Автономия
Общая численность населения | |
---|---|
>300 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мексика: Идальго , Эдомекс , Керетаро , Пуэбла , Веракрус , Сан-Луис-Потоси , Гуанахуато , Тласкала , Мичоакан. | |
Языки | |
Первичный: Отоми ; второй: испанский | |
Религия | |
Преимущественно католик и анимизм ; меньшинство: протестантизм и иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Мазауа , Паме , Чичимека Джонас , Матлацинка |
Отоми населяющий ( / ˌ oʊ t ə ˈ m iː / ; испанский : Otomí [otoˈmi] ) — коренной народ Мексики, регион центрального Мексиканского плато (Альтиплано).
Отоми — коренные народы Америки , населяющие неоднородную территорию в центральной Мексике . Они лингвистически родственны остальным отомангейскоязычным народам, предки которых на протяжении нескольких тысяч лет населяли Трансмексиканский вулканический пояс . [1] В настоящее время отоми населяют фрагментированную территорию от северного Гуанахуато до восточного Мичоакана и юго-восточной Тласкалы . Однако большая часть из них сосредоточена в штатах Идальго , Мексика и Керетаро. По данным Национального института коренных народов Мексики, в 2015 году этническая группа отоми в Мексиканской Республике насчитывала 667 038 человек. [2] что делает их пятым по численности коренным народом в стране. [3] Из них лишь немногим больше половины говорили на языке отоми. В этом отношении язык отоми отличается высокой степенью внутренней диверсификации, поэтому носители одного варианта часто испытывают трудности с пониманием тех, кто говорит на другом языке. Следовательно, имена, которыми отоми называют себя, многочисленны: sätho ( Долина Толука ), hñahsu ( Долина Мескиталь ), sashho ( Сантьяго Мескититлан на юге Керитаро ) и ñyühü (Северное нагорье Пуэблы, Пауатлан ) — вот некоторые из названий. Отоми используют для обозначения себя на своих языках, хотя обычно, говоря по-испански, они используют родной отоми, происходящий от науатля . [4]
Этимология
[ редактировать ]Слово отоми используется для описания более крупной этнической группы отоми и диалектного континуума . Из испанского языка слово отоми закрепилось в лингвистической и антропологической литературе. Среди лингвистов было сделано предложение изменить академическое обозначение с Отоми на Hñähñú , эндоним, используемый отоми долины Мескиталь , но общего эндонима для всех диалектов языка не существует. [5] [6] [7] Как и большинство местных имен, используемых для обозначения коренных народов Мексики, термин отоми не является родным для людей, к которым он относится. Отоми — термин на языке науатль, происходящий от слова otómitl , [8] слово, которое на языке древней Мексики означает «тот, кто ходит со стрелами», [9] хотя такие авторы, как Вигберто Хименес Морено, перевели это слово как «птица-стрелок». На языке отоми, принадлежащем к ото-памейской ветви ото-мангской языковой семьи, говорят во многих различных вариантах, некоторые из которых не являются взаимопонятными.
Обзор
[ редактировать ]Отоми традиционно поклонялись луне как своему высшему божеству. Даже в наше время многие народы отоми практикуют шаманизм и придерживаются доиспанских верований, таких как нагуализм . [10] Как и большинство оседлых мезоамериканских народов, отоми традиционно питались кукурузой, фасолью и тыквой, но магуэй (вековое растение) также был важным культурным растением, используемым для производства алкоголя ( пульке ) и клетчатки ( хенекен ). Хотя люди отоми редко едят то, что жители Запада считают сбалансированной диетой, они поддерживают достаточно хорошее здоровье, поедая лепешки , пьют пульке и едят большинство фруктов, доступных вокруг них. [11] В 1943–1944 годах в отчете об исследовании питания деревень отоми, расположенных в долине Мескиталь в Мексике, отмечалось, что, несмотря на засушливый климат и земли, непригодные для ведения сельского хозяйства без орошения, народ отоми в основном зависел от производства магуэя . Магуэй (вековое растение) используется для производства тканых волокон и « пульке », ферментированного нефильтрованного сока, который играл важную роль в экономике и питании отоми. Однако эта практика начала приходить в упадок из-за ее нового крупномасштабного производства. Растение магуи настолько сильно зависело от него, что хижины из его листьев строили . В это время большая часть региона была крайне слаборазвита, а сельское хозяйство в основном было низкоурожайным. Часто густонаселенные районы путают с местами, лишенными жилья, поскольку рассредоточенные жилища строятся низкими и скрытыми. [11]
Отоми были кузнецами и торговали ценными металлическими изделиями с другими конфедерациями коренных народов, включая Тройственный союз ацтеков . Их изделия из металла включали украшения и оружие, хотя металлическое оружие было не так полезно, как обсидиановое (обсидиан острее современной бритвы, его много и он легкий по весу).
Родная территория
[ редактировать ]Этнической территорией отоми исторически была центральная Мексика. С доиспанских времен народ отоми населял этот регион и считается коренным народом мексиканского нагорья. Отоми, возможно, были обнаружены в Мезоамерике, по крайней мере, с начала оседлости или расселения кочевого населения, которое произошло в восьмом тысячелетии до нашей эры. [12] Заселение отоми в центральной Мексике тогда относится к тому факту, что лингвистические цепочки между отомангскими языками более или менее целы, так что лингвистически ближайшие члены семьи также близки в пространственном отношении. Первое разделение группы отоми произошло, когда восточные языки отделились от западных . Западная ветвь состоит из двух основных ветвей: тлапанеко - народов, говорящих на языке мангео , и народов, говорящих на языке ото-паме . К числу последних относятся отоми, расселившиеся в Мексиканской Неовулканической Оси вместе с остальными народами, входящими в одну отомангскую ветвь: масауа , матлацинкас , тлауикас , чичимекас . [13]
В настоящее время отоми занимают фрагментированную территорию, которая простирается через штаты Мексика , Идальго , Керетаро , Гуанахуато , Мичоакан , Тласкала , Пуэбла и Веракрус . Все эти штаты расположены в самом сердце Мексиканской Республики и в них сосредоточена большая часть населения страны. Районы с наибольшей концентрацией населения отоми — это долина Мескиталь , Восточное нагорье , полупустыня в Пенья-де-Берналь , Керетаро и север штата Мехико. Из этих больших групп, которые концентрируют около 80% общей численности представителей этого коренного народа, выделяются отоми из Ситакуаро ( Мичоакан ), отоми из Тьерра-Бланки ( Гуанахуато ) и те, что до сих пор остаются в Икстенко ( Тласкала ). Из-за территории, на которой они расположены, отоми живут в тесных отношениях с крупными мегаполисами, такими как столичная зона Мехико , города Пуэбла , Толука и Сантьяго-де-Керетаро , местами, куда многим из них пришлось эмигрировать. в поисках лучших возможностей трудоустройства.
История
[ редактировать ]В историографических текстах о мезоамериканских народах доиспанской эпохи истории отоми уделялось очень мало внимания. процветали такие великие города, как Куикуилько , Теотиуакан и Тула Много веков назад на территории, оккупированной отоми с приходом испанцев , . Даже в Тройственном союзе ацтеков , который доминировал, так называемой « Мексиканской империи », Тлакопан унаследовал владения Аскапоцалько , большинство населения которых составляло отоми. Однако отоми почти никогда не упоминаются как главные герои доиспаноязычной мезоамериканской истории, возможно, потому, что этническая сложность центральной Мексики того времени не позволяет нам отличить вклад древних отоми от вклада их соседей. [14] Лишь в последние годы начал проявляться интерес к роли, которую сыграли эти люди в развитии культур, живущих на Неовулканической оси , от доколониальной эпохи до завоеваний.
Народы отоми в доиспанские времена
[ редактировать ]К пятому тысячелетию до нашей эры люди отоми образовали большую группу. Диверсификация языков и их географическое распространение из долины Теуакан (в настоящее время в штате Пуэбла ). [15] должно было произойти после одомашнивания мезоамериканских сельскохозяйственных культур, состоящих из кукурузы , фасоли и перца чили . Это установлено на основании того, что в языках отоми существует большое количество родственных слов в репертуаре слов, относящихся к сельскому хозяйству. После развития зарождающегося сельского хозяйства протоотомангский легион дал начало двум различным языкам, которые составляют предшественников современных восточных и западных групп семьи Отоми. Судя по лингвистическим данным, кажется вероятным, что ото-памес — представители западной ветви — прибыли в Мексиканскую долину примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры и что, вопреки мнению некоторых авторов, они мигрировали не с севера, а из юг.
Некоторые историки полагают, что отоми были первыми жителями Мексиканской долины, однако позже они были изгнаны из долины тепанеками в 1418 году. [16] Отоми были одной из различных этнических групп, проживавших в городе Теотиуакан ; один из крупнейших и важнейших городов древней Мексики. Падение Теотиуакана — это веха, знаменующая конец классического периода в Мезоамерике. Изменения в политических сетях на уровне Мезоамерики, споры между небольшими соперничающими государствами и перемещение населения в результате длительных засух в северной Мезоамерике способствовали прибытию новых поселенцев в центральную Мексику. Примерно в это же время прибыли большие группы, говорящие на науатле , и начали вытеснять отоми на восток. Затем они прибыли в Восточное нагорье и в некоторые районы долины Пуэбла - Тласкала . В последующие столетия на территории отоми возникли крупные государства во главе с народами науа . Примерно в 9 веке тольтеки превратили Тулу (Махшем'и в Отоми) в один из главных городов Мезоамерики. В этом городе проживала большая часть населения долины Мескиталь , хотя многие из них продолжали жить южнее и восточнее, в штатах Мехико и Восточный Хайленд . [17]
Около 1100 года нашей эры говорящие на языке отоми народы образовали свою столицу-город-государство Ксалтокан . Ксалтокан вскоре приобрел власть — достаточную, чтобы требовать дань от близлежащих общин вплоть до своего подчинения. После этого в 14 веке королевство Отоми было завоевано Мехикой и ее союзами. Тогда народ отоми должен был платить дань Тройному союзу по мере роста их империи; впоследствии люди отоми переселились на земли к востоку и югу от своей бывшей территории. В то время как некоторые отоми переселились в другие места, другие отоми все еще проживали недалеко от нынешнего Мехико , но большинство поселилось в районах вблизи долины Мескиталь в Идальго , высокогорье Пуэблы , районах между Тецкоко и Тулансинго , а также до Колимы и Халиско . [18]
Завоевание
[ редактировать ]Значительная часть отоми проживала в штате Тласкала . Хотя есть сообщения о том, что испанский конкистадор Эрнан Кортес первоначально напал и «уничтожил отоми в Текоаке , которые были полностью уничтожены», [19] в конце концов они объединили свои силы с ним, когда он сражался с Тройным союзом ацтеков , в конечном итоге победив его. Это позволило Икстенко Отоми или ( Юмо ) снова расшириться. Они основали город Керетаро и поселились во многих городах штата, ныне известного как Гуанахуато . Отоми из Мескиталя или ( Хняхсу ) поддерживали состояние войны с испанцами и их союзниками-отоми из Икстенко , причем записи указывают на то, что хшахсу (отоми из Мескитала ) сопротивлялись ассимиляции и поддерживали кочевые набеговые отряды, которые нападали на любое испанское поселение в пределах Идальго, поддерживая состояние война, продолжавшаяся до тех пор, пока не были открыты первые серебряные рудники. Верность Икстенко католицизм Отоми испанцам привела к тому, что многие обратились в , но они также сохранили свои древние обычаи. Во время колонизации язык икстенко- отоми распространился по различным другим штатам, таким как Гуанахуато , Керетаро , включая штаты Пуэбла , Веракрус , а также Мичоакан и Тласкала , где большинство из них оставалось фермерами. В Долина Мескиталь, традиционная родина отоми, местность не очень подходила для ведения сельского хозяйства, поскольку земля была засушливой, и многие люди отоми нанимали друг друга в качестве чернорабочих и в значительной степени полагались на напиток на основе магуи , пульке . Первоначально испанцы запретили этот напиток, но вскоре попытались управлять бизнесом за счет его производства, что привело к тому, что люди отоми стали использовать напиток исключительно для собственного потребления.
Колониальный период
[ редактировать ]Приход испанцев в Мезоамерику означал подчинение коренных народов владычеству пришельцев. К 1530-м годам все общины отоми в долине Мескиталь и Барранка-де-Мезтитлан были разделены на энкомьенды . Впоследствии, когда испанское законодательство было изменено, появились так называемые индейские республики, системы политической организации, допускавшие определенную автономию общин отоми по отношению к латиноамериканско - метисному населению. Создание этих республик, усиление местных кабильдо (советов) и признание испанским государством владения общинными землями были элементами, которые позволили отоми сохранить свой язык и, в определенной степени, свою коренную культуру. Однако, особенно в отношении владения землей, коренные общины страдали от лишения собственности на протяжении трех столетий испанской колонизации. [20]
В то же время испанцы оккупировали древние поселения отоми, как, например, современный город Саламанка ( Гуанахуато ), основанный в поселении отоми Сидоо («Место тепетатес» ) в 1603 году по указу Гаспар де Суньига- и-Асеведо, вице-король Новой Испании . [21] Некоторые семьи отоми были вынуждены сопровождать испанцев при завоевании северных территорий Мезоамерики , оккупированных воинственными аридо-американскими народами. Отоми были колонизаторами, поселившимися в таких городах, как Сан-Мигель-эль-Гранде , Оахака и других городах Эль-Бахио . Фактически, процесс колонизации этой территории был, по сути, делом рук отоми, во главе которого стояло правление Ксилотепек . В Эль-Бахио отоми служили мостом для оседлости или расселения кочевого населения и христианизации кочевых народов, которые в конечном итоге были ассимилированы или истреблены силой. Важность Эль-Бахио в экономике Новой Испании превратила его в сценарий, в котором позже сходились различные этнические группы, в том числе тлашкальские мигранты, пурепеча и испанцы, которые в конечном итоге победили все группы коренного населения, которые поддержали их в завоевании. этой территории, которая была местом обитания многочисленных народов, классифицированных как Чичимека. . Однако до девятнадцатого века население отоми в Эль-Бахио все еще было основным компонентом, и некоторые из их потомков остаются в таких муниципалитетах, как Тьерра-Бланка , Сан-Хосе-Итурбиде и Сан-Мигель-де-Альенде . [22] Передвижение населения отоми продолжалось на протяжении всей колониальной эпохи. Например, в Сан-Луис-Потоси в 1711 году в общей сложности 35 семей отоми были насильно вывезены, чтобы занять периферию города и защитить его от нападений кочевников региона. [23] В нескольких местах население отоми было уничтожено не только в результате вынужденных или согласованных миграций, но и в результате постоянных эпидемий, от которых пострадали мезоамериканские племена после завоевания . Многочисленные общины были уничтожены между шестнадцатым и восемнадцатым веками из-за болезней. [24]
Девятнадцатый и двадцатый века
[ редактировать ]Во время Войны за независимость Мексики отоми встали на сторону восстания, поскольку они хотели вернуть свои земли, отнятые у них в рамках системы энкомьенды . [17]
Примерно в 1940–1950 годах правительственные учреждения обещали помочь коренным народам, помогая им получить доступ к лучшему образованию и экономическому прогрессу, но не сделали этого. В свою очередь, люди продолжали заниматься сельским хозяйством и работать в качестве рабочих в рамках своего незначительного натурального хозяйства в рамках более крупной капиталистической экономики, где коренные народы могли эксплуатироваться теми, кто контролирует экономику. [18] С момента обретения независимости мексиканское правительство с обожанием относится к доиспанской истории и произведениям ацтеков и майя ; в то же время он игнорирует ныне живущих коренных жителей, таких как отоми, которые изображены без такого престижа. [25] До недавнего времени культуре и народу отоми не уделялось особого внимания, пока недавний антрополог не начал исследовать их древний образ жизни. В результате правительство Мексики зашло так далеко, объявив себя многокультурной нацией, которая помогает многим коренным народам, таким как отоми. Однако этого не произошло, поскольку свидетельств, доказывающих, что делается что-то, чтобы действительно им помочь, мало. [18] Хотя многие из нынешних потомков отоми начали иммигрировать в другие регионы, намек на их древнюю культуру все еще присутствует сегодня. В некоторых частях Мексики, таких как Гуанахуато и Идальго , звучат молитвенные песни на языке отоми, а старейшины делятся историями с молодежью, понимающей их родной язык. Несмотря на это, культуре отоми уделялось очень мало внимания, особенно с помощью образовательных средств, где очень мало обсуждается о каких-либо группах коренных народов. Из-за этого многие потомки Отоми очень мало знают об истории своей культуры. [18]
Язык
[ редактировать ]Язык отоми принадлежит к семье ото-памеанских языков (в которую также входят чичимека Джонас , мазауа , паме, окуилтеко и матлацинка ). Семья, в свою очередь, принадлежит к отомангским языкам (с амузгоанской , чинантеканской , миштекской , отопамейской , пополоканской , тлапанеканской и сапотекской языковыми семьями).
Языки отоми являются частью отомангской языковой семьи, одной из старейших и самых разнообразных в Мезоамериканском регионе. Языки отоми, один из более чем ста отомангских языков, сохранившихся до наших дней, тесно связаны с языком масауа , на котором также говорят на северо-западе и западе штата Мехико. Некоторые глоттохронологические анализы, примененные к языкам отоми, показывают, что отоми отделились от мазауа примерно в 8 веке нашей эры. С тех пор отоми распался на языки, известные сегодня. [26]
Родной язык отоми называется языком отоми. На самом деле это комплекс языков, количество которых варьируется в зависимости от использованных источников. Согласно « Этнологу Летнего института лингвистики» и Каталогу языков коренных народов Национального института языков коренных народов (Инали) Мексики , существует девять разновидностей отоми. [27] [28] Дэвид Чарльз Райт Карр [29] предполагает, что существует четыре языка отоми. По данным Национальной комиссии по развитию коренных народов Мексики (CDI), только 50,6% населения отоми говорит на родном языке этой группы. В 1995 году эта доля соответствовала 327 319 носителям языков отоми во всей Мексиканской Республике. [30] Приведенный выше расчет соответствует оценке CDI, которая предназначена для включения детей в возрасте до пяти лет, говорящих на языке отоми, которые не включены в подсчеты населения Мексики . Согласно первому подсчету населения 1995 года, общее количество носителей языка отоми старше пяти лет составило 283 263 человека, что представляет собой потерю на 22 927 человек по сравнению с переписью населения и жилищного фонда 1980 года, когда было зарегистрировано 306 190 человек, говорящих на языках отоми. [31] [32] [33]
Численность носителей языков отоми в последние годы сократилась. [ когда? ] В некоторой степени такое сокращение числа носителей языка отоми связано с миграцией из общин их происхождения и урбанизацией их этнической территории, что накладывает на них необходимость сосуществовать с исключительно испаноязычным по большей части населением. Сокращение языкового сообщества отоми также является результатом процессов кастилизации , которым подверглись все коренные народы Мексики. Кастильизация коренного населения Мексики издавна понималась как субтрактивный процесс, то есть такой, который подразумевает отказ от использования родного языка с целью приобретения языковой компетенции в испанском языке. [34] Кастильизация коренных народов была представлена как альтернатива интеграции коренных народов в мексиканскую национальную культуру и улучшению условий их жизни. Однако программы образования коренных народов на испанском языке были дискредитированы критиками, поскольку они предполагают, с одной стороны, утрату родного языка, а с другой стороны, не способствуют улучшению качества жизни коренных общин. [35]
Известные люди
[ редактировать ]- Примечание Бастиды , эколога
- Мартина Гарсиа Крус , ремесленник
- Македония Блас Флорес , правозащитник
- Макуильшочицин , ацтекский поэт
- Хосе Луис Ромо Мартин , художник
- Фортунато Морено Рейносо , ремесленник
- Адела Кальва Рейес , писательница
- Кевин Альварес (футболист, 1999 г.р.) [ нужна ссылка ]
- Хувентино Росас , композитор Собре лас Олас, скрипач
См. также
[ редактировать ]- Отоми (военный) — ацтекский военный орден , названный в честь Отомиса, если не состоящий из него.
- Лицензия на убийство , 1989 год. В фильме о Джеймсе Бонде показан Культурный центр Отоми.
- Македония Блас Флорес , кандидат на Нобелевскую премию мира 2005 года.
- Музей культуры Хняхшу и культурный центр долины Мескиталь
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джорджина., Масферрер К., Элио. Мондрагон, Хайме. Ванс (2010). Коренные народы Пуэблы: этнографический атлас . Правительство штата Пуэбла. ISBN 978-607-484-083-4 . OCLC 664367109 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Отомиес - Статистика - Атлас объединенного народа Мексики. ИНПИ». Правительство Мексики . Архивировано 24 октября 2019 года. Проверено 24 октября 2019 года.
- ^ означает Этническое население представителей этнических меньшинств, проживающих в национальном государстве, не признанном многонациональным. В этом смысле этническое население включает не только носителей языка — в данном случае отоми — но и тех, кто перестал использовать язык, но признает себя членами группы и признается таковым, будь то условно или официально. . Согласно критериям, выбранным мексиканскими правительственными учреждениями для подсчета численности коренного населения, коренного населения Мексики. члены семей, где глава семьи или его супруга являются носителями коренного языка, являются частью
- ↑ В последнее время некоторые носители долины Мескиталь стали считать этноним «отоми» уничижительным. Этого не происходит в других вариантах, и поэтому их следует продолжать использовать. Это также наиболее широко используемый термин в испаноязычном мире во всех областях. В этом отношении, повторяя слова Дэвида Чарльза Райта Карра (2005 , стр. 19): «Хотя слово «отоми» использовалось в текстах, унижающих этих древних жителей Центральной Мексики, я считаю, что удобно использовать то же самое слово «отоми». слово в произведениях, которые пытаются восстановить его историю, вместо того, чтобы отбросить его, я предлагаю вернуть его».
- ^ Ластра, Отоми , стр. 56–58.
- ^ Райт Карр 2005 .
- ^ Паланкар, «Появление активного/статического мировоззрения в Отоми», с. 357.
- ^ Гомес де Силва 2001 .
- ^ Барриентос Лопес 2004 , с. 6.
- ^ Кассир 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон, Ричмонд К.; Кальво, Хосе; Серрано, Глория; Пейн, Джордж К. (1946). «Исследование пищевого статуса и пищевых привычек индейцев отоми в долине Мескиталь в Мексике» . Американский журнал общественного здравоохранения и здоровья нации . 36 (8): 883–903. дои : 10.2105/ajph.36.8.883 . ПМК 1625980 . ПМИД 18016399 .
- ^ Дюверже 2007 , с. 40.
- ^ Райт Карр 2005 , с. 26.
- ^ Райт Карр 2005 , с. 28.
- ^ Кэмпбелл 1997 .
- ^ Зиллгес, Хейли (2013). «Генетическая история отоми в долине Центральной Мексики» . Стипендия Пенсильванского университета : 7–8.
- ^ Перейти обратно: а б Морено Алькантара и другие, 2002 , с. 7
- ^ Перейти обратно: а б с д Фишман, Джошуа А. (1 января 2001 г.). Можно ли спасти языки, находящиеся под угрозой исчезновения?: Обращая вспять языковой сдвиг, новый взгляд: перспектива 21 века . Многоязычные вопросы. ISBN 978-1-85359-492-2 .
- ^ Наймарк, Норман М. (2017). Геноцид: Всемирная история . Издательство Оксфордского университета. п. 42. ИСБН 978-0-19-976526-3 .
- ^ Морено Алькантара и другие 2002 , стр. 7–10.
- ^ Евгения Акоста Солнд , с. 62 [ нужна полная цитата ]
- ^ Райт Карр 1999 .
- ^ Евгения Акоста Солнд , с. 63 : «Следует отметить, что отоми были не единственными коренными мигрантами в колониальную эпоху. Тлашкальцы, союзники испанцев, согласились сопровождать их в их походе на север. Обнаружены потомки тлашкальской миграции. в нескольких городах приграничных штатов Мексики, таких как Бустаманте (Нуэво-Леон) [Следует отметить, что отоми были не единственными коренными мигрантами в колониальную эпоху. Тлашкальцы, союзники испанцев, согласились сопровождать их. их кампания на север. Потомки тлашкальской миграции встречаются в нескольких городах приграничных штатов Мексики, таких как Бустаманте (Нуэво-Леон).]» [ нужна проверка ]
- ^ Морено Алькантара 2002 , с. 10.
- ^ Доу, Джеймс В. (январь 2005 г.). «Сьерра Няхшу (Отоми)» . Коренные народы побережья Мексиканского залива .
- ^ Райт Карр 2005 , с. 27.
- ^ SIL 2005 .
- ^ Инали 2008 , стр. 41–54.
- ^ «Дэвид Чарльз Райт Карр | Университет Гуанахуато — Academia.edu» .
- ^ CDI 2000 .
- ^ Heron Quaron & Blaster 2000 , с. 165.
- ^ Перепись населения и жилищного фонда 1980 г.
- ^ 1995 Первый подсчет населения
- ^ Хамель и др. 2004 , с. 87.
- ^ Хамель и др. 2004 , с. 86.
Ссылки
[ редактировать ]- Райт Карр, Дэвид Чарльз (май 2005 г.). «Хняхню, Нуху, Нхато, Нухму: уточнения относительно термина «Отоми » » . Мексиканская археология (на испанском языке). 13 (73): 19. Также доступно в формате PDF .
- Райт Карр, Дэвид Чарльз. «Manuscritos Otomies del Virreinato» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 8 сентября 2008 г.
- Райт Карр, Дэвид Чарльз. «Otomies en las fuentes» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 30 января 2011 г.
- Райт Карр, Дэвид Чарльз. «Язык, культура и история бумаги Отомиеса» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 26 февраля 2011 г.
- Кассир, Мэтью Веласкес (январь 2009 г.) [2002 г.]. История отоми в Икстенко (PDF) (2-е изд.). Сан-Хуан Икстенко, Тласкала, Мексика: Правительство Тласкалы, Мексика. Архивировано из оригинала (PDF) 1 апреля 2013 г.
- Белло Мальдонадо, Альваро (2004). Этническая принадлежность и гражданство в Латинской Америке: коллективные действия коренных народов . Публикации Организации Объединенных Наций.
- Барриентос Лопес, Гваделупе (2004 г.). Отомиес из штата Мехико (на испанском языке). Национальная комиссия по развитию коренных народов Мексики (CDI)-Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Мексика.
- Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных американцев . Оксфордские исследования по антропологической лингвистике. Том. 4. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Центр исследований и высших исследований в области социальной антропологии (CIESAS) (nd). «Отомиес Мичоакана» . CIESAS-перешеек . Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 г. Проверено 11 ноября 2021 г.
- Центр исследований и высших исследований в области социальной антропологии (CIESAS) (nd). «Отомиес из Керетаро» . CIESAS-перешеек . Архивировано из оригинала 24 февраля 2009 г. Проверено 11 ноября 2021 г.
- Коллин Харгиндеги, Лаура (н.д.). «Размышления о личности отоми» (PDF) . Колледж Тласкалы . Проверено 11 ноября 2021 г. (неработающая ссылка доступна в Интернет-архиве; см. историю, первую и последнюю версию)
- Дюверже, Кристиан (2007). Первое смешение браков. Ключ к пониманию мезоамериканского прошлого . Конакульта-ИНАХ-Таурус-УНАМ, Мексика.
- Гарса Куарон, Беатрис; Ластра, Иоланда (2000). «Языки в Мексике, находящиеся под угрозой исчезновения». В Робинсе, Роберт Генри; Уленбек, Евгений Мариус; Гарса Куарон, Беатрис (ред.). Вымирающие [языки Разнообразная коллекция работ (на испанском языке). Мексика: Национальный институт антропологии и истории . стр. 139–196. ISBN 978-970-18-2494-8 . OCLC 45367879 . Переведено с Робинс, Роберт Генри; Уленбек, Евгений Мариус; Гарса Куарон, Беатрис, ред. (1991). Вымирающие языки . Оксфорд, Великобритания: Издательство Berg Publishers . ISBN 978-0-85496-313-3 . OCLC 24628327 .
- Гомес де Силва, Гвидо (2001). Diccionariobrief de mexicanismos [ Краткий словарь мексиканского жаргона ] (на испанском языке). Фонд экономической культуры, Мексика.
- Амель, Ренье Энрике; Брамм, Мария; Каррильо Авелар, Антонио; Лонкон, Элиза; Внук Рафаэль; Сильва Кастельон, Элиас (январь 2004 г.). «Что нам делать с Кастилией? Преподавание испанского языка как второго языка в межкультурной двуязычной программе образования коренных народов» [Что нам делать с Кастилией? Преподавание испанского языка как второго языка в программе межкультурного двуязычного образования коренных народов] (PDF) . Мексиканский журнал исследований в области образования (на испанском языке). 9 (20): 83–107. ISSN 1405-6666 .
- Хименес Морено, Вигберто (1939): «Происхождение и значение имени Отоми», в Мексиканском журнале антропологических исследований , III, Мексика.
- Мендоса Рико, Мирза; Луис Энрике Ферро Видаль и Эдуардо Солорио Сантьяго (2006): Отомиес полупустыни Керетаро , Национальная комиссия по развитию коренных народов Мексики (CDI) - Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Мексика.
- Морено Алькантара, Беатрис; Мария Габриэла Гарретт Риос и Улисес Хулио Фиерро Алонсо (2006): Отомиес дель Валье дель Мескиталь , Национальная комиссия по развитию коренных народов Мексики (CDI) – Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Мексика.
- Райт Карр, Дэвид Чарльз (1999). Завоевание Бахио и возникновение Сан-Мигель-де-Альенде (на испанском языке). Университет долины Мехико – Фонд экономической культуры, Мексика.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии стилей плетения отоми
- Культура Отоми в Икстенко, Тласкала, Мексика .
- Спринг, Джеймс (14 марта 2014 г.). «Нет места лучше дома, акт первый: симулятор полета» . Эта американская жизнь . Эпизод 520. Чикаго. ВБЭЗ . Проверено 8 марта 2014 г. О «Камината Ноктурна» (имитация незаконного пересечения границы) в деревне Хняхсу Эль-Альберто, Идальго.
- «Священный Черный Змей» ; видео, созданное Главной координацией двуязычного межкультурного образования Секретариата народного образования (Мексика) об отоми долины Мескиталь. Отоми — коренной мексиканский народ, который из-за сосуществования в одних и тех же регионах на протяжении веков разделяет черты материальной культуры с науа.
- «Учите отоми грамматике у отоми».
- Информационная сеть коренных народов.
- «Все об отомии».
- «Государственный гимн Мексики в Отоми - Икстенко». Видео снято в общине Отоми в Икстенко, Тласкала. Тщательно переведен историком Отоми Матео Каджеро и казнен его внучками в воскресенье, 3 мая 2010 года.
- Культура отоми в Икстенко.
- Культура Отоми
- «Как добиться лучших урожаев » (PDF) . Отоми де ла Сьерра, Генеральный координатор межкультурного двуязычного образования. Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2020 г.