Jump to content

Ацтекская мифология

Миктлантекутли (слева), бог смерти, владыка подземного мира и Кетцалькоатль (справа), бог мудрости, жизни, знаний, утренняя звезда, покровитель ветров и света, владыка Запада . Вместе они символизируют жизнь и смерть.

Ацтекская мифология — это совокупность или собрание мифов ацтекской цивилизации Центральной Мексики. [1] Ацтеки были группой, говорящей на языке науатль и жившей в центральной Мексике, и большая часть их мифологии аналогична мифологии других мезоамериканских культур. Согласно легенде, различные группы, ставшие ацтеками, прибыли с Севера в долину Анауак вокруг озера Тескоко . Местоположение этой долины и озера, куда они направляются, ясно — это сердце современного Мехико , — но мало что можно с уверенностью знать о происхождении ацтеков. Существуют разные версии их происхождения. В мифе предки мексиканцев/ацтеков пришли из места на севере под названием Ацтлан , последних из семи науатлака (говорящих на науатле племен, от тлака , «человек»), которые совершили путешествие на юг, отсюда и их название «ацтека». ." Другие источники указывают на их происхождение из Чикомостока , «места семи пещер», или из Тамоанчана (легендарного источника всех цивилизаций).

Говорят, что мексиканцев/ацтеков направлял их бог войны-покровитель Уицилопочтли -левша , что означает « Колибри » или «Колибри с Юга». На острове на озере Тескоко они увидели орла , сидящего на нопальном кактусе и держащего в когтях гремучую змею. Это видение исполнило пророчество, в котором говорилось, что они должны найти свой новый дом на этом месте. Ацтеки построили на этом месте свой город Теночтитлан , построив огромный искусственный остров , который сегодня находится в центре Мехико . Это легендарное видение изображено на гербе Мексики .

Миф о сотворении мира

[ редактировать ]
Уицилопочтли поднимает небо Юга , одного из четырех направлений света, окруженное соответствующими деревьями, храмами, узорами и символами гаданий.

Согласно легенде, когда мешики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко , другие группы считали их наименее цивилизованными из всех, но мешики решили учиться... и переняли у других групп все, что могли. люди, особенно из древних тольтеков (которых они, похоже, частично спутали с более древней цивилизацией Теотиуакана ). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры; « Толтекайотль » был синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кецалькоатля с легендарным городом Толланом , который они также отождествляли с более древним Теотиуаканом.

Поскольку ацтеки переняли и объединили несколько традиций со своими более ранними традициями, у них было несколько мифов о сотворении мира . Одно из них, « Пять Солнц », описывает четыре великие эпохи, предшествовавшие нынешнему миру, каждая из которых закончилась катастрофой, и «была названа в зависимости от силы или божественного элемента, который жестоко положил конец каждой из них». [2] Коатликуэ была матерью Центсона Уицнауа («Четыреста южан»), ее сыновей, и Койольшауки , ее дочери. В какой-то момент она нашла комок перьев и поместила его за пояс, забеременев таким образом Уицилопочтли . Другие ее дети заподозрили личность отца и поклялись убить свою мать. Она родила на горе Коатепек, преследуемая своими детьми, но новорожденный Уицилопочтли (родившийся во всеоружии и готовый к бою) победил большинство своих братьев, которые затем стали звездами. Он также убил свою сводную сестру Койольшауки , вырвав ей сердце с помощью Сиукоатля (синей змеи) и бросив ее тело с горы. Говорят, что это вдохновило ацтеков вырывать сердца из своих человеческих жертвоприношений и бросать их тела на стены храма, посвященного Уицилопочтли, который олицетворяет солнце, прогоняющее звезды на рассвете.

Наша эпоха ( Науи-Оллин ), пятая эпоха , или пятое творение, началась в древнем городе Теотиуакан. [ нужна ссылка ] . Согласно мифу, все боги собрались, чтобы принести себя в жертву и создать новую эпоху. Хотя мир и солнце уже были созданы, только благодаря их жертвоприношениям солнце будет приведено в движение, и время (как и история) сможет начаться. Сильнейший и прекраснейший из богов, Текуцистекатль , должен был принести себя в жертву, но когда пришло время самосожжения, он не смог прыгнуть в огонь. Вместо этого Нанауатль , самый маленький и скромный из богов, который также был покрыт нарывами, первым принес себя в жертву и прыгнул в пламя. Солнце пришло в движение вместе с его жертвой, и время началось. Униженный жертвой Нанауатля, Текуцистекатль тоже прыгнул в огонь и стал луной. [3]

Воплощенные духи; Тоналлеке (1), Сиуатетео (2).
Модели войны; (1а) Тлалок , (1б) Шиутекутли , (2а) Мишкоатль , (2б) Шипе-Тотек .
Выкройки Торговцев; (1a) Уэуэкойотль , (1b) Сакацонтли , (2a) Якатекутли , (2b) Тлакоцонтли , (3a) Тлазолтеотль и Мецтли , (3b) Тонатиух .

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Кузен Фелисиано Веласкес (1975). Кодекс Чимальпопока. Аналес де Куаутитлан и Лейенда де лос Солес (на испанском языке). Институт исторических исследований. п. 161. ИСБН  968-36-2747-1 .
  • Адела Фернандес (1998). Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Редакционная панорама. п. 162. ИСБН  968-38-0306-7 .
  • Сесилио Агустин Робело (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Библиотека Порруа. Типография Национального музея археологии, истории и этнологии. п. 851. ИСБН  978-968-432-795-5 .
  • Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Редакция Вселенной Мексики. п. 153. ИСБН  968-35-0093-5 .
  • Патрисия Тернер и Чарльз Рассел Коултер (2001). Словарь древних божеств . Издательство Оксфордского университета. п. 608. ИСБН  0-19-514504-6 .
  • Майкл Джордан (2004). Словарь богов и богинь . Факты в файле. п. 402. ИСБН  0-8160-5923-3 .
  • Новотны, Карл Антон (2005). Тлакуилолли: стиль и содержание мексиканских иллюстрированных рукописей с каталогом группы Борджиа . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 402. ИСБН  978-0-8061-3653-0 .
  • Франсуа-Мари Бертран (1881). Универсальный, исторический и сравнительный словарь всех религий мира: включая иудаизм, христианство, язычество, сабаизм, магизм, друидизм, брахманизм, буддизм, хамизм, исламизм, фетишизм (на английском языке). Полет. 1, 2, 3, 4. Мило. п. 602.
  • Дуглас, Дэвид (2009). Альтлас утраченных культов и мистических религий . Годсфилд Пресс. стр. 34–35.
  • Бун, Элизабет Х., изд. (1982). Искусство и иконография позднего постклассического периода Центральной Мексики . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс . ISBN  0-88402-110-6 .
  • Бун, Элизабет Хилл (2013). Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-75656-4 .
  • Бринтон, Дэниел Г., изд. (1890). «Ригведа Американус» . Библиотека литературы американских аборигенов . Том. VIII. Репродукция проекта Гутенберг . (на английском и языке науатль)
  • Леон-Портилья, Мигель (1990) [1963]. Ацтекская мысль и культура . Перевод Дэвиса, Дж. Э. Нормана, Оклахома: Издательство Оклахомского университета. ISBN  0-8061-2295-1 .
  • Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  0-500-05068-6 .
  • Джеймс Льюис Томас Чалмберс Спенс , Мифы Мексики и Перу: ацтеки, майя и инки , 1913 Мифы Мексики и Перу: ацтеки, майя и инки
  • Мигель Леон Портилья, Родная мезоамериканская духовность , Paulist Press, 1980. Родная мезоамериканская духовность: древние мифы, беседы, истории, доктрины, гимны, стихи ацтеков, юкатеков, киче-майя и других священных традиций.
  1. ^ Кирк, с. 8; «миф», Британская энциклопедия
  2. ^ Портилья, Мигель Леон (1980). Родная мезоамериканская духовность: древние мифы, беседы, истории, гимны, стихи ацтеков, юкатеков, киче-майя и других священных традиций . Нью-Джерси: Паулист Пресс. п. 40. ИСБН  0-8091-2231-6 .
  3. ^ Смит, Майкл Э. «Ацтеки». Издательство Блэквелл, 2002.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5355a819e3d3dd8a26a3e1891dce70e__1720332840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/0e/f5355a819e3d3dd8a26a3e1891dce70e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aztec mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)