Тотонак
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2018 г. ) |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Мексика ( Веракрус , Пуэбла ) | 411,266 |
Языки | |
Тотонакские языки , испанский | |
Религия | |
Религия коренных народов, христианство |
Люди | Тотонак |
---|---|
Язык | Тотонак |
Страна | Тотонакапан |
Тотонаки — коренные жители Мексики, в штатах Веракрус проживающие , Пуэбла и Идальго . Они являются одними из возможных строителей доколумбового города Эль -Тахин , а также содержали кварталы в Теотиуакане (городе, который, как они утверждают, построили). До середины 19 века они были основными производителями ванили в мире . [1]
Этимология
[ редактировать ]Термин «тотонак» относится к людям, живущим в Тотонакапане. Нет единого мнения относительно происхождения этого термина. Некоторые авторы перевели термин «тотонак» как слово науатль , означающее «Люди Горячей Земли».Согласно источникам, это слово на языке тотонак переводится как «тото-наку», что означает «три сердца», обозначающие три города или культурных центра: Семпоала , Таджин и Тейо . Однако доказательства неубедительны. [2]
География и традиционный образ жизни
[ редактировать ]В 15 веке ацтеки назвали регион Тотонака « Тотонакапан »; который тогда простирался примерно от Папантлы на севере до Семпоалы на юге. В Тотонакапане было жарко и влажно. Наряду с обычными сельскохозяйственными культурами: кукурузой, маниоком, тыквой, фасолью, тыквой и перцем чили, регион был известен производством хлопка . Даже во время катастрофического голода в Центральной Мексике 1450–1454 годов этот регион оставался надежным сельскохозяйственным центром. В то время многие ацтеки были вынуждены продать себя или членов своих семей в рабство тотонакам в обмен на кукурузу для пропитания.
Культура питания
[ редактировать ]Тотонаки в двадцатом веке привели к тому, что народы выращивали ваниль высочайшего качества , и большая часть мексиканской ванили производилась тотонаками. Их связь с сельским хозяйством ванили возникла еще до прибытия Колумба в Новый Свет. Хотя ваниль долгое время играла важную роль в культуре тотонаков, ее важность как экспортного товара не проявлялась до начала восемнадцатого века, когда они торговали с другими тотонаками и с людьми в северной Оахаке . Первые правила сбора мексиканской ванили появились в 1743 году, когда мэр Папантлы попытался использовать закон для получения личной выгоды от сбора ванили. Второй закон, регулирующий выращивание ванили, был обнародован в 1767 году, после того как производители ванили Тотонак в Колипе пожаловались на воров, кражи незрелых стручков ванили. Во время путешествий Гумбольдта по Мексике большая часть европейского импорта ванили осуществлялась через порт Веракрус , а в Тотонаке в регионе Мисантла собирали около 700 000 стручков ванили в год. [3]
Полное отсутствие комалов , метатов и маноса означает, что тотонаки не ели лепешки ; однако, хотя кукуруза и выращивалась, она не составляла большую часть их рациона. Тотонаки ели фрукты, особенно сапоте , гуаву, папайю, бананы и авокадо. Мужчины охотились и ловили рыбу на акул, черепах, оленей, броненосцев, опоссумов и лягушек. Женщины разводили индеек и собак. Крестьяне и дворяне утром ели кукурузную кашу. Обед был основным приемом пищи дня и состоял из маниока, тушеной фасоли или даже насыщенного мясного соуса для знати. Рыбу и морепродукты, а также дичь ели как дворяне, так и фермеры. Агава давала спиртное.
Одежда
[ редактировать ]Женщины-тотонаки были искусными ткачихами и вышивальщицами; они одевались пышно и заплетали волосы перьями . Францисканский . монах Бернардино де Саагун заявил, что во всех аспектах своей внешности женщины были «весьма элегантными», женщины носили юбки (вышитые для знати) и небольшое треугольное пончо, закрывающее грудь Благородные женщины носили ожерелья и серьги из ракушек и нефрита и часто татуировали лица красными чернилами. Замужние женщины носили волосы на манер науатля , а крестьянки носили длинные волосы. Точно так же знатные мужчины одевались хорошо, украшая себя разноцветными плащами, набедренными повязками, ожерельями, повязками на руку, затычками для губ и устройствами, сделанными из ценных перьев кетцаля . Волосы были длинными, с густым пучком на макушке, перевязанным лентой.
Жилье
[ редактировать ]Дома обычно были покрыты соломой и имели навес. Они имели прямоугольную форму.
История
[ редактировать ]Регион Тотонакапан подвергался военным вторжениям ацтеков с середины 15 века до прибытия испанцев. Несмотря на создание ацтекских укреплений по всему региону, восстание носило повсеместный характер. Основными центрами тотонаков были Папантла с предполагаемым населением 60 000 человек в 1519 году, Халапа (около 120 000 человек) и Семпоала (около 80 000 человек). Семпоала был первым городом-государством коренных народов , который посетил Эрнан Кортес во время своего марша в столицу ацтеков Теночтитлан . [4] : 107–110 Тотонаки Семпоалы объединили свои силы с Кортесом. [4] : 113 и вместе с тлашкальцами внес значительный вклад в испанское завоевание. Тотонакапан был включен в состав испанского режима со сравнительно небольшим насилием, но в 16 веке регион был опустошен эпидемическими болезнями. Сегодня на тотонакском языке в регионе проживает около 90 000 человек, говорящих .
Язык
[ редактировать ]Народ тотонак традиционно говорит на тотонаке , который вместе с тепеуа образует небольшую языковую семью . Это означает, что тотонаканские языки не связаны с другими коренными мезоамериканскими языками, такими как языки майя , ото-мангейских или юто-ацтекских семей. Есть несколько местных разновидностей тотонака, которые не являются взаимопонятными. Первые грамматические и лексические описания тотонака, доступные европейцам (ныне утерянные), были сделаны Фраем Андресом де Олмосом , который также написал первые подобные описания науатля и уастека (Тинек).
Основными разновидностями Тотонака являются:
- Тотонак говорят около 80 000 человек : на нем на побережье . Папантла Мексиканского залива Веракрус
- Северо-центральный тотонак : примерно говорят между Поса-Рика в Веракрусе и Мекапалапа, Пантепек и Хикотепек-де-Хуарес в Пуэбле.
- Южно-центральный тотонак : на нем говорят в основном в Сьерра-Норте-де-Пуэбла , включая города Сапотитлан-де-Мендес , Коатепек и Уэуэтла в Пуэбле.
- Мисантла Тотонак : говорят в городе Мисантла . , Веракрус
Религия
[ редактировать ]Большинство современных тотонаков являются католиками . Однако их христианская практика часто смешивается с пережитками их традиционной религии, ярким примером является la Costumbre , пережиток старого обряда жертвоприношения, в котором различные семена смешиваются с землей и кровью птиц и разбрасываются по посевным полям. [5]
Традиционная религия была описана в начале 1960-х годов французским этнографом Аленом Ишоном. [6] Никакого другого крупного эссе о религии тотонаков обнаружено не было. Богини-матери играли очень важную роль в верованиях тотонаков, поскольку ими создана душа каждого человека. [7] Если умирает новорожденный ребенок, его душа «не идет на запад, в место мертвых, а на восток к Матерям». [8] Ичон также сохранил для потомков важный миф о кукурузном божестве, культурном герое , имеющем аналоги среди большинства других культур побережья Мексиканского залива и, возможно, также представленном классическим богом кукурузы майя . Что касается традиционных лекарей, то считается, что они «рождаются во время грозы, под защитой грома. Они думают, что молния ударяет в дом новорожденного ребенка..., и делает его... под своим владение". [9]
Другие известные божества включают Чичини (солнце [10] ) и Акцин .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рейн, Патрисия; Любинский, Песах (2011). «Производство ванили в Мексике». В Оду, Эрик; Гризони, Мишель (ред.). Ваниль . США: CRC Press . п. 336. ИСБН 978-1-4200-8337-8 .
- ^ Сандстром, Алан Р. и Э. Уго Гарсиа Валенсия (ред.). Коренные народы побережья Мексиканского залива. Тусон: Издательство Университета Аризоны (2005). п. 192
- ^ Бруман, Генри (1948). «История культуры мексиканской ванили» . Латиноамериканское историческое обозрение . 28 (3): 360–376 . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диас, Б., 1963, Завоевание Новой Испании, Лондон: Penguin Books , ISBN 0140441239
- ^ Католическая энциклопедия. http://www.newadvent.org/cathen/14794a.htm
- ^ Ичон 1973
- ^ Альфредо Лопес Остин (перевод Ортиса де Монтеллано): Тамоанчан, Тлалокан . Университетское издательство Колорадо, 1997. с. 161, со ссылкой на Инчхон, с. 46
- ^ Альфредо Лопес Остин (перевод Ортиса де Монтеллано): Тамоанчан, Тлалокан . Университетское издательство Колорадо, 1997. с. 162, со ссылкой на Икон, с. 209
- ^ Альфредо Лопес Остин (перевод Ортиса де Монтеллано): Тамоанчан, Тлалокан . Университетское издательство Колорадо, 1997. с. 169, со ссылкой на Икон, с. 287
- ^ «Религия тотонаков | Энциклопедия.com» .
Ссылки
[ редактировать ]- Джеймс Олсон, изд. Исторический словарь Испанской империи, 1402–1975 , 1992.
- И. Берналь и Э. Давалос, Уастекос и Тотонакос ,
- Х.Р. Харви и Изабель Келли, «Тотонак», в «Справочнике индейцев Средней Америки» , 1969.
- Изабель Келли и Анхель Палерм, Тажинский тотонак , 1952 год.
- Ичон А.: Религия горных тотонаков . Мексика: Национальный институт коренных народов, 1973.
- ЭЛЛИСОН, Николас: Сеяно без подсчета. Понимание окружающей среды и состояния экономики в стране Тотонак (Сьерра-де-Пуэбла, Мексика). Editions de la Maison des Sciences de l’Homme, 2013.
- Эллисон, Н., 2020. « Альтепет/Чучуципи: территориальная космополитика и биокультурное наследие Тотонака-Науа в северо-восточной Сьерре Пуэблы », журнал TRACE Magazine, 78, CEMCA, июль 2020 г., стр. 88-122, ISSN 2007-2392 .
- ЛОСАДА ВАСКЕС, Лус Мария: Роль Прогресы в воспроизводстве крестьянских домашних хозяйств: исследование в общине тотонаков в Уэуэтле, Пуэбла, Мексика, Национальный автономный университет Мексики, 2002.
- ЛОСАДА ВАСКЕС, Лус Мария: «Жара и запахи наших мертвецов. Церемониальная кухня Дня мертвых в общине тотонаков в Пуэбле, Мексика», в Food and History 6 (2) 2008: 133-154.
- Эллисон, Н.: «Дикий символизм и отношения инаковости в ритуальном танце тотонаков». Анналы Фонда Фиссена. № 22, 2007, стр. 83–97.
- Эллисон Н.: «На службе святым: возделывайте лес, питайте землю, защищайте общество» в Cahiers d’Anthropologie Sociale, № 3, 2007, стр. 81–96.
- Эллисон Н.: «Локальные вопросы «восстановления индейских народов» в Мексике. Реконфигурация отношений между меньшинствами и государственными властями, дело Тотонака», в Cahiers des Amériques Latines, № 52, (ноябрь-декабрь), 2006 г.; стр. 5.
- Эллисон Н.: «Символическая экология Тотонака, муниципалитет Уэуэтла (Мексика)», Журнал Общества американистов, стр. 35–62, том 90–2, 2004 г.
- Эллисон Н.: «Экологические изменения и восприятие окружающей среды в регионе Тотонак в Уэуэтле». Actes du Colloque International «Territoires et Migrations» (Сакатекас, Мексика), Мексиканское общество антропологии, Мексика. Версия опубликована в электронном ревю «Новый мир, Новые миры» (CNRS/EHESS), 2003, № 3.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Междисциплинарная библиография исследований культуры тотонаков
- запись в католической энциклопедии
- Эллисон Н.: Сеют без подсчета. Понимание окружающей среды и состояния экономики в стране Тотонак
- Эллисон, Н., 2020. « Алтепет/Чучуципи: территориальная космополитика и биокультурное наследие Тотонака-Науа в северо-восточной Сьерре Пуэблы »
- Эллисон Н.: Экологические изменения и восприятие окружающей среды в регионе Тотонак
- Эллисон Н.: Тотонаки сегодня: между кризисом развития и новыми требованиями
- Лосада Васкес, Л.М.: Жара и запахи наших мертвецов. Торжественная кухня Тотонака Дня поминовения души