Jump to content

Тотонак

Тотонак
Тотонаки Папантлы, Веракрус, совершающие « летающий » ритуал.
Регионы со значительной численностью населения
 Мексика   ( Веракрус , Пуэбла ) 411,266
Языки
Тотонакские языки , испанский
Религия
Религия коренных народов, христианство
Люди Тотонак
Язык Тотонак
Страна Тотонакапан

Тотонаки коренные жители Мексики, в штатах Веракрус проживающие , Пуэбла и Идальго . Они являются одними из возможных строителей доколумбового города Эль -Тахин , а также содержали кварталы в Теотиуакане (городе, который, как они утверждают, построили). До середины 19 века они были основными производителями ванили в мире . [1]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «тотонак» относится к людям, живущим в Тотонакапане. Нет единого мнения относительно происхождения этого термина. Некоторые авторы перевели термин «тотонак» как слово науатль , означающее «Люди Горячей Земли».Согласно источникам, это слово на языке тотонак переводится как «тото-наку», что означает «три сердца», обозначающие три города или культурных центра: Семпоала , Таджин и Тейо . Однако доказательства неубедительны. [2]

География и традиционный образ жизни

[ редактировать ]
Вид на главную площадь руин города Семпоала , столицы нации тотонаков, первой заключившей военный союз с кастильскими армиями для нападения на владения Тройственного союза ацтеков или Эшкана Тлахтолояна.
Керамическая статуэтка тотонака.

В 15 веке ацтеки назвали регион Тотонака « Тотонакапан »; который тогда простирался примерно от Папантлы на севере до Семпоалы на юге. В Тотонакапане было жарко и влажно. Наряду с обычными сельскохозяйственными культурами: кукурузой, маниоком, тыквой, фасолью, тыквой и перцем чили, регион был известен производством хлопка . Даже во время катастрофического голода в Центральной Мексике 1450–1454 годов этот регион оставался надежным сельскохозяйственным центром. В то время многие ацтеки были вынуждены продать себя или членов своих семей в рабство тотонакам в обмен на кукурузу для пропитания.

Культура питания

[ редактировать ]

Тотонаки в двадцатом веке привели к тому, что народы выращивали ваниль высочайшего качества , и большая часть мексиканской ванили производилась тотонаками. Их связь с сельским хозяйством ванили возникла еще до прибытия Колумба в Новый Свет. Хотя ваниль долгое время играла важную роль в культуре тотонаков, ее важность как экспортного товара не проявлялась до начала восемнадцатого века, когда они торговали с другими тотонаками и с людьми в северной Оахаке . Первые правила сбора мексиканской ванили появились в 1743 году, когда мэр Папантлы попытался использовать закон для получения личной выгоды от сбора ванили. Второй закон, регулирующий выращивание ванили, был обнародован в 1767 году, после того как производители ванили Тотонак в Колипе пожаловались на воров, кражи незрелых стручков ванили. Во время путешествий Гумбольдта по Мексике большая часть европейского импорта ванили осуществлялась через порт Веракрус , а в Тотонаке в регионе Мисантла собирали около 700 000 стручков ванили в год. [3]

Полное отсутствие комалов , метатов и маноса означает, что тотонаки не ели лепешки ; однако, хотя кукуруза и выращивалась, она не составляла большую часть их рациона. Тотонаки ели фрукты, особенно сапоте , гуаву, папайю, бананы и авокадо. Мужчины охотились и ловили рыбу на акул, черепах, оленей, броненосцев, опоссумов и лягушек. Женщины разводили индеек и собак. Крестьяне и дворяне утром ели кукурузную кашу. Обед был основным приемом пищи дня и состоял из маниока, тушеной фасоли или даже насыщенного мясного соуса для знати. Рыбу и морепродукты, а также дичь ели как дворяне, так и фермеры. Агава давала спиртное.

Женщины-тотонаки были искусными ткачихами и вышивальщицами; они одевались пышно и заплетали волосы перьями . Францисканский . монах Бернардино де Саагун заявил, что во всех аспектах своей внешности женщины были «весьма элегантными», женщины носили юбки (вышитые для знати) и небольшое треугольное пончо, закрывающее грудь Благородные женщины носили ожерелья и серьги из ракушек и нефрита и часто татуировали лица красными чернилами. Замужние женщины носили волосы на манер науатля , а крестьянки носили длинные волосы. Точно так же знатные мужчины одевались хорошо, украшая себя разноцветными плащами, набедренными повязками, ожерельями, повязками на руку, затычками для губ и устройствами, сделанными из ценных перьев кетцаля . Волосы были длинными, с густым пучком на макушке, перевязанным лентой.

Дома обычно были покрыты соломой и имели навес. Они имели прямоугольную форму.

Регион Тотонакапан подвергался военным вторжениям ацтеков с середины 15 века до прибытия испанцев. Несмотря на создание ацтекских укреплений по всему региону, восстание носило повсеместный характер. Основными центрами тотонаков были Папантла с предполагаемым населением 60 000 человек в 1519 году, Халапа (около 120 000 человек) и Семпоала (около 80 000 человек). Семпоала был первым городом-государством коренных народов , который посетил Эрнан Кортес во время своего марша в столицу ацтеков Теночтитлан . [4] : 107–110  Тотонаки Семпоалы объединили свои силы с Кортесом. [4] : 113  и вместе с тлашкальцами внес значительный вклад в испанское завоевание. Тотонакапан был включен в состав испанского режима со сравнительно небольшим насилием, но в 16 веке регион был опустошен эпидемическими болезнями. Сегодня на тотонакском языке в регионе проживает около 90 000 человек, говорящих .

Народ тотонак традиционно говорит на тотонаке , который вместе с тепеуа образует небольшую языковую семью . Это означает, что тотонаканские языки не связаны с другими коренными мезоамериканскими языками, такими как языки майя , ото-мангейских или юто-ацтекских семей. Есть несколько местных разновидностей тотонака, которые не являются взаимопонятными. Первые грамматические и лексические описания тотонака, доступные европейцам (ныне утерянные), были сделаны Фраем Андресом де Олмосом , который также написал первые подобные описания науатля и уастека (Тинек).

Основными разновидностями Тотонака являются:

Большинство современных тотонаков являются католиками . Однако их христианская практика часто смешивается с пережитками их традиционной религии, ярким примером является la Costumbre , пережиток старого обряда жертвоприношения, в котором различные семена смешиваются с землей и кровью птиц и разбрасываются по посевным полям. [5]

Традиционная религия была описана в начале 1960-х годов французским этнографом Аленом Ишоном. [6] Никакого другого крупного эссе о религии тотонаков обнаружено не было. Богини-матери играли очень важную роль в верованиях тотонаков, поскольку ими создана душа каждого человека. [7] Если умирает новорожденный ребенок, его душа «не идет на запад, в место мертвых, а на восток к Матерям». [8] Ичон также сохранил для потомков важный миф о кукурузном божестве, культурном герое , имеющем аналоги среди большинства других культур побережья Мексиканского залива и, возможно, также представленном классическим богом кукурузы майя . Что касается традиционных лекарей, то считается, что они «рождаются во время грозы, под защитой грома. Они думают, что молния ударяет в дом новорожденного ребенка..., и делает его... под своим владение". [9]

Другие известные божества включают Чичини (солнце [10] ) и Акцин .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рейн, Патрисия; Любинский, Песах (2011). «Производство ванили в Мексике». В Оду, Эрик; Гризони, Мишель (ред.). Ваниль . США: CRC Press . п. 336. ИСБН  978-1-4200-8337-8 .
  2. ^ Сандстром, Алан Р. и Э. Уго Гарсиа Валенсия (ред.). Коренные народы побережья Мексиканского залива. Тусон: Издательство Университета Аризоны (2005). п. 192
  3. ^ Бруман, Генри (1948). «История культуры мексиканской ванили» . Латиноамериканское историческое обозрение . 28 (3): 360–376 . Проверено 19 февраля 2024 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Диас, Б., 1963, Завоевание Новой Испании, Лондон: Penguin Books , ISBN   0140441239
  5. ^ Католическая энциклопедия. http://www.newadvent.org/cathen/14794a.htm
  6. ^ Ичон 1973
  7. ^ Альфредо Лопес Остин (перевод Ортиса де Монтеллано): Тамоанчан, Тлалокан . Университетское издательство Колорадо, 1997. с. 161, со ссылкой на Инчхон, с. 46
  8. ^ Альфредо Лопес Остин (перевод Ортиса де Монтеллано): Тамоанчан, Тлалокан . Университетское издательство Колорадо, 1997. с. 162, со ссылкой на Икон, с. 209
  9. ^ Альфредо Лопес Остин (перевод Ортиса де Монтеллано): Тамоанчан, Тлалокан . Университетское издательство Колорадо, 1997. с. 169, со ссылкой на Икон, с. 287
  10. ^ «Религия тотонаков | Энциклопедия.com» .
  • Джеймс Олсон, изд. Исторический словарь Испанской империи, 1402–1975 , 1992.
  • И. Берналь и Э. Давалос, Уастекос и Тотонакос ,
  • Х.Р. Харви и Изабель Келли, «Тотонак», в «Справочнике индейцев Средней Америки» , 1969.
  • Изабель Келли и Анхель Палерм, Тажинский тотонак , 1952 год.
  • Ичон А.: Религия горных тотонаков . Мексика: Национальный институт коренных народов, 1973.
  • ЭЛЛИСОН, Николас: Сеяно без подсчета. Понимание окружающей среды и состояния экономики в стране Тотонак (Сьерра-де-Пуэбла, Мексика). Editions de la Maison des Sciences de l’Homme, 2013.
  • Эллисон, Н., 2020. « Альтепет/Чучуципи: территориальная космополитика и биокультурное наследие Тотонака-Науа в северо-восточной Сьерре Пуэблы », журнал TRACE Magazine, 78, CEMCA, июль 2020 г., стр. 88-122, ISSN   2007-2392 .
  • ЛОСАДА ВАСКЕС, Лус Мария: Роль Прогресы в воспроизводстве крестьянских домашних хозяйств: исследование в общине тотонаков в Уэуэтле, Пуэбла, Мексика, Национальный автономный университет Мексики, 2002.
  • ЛОСАДА ВАСКЕС, Лус Мария: «Жара и запахи наших мертвецов. Церемониальная кухня Дня мертвых в общине тотонаков в Пуэбле, Мексика», в Food and History 6 (2) 2008: 133-154.
  • Эллисон, Н.: «Дикий символизм и отношения инаковости в ритуальном танце тотонаков». Анналы Фонда Фиссена. № 22, 2007, стр. 83–97.
  • Эллисон Н.: «На службе святым: возделывайте лес, питайте землю, защищайте общество» в Cahiers d’Anthropologie Sociale, № 3, 2007, стр. 81–96.
  • Эллисон Н.: «Локальные вопросы «восстановления индейских народов» в Мексике. Реконфигурация отношений между меньшинствами и государственными властями, дело Тотонака», в Cahiers des Amériques Latines, № 52, (ноябрь-декабрь), 2006 г.; стр. 5.
  • Эллисон Н.: «Символическая экология Тотонака, муниципалитет Уэуэтла (Мексика)», Журнал Общества американистов, стр. 35–62, том 90–2, 2004 г.
  • Эллисон Н.: «Экологические изменения и восприятие окружающей среды в регионе Тотонак в Уэуэтле». Actes du Colloque International «Territoires et Migrations» (Сакатекас, Мексика), Мексиканское общество антропологии, Мексика. Версия опубликована в электронном ревю «Новый мир, Новые миры» (CNRS/EHESS), 2003, № 3.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3485abdd35e4aebb924ce4d16bbb2e97__1718118240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/97/3485abdd35e4aebb924ce4d16bbb2e97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Totonac - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)