Уастека

Ла-Уастека — географический и культурный регион, расположенный частично вдоль Мексиканского залива и включающий части штатов Тамаулипас , Веракрус , Пуэбла , Идальго , Сан-Луис-Потоси , Керетаро и Гуанахуато . Его грубо определяют как территорию, на которую народ уастеков имел влияние, когда их цивилизация была на пике развития в мезоамериканский период. Сегодня уастеки занимают лишь часть этого региона, а народ науа сейчас является самой многочисленной коренной группой. Тем не менее, те, кто живет в этом регионе, имеют ряд общих культурных черт, таких как стиль музыки и танца, а также религиозные фестивали, такие как Ксантоло.
География и окружающая среда
[ редактировать ]
Исторически и этнически регион Уастека определяется территорией, где доминировали уастеки в период их расцвета. [1] Фактическое расширение региона несколько спорно, а также то, как его следует разделить. Географически он определяется как от Восточной Сьерра-Мадре до Мексиканского залива, с Сьерра-де-Тамаулипас в качестве северной границы и рекой Казонес в качестве южной. Он простирается на юге Тамаулипаса, юго-востоке Сан-Луис-Потоси, северо-востоке Керетаро и Идальго, крайнем севере Веракруса и Пуэблы и очень небольшой части Гуанахуато на площади около 32 000 км2. [1] [2] [3]
На севере и востоке расположены относительные равнины. На юге расположены холмы кальцинированного песка. Базальт из старых лавовых потоков проникает в преимущественно осадочные породы с запада и появляется при ветровой и водной эрозии. Более высокие горные районы на западе часто имеют высокие вершины причудливой формы с крутыми склонами и восемью быстрыми реками. [4] [5] Автомагистрали в регионе, как правило, небольшие и извилистые, особенно на возвышенностях Сан-Луис-Потоси и Идальго. [5] Большинство этих рек в конечном итоге впадают либо в реки Пануко , либо в реки Казонес , причем зона принадлежит бассейнам рек Пануко, Тукспан и Казонес, все из которых впадают в Мексиканский залив. Поскольку большая часть горных пород легко подвергается эрозии, горные районы заполнены пещерами и другими подземными отверстиями. Самая известная из них — Сотано-де-лас-Голондринас (« Пещера ласточек »), расположенная к северу от Ксилитлы . Он славится большим количеством птиц (в основном белошейниковых стрижей и зеленых попугаев , а не ласточек), вылетающих из проема по утрам. Это также место для прыжков в воду на глубину 372 метра (1220 футов). Птицы снова массово возвращаются с наступлением темноты. [5] [6] Многие реки текут чистым или бирюзовым цветом в глубоких ущельях или каньонах и образуют водопады. Самый высокий из них — Тамул, ширина которого составляет 300 метров, а высота — 105 метров. Он соединяет воды реки Галлинас с водами реки Санта-Мария, образуя реку Тампаон . [7] Еще один важный водопад — Тамасопо, а в Насимьенто -дель-Рио-Уичихуайан (исток реки Уичихуайан) недалеко от одноименной деревни вода выходит из гор, образуя бассейны, достаточно большие для купания. [6]
Это один из самых биоразнообразных регионов Мексики: здесь произрастает более 2000 видов растений. [1] [6] Это разнообразие также распространяется на сельскохозяйственные культуры, включая местные сорта кукурузы, устойчивые к засухе. [1] В этой области в основном преобладают влажные тропические леса , некоторые из которых все еще остаются полудевственными с жарким влажным климатом, с некоторыми участками соснового дубового леса на самых высоких возвышенностях и засушливыми кустарниками и лугами в нескольких изолированных районах. [1] [6] Экорегион влажных лесов Веракруса включает низменности и предгорья. [8] В тропических лесах есть такие виды, как Ceiba pentandra или другой капок , мексиканский кедр , мексиканское черное дерево ( Harvardia mexicana , Ebenopsis ebano и виды Diospyros все могут называться ébano ), [9] виды пальм более распространены на побережье. [2] Высокие многолетние тропические леса преобладают в штатах Идальго и Веракрус, а среднерослые полулиственные тропические леса - в Сан-Луис-Потоси. Здесь также обитает большое количество видов водорослей, более разнообразных и разных типов, чем те, что встречаются в других частях Мексики. [1] Он также богат дикой природой, такой как попугаи, ара , паукообразные обезьяны , совы, орлы, туканы , олени, ягуары , кабаны и еноты , а также различные виды рептилий и насекомых. [2] [6]
Экорегион восточных сосново-дубовых лесов Сьерра-Мадре охватывает более высокие склоны Сьерра-Мадре и включает дубовые леса и участки облачного леса на средних высотах, а также сосново-дубовые леса и сосновые леса на возвышенностях. К югу от реки Моктесума образуют горные леса Веракруса непрерывный пояс горных влажных лесов и облачных лесов на средних высотах Сьерры.
Главный город секции SLP — Сьюдад-Вальес , основанный Нуньо Бельтраном де Гусманом в 1533 году. [5] [7] Самый важный город в части Идальго — Уэхутла . [2] Другие важные населенные пункты включают Тантоюку , Тамазунчале и Чиконтепек. [10]
Одна часть Уастека называется Сьерра-Горда , центр которой расположен на севере Керетаро, но простирается до Идальго и Гуанахуато. [11]
Веракрус Уастека
[ редактировать ]В штате Веракрус он расположен ближе к северной оконечности, от реки Казонес до реки Тамеси . Он разделен на два региона: Уастека-Альта и Уастека-Баха . Рельеф равнинный, невысокие холмы, тропический климат. Орошается несколькими реками и лагунами, среди которых река Туспан и лагуна Тамиауа выделяются ; Самый важный город Уастека Веракрусана — город и порт Тукспан . Одним из важнейших археологических памятников является замок Теайо . Ресторан Huasteca Veracruzana является самым обширным на территории и славится разнообразием своих блюд, которые в дополнение к традиционным для всего региона блюдам, таким как сакауиль (большое тамале из дробленой кукурузы), дополняются рыбой и морепродуктами, типичными для прибрежных районов. Веракрус, музыка и звуки вместе с костюмами также являются его частью.
Уастека Керетаро
[ редактировать ]Уастека Керетана расположена в северо-западной части штата и является продолжением районов Сан-Хоакин в Агуасарке. В его состав входят муниципалитеты Арройо-Секо , Джалпан и Ланда .
Идальго Уастека
[ редактировать ]В состав Уастека-идальгуэнсе входят следующие муниципалитеты: Атлапеско , Уаутла , Уазалинго , Уэхутла-де-Рейес , Халтокан , Сан-Фелипе-Орисатлан , Сочиатипан и Яуалика .
Пуэбла Уастека
[ редактировать ]Уастека-поблана расположена к югу от пограничной зоны Уастека и включает, среди прочих, муниципалитеты Франсиско З. Мена , Пантепек , Венустиано-Карранса , Халпан , Тласко , Тлакуилотепек , Хикотепек-де-Хуарес , Пауатлан и Наупан .
Уастека Потосина
[ редактировать ]Уастека-Потосина состоит из 20 муниципалитетов: Аквисмон , Астла-де-Террасас , Кд. Валлес , Кокскатлан , Эбано , Эль-Наранхо , Уэуэтлан , Матлапа , Сан-Антонио , Сан-Мартин Чальчикуаутла , Сан-Висенте-Танкуаялаб , Тамасопо , Тамасунчале , Тампакан , Тампамолон , Тамуин , Танкануитц-де-Сантос , Танлай-де-Сиас, Танкиан , Эласко , Эласко .
Уастека Тамаулипас
[ редактировать ]Регион, также называемый «южным побережьем», граничит с севером Веракруса.
Гуанахуато Уастека
[ редактировать ]Он расположен на северо-востоке штата вокруг муниципалитета Сан-Луис-де-ла-Пас .
Климат
[ редактировать ]Этот регион представляет собой относительную низменность с жарким климатом на крайнем севере тропического побережья Мексиканского залива. [4] Большая часть региона жаркая и влажная, годовая температура обычно колеблется от 22 до 26°C. Здесь представлены три наиболее распространенные классификации Коппена: Am(f), Am и Am(w). Осадки обычно обильные из-за влаги из Мексиканского залива. Количество осадков колеблется от 800 до 1600 мм в год, в зависимости от высоты и местоположения от побережья. Однако три года из каждых десяти лет в этом районе случается засуха, что создает проблемы для местного сельского хозяйства. Локальный град и ураганы происходят ежегодно. [1] [12]
История
[ редактировать ]Уастек происходит от испанского слова Уастека, которое происходит от слова науатль, обозначающего этническую принадлежность Куекстлан. [1] Уастеки были самой северной мезоамериканской группой на побережье Персидского залива, и их контакты с чичимеками привели к аридоамериканскому влиянию в их культуре. [5] [13] Доиспанская скульптура региона отличается от других известными произведениями, такими как «Подросток Тамуин» и богиня жизни и здоровья Тласольтеотль . [2] Традиционно здесь выращивают кукурузу, фасоль, тыкву, различные виды перца чили и клубнеплоды, такие как юкка , камотес и хикама . Однако в мезоамериканский период сбор диких продуктов играл здесь более важную роль, особенно корней, небольшого перца чили и фруктов ( Brosimum alicastrum ), а также рыбы из озер, рек и океана. Производство соли имело важное значение на озере Чила. [4] [ не удалось пройти проверку ]
Уастеки, вероятно, являются тем, что осталось от экспансии майя на север, вверх по побережью Веракруса, но они были «оставлены позади» после того, как другие группы майя отступили на юг и восток. [4] Уастеки начали доминировать в культурном отношении в своем регионе между 750 и 800 годами нашей эры после того, как Эль-Тахин пришел в упадок. С тех пор и до 15 века они расширили свою территорию и влияние от реки Туспан до Тамиауа, разместив большинство поселений вдоль берегов реки Уаялехо-Тамеси, вдоль северного Веракруса и южного побережья Тамаулипаса и на запад до Восточной Сьерра-Мадре . Культура имела влияние даже дальше на запад, в северный Керетаро, и, возможно, на территории нынешней северной Пуэблы существовали поселения уастеков. [14] [15] Известные поселения включают Эль-Тамуин в Сан-Луис-Потоси, Яуалику и Уэхутлу в Идальго, Цикоакск на границе Веракруса и Пуэблы, а также Туспан, Темапаче, Пануко и Тануихо в Веракрусе. [16]
Хотя уастеки строили небольшие города и церемониальные центры, они никогда не достигали размеров и сложности других городов Мезоамерики. [17] Северным районам постоянно угрожали чичимека, которые могут быть источником традиционного танца «команчи», распространенного в этом регионе. [1] [16] В классике «Поста» территория уастеков начала сокращаться. [18] На западе и юге их территории располагались анклавы науа, тепеуа, тотонаков и отомисов . [13] Тотонаки и тепеуа, вероятно, прибыли в этот регион примерно в то же время, что и уастеки. Отоми и науа прибыли позже, но сроки этих миграций оспариваются. Одно вторжение науа произошло в 800 г. н.э. в связи с Тулой , а другое - в связи с расширением Империи ацтеков . [1] Ацтеки завоевали с юга и запада территорию, которую они называли Чикоаке или Цикоак в 1458 году, которая , вероятно, была территорией, которая сейчас является Меса-де-Какауатенго в муниципалитете Иксуатлан-де-Мадеро . [1] [19]
Первый контакт европейцев с регионом Уастека произошел в 1498 году, когда итальянец Америго Веспуччи (или какой-то европеец), плывя вдоль тропика Рака, высадился где-то к северу от современного Сото-ла-Марина и реки Рио-Гранде. (Тропик Рака постоянно перемещается на юг за 522 года). Этот исследователь поддерживал дружеские отношения с уастеканцами и много писал о них. Включая слово Huastec, обозначающее сеньоры, и произведения искусства. Это единственные известные письменные описания цивилизации от очевидцев. Позже испанские конкистадоры исследовали район реки Пануко. [1] После завоевания заживо Гонсало де Сандовал сжег около 460 дворян и вождей региона и захватил около 20 000 туземцев для продажи в рабство на Антильских островах . [1] Первыми евангелистами в этом районе были францисканцы около 1530 года, а августинцы прибыли в 1533 году, и первые крупные усилия были предприняты в Пауатлане , Пуэбле и Чиконтепеке. Первоначально этот район находился под властью епископства Тласкала. Но евангелизация шла медленно, и исторические документы указывали на то, что большинство языческих верований не были уничтожены даже в колониальный период. сто тридцать энкомьенд, которые просуществовали большую часть 16 века, а в некоторых случаях и 17 века. В регионе было создано [1] Доминирование Испании в прибрежных районах привело к обезлюживанию большинства коренного населения: уастеки отступили на юг от Тамаулипаса до Пануко и Тамаулипаса, и многие погибли на войне и от болезней. [13] [20] Введение крупного рогатого скота в равнинные районы побудило испанцев принудить к переселению многих групп коренного населения этого района, иногда с применением насилия. [10] Не все попытки переселить коренные народы были успешными. В Идальго были заметные неудачи. Однако общий успех позволил разделить регион на новые политические единицы. Испанская политика и экономические условия вынудили многих местных жителей скопиться в определенных районах: уастеков и науа вместе в Озулуаме, Тантоюке, Тамиауа и Тукспане, а также науа и отоми в Чиконтепеке и Уэхутле. Новые политические единицы привели к появлению других групп коренных народов, которые обычно не входят в состав Уастеко, таких как памес в Сьерра-Горде в Керетаро. [1]
Затем испанцы завезли в этот район африканских рабов. Хотя коренное население в некоторой степени вернулось в Идальго и Сан-Луис-Потоси, в Веракрусе этого не произошло. [10] В более поздний колониальный период большинство общин уастеков были населены метисами , особенно вдоль побережья Веракруса и Тамаулипаса. [20] Сегодня этническая группа уастеков встречается только на узкой полосе, простирающейся от крайнего севера Керетаро до крайнего севера Веракруса, недалеко от Тамиауа. [21]
В колониальный период регион был разделен на пять провинций, называемых «мэрами-мэрами»: Уаучинанго , Уаякокотла-Чичонтепек, Пануко-Тампико, Уэхутла и Яуалика. [1] В XIX веке большинство местных лидеров выбирались по харизме и политическим навыкам, а не по происхождению, хотя советы старейшин по-прежнему играли важную роль в большинстве общин коренных народов. К началу XIX века стали использовать выборы для выбора лидеров, но с кандидатами, выбранными элитой. Первые муниципальные выборы в регионе прошли в Чиконтепеке и Иксуатлане в 1813 году. [1]
С момента первого изъятия земель для скота в колониальный период до наших дней земельная борьба была важной частью истории региона. В 18 веке в регионе происходили различные восстания, например, в Иламатлане в 1750 году и Уаякокотле в 1784 году в ответ на повышение налогов и изъятие земли. [1] В середине 17 века возникла система долгового крепостного права, которая достигла своего апогея в 19 веке и охватывала коренные народы, метисы и негров. Однако в 17 веке некоторые народы смогли завладеть землей по общинной схеме, объявив ее собственностью Девы Марии или святого, чтобы не допустить ее захвата землевладельцами и политическими руководителями. Со второй половины 17 века по первую половину 18 века произошла консолидация гасиенд, насчитывавших к 1790 году от 21 до 25, около восьмидесяти скотоводческих ранчо и двадцати трех общин коренных народов. В конце 18-го века записи показывают, что девяносто процентов населения составляли испанцы, метисы или смешанные африканские корни, в основном в Чиконтепеке, Уаякокотле, Иксуатлане и Ксочиолоко. [1] Кофе был завезен в горные районы в 19 веке. [10] Земельные и другие аграрные конфликты продолжаются и по сей день: местные выборы основаны на проблемах землепользования. побережье. Это также нанесло ущерб окружающей среде и сделало натуральное сельское хозяйство практически невозможным во многих районах. [10] Конфликты даже привели к формированию вооруженных группировок, таких как «Народный революционер Эхерсито» во второй половине 20 века. [12] Несмотря на посреднические переговоры и разоружение, в регионе сохраняется конфликт, особенно вдоль границы Идальго и Веракруса. [22]
Основным событием 20-го века в Уастеке стало развитие дорог и другой инфраструктуры, связывающей его с остальной частью страны. [23] До конца 20 века во многих муниципалитетах региона не было дорог с твердым покрытием, а в некоторых такая ситуация сохраняется и по сей день. Автомагистрали и другие дороги в этом районе позволили молодому поколению, ищущему работу, сезонную и постоянную эмиграцию из этого района. [10] В 20 веке в этом районе широко появились дошкольные учреждения и начальная школа. Они включили различные модели обучения, включая двуязычное и бикультурное образование. На более высоких уровнях оно включает дистанционное образование для средней и старшей школы. Совсем недавно появился толчок к специальному техническому образованию, например, в Технологическом университете Уэхутлы и Университете Комунитарии де ла Уастека Норте. Это повысило уровень грамотности, а также способность говорить по-испански среди коренного населения. Это также вызвало культурные изменения, поскольку молодое поколение получило доступ к информации о внешнем мире. [10]
Мечта о создании штата Уастек рассматривалась как утопия для губернаторов трёх соседних штатов в XX веке, которые являются главными противниками проекта создания федерального образования номер 33 Мексиканских Соединённых Штатов. На следующую осень, [24] гражданские лица, ищущие средства для интеграции в качестве нового образования, коренных общин, фермеров и граждан, прямо и косвенно реализуют априбанский (аграрный?) строительный проект. [25]
Основными аргументами являются отказ от региона правительствами штатов, культурная и расовая интеграция, которая была разделена регионом в колониальный и республиканский период. Реинтеграция уастека считается историческим долгом перед коренными народами региона.
Коренные народы
[ редактировать ]
Ла-Уастека является домом для шести коренных этнических групп, в которых более 250 000 человек говорят на различных языках коренных народов. [3] [11] Около 70% говорят на науатле ; 20% говорят на языке уастек ; шесть процентов говорят на языке отоми и около трех процентов говорят на паме , тепеуа и тотонаке . Носители науатля в Ла-Уастеке составляют более 27% всех говорящих на науатле в Мексике. [1] Коренные общины по-прежнему занимаются в основном сельским хозяйством, при этом наиболее важным является выращивание кукурузы. Другие важные аспекты включают крупный рогатый скот, переработку сахарного тростника и выращивание цитрусовых в качестве товарной культуры, хотя большая часть этого находится под контролем метисов. Хотя они подчиняются муниципальным властям, обычно в них преобладают метисы, они также имеют свою собственную внутреннюю политическую и экономическую системы. [1] [10] Коренные жители этого района сталкиваются с дискриминацией со стороны доминирующих метисов, которые называют себя «gente de razón» (люди разума), и коренных жителей «compadritos» или «cuitole», что все равно, что называть их детьми. [10] Католическое влияние в регионе было ограничено с колониального периода, в основном ограничивалось крупными городами и равнинными территориями и в меньшей степени - более пересеченной местностью. Это позволило коренным народам Ла-Уастека сохранить больше своих традиций, чем в других регионах Мексики. [10]
Несмотря на то, что большой регион назван в их честь, народ уастек сегодня занимает лишь часть его в полосе от северо-запада Керетаро на восток к северу от Веракруса. [21] Крупнейшие общины уастеков проживают в горных районах Отонтепек и Тантоюка в Веракрусе, Танкануитце, Танлахасе и Акисмоне в Сан-Луис-Потоси. Уастеки — народ майя, язык которого, вероятно, отделился около 3000 лет назад. Их присутствие здесь, скорее всего, связано с экспансией майя на север вдоль побережья Веракруса, где-то между 1000 и 1500 годами нашей эры, когда они были вынуждены отступить на юг, оставив группу уастеков на крайнем севере изолированной. [4]
Имя Уастек происходит от языка науатль; Уастеки называют себя Тинек. [10] Хотя уастеки были самой северной мезоамериканской культурой, их культура отличается от культуры Мексиканского нагорья, с которой они контактировали, и от других групп майя. Одной из причин этого был их контакт с чичимеками на севере и их изоляция от других культур майя. [4] Хотя уастекам удалось распространить свое влияние на большую территорию, они никогда не строили таких крупных городов и церемониальных центров, как в других частях Мезоамерики. Одной из причин этого было то, что чичимека представляли постоянную угрозу. [26] В постклассический период территория уастеков сократилась из-за вторжений науа и отоми на юге и западе, кульминацией которых стало завоевание ацтеками большей части территории к началу 16 века. [18] Эта потеря земель будет продолжаться и в испанский колониальный период, когда метисы станут доминировать в регионе, особенно в прибрежных районах Веракруса и Тамаулипаса. [20]
Сообщества науа и язык науатль в настоящее время являются наиболее доминирующим влиянием коренных народов в Ла-Уастека, особенно на юге и западе региона. Науа доминируют в южной части Ла-Уастеки в более чем пятидесяти муниципалитетах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Веракрусе, таких как Хальтокан и Кальнали в Идальго, Иксуатлан-де-Мадеро и Бенито-Хуарес в Веракрусе. [10] [19] Вполне вероятно, что многие из науа на юге Ла-Уастек являются этническими уастеками, чей язык изменился, поскольку в этом районе доминировали науа. [1] В регионе говорят на двух основных диалектах науатля. Науа на севере региона имеют ряд общих культурных черт с уастеками, а жители на юге имеют общие черты с отоми и тепеуа, но все они считаются частью одной и той же подгруппы науа. Уастека-науа в Идальго и Сан-Луис-Потоси приложили усилия для развития общей идентичности перед лицом земельной и политической борьбы. [10]
Отоми были первыми , кто завоевал южную часть Ла-Уастекас, спасаясь от господства науа в своем первоначальном доме в долине Толука . [10]
Считается, что тотонаки и тепеуа в этом регионе произошли от уастеков. Эти люди обитают на самом крайнем юге региона, и оба они были завоеваны прибывшими отоми, а также науа в мезоамериканский период. [1] [10]
Культура
[ редактировать ]Несмотря на отсутствие этнических уастеков, регион по-прежнему сохраняет свою культурную самобытность, которая отмечается на различных фестивалях, таких как Encuentro de las Huastecas (Встреча уастеков) в Аматлане в ноябре, [27] и Фестиваль де ла Уастека в Ауакатлан-де-Гуадалупе, Пурисимас-де-Ариста и Агуа-Зарка в Керетаро. [28] Большая часть культуры региона осталась самобытной из-за отсутствия связи с внешним миром. Этот регион не был широко изучен учеными. [29]
Самый традиционный танец и музыка региона называется Уапанго или Сон Уастеко. На нем играют трио музыкантов: один играет на маленькой пятиструнной ритм-гитаре, называемой харана уастека, другой - на восьмиструнной бас-гитаре, называемой кинта уапангера, а третий - на скрипке. Два гитариста поют коплы, или короткие стихотворные строфы, чередуя куплеты. Son huasteco имеет две уникальные торговые марки: импровизированные скрипичные орнаменты, основанные на мелодии, и использование высокого фальцета. Этот стиль распространился за пределы Веракруса и Сан-Луис-Потоси на другие штаты, включая Идальго, который теперь является еще одним центром музыки. [11] [30] В отличие от другой народной музыки Мексики, ей не грозит исчезновение, и она по-прежнему пользуется большим спросом на крупных праздниках в Ла-Уастека. Музыка исследовалась и каталогизировалась более сорока лет, в результате чего был выпущен сборник на двух компакт-дисках под названием El Gusto. Этому также посвящен документальный фильм Роя Джермано «Мексиканский звук». [30]
Танец исполняется на возвышении, называемом сапатеа. Музыка и танцы в их различных вариантах присущи всем этническим группам региона. Чаще всего его исполняют на сельских общественных мероприятиях, называемых «фанданго». . [11] Его также исполняют на различных культурных мероприятиях Уастека, таких как Фестиваль де ла Уастека в Керетаро. [31]
Традиционные блюда включают миксоты , энчиладас , барбакоа и особенно кукурузный пудинг, называемый закахуил. [2]
Конец сезона дождей заканчивается на Ксантоло. Он похож на День мертвых и отмечается в одно и то же время, но имеет важные отличия. Ксантоло также приводит людей на кладбища, но это прославляет живых и мертвых, поскольку знаменует сбор урожая этого вегетационного периода. [10] Подготовка к Ксантоло длится неделю, а алтари остаются до ноября. Подарки еды готовятся для обмена с крестными родителями, друзьями, родственниками и соседями. Алтари представляют собой арки над прямоугольным столом. В каждом углу стола есть столб, символизирующий четыре этапа человеческой жизни (детство, юность, взрослая жизнь и старость). Столбы изогнуты к центру над столом, образуя арки, и покрыты ветвями местной флоры. [32] Он имеет некоторые общие элементы с Днем мертвых, такие как цветы семпасучил, папель пикадо и создание алтарей мертвым, украшенных местными фруктами, свечами и копаловыми благовониями. Он длится с 29 октября с забоя свиней и индеек. 30 и 31 октября посвящены поминовению детей и взрослых соответственно, а 1 ноября – не только поминовению святых, но и почитанию крестных родителей. В традиционном танце этого мероприятия участвуют группы танцоров, которые высмеивают сильных мира сего, а затем сковывают дьяволом. Эти танцоры выступают в тканевых масках с целью, чтобы Смерть не узнала их и не забрала. [33]
Обряд Воладора совершают уастеки на востоке Сан-Луис-Потоси, хотя они носят обычную одежду, украшенную перьями. Исключением является капитан, носящий красную или синюю тунику. [34]
Карнавал важен в Веракрусской части Уастека, но каждый из них имеет очень местный и религиозный характер. [35] Для науа карнавал считается «ритуалом инверсии», при котором социальные нормы ослабляются. Это делается для того, чтобы «умилостивить Дьявола» и сделать его счастливым. Мероприятия включают в себя то, что мужчины переодеваются в женщин, а местные власти временно лишаются власти. Подношения также совершаются путем захоронения, возможно, в качестве подношения подземному миру. Во многих общинах режут множество птиц и в изобилии пьют алкоголь. Карнавал знаменует собой окончание сельскохозяйственного сезона засухи перед тем, как в апреле начнутся серьезные дожди. Обряды с просьбой об обильном дожде начинаются после окончания Великого поста . [10]
Экономика
[ редактировать ]Это один из беднейших регионов страны. [36] федеральное правительство относит его к категории «критического региона» с точки зрения борьбы с бедностью. [22] Наиболее острые экономические и политические проблемы возникают в районе Веракруса с высокой социально-экономической маргинализацией из-за изоляции, земельных споров и политических репрессий. [22] С середины 20 века произошла сезонная и постоянная миграция из этого района в другие районы Мексики и в Соединенные Штаты на работу. В Мексике большинство из них едут в Мехико, Тампико и Монтеррей, чтобы работать помощницей по дому, но они также едут работать на шахты в Пачуке , на фермы в Сан-Луис-Потоси, на кофейные плантации в Уаучинанго и в Соединенные Штаты. [1]
Как и у большинства коренных жителей сельской местности, экономика основана на сельском хозяйстве, особенно на выращивании кукурузы. Другие важные аспекты включают крупный рогатый скот, переработку сахарного тростника, кофе и выращивание цитрусовых в качестве товарной культуры, хотя большая часть этого находится под контролем метисов. Пилончилло из сахарного тростника является важным переработанным продуктом, большая часть которого отправляется в Халиско для производства текилы. [10]
Ремесла этого региона включают керамику в Уэхутле, из ixtle изделия , quechquemitls , одежду, украшенную вышивкой крестиком в регионе на границе Идальго и Веракрус, музыкальные инструменты и мебель, особенно стулья из кедра и других тропических лиственных пород. [2] [10] В окрестностях Тантоюки, Веракрус, изделия ручной работы из волокна, называемого сапупе, и пальмы используются для изготовления шляп, сумок и других предметов. [10]
Основные региональные рынки включают Тантоюку, Уэхутлу, Тамазунчале и Чиконтепек. [10]
Большая часть региона не посещается иностранными туристами, поскольку предпочтение отдается пляжам. [6] Достопримечательности экотуризма включают спуск вдоль водопадов и рафтинг по таким рекам, как Санта-Мария, большинство из которых расположены в штате Сан-Луис-Потоси. [6] [7] Англичанин Эдвард Джеймс построил Лас-Посас (Уэллс) на территории кофейных и банановых плантаций недалеко от Ксилитлы. Поэт жил здесь с 1949 года до своей смерти в 1984 году. На территории площадью 32 гектара в садах расположены гигантские скульптуры, пагоды и лестницы в никуда. Бывший дом поэта — особняк с башенками и готическими окнами посреди джунглей. Сегодня это отель с названием La Posada El Castillo. [5] [6]
Транспорт
[ редактировать ]Аэропорта, напрямую обслуживающего регион Ла-Уастека, нет. Чтобы добраться до Ла-Уастека самолетом, есть три варианта:Аэропорт Сан-Луис-Потоси – отсюда примерно четыре часа езды, чтобы добраться до центра региона, который считается Сьюдад-Вальес.Аэропорт Керетаро – примерно шесть часов езды до Сьюдад-Вальес, но этот маршрут ближе к другим основным достопримечательностям Ла-Уастека, таким как сюрреалистические сады Эдварда Джеймса в Ксилитле.Аэропорт в Тампико, Тамаулипас – это, пожалуй, самый близкий физический аэропорт к Сьюдад-Вальес, но в настоящее время штат считается небезопасным для путешествий. [37]
Что касается автобусных перевозок, большинство основных автобусных компаний обслуживают основные города. Между небольшими городами туристам обычно приходится пользоваться общими минивэнами, называемыми «colectivos». Однако такси и аренда автомобилей также относительно доступны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «Мексика — Пуэбло Науас де ла Уастека» [Мексика — народ науа из Уастека]. Водная культура (на испанском языке). ЮНЕСКО . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джорджина Луна Парра. «La Huasteca, donde se canta el huapango (Идальго)» [La Huasteca, где поется Уапанго (Идальго)]. Журнал Mexico Desconocido (на испанском языке). Мехико . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Омар Гарсия (2 июня 2004 г.). «Поместите Ла Уастеку в музей». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гай Стрессер-Пеан. «Ла Уастека: история и культура» (на испанском языке). Журнал Археомекс. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джим Бадд. "Viajando Ligero / Aventura en la Huasteca" [Путешествие налегке/Приключение в Ла-Уастека]. Фреска (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. п. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Алексис Океово (15 октября 2009 г.). «Посетите джунгли Ла Уастека» . Время . Архивировано из оригинала 22 октября 2009 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Альфредо Мартинес (11 марта 2001 г.). «Secretos de la Huasteca Potosina» [Тайны Уастека в Сан-Луис-Потоси]. Север (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 6.
- ^ «Влажные леса Веракруса» . Наземные экорегионы . Всемирный фонд дикой природы. , по состоянию на 18 декабря 2014 г.
- ^ Шенхалс, Луиза К. (2020). Испанско-английский глоссарий мексиканской флоры и фауны (PDF) (второе: электронное издание). Оахака, Мексика: Лингвистический институт Верано; СИЛ Интернешнл | СИЛ Мексика. стр. 28, 42, 104, 132. Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Джульета Валле Эскивель (2003). Науас де Уастека [ Науас из Ла Уастека ] (PDF) (на испанском языке). Национальная комиссия по развитию коренных народов. ISBN 970-753-008-1 . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хайме Бали. «La Huasteca Potosina, целая культурная вселенная» [La Huatesca Potosina, целая культурная вселенная]. Журнал Mexico Desconocido (на испанском языке). Мехико . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Клаудия Рамос (11 августа 1996 г.). «Сто лет одиночества в Ла Уастека». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 4.
- ^ Jump up to: а б с Очоа, Л. п. 42
- ^ Очоа, Л., стр. 29-30.
- ^ Очоа, Л., стр. 168-169.
- ^ Jump up to: а б Очоа, Л. п. 33
- ^ Очоа, Л., стр. 31-32.
- ^ Jump up to: а б Очоа, Л. п. 32
- ^ Jump up to: а б Очоа, Л. п. 190
- ^ Jump up to: а б с Очоа, Л., стр. 191-193.
- ^ Jump up to: а б Очоа, Л. п. 188
- ^ Jump up to: а б с Артуро Кано (25 августа 1996 г.). «Фокус / Ла Уастека: Двадцать лет насилия». Север (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 12.
- ^ Очоа, L. стр. 195.
- ^ Создание государства Уастеко (испанский).
- ^ Проект штата Хуастек.
- ^ Очоа, Л., стр. 29-32.
- ^ Рафаэль Робледо (19 ноября 2011 г.). «Preparan Encounter Para Preserve Cultura de la Huasteca» [Подготовьтесь к встрече, чтобы сохранить культуру Ла Уастека] (на испанском языке). Мехико: Эль Юниверсал . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ «Керетаро, штаб-квартира XVI Фестиваля де ла Уастека» [Керетаро, место проведения XVI Фестиваля де ла Уастека] (на испанском языке). Мехико: El Economista. 12 октября 2011 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ «Французский археолог представляет исследование Ла Уастека». Газета Сан-Диего (на испанском языке). Чула Виста, Калифорния. 10 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Бетто Аркос. «Вдали от угасания, расцветки в стиле мексиканского сына Уастеко» . Нью-Йорк: Национальное общественное радио . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ «Ла Уастека, культурная идентичность в движении» [La Huasteca, культурная идентичность в движении] (на испанском языке). Мехико: Миллениум. 28 октября 2011. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ « Ксантоло», «Sancta Sanctorum» или «Día de Muertos» в Уастека-Потосина, устоявшаяся традиция» [«Ксантоло» «Sancta Sanctorum» или День мертвых в Потоси-Уастека, устоявшаяся традиция] ( на испанском языке). Новости Ацтеки 21. 11 октября 2010 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ «La Tradición en La Huasteca» [Традиции в Ла Уастека] (на испанском языке). Университет Веракруса. Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Очоа, Л. с.
- ^ Очоа, Л., стр. 100-101.
- ^ Мигель Домингес; Рут Берронес (2 июля 2003 г.). «Увидите красные огни в Ла-Уастекасе». Фреска (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. п. 8 6 689.
- ^ «Безопасно ли сейчас ехать в Мексику?» . MEXLокальный . Проверено 23 декабря 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Лоренцо Очоа (1990). Уастекос и тотонаки [ Huastecs and Totonacs ] (на испанском языке). Мехико: КОНАКУЛЬТА. ISBN 968-29-2466-9 .