Ацтекская мифология
Ацтекская цивилизация |
---|
Ацтекское общество |
История ацтеков |
Ацтекская мифология — это совокупность или собрание мифов ацтекской цивилизации Центральной Мексики. [1] Ацтеки были группой, говорящей на языке науатль и жившей в центральной Мексике, и большая часть их мифологии аналогична мифологии других мезоамериканских культур. Согласно легенде, различные группы, ставшие ацтеками, прибыли с Севера в долину Анауак вокруг озера Тескоко . Местоположение этой долины и озера, куда они направляются, ясно — это сердце современного Мехико , — но мало что можно с уверенностью знать о происхождении ацтеков. Существуют разные версии их происхождения. В мифе предки мексиканцев/ацтеков пришли из места на севере под названием Ацтлан , последних из семи науатлака (говорящих на науатле племен, от тлака , «человек»), которые совершили путешествие на юг, отсюда и их название «ацтека». ." Другие источники указывают на их происхождение из Чикомостока , «места семи пещер», или из Тамоанчана (легендарного источника всех цивилизаций).
Говорят, что мексиканцев/ацтеков направлял их бог войны-покровитель Уицилопочтли -левша , что означает « Колибри » или «Колибри с Юга». На острове на озере Тескоко они увидели орла , сидящего на нопальном кактусе и держащего в когтях гремучую змею. Это видение исполнило пророчество, в котором говорилось, что они должны найти свой новый дом на этом месте. Ацтеки построили на этом месте свой город Теночтитлан , построив огромный искусственный остров , который сегодня находится в центре Мехико . Это легендарное видение изображено на гербе Мексики .
Миф о сотворении мира
[ редактировать ]Согласно легенде, когда мешики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко , другие группы считали их наименее цивилизованными из всех, но мешики решили учиться... и переняли у других групп все, что могли. люди, особенно из древних тольтеков (которых они, похоже, частично спутали с более древней цивилизацией Теотиуакана ). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры; « Толтекайотль » был синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кецалькоатля с легендарным городом Толланом , который они также отождествляли с более древним Теотиуаканом.
Поскольку ацтеки переняли и объединили несколько традиций со своими более ранними традициями, у них было несколько мифов о сотворении мира . Одно из них, « Пять Солнц », описывает четыре великие эпохи, предшествовавшие нынешнему миру, каждая из которых закончилась катастрофой, и «была названа в зависимости от силы или божественного элемента, который жестоко положил конец каждой из них». [2] Коатликуэ была матерью Центсона Уицнауа («Четыреста южан»), ее сыновей, и Койольшауки , ее дочери. В какой-то момент она нашла комок перьев и поместила его за пояс, забеременев таким образом Уицилопочтли . Другие ее дети заподозрили личность отца и поклялись убить свою мать. Она родила на горе Коатепек, преследуемая своими детьми, но новорожденный Уицилопочтли (родившийся во всеоружии и готовый к бою) победил большинство своих братьев, которые затем стали звездами. Он также убил свою сводную сестру Койольшауки , вырвав ей сердце с помощью Сиукоатля (синей змеи) и бросив ее тело с горы. Говорят, что это вдохновило ацтеков вырывать сердца из своих человеческих жертвоприношений и бросать их тела на стены храма, посвященного Уицилопочтли, который олицетворяет солнце, прогоняющее звезды на рассвете.
Наша эпоха ( Науи-Оллин ), пятая эпоха , или пятое творение, началась в древнем городе Теотиуакан. [ нужна ссылка ] . Согласно мифу, все боги собрались, чтобы принести себя в жертву и создать новую эпоху. Хотя мир и солнце уже были созданы, только благодаря их жертвоприношениям солнце будет приведено в движение, и время (как и история) сможет начаться. Сильнейший и прекраснейший из богов, Текуцистекатль , должен был принести себя в жертву, но когда пришло время самосожжения, он не смог прыгнуть в огонь. Вместо этого Нанауатль , самый маленький и скромный из богов, который также был покрыт нарывами, первым принес себя в жертву и прыгнул в пламя. Солнце пришло в движение вместе с его жертвой, и время началось. Униженный жертвой Нанауатля, Текуцистекатль тоже прыгнул в огонь и стал луной. [3]
Пантеон
[ редактировать ]Мифология |
---|
- Водные божества
- Тлалок , бог дождя, молнии и грома. Он бог плодородия.
- Чалчиутликуэ , богиня проточной воды, озер, рек, морей, ручьев, горизонтальных вод, штормов и крещения.
- Уишточиуатль , богиня соли
- Опочтли , бог рыбной ловли и птицеловов, первооткрыватель гарпуна и сети.
- Атлауа , бог воды, рыбак и лучник.
- Огненные божества
- Шиутекутли , бог огня и времени
- Чантико , богиня домашнего очага (топки) и вулканов
- Ксолотль , бог огня, молнии и смерти, связанный с Венерой как Вечерней звездой (близнецом Кетцалькоатля).
- Божества смерти
- Миктлантекутли , бог мертвых, правитель подземного мира (Миктлан)
- Миктекасиуатль , богиня мертвых, правительница подземного мира (Миктлан)
- Ксолотль , бог молнии, смерти и уродства, связанный с Венерой как Вечерней звездой (близнецом Кетцалькоатля).
- Небесные божества
- Тескатлипока , бог провидения, тьмы и невидимого, повелитель ночи, правитель Севера .
- Шипе-Тотек , бог силы, повелитель времен года и возрождения, правитель Востока .
- Кетцалькоатль , бог жизни, света и мудрости, повелитель ветров и дневного времени, правитель Запада .
- Уицилопочтли , бог войны и жертвоприношений, повелитель солнца и огня, правитель Юга .
- Ксолотль , бог молнии, смерти и огня, связанный с Венерой как Вечерней звездой (близнецом Кетцалькоатля).
- Эхекатль , бог ветра (форма Кетцалькоатля)
- Тлалок , бог дождя, молнии и грома. Он бог плодородия.
- Койольшауки , богиня и лидер Centzonhuitznahua, связанная с Луной.
- Мезтли , богиня луны.
- Тонатиу , бог солнца.
- Нанауацин , бог Солнца. Он принес себя в жертву пылающему огню, и его место занял бог Тонатиу.
- Центзон-мимикскоа , 400 богов северных звезд
- Центцон-уитцнауа , 400 богов южных звезд
- Тлауискальпантекутли , бог утренней звезды ( Венеры )
- Повелители ночи
- Шиутекутли , бог огня и времени
- Тескатлипока , бог провидения, тьмы и невидимого, повелитель ночи, правитель Севера .
- Пильцинтекутли , бог видений, связанный с Меркурием (планета, которая видна незадолго до восхода солнца или сразу после захода солнца) и исцеляющий.
- Центеотль , бог кукурузы
- Миктлантекутли , бог подземного мира (Миктлан)
- Чалчиутликуэ , богиня проточной воды, озер, рек, морей, ручьев, горизонтальных вод, штормов и крещения.
- Тласольтеотль , богиня похоти, похоти и сексуальных проступков.
- Тепейоллотль , бог животных, затемненных пещер, эха и землетрясений. Тепейоллотль — вариант Тескатлипоки, чье имя означает «сердце горы».
- Тлалок , бог дождя, молнии и грома. Он бог плодородия.
- Лорды дня
- Шиутекутли , бог огня и времени
- Тлалтекутли , бог/богиня земли (изменился ландшафт и атмосфера)
- Чалчиутликуэ , богиня проточной воды, озер, рек, ручьев, моря, горизонтальных вод, штормов и крещения.
- Тонатиу , бог Солнца
- Тласольтеотль , богиня похоти, похоти и сексуальных проступков.
- Миктлантекутли , бог подземного мира (Миктлан)
- Миктекасиуатль , богиня подземного мира (Миктлан)
- Центеотль , бог кукурузы
- Тлалок , бог дождя, молнии и грома. Он бог плодородия.
- Кецалькоатль , бог жизни, света и мудрости, повелитель ветров и дня, правитель Запада .
- Тескатлипока , бог провидения, тьмы и невидимого, повелитель ночи, правитель Севера .
- Тлауискальпантекутли , бог зари ( Венера )
- Читлаликуэ , богиня женских звезд Млечного Пути .
- Читлалатонак , бог женских звезд (муж Читлаликуэ)
- Земные божества
- Шипе-Тотек , бог силы, повелитель времен года и возрождения, правитель Востока .
- Тонакатекутли , бог пропитания, связанный с Ометекухтли.
- Тонакациуатль , богиня пропитания, связанная с Омесиуатлем.
- Тлалтекутли , старый бог/богиня земли (изменился ландшафт и атмосфера)
- Чикомекоатль , богиня земледелия, чье имя означает «семь змей».
- Центеотль , бог кукурузы, связанный с Тианквизтли (Плеядами).
- Силонен , богиня нежной кукурузы
- Матроны богинь
- Коатликуэ , богиня плодородия, жизни, смерти и возрождения.
- Чимальма , богиня плодородия, жизни, смерти и возрождения.
- Шочитликуэ , богиня плодородия, жизни, смерти и возрождения.
- Ицпапалотль , богиня-воительница и смерть, обсидиановая бабочка, лидер Цицимиме .
- Точи , богиня здоровья
- Звездные божества
- Центзон-мимикскоа , 400 богов северных звезд
- Центцон-уитцнауа , 400 богов южных звезд
- Читлаликуэ , богиня женских звезд Млечного Пути .
- Читлалатонак , бог женских звезд (муж Читлаликуэ)
- Ицпапалотль , богиня-воительница и смерть, обсидиановая бабочка, лидер Цицимиме .
- Мишкоатль , бог охоты и «бог многих племен», отождествляемый с Млечным Путем, звездами и небом.
- Тлауискальпантекутли , бог утренней звезды ( Венеры )
- Цицимиме , чудовищные божества, связанные со звездами, часто описываемые как « демоны ».
- Ксолотль , бог смерти, связанный с Венерой как Вечерней звездой (близнецом Кетцалькоатля).
См. также
[ редактировать ]- Список ацтекских богов и сверхъестественных существ
- Санта Муэрте , Миктекасиуатля. реинкарнация
- Вонючий труп
- Тринадцать небес
- Мифология майя
- Греческая мифология
Библиография
[ редактировать ]- Кузен Фелисиано Веласкес (1975). Кодекс Чимальпопока. Аналес де Куаутитлан и Лейенда де лос Солес (на испанском языке). Институт исторических исследований. п. 161. ИСБН 968-36-2747-1 .
- Адела Фернандес (1998). Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Редакционная панорама. п. 162. ИСБН 968-38-0306-7 .
- Сесилио Агустин Робело (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Библиотека Порруа. Типография Национального музея археологии, истории и этнологии. п. 851. ИСБН 978-968-432-795-5 .
- Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Редакция Вселенной Мексики. п. 153. ИСБН 968-35-0093-5 .
- Патрисия Тернер и Чарльз Рассел Коултер (2001). Словарь древних божеств . Издательство Оксфордского университета. п. 608. ИСБН 0-19-514504-6 .
- Майкл Джордан (2004). Словарь богов и богинь . Факты в файле. п. 402. ИСБН 0-8160-5923-3 .
- Новотны, Карл Антон (2005). Тлакуилолли: стиль и содержание мексиканских иллюстрированных рукописей с каталогом группы Борджиа . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 402. ИСБН 978-0-8061-3653-0 .
- Франсуа-Мари Бертран (1881). Универсальный, исторический и сравнительный словарь всех религий мира: включая иудаизм, христианство, язычество, сабаизм, магизм, друидизм, брахманизм, буддизм, хамизм, исламизм, фетишизм (на английском языке). Полет. 1, 2, 3, 4. Мило. п. 602.
- Дуглас, Дэвид (2009). Альтлас утраченных культов и мистических религий . Годсфилд Пресс. стр. 34–35.
- Бун, Элизабет Х., изд. (1982). Искусство и иконография позднего постклассического периода Центральной Мексики . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс . ISBN 0-88402-110-6 .
- Бун, Элизабет Хилл (2013). Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-75656-4 .
- Бринтон, Дэниел Г., изд. (1890). «Ригведа Американус» . Библиотека литературы американских аборигенов . Том. VIII. Репродукция проекта Гутенберг . (на английском и языке науатль)
- Леон-Портилья, Мигель (1990) [1963]. Ацтекская мысль и культура . Перевод Дэвиса, Дж. Э. Нормана, Оклахома: Издательство Оклахомского университета. ISBN 0-8061-2295-1 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05068-6 .
- Джеймс Льюис Томас Чалмберс Спенс , Мифы Мексики и Перу: ацтеки, майя и инки , 1913 Мифы Мексики и Перу: ацтеки, майя и инки
- Мигель Леон Портилья, Родная мезоамериканская духовность , Paulist Press, 1980. Родная мезоамериканская духовность: древние мифы, беседы, истории, доктрины, гимны, стихи ацтеков, юкатеков, киче-майя и других священных традиций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кирк, с. 8; «миф», Британская энциклопедия
- ^ Портилья, Мигель Леон (1980). Родная мезоамериканская духовность: древние мифы, беседы, истории, гимны, стихи ацтеков, юкатеков, киче-майя и других священных традиций . Нью-Джерси: Паулист Пресс. п. 40. ИСБН 0-8091-2231-6 .
- ^ Смит, Майкл Э. «Ацтеки». Издательство Блэквелл, 2002.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ригведа Американус» в Project Gutenberg , Дэниел Бринтон (Эд); Сборник некоторых ацтекских мифологических текстов и стихов конца XIX века, представленных в одной рукописной версии кодексов Саагуна XVI века.
- История, культура и религия ацтеков Берналь Диас дель Кастильо , Открытие и завоевание Мексики (тр. А. П. Модсли , 1928, переиздание 1965)
- Портал ацтекской мифологии (на испанском языке)
- «Визуальный путеводитель по ацтекскому пантеону» .