Уастеки
Общая численность населения | |
---|---|
Примерно 66 000 (INAH) – 150 000 (Этнолог, 1990). | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мексика ( Сан-Луис-Потоси : Веракрус : Тамаулипас ) | |
Языки | |
Вастек , испанский | |
Религия | |
Римский католицизм | |
Родственные этнические группы | |
народы майя |
Уастек / ˈ w ɑː s t ε k / или Téenek [ произношение? ] (сокращение от Te' Inik , «люди отсюда»; также известные как Huaxtec , Wastek или Huastecos ) — коренное население Мексики , проживающее в регионе Ла-Уастека включая штаты Идальго , , Веракрус , Сан-Луис-Потоси и Тамаулипас, сосредоточенные вдоль по маршруту реки Пануко и вдоль побережья Мексиканского залива .
Сегодня на языке уастек говорят около 66 000 человек, из которых две трети проживают в Сан-Луис-Потоси и одна треть в Веракрусе . [1] хотя их население, вероятно, было намного выше, целых полмиллиона, когда испанцы прибыли в 1529 году. [2]
Древняя цивилизация уастеков — одна из доколумбовых мезоамериканских культур. Судя по археологическим находкам, считается, что они датируются примерно 10 веком до нашей эры, хотя наиболее продуктивным периодом их цивилизации обычно считается постклассическая эпоха между падением Теотиуакана и расцветом Империи ацтеков . Доколумбовые уастеки строили храмы на ступенчатых пирамидах , вырезали отдельно стоящие скульптуры и производили искусно расписанную керамику. народы восхищались их способностями музыкантов Другие мезоамериканские .
Около 1450 г. уастеки потерпели поражение от ацтекских армий под предводительством Моктесумы I ; Отныне уастеки платили дань Империи ацтеков, но сохранили значительную степень местного самоуправления.
Уастеки были завоеваны испанцами между 1519 и 1530-ми годами. После испанского завоевания многие уастеки были проданы испанцами в рабство на Карибах. [3]
Первое грамматическое и лексическое описание языка уастеков, доступное европейцам, было сделано Фраем Андресом де Олмосом , который также написал первые подобные грамматики науатля и тотонака .
История миграции
[ редактировать ]Отделение от остальной части майя
[ редактировать ]
Исследования языковых изменений, особенно глоттохронологии (то есть слов, меняющих форму или заменяемых заимствованными синонимами), дали [ нужна ссылка ] лингвисты получили инструменты для оценки момента времени, когда многие пары языков разошлись с общим языком предков. Процедура зависит от предположения, что языки изменяются в отсутствие повсеместной грамотности с постоянной скоростью.
Из всех языков, произошедших от прото-майя , прото-уастеканский язык первым отделился от собственно майя. Второй раскол, в основной неуастекинской ветви, произошел между протоюкатекским языком, на котором сейчас говорят на полуострове Юкатан , и предками всех других языков майя. Единственным другим языком, помимо уастека, который произошел от прото-уастека, был чикомусельтекский (также называемый коток), язык, на котором когда-то говорили в штате Чьяпас недалеко от Комитана , но теперь вымерший.
Лингвисты подсчитали, что предшественник языка уастеков отделился от прото-майяского языка между 2200 и 1200 годами до нашей эры. Лингвист Моррис Свадеш предположил, что более поздняя дата произошла как самый поздний возможный момент, когда произошел этот раскол, и назвал уастеков / чикомусельтеков иник других майя («человек») и виник как типичный контраст. [4] МакКуон предлагает 1500 г. до н.э., Манрике Кастанеда 1800 г. до н.э. и Далин 2100 г. до н.э. как наиболее вероятные даты раскола. [5] Предложенная Кауфманом дата около 2200 г. до н.э. потребует двух регулярных фонологических (звуковых) изменений, которые засвидетельствованы во всех языках майя: «r» меняется на «y», а «q» на «k», чтобы они произошли независимо после разделения, в как ветвь уастеков/чикомусельтеков, так и ветвь всех других языков майя . [6]
Работа Робертсона над глагольными аффиксами в языках майя предполагает, что уастеки находились в контакте с протоцелтальской ветвью майя. В прамайском языке абсолюты могли обозначаться либо префиксом , либо суффиксом , в зависимости от наличия маркера времени / вида . Эта особенность сохранилась в Q'anjob'al (языке майя, на котором говорят в горах Кучуматанес в Гватемале ), но утеряна в других ветвях. (Юкатекан всегда использует суффикс для абсолютных значений, тогда как Киче всегда использует префикс.) Уастек, по-видимому, находился под влиянием протоцелтальского языка, что привело к таким нововведениям, как предлог та , используемый с дополнением глагола в третьем лице . [7] Если, что вполне вероятно, раскол уастеков и майя произошел около 2000 г. отдельная ветка.
Искусство
[ редактировать ]Народ уастек исторически жил к северу от тотонаков в северо-восточной части Мезоамерики, что способствовало их влиянию благодаря особому стилю искусства. Народ уастеков говорил на языке майя, который когда-то был полезным языком торговли. На их искусство повлияла прибрежная зона, в результате чего появились артефакты из ракушек.
Среди своего искусства они также изготавливали горшки, игровые камни, трубы-платформы и скульптуры. Эти предметы часто изготавливались из ракушек и имели форму человеческих голов, гравированных горжетов из ракушек, веерных головных уборов и горбатых людей. [8]

Прибытие в регион Уастека.
[ редактировать ]Регион Уастека в Мексике простирается от самых восточных известняковых хребтов Восточной Сьерра-Мадре , через прибрежную равнину и холмы Отонтепек до Мексиканского залива , в северном Веракрус штате Сан-Луис-Потоси , восточном штате и (по некоторым определениям) южном Тамаулипасе. . Сегодня в некоторых частях региона говорят по крайней мере на трех языках коренных народов: науатль (юто-ацтекский язык), на котором говорят особенно в Веракрусе, но также и в Сан-Луис-Потоси; Паме ( отомангский язык ). на нем говорят в холмистых приграничных районах Сан-Луис-Потоси и Керетаро ; и уастек (вастек) (язык майя), на котором говорят в Сан-Луис-Потоси и самом северном Веракрусе, а ранее в Тамаулипасе. Некоторые из них включают территорию, говорящую на языке тотонак, в северо-центральной части Веракруса, как часть Уастека. Регион Уастек был известен ацтекам (предкам сегодняшних носителей языка науатль, прибывшим в Уастек около 1450 года) своим плодородным изобилием. [9] и включает самые северные участки влажного тропического леса и облачного леса в Америке.
Уастеки прибыли в Уастеку между 1500 г. до н. э. [10] и 900 г. до н.э. [11] Лингвистические данные подтверждаются археологическими открытиями. В 1954 году Ричард Стоктон Макниш нашел керамику и статуэтки периода среднего формирования, названные «Павон де Пануко» на стоянках реки Пануко в Уастека, которые напоминают доклассические предметы из Уахактуна , Петен в регионе стоянки майя . [12] Дата прибытия уастеков на их нынешнее местонахождение не ранее 1100 г. до н.э. представляется наиболее вероятной, поскольку они, вероятно, прибыли на северо-центральную территорию Веракруса, город Санта-Луиза, примерно до 1200 г. до н.э., фазы в конце раннего периода. Период формирования, известный как «фаза оджитов». [13] Артефакты того периода включают панукоподобные базальтовые манос и метатесы . [14] (Уастеки оставались в Санта-Луизе, расположенной к востоку от Папантлы, недалеко от побережья Персидского залива, пока не были вытеснены или поглощены тотонаками около 1000 года нашей эры).
Одно из связующих звеньев резных иконографических традиций, комплекс «ярмо-пальмовый топор», было обнаружено от острова Джайна в прибрежном Кампече до Уастека (и между ними, в Апарисио, Веракрус), в связи с игрой в мяч пелота , обезглавливанием и зубом. увечье; [15] однако это может отражать прибрежные торговые контакты после того, как уастеки обосновались в Уастека.
Разделение Уастеков и Майя
[ редактировать ]На протомайя, общем предке всех языков майя, вероятно, говорили в западно-центральной Гватемале, вокруг высокогорных сосново-дубовых лесов горной цепи Кучуматанес: к северу от долин рек Мотагуа и Грихальва , через участки облачного леса и вплоть до края низменности тропического леса у рек Икскан и Чиксой (Негро) , впадающих в реку Усумасинта . [16] Доказательствами того, что этот регион был «центром» майя, являются его расположение недалеко от центра современного языкового разнообразия языковой семьи майя (и, следовательно, требующее минимального количества перемещений для размещения языков в их нынешних местах), тот факт, что прото-майя включали слова, обозначающие флору и фауну как горных, так и равнинных территорий, а также спорную идею о том, что группе людей легче распространиться из высокогорного региона в равнинный, чем наоборот. [17] Не все археологические данные подтверждают этот вывод: существуют более древние, непрерывные керамические традиции из пещеры Лолтун на Юкатане, а также из Куэлло в Белизе, которые предполагают альтернативную родину майя. [18]

Независимо от того, отделились ли протоуастеки от остальной части майя в 2200 году или в 1200 году до нашей эры, разделение произошло по крайней мере за тысячелетие до возникновения классической культуры майя. Поэтому неудивительно, что слово «писать» различается в протоуастекском языке (θuc-) и в другой ветви языка майя (c'ib) . [19]
2000 г. до н.э. является разумной датой разделения уастеков и майя, а склоны хребта Кучуматанес являются подходящим местом для носителей протомайя, поэтому кажется вероятным, что раскол произошел после того, как эти носители протомайя (или часть их) начали мигрировать на север, вероятно, вдоль реки Усумасинта , и до того, как две группы, возникшие в результате раскола, начали двигаться в противоположных направлениях: носители прото-уастеков двигались на северо-запад (а вскоре после этого прото- чикомусельтекцы на запад, в штат Чьяпас). высокогорье), а также протоюкатекских/других говорящих на языке майя, распространившихся на северо-восток (одной ветвью которого стал Чонталь , который многие на основании широко распространенных заимствованных слов и иероглифических свидетельств считали доминирующим языком классического центра Петен-майя) (см. 1). Хотя у нас нет прямых археологических свидетельств, объясняющих сам раскол, мы можем предположить, опираясь на лингвистические данные, что контакты между двумя группами вскоре были прерваны, несмотря на отсутствие географических особенностей, которые автоматически изолировали бы их друг от друга.
Таким образом, промежуточным элементом, вероятно, была мощная лингвокультурная группа. Какая группа занимала низменности реки Усумасинта и побережья Мексиканского залива (в основном на территории современного мексиканского штата Табаско) между 2000 г. до н.э. (когда протоуастеки начали свое путешествие) и 1000 г. до н.э. (к этому времени протоюкатеки прибыли на Юкатан, чикомусельтеки) был изолирован от уастеков, [20] и уастеки прибывали в центральный Веракрус)? Большинство ученых предполагают, что этот регион был населен представителями семьи Миксе-Соке. Хотя носители языков миксе-зоке сегодня проживают в горах на северо-востоке Оахаки , вдоль хребта перешейка Теуантепек и в крайнем западном штате Чьяпас, вполне вероятно, что когда-то они занимали всю низменность побережья Мексиканского залива от перешейка до Тустлы. горы – другими словами, центральная часть ольмеков , где вскоре, примерно с 1400 по 500 год до н. Одним из доказательств того, что ольмеки говорили на языке мише-соке, являются слова, которые прото-уастеки заимствовали у прото-мише-зоке, когда они проходили через низменности южной части Персидского залива; [21] например, ciw , что означает «сквош». [22]
Таким образом, есть некоторые основания приписывать языковую изоляцию ранних уастеков от других носителей языка майя протоольмекам, говорящим на языке мише-зоке, которые сами недавно прибыли после миграции на север из региона Соконуско на тихоокеанском побережье и через перешеек Теуантепек. [23] Есть гораздо более убедительные доказательства того, что толчок к дальнейшей миграции уастеков вверх по побережью Персидского залива был вызван активным присутствием ранних ольмеков (ок. 1400–1100 гг. до н.э.) в Сан-Лоренцо и связанных с ним местах. Если это правда, то большую часть расстояния, которое уастеки мигрировали за всю свою историю, от Гватемалы до Уастека, было пройдено всего за столетие или самое большее два: часть между центром ольмеков вокруг Сан-Лоренцо и окрестностями Сан-Лоренцо. Луиза.
Уастеки и юкатанские майя в каком-то смысле воссоединились в конце девятнадцатого века, когда уастекские сборщики чикла и лесорубы были перевезены в штат Кампече для обработки там аналогичных лесов, в основном нанятых американскими компаниями. В то же время развивалась пароходная торговля через Персидский залив: такие продукты, как соль, экспортировались из Кампече в Туспан (порт региона Уастек), а такие товары, как сахар, из Тукспана в Кампече. [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ МАТЬ, с. 56
- ^ Ариэль де Видас, с. 57
- ^ Сандстрем, Алан Р. и Энрике Уго Гарсиа Валенсия. 2005. Коренные народы побережья Мексиканского залива . Тусон: Издательство Университета Аризоны.
- ^ Вилкерсон, с. 928
- ^ Очоа, стр. 40; Далин, стр. 367.
- ^ Кэмпбелл и Кауфман, с. 195
- ^ Робертсон, с. 307
- ^ Сноу, Дин Р. (2010). Археология коренных народов Северной Америки . Прентис Холл. стр. 255, 25. ISBN. 9780136156864 .
- ^ Кэмпбелл и Кауфман, с. 188
- ^ Кауфман, с. 106
- ^ Стрессер-Пин
- ^ Очоа, стр. 42.
- ^ Вилкерсон, с. 897
- ^ Вилкерсон, с. 892
- ^ Очоа, стр. 43.
- ^ Кэмпбелл и Кауфман, с. 191
- ^ Далин, стр. 370.
- ^ Далин, стр. 371.
- ^ Кауфман, с. 102
- ^ Кауфман, с. 111
- ^ Кэмпбелл и Кауфман, с. 191
- ^ Робертсон, с. 309
- ^ (Мальстрем, стр. 28).
- ^ Вадилло Лопес и Ривьера Аяла, с. 96
Ссылки
[ редактировать ]- Ариэль де Видас, А. 2003. «Этническая принадлежность и космология: культурное конструирование различий между тинеками (уакстекосами) Веракруса», в УНАМ, Исследования культуры майя. Том 23.
- Кэмпбелл Л. и Т. Кауфман. 1985. «Лингвистика майя: где мы сейчас?», в Ежегодном обзоре антропологии. Том. 14, стр. 187–98.
- Далин Б. и др. 1987. «Лингвистическое расхождение и крах доклассической цивилизации на юге Мезоамерики». Американская древность. Том. 52, № 2, стр. 367–82.
- ИНАХ. 1988. Культурный атлас Мексики: лингвистика. Мехико: Национальный институт антропологии и истории.
- Кауфман, Т. 1976. «Археологические и лингвистические корреляции в Майяленде и связанных с ним районах Мезоамерики». Мировая археология 8:101-18.
- Мальстрем, В. 1985. «Истоки цивилизации в Мезоамерике: географическая перспектива», в Л. Пульсифере, изд. Ежегодник конференции латиноамериканских географов. Том. 11, стр. 23–29.
- Очоа, Л. 2003. «Побережье Мексиканского залива и территория майя: воображаемые или воображаемые отношения?», в UNAM, Исследования культуры майя. Том 23.
- Робертсон, Дж. 1993. «Происхождение и развитие местоимений уастеков». Международный журнал американской лингвистики. 59 (3): 294–314
- Стрессер-Пин, Г. 1989. «Индейцы уастек». В Huastecos y Totonacas под редакцией Л. Очоа. Мехико: КОНАКУЛЬТА.
- Вадильо Лопес, К. и К. Ривьера Айала. 2003. «Морское движение, средство культурных связей между регионом майя Чонталь в Лагуна-де-Термс и регионом Уактек на севере Веракруса, 16-19 века», в УНАМ, Исследования культуры майя. Том 23.
- Вилкерсон, Дж. 1972. Этногенез уастеков и тотонаков. Докторская диссертация, факультет антропологии и археологии, Университет Тулейн, Новый Орлеан.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ориентация: Вастеко , Страны и их культуры.