Мифология Ханы
Мифология |
---|
Мифология чана — это совокупность историй и верований народа чана о мире, в котором они живут.
Божества и космогония
[ редактировать ]Тихуинем , также пишется как Тихуинем (или ам тихуинем у-гиль ), [ 1 ] — бог Ханаса, которому отец богов поручил миссию по заселению матери-земли, до тех пор невозделываемой, для создания Ханаса и других живых существ, животных и растений. Оно дает им язык, набор социальных правил и обязанность уважать природу и Тихуинема как своего бога. [ 2 ]
Согласно их мифологии, Чанас произошли из мифического места под названием Тимуко (или Тимуху ), расположенного далеко на севере, где в далеком прошлом жили их предки. Оттуда они путешествовали, пока не достигли региона, окружающего реки Парана и Уругвай недалеко от их устьев. [ 3 ]
Мифы создания
[ редактировать ]Мифологическое происхождение животных
[ редактировать ]Adá verá ug atá или пресноводные скаты, согласно легенде Хана, они появились, когда женщина, убившая своих детей, раздавившая их на берегу реки, была наказана богами за свои действия, превратив ее в сплющенную рыбу, когда она оставила своих детей. . [ 4 ]
Амари дул (летающий цветок) или бабочка, согласно легенде, появились после истории о добросердечной девочке из общины Чана, которая заботилась и лечила животных и растения. За это ее прозвали нам надо (ласка). Однажды девочку, которая обычно вместе с сестрами возделывала огород, укусила гадюка. Она, предчувствуя, что умрет, попросила, чтобы ее похоронили вместе с ее цветами, но правила общины не позволяли этого, чтобы защитить мать-землю, а тела умерших детей сначала следует переместить в отдыхающее каноэ, ставят на лесное дерево, чтобы позволить своей душе достичь звезд, а после этого хоронят их тела. Но Тижуинем пожалела ее и заставила цветы из сада девочки превратиться в бабочек, которые летали вокруг ее колыбели и сопровождали ее во время ее перехода. [ 5 ]
Ндини лантек («говорящая птица») или попугай должен был быть ответственным за охрану, но из-за того, что он был очень разговорчивым, он не выполнил свой долг и не позволил противнику атаковать. Поэтому дух-посланник Тихуинема наказал его, превратив в эту птицу. [ 6 ] [ 7 ]
Мифологическое происхождение растений
[ редактировать ]Кору , или коралловое дерево из петушкового шпора, родилось там, где после смерти этого человека был похоронен горбун, героически помогший и защитивший Ханас. [ 8 ]
Мифологические существа
[ редактировать ]Мифический флот рыб
[ редактировать ]Почти каждая рыба считалась частью мифического флота, сражающегося с пираньями, считавшимися злыми из-за своей природы.
- Ichi lantéc или сом Рафаэля — рыба-капитан мифического флота, отличавшаяся силой и броней, с боковой чешуей, которая «разговаривает», когда ее вынимают из воды. [ 9 ]
- Ити назад уту диои или дорадо — помощник капитана-генерала рыбьего флота. [ 10 ]
- Ichí añí или Pimelodus maculatus имеет тот же ранг, что и дорадо, и отличается тем, что «разговаривает» (из-за шума, который издает, когда его вытаскивают из воды) с другими рыбами, давая им инструкции. Его рыбьи кости — его копья войны. [ 9 ]
- Agútꞌó ug atá или yacare caiman , является частью мифического флота рыб в качестве рядового солдата, созданного богом для наказания пираньи. [ 11 ]
- Ichi abaé revá или полосатый прочилод — рыба меньшей важности в командной цепочке мифического флота, поскольку у нее отсутствуют какие-либо наступательные или оборонительные средства. [ 12 ]
Другие существа
[ редактировать ]Тихуи таэ или демон — это злой дух, которого невозможно увидеть на виду, но он может проникнуть в сознание людей, поговорить с ними и убедить их совершить злые дела. [ 2 ]
Нэм или духи умерших людей могли подниматься на небо или оставаться на Земле, чтобы заботиться о живых людях или мучить их. Они появлялись по ночам и могли посылать послания от бога во сны живых людей. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ларраньяга, Дамасо Антонио (1923). «Сборник языка народа хана» (PDF) . Сочинения Д. Дамасо А. Ларраньяги (на испанском языке). III . Монтевидео: Историко-географический институт Уругвая . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хайме и Вьегас Баррос 2013 , с. 96
- ^ Хайме и Вьегас Баррос 2013 , с. 97
- ^ Хайме и Вьегас Баррос 2013 , с. 65
- ^ Джеймс, Блас Вильфредо Омар (15 февраля 2007 г.). "Бабочки " Фонд EcoUrban (на испанском языке). Архивировано из оригинала сентября. 27 Получено 23 июня.
- ^ Jump up to: а б Хайме и Вьегас Баррос 2013 , с. 81
- ^ Отталагано, Флавия В.; Колобиг, Мария де лос Милагрос (2010). «Представления о птицах и кошачьих в рассказах информатора из Чаны: интервью с Бласом Хайме» (PDF) . Журнал Школы антропологии Национального университета Росарио . 16 : 91–102.
- ^ Хайме и Вьегас Баррос 2013 , с. 69
- ^ Jump up to: а б Хайме и Вьегас Баррос 2013 , с. 73
- ^ Хайме и Вьегас Баррос 2013 , стр. 72–73
- ^ Хайме и Вьегас Баррос 2013 , с. 66
- ^ Хайме и Вьегас Баррос 2013 , с. 72
Библиография
[ редактировать ]- Хайме, Блас Вильфредо Омар; Вьегас Баррос, Хосе Педро (2013). Ла-Ленгуа-Чана: культурное наследие Междуречья . Парана: редакция Энтре Риоса. ISBN 978-950-686-039-4 .