К черту людей
Общая численность населения | |
---|---|
в. 94 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 91,391 [ 1 ] |
Уэуэтенанго | 89,663 [ 1 ] |
![]() | ок. 3000 [ 2 ] |
Языки | |
Иди на хуй , испанец | |
Религия | |
Католик , евангелист , религия майя |
Чудж или Чу [ 3 ] — народ майя , родина которого находится в Гватемале и Мексике . Оценки численности населения варьируются от 30 000 до более 60 000 человек. Их коренной язык также называется чудж и принадлежит к канджобаланской ветви языков майя . Большинство чудж проживают в гватемальском департаменте Уэуэтенанго , в муниципалитетах Сан-Матео-Икстатан и Сан-Себастьян-Коатан , небольшое количество также проживает в соседних приграничных районах мексиканского штата Чьяпас . Считается, что в Лос-Анджелесе проживает относительно большое количество нелегальных иммигрантов из племени Чудж.
Считается, что чуджи и их предки жили в одной и той же местности на протяжении 4000 лет. Впервые они вступили в контакт с испанскими конкистадорами в 1530-х годах; однако окончательно они не были покорены испанскими колониальными властями до 1680-х годов. В постколониальную эпоху чуджи потеряли большую часть своих общинных земель, что привело их к крайней нищете . Это привело к истории жестокого сопротивления властям, кульминацией которого стала партизанская деятельность против военной хунты Гватемалы в 1980-х годах.
Этноним
[ редактировать ]
| |
Центральная Америка . Красным обведена родина чуджа в высокогорьях северо -западной Гватемалы и прилегающих районах мексиканского штата Чьяпас . |
Имя Чуй — экзоним , впервые использованный испанцами. [ 4 ] Согласно народной традиции, этот термин был придуман испанскими призывниками -целтальцами , для которых он означал свободную шерстяную верхнюю одежду, которую традиционно носили мужчины Чуджа. [ 4 ] Сами чуджи используют автоним в зависимости от города своего происхождения, то есть айСан Матейо (от Сан-Матео Икстатан), айСан Сабастан (от Сан-Себастьян Коатан) или айНентон (от Нентон). [ 4 ]
Обзор и демографические данные
[ редактировать ]Чудж — небольшая группа народа майя, проживающая в Гватемале. [ 5 ] и Мексика. [ 6 ] После эмиграции в США в 1980-х годах большое количество чуджей также проживает в Лос-Анджелесе . [ 4 ]
Большая часть чуджей проживает в Гватемале, в высокогорьях департамента Уэуэтенанго . [ 5 ] Их основными центрами расселения в Уэуэтенанго являются города Сан-Матео-Икстатан и Сан-Себастьян Коатан, некоторые из них проживают в некоторых частях города Нентон . [ 6 ] Кроме того, небольшое количество людей также проживает в мексиканском штате Чьяпас . [ 6 ]
По оценкам, общее количество варьируется от 30 000. [ 5 ] до более чем 60 000. [ 7 ] Население Сан-Матео-Икстатана и Сан-Себастьян-Коатана, оба из которых почти полностью являются чуджами, составляет около 16 000 и 9 000 человек соответственно. [ 4 ] В Нентоне проживает около 4000 человек, говорящих на языке чудж, что составляет около трети города. [ 4 ] Из-за нелегального иммигрантского статуса чудж в США неизвестно, сколько чудж проживает в Лос-Анджелесе, но, по одной из оценок, оно равняется населению Сан-Себастьяна Коатана. [ 4 ]
В Гватемале чуджи имеют репутацию мятежников и антагонистов власти, исторические причины которых проистекают из бедности и недовольства по поводу распределения земли. [ 8 ]
История
[ редактировать ]
| |
Северная Гватемала во время первого контакта с испанцами: территория Чуй обведена красным. |
Доколумбовая эпоха
[ редактировать ]Чуджи живут на территории, которая, как полагают, была родиной протомайяского языка , и считается, что они и их предки жили там постоянно с тех пор, как протомайя начали разделяться на современные языки майя около 4000 лет назад. [ 4 ] На окраине современного города Сан-Матео-Икстатан находятся археологические свидетельства существования городского поселения Чуй, Вайшаклаюн , также известного как Истапалапан, которое включает курганы и площади и датируется периодом между 600 и 900 годами нашей эры. [ 4 ]
Как и другие майя, чуджи были оседлыми земледельцами, выращивавшими кукурузу и бобы. [ 5 ] Что касается политической истории чуджей, то известно, что они находились под господством киче в 15 веке, но освободились от контроля киче в начале 16 века. [ 5 ]
Испанское завоевание
[ редактировать ]Испанское завоевание территорий майя в горной местности Гватемалы началось в 1524 году, когда конкистадор Педро де Альварадо привел свою армию в этот регион. [ 9 ] В 1529 году чуджский город Сан-Матео-Икстатан (то есть Вайшаклаюн) был отдан в энкомьенде Гонсало де Овалье ( эс ), соратнику Педро де Альварадо, вместе с Санта-Эулалией и Хакальтенанго . В 1530-х годах Чуй подчинился испанскому завоеванию. [ 5 ] а в 1549 году в Сан-Матео-Икстатане была основана первая редукция Чуй под надзором доминиканских миссионеров. [ 10 ] Чуджи Сан-Матео-Икстатана оставались мятежными и сопротивлялись испанскому контролю дольше, чем их горные соседи; их сопротивление было настолько решительным, что чуджи оставались умиротворенными только до тех пор, пока продолжались непосредственные последствия испанских экспедиций. [ 11 ] Но долгосрочный эффект заключался в том, что болезни и войны существенно сократили численность чуджа в 16 веке. [ 5 ]
В конце 17 века испанский миссионер Алонсо де Леон сообщил, что в Сан-Матео-Икстатане проживает около восьмидесяти семей, но они не отдают дань уважения испанской короне и не посещают римско-католическую мессу. Он описывал жителей как «ссорных» и жаловался, что их религиозные обычаи были таковы, что они были христианами только по названию: они построили языческую святыню на холмах среди руин доколумбовых храмов, где они сжигали благовония и приношения и приносили жертвы. индейки. В конце концов де Леон был изгнан из Сан-Матео-Икстатан чуджами. [ 12 ]
В 1684 году Энрике Энрикес де Гусман , губернатор Гватемалы, принял решение об окончательном завоевании региона. [ 13 ] В 1686 году сам губернатор прибыл в Сан-Матео-Икстатан после отправки войск под командованием капитана Мельчора Родригеса Масариегоса и успешно взял город под свой контроль. Набрав воинов Чуджа из близлежащих деревень, в том числе 61 человека из самого Сан-Матео, [ 14 ] [ 15 ] он начал вторжение в еще непокоренный регион Лакандон из Сан-Матео-Икстатана и завершил завоевание этого района. [ 15 ]
Постколониальная эпоха
[ редактировать ]Гватемала получила независимость от Испании в 1821 году. В конце 19 века правительство Гватемалы санкционировало передачу земель племени чудж могущественным владельцам сельскохозяйственных земель. [ 5 ] Процесс начался в 1876 году, когда они были вынуждены уступить землю для создания нового муниципалитета Нентон. [ 16 ] В последовавших за этим боях чуджам удалось сохранить свои общинные земли в высоких горах, и это создало им современную репутацию мятежников. [ 16 ] Из-за потери большей части своих земель и, как следствие, крайней нищеты, многие чуджи были вынуждены мигрировать на южное побережье Гватемалы. [ 16 ] Как народ, они превратились либо в крестьян, либо в рабочих-мигрантов. [ 5 ]
В последующие годы чуджи были вовлечены в частые восстания и жестокие беспорядки. [ 16 ] вызвано крайней нищетой и чувством обиды из-за потери своих земель. [ 17 ] Политические волнения и кровавые репрессии против чуджей усилились после Второй мировой войны. [ 5 ] К 1970-м годам жестокие столкновения с гватемальской полицией стали обычным явлением. [ 18 ] В конце 1970-х и начале 1980-х годов конфронтация с властями Гватемалы сосредоточилась на кампании Чуджа по сохранению лесов в регионе. [ 19 ] К 1980-м годам, когда Гватемалой управляла военная хунта , чуджи были вовлечены в полномасштабную партизанскую деятельность против армии, которая считала их «внутренними врагами». [ 19 ] За десятилетие около 25% чуджей эмигрировали в США. [ 5 ]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Исторически чуджи говорят на языке, также называемом чудж, который является частью канджобаланской ветви языков майя . Он наиболее тесно связан с тохолабалом , на котором говорят в Мексике. [ 4 ] Чуджи теперь также говорят по-испански и двуязычны. [ 4 ]
Хотя язык чудж остается жизнеспособным, как и другие языки майя, дети, особенно в городских центрах, все чаще не изучают чудж как родной язык, а в некоторых случаях вообще не изучают его. [ 20 ]
Брак и семья
[ редактировать ]Чуджи традиционно заключают браки по расчету , хотя церковные свадьбы относительно редки из-за затрат на служение священника. Мужчины Чуджа также практикуют « похищение невесты », когда женщину фактически похищают, а не ее семья официально просит ее руки. [ 4 ]
Спуск считается двусторонним, и каждая сторона имеет равное значение. [ 4 ] Как правило, нуклеарная семья делит территорию с братьями и родителями мужа, а экономическая деятельность и уход за детьми осуществляются внутри территории. Большая семья будет владеть несколькими небольшими участками земли на разном расстоянии от центра города. [ 4 ] В Сан-Матео и Сан-Себастьяне также есть доступ к коммунальной земле. [ 4 ]
Религия и верования
[ редактировать ]Традиционные верования Чуджа, согласно которым большинство природных объектов — холмы, обнажения скал, ручьи и пещеры — обладают духами, остаются сильными. [ 4 ] К духам пещер, которые часто являются предками горожан, можно обратиться за помощью и советом. [ 4 ] Смерть — это переход к «предковости». [ 4 ] Инструкции на смертном одре являются обязательными обязательствами, и духи обеспечивают их соблюдением санкций в виде болезней и несчастий. [ 4 ] К этим духам можно обратиться за советом и помощью у семейных алтарей, у входов в пещеры, на вершинах холмов или, в Сан-Матео, на перекрестках и при доступе к постройкам майя под современным городом. [ 4 ]
Католицизм также распространен: в Сан-Матео он синкретичен и сочетается с традиционными верованиями, в то время как в Сан-Себастьяне существует резкий разрыв между теми, кто придерживается традиционных верований, и теми, кто следует активистскому католицизму группы « Католическое действие» в городе. [ 4 ]
Одеваться
[ редактировать ]Чуджи носят характерную «торговую» одежду, которая различается в зависимости от города. Мужчины обычно носят шерстяную тунику с короткими рукавами, слегка вышитую на шее и руках. [ 4 ] Женщины носят хлопчатобумажную верхнюю блузку с искусной вышивкой красного, желтого, зеленого и черного цветов. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Результаты переписи населения 2018 года» (PDF) . Национальный институт статистики Гватемалы . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ «Носители коренных языков в Мексике — Языки коренных народов Мексики и носители языков (5 лет и старше) по состоянию на 2005 год» . Национальный институт статистики, географии и информатики (ИНЭГИ). 2005. Архивировано из оригинала 11 июня 2008 г. Проверено 1 июня 2008 г.
- ^ Народы Америки . Маршалл Кавендиш. 1999. с. 306 . ISBN 978-0-7614-7050-2 . Проверено 7 июня 2012 г.
чуй люди.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Максвелл, Джудит. «Чуй». Энциклопедия мировых культур. 1996. Получено 8 июня 2012 г. с сайта Encyclepedia.com.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Олсон, Джеймс Стюарт (1991). Индейцы Центральной и Южной Америки: Этноисторический словарь . Академик Блумсбери. п. 95. ИСБН 978-0-313-26387-3 . Проверено 7 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Домингес, Ф.; и др., ред. (1995). Всемирный каталог социолингвистических организаций и организаций языкового планирования Language International: Организации социолингвистических и языковых планирования . Джон Бенджаминс. п. 353. ИСБН 978-90-272-1951-0 . Проверено 7 июня 2012 г.
- ^ «XI Всероссийская перепись населения и VI перепись жилищного фонда (перепись 2002 года) – Принадлежность к этническим группам» . Национальный статистический институт. 2002. Архивировано из оригинала 12 июня 2008 года . Проверено 27 мая 2008 г.
- ^ Мерски, Марси; Игонне, Этель (2008). Тихий геноцид: Гватемала, 1981–1983 гг . Издатели транзакций. стр. 103, 104 и 106. ISBN. 978-1-4128-0796-8 .
- ^ Шарер, Роберт Дж.; Тракслер, Лоа П. (2006). Древние Майя . Издательство Стэнфордского университета. стр. 763–765 . ISBN 978-0-8047-4817-9 .
- ^ Лимон Агирре 2008, с. 10.
- ^ Лимон Агирре 2008, стр. 10–11.
- ^ Ловелл 2000, стр. 416–417.
- ^ Понс Саес 1997, стр. 149–150.
- ^ Понс Саес 1997, стр. xxxiii, 153–154
- ^ Перейти обратно: а б Понс Саес 1997, с. xxxiii.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мерски, Марси; Игонне, Этель (2008). Тихий геноцид: Гватемала, 1981–1983 гг . Издатели транзакций. п. 103. ИСБН 978-1-4128-0796-8 .
- ^ Мерски, Марси; Игонне, Этель (2008). Тихий геноцид: Гватемала, 1981–1983 гг . Издатели транзакций. стр. 106–107. ISBN 978-1-4128-0796-8 .
- ^ Мерски, Марси; Игонне, Этель (2008). Тихий геноцид: Гватемала, 1981–1983 гг . Издатели транзакций. п. 104. ИСБН 978-1-4128-0796-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Мерски, Марси; Игонне, Этель (2008). Тихий геноцид: Гватемала, 1981–1983 гг . п. 105. ИСБН 978-1-4128-0796-8 .
- ^ Гренобль, Ленор А.; Уэйли, Линдси Дж., ред. (1998). Языки, находящиеся под угрозой исчезновения: утрата языка и реакция сообщества . п. 101. ИСБН 978-0-521-59712-8 . Проверено 7 июня 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Хэнди, Джим (1984). Дар дьявола: история Гватемалы .
- Лимон Агирре, Фернандо (2008). «Гражданство народа чудж в Мексике: негативная диалектика идентичностей» (PDF) (на испанском языке). Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Мексика: Коллегия де ла Фронтера-Сур – отделение Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2012 г. Проверено 15 сентября 2011 г.
- Ловелл, В. Джордж (1984). Завоевание и выживание в колониальной Гватемале: историческая география нагорья Кучуматан 1500–1824 гг .
- Ловелл, В. Джордж (1988). «Пережившие завоевания: майя Гватемалы в исторической перспективе». Обзор латиноамериканских исследований . 23 (2): 25–58. дои : 10.1017/S0023879100022202 .
- Ловелл, В. Джордж (2000). «Горные майя». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 2 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 392–444. ISBN 978-0-521-65204-9 . OCLC 33359444 .
- Понс Саес, Нурия (1997). Завоевание Лакандона (на испанском языке). Мексика: Национальный автономный университет Мексики . ISBN 978-968-36-6150-0 . OCLC 40857165 .