословение огня весной, координируемое главой народа Масауа. Церемония проводится по кругу, точки которого совпадают со сторонами света, каждая из которых посвящена отдельному божеству. Лес в центре освящен и освещен. Затем огонь распределяется свечами. [3]

Офренда аль Агуа, или Подношение воде, происходит 15 или 16 августа возле рек и озер. Его цель — поблагодарить стихию за помощь в сельскохозяйственном цикле и попросить прощения за злоупотребления ресурсом. Это происходит в конце сезона дождей, когда количество осадков и запасы воды начинают уменьшаться. [3]

Одной из важных местных церемоний Масауа является Xita Corpus, проводимая в Темаскальсинго . Он чтит и переосмысливает древний миф о «кситах» (стариках), которые приходят в город после путешествия. Согласно мифу, они просят еды, но ее нет. Горожане просят их помолиться о дожде, что они и делают. Идут дожди, и урожай обильный.

Сегодня церемония проводится приурочена к празднику Тела Христова , когда сажают кукурузу, как раз перед сезоном дождей. Церемония сохранила свое значение, но выращивание кукурузы больше не является основным источником дохода в этом районе. Одним из главных аспектов является тщательно продуманный костюм, который носят танцоры, играющие старых путешественников. Он предназначен для имитации традиционных путешественников из числа коренных народов и может весить до 55 фунтов. [2]

Церемониальный центр Мазауа(Церемониальный центр Масауа) находится в небольшой деревне Санта-Ана-Ничи, окруженной лесом, в 32 км от Сан-Фелипе-дель-Прогресо . Он был основан в 1980-х годах и посвящен сохранению культуры, истории и ремесел Масауа. На территории расположены три здания, напоминающие киоски , которые используются для таких церемоний, как весеннее равноденствие, а также собраний. Здесь также есть музей, в котором собрана коллекция изделий ручной работы и других предметов, демонстрирующих жизнь и мировоззрение народа Масауа. [10]

Браслеты в стиле мазауа в Музее популярного искусства в Мехико от Изабель Кихано, Марии Долорес Гарсиа, Анжелики Рейес и Матильды Рейес.

Основными районами ремесленного производства являются Сан-Фелипе-дель-Прогресо, Темаскальсинго, Иштлауака и Атлакомулько . Изделия ручной работы включают текстиль, такой как одеяла, пояса, коврики, подушки, скатерти, сумки и кезкеметли из шерсти. В Сан-Фелипе-дель-Прогресо и на вилле Виктория есть мастерские по изготовлению метел и щеток. В Темаскальсинго преобладает керамика из красной глины, особенно горшки для приготовления пищи, цветочные горшки и тигли. В Иштлауаке преобладает производство перчаток, шарфов и свитеров. Соломенные шляпы производятся в Атлакомулько. Изготовление серебра осуществляется в Сан-Фелипе-дель-Прогресо. [5]

Текстиль мазауа свидетельствует о том, как живут люди, видят свой мир и представляют символы своей культуры. Ткачество и вышивание времен начинается с покупки ткани и ниток в таких городах, как Толука и Ситакуаро . Существуют установленные правила относительно расположения рисунков и цветов. Текстиль изготавливается как для личного использования, так и для продажи и включает скатерти, одеяла, подушки и сумки для переноски. Текстиль также используется в качестве подношения для покрытия алтарей и стен во время особых церемоний, например, в дни святых. [2]

В 2011 году группа тряпичных кукол, сделанных женщинами Масауа, была выставлена ​​в Museo de Arte Popular . Куклы были традиционными, но одетыми в манере известных мировых дизайнеров. Мероприятие называлось Fashion's Night Out и спонсировалось Vogue México . [11]

Хотя традиционные ремесла были важной частью культуры Масауа, традиция их изготовления исчезает среди молодых поколений. [12]

Здоровье мазауа является как физическим, так и духовным. Они также верят в «хорошие» и «плохие» недуги: первые посланы Богом, а вторые вызваны каким-то злом с чьей-то стороны или сверхъестественными причинами. К «хорошим» недугам относятся диарея, пневмония, бронхит и кишечные паразиты. К «плохим» относятся «сглаз», «испуг» и «плохой воздух». Классификация указывает вид лечения, которое может включать в себя лечение травами, массажи, церемонии или профессиональную медицину. [5]

Нуклеарная семья является основой общества Мазауа, в которой определенные роли определяются в основном полом и возрастом. Помимо семейных обязанностей, мазауа обязаны участвовать в добровольном труде на благо общества, называемом фаэна . Работа часто включает в себя строительство таких учреждений, как школы, рынки и дороги. [5]

Кухня Мазауа часто связана с ритуалом и его космологией и очень похожа на кухню Отоми. Обычные ингредиенты включают тыкву, соус пипиан, овощ под названием квелит и множество грибов, которые обычно встречаются в лесу в определенное время года. [13] Обычными застольями являются индейка в соусе из моле и напитки, называемые зенде и пульке, особенно в день праздника покровителя местности. Индейку в соусе из моле обычно готовят на день святого покровителя и свадьбы. Зенде — местный напиток, приготовленный из проросшей кукурузы, которую заваривают и подкрашивают небольшим количеством перца чили. небольшое количество пульке Затем добавляется , чтобы начать процесс ферментации. Готов примерно через четыре дня, имеет кисло-сладкий вкус. [13]

Происхождение народа не установлено. Одна история гласит, что они были одной из пяти групп чичимека , мигрировавших в этот район в 13 веке, во главе с вождем по имени Мазауатль. Другая история указывает на то, что они произошли от аколуа . [5] Масауа жили сотни лет в лесах северного штата Мехико до Мичоакана, в основном занимаясь охотой и собирательством. Первоначально одежду ткали из волокна магуи , которое до сих пор используется для изготовления таких вещей, как сумки и ремни. Волокно окрашивалось пигментами растительного и минерального происхождения. [4] С возникновением Империи ацтеков территория Масауа была подчинена Ашаякатлю , а позже Масауа участвовали в дальнейших ацтекских завоеваниях на юге. [5]

Во время испанского завоевания империи ацтеков эта территория перешла во владение Гонсало де Сандоваля . Францисканцам было поручено евангелизировать группу иезуитов в Альмолойя-де-Хуарес . В колониальный период на территории экономически доминировали крупные гасиенды в Темаскальсинго, Эль-Оро, Хокотитлане и Альмолойя-де-Хуарес. Позже Масауа поддержали мексиканскую войну за независимость и Мексиканскую революцию . [5]

Со времен колониального периода мазауа сохранили большую часть своей культуры и традиций, но произошли и значительные изменения. [2] Два основных аспекта, которые они сохранили, - это язык мазауа и отличительная женская одежда. [4] Культура развивалась для проживания в умеренном или холодном климате, на территории, засаженной соснами, каменными дубами и елями . С 20-го века леса были уничтожены вырубкой, эрозией и потерей верхнего слоя почвы. [14]

Мужчины традиционно зарабатывали деньги для семьи сельским хозяйством и добычей древесного угля. В прошлом общины Масауа были самодостаточными, но сейчас это уже не так. [4] Экономика большинства семей Масауа смещается от сельского хозяйства к интеграции в более широкую мексиканскую экономику. [2] Одним из ярких примеров является трудоустройство Масауаса на бывшем ранчо Пастеже, недалеко от Атлакомулько, которое теперь известно своим заводом по производству электроприборов. На заводе начали нанимать масауа, в основном женщин, для выполнения монтажных работ по производству электроэнергии, счетчиков воды, проводников, патронов для лампочек и многого другого. В декабре 1964 года открылся еще один завод, на котором приняли на работу около 700 молодых женщин.

Работа на фабрике оказала значительное влияние на культуру. Одним из изменений стал отказ от нижней юбки, которую женщины Масауа носили для тепла, пока она носилась по цеху фабрики, и молодые женщины хотели больше походить на городских женщин. [2] Это также привело к другим изменениям в образе жизни, таким как дома из шлакоблоков и цемента вместо самана. [5]

Памятник Мазауа. Мехико.

Еще одним важным изменением для народа масауа стала миграция в другие районы Мексики и даже в Соединенные Штаты, сезонная или постоянная. Работа в городах легче и оплачивается лучше, чем в традиционном сельском хозяйстве. [2] Это началось в 1945 году, когда было построено шоссе Атлакомулько-Толука, что позволило легко выезжать за пределы этого района, в первую очередь в Толуку и Мехико. Мужчины начали мигрировать в Мехико, в основном для строительства. Они привели своих жен, которые стали продавать на улице фрукты, овощи, а позже и тряпичные куклы, часто зарабатывая больше денег, чем их мужья. Они настолько преуспели в продажах, что другие продавцы начали подражать их отличительной одежде. [2] Женщин Масауа в их традиционной одежде стали называть «мариас» в честь известного телевизионного персонажа 1970-х годов по имени Ла Индия Мария , который носил костюм, похожий на тот, который носят женщины Масауа. Однако единственное сходство между женщинами Ла Индия Мария и Масауа - это костюм. [2]

Многие семьи Масауа переехали в район Гвадалахары , поселившись в основном в муниципалитете Сапопан . [8]

Хотя большинство масауа покинули свою традиционную территорию по экономическим причинам, некоторые уехали также потому, что обратились в протестантизм , особенно в веру Свидетелей Иеговы . [8] Массовая миграция привела к тому, что ряд общин Масауа, таких как Сан-Фелипе-Сантьяго, населены в основном женщинами и детьми. Мужчины возвращаются только на некоторые важные праздники, например, в честь покровителя города. [2]

Территория

[ редактировать ]

Территория Масауа находится в центральной Мексике, к северо-западу от Мехико. Его протяженность составляет 6068 км. 2 сосредоточен на севере и западе штата Мехико, простираясь на небольшие части Мичоакана и Керетаро. [14] [2] В штате Мехико масауа обитают в муниципалитетах Альмолойя-де-Хуарес, Атлакомулько, Донато-Гуэрра , Эль-Оро-де-Идальго , Иштлауака, Хокотитлан , Сан-Фелипе-дель-Прогресо, Темаскальсинго, Вилья-де-Альенде и Вилья-Виктория. [5] [6] В Мичоакане они встречаются в муниципалитетах Ситакуаро и Сусупуато . [8] [5] Их территория граничит с территорией отоми на севере и востоке; Матлацинкас на юге; и Пурепеча на западе. [14]

Масауа являются крупнейшей группой коренного населения в штате Мехико и наиболее доминирующей в муниципалитетах Сан-Фелипе-дель-Прогресо, Сан-Хосе-дель-Ринкон, Вилья-Виктория и Вилья-де-Альенде. [6]

Территория гористая, с небольшими горными хребтами, входящими либо в Западную Сьерра-Мадре, либо в результате Трансмексиканского вулканического пояса . Диапазоны включают Сан-Андрес, который проходит через Хокотитлан, Сан-Фелипе-дель-Прогресо, Атлакомулько и Эль-Оро.

Климат от умеренного до холодного из-за высоты. Равнинные территории важны для сельского хозяйства. Основным стоком является река Лерма , а также реки Ла-Гавия, Лас-Лахас, Малакотепек и Ла-Сьенега. [5] [6] Благодаря близости к Мехико в этом районе хорошая дорожная инфраструктура.

Есть также ряд важных плотин, таких как Вилла Виктория, Бровкман, Эль-Сальто и Тепетитлан. Большая часть территории покрыта лесом, с некоторыми полупустынными участками, но обе они серьезно деградированы. И лесозаготовки, и охота поставили ряд видов под угрозу исчезновения. [5] Часть территории Масауа находится на территории биосферного заповедника бабочек-монархов . [14]

Социоэкономика

[ редактировать ]

Около 40% населения работает в сельском хозяйстве, выращивая кукурузу, фасоль, пшеницу, ячмень, овес и картофель, а в некоторых муниципалитетах выращивают горох, овощи и цветы. Большая часть производства предназначена для существования. Большая часть сельского хозяйства ведется на землях эхидо семьями с использованием традиционных методов и инструментов. Животноводство в основном овцы и коровы. Также ведется некоторое рыбоводство. Лесная продукция включает древесину, дрова и древесный уголь. [5] Еще одним традиционным источником дохода, особенно в Сан-Фелипе-дель-Прогресо, является ремесло: изготовление одеял, поясов, ковриков, сумок, скатертей, кекскемитлей, жилетов и другой одежды из шерсти. Другие распространенные поделки — изготовление сумок для переноски из переработанных пластиковых полосок, щеток, метел и глиняной посуды. [12] Большинство муниципалитетов на территории Масауа имеют высокую степень социально-экономической маргинализации. Два, Эль-Оро и Хокотитлан, считаются имеющими средний уровень, а еще два, Атлакомулько и Валье-де-Браво , имеют низкий уровень. [6]

Многие мужчины и женщины племени Масауа временно или постоянно мигрируют в города Толука и Мехико в поисках работы, поскольку сельского хозяйства, как правило, недостаточно для удовлетворения потребностей. Некоторые масауа мигрируют до Веракруса , Соноры , Керетаро и Халиско . Мужчины обычно работают в строительстве и торговле, а женщины обычно работают в сфере домашней прислуги или в торговле. [5] [6]

Сообщества мазауа обычно находятся рядом с общинами отоми. Оба народа поддерживают в основном экономические связи и обмениваются продуктами из своих регионов. Отношения мазауа с метисами сложны, но мазауа, как правило, в социальном отношении уступают метисам , которые обладают большей частью социальной и экономической власти. [5] Уровень образования низкий из-за социальных и экономических факторов: большинство из них заканчивают только начальную школу. [6]

Каждый год школа ASF проводит tianguis (открытый рынок), чтобы собрать деньги и передать их сообществу. Учащиеся 6 класса производят продукцию, продают ее и жертвуют все деньги на благо общества. Лучшим продуктом являются пчелиные бомбочки для ванн, которые помогают больше всего.

  1. ^ Мексика: Национальные языки коренных народов.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Текстиль Mazahuas (на испанском и английском языках). Том. 102. Мехико: Искусство Мексики. 2005. стр. (2)–(16). ISBN  978-607-461-076-5 .
  3. ^ Jump up to: а б с д «Fiestas Mazahuas» [фестивали масауа] (на испанском языке). Мексика: Национальная комиссия по развитию коренных народов . Проверено 26 октября 2012 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Карденас Мартинес, Селестино (2000). Песни, истории и мифы масауа из Сан-Педро-эль-Альто, Темаскальсинго [ Песни, истории и мифы масауа из Сан-Педро-эль-Альто, Темаскальсинго ] (на испанском языке). Толука: Автономный университет штата Мехико. стр. 20–21. ISBN  968-835-498-8 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Масауа» (на испанском языке). Мексика: Национальная комиссия по развитию коренных народов. 22 октября 2009 года . Проверено 26 октября 2012 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Масауа» (на испанском языке). Мексика: Штат Мехико. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года . Проверено 26 октября 2012 г.
  7. ^ «Datos Estadísticos Estado de Mexico» [Статистическое управление штата Мехико] (на испанском языке). Мексика: Штат Мехико. Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 3 октября 2012 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Хорхе Альберто Мендоса (3 октября 2010 г.). «Масауас, лос грех тирра ан Сапопан» [Масауа без земли в Сапопане]. Миленио (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 26 октября 2012 г.
  9. ^ «Подношение Мазауа мертвым в Национальном музее антропологии MNA» (пресс-релиз). ИНАХ . 1 ноября 2010 года . Проверено 26 октября 2012 г.
  10. ^ «Centro Ceremonial Mazahua» [Церемониальный центр Масауа] (на испанском языке). Мексика: Национальная комиссия по развитию коренных народов . Проверено 26 октября 2012 г.
  11. ^ Херардо Леон (10 сентября 2011 г.). «Muñecas mazahuas muy fashion» [Очень модные куклы Мазауа]. Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико . Проверено 26 октября 2012 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Tradiciones del Pueblo Mazahua» [Традиции народа масауа] (на испанском языке). Мексика: Национальная комиссия по развитию коренных народов . Проверено 3 октября 2012 г.
  13. ^ Jump up to: а б Оливия Тирадо (1 сентября 2012 г.). «Gastronomía mazahua todo un Ritual» [гастрономия Мазауа, все ритуалы]. Голос Мичоакана (на испанском языке). Морелия . Проверено 26 октября 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  14. ^ Jump up to: а б с д Санчес Нуньес, Эдмундо (июль – декабрь 2006 г.). «Традиционные знания мазауа о видах рептилий: этнозоологическое исследование в биосферном заповеднике бабочек-монархов, Мексика». Изучать Сок (на испанском языке). 14 (28). ISSN   0188-4557 . Проверено 26 октября 2012 г.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 995509e87c12f092f5a4423e8de961d4__1712977860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/d4/995509e87c12f092f5a4423e8de961d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mazahua people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)