Тлазолтеотль
Тлахзолтеотль | |
---|---|
Богиня секса | |
Член Науцонтетео | |
Другие имена | Тлахелкуани, Тлахзолмиквизтли, Ишкуинан |
Обитель | Тлалтикпак |
Пол | Женский |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки (Нахоа) |
Генеалогия | |
Родители | Омесиуатль (появился Текпатлем) |
Братья и сестры | Науцонтетео (1600 богов ) |
Дети | С Пильцинтекутли : Синтеотль (Флорентийский кодекс) |
В ацтекской мифологии Тласолтеотль ( или классический науатль : Тласольтеотль , произносится [t͡ɬaʔs̻oːɬˈteoːt͡ɬ] ) — божество сексуальности, порока, очищения, паровых бань, похоти, грязи и покровительница прелюбодеев . Она известна под тремя именами: Тлахелкуани («та, кто ест тлахелли или грязные наросты [грех]») и Тлазолмиквизтли («смерть, вызванная похотью»), и Икскуина или Икскуинан ( Уастек : Икс Куиним , Божество хлопка), последний из которых относится к четырехстороннему объединению четырех сестринских божеств. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Тлазолтеотль — божество 13-й трецены священного 260-дневного календаря Тоналпохуалли , начинающегося с дня Се Оллин , или Первого Движения. Она связана со знаком дня ягуара . [ 5 ]
Тласольтеотль сыграла важную роль в признании проступков через своих жрецов. [ 6 ]
Ацтекская религия
[ редактировать ]Была уастеков. богиня-мать [ 7 ] с побережья Мексиканского залива [ 8 ] который был ассимилирован ацтекскими представлениями о Тласольтеотле. [ 7 ]
Четырехсторонние божества
[ редактировать ]Под именем Икскуинан она считалась четырехраздельной , состоящей из четырех сестер разного возраста, известных под именами Тиякапан ( первенец ), Тейкуих (младшая сестра, также Тейук ), Тлахко (средняя сестра, также Тлахкойеуа ) и Сокоцин (младшая сестра). Когда их представляли как четыре отдельных божества, их называли ixcuinammeh или tlazōltēteoh ; [ 3 ] [ 4 ] по отдельности они были божествами роскоши. [ 9 ]
Грех
[ редактировать ]Поощрение греха
[ редактировать ]Согласно верованиям ацтеков, именно Тласольтеотль вызывал порочные желания, а также прощал и очищал грехи. [ 10 ] Считалось также, что она является причиной болезней, особенно венерических заболеваний . Говорили, что Тласольтеотль и ее спутники поражали людей болезнями, если те предавали себя запретной любви. [ 11 ] Нечистота считалась как на физическом, так и на моральном уровне, и ее можно было вылечить паровой баней, обрядом очищения или призывом Тлазолтетео, божеств любви и желаний. [ 11 ]
Очистка
[ редактировать ]У ацтеков считалось, что очищением управляют два главных божества: Тескатлипока , поскольку его считали невидимым и вездесущим, а значит, видящим все; и Тласольтеотль, божество разврата и незаконной любви. [ 10 ] Говорят, что когда человек исповедовался перед Тласольтеотлем, все открылось. Очищение Тласольтеотлем осуществлялось через священника. Получить «милосердие» можно было только один раз в жизни, поэтому эта практика была наиболее распространена среди пожилых людей. [ 12 ]
священником ( тлапоуки Кающийся консультируется со ) и сверяется с 260-дневным ритуальным календарем ( тональпоуалли ), чтобы определить лучший день и время для очищения. В день греха он выслушивал исповеданные грехи, а затем выносил приговор и покаяние, начиная от поста и заканчивая принесением жертвоприношений и ритуальными песнями и танцами, в зависимости от природы и тяжести греха. [ 13 ]
Грязь ест
[ редактировать ]Тлазолтеотль называли «Божеством грязи» ( Tlazōlteōtl ) и «Пожирателем мусора» ( Tlahēlcuāni , «та, которая ест грязь [грех]») из-за ее двойственной природы божества грязи и очищения . Грехи символизировались грязью. Ее поедание грязи символизировало поглощение греха и тем самым очищало его. [ 14 ] [ 15 ] Ее изображали с символами божественных экскрементов цвета охры вокруг рта и носа. [ 15 ] На ацтекском языке слово, обозначающее священное, цин , происходит от слова цинтли , ягодицы, а религиозные ритуалы включают в себя подношения «жидкого золота» (мочи) и золота (науатль теокуитлатль «божественные экскременты», которые Кляйн в шутку перевел на английский язык как «священные экскременты»). дерьмо"). [ 15 ] [ 16 ] Благодаря этому процессу она помогла создать гармонию в сообществах. [ 15 ]
Фестиваль
[ редактировать ]Тлазолтеотль был одним из главных ацтекских божеств, отмечавшихся на фестивале Очпанизтли (что означает «подметание»), который проводился 2–21 сентября в ознаменование сезона сбора урожая. Церемонии, проводимые в этот период, включали ритуальную уборку, подметание и ремонт, а также бросание семян кукурузы, танцы и военные церемонии. [ 17 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В фильме « В поисках утраченного ковчега » вымышленный артефакт « Золотой идол» основан на реальной фигуре родильницы ацтеков в Думбартон-Оукс . Предполагается, что артефакт изображает Тлазолтеотля. [ 18 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Луны символизируют циклическую природу греха и очищения, а животные мотивы служат основанием божества на земле и указывают на плодородие. [ 19 ]
-
Еще один рисунок из Кодекса Борджиа.
-
Уактекская статуя Тласольтеотля из Мексики, 900-1450 гг. н.э. ( Британский музей , идентификатор: Am,+.7001 )
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Таунсенд (2000) , с. 115
- ^ Сустель (1961) , стр. 104, 199
- ^ Перейти обратно: а б Саагуна (1982) , книга 1, с. 23
- ^ Перейти обратно: а б Салливан (1982) , стр. 12.
- ^ Салливан (1982) [ необходимы страницы ]
- ^ де Саагун (1982) , стр. 101-1. 8–9
- ^ Перейти обратно: а б МакГрегор, Нил (2011). История мира в 100 объектах (первое американское издание). Нью-Йорк: Викинг Пресс . п. 445. ИСБН 978-0-670-02270-0 .
- ^ Миллер и Таубе (1997) , с. 168
- ^ Саагуна (1982) , с. 8
- ^ Перейти обратно: а б Сустель (1961) , с. 199
- ^ Перейти обратно: а б Сустель (1961) , с. 193
- ^ Саагуна (1982) , с. 11
- ^ де Саагун (1982) , стр. 101-1. 10–11
- ^ Салливан (1982) , стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гонсалес, Патрисия (2012). Красная медицина: традиционные обряды рождения и исцеления коренных народов . стр. 98–99. ISBN 9780816599714 .
Кляйн переосмысливает символы цвета охры, встречающиеся вокруг рта и носа на некоторых изображениях Тласольтеотля, а также нарисованные для обозначения материи, исходящей из ягодиц — от обозначения «грязи» до «божественных экскрементов». Она отмечает, что тлазолли , интерпретируемый многими учеными как коренное слово Тлазолтеотль, — это не просто экскременты или что-то старое или использованное. Точно так же слово «почтенный» — цин , которое происходит от цинтли — ягодицы. Моча как «жидкое золото» и приношения экскрементов являются примерами «божественных экскрементов» или, как игриво пишет Кляйн, «Святого дерьма».
- ^ Кляйн, Сесилия Ф. (1993). «Теокуитлатль, «Божественные экскременты»: значение «святого дерьма» в Древней Мексике» . Художественный журнал . 52 (3): 20–27.
- ^ Таунсенд (2000) , с. 221
- ^ «Тлазолтеотль (фото кумира из Думбартон-Оукса)» . Хранитель . Гардиан Ньюс энд Медиа Лимитед. 2009 . Проверено 20 июля 2009 г.
- ^ Таунсенд (2000) , с. 115
Ссылки
[ редактировать ]- Сустель, Дж. (1961). Повседневная жизнь ацтеков . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- Миллер, Мэри; Таубе, Карл (1997). Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя . Темза и Гудзон.
- де Саагун, Бернардино (1982) [1545]. Флорентийский кодекс: История вещей Новой Испании . Монографии школы американских исследований. Перевод Андерсона, Артура Дж.О.; Диббл, Чарльз. Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты.
- Таунсенд, РФ (2000). Ацтеки (пересмотренная ред.). Лондон: Темза и Гудзон.
- Салливан, Т. (1982). «Тласольтеотль-Икскуина: Великая прядильщика и ткачиха». В Буне, Элизабет Хилл (ред.). Искусство и иконография поздней постклассической Мексики: конференция в Думбартон-Оксе, 22 и 23 октября 1977 года . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. стр. 7–37. ISBN 9780884021100 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Тласольтеотлем , на Викискладе?