Jump to content

Пурепеча

(Перенаправлено с людей Пурепеча )
Пурепеча
Дети Пурепеча на Выставке традиционной одежды для церемоний и танцев Мичоакана 2015 г.
Общая численность населения
141,177 [ 1 ] (перепись 2015 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Мичоакан , небольшие поселения в Халиско , Гуанахуато и Герреро.
Языки
Пурепеча
Религия
Римский католицизм , Религия Пурепеча

Пурепеча phuˈɽepet͡ʃa ( западном Western Highland Purepecha P'urhepecha [ ] ) — группа коренных народов , проживающих в Мичоакана , Мексика регионе : - северо .

Они также известны под уничижительным термином « Тараскан », экзонимом , применяемым посторонними, а не тем, который они используют для себя.

некоторые нижние долины Гуанахуато и Халиско. Пурепеча занимает большую часть Мичоакана, а также Селайя , Акамбаро , Серано и Юрирапундаро ​В настоящее время пурепеча живут в основном в высокогорьях центрального Мичоакана, вокруг озер Пацкуаро и Куитцео .

Доиспанская история

[ редактировать ]

Это была одна из крупнейших империй доколумбовой эпохи . Столицей был Цинцунцан . Архитектура Пурепеча известна ступенчатыми пирамидами в форме буквы «Т». Доколумбовые ремесленники Пурепеча делали мозаику из перьев, в которой широко использовались перья колибри , которые во всем регионе высоко ценились как предмет роскоши.

В доколониальную эпоху королевство Пурепеча вступало в конфликт с ацтеками. Королевство Пурепеча расширилось за счет завоеваний. Однако многие избегали завоеваний и кровопролития и, чтобы сохранить свою свободу, обменивали товары и ресурсы, такие как металл, с королевством Пурепеча. [ 2 ]

Империя Пурепеча никогда не была завоевана Империей ацтеков , фактически нет никаких записей о том, что ацтеки когда-либо побеждали их в битве. Скорее всего, это было связано с наличием металлических руд в их империи и их знаниями в области металлургии, которые намного превосходили знания ацтеков [1]. [ не удалось пройти проверку ] ; такие навыки сохранились у их потомков и до сих пор широко ценятся, особенно их медное дело . Несмотря на то, что они были врагами ацтеков, ацтеки все равно торговали с ними, в основном металлическими инструментами и оружием.

Испанская эпоха (1525-1821 гг.)

[ редактировать ]
Христофор Олидский

Услышав об испанском завоевании Империи ацтеков и о том, что местное население значительно сократилось из-за эпидемии оспы , казончи Тангаксуан II присягнул на верность королю Испании без боя в 1525 году. Считается, что испанцы конкистадор Кристобаль де Олид , прибыв в Империю Пурепеча , ныне в современном Мичоакане , исследовал некоторые части Гуанахуато. в начале 1520-х гг. Легенда повествует о 16- или 17-летней Пурепече, принцессе Эрендире , которая повела свой народ в жестокую войну против испанцев. Используя украденных испанских лошадей, ее люди научились ездить в бой. В 1529–1530 годах испанские войска вошли в Мичоакан и некоторые части Гуанахуато с армией из 500 испанских солдат и более 10 000 местных воинов.

Затем, в 1530 году, президент Реальной Аудиенсии , Нуньо де Гусман конкистадор, известный своей безжалостностью и жестокостью по отношению к туземцам, разграбил регион и казнил Тангасуана II, разрушив государство Пурепеча и спровоцировав хаотическую ситуацию и повсеместное насилие. В 1533 году корона послала опытного Оидора (судью Аудиенсии), а затем епископа дона Васко де Кирогу , который установил прочное колониальное правление. Земли Пурепеча подверглись серьезной вырубке лесов в испанский колониальный период. [ 3 ]

История после обретения независимости

[ редактировать ]

Карденас был

[ редактировать ]
«История Мичоакана», фреска в Библиотеке Гертрудис Боканегра, Пацкуаро , Мичоакан (1941-1942)
La Quinta Eréndira в Пацкуаро

После Мексиканской революции (1910–1920) в Мичоакане произошли политические волнения. Когда бывший революционный генерал Ласаро Карденас , родом из небольшого городка в Мичоакане, был назначен губернатором своего штата, он начал амбициозную программу реформ и экономического развития, которую продолжил, когда стал президентом Мексики (1934–40). Для него коренное наследие Мичоакана было основой для построения послереволюционной идентичности Мексики. Хотя ацтеки играли важную роль в истории Мексики и формировании идентичности, Карденас считал Пурепеча «более чистым» источником. Пурепеча никогда не был завоеван ацтеками, но в эпоху испанского завоевания сопротивление Пурепеча было предметом региональной гордости. В частности, Карденас продвигал историю принцессы Эрендиры, которая, как говорят, сражалась против испанцев. [ 4 ] Он назвал дом, который он построил в Пацкуаро, «La Quinta Eréndira» и поручил монументалистам изобразить историю Пурепеча в своей резиденции и в других местах. [ 5 ] Традиции фольклорного исполнения Пурепеча стали источником гордости коренных жителей . [ 6 ]

Рыбаки на озере Пацкуаро

Отток из Мичоакана

[ редактировать ]

В конце двадцатого и начале двадцать первого века социологи изучали миграцию Пурепеча из региона. [ 7 ] [ 8 ]

Многие традиции продолжают жить, в том числе Джимбани Уэксурхина (Новый огонь), который отмечается 2 февраля. В нем есть как традиционные местные, так и католические элементы. Община зажигает огонь, называемый чиджпири джимбани, или «новый огонь», в рамках церемонии, посвященной четырем элементам. Месса также служится на языке пурхепеча. Они верили в Бога неба, земли и подземного мира. Бог неба и войны Курикавери. Богиня земли, управляющая жизнью и климатом, Квеавапери. Богиня моря и подземного мира Харатенга. [ 9 ]

Культура

[ редактировать ]
Диорама деревни тарасков в Общественном музее Милуоки

Пурепеча в основном занимаются рыболовством, поскольку в основном они жили вокруг озер Пацкуаро. Они также известны своим мастерством в ткачестве, гончарном деле и боевыми навыками. Многие живут в деревянных хижинах на территории комплексов, окруженных стенами из сухого камня. Однако многие из этих построек заменяются домами из кирпича и бетона. Одна из отличительных практик Пурепеча включает крещение новорожденных после сорока дней раздельного отдыха матери и ребенка. Затем младенца пеленают в течение шести недель и поддерживают физический контакт с матерью или близкой родственницей. Это касается только христианских деревень. [ 10 ] Храмы, созданные Пурепеча, не были похожи на свои мезоамериканские аналоги. [ 11 ]

Пурепеча сегодня отмечает множество праздников. Одним из самых популярных праздников, отмечаемых Пурепеча, является День мертвых или «Día De Los Muertos» . Хотя по всей Мексике его отмечают одинаково, жители Пурепеча празднуют немного иначе. 1 и 2 ноября члены семьи принимают участие в всенощном бдении над могилами своих близких. Пурепеча верят, что души умерших охраняют своих живых родственников в День мертвых. [ 12 ]

В городе Сан-Хуан-Нуэво-Парангарикутиро, который является городом Пурепеча, неженатые мужчины будут танцевать танец курпитов. Танец используется, чтобы помочь мужчине выразить свою мужественность и ухаживать за своей возлюбленной. [ 13 ] Танец отмечается во время христианского праздника Крещения .

Двуязычная школа Пурепеча/испанский язык в общине Пурепеча в Яницио , Мичоакан.

На языке Пурепеча говорят почти 200 000 человек в Мичоакане . После принятия в Мексике в 2000 году закона о языках коренных народов языки коренных народов, такие как пурепеча, получили официальный статус, равный с испанским, в тех регионах, где на них говорят. Недавно в местных школьных системах было введено образовательное обучение на языке Пурепеча. Кроме того, многие сообщества Пурепеча предлагают занятия и уроки языка.

[ редактировать ]

Принцесса Эрендира из Пурепеча была изображена в фильме 2006 года Эрендира Икикунари ( «Эрендира Неукротимая »).

В фильме Диснея 2017 года «Коко» представлен персонаж по имени «Мама Коко», который, по-видимому, был основан на реальной женщине из Пурепеча Марии Салуд Рамирес Кабальеро, хотя Pixar никогда официально не подтверждал это . [ 14 ]

В фильме 2022 года «Черная пантера: Ваканда навсегда » представлен Нэмор , чьи мифы переписаны, чтобы включить коренное мезоамериканское происхождение с влиянием культур майя и ацтеков. Тенох Уэрта , играющий Нэмора, происходит из Пурепеча.

В фильме 2024 года «Касаграндес» , основанном на Nickelodeon мультсериале «Касаграндес» , главная героиня Ронни Энн Сантьяго путешествует со своей семьей в вымышленный город Япунда, который во многом основан на реальном мичоаканском городе Пацкуаро . Фильм черпает вдохновение из наследия Пурепеча режиссера Мигеля Пуги, и режиссер вместе с консультантом по культуре Лало Алькарасом работал, «чтобы изобразить сообщество Пурепеча в этой вселенной — их обычаи, их еду, их музыку». [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Пурепеча» . 26 декабря 2016 г.
  2. ^ Хаскелл, Дэвид (2018). Тарасканское царство и его доиспанское прошлое в мезоамериканском контексте . Университетское издательство Колорадо. стр. 50–79.
  3. ^ «Исследовательская статья» (PDF) . www.unesco.org.uy (на испанском языке).
  4. ^ * Рамирес Баррето, Ана Кристина, «Эрендира верхом на лошади: соединение тел и историй в истории завоевания и сопротивления». e-misférica: Сексуальность и политика в Америке, 2 вып. 2 (2005) 1-19.
  5. ^ Джолли, Дженнифер. Создание Пацкуаро, создание Мексики: искусство, туризм и национальное строительство под руководством Ласаро Карденаса . Остин: Издательство Техасского университета, 2018 г.
  6. ^ Хеллиер-Тиноко, Рут. Воплощая Мексику: туризм, национализм и производительность . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011.
  7. ^ Андерсон, Уоррен. «Миграция пурепеча в сельские районы Среднего Запада США: история и современные тенденции». Мексиканские мигранты из числа коренных народов в Соединенных Штатах , под редакцией Джонатана Фокса и Гаспара Ривера-Сальгадо, Ла-Хойя: Калифорнийский университет, Сан-Диего, Центр сравнительных иммиграционных исследований/Центр американо-мексиканских исследований (2004).
  8. ^ Марр, Пол и Кристофер Саттон. «Демографические изменения в регионе Пурепеча штата Мичоакан, Мексика: 1970-2000 годы». Журнал латиноамериканской географии (2004): 52–66.
  9. ^ «Пурепеча Мичоакана - Пурепеча - Гуру Мексики» . www.mexicoguru.com . Проверено 7 февраля 2022 г.
  10. ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 364. ИСБН  0-7566-0520-2 .
  11. ^ Мальмстрем, Винсент Х. (январь 1995 г.). «Географическое происхождение тарасков». Географическое обозрение . 85 (1): 31–40. дои : 10.2307/215553 . ISSN   0016-7428 . JSTOR   215553 .
  12. ^ Брандес, Стэнли (1998). «День мертвых» . Справочник по Кредо . Проверено 4 апреля 2022 г.
  13. ^ Бишоп, Джойс М. (2009). « «Те, кто собираются»: ритуальный танец коренных народов в контексте современного мексиканского транснационализма» . Журнал американского фольклора . 122 (486).
  14. ^ Кроутер, Линнея (18 октября 2022 г.). «Некролог Марии Салуд Рамирес Кабальеро: «Мама Коко в реальной жизни» умирает в возрасте 109 лет» . Legacy.com . Проверено 17 января 2024 г.
  15. ^ Агилар, Карлос (3 апреля 2024 г.). «Вот почему действие фильма «Касаграндес» происходит в Мичоакане» . latimes.com/delos . Проверено 28 августа 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андерсон, Уоррен. «Миграция пурепеча в сельские районы Среднего Запада США: история и современные тенденции». Мексиканские мигранты из числа коренных народов в Соединенных Штатах , под редакцией Джонатана Фокса и Гаспара Ривера-Сальгадо, Ла-Хойя: Калифорнийский университет, Сан-Диего, Центр сравнительных иммиграционных исследований/Центр американо-мексиканских исследований (2004).
  • Беллами, К.Р. «О внешних связях Пурепеча: исследование классификации, контактов и закономерностей словообразования». Дисс. 2018.
  • Бойд, Морис. Тарасканские мифы и легенды: богатая и творческая история тарасков. № 4. Издательство Техасского христианского университета, 1969.
  • Бойд, Морис. Восемь легенд тарасков. № 3. Университет Флориды, 1958.
  • Брэнд, Дональд Д. «Исторический очерк географии и антропологии тарасковского региона: Часть I». Антрополог Нью-Мексико 6.2 (1943): 37–108.
  • Буш, Джейсон В. «Архитектурные модели в сердце Пурепеча: исследование внутриобъектовых поселений в городском центре Сакапу-Ангамуко, Мичоакан, Мексика». Дисс. Государственный университет Колорадо, 2012 г.
  • Каро, Патрисия и Мари-Арети Херс. «Эпос о тольтеках Чичимеке и Пурепече на Древнем Юго-Западе». Археология без границ. Контакты, коммерция и изменения на юго-западе США и северо-западе Мексики, Боулдер, Университетское издательство Колорадо (2008): 301–334.
  • Шаморо, Клодин. «Диалектология, типология, диахрония и контактная лингвистика: многослойная перспектива в Пурепече». STUF-Типология языка и универсалии Sprachtypologie und Universalienforschung 65.1 (2012): 6-25.
  • Коэн, Анна С. и Кристофер Фишер. «Империя Тарасков (Пурепеча)». Оксфордский справочник ацтеков.
  • Годинес, Исаура. «Результаты миграции и здравоохранения в отправляющих сообществах Пурепеча». Кандидатская дисс. Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, 2016 г.
  • Хаскелл, Дэвид Л. «От дани общинному суверенитету: территории Тараскан и Какскан в переходный период». Канадский журнал исследований коренных народов 35.2 (2015): 265.
  • Хаскелл, Дэвид Луис. «История и построение иерархии и этнической принадлежности в доиспанском государстве Тарасков: синтагматический анализ Relación de Michoacán». Дисс. Университет Флориды, 2003 г.
  • Хеллиер-Тиноко, Рут. Воплощая Мексику: туризм, национализм и производительность . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011.
  • Весело, Дженнифер. Создание Пацкуаро, создание Мексики: искусство, туризм и национальное строительство под руководством Ласаро Карденаса . Остин: Техасский университет Press, 2018. ISBN   978-1477-314203
  • Кемпер, Роберт В. и Джули Адкинс. «От «современного тарасковского региона» к «Patria Purépecha: изменение концепций этнической и региональной идентичности». (2006).
  • Криппнер-Мартинес, Джеймс. «Политика завоевания: интерпретация Relación de Michoacán». Америка 47.2 (1990): 177–197.
  • Марр, Пол и Кристофер Саттон. «Демографические изменения в регионе Пурепеча штата Мичоакан, Мексика: 1970-2000 годы». Журнал латиноамериканской географии (2004): 52–66.
  • Марр, Пол и Кристофер Саттон. «Воздействие транспортных изменений на деревообрабатывающую промышленность региона Пурепеча в Мексике». Географическое обозрение 94.4 (2004): 440–461.
  • Поллард, Хелен Перлштейн. «Построение идеологии в возникновении доиспанского государства тарасков». Древняя Мезоамерика 2.2 (1991): 167–179.
  • Поллард, Хелен Перлштейн. «Модель возникновения Тарасканского государства». Древняя Мезоамерика 19.2 (2008): 217–230.
  • Рагон, Агнес и Пол Марр. «Поддержание языка в регионе Месета Пурепеча в Мичоакане, Мексика». Антропологическая лингвистика (2006): 109–131.
  • Рамирес Баррето, Ана Кристина, «Эрендира верхом на лошади: соединение тел и историй в истории завоевания и сопротивления». e-misférica: Performance and Politics in the Americas, 2 no. 2 (2005) 1-19.
  • Роскамп, Ганс. «Тарасканская (Пурхепеча) империя». Энциклопедия Империи (2016): 1–3.
  • Рот-Сенефф, Эндрю, Роберт В. Кемпер и Джули Адкинс, ред. От дани общинному суверенитету: территории тарасков и каксканов в переходный период. Университет Аризоны Пресс, 2016.
  • Сильверштейн, Джей Э. «Исследование позднего постклассического ацтекско-тарасского рубежа в Северном Герреро, Мексика: проект Озтума-Кутсамала». (2000).
  • Тертелл, Джоэл и Эмили Кланчер Мерчант. «Тарасканские фамилии с гендерной дифференциацией в Мичоакане». Журнал междисциплинарной истории 48.4 (2018): 465–483.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9090881d2834b8b0a23cdb1fe2aab7ad__1724810460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/ad/9090881d2834b8b0a23cdb1fe2aab7ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Purépecha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)