Пурепеча
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
![]() | |
Дети Пурепеча на Выставке традиционной одежды для церемоний и танцев Мичоакана 2015 г. | |
Общая численность населения | |
---|---|
141,177 [ 1 ] (перепись 2015 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мичоакан , небольшие поселения в Халиско , Гуанахуато и Герреро. | |
Языки | |
Пурепеча | |
Религия | |
Римский католицизм , Религия Пурепеча |
Пурепеча phuˈɽepet͡ʃa ( западном Western Highland Purepecha P'urhepecha [ ] ) — группа коренных народов , проживающих в Мичоакана , Мексика регионе : - северо .
Они также известны под уничижительным термином « Тараскан », экзонимом , применяемым посторонними, а не тем, который они используют для себя.
некоторые нижние долины Гуанахуато и Халиско. Пурепеча занимает большую часть Мичоакана, а также Селайя , Акамбаро , Серано и Юрирапундаро В настоящее время пурепеча живут в основном в высокогорьях центрального Мичоакана, вокруг озер Пацкуаро и Куитцео .
История
[ редактировать ]Доиспанская история
[ редактировать ]Это была одна из крупнейших империй доколумбовой эпохи . Столицей был Цинцунцан . Архитектура Пурепеча известна ступенчатыми пирамидами в форме буквы «Т». Доколумбовые ремесленники Пурепеча делали мозаику из перьев, в которой широко использовались перья колибри , которые во всем регионе высоко ценились как предмет роскоши.
В доколониальную эпоху королевство Пурепеча вступало в конфликт с ацтеками. Королевство Пурепеча расширилось за счет завоеваний. Однако многие избегали завоеваний и кровопролития и, чтобы сохранить свою свободу, обменивали товары и ресурсы, такие как металл, с королевством Пурепеча. [ 2 ]
Империя Пурепеча никогда не была завоевана Империей ацтеков , фактически нет никаких записей о том, что ацтеки когда-либо побеждали их в битве. Скорее всего, это было связано с наличием металлических руд в их империи и их знаниями в области металлургии, которые намного превосходили знания ацтеков [1]. [ не удалось пройти проверку ] ; такие навыки сохранились у их потомков и до сих пор широко ценятся, особенно их медное дело . Несмотря на то, что они были врагами ацтеков, ацтеки все равно торговали с ними, в основном металлическими инструментами и оружием.
Испанская эпоха (1525-1821 гг.)
[ редактировать ]
Услышав об испанском завоевании Империи ацтеков и о том, что местное население значительно сократилось из-за эпидемии оспы , казончи Тангаксуан II присягнул на верность королю Испании без боя в 1525 году. Считается, что испанцы конкистадор Кристобаль де Олид , прибыв в Империю Пурепеча , ныне в современном Мичоакане , исследовал некоторые части Гуанахуато. в начале 1520-х гг. Легенда повествует о 16- или 17-летней Пурепече, принцессе Эрендире , которая повела свой народ в жестокую войну против испанцев. Используя украденных испанских лошадей, ее люди научились ездить в бой. В 1529–1530 годах испанские войска вошли в Мичоакан и некоторые части Гуанахуато с армией из 500 испанских солдат и более 10 000 местных воинов.
Затем, в 1530 году, президент Реальной Аудиенсии , Нуньо де Гусман конкистадор, известный своей безжалостностью и жестокостью по отношению к туземцам, разграбил регион и казнил Тангасуана II, разрушив государство Пурепеча и спровоцировав хаотическую ситуацию и повсеместное насилие. В 1533 году корона послала опытного Оидора (судью Аудиенсии), а затем епископа дона Васко де Кирогу , который установил прочное колониальное правление. Земли Пурепеча подверглись серьезной вырубке лесов в испанский колониальный период. [ 3 ]
История после обретения независимости
[ редактировать ]Карденас был
[ редактировать ]

После Мексиканской революции (1910–1920) в Мичоакане произошли политические волнения. Когда бывший революционный генерал Ласаро Карденас , родом из небольшого городка в Мичоакане, был назначен губернатором своего штата, он начал амбициозную программу реформ и экономического развития, которую продолжил, когда стал президентом Мексики (1934–40). Для него коренное наследие Мичоакана было основой для построения послереволюционной идентичности Мексики. Хотя ацтеки играли важную роль в истории Мексики и формировании идентичности, Карденас считал Пурепеча «более чистым» источником. Пурепеча никогда не был завоеван ацтеками, но в эпоху испанского завоевания сопротивление Пурепеча было предметом региональной гордости. В частности, Карденас продвигал историю принцессы Эрендиры, которая, как говорят, сражалась против испанцев. [ 4 ] Он назвал дом, который он построил в Пацкуаро, «La Quinta Eréndira» и поручил монументалистам изобразить историю Пурепеча в своей резиденции и в других местах. [ 5 ] Традиции фольклорного исполнения Пурепеча стали источником гордости коренных жителей . [ 6 ]

Отток из Мичоакана
[ редактировать ]В конце двадцатого и начале двадцать первого века социологи изучали миграцию Пурепеча из региона. [ 7 ] [ 8 ]
Религия
[ редактировать ]Многие традиции продолжают жить, в том числе Джимбани Уэксурхина (Новый огонь), который отмечается 2 февраля. В нем есть как традиционные местные, так и католические элементы. Община зажигает огонь, называемый чиджпири джимбани, или «новый огонь», в рамках церемонии, посвященной четырем элементам. Месса также служится на языке пурхепеча. Они верили в Бога неба, земли и подземного мира. Бог неба и войны Курикавери. Богиня земли, управляющая жизнью и климатом, Квеавапери. Богиня моря и подземного мира Харатенга. [ 9 ]
Культура
[ редактировать ]
Пурепеча в основном занимаются рыболовством, поскольку в основном они жили вокруг озер Пацкуаро. Они также известны своим мастерством в ткачестве, гончарном деле и боевыми навыками. Многие живут в деревянных хижинах на территории комплексов, окруженных стенами из сухого камня. Однако многие из этих построек заменяются домами из кирпича и бетона. Одна из отличительных практик Пурепеча включает крещение новорожденных после сорока дней раздельного отдыха матери и ребенка. Затем младенца пеленают в течение шести недель и поддерживают физический контакт с матерью или близкой родственницей. Это касается только христианских деревень. [ 10 ] Храмы, созданные Пурепеча, не были похожи на свои мезоамериканские аналоги. [ 11 ]
Пурепеча сегодня отмечает множество праздников. Одним из самых популярных праздников, отмечаемых Пурепеча, является День мертвых или «Día De Los Muertos» . Хотя по всей Мексике его отмечают одинаково, жители Пурепеча празднуют немного иначе. 1 и 2 ноября члены семьи принимают участие в всенощном бдении над могилами своих близких. Пурепеча верят, что души умерших охраняют своих живых родственников в День мертвых. [ 12 ]
В городе Сан-Хуан-Нуэво-Парангарикутиро, который является городом Пурепеча, неженатые мужчины будут танцевать танец курпитов. Танец используется, чтобы помочь мужчине выразить свою мужественность и ухаживать за своей возлюбленной. [ 13 ] Танец отмечается во время христианского праздника Крещения .
Язык
[ редактировать ]
На языке Пурепеча говорят почти 200 000 человек в Мичоакане . После принятия в Мексике в 2000 году закона о языках коренных народов языки коренных народов, такие как пурепеча, получили официальный статус, равный с испанским, в тех регионах, где на них говорят. Недавно в местных школьных системах было введено образовательное обучение на языке Пурепеча. Кроме того, многие сообщества Пурепеча предлагают занятия и уроки языка.
В популярной культуре
[ редактировать ]Принцесса Эрендира из Пурепеча была изображена в фильме 2006 года Эрендира Икикунари ( «Эрендира Неукротимая »).
В фильме Диснея 2017 года «Коко» представлен персонаж по имени «Мама Коко», который, по-видимому, был основан на реальной женщине из Пурепеча Марии Салуд Рамирес Кабальеро, хотя Pixar никогда официально не подтверждал это . [ 14 ]
В фильме 2022 года «Черная пантера: Ваканда навсегда » представлен Нэмор , чьи мифы переписаны, чтобы включить коренное мезоамериканское происхождение с влиянием культур майя и ацтеков. Тенох Уэрта , играющий Нэмора, происходит из Пурепеча.
В фильме 2024 года «Касаграндес» , основанном на Nickelodeon мультсериале «Касаграндес» , главная героиня Ронни Энн Сантьяго путешествует со своей семьей в вымышленный город Япунда, который во многом основан на реальном мичоаканском городе Пацкуаро . Фильм черпает вдохновение из наследия Пурепеча режиссера Мигеля Пуги, и режиссер вместе с консультантом по культуре Лало Алькарасом работал, «чтобы изобразить сообщество Пурепеча в этой вселенной — их обычаи, их еду, их музыку». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пурепеча» . 26 декабря 2016 г.
- ^ Хаскелл, Дэвид (2018). Тарасканское царство и его доиспанское прошлое в мезоамериканском контексте . Университетское издательство Колорадо. стр. 50–79.
- ^ «Исследовательская статья» (PDF) . www.unesco.org.uy (на испанском языке).
- ^ * Рамирес Баррето, Ана Кристина, «Эрендира верхом на лошади: соединение тел и историй в истории завоевания и сопротивления». e-misférica: Сексуальность и политика в Америке, 2 вып. 2 (2005) 1-19.
- ^ Джолли, Дженнифер. Создание Пацкуаро, создание Мексики: искусство, туризм и национальное строительство под руководством Ласаро Карденаса . Остин: Издательство Техасского университета, 2018 г.
- ^ Хеллиер-Тиноко, Рут. Воплощая Мексику: туризм, национализм и производительность . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011.
- ^ Андерсон, Уоррен. «Миграция пурепеча в сельские районы Среднего Запада США: история и современные тенденции». Мексиканские мигранты из числа коренных народов в Соединенных Штатах , под редакцией Джонатана Фокса и Гаспара Ривера-Сальгадо, Ла-Хойя: Калифорнийский университет, Сан-Диего, Центр сравнительных иммиграционных исследований/Центр американо-мексиканских исследований (2004).
- ^ Марр, Пол и Кристофер Саттон. «Демографические изменения в регионе Пурепеча штата Мичоакан, Мексика: 1970-2000 годы». Журнал латиноамериканской географии (2004): 52–66.
- ^ «Пурепеча Мичоакана - Пурепеча - Гуру Мексики» . www.mexicoguru.com . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 364. ИСБН 0-7566-0520-2 .
- ^ Мальмстрем, Винсент Х. (январь 1995 г.). «Географическое происхождение тарасков». Географическое обозрение . 85 (1): 31–40. дои : 10.2307/215553 . ISSN 0016-7428 . JSTOR 215553 .
- ^ Брандес, Стэнли (1998). «День мертвых» . Справочник по Кредо . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Бишоп, Джойс М. (2009). « «Те, кто собираются»: ритуальный танец коренных народов в контексте современного мексиканского транснационализма» . Журнал американского фольклора . 122 (486).
- ^ Кроутер, Линнея (18 октября 2022 г.). «Некролог Марии Салуд Рамирес Кабальеро: «Мама Коко в реальной жизни» умирает в возрасте 109 лет» . Legacy.com . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Агилар, Карлос (3 апреля 2024 г.). «Вот почему действие фильма «Касаграндес» происходит в Мичоакане» . latimes.com/delos . Проверено 28 августа 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Уоррен. «Миграция пурепеча в сельские районы Среднего Запада США: история и современные тенденции». Мексиканские мигранты из числа коренных народов в Соединенных Штатах , под редакцией Джонатана Фокса и Гаспара Ривера-Сальгадо, Ла-Хойя: Калифорнийский университет, Сан-Диего, Центр сравнительных иммиграционных исследований/Центр американо-мексиканских исследований (2004).
- Беллами, К.Р. «О внешних связях Пурепеча: исследование классификации, контактов и закономерностей словообразования». Дисс. 2018.
- Бойд, Морис. Тарасканские мифы и легенды: богатая и творческая история тарасков. № 4. Издательство Техасского христианского университета, 1969.
- Бойд, Морис. Восемь легенд тарасков. № 3. Университет Флориды, 1958.
- Брэнд, Дональд Д. «Исторический очерк географии и антропологии тарасковского региона: Часть I». Антрополог Нью-Мексико 6.2 (1943): 37–108.
- Буш, Джейсон В. «Архитектурные модели в сердце Пурепеча: исследование внутриобъектовых поселений в городском центре Сакапу-Ангамуко, Мичоакан, Мексика». Дисс. Государственный университет Колорадо, 2012 г.
- Каро, Патрисия и Мари-Арети Херс. «Эпос о тольтеках Чичимеке и Пурепече на Древнем Юго-Западе». Археология без границ. Контакты, коммерция и изменения на юго-западе США и северо-западе Мексики, Боулдер, Университетское издательство Колорадо (2008): 301–334.
- Шаморо, Клодин. «Диалектология, типология, диахрония и контактная лингвистика: многослойная перспектива в Пурепече». STUF-Типология языка и универсалии Sprachtypologie und Universalienforschung 65.1 (2012): 6-25.
- Коэн, Анна С. и Кристофер Фишер. «Империя Тарасков (Пурепеча)». Оксфордский справочник ацтеков.
- Годинес, Исаура. «Результаты миграции и здравоохранения в отправляющих сообществах Пурепеча». Кандидатская дисс. Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, 2016 г.
- Хаскелл, Дэвид Л. «От дани общинному суверенитету: территории Тараскан и Какскан в переходный период». Канадский журнал исследований коренных народов 35.2 (2015): 265.
- Хаскелл, Дэвид Луис. «История и построение иерархии и этнической принадлежности в доиспанском государстве Тарасков: синтагматический анализ Relación de Michoacán». Дисс. Университет Флориды, 2003 г.
- Хеллиер-Тиноко, Рут. Воплощая Мексику: туризм, национализм и производительность . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011.
- Весело, Дженнифер. Создание Пацкуаро, создание Мексики: искусство, туризм и национальное строительство под руководством Ласаро Карденаса . Остин: Техасский университет Press, 2018. ISBN 978-1477-314203
- Кемпер, Роберт В. и Джули Адкинс. «От «современного тарасковского региона» к «Patria Purépecha: изменение концепций этнической и региональной идентичности». (2006).
- Криппнер-Мартинес, Джеймс. «Политика завоевания: интерпретация Relación de Michoacán». Америка 47.2 (1990): 177–197.
- Марр, Пол и Кристофер Саттон. «Демографические изменения в регионе Пурепеча штата Мичоакан, Мексика: 1970-2000 годы». Журнал латиноамериканской географии (2004): 52–66.
- Марр, Пол и Кристофер Саттон. «Воздействие транспортных изменений на деревообрабатывающую промышленность региона Пурепеча в Мексике». Географическое обозрение 94.4 (2004): 440–461.
- Поллард, Хелен Перлштейн. «Построение идеологии в возникновении доиспанского государства тарасков». Древняя Мезоамерика 2.2 (1991): 167–179.
- Поллард, Хелен Перлштейн. «Модель возникновения Тарасканского государства». Древняя Мезоамерика 19.2 (2008): 217–230.
- Рагон, Агнес и Пол Марр. «Поддержание языка в регионе Месета Пурепеча в Мичоакане, Мексика». Антропологическая лингвистика (2006): 109–131.
- Рамирес Баррето, Ана Кристина, «Эрендира верхом на лошади: соединение тел и историй в истории завоевания и сопротивления». e-misférica: Performance and Politics in the Americas, 2 no. 2 (2005) 1-19.
- Роскамп, Ганс. «Тарасканская (Пурхепеча) империя». Энциклопедия Империи (2016): 1–3.
- Рот-Сенефф, Эндрю, Роберт В. Кемпер и Джули Адкинс, ред. От дани общинному суверенитету: территории тарасков и каксканов в переходный период. Университет Аризоны Пресс, 2016.
- Сильверштейн, Джей Э. «Исследование позднего постклассического ацтекско-тарасского рубежа в Северном Герреро, Мексика: проект Озтума-Кутсамала». (2000).
- Тертелл, Джоэл и Эмили Кланчер Мерчант. «Тарасканские фамилии с гендерной дифференциацией в Мичоакане». Журнал междисциплинарной истории 48.4 (2018): 465–483.