Чантико

В религии ацтеков Чантико ( «та, что обитает в доме») — божество, царствующее над огнем в семейном очаге. Она прервала пост, съев паприку с жареной рыбой превратила ее в . Тонакатекутли собаку , и в наказание Она была связана с городом Сочимилько, камнерезами, а также воинским искусством. Шантико был описан в различных доколумбовых и колониальных кодексах.
Варианты именования
[ редактировать ]Тексты информаторов Бернардино де Саагуна подтверждают, что имя Чантико означает «та, которая живет в доме» или «та, кто приходит, чтобы построить дом». [ 1 ] Говорят, что Чантико также называли Кваксолотлем («Двуглавый») , поскольку мужское ацтекское божество, царствующее над огнем, носит имя Ксолотль . [ 2 ] Чантико также называли Чиконауи. [ 3 ] Альтернативные варианты написания Chantico включают Cantico. [ 4 ] Чантико также была известна под своим календарным именем Чикунауи Ицкуинтли (Девять собак). По словам переводчика Педро де Риоса, Чантико была также известна как «Леди стручкового перца» и «желтая женщина». Чантико была известна камнерезам как Папалоксауаль (Рисунок бабочки) и Тлаппапало («Она из красной бабочки»). [ 2 ]
Повествование происхождения
[ редактировать ]Согласно Ватиканскому кодексу А , также известному как Кодекс Риос , Тонакатекутли превратил ее в собаку , когда она нарушила пост во время религиозного праздника, поедая жареную рыбу и паприку , в результате чего она получила прозвище «Девять собак». Те, кто родился в девятый день восемнадцатой тресены , которой правил Чантико, столкнулись с несчастьем, поскольку этот день был связан с колдунами, которые, как говорят, превращались в множество животных. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Ученый Эдуард Селер пришел к выводу, что на момент написания Саагуна Чантико находился в основном в городе Сочимилько. во многом благодаря проживавшему там многочисленному населению камнерезов , известных как тлатек . Он основывал свой вывод на решении Саагуна упомянуть календарное имя Чантико при перечислении божеств, которые были особенно важны для тлатека. [ 2 ] [ 5 ]
Согласно текстам информаторов Бернардино де Саагуна , Чантико поклонялись в храме, известном как Этланман, в котором священники готовили «красные и черные пигменты, сандалии, халат и маленьких морских улиток» для пира Чантико. [ 2 ] Чантико также поклонялись в двадцать девятом здании Темпло Майор . По словам Саагуна, [ 1 ] Согласно Фраю Хуану де Торквемаде , Чантико также поклонялись в храме, построенном Мокиуиксом, правителем Тлателолко, в попытке завоевать Теночтитлан. [ 5 ]
Во времена империи ацтеков Чантико был тесно связан с вооруженными силами. Согласно записям инквизиции, Монтесума , как сообщается, использовал изображение идола Чантико со съемной ногой, которой можно было колотить землю, чтобы проклясть Эрнана Кортеса продвижение в Империю ацтеков . [ 5 ]
Иконография
[ редактировать ]
В Кодексе Борджиа Чантико изображена с желтым лицом, отмеченным двумя красными линиями, обозначающими ее как богиню огня, и желтым телом. Указанные красные линии расположены примерно на той же высоте, что и черные штрихи на изображении Ксолотля . Ее называют «mujer amarilla» («желтая женщина»). Она изображена сидящей на стуле, под которым лежит фляга, и с украшением на носу, известным как якапапалотль . Она также изображена с рядом маленьких дисков, обвивающих ее голову.

Саагун и его информаторы описывают Чантико, заявляя
«У нее на губах выпуклость из резины, половина лица выкрашена в красный цвет, букет из сушеных трав, золотые украшения для ушей. На спине она несет пучок света. Рубашка с водяными цветами. Ее щит с мозаикой. из орлиных перьев, Она держит в одной руке одежду, оканчивающуюся кончиком, сделанным из перевернутых перьев и украшенным обсидиановыми кончиками. Ее белый килт, ее колокольчики, ее белые сандалии». [ 6 ]
-Бернардино де Саагун, «Ритуалы, жрецы и одежды богов» [ 1 ]
Чантико обычно изображается с маркерами, иллюстрирующими ее связь с воинством. Головной убор Чантико в Кодексе Риос демонстрирует военные атрибуты: корону из шипов ядовитого кактуса , связанную с опасностью и агрессией; гребень из азтакселли , зеленых перьев воина, связывающий ее с войной. На затылке у нее повязка, образующая альт-тлачинолли , или водяной огонь, символ войны и эпидемии. Атл -тлачинолли служит иконографическим маркером Чантико, его можно увидеть в Кодексе Обина Тоналаматля , Кодексе Борбоникус , Кодексе Теллериано Ременсис и Кодексе Риос . [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Его изображают в виде потока голубой воды, переплетенного с красным огнем . В Кодексе Борджиа Чантико изображен с орлиной лапой, покрытой шкурой ягуара, символом Чантико, сидящим на жертвенном блюде с кровью, что намекает на жертвоприношение воина. В Кодексе Борбоникус Чантико изображен с синим украшением на носу, известным как якаксиуитль, которое также носил Ксолотль. [ 2 ] [ 9 ]
Другие иконографические маркеры, связанные с Чантико, включают ицкактли («обсидиановые сандалии») , которые можно увидеть в изображении Чантико в Кодексе Обина Тоналаматля, и изображения солнечного изображения, видимого в золотом кулоне, который можно увидеть в в Кодексе Теллериано Ременсиса . изображении Чантико [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 8 ]
Дебаты
[ редактировать ]Пол
[ редактировать ]Хотя чаще всего ее называют женским божеством, пол Чантико остается неясным в некоторых исторических трудах. Например, в Кодексе Риос представлены неоднозначные местоимения, в которых говорится:
Говорят, что Кантико был первым, кто принес жертву после того, как съел жареную рыбу; и что вследствие самонадеянности принести жертву без поста Тонакатекутли пришел в ярость и произнес против него (нее) проклятие, чтобы он (она) превратился в собаку, которая является животным очень прожорливой природы; и соответственно они назвали его (ее) Девять Псов. Он (она) руководил этими тринадцатью знаками. Говорили, что тот, кто родится в первый знак Воздуха (Ветра), будет к рождению здоровым; но если бы он заболел от болей или рака, то болезнь его была бы неизлечима. Они считали, что тот, кто родился в девятом знаке, будет несчастным, потому что этот знак был посвящен колдунам и некромантам, превращавшимся в образы различных животных. [ 4 ] -Кодекс Риос
В комментарии Кингсборо к Кодексу Теллериано-Ременсис также используются местоимения мужского пола, называя Чантико «повелителем Чили» или «желтой женщиной». [ 3 ] Однако в изображениях Чантико в рукописях Саагуна Чантико изображен в одежде для верхней части тела и белой юбке, которую обычно носят женщины. [ 3 ]
Упоминание в трудах Дюрана
[ редактировать ]Диего Дуран не упоминает божество Чантико по имени, но ссылается на женское божество Сиуакуатль , которое он связывает с Сочимилько. [ 10 ] Эдуард Селер , немецкий антрополог, известный своим обширным исследованием мезоамериканских культур, в своем комментарии к Ватиканскому кодексу B отмечает, что, по его мнению, Дюран перепутал ацтекское божество Сиуакуатль с Чантико из-за близости городов, с которыми они соответственно связаны. . [ 2 ] Однако Х.Б. Николсон , исследователь ацтекской цивилизации, считает такую точку зрения «сомнительной». [ 5 ]
Представительство в Большом Храме
[ редактировать ]Обнаружив колоссальную голову, найденную в Темпло Майор, известную как памятник Койольшауки-Чантико, мезоамериканский ученый Герман Майер дал ей нынешнее название. Эдуард Селер признал, что иконографические элементы, связанные с Чантико, такие как ицкактли («обсидиановые сандалии») и золотой кулон, связанный с солнечным изображением , присутствовали в памятнике Койольшауки-Чантико. Несмотря на такие ассоциации, никакие колониальные источники явно не связывают Чантико с ацтекским божеством Койольшауки . Ученый Х. Б. Николсон утверждает, что Шантико является проявлением Койольшауки и, следовательно, название, данное памятнику, действительно. [ 5 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Чантико (справа) изображен в кодексе науатля Обина Тоналаматля .
-
Чантико, изображенный в Кодексе Борбоникус
-
Чантико представлен в Кодексе Теллериано Ременсиса.
-
Чантико (слева), как показано в Кодексе Феджевари-Майера.
-
Чантико, изображенный в «Обрядах, жрецах и одеждах богов» Саагуна.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Саагун, Бернардино де (1958). Обряды, жрецы и одежды богов . Мексика: Национальный автономный университет Мексики. стр. 149 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Селер, Эдуард (1902). Кодекс Ватикана 3773 . Берлин и Лондон. стр. 54–55, 273–278.
- ^ Jump up to: а б с Ховард, Маршалл (1922). Искусство мозаики из бирюзы в древней Мексике . Нью-Йорк: Музей американских индейцев. стр. 35–36 .
- ^ Jump up to: а б с д фамси. «FAMSI - Джон Пол - Древние книги - Группа Борджиа - Кодекс Риос» . www.famsi.org . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Николсон, Генри. «Памятник мэру Нового Теночтитлана Темпло Койольшауки-Чантико». Индиана 10 (1985): 77–98
- ^ Jump up to: а б с «FAMSI - Библиотека Ростокского университета - Кодекс Теллериано-Ременсис (Луба 1901)» . www.famsi.org . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ «FAMSI - Bibliothéque Du Palais Bourbon - Codex Borbonicus (Loubat 1899)» . www.famsi.org . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «FAMSI - Кодекс Тоналаматль Обена (Луба 1901)» . www.famsi.org . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ «Кодекс Борджиа» . Цифровая библиотека Ватикана .
- ^ Дуран, Диего. Книга богов и обрядов и древнего календаря . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1971. Печать.