Люди Пима Баджо
Общая численность населения | |
---|---|
2,000-3,000 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мексика ( Сонора и Чиуауа ) | |
Языки | |
O'ochkam , Spanish | |
Религия | |
христианство | |
Родственные этнические группы | |
Акимель О'одхам , Тохоно Оодхам , Тепеуан |
Народ Пима Бахо ( Нижний Пима ) — коренной народ Мексики , проживающий в горном районе вдоль границы между штатами Чиуауа и Сонора на севере Мексики . Они родственны народам пима и тохоно о'одхам из Аризоны и северной Соноры , говорящим на похожем, но отличном языке . [ 2 ]
Группы Нижнего Пима включают: [ 3 ] : 22
- Невоме ) (историческая территория: Сонора и реки Яки реки
- Гора Пима (историческая территория: Западная Сьерра-Мадре )
- Кокомакаки ( историческая территория: недалеко от Эрмосильо )
«Бахо» или «Нижний» как часть названия относится к географическому положению в южной части традиционной родины пима. Некоторые народы, называющие себя пима и говорящие на языке пима, раньше жили дальше на запад, в низменностях Соноры, но они уже давно поглощены основным мексиканским обществом. [ 4 ] В настоящее время Пима Бахо расположены в пересеченной гористой местности в Западной Сьерра-Мадре. [ 5 ]
Основные общины в регионе Пима Баджо включают Майкоба и Йекора на сонорской стороне линии, Йепачик на Чиуауа . В 19 веке все эти три общины были почти исключительно пима, но в последние десятилетия в этот район мигрировали многие основные мексиканцы из низменностей.
Традиционная культура пима баджо во многом напоминает культуры соседних народов варихио и тараумара, чем культуру других народов пима на северо-западе. Отчасти это связано с общим горным ареалом, отчасти с долгой историей взаимодействия между группами. Пима также были обращены в христианство в начале испанского периода, и большинство из них до сих пор исповедуют устаревшую, почти средневековую форму католицизма, введенную миссионерами -иезуитами . [ 6 ] [ 7 ]
В настоящее время люди находятся в процессе аккультурации в основное общество, особенно после прокладки шоссе через этот район в конце 1980-х годов. Однако пима пытаются сохранить свою идентичность как отдельную культуру. Были попытки возрождения. Несколько вождей племен собрали некоторые традиционные мифы пима и опубликовали их в книге на языке пима для распространения в регионе. [ 8 ] Праздники, особенно Страстная неделя ( Semana Santa ), включают в себя тщательно продуманные церемонии и празднования, отражающие форму католицизма, исповедуемого пима. Местным мексиканцам разрешено присутствовать и участвовать, но вожди племени пима организуют и контролируют мероприятия. [ 9 ] [ 10 ] [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Данниган, Т. 1983 Нижняя Пима. В: А. Ортис и В. К. Сюртевант (ред.), Справочник североамериканских индейцев, т. 10, стр. 217–229. Вашингтон: Смитсоновский институт.
- ^ Эстрада-Фернандес, Зарина. 1998. Пима Бахо де Йепачи, Чиуауа (Архив языков коренных народов Мексики). Колледж Мексики.
- ^ Шеридан, Томас Э. (26 мая 2016 г.). Пейзажи мошенничества: миссия Тумакакори, поплавок Бака и предательство О'одхама . Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-3441-8 .
- ^ Хинтон, ТБ 1959. Обзор ассимиляции индейцев в восточной Соноре. Антропологические документы Университета Аризоны 4:1-32.
- ^ Пеннингтон, CW. 1980. Лекарственные растения, используемые горой Пима в Чиуауа / Indigenous America 33:213-232.
- ^ Пеннингтон, CW. 1963. Тараумары Мексики, их материальная культура. Университет Юты Пресс, Солт-Лейк-Сити.
- ^ Jump up to: а б Лаферьер, Джозеф Э. и Уиллард Ван Асдалл. 1991. Использование растений в праздничных украшениях горы Пима. Кива 57:27-38.
- ^ Коронадо А., Л., Ф. Альварес С. и Дж. А. Галавиз. 1983 Куэн Куэче Легенда: Тумока Анатиакига Оичика. Секретариат народного образования, город Чиуауа.
- ^ Данниган, Т. 1981a. Адаптивные стратегии крестьян в биэтническом мексиканском сообществе: исследование ассимиляции горных пима. В TB Hinton * PC Weigand (редакторы), Темы аккультурации коренных народов на северо-западе Мексики. Антропологические документы Университета Аризоны 38:36-49.
- ^ Данниган, Т. 1981b. Ритуал как межэтническое соревнование: индито против бланко в пасхальных церемониях горы Пима. В: Г. П. Кастилия и Г. Кушер (ред.), Устойчивые народы: культурные анклавы в перспективе. Университет Аризоны Пресс, Тусон