Jump to content

Уастека

Координаты : 21 ° 58'25 "с.ш. 99 ° 4'9" з.д.  /  21,97361 ° с.ш. 99,06917 ° з.д.  / 21,97361; -99.06917
(Перенаправлено из Ла Уастека )
Карта Ла-Уастека в Мексике .

Ла-Уастека — географический и культурный регион, расположенный частично вдоль Мексиканского залива и включающий части штатов Тамаулипас , Веракрус , Пуэбла , Идальго , Сан-Луис-Потоси , Керетаро и Гуанахуато . Его грубо определяют как территорию, на которую люди уастеков имели влияние, когда их цивилизация была на пике развития в мезоамериканский период. Сегодня уастеки занимают лишь часть этого региона, а народ науа сейчас является самой многочисленной коренной группой. Тем не менее, те, кто живет в этом регионе, имеют ряд общих культурных черт, таких как стиль музыки и танца, а также религиозные фестивали, такие как Ксантоло.

География и окружающая среда

[ редактировать ]
Водопад Тамасопо в Сан-Луис-Потоси .
Пейзаж возле Джалпан-де-Серра в Керетаро .

Исторически и этнически регион Уастека определяется территорией, на которой доминировали уастеки в период их расцвета. [ 1 ] Фактическое расширение региона несколько спорно, а также то, как его следует разделить. Географически он определяется как от Восточной Сьерра-Мадре до Мексиканского залива, с Сьерра-де-Тамаулипас ​​в качестве северной границы и рекой Казонес в качестве южной. Он простирается на юге Тамаулипаса, юго-востоке Сан-Луис-Потоси, северо-востоке Керетаро и Идальго, крайнем севере Веракруса и Пуэблы и очень небольшой части Гуанахуато на площади около 32 000 км2. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

На севере и востоке расположены относительные равнины. На юге расположены холмы кальцинированного песка. Базальт из старых лавовых потоков проникает в преимущественно осадочные породы с запада и появляется при ветровой и водной эрозии. Более высокие горные районы на западе часто имеют высокие вершины причудливой формы с крутыми склонами и восемью быстрыми реками. [ 4 ] [ 5 ] Автомагистрали в регионе, как правило, небольшие и извилистые, особенно на возвышенностях Сан-Луис-Потоси и Идальго. [ 5 ] Большинство этих рек в конечном итоге впадают либо в реки Пануко , либо в реки Казонес , причем зона принадлежит бассейнам рек Пануко, Тукспан и Казонес, все из которых впадают в Мексиканский залив. Поскольку большая часть горных пород легко подвергается эрозии, горные районы заполнены пещерами и другими подземными отверстиями. Самая известная из них — Сотано-де-лас-Голондринас Пещера ласточек »), расположенная к северу от Ксилитлы . Он славится большим количеством птиц (в основном белошейниковых стрижей и зеленых попугаев , а не ласточек), вылетающих из проема по утрам. Это также место для бейсджампинга на глубину 372 метра (1220 футов). Птицы снова массово возвращаются с наступлением темноты. [ 5 ] [ 6 ] Многие реки текут чистым или бирюзовым цветом в глубоких ущельях или каньонах и образуют водопады. Самый высокий из них — Тамул, ширина которого составляет 300 метров, а высота — 105 метров. Он соединяет воды реки Галлинас с водами реки Санта-Мария, образуя реку Тампаон . [ 7 ] Еще один важный водопад — Тамасопо, а в Насимьенто -дель-Рио-Уичихуайан (исток реки Уичихуайан) недалеко от одноименной деревни вода выходит из гор, образуя бассейны, достаточно большие для купания. [ 6 ]

Это один из самых биоразнообразных регионов Мексики: здесь произрастает более 2000 видов растений. [ 1 ] [ 6 ] Это разнообразие также распространяется на сельскохозяйственные культуры, включая местные сорта кукурузы, устойчивые к засухе. [ 1 ] В этой области в основном преобладают влажные тропические леса , некоторые из которых все еще остаются полудевственными с жарким влажным климатом, с некоторыми участками соснового дубового леса на самых высоких возвышенностях и засушливыми кустарниками и лугами в нескольких изолированных районах. [ 1 ] [ 6 ] Экорегион влажных лесов Веракруса включает низменности и предгорья. [ 8 ] В тропических лесах есть такие виды, как Ceiba pentandra или другой капок , мексиканский кедр , мексиканское черное дерево ( Harvardia mexicana , Ebenopsis ebano и виды Diospyros все могут называться ébano ), [ 9 ] виды пальм более распространены на побережье. [ 2 ] Высокие многолетние тропические леса преобладают в штатах Идальго и Веракрус, а среднерослые полулиственные тропические леса - в Сан-Луис-Потоси. Здесь также обитает большое количество видов водорослей, более разнообразных и разных типов, чем те, которые встречаются в других частях Мексики. [ 1 ] Он также богат дикой природой, такой как попугаи, ара , паукообразные обезьяны , совы, орлы, туканы , олени, ягуары , кабаны и еноты , а также различные виды рептилий и насекомых. [ 2 ] [ 6 ]

Экорегион восточных сосново-дубовых лесов Сьерра-Мадре охватывает более высокие склоны Сьерра-Мадре и включает дубовые леса и участки облачного леса на средних высотах, а также сосново-дубовые леса и сосновые леса на возвышенностях. К югу от реки Моктесума образуют горные леса Веракруса непрерывный пояс горных влажных лесов и облачных лесов на средних высотах Сьерры.

Город Валлес расположен SLP разделе в . [ 5 ] [ 7 ] Самый важный город в части Идальго — Уэхутла . [ 2 ] Другие важные населенные пункты включают Тантоюку , Тамазунчале и Чиконтепек. [ 10 ]

Один участок Уастека называется Сьерра-Горда , центр которого расположен на севере Керетаро, но простирается до Идальго и Гуанахуато. [ 11 ]

Веракрус Уастека

[ редактировать ]

В штате Веракрус он расположен ближе к северной оконечности, от реки Казонес до реки Тамеси . Он разделен на два региона: Уастека-Альта и Уастека-Баха . Рельеф равнинный, невысокие холмы, тропический климат. Орошается несколькими реками и лагунами, среди которых река Туспан и лагуна Тамиауа выделяются ; Самый важный город Уастека Веракрусана — город и порт Туспан . Одним из важнейших археологических памятников является замок Теайо . Ресторан Huasteca Veracruzana является самым обширным на территории и славится разнообразием своих блюд, которые в дополнение к традиционным для всего региона блюдам, таким как сакауиль (большое тамале из дробленой кукурузы), дополняются рыбой и морепродуктами, типичными для прибрежных районов. Веракрус, музыка и звуки вместе с костюмами также являются его частью.

Уастека Керетаро

[ редактировать ]

Уастека Керетана расположена в северо-западной части штата и является продолжением районов Сан-Хоакин в Агуасарке. В его состав входят муниципалитеты Арройо-Секо , Джалпан и Ланда .

Идальго Уастека

[ редактировать ]

В состав Уастека-идальгуэнсе входят следующие муниципалитеты: Атлапеско , Уаутла , Уазалинго , Уэхутла-де-Рейес , Халтокан , Сан-Фелипе-Орисатлан , Сочиатипан и Яуалика .

Пуэбла Уастека

[ редактировать ]

Уастека-Поблана расположена в южной приграничной зоне Уастека и включает, среди прочих, муниципалитеты Франсиско З. Мена , Пантепек , Венустиано-Карранса , Халпан , Тласко , Тлакуилотепек , Хикотепек-де-Хуарес , Пауатлан ​​и Наупан .

Уастека Потосина

[ редактировать ]

Уастека-Потосина состоит из 20 муниципалитетов: Аквисмон , Астла-де-Террасас , Кд. Валлес , Кокскатлан , Эбано , Эль-Наранхо , Уэуэтлан , Матлапа , Сан-Антонио , Сан-Мартин Чальчикуаутла , Сан-Висенте-Танкуаялаб , Тамасопо , Тамасунчале , Тампакан , Тампамолон , Тамуин , Танкануитц-де-Сантос , Танлай-де-Сиас, Танкиан , Эласко , Эласко .

Уастека Тамаулипас

[ редактировать ]

Регион, также называемый «южным побережьем», граничит с севером Веракруса.

Гуанахуато Уастека

[ редактировать ]

Он расположен на северо-востоке штата вокруг муниципалитета Сан-Луис-де-ла-Пас .

Этот регион представляет собой относительную низменность с жарким климатом на крайнем севере тропического побережья Мексиканского залива. [ 4 ] Большая часть региона жаркая и влажная, годовая температура обычно колеблется от 22 до 26°C. Здесь представлены три наиболее распространенные классификации Коппена: Am(f), Am и Am(w). Осадки обычно обильные из-за влаги из Мексиканского залива. Количество осадков колеблется от 800 до 1600 мм в год, в зависимости от высоты и расположения от побережья. Однако три года из каждых десяти лет в этом районе случается засуха, что создает проблемы для местного сельского хозяйства. Локальный град и ураганы происходят ежегодно. [ 1 ] [ 12 ]

Уастек происходит от испанского слова Уастека, которое происходит от слова науатль, обозначающего этническую принадлежность Куэкстлан. [ 1 ] Уастеки были самой северной мезоамериканской группой на побережье Персидского залива, и их контакты с чичимеками привели к аридоамериканскому влиянию в их культуре. [ 5 ] [ 13 ] Доиспанская скульптура региона отличается от других известными произведениями, такими как «Подросток Тамуин» и богиня жизни и здоровья Тласольтеотль . [ 2 ] Традиционно здесь выращивают кукурузу, фасоль, тыкву, различные виды перца чили и клубнеплоды, такие как юкка , камотес и хикама . Однако в мезоамериканский период сбор диких продуктов играл здесь более важную роль, особенно корней, небольшого перца чили и фруктов ( Brosimum alicastrum ), а также рыбы из озер, рек и океана. Производство соли имело важное значение на озере Чила. [ 4 ] [ не удалось пройти проверку ]

Уастеки, вероятно, являются тем, что осталось от экспансии майя на север, вверх по побережью Веракруса, но они были «оставлены позади» после того, как другие группы майя отступили на юг и восток. [ 4 ] Уастеки начали доминировать в культурном отношении в своем регионе между 750 и 800 годами нашей эры после того, как Эль-Тахин пришел в упадок. С тех пор и до 15 века они расширили свою территорию и влияние от реки Туспан до Тамиауа, разместив большинство поселений вдоль берегов реки Уаялехо-Тамеси, вдоль северного Веракруса и южного побережья Тамаулипаса и на запад до Восточной Сьерра-Мадре . Культура имела влияние даже дальше на запад, в северный Керетаро, и, возможно, на территории нынешней северной Пуэблы существовали поселения уастеков. [ 14 ] [ 15 ] Известные поселения включают Эль-Тамуин в Сан-Луис-Потоси, Яуалику и Уэхутлу в Идальго, Цикоакск на границе Веракруса и Пуэблы, а также Туспан, Темапаче, Пануко и Тануихо в Веракрусе. [ 16 ]

Хотя уастеки строили небольшие города и церемониальные центры, они никогда не достигали размеров и сложности других городов Мезоамерики. [ 17 ] Северным районам постоянно угрожали чичимека, которые могут быть источником традиционного танца «команчи», распространенного в этом регионе. [ 1 ] [ 16 ] В классике «Поста» территория уастеков начала сокращаться. [ 18 ] На западе и юге их территории располагались анклавы науа, тепеуа, тотонаков и отомисов . [ 13 ] Тотонаки и тепеуа, вероятно, прибыли в этот регион примерно в то же время, что и уастеки. Отоми и науа прибыли позже, но сроки этих миграций оспариваются. Одно вторжение науа произошло в 800 г. н.э. в связи с Тулой , а другое - в связи с расширением Империи ацтеков . [ 1 ] Ацтеки завоевали с юга и запада территорию, которую они называли Чикоаке или Цикоак в 1458 году, которая , вероятно, была территорией, которая сейчас является Меса-де-Какауатенго в муниципалитете Иксуатлан-де-Мадеро . [ 1 ] [ 19 ]

Первый контакт европейцев с регионом Уастека произошел в 1498 году, когда итальянец Америго Веспуччи (или какой-то европеец), плывя вдоль тропика Рака, высадился где-то к северу от современного Сото-ла-Марина и реки Рио-Гранде. (Тропик Рака постоянно перемещается на юг за 522 года). Этот исследователь поддерживал дружеские отношения с уастеканцами и много писал о них. Включая слово Huastec, обозначающее сеньоры, и произведения искусства. Это единственные известные письменные описания цивилизации от очевидцев. Позже испанские конкистадоры исследовали район реки Пануко. [ 1 ] После завоевания заживо Гонсало де Сандовал сжег около 460 дворян и вождей региона и захватил около 20 000 туземцев для продажи в рабство на Антильских островах . [ 1 ] Первыми евангелистами в этом районе были францисканцы около 1530 года, а августинцы прибыли в 1533 году, и первые крупные усилия были предприняты в Пауатлане , Пуэбле и Чиконтепеке. Первоначально этот район находился под властью епископства Тласкала. Но евангелизация шла медленно, и исторические документы указывали на то, что большинство языческих верований не были уничтожены даже в колониальный период. сто тридцать энкомьенд, которые просуществовали большую часть 16 века, а в некоторых случаях и 17 века. В регионе было создано [ 1 ] Доминирование Испании в прибрежных районах привело к обезлюживанию большинства коренного населения: уастеки отступили на юг от Тамаулипаса до Пануко и Тамаулипаса, и многие погибли на войне и от болезней. [ 13 ] [ 20 ] Введение крупного рогатого скота в равнинные районы побудило испанцев принудить к переселению многих групп коренного населения этого района, иногда с применением насилия. [ 10 ] Не все попытки переселить коренные народы были успешными. В Идальго были заметные неудачи. Однако общий успех позволил разделить регион на новые политические единицы. Испанская политика и экономические условия вынудили многих местных жителей скопиться в определенных районах: уастеков и науа вместе в Озулуаме, Тантоюке, Тамиауа и Тукспане, а также науа и отоми в Чиконтепеке и Уэхутле. Новые политические единицы привели к появлению других групп коренных народов, которые обычно не входят в состав Уастеко, таких как памес в Сьерра-Горде в Керетаро. [ 1 ]

Затем испанцы завезли в этот район африканских рабов. Хотя коренное население в некоторой степени вернулось в Идальго и Сан-Луис-Потоси, в Веракрусе этого не произошло. [ 10 ] В более поздний колониальный период большинство общин уастеков были населены метисами , особенно вдоль побережья Веракруса и Тамаулипаса. [ 20 ] Сегодня этническая группа уастеков встречается только на узкой полосе, простирающейся от крайнего севера Керетаро до крайнего севера Веракруса, недалеко от Тамиауа. [ 21 ]

В колониальный период регион был разделен на пять провинций, называемых «мэрами-мэрами»: Уаучинанго , Уаякокотла-Чичонтепек, Пануко-Тампико, Уэхутла и Яуалика. [ 1 ] В XIX веке большинство местных лидеров выбирались по харизме и политическим навыкам, а не по происхождению, хотя советы старейшин по-прежнему играли важную роль в большинстве общин коренных народов. К началу XIX века стали использовать выборы для выбора лидеров, но с кандидатами, выбранными элитой. Первые муниципальные выборы в регионе прошли в Чиконтепеке и Иксуатлане в 1813 году. [ 1 ]

С момента первого изъятия земель для скота в колониальный период до наших дней земельная борьба была важной частью истории региона. В 18 веке в регионе происходили различные восстания, например, в Иламатлане в 1750 году и Уаякокотле в 1784 году в ответ на повышение налогов и изъятие земли. [ 1 ] В середине 17 века возникла система долгового крепостного права, которая достигла своего апогея в 19 веке и охватывала коренные народы, метисы и негров. Однако в 17 веке некоторые народы смогли завладеть землей по общинной схеме, объявив ее собственностью Девы Марии или святого, чтобы не допустить ее захвата землевладельцами и политическими руководителями. Со второй половины 17 века по первую половину 18 века произошла консолидация гасиенд, насчитывавших к 1790 году от 21 до 25, около восьмидесяти скотоводческих ранчо и двадцати трех общин коренных народов. В конце 18-го века записи показывают, что девяносто процентов населения составляли испанцы, метисы или смешанные африканские корни, в основном в Чиконтепеке, Уаякокотле, Иксуатлане и Ксочиолоко. [ 1 ] Кофе был завезен в горные районы в 19 веке. [ 10 ] Земельные и другие аграрные конфликты продолжаются и по сей день, а местные выборы основаны на вопросах землепользования. побережье. Это также нанесло ущерб окружающей среде и сделало натуральное сельское хозяйство практически невозможным во многих районах. [ 10 ] Конфликты даже привели к формированию вооруженных группировок, таких как «Народный революционер Эхерсито» во второй половине 20 века. [ 12 ] Несмотря на посреднические переговоры и разоружение, в регионе сохраняется конфликт, особенно вдоль границы Идальго и Веракруса. [ 22 ]

Основным событием 20-го века в Уастеке стало развитие дорог и другой инфраструктуры, связывающей его с остальной частью страны. [ 23 ] До конца 20 века во многих муниципалитетах региона не было дорог с твердым покрытием, а в некоторых такая ситуация сохраняется и по сей день. Автомагистрали и другие дороги в этом районе позволили молодому поколению, ищущему работу, сезонную и постоянную эмиграцию из этого района. [ 10 ] В 20 веке в этом районе широко появились дошкольные учреждения и начальная школа. Они включили различные модели обучения, включая двуязычное и бикультурное образование. На более высоких уровнях оно включает дистанционное образование для средней и старшей школы. Совсем недавно появился толчок к специальному техническому образованию, например, в Технологическом университете Уэхутлы и Университете Комунитарии де ла Уастека Норте. Это повысило уровень грамотности, а также способность говорить по-испански среди коренного населения. Это также вызвало культурные изменения, поскольку молодое поколение получило доступ к информации о внешнем мире. [ 10 ]

Мечта о создании штата Уастек рассматривалась как утопия для губернаторов трёх соседних штатов в XX веке, которые являются главными противниками проекта создания федерального образования номер 33 Мексиканских Соединённых Штатов. На следующую осень, [ 24 ] гражданские лица, ищущие средства для интеграции в качестве нового образования, коренных общин, фермеров и граждан, прямо и косвенно реализуют априбанский (аграрный?) строительный проект. [ 25 ]

Основными аргументами являются отказ от региона правительствами штатов, культурная и расовая интеграция, которая была разделена регионом в колониальный и республиканский период. Реинтеграция уастека считается историческим долгом перед коренными народами региона.

Коренные народы

[ редактировать ]
Степень распространения языка уастеков, на котором говорят сегодня.

Ла-Уастека является домом для шести коренных этнических групп, в которых более 250 000 человек говорят на различных языках коренных народов. [ 3 ] [ 11 ] Около 70% говорят на науатле ; 20% говорят на языке уастек ; шесть процентов говорят на языке отоми и около трех процентов говорят на паме , тепеуа и тотонаке . Носители науатля в Ла-Уастеке составляют более 27% всех говорящих на науатле в Мексике. [ 1 ] Коренные общины по-прежнему занимаются в основном сельским хозяйством, при этом наиболее важным является выращивание кукурузы. Другие важные аспекты включают крупный рогатый скот, переработку сахарного тростника и выращивание цитрусовых в качестве товарной культуры, хотя большая часть этого находится под контролем метисов. Хотя они подчиняются муниципальным властям, обычно в них преобладают метисы, они также имеют свою собственную внутреннюю политическую и экономическую системы. [ 1 ] [ 10 ] Коренные жители этого региона сталкиваются с дискриминацией со стороны доминирующих метисов, которые называют себя «gente de razón» (люди разума), и коренных жителей «compadritos» или «cuitole», что все равно, что называть их детьми. [ 10 ] Католическое влияние в регионе было ограничено с колониального периода, в основном ограничивалось крупными городами и равнинными территориями и в меньшей степени - более пересеченной местностью. Это позволило коренным народам Ла-Уастека сохранить больше своих традиций, чем в других регионах Мексики. [ 10 ]

Несмотря на то, что большой регион назван в их честь, народ уастек сегодня занимает лишь часть его в полосе от северо-запада Керетаро на восток к северу от Веракруса. [ 21 ] Крупнейшие общины уастеков проживают в горных районах Отонтепек и Тантоюка в Веракрусе, Танкануитце, Танлахасе и Акисмоне в Сан-Луис-Потоси. Уастеки — народ майя, язык которого, вероятно, отделился около 3000 лет назад. Их присутствие здесь, скорее всего, связано с экспансией майя на север вдоль побережья Веракруса, где-то между 1000 и 1500 годами нашей эры, когда они были вынуждены отступить на юг, оставив группу уастеков на крайнем севере изолированной. [ 4 ]

Имя Уастек происходит от языка науатль; Уастеки называют себя Тинек. [ 10 ] Хотя уастеки были самой северной мезоамериканской культурой, их культура отличается от культуры Мексиканского нагорья, с которой они контактировали, и от других групп майя. Одной из причин этого был их контакт с чичимеками на севере и их изоляция от других культур майя. [ 4 ] Хотя уастекам удалось распространить свое влияние на большую территорию, они никогда не строили таких крупных городов и церемониальных центров, как в других частях Мезоамерики. Одной из причин этого было то, что чичимека представляли постоянную угрозу. [ 26 ] В постклассический период территория уастеков сократилась из-за вторжений науа и отоми на юге и западе, кульминацией которых стало завоевание ацтеками большей части территории к началу 16 века. [ 18 ] Эта потеря земель будет продолжаться и в испанский колониальный период, когда метисы станут доминировать в регионе, особенно в прибрежных районах Веракруса и Тамаулипаса. [ 20 ]

Сообщества науа и язык науатль в настоящее время являются наиболее доминирующим влиянием коренных народов в Ла-Уастека, особенно на юге и западе региона. Науа доминируют в южной части Ла-Уастеки в более чем пятидесяти муниципалитетах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Веракрусе, таких как Хальтокан и Кальнали в Идальго, Иксуатлан-де-Мадеро и Бенито-Хуарес в Веракрусе. [ 10 ] [ 19 ] Вполне вероятно, что многие из науа на юге Ла-Уастеков являются этническими уастеками, чей язык изменился, поскольку в этом районе доминировали науа. [ 1 ] В регионе говорят на двух основных диалектах науатля. Науа на севере региона имеют ряд общих культурных черт с уастеками, а жители юга — с отоми и тепеуа, но все они считаются частью одной и той же подгруппы науа. Уастека-науа в Идальго и Сан-Луис-Потоси приложили усилия для развития общей идентичности перед лицом земельной и политической борьбы. [ 10 ]

Отоми были первыми , кто завоевал южную часть Ла-Уастекас, спасаясь от господства науа в своем первоначальном доме в долине Толука . [ 10 ]

Считается, что тотонаки и тепеуа в этом регионе произошли от уастеков. Эти люди обитают на самом крайнем юге региона, и оба они были завоеваны прибывшими отоми, а также науа в мезоамериканский период. [ 1 ] [ 10 ]

Культура

[ редактировать ]
Сцена с танцевального конкурса Уапанго в Пиналь де Амолес , Керетаро .
Трио уапанго из Веракруса в Национальном музее акварели Альфредо Гуати Рохо .

Несмотря на отсутствие этнических уастеков, регион по-прежнему сохраняет свою культурную самобытность, которая отмечается на различных фестивалях, таких как Encuentro de las Huastecas (Встреча уастеков) в Аматлане в ноябре, [ 27 ] и Фестиваль де ла Уастека в Ауакатлан-де-Гуадалупе, Пурисимас-де-Ариста и Агуа-Сарка в Керетаро. [ 28 ] Большая часть культуры региона осталась самобытной из-за отсутствия связи с внешним миром. Этот регион не был широко изучен учеными. [ 29 ]

Самый традиционный танец и музыка региона называется Уапанго или Сон Уастеко. На нем играют трио музыкантов: один играет на маленькой пятиструнной ритм-гитаре, называемой харана уастека, другой - на восьмиструнной бас-гитаре, называемой кинта уапангера, а третий - на скрипке. Два гитариста поют коплы, или короткие стихотворные строфы, чередуя куплеты. Son huasteco имеет две уникальные торговые марки: импровизированные скрипичные орнаменты, основанные на мелодии, и использование высокого фальцета. Этот стиль распространился за пределы Веракруса и Сан-Луис-Потоси на другие штаты, включая Идальго, который теперь является еще одним центром музыки. [ 11 ] [ 30 ] В отличие от другой народной музыки Мексики, ей не грозит исчезновение, и она по-прежнему пользуется большим спросом на крупных праздниках в Ла-Уастека. Музыка исследовалась и каталогизировалась более сорока лет, в результате чего был выпущен сборник на двух компакт-дисках под названием El Gusto. Этому также посвящен документальный фильм Роя Джермано «Мексиканский звук». [ 30 ]

Танец исполняется на возвышении, называемом сапатеа. Музыка и танцы в их различных вариантах присущи всем этническим группам региона. Чаще всего его исполняют на сельских общественных мероприятиях, называемых «фанданго». . [ 11 ] Его также исполняют на различных культурных мероприятиях Уастека, таких как Фестиваль де ла Уастека в Керетаро. [ 31 ]

Традиционные блюда включают миксоты , энчилады , барбакоа и особенно кукурузный пудинг, называемый закауиль. [ 2 ]

Конец сезона дождей заканчивается на Ксантоло. Он похож на День мертвых и отмечается в одно и то же время, но имеет важные отличия. Ксантоло также приводит людей на кладбища, но это прославляет живых и мертвых, поскольку знаменует сбор урожая этого вегетационного периода. [ 10 ] Подготовка к Ксантоло длится неделю, а алтари остаются до ноября. Подарки в виде еды готовятся для обмена с крестными родителями, друзьями, родственниками и соседями. Алтари представляют собой арки над прямоугольным столом. В каждом углу стола есть столб, символизирующий четыре этапа человеческой жизни (детство, юность, взрослая жизнь и старость). Столбы изогнуты к центру над столом, образуя арки, и покрыты ветвями местной флоры. [ 32 ] Он имеет некоторые общие элементы с Днем мертвых, такие как цветы семпасучил, папель пикадо и создание алтарей мертвым, украшенных местными фруктами, свечами и копаловыми благовониями. Он длится с 29 октября с забоя свиней и индеек. 30 и 31 октября посвящены поминовению детей и взрослых соответственно, а 1 ноября – не только поминовению святых, но и почитанию крестных родителей. В традиционном танце этого мероприятия участвуют группы танцоров, которые высмеивают сильных мира сего, а затем сковывают дьяволом. Эти танцоры выступают в тканевых масках с целью, чтобы Смерть не узнала их и не забрала. [ 33 ]

Обряд Воладора совершают уастеки на востоке Сан-Луис-Потоси, хотя они носят обычную одежду, украшенную перьями. Исключением является капитан, носящий красную или синюю тунику. [ 34 ]

Карнавал важен в Веракрусской части Уастека, но каждый из них имеет очень местный и религиозный характер. [ 35 ] Для науа карнавал считается «ритуалом инверсии», при котором социальные нормы ослабляются. Это делается для того, чтобы «умилостивить Дьявола» и сделать его счастливым. Мероприятия включают в себя то, что мужчины переодеваются в женщин, а местные власти временно лишаются власти. Подношения также совершаются путем захоронения, возможно, в качестве подношения подземному миру. Во многих общинах режут множество птиц и в изобилии пьют алкоголь. Карнавал знаменует собой окончание сельскохозяйственного сезона засухи перед тем, как в апреле начнутся серьезные дожди. Обряды с просьбой об обильном дожде начинаются после окончания Великого поста . [ 10 ]

Экономика

[ редактировать ]

Это один из беднейших регионов страны. [ 36 ] федеральное правительство относит его к категории «критического региона» с точки зрения борьбы с бедностью. [ 22 ] Наиболее острые экономические и политические проблемы возникают в районе Веракруса с высокой социально-экономической маргинализацией из-за изоляции, земельных споров и политических репрессий. [ 22 ] С середины 20 века произошла сезонная и постоянная миграция из этого района в другие районы Мексики и в Соединенные Штаты на работу. В Мексике большинство из них едут в Мехико, Тампико и Монтеррей, чтобы работать помощницей по дому, но они также едут работать на шахты в Пачуке , на фермы в Сан-Луис-Потоси, на кофейные плантации в Уаучинанго и в Соединенные Штаты. [ 1 ]

Как и у большинства коренных жителей сельской местности, экономика основана на сельском хозяйстве, особенно на выращивании кукурузы. Другие важные аспекты включают крупный рогатый скот, переработку сахарного тростника, кофе и выращивание цитрусовых в качестве товарной культуры, хотя большая часть этого находится под контролем метисов. Пилончилло из сахарного тростника является важным переработанным продуктом, большая часть которого отправляется в Халиско для производства текилы. [ 10 ]

Ремесленные изделия этого региона включают керамику в Уэхутле, изделия из ixtle , quechquemitls , одежду, украшенную вышивкой крестиком в регионе на границе Идальго и Веракрус, музыкальные инструменты и мебель, особенно стулья из кедра и других тропических лиственных пород. [ 2 ] [ 10 ] В окрестностях Тантоюки, Веракрус, изделия ручной работы из волокна, называемого сапупе, и пальмы используются для изготовления шляп, сумок и других предметов. [ 10 ]

Основные региональные рынки включают Тантоюку, Уэхутлу, Тамазунчале и Чиконтепек. [ 10 ]

Большая часть региона не посещается иностранными туристами, поскольку предпочтение отдается пляжам. [ 6 ] Достопримечательности экотуризма включают спуск вдоль водопадов и рафтинг по таким рекам, как Санта-Мария, большинство из которых расположены в штате Сан-Луис-Потоси. [ 6 ] [ 7 ] Англичанин Эдвард Джеймс построил Лас-Посас (Уэллс) на территории кофейных и банановых плантаций недалеко от Ксилитлы. Поэт жил здесь с 1949 года до своей смерти в 1984 году. В саду площадью 32 гектара расположены гигантские скульптуры, пагоды и лестницы в никуда. Бывший дом поэта — особняк с башенками и готическими окнами посреди джунглей. Сегодня это отель с названием La Posada El Castillo. [ 5 ] [ 6 ]

Транспорт

[ редактировать ]

В регионе Ла-Уастека нет аэропорта, напрямую обслуживающего регион. Чтобы добраться до Ла-Уастека самолетом, есть три варианта: Аэропорт Сан-Луис-Потоси – отсюда примерно четыре часа езды, чтобы добраться до центра региона, который считается Сьюдад-Вальес. Аэропорт Керетаро – примерно шесть часов езды до Сьюдад-Вальес, но этот маршрут ближе к другим основным достопримечательностям Ла-Уастека, таким как сюрреалистические сады Эдварда Джеймса в Ксилитле. Аэропорт в Тампико, Тамаулипас ​​– это, пожалуй, самый близкий физический аэропорт к Сьюдад-Вальес, но в настоящее время штат считается небезопасным для путешествий. [ 37 ]

Что касается автобусных перевозок, большинство основных автобусных компаний обслуживают основные города. Между небольшими городами туристам обычно приходится пользоваться общими минивэнами, называемыми «colectivos». Однако такси и аренда автомобилей также относительно доступны.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «Мексика - народ науа из уастека» [Мексика - народ науа из уастека] Водная культура (на испанском языке). ЮНЕСКО Получено 28 марта .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джорджина Луна Парра. «La Huasteca, donde se canta el huapango (Идальго)» [La Huasteca, где поется Уапанго (Идальго)]. Журнал Mexico Desconocido (на испанском языке). Мехико . Проверено 28 марта 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б Омар Гарсия (2 июня 2004 г.). «Поместите Ла Уастеку в музей». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 3.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Гай Стрессер-Пеан. «Ла Уастека: история и культура» (на испанском языке). Журнал Археомекс. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Проверено 28 марта 2012 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Джим Бадд. "Viajando Ligero / Aventura en la Huasteca" [Путешествие налегке/Приключение в Ла-Уастека]. Фреска (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. п. 2.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Алексис Океово (15 октября 2009 г.). «Посетите джунгли Ла Уастека» . Время . Архивировано из оригинала 22 октября 2009 года . Проверено 28 марта 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Альфредо Мартинес (11 марта 2001 г.). «Secretos de la Huasteca Potosina» [Тайны Уастека в Сан-Луис-Потоси]. Север (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 6.
  8. ^ «Влажные леса Веракруса» . Наземные экорегионы . Всемирный фонд дикой природы. , по состоянию на 18 декабря 2014 г.
  9. ^ Шенхалс, Луиза К. (2020). Испанско-английский словарь мексиканской флоры и фауны (PDF) (второе: электронное издание). Оахака, Мексика: Лингвистический институт Верано; СИЛ Интернешнл | СИЛ Мексика. стр. 28, 42, 104, 132. Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Джульета Валле Эскивель (2003). Науас де Уастека [ Науас из Ла Уастека ] (PDF) (на испанском языке). Национальная комиссия по развитию коренных народов. ISBN  970-753-008-1 . Проверено 28 марта 2012 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Хайме Бали. «La Huasteca Potosina, целая культурная вселенная» [La Huasteca Potosina, целая культурная вселенная]. Журнал Mexico Desconocido (на испанском языке). Мехико . Проверено 28 марта 2012 г.
  12. ^ Jump up to: а б Клаудия Рамос (11 августа 1996 г.). «Сто лет одиночества в Ла Уастека». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 4.
  13. ^ Jump up to: а б с Очоа, Л. п. 42
  14. ^ Очоа, Л., стр. 29-30.
  15. ^ Очоа, Л., стр. 168-169.
  16. ^ Jump up to: а б Очоа, Л. п. 33
  17. ^ Очоа, Л., стр. 31-32.
  18. ^ Jump up to: а б Очоа, Л. п. 32
  19. ^ Jump up to: а б Очоа, Л. п. 190
  20. ^ Jump up to: а б с Очоа, Л., стр. 191-193.
  21. ^ Jump up to: а б Очоа, Л. п. 188
  22. ^ Jump up to: а б с Артуро Кано (25 августа 1996 г.). «Фокус / Ла Уастека: Двадцать лет насилия». Север (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 12.
  23. ^ Очоа, L. стр. 195.
  24. ^ Создание государства Уастеко (испанский).
  25. ^ Проект штата Хуастек.
  26. ^ Очоа, Л., стр. 29-32.
  27. ^ Рафаэль Робледо (19 ноября 2011 г.). «Preparan Encounter Para Preserve Cultura de la Huasteca» [Подготовьтесь к встрече, чтобы сохранить культуру Ла Уастека] (на испанском языке). Мехико: Эль Юниверсал . Проверено 28 марта 2012 г.
  28. ^ «Керетаро, штаб-квартира XVI Фестиваля де ла Уастека» [Керетаро, место проведения XVI Фестиваля де ла Уастека] (на испанском языке). Мехико: El Economista. 12 октября 2011 года . Проверено 28 марта 2012 г.
  29. ^ «Французский археолог представляет исследование Ла Уастека». Газета Сан-Диего (на испанском языке). Чула Виста, Калифорния. 10 августа 2009 г.
  30. ^ Jump up to: а б Бетто Аркос. «Вдали от угасания, расцветки в стиле мексиканского сына Уастеко» . Нью-Йорк: Национальное общественное радио . Проверено 28 марта 2012 г.
  31. ^ «La Huasteca, культурная самобытность в движении» (на испанском языке). Мехико: Миленио. 28 октября 2011. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 28 марта 2012 г.
  32. ^ « Ксантоло», «Sancta Sanctorum» или «Día de Muertos» в Уастека-Потосина, устоявшаяся традиция» [«Ксантоло», «Sancta Sanctorum» или День мертвых в Потоси-Уастека, устоявшаяся традиция] (в Испанский). Новости Ацтеки 21. 11 октября 2010 года . Проверено 28 марта 2012 г.
  33. ^ «La Tradición en La Huasteca» [Традиции в Ла Уастека] (на испанском языке). Университет Веракруса. Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года . Проверено 28 марта 2012 г.
  34. ^ Очоа, L.p. 84
  35. ^ Очоа, L.p. 100-101
  36. ^ Мигель Домингес; Рут Берронес (2 июля 2003 г.). «Увидите красные огни в Ла-Уастекасе». Фреска (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. п. 8 6 689.
  37. ^ «Безопасно ли ехать в Мексику прямо сейчас?» . MEXLокальный . Проверено 23 декабря 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Лоренцо Очоа (1990). Huaxtecos y totonacos [ Huastecs и Totonacs ] (на испанском языке). Мехико: КОНАКУЛЬТА. ISBN  968-29-2466-9 .

21 ° 58'25 "с.ш. 99 ° 4'9" з.д.  /  21,97361 ° с.ш. 99,06917 ° з.д.  / 21,97361; -99.06917

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 278885411f42eb21f966c898fff8804f__1714778760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/4f/278885411f42eb21f966c898fff8804f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Huasteca - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)