Jump to content

Чантико

Чантико в Кодексе Риос

В религии ацтеков Чантико ( «та, что обитает в доме») — божество, царствующее над огнем в семейном очаге. Она прервала пост, съев паприку с жареной рыбой превратила ее в . Тонакатекутли собаку , и в наказание Она была связана с городом Сочимилько, камнерезами, а также воинским искусством. Шантико был описан в различных доколумбовых и колониальных кодексах.

Варианты именования

[ редактировать ]

Тексты информаторов Бернардино де Саагуна подтверждают, что имя Чантико означает «та, которая живет в доме» или «та, кто приходит, чтобы построить дом». [ 1 ] Говорят, что Чантико также называли Кваксолотлем («Двуглавый») , поскольку мужское ацтекское божество, царствующее над огнем, носит имя Ксолотль . [ 2 ] Чантико также называли Чиконауи. [ 3 ] Альтернативные варианты написания Chantico включают Cantico. [ 4 ] Чантико также была известна под своим календарным именем Чикунауи Ицкуинтли (Девять собак). По словам переводчика Педро де Риоса, Чантико была также известна как «Леди стручкового перца» и «желтая женщина». Чантико была известна камнерезам как Папалоксауаль (Рисунок бабочки) и Тлаппапало («Она из красной бабочки»). [ 2 ]

Повествование происхождения

[ редактировать ]

Согласно Ватиканскому кодексу А , также известному как Кодекс Риос , Тонакатекутли превратил ее в собаку , когда она нарушила пост во время религиозного праздника, поедая жареную рыбу и паприку , в результате чего она получила прозвище «Девять собак». Те, кто родился в девятый день восемнадцатой тресены , которой правил Чантико, столкнулись с несчастьем, поскольку этот день был связан с колдунами, которые, как говорят, превращались в множество животных. [ 4 ]

Ученый Эдуард Селер пришел к выводу, что на момент написания Саагуна Чантико находился в основном в городе Сочимилько. во многом благодаря проживавшему там многочисленному населению камнерезов , известных как тлатек . Он основывал свой вывод на решении Саагуна упомянуть календарное имя Чантико при перечислении божеств, которые были особенно важны для тлатека. [ 2 ] [ 5 ]

Согласно текстам информаторов Бернардино де Саагуна , Чантико поклонялись в храме, известном как Этланман, в котором священники готовили «красные и черные пигменты, сандалии, халат и маленьких морских улиток» для пира Чантико. [ 2 ] Чантико также поклонялись в двадцать девятом здании Темпло Майор . По словам Саагуна, [ 1 ] Согласно Фраю Хуану де Торквемаде , Чантико также поклонялись в храме, построенном Мокиуиксом, правителем Тлателолко, в попытке завоевать Теночтитлан. [ 5 ]

Во времена империи ацтеков Чантико был тесно связан с вооруженными силами. Согласно записям инквизиции, Монтесума , как сообщается, использовал изображение идола Чантико со съемной ногой, которой можно было колотить землю, чтобы проклясть Эрнана Кортеса продвижение в Империю ацтеков . [ 5 ]

Иконография

[ редактировать ]
Чантико в Кодексе Борджиа

В Кодексе Борджиа Чантико изображена с желтым лицом, отмеченным двумя красными линиями, обозначающими ее как богиню огня, и желтым телом. Указанные красные линии расположены примерно на той же высоте, что и черные штрихи на изображении Ксолотля . Ее называют «mujer amarilla» («желтая женщина»). Она изображена сидящей на стуле, под которым лежит фляга, и с украшением на носу, известным как якапапалотль . Она также изображена с рядом маленьких дисков, обвивающих ее голову.

Чантико изображен в виде орлиной стопы в Кодексе Борджиа.

Саагун и его информаторы описывают Чантико, заявляя

«У нее на губах выпуклость из резины, половина лица выкрашена в красный цвет, букет из сушеных трав, золотые украшения для ушей. На спине она несет пучок света. Рубашка с водяными цветами. Ее щит с мозаикой. из орлиных перьев, Она держит в одной руке одежду, оканчивающуюся кончиком, сделанным из перевернутых перьев и украшенным обсидиановыми кончиками. Ее белый килт, ее колокольчики, ее белые сандалии». [ 6 ]

-Бернардино де Саагун, «Ритуалы, жрецы и одежды богов» [ 1 ]

Чантико обычно изображается с маркерами, иллюстрирующими ее связь с воинством. Головной убор Чантико в Кодексе Риос демонстрирует военные атрибуты: корону из шипов ядовитого кактуса , связанную с опасностью и агрессией; гребень из азтакселли , зеленых перьев воина, связывающий ее с войной. На затылке у нее повязка, образующая альт-тлачинолли , или водяной огонь, символ войны и эпидемии. Атл -тлачинолли служит иконографическим маркером Чантико, его можно увидеть в Кодексе Обина Тоналаматля , Кодексе Борбоникус , Кодексе Теллериано Ременсис и Кодексе Риос . [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Его изображают в виде потока голубой воды, переплетенного с красным огнем . В Кодексе Борджиа Чантико изображен с орлиной лапой, покрытой шкурой ягуара, символом Чантико, сидящим на жертвенном блюде с кровью, что намекает на жертвоприношение воина. В Кодексе Борбоникус Чантико изображен с синим украшением на носу, известным как якаксиуитль, которое также носил Ксолотль. [ 2 ] [ 9 ]

Другие иконографические маркеры, связанные с Чантико, включают ицкактли («обсидиановые сандалии») , которые можно увидеть в изображении Чантико в Кодексе Обина Тоналаматля, и изображения солнечного изображения, видимого в золотом кулоне, который можно увидеть в в Кодексе Теллериано Ременсиса . изображении Чантико [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 8 ]

Хотя чаще всего ее называют женским божеством, пол Чантико остается неясным в некоторых исторических трудах. Например, в Кодексе Риос представлены неоднозначные местоимения, в которых говорится:

Говорят, что Кантико был первым, кто принес жертву после того, как съел жареную рыбу; и что вследствие самонадеянности принести жертву без поста Тонакатекутли пришел в ярость и произнес против него (нее) проклятие, чтобы он (она) превратился в собаку, которая является животным очень прожорливой природы; и соответственно они назвали его (ее) Девять Псов. Он (она) руководил этими тринадцатью знаками. Говорили, что тот, кто родится в первый знак Воздуха (Ветра), будет к рождению здоровым; но если бы он заболел от болей или рака, то болезнь его была бы неизлечима. Они считали, что тот, кто родился в девятом знаке, будет несчастным, потому что этот знак был посвящен колдунам и некромантам, превращавшимся в образы различных животных. [ 4 ] -Кодекс Риос

В комментарии Кингсборо к Кодексу Теллериано-Ременсис также используются местоимения мужского пола, называя Чантико «повелителем Чили» или «желтой женщиной». [ 3 ] Однако в изображениях Чантико в рукописях Саагуна Чантико изображен в одежде для верхней части тела и белой юбке, которую обычно носят женщины. [ 3 ]

Упоминание в трудах Дюрана

[ редактировать ]

Диего Дуран не упоминает божество Чантико по имени, но ссылается на женское божество Сиуакуатль , которое он связывает с Сочимилько. [ 10 ] Эдуард Селер , немецкий антрополог, известный своим обширным исследованием мезоамериканских культур, в своем комментарии к Ватиканскому кодексу B отмечает, что, по его мнению, Дюран перепутал ацтекское божество Сиуакуатль с Чантико из-за близости городов, с которыми они соответственно связаны. . [ 2 ] Однако Х.Б. Николсон , исследователь ацтекской цивилизации, считает такую ​​точку зрения «сомнительной». [ 5 ]

Представительство в Большом Храме

[ редактировать ]

Обнаружив колоссальную голову, найденную в Темпло Майор, известную как памятник Койольшауки-Чантико, мезоамериканский ученый Герман Майер дал ей нынешнее название. Эдуард Селер признал, что иконографические элементы, связанные с Чантико, такие как ицкактли («обсидиановые сандалии») и золотой кулон, связанный с солнечным изображением , присутствовали в памятнике Койольшауки-Чантико. Несмотря на такие ассоциации, никакие колониальные источники явно не связывают Чантико с ацтекским божеством Койольшауки . Ученый Х. Б. Николсон утверждает, что Шантико является проявлением Койольшауки и, следовательно, название, данное памятнику, действительно. [ 5 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Саагун, Бернардино де (1958). Обряды, жрецы и одежды богов . Мексика: Национальный автономный университет Мексики. стр. 149 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Селер, Эдуард (1902). Кодекс Ватикана 3773 . Берлин и Лондон. стр. 54–55, 273–278.
  3. ^ Jump up to: а б с Ховард, Маршалл (1922). Искусство мозаики из бирюзы в древней Мексике . Нью-Йорк: Музей американских индейцев. стр. 35–36 .
  4. ^ Jump up to: а б с д фамси. «FAMSI - Джон Пол - Древние книги - Группа Борджиа - Кодекс Риос» . www.famsi.org . Проверено 7 октября 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Николсон, Генри. «Памятник мэру Нового Теночтитлана Темпло Койольшауки-Чантико». Индиана 10 (1985): 77–98
  6. ^ Jump up to: а б с «FAMSI - Библиотека Ростокского университета - Кодекс Теллериано-Ременсис (Луба 1901)» . www.famsi.org . Проверено 10 октября 2018 г.
  7. ^ «FAMSI - Bibliothéque Du Palais Bourbon - Codex Borbonicus (Loubat 1899)» . www.famsi.org . Проверено 10 октября 2018 г.
  8. ^ Jump up to: а б «FAMSI - Кодекс Тоналаматль Обена (Луба 1901)» . www.famsi.org . Проверено 10 октября 2018 г.
  9. ^ «Кодекс Борджиа» . Цифровая библиотека Ватикана .
  10. ^ Дуран, Диего. Книга богов и обрядов и древнего календаря . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1971. Печать.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba49ec100215149c7c337aea0f9b7243__1691912580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/43/ba49ec100215149c7c337aea0f9b7243.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chantico - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)