Jump to content

К черту людей

хуй
Общая численность населения
в. 94 000
Регионы со значительной численностью населения
 Гватемала 91,391 [ 1 ]
Уэуэтенанго 89,663 [ 1 ]
 Мексика ок. 3000 [ 2 ]
Языки
Иди на хуй , испанец
Религия
Католик , евангелист , религия майя

Чудж или Чу [ 3 ] народ майя , родина которого находится в Гватемале и Мексике . Оценки численности населения варьируются от 30 000 до более 60 000 человек. Их коренной язык также называется чудж и принадлежит к канджобаланской ветви языков майя . Большинство чудж проживают в гватемальском департаменте Уэуэтенанго , в муниципалитетах Сан-Матео-Икстатан и Сан-Себастьян-Коатан , небольшое количество также проживает в соседних приграничных районах мексиканского штата Чьяпас . Считается, что в Лос-Анджелесе проживает относительно большое количество нелегальных иммигрантов из племени Чудж.

Считается, что чуджи и их предки жили в одной и той же местности на протяжении 4000 лет. Впервые они вступили в контакт с испанскими конкистадорами в 1530-х годах; однако окончательно они не были покорены испанскими колониальными властями до 1680-х годов. В постколониальную эпоху чуджи потеряли большую часть своих общинных земель, что привело их к крайней нищете . Это привело к истории жестокого сопротивления властям, кульминацией которого стала партизанская деятельность против военной хунты Гватемалы в 1980-х годах.

Тест
Тест
Центральная Америка . Красным обведена родина чуджа в высокогорьях северо -западной Гватемалы и прилегающих районах мексиканского штата Чьяпас .

Имя Чуй экзоним , впервые использованный испанцами. [ 4 ] Согласно народной традиции, этот термин был придуман испанскими призывниками -целтальцами , для которых он означал свободную шерстяную верхнюю одежду, которую традиционно носили мужчины Чуджа. [ 4 ] Сами чуджи используют автоним в зависимости от города своего происхождения, то есть айСан Матейо (от Сан-Матео Икстатан), айСан Сабастан (от Сан-Себастьян Коатан) или айНентон (от Нентон). [ 4 ]

Обзор и демографические данные

[ редактировать ]

Чудж — небольшая группа народа майя, проживающая в Гватемале. [ 5 ] и Мексика. [ 6 ] После эмиграции в США в 1980-х годах большое количество чуджей также проживает в Лос-Анджелесе . [ 4 ]

Большая часть чуджей проживает в Гватемале, в высокогорьях департамента Уэуэтенанго . [ 5 ] Их основными центрами расселения в Уэуэтенанго являются города Сан-Матео-Икстатан и Сан-Себастьян Коатан, некоторые из них проживают в некоторых частях города Нентон . [ 6 ] Кроме того, небольшое количество людей также проживает в мексиканском штате Чьяпас . [ 6 ]

По оценкам, общее количество варьируется от 30 000. [ 5 ] до более чем 60 000. [ 7 ] Население Сан-Матео-Икстатана и Сан-Себастьян-Коатана, оба из которых почти полностью являются чуджами, составляет около 16 000 и 9 000 человек соответственно. [ 4 ] В Нентоне проживает около 4000 человек, говорящих на языке чудж, что составляет около трети города. [ 4 ] Из-за нелегального иммигрантского статуса чудж в США неизвестно, сколько чудж проживает в Лос-Анджелесе, но, по одной из оценок, оно равняется населению Сан-Себастьяна Коатана. [ 4 ]

В Гватемале чуджи имеют репутацию мятежников и антагонистов власти, исторические причины которых проистекают из бедности и недовольства по поводу распределения земли. [ 8 ]

Тест
Тест
Северная Гватемала во время первого контакта с испанцами: территория Чуй обведена красным.

Доколумбовая эпоха

[ редактировать ]

Чуджи живут на территории, которая, как полагают, была родиной протомайяского языка , и считается, что они и их предки жили там постоянно с тех пор, как протомайя начали разделяться на современные языки майя около 4000 лет назад. [ 4 ] На окраине современного города Сан-Матео-Икстатан находятся археологические свидетельства существования городского поселения Чуй, Вайшаклаюн , также известного как Истапалапан, которое включает курганы и площади и датируется периодом между 600 и 900 годами нашей эры. [ 4 ]

Как и другие майя, чуджи были оседлыми земледельцами, выращивавшими кукурузу и бобы. [ 5 ] Что касается политической истории чуджей, то известно, что они находились под господством киче в 15 веке, но освободились от контроля киче в начале 16 века. [ 5 ]

Испанское завоевание

[ редактировать ]

Испанское завоевание территорий майя в горной местности Гватемалы началось в 1524 году, когда конкистадор Педро де Альварадо привел свою армию в этот регион. [ 9 ] В 1529 году чуджский город Сан-Матео-Икстатан (то есть Вайшаклаюн) был отдан в энкомьенде Гонсало де Овалье ( эс ), соратнику Педро де Альварадо, вместе с Санта-Эулалией и Хакальтенанго . В 1530-х годах Чуй подчинился испанскому завоеванию. [ 5 ] а в 1549 году в Сан-Матео-Икстатане была основана первая редукция Чуй под надзором доминиканских миссионеров. [ 10 ] Чуджи Сан-Матео-Икстатана оставались мятежными и сопротивлялись испанскому контролю дольше, чем их горные соседи; их сопротивление было настолько решительным, что чуджи оставались умиротворенными только до тех пор, пока продолжались непосредственные последствия испанских экспедиций. [ 11 ] Но долгосрочный эффект заключался в том, что болезни и войны существенно сократили численность чуджа в 16 веке. [ 5 ]

Руины Вайшакладуна , доколумбового поселения Чуй в Сан-Матео-Икстатане.
Современный город Сан-Матео-Икстатан, до сих пор являющийся домом для многих чуджей.

В конце 17 века испанский миссионер Алонсо де Леон сообщил, что в Сан-Матео-Икстатане проживает около восьмидесяти семей, но они не отдают дань уважения испанской короне и не посещают римско-католическую мессу. Он описывал жителей как «ссорных» и жаловался, что их религиозные обычаи были таковы, что они были христианами только по названию: они построили языческую святыню на холмах среди руин доколумбовых храмов, где они сжигали благовония и приношения и приносили жертвы. индейки. В конце концов де Леон был изгнан из Сан-Матео-Икстатан чуджами. [ 12 ]

В 1684 году Энрике Энрикес де Гусман , губернатор Гватемалы, принял решение об окончательном завоевании региона. [ 13 ] В 1686 году сам губернатор прибыл в Сан-Матео-Икстатан после отправки войск под командованием капитана Мельчора Родригеса Масариегоса и успешно взял город под свой контроль. Набрав воинов Чуджа из близлежащих деревень, в том числе 61 человека из самого Сан-Матео, [ 14 ] [ 15 ] он начал вторжение в еще непокоренный регион Лакандон из Сан-Матео-Икстатана и завершил завоевание этого района. [ 15 ]

Постколониальная эпоха

[ редактировать ]

Гватемала получила независимость от Испании в 1821 году. В конце 19 века правительство Гватемалы санкционировало передачу земель племени чудж могущественным владельцам сельскохозяйственных земель. [ 5 ] Процесс начался в 1876 году, когда они были вынуждены уступить землю для создания нового муниципалитета Нентон. [ 16 ] В последовавших за этим боях чуджам удалось сохранить свои общинные земли в высоких горах, и это создало им современную репутацию мятежников. [ 16 ] Из-за потери большей части своих земель и, как следствие, крайней нищеты, многие чуджи были вынуждены мигрировать на южное побережье Гватемалы. [ 16 ] Как народ, они превратились либо в крестьян, либо в рабочих-мигрантов. [ 5 ]

В последующие годы чуджи были вовлечены в частые восстания и жестокие беспорядки. [ 16 ] вызвано крайней нищетой и чувством обиды из-за потери своих земель. [ 17 ] Политические волнения и кровавые репрессии против чуджей усилились после Второй мировой войны. [ 5 ] К 1970-м годам жестокие столкновения с гватемальской полицией стали обычным явлением. [ 18 ] В конце 1970-х и начале 1980-х годов конфронтация с властями Гватемалы сосредоточилась на кампании Чуджа по сохранению лесов в регионе. [ 19 ] К 1980-м годам, когда Гватемалой управляла военная хунта , чуджи были вовлечены в полномасштабную партизанскую деятельность против армии, которая считала их «внутренними врагами». [ 19 ] За десятилетие около 25% чуджей эмигрировали в США. [ 5 ]

Культура

[ редактировать ]
Народное искусство Чуджа: женщина Чуджа с текстом на языке Чуджа, отсылающим к кукурузной культуре майя.

Исторически чуджи говорят на языке, также называемом чудж, который является частью канджобаланской ветви языков майя . Он наиболее тесно связан с тохолабалом , на котором говорят в Мексике. [ 4 ] Чуджи теперь также говорят по-испански и двуязычны. [ 4 ]

Хотя язык чудж остается жизнеспособным, как и другие языки майя, дети, особенно в городских центрах, все чаще не изучают чудж как родной язык, а в некоторых случаях вообще не изучают его. [ 20 ]

Брак и семья

[ редактировать ]

Чуджи традиционно заключают браки по расчету , хотя церковные свадьбы относительно редки из-за затрат на служение священника. Мужчины Чуджа также практикуют « похищение невесты », когда женщину фактически похищают, а не ее семья официально просит ее руки. [ 4 ]

Спуск считается двусторонним, и каждая сторона имеет равное значение. [ 4 ] Как правило, нуклеарная семья делит территорию с братьями и родителями мужа, а экономическая деятельность и уход за детьми осуществляются внутри территории. Большая семья будет владеть несколькими небольшими участками земли на разном расстоянии от центра города. [ 4 ] В Сан-Матео и Сан-Себастьяне также есть доступ к коммунальной земле. [ 4 ]

Религия и верования

[ редактировать ]

Традиционные верования Чуджа, согласно которым большинство природных объектов — холмы, обнажения скал, ручьи и пещеры — обладают духами, остаются сильными. [ 4 ] К духам пещер, которые часто являются предками горожан, можно обратиться за помощью и советом. [ 4 ] Смерть — это переход к «предковости». [ 4 ] Инструкции на смертном одре являются обязательными обязательствами, и духи обеспечивают их соблюдением санкций в виде болезней и несчастий. [ 4 ] К этим духам можно обратиться за советом и помощью у семейных алтарей, у входов в пещеры, на вершинах холмов или, в Сан-Матео, на перекрестках и при доступе к постройкам майя под современным городом. [ 4 ]

Католицизм также распространен: в Сан-Матео он синкретичен и сочетается с традиционными верованиями, в то время как в Сан-Себастьяне существует резкий разрыв между теми, кто придерживается традиционных верований, и теми, кто следует активистскому католицизму группы « Католическое действие» в городе. [ 4 ]

Одеваться

[ редактировать ]

Чуджи носят характерную «торговую» одежду, которая различается в зависимости от города. Мужчины обычно носят шерстяную тунику с короткими рукавами, слегка вышитую на шее и руках. [ 4 ] Женщины носят хлопчатобумажную верхнюю блузку с искусной вышивкой красного, желтого, зеленого и черного цветов. [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Результаты переписи населения 2018 года» (PDF) . Национальный институт статистики Гватемалы . Проверено 9 мая 2020 г.
  2. ^ «Носители коренных языков в Мексике — Языки коренных народов Мексики и носители языков (5 лет и старше) по состоянию на 2005 год» . Национальный институт статистики, географии и информатики (ИНЭГИ). 2005. Архивировано из оригинала 11 июня 2008 г. Проверено 1 июня 2008 г.
  3. ^ Народы Америки . Маршалл Кавендиш. 1999. с. 306 . ISBN  978-0-7614-7050-2 . Проверено 7 июня 2012 г. чуй люди.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Максвелл, Джудит. «Чуй». Энциклопедия мировых культур. 1996. Получено 8 июня 2012 г. с сайта Encyclepedia.com.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Олсон, Джеймс Стюарт (1991). Индейцы Центральной и Южной Америки: Этноисторический словарь . Академик Блумсбери. п. 95. ИСБН  978-0-313-26387-3 . Проверено 7 июня 2012 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Домингес, Ф.; и др., ред. (1995). Всемирный каталог социолингвистических организаций и организаций языкового планирования Language International: Организации социолингвистических и языковых планирования . Джон Бенджаминс. п. 353. ИСБН  978-90-272-1951-0 . Проверено 7 июня 2012 г.
  7. ^ «XI Всероссийская перепись населения и VI перепись жилищного фонда (перепись 2002 года) – Принадлежность к этническим группам» . Национальный статистический институт. 2002. Архивировано из оригинала 12 июня 2008 года . Проверено 27 мая 2008 г.
  8. ^ Мерски, Марси; Игонне, Этель (2008). Тихий геноцид: Гватемала, 1981–1983 гг . Издатели транзакций. стр. 103, 104 и 106. ISBN.  978-1-4128-0796-8 .
  9. ^ Шарер, Роберт Дж.; Тракслер, Лоа П. (2006). Древние Майя . Издательство Стэнфордского университета. стр. 763–765 . ISBN  978-0-8047-4817-9 .
  10. ^ Лимон Агирре 2008, с. 10.
  11. ^ Лимон Агирре 2008, стр. 10–11.
  12. ^ Ловелл 2000, стр. 416–417.
  13. ^ Понс Саес 1997, стр. 149–150.
  14. ^ Понс Саес 1997, стр. xxxiii, 153–154
  15. ^ Перейти обратно: а б Понс Саес 1997, с. xxxiii.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Мерски, Марси; Игонне, Этель (2008). Тихий геноцид: Гватемала, 1981–1983 гг . Издатели транзакций. п. 103. ИСБН  978-1-4128-0796-8 .
  17. ^ Мерски, Марси; Игонне, Этель (2008). Тихий геноцид: Гватемала, 1981–1983 гг . Издатели транзакций. стр. 106–107. ISBN  978-1-4128-0796-8 .
  18. ^ Мерски, Марси; Игонне, Этель (2008). Тихий геноцид: Гватемала, 1981–1983 гг . Издатели транзакций. п. 104. ИСБН  978-1-4128-0796-8 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Мерски, Марси; Игонне, Этель (2008). Тихий геноцид: Гватемала, 1981–1983 гг . п. 105. ИСБН  978-1-4128-0796-8 .
  20. ^ Гренобль, Ленор А.; Уэйли, Линдси Дж., ред. (1998). Языки, находящиеся под угрозой исчезновения: утрата языка и реакция сообщества . п. 101. ИСБН  978-0-521-59712-8 . Проверено 7 июня 2012 г.
Хэнди, Джим (1984). Дар дьявола: история Гватемалы .
Лимон Агирре, Фернандо (2008). «Гражданство народа чудж в Мексике: негативная диалектика идентичностей» (PDF) (на испанском языке). Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Мексика: Коллегия де ла Фронтера-Сур – отделение Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2012 г. Проверено 15 сентября 2011 г.
Ловелл, В. Джордж (1984). Завоевание и выживание в колониальной Гватемале: историческая география нагорья Кучуматан 1500–1824 гг .
Ловелл, В. Джордж (1988). «Пережившие завоевания: майя Гватемалы в исторической перспективе». Обзор латиноамериканских исследований . 23 (2): 25–58. дои : 10.1017/S0023879100022202 .
Ловелл, В. Джордж (2000). «Горные майя». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 2 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 392–444. ISBN  978-0-521-65204-9 . OCLC   33359444 .
Понс Саес, Нурия (1997). Завоевание Лакандона (на испанском языке). Мексика: Национальный автономный университет Мексики . ISBN  978-968-36-6150-0 . OCLC   40857165 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 648a597f5cd42ee294264201ffb35c06__1714844280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/06/648a597f5cd42ee294264201ffb35c06.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chuj people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)