Псевдомифология

![]() | Эта статья требует внимания эксперта по религии . Конкретная проблема заключается в том, что в этой статье не цитируется достаточно широкий спектр источников, чтобы быть должным образом информативным. ( август 2024 г. ) |
Псевдомифология ( рус . кабинетная мифология или кабинетная мифология , «офисная мифология», буквально «кабинетная мифология») — это мифы и божества, которых нет в подлинной мифологии и фольклоре. [ объяснить ] либо их существование сомнительно или опровергнуто. Его могут создать исследователи, свободно интерпретирующие скудные источники. [2] [3]
Псевдомифологию не следует путать с термином «ложная мифология» в уничижительном значении «ложных убеждений» или «ложных/сфабрикованных историй».
Философ Винсент Декомб утверждает, что «миф – это то, что рассказывается как миф и передается как миф». Поэтому, по его мнению, правильным термином будет «бедная мифология» или «безвкусная мифология», а не «псевдомифология». [4]
Славянская мифология
[ редактировать ]Надежных источников славянской религии не хватает. [5]
большое количество сомнительных славянских божеств Начиная с XVI века и до наших дней описано .
Польские летописцы XVI и XVII веков изобрели множество псевдобожеств по образцам античности. [5]
Беларусь
[ редактировать ]Немало несуществующих божеств и духов придумал Павел Шпилевский (также псевдоним П. Древлянский) в своих трудах о белорусской мифологии; в частности, в его труде «Белорусские народные легенды» (1-я часть: 1846 г., 2-я и 3-я: 1852 г.), где он описал 52 предполагаемых белорусских мифологических персонажа, большинство из них подвергаются сомнению современной наукой. Несмотря на то, что его труды подверглись резкой критике со стороны современников (например, Александра Потебни ), несколько поколений исследователей считали их надежным справочным изданием. Хотя Шпилевский и собирал белорусский фольклор, он щедро добавлял свои собственные интерпретации, не делая различий с аутентичным фольклором. [6] [7] [8] [9]
Германская мифология
[ редактировать ]Несколько псевдобожеств взяты из исследований Якоба Гримма, представленных в его трактате 1835 года «Немецкая мифология» . Это было первое комплексное исследование немецкой мифологии . Позже его методы в изучении мифологии подверглись критике. [10]
Литва
[ редактировать ]Ян Ласицкий в книге «О других сарматов и » лжехристиан богах самагатов, . [11] написано в. 1582 г. и опубликован в 1615 г.) приводит список из 78 божеств и духов . Однако он подвергся критике уже в 19 веке, например, со стороны Антония Юлиана Межиньского , который также поставил под сомнение подлинность мифологии Теодора Нарбутта , который был популярен во время национального пробуждения Литвы. [12] Лишь немногие из божеств Ласицкого сейчас считаются подлинными.
Латвия
[ редактировать ]После отмены крепостного права в Латвии формировалась новая национальная идентичность, и авторы стремились доказать, что культурные традиции балтийцев столь же глубоки, как и традиции других народов. [13] Была надежда, что великий эпос можно будет построить, используя фрагменты, сохранившиеся в фольклоре. Считалось также, что древнюю религию, забытую за 700 лет угнетения, можно восстановить. Однако фольклорных источников оказалось недостаточно для этой задачи. [14] Некоторые пытались реконструировать пантеоны так, чтобы они были такими же впечатляющими, как в греческой мифологии , что привело к тому, что некоторые божества были просто изобретены. [13] Помимо предположения, что божества других балтийских народов тоже должны быть латвийскими, но просто были утеряны со временем, многие новые божества были созданы по образцу греческих и римских божеств. [14] Примером тенденции является эпическая поэма «Лачплесис» Андрея Пумпурса , в которой представлен пантеон латышских и прусских богов, а некоторые из них автор придумал сам. Точно так же в произведениях Юриса Алунана и поэта Микелиса Крогземиса представлены пантеоны вымышленных божеств.
Эстония
[ редактировать ]Айвар Пылдвеэ пишет, что эстонский пантеон начал формироваться в XIX веке, в период национального пробуждения. Старые источники о древних эстонских божествах скудны и неоднозначны, а исследования XIX века не были критическими. Тем не менее, произведения XIX века сформировали современную интерпретацию эстонской мифологии . Поэтому Пылдвее пишет, что здесь применим термин «псевдомифология». [15] В частности, прослеживается, как эстонский бог Ванемуйне был реконструирован эстонскими интеллектуалами из финского Вяйнямёйнена , подлинность которого (по крайней мере, вся мифология вокруг него) также подвергалась сомнению. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Проповедь, «От Пасхи до Остары: новое изобретение языческой богини?»
- ^ Топорков А. Л. Кабинетная мифология // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2002.
- ^ HJ Rose , «Итальянская псевдомифология», В: Справочник греческой мифологии , Routledge.
- Цитата : «Мифолог <...> должен разделить отвращение историка, когда он сознает, что подавляющее большинство из них вовсе не являются подлинными народными туземными преданиями, а сравнительно поздними, искусственными сказками, составленными то ли греками, то ли под властью греков». влияние"
- ^ Винсент Декомб , Предисловие к переводу книги Жака Бувересса « Витгенштейн читает Фрейда» , 1995, ISBN 1400821592 , стр. vii
- ^ Перейти обратно: а б Норберт Райтер, «Мифология древних славян», В кн.: Мифология древних цивилизованных народов. Том 2: Старая Европа , Клетт-Котта, Штутгарт, 1973, ISBN 3-12-909820-8, стр. 163–208.
- ^ Viktor Korbut, "Вечнае змаганне за містыфікацыі" ("An Eternal Fight for Mystifications"), Arche , issue 1 (30), 2004, pp.188-191
- ^ А. Богдан, А. Бразгунов, С. Горанин, Л. Гедимин, Л. Лявшун, В. Чамерицкий (редакторы), Научный редактор: В. Чамерицкий. Антология древнебелорусской литературы: XI - первая половина XVIII века. , Минск, Белорусская наука, 2003.
- ^ Топорков А. О «Белорусских народных преданиях» и их авторе . In: Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора, Moscow, Ладомир, 2002.
- ^ Левкиевская Е. Е. Механизмы создания мифологических фантомов в «Белорусских народных преданиях» П. Древлянского In: Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора, Moscow, Ладомир, 2002.
- ^ Том Шиппи, «Переосмысленная революция: мифография и мифология в девятнадцатом веке», в книге «Ходящие в тени: мифология чудовищ» Джейкоба Гримма , под ред. Тома Шиппи, Тексты и исследования Средневековья и Возрождения, 291/Аризонаские исследования в Средние века и Возрождение, 14 (Темпе, Аризона: Аризонский центр исследований средневековья и Возрождения, 2005), стр. 1–28 (стр. 17–18), со ссылкой на К.-С. Крамер, «Якоб Гримм и его «фольклорные источники»: К вопросу о свидетельствах «обычаев и легенд» для «немецкой мифологии» в германской религиозной истории: источники и проблемы источников , под ред. Генриха Бека, Детлева Эллмерса и. Курт Шир (Берлин: Де Грюйтер, 1992), стр. 588–607.
- ^ De diis Samagitarum... в интернет-архиве
- ^ Антони Юлиан Межиньский , «Ян Ласицки: источник литовской мифологии , Краков, 1870 г. ( рецензия на книгу , на польском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Муктупавелс, Валдис (2005). «Балтийская религия: Новые религиозные движения». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 2 (2-е изд.). Томсон Гейл. стр. 762–767.
- ^ Перейти обратно: а б Курсите, Янина (2005). «Прибалтийская религия: история изучения». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 2 (2-е изд.). Томсон Гейл. стр. 767–771.
- ^ Айвар Пылдвее , «Список Агриколы (1551 г.) и формирование эстонского пантеона» , В: Реформирование текстов, музыки и церковного искусства на Севере раннего Нового времени , стр. 449-474, дои : 10.2307/j.ctt1gsmw8v.20 .
- Цитата : "Здесь уместно использовать термин псевдомифология, поскольку более старые сведения о древних богах и верованиях эстонцев весьма скудны и неоднозначны, а записи XIX века в большинстве случаев некритичны и к тому же слишком запоздали. Большая часть материалов, представляющих эстонскую мифологию, в лучшем случае характеризуется термином «фейклор».
- ^ Айвар Пылдвее, «Рождение Ванемуйне . Дополнения к истории эстонской псевдомифологии» ( аннотация )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зубов Н.И. Научные фантомы славянского Олимпа (Scientific Fantoms of Slavic Olympus), Живая старина. 1995. No. 3. С. 46–48;
- Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М., 1997.
- Николай Михайлов, Трактат о слованских боговых из XVII. стол.: М. Френ(т)зель, Три исторических диссертации об идолах славян , Studia Mythologica Славика 4, 2001, с. 17–24
- Аннотация автора: «В статье рассматривается мифологический трактат лужицкого исследователя Михаила Френцеля (Fren{t}zel) о славянских божествах XVII века. Трактат («три диссертации»), содержащий эклектичное описание славянских и Лужицкие пантеоны – типичный случай так называемой «кабинетной мифологии». Такого рода литература, тем не менее, тоже нуждается в анализе: отчасти как памятник научной мысли, отчасти (хотя и с большой дозой осторожности) как. вторичный источник для реконструкции местной - в данном случае лужицкой - мифологической традиции.}
- Х. Дж. Роуз , Мифология и псевдомифология: Послание президента , 1935 г., дои : 10.1080/0015587X.1935.9718582