Опата люди
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
Неизвестный | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мексика ( Сонора ) | |
Языки | |
Испанский , ранее Опата | |
Религия | |
Римский католицизм [1] |
Опата Ópata ( испанский : коренное , /ˈopata/) — население Мексики . Территория Опаты, «Опатерия» по-испански, охватывает гористую северо-восточную и центральную часть штата Сонора , простираясь почти до границы с Соединенными Штатами . Исторически они включали несколько подплемен, в том числе народы эвдеве, тегима и йова.
Большинство городов Опатана располагалось в долинах рек и имело экономику, основанную на орошаемом земледелии. [2] Они говорили на языке опата , утто-ацтекском языке , который сейчас вымер. [3]
В 16 веке, во время контактов с испанцами , опата были самым многочисленным народом в Соноре. [2]
Некоторые источники указывают, что как идентифицируемая этническая группа опата в настоящее время вымерла или почти вымерла. [4] Сегодня некоторые люди идентифицируют себя как Опаты. [5] [ нужен лучший источник ] [6] [ нужен лучший источник ]
Язык
[ редактировать ]Язык Опата был уто-ацтекским языком , связанным с соседними языками, такими как О'одхам , Тараумара , Тепеуан , Яки и Майо , среди других. [ нужна ссылка ]
Диалект эвдева называется дохема. Теуимас говорили на Теуиме, а Джовы говорили на Йова. Языки эвдеве и теуима были тесно связаны, они были «такими же разными, как португальский и испанский». Йова был более отчетливым языком. [7]
Опатский язык, за возможным исключением диалекта йова, вымер к 1950 году. [3] Во время переписи населения 1993 года в Мексике 12 человек заявили, что говорят на языке опата, но многие считают, что это ошибка при подсчете переписи. [ нужна ссылка ]
Профессор Мануэль Гарсиа Мадрид, опата из Соноры, опубликовал лингвистический текст на диалекте теуима. Американский лингвистический антрополог Дэвид Л. Шауль провел обширное исследование и опубликовал много материалов по диалекту юдев. Полевой антрополог Кэмпбелл Пеннингтон исследовал и опубликовал много информации об опатских народах и их диалектах во второй половине их истории.
Имя
[ редактировать ]Поскольку три группы Опатанов жили рядом друг с другом, примерно к 1800 году францисканские миссионеры объединили их в одну группу, которую они назвали «Опата». [8] В нескольких францисканских миссионерских записях и последующих антропологических отчетах говорится, что слово «Опата» было заимствовано из индейского слова пима, означающего «враг», имени, предположительно данного северными и южными народами пиман своим соседям-опатанам. Однако, по мнению устных традиционалистов Опата, «Опата» - это название, которое некоторые деревни Теуима дали себе, и означает «железные люди», поскольку на территории Опаты было много железной руды, а наконечники копий Опата были сделаны из железной руды. [ нужна ссылка ] Таким образом, люди Теуима были также известны как «люди железного копья». В некоторых антропологических текстах говорится, что «опата» на своем родном языке называли себя «джойлрауа». Однако, по мнению устных традиционалистов Опаты, Джойлрауа было названием древней деревни Эудев, названной в честь заслуженного вождя этой деревни. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]16 век
[ редактировать ]В 16 веке Опата, возможно, вошел на территорию Пима , которая сейчас является Сонорой, с северо-востока. [9] Во время первого контакта с испанцами в середине 16 века Опатерия была землей «государственников», ряда независимых сельскохозяйственных городов, разбросанных вверх и вниз по внутренним долинам реки Сонора (государства: Корасонес, Сеньора и Гуараспи), река Моктесума (государства: Кумупа, Батуко и Пинебарока), река Бависпе (государства: Сауарипа) и река Арос (государства: Паибатубо и Оэра). Было по крайней мере пять штатов Опата и четыре других, которые были либо Опата, Пима , либо смешанными. [10] В штатах проживало несколько тысяч человек, и они представляли собой города, окруженные рассредоточенными жилищами и орошаемыми пахотными землями. Опата выращивала кукурузу , тыкву , фасоль и хлопок . [11] Однако йова были более рассредоточенным народом, жили на более пересеченной местности и больше зависели от охоты и собирательства, чем другие группы опаты. [12]
Опаты торговали с другими индийскими народами (Кончо, Зуни ), покупая бирюзу в обмен на кукурузные и хлопковые одеяла. Шкуры и корни животных были приобретены посредством торговли с Джано, Сума (смешанный с апачами), Джумано (вероятно смешанный с апачами и команчами), Джокоме и Мансо . Другие предметы продавались с Яки , Мейо и Сери , с которыми они делили некоторые районы рыбалки и охоты. [13]
17 и 18 веков
[ редактировать ]Сисиботари («Великий Лорд») был уважаемым вождем Джова, известным по всей стране Опата и жившим с конца 16 до середины 17 века. Он служил главным посредником между опатскими народами и испанцами, что помогало поддерживать мир между двумя народами в его время. Отец Андрес Перес де Рибас описал Сисиботари: «Он был красив и еще молод, носил длинное пальто, прикрепленное к его плечу как плащ, а его поясница была покрыта тканью, как это было принято в этой стране. На запястье его На левой руке, которая держит лук, когда рука натягивает шнур для пуска стрелы, он носил очень к лицу кунью шкуру». [14]
Опата яростно сопротивлялась экспедиции испанского исследователя Франсиско Ибарры в 1565 году. [ нужна ссылка ] В течение нескольких десятилетий испанцы не предпринимали дальнейших попыток завоевать Опатерию. Однако в этот период штаты пришли в упадок и были заменены культурой «ранчерия», состоящей из небольших поселений и рассредоточенных жилищ. Резкое сокращение численности опаты, вероятно, связано с эпидемиями завезенных европейских и местных болезней. [15]
В 1628 году иезуиты миссионеры- основали миссию в Опатерии и не встретили большого сопротивления своим усилиям по евангелизации, а затем и по реорганизации общества Опаты по испанскому образцу. [16] Педро Мендес возглавил усилия по обращению Опатаса в католицизм. [1] Опата постепенно стала удобным союзником Испании. Солдаты Опаты присоединились к испанцам в кампаниях против их общего врага апачей .
К 1688 году испанцы открыли 22 миссии среди опатов. [17] Опата ассимилировались в испанском обществе гораздо лучше, чем тараумара , майо или яки . [18]
19 век
[ редактировать ]К 1800 году Опата были в основном последователями христианства, обычно говорили по-испански и в значительной степени находились под властью испанского правительства. [19] Многие опатаны стали ковбоями на испанских ранчо или мигрировали в шахтерские города, чтобы работать в шахтах. [20]
Напряженность между испанцами, мексиканцами и опата проявилась в многочисленных восстаниях в 19 веке. В 1820 году 300 воинов Опаты разбили испанский отряд численностью 1000 солдат и разрушили шахтерский городок недалеко от Тоничи . Позже они выиграли еще одно сражение при Аривечи , убив более 30 солдат. Испанские силы численностью 2000 солдат наконец разгромили Опату, вынудив выживших сдаться. Испанцы казнили лидеров Опаты, включая Дораме. [21] Юдев, чья фамилия до сих пор распространена в регионе Опатерия в Соноре. [22] Восстания продолжались после того, как Мексика получила независимость от Испании в 1821 году. Другой лидер Опаты, Долорес Гутьеррес, была казнена мексиканцами в 1833 году за участие в восстании. [23] Хотя опаты имели огромную репутацию воинов, им так и не удалось объединиться как единый народ, чтобы противостоять испанцам и мексиканцам.
Ожесточенные бои с апачами нанесли тяжкий урон опатам. [24]
Большинство опатов поддерживали французов во время их недолгого правления Мексикой с 1864 по 1867 год, как и большинство индейцев Соноры. Опата, Рефухио Танори, стал генералом вооруженных сил, поддерживающих имперское правление I. Максимилиана Когда силы Танори потерпели поражение, он бежал в Гуаймас и сел на корабль, направлявшийся в Нижнюю Калифорнию. Прежде чем корабль достиг полуострова, его остановили республиканские силы. Танори был схвачен и казнен. [25] Возмездие мексиканцев опатам после поражения французской оккупации привело к потере почти всех оставшихся у них земель и прекращению их сопротивления мексиканскому правлению. [26]
20 век
[ редактировать ]В 1902 году американский антрополог Алеш Хрдличка оценил число чистокровных опатов от 500 до 600. Другой антрополог, Карл Лумгольц , заметил, что опаты «утратили свой язык, религию и традиции, одевались, как мексиканцы, и по внешнему виду никоим образом не отличаются от рабочего класса Мексики, с которым они полностью слиты посредством частых смешанных браков». [27]
Население
[ редактировать ]Оценки численности населения Опатерии на момент контакта с испанцами варьировались от 20 000 до 70 000, причем большинство оценок приближаются к более высокой цифре. Опаты были самой многочисленной из нескольких групп коренного населения в штате Сонора, и речные долины их территории были густо заселены их постоянными деревнями. Болезни, войны и голод сократили аборигенное население Опатерии до 6000 к 1764 году. [28] Сегодня не осталось известных чистокровных опатов, но потомки метисов по-прежнему составляют большинство населения традиционной территории опатов. Многие потомки Опаты проживают в других частях Соноры , Большой Мексики и на юго-западе США , особенно в Аризоне, куда их предки мигрировали, чтобы работать в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности.
Культура
[ редактировать ]Схема расселения и средства к существованию
[ редактировать ]Во время первого контакта с испанцами опата, возможно, были самым многочисленным и сложным в культурном отношении народом, жившим в Оазисе Америка , включавшем пустынные районы северной Мексики и юго-запада Соединенных Штатов. [29]
Города Опаты были расположены в широких долинах пяти рек, текущих с севера на юг северной и восточной Соноры. Реки, идущие с запада на восток: Сан-Мигель, Сонора, Моктесума и два верхних притока Яки, Бависпе и Аркос. Опата не были членами единого политического образования, а, скорее, были организованы в ряд «государств», некоторые из которых, возможно, также были населены их южными соседями, Пима Баджо . Государства характеризовались правящим классом, рабством, ирригационным земледелием и упором на торговлю. Они представляли собой центральный город, выполнявший функции резиденции правительства, с по меньшей мере 200 двух- и трехэтажными глинобитными домами и населением по шесть человек на дом, или 1200 или более человек. [30] В сельской местности на несколько миль во всех направлениях от центра города располагались поселения-спутники: деревни от 9 до 25 домов и ранчерии менее 9 домов. [31]
Опата во многом зависела от сельского хозяйства. кукуруза , фасоль , тыква и хлопок Основными сельскохозяйственными культурами были . Из-за нехватки и нерегулярности осадков опата практиковали орошение каналов, а также методы земледелия на засушливых землях. Ранние испанские исследователи описали большие и продуктивные месторождения среди Опаты. Опата также охотились на дичь, особенно на оленей, с луками и стрелами , ловили рыбу в реках с помощью копий и сетей и собирали дикие продукты, такие как Chenopodium , листья и плоды кактусов. [32] Они также производили ферментированный кукурузный напиток атоле , известный как танори , который обычно пили во время определенных церемоний и праздников. Опытные производители этого напитка часто брали второе имя Танори . [ нужна ссылка ]
Эпоха государства в истории Опаты длилась с 1350 по 1550 год. [ нужна ссылка ] С уменьшением населения из-за европейских болезней общества Опатанов в 17 веке стали меньше и менее сложными.
Одежда и архитектура
[ редактировать ]Женщины Опаты были искусными ткачихами и ткали крашеные и красочные платья в полный рост из хлопкового волокна . Мужчины обычно носили более скудные юбки из шкуры , но в холодную погоду также носили серапе (шали). Обувь представляла собой сандалии из шкуры. В теплую погоду женщины часто носили только кожаные юбки, похожие на мужские, а в жаркое время года представители обоих полов часто ходили обнаженными. Носили ожерелья и другие украшения из шкур, камня, костей, ракушек и перьев. [ нужна ссылка ]
Жилища представляли собой крытые соломой хижины и небольшие домики из самана и закате с соломенными крышами. В теплые и засушливые сезоны полуподземные жилища, известные как хууки также использовались . (Кроме того, хууки использовались как парилки , а небольшие строились с целью хранения бобовых, чтобы они дольше сохраняли прохладу и свежесть).
Сексуальные нравы и планирование семьи
[ редактировать ]Гомосексуализм и трансгендеризм не были табу в традиционном опатском обществе. [33] [34] однополые пары В некоторых деревнях существовали , в том числе женоподобные мужчины, которые одевались и жили как женщины. [35] Существовали многоженства деревенских старост, в которых они брали в жены или наложницы своих невесток. [36] [37]
обряды плодородия Также проводились . Описываемый как «непристойный» в письменных отчетах испанских священников (см., например, Каньяс, 1730), широко известный обряд плодородия представлял собой хоровод, известный как «Мариачи». [38] [ нужна страница ]
Подгруппы
[ редактировать ]Во время первого контакта с испанцами в 16 веке существовало несколько подгрупп народа опата. Однако к середине 17 века испанцы выделили только три группы опатан. [39]
Самым крупным из них был Эудев (э-о-де-ве), чьи древние деревни и нынешние города охватывают западные части традиционной территории Опаты. Юдевы также называли себя Деве. Оба имени на их языке означают «народ».
Вторая по величине группа сначала была известна как Оре, но позже была названа Тегуима или Теуима (те-ви-мах). Их древние деревни и нынешние города охватывают северо-восточную и центральную часть территории Опаты. Теуима означает «речные люди».
Самой маленькой опатанской группой была Ова или Джова (хо-ва). Йова означает «водные люди». Первоначально они населяли восемь деревень в юго-восточной части территории Опаты. Некоторыми из их деревень были Негарачи, Сауарипа, Теопари, Тутуака, Ксирипа и Йепомера. Некоторое количество джова жило в Чиуауа. Эти люди все еще были независимыми и не находились под властью Испании еще в 1678 году. [40]
В XVIII веке йова вступили в брак с соседними евдевами, и они объединились в одну группу. На тот момент йова больше нельзя было идентифицировать как отдельную коренную этническую группу. [ нужна ссылка ]
Согласно «Noticias Estadisticas del Estado de Sonora» Д. Франсиско Веласко, нация Опата подчинена:
- Опатас Тегис, города: Оподепе, Терапа, Кукурпе, Тополь, Батуко.
- Опатас Тегуимас, города: Синокипе, Банамичи, Уэпака, Акончи, Бабиакора, Чинапа, Бакуачи, Кукиарачи, Кумпас.
- Города Тониче, Матапе, Опуто, Опосура, Гуасавас, Бакадегуачи, Накори (другие), Мочопа.
- Опатас Эудевс, города (включая другие опаты): Матапе, Накори, Лос-Аламос, Ранчерия Робеско, Баканора, Батуко, Тепуспе, Кукурпе, Саракаци, Тоапе, Оподепе.
- Опатас-Ховас, города (включая другие опаты) и простирающиеся до Чиуауа: Сан-Хосе-Теопари, Лос-Долорес, Сауарипа, Понида, Санто-Томас, Аривеци, Сан-Матео-Мальзура. [ нужна ссылка ]
Потомки
[ редактировать ]Некоторые люди в Соноре и южной Аризоне сегодня идентифицируют себя как выходцы из Опаты. [ нужна ссылка ] Сегодня соблюдается очень мало традиций Опата, и их характер, как правило, метисов (основной мексиканский метис), в отличие от традиционного характера и образа жизни коренных народов. [ нужна ссылка ]
Однако древний опатанский весенний обряд шествия, известный сегодня как фарисео (с примесью католицизма), все еще проводится во время пасхальной недели в большинстве городов и деревень страны Опата. Обряд включает в себя ношение масок и использование во время процессии традиционных опатанских инструментов, в том числе ручных погремушек из тыквы, небольших погремушек на щиколотках и ручных барабанов. Маски часто включают традиционные маски, вырезанные из Коттонвуда , изображающие различные раскрашенные фигуры людей и животных.
См. также
[ редактировать ]- Испанские миссии в пустыне Сонора
- Кэтлин Алькала , мексиканский / еврейско-американский писатель, который идентифицирует себя как представитель Опата и пишет о сюжетах Опата. [41]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эдвард Х. Спайсер, Циклы завоеваний , с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Йетман, Дэвид А. (2010). Опаты: в поисках сонорского народа . Издательство Университета Аризоны. ISBN 9780816528974 . Проверено 23 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвард Х. Спайсер, Циклы завоеваний , с. 446–47.
- ^ Йетман, Дэвид А. (2010). Опаты: в поисках сонорского народа . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0816528974 .
- ^ Global Spark, «Николь Янс, Нация Опата», 2015.
- ^ «3-й Международный симпозиум женщин коренных народов по вопросам окружающей среды и репродуктивного здоровья», 14–15 апреля 2018 г.
- ^ Джонсон, Джин Б. «Опата: внутреннее племя Соноры». в «Северо-мексиканской границе», изд. Бэзила К. Хедрика, Дж. Чарльза Келли и Кэрролла Л. Райли. Карбондейл, Иллинойс; Южный Иллинойс U Press, 1971, с. 171
- ^ Йетман, с. 78
- ^ Эдвард Х. Спайсер, Циклы завоеваний , с. 67.
- ^ Райли, Кэрролл Л. Пограничные люди: Большой Юго-Запад в протоисторический период . Альбукерке: Университет NM Press, 1987, стр. 72
- ^ Йетман, с. 20
- ^ Джонсон, с. 171
- ^ «История Опатов» . Гугл Документы . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ Мексиканская мечта: или Прерванная мысль индейских цивилизаций - JMG Le Clezio - Google Books
- ^ Спайсер, Циклы завоеваний , с. 98.
- ^ Йетман, стр. 34, 82; Райли, с. 84
- ^ Спайсер, Циклы завоеваний , с. 96.
- ^ Спайсер, Циклы завоеваний , с. 89.
- ^ Форбс, Джек Д. «Исторический обзор индейцев Соноры, 1821-1910». Этноистория . Том. 4, № 4 (осень 1957 г.), с. 336
- ^ Йетман, стр.90-91.
- ^ Спайсер, Циклы завоеваний , с. 102.
- ^ Йетман, стр. 220–22; Форбс, 339–340.
- ^ Спайсер, Циклы завоеваний , с. 62.
- ^ Стивенс, Роберт К. (1964). «Угроза апачей в Соноре 1831–1849». Аризона и Запад . 6 (3): 211–222. JSTOR 40167832 .
- ^ Йетман, стр. 243-244.
- ^ Йетман, стр. 244-245.
- ^ Форбс, 358; Йетман, стр. 244-45.
- ^ Йетман, с. 79
- ^ Дулитл, Уильям Э. «Поселения и развитие штатов в Соноре, Мексика». Журнал полевой археологии , Vol. 11, № 1 (весна 1984 г.), с. 13
- ^ Дулитл, Уильям Э. «Развитие сельского хозяйства аборигенов в долине Сонора, Мексика». Географическое обозрение , Том. 70, № 3 (июль 1980 г.), с. 339
- ^ Дулиттл, 1984, стр. 19–20.
- ^ Райли, стр. 59-65.
- ^ Йетман, с. 56
- ^ Хаммонд и Рей, с. 251
- ^ де ла Каналь, стр. 135 В-137 В
- ^ де ла Каналь, стр. 129–31.
- ^ Ридс, с. 10
- ^ Патронташ, 1890 г.
- ^ Йетман, с. 65
- ^ Ортис Сапата, Хуан (1678). «Нация Овас, где они есть». В Гарсиа Фигероа, Хуан. (1857). Документы по истории Мексики. Серия IVa, Том III (на испанском языке). Мексика: Дж. Р. Наварро. стр. 341–42.
Список миссий Общества Иисуса в Королевстве и провинции Нуэва-Бискайя в Новой Испании.
- ^ Дана. «Знакомьтесь, Кэтлин Алькала» . Сказочный нож . Проверено 31 января 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Патронташ, Адольф Фрэнсис Альфонс. Заключительный отчет об исследованиях среди индейцев юго-запада Соединенных Штатов, проводившихся в основном в период с 1880 по 1885 год. Часть I (Документы Археологического института Америки; Американская серия III: Cambridge University Press. 1890), стр. 68, 239. .
- Каньяс, Кристобаль. Штат провинции Сонора, июль 1730 г. Документы по истории Мексики, 3-я серия. 1835-1857. Переписано с примечаниями Флавио Молины Молины, 1978. Эрмосильо, Мексика: Сонорская епархия.
- де ла Каналь, Джеронимо. Отчет Херонимо де ла Каналь: 31 января 1653 г. (Misiones 26. Генеральный архив страны).
- Хаммонд, Джордж, и Рей, Агапито. Рассказы об экспедиции Коронадо, 1540-1542 гг. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1940.
- Спайсер, Эдвард Х. (2015). Циклы завоеваний: влияние Испании, Мексики и Соединенных Штатов на индейцев юго-запада, 1533–1960 гг . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN 9780816532926 .
- Йетман, Дэвид А. (2010). Опаты: в поисках сонорского народа . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN 9780816528974 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). » энциклопедия Британская Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 121.
- Опата , Страны и их культуры