Jump to content

Литовская мифология

Литовская мифология ( лит . Lietuvių mitologija ) — мифология литовского многобожия, религия дохристианских литовцев. Как и другие индоевропейцы , древние литовцы поддерживали политеистическую мифологию и религиозную структуру. В дохристианской Литве мифология была частью политеистической религии; после христианизации мифология сохранилась преимущественно в фольклоре, обычаях и праздничных обрядах. Литовская мифология очень близка мифологии других балтийских народов – пруссов , латышей и считается частью балтийской мифологии .

и доказательства Источники

Литва в Mappa mundi Пьетро Весконте , 1321 год. Надпись гласит: Letvini pagani — литовцы-язычники.
Жалтыс и Благодатный огонь изображены в « Хартии Марины » Олауса Магнуса , над надписью LITVANIE PARS.
Старый жертвенный камень в Литве.
Балтийский янтарный диск, 3096-2885 гг. до н.э.

Ранняя литовская религия и обычаи были основаны на устной традиции. Поэтому самые первые записи о литовской мифологии и верованиях сделали путешественники, христианские миссионеры, летописцы и историки. Оригинальная литовская устная традиция частично сохранилась в национальных обрядовых и праздничных песнях и легендах, которые начали записывать в XVIII веке.

Первые сведения о балтийской религии были записаны Геродотом, описывающим Неври (Νευροί). [1] в своей «Истории» и Тацит в своей «Германии» упоминают Эстиев, носивших фигурки кабанов и поклоняющихся Матери богов . Невры были упомянуты римским географом Помпонием Мелой . В 9 веке имеется одно свидетельство о прусских (эстийских) погребальных традициях Вульфстана . В 11 веке Адам Бременский упомянул о пруссаках, живших в Самбии и их священных рощах. Мусульманский географ XII века аль-Идриси в «Книге Роджера» упомянул балтов как поклонников Благодатного огня и их процветающий город Мадсун (Мдсун, Мрсун, Марсуна). [2]

Первый зафиксированный балтийский миф — «Сказание о Совии» — был обнаружен как дополнительный вкладыш в копию «Хронографии» ( Χρονογραφία ) греческого летописца из Антиохии Иоанна Малалы , переписанную в 1262 году в Литве. Это первый зафиксированный балтийский миф, а также первый помещенный среди мифов других народов – греческих, римских и других. В «Сказании о Совии» описывается установление обычая кремации, распространенного среди литовцев и других балтийских народов. имена балтийских богов lt:Андаюса , Перкунаса , lt:Жворуна и бога-кузнеца lt:Телиавелиса . Упоминаются [3] [4]

Когда начались Прусский крестовый поход и Литовский крестовый поход , было зафиксировано больше знаний о верованиях балтов из первых рук, но эти записи были смешаны с пропагандой о «неверных». Одним из первых ценных источников является Кристбургский договор 1249 года между языческими прусскими кланами, представленными папским легатом, и Тевтонскими рыцарями. поклонение Куркасу ( Curche ), богу урожая и зерна, языческим жрецам ( Tulissones vel Ligaschones ), совершавшим на похоронах определенные ритуалы. В нем упоминается [5] [ нужна страница ]

Chronicon terrae Prussiae — главный источник информации о битвах Ордена со старыми пруссаками и литовцами. В нем содержатся упоминания о прусской религии и центре балтийской религии — Ромуве , где живет Криве-Кривайто как могущественный священник, пользовавшийся большим уважением у пруссаков, литовцев и балтов Ливонии.

Ливонская рифмованная летопись , охватывающая период 1180–1343 гг., содержит записи об этическом кодексе литовцев и балтийских народов.

Описания мира [6] написанное анонимным автором в середине 13 века. Автор был гостем на коронации литовского короля Миндаугаса . Автор также упоминает, что литовцы, ятвягцы и нальсенцы довольно легко приняли христианство, поскольку их монахини в детстве обычно были христианками, но христианство в Жемайтии вводилось только мечом.

Die Littauischen Wegeberichte ( Описания литовских маршрутов ) представляет собой сборник из 100 маршрутов в западное Великое княжество Литовское, подготовленный Тевтонскими рыцарями и их шпионами в 1384–1402 годах. Содержит описания и упоминания литовских святых рощ и жертвенных мест — алкасов .

Ипатьевский кодекс, написанный в 1425 году, упоминает литовских богов и обычаи.

Симон Грунау был автором «Preussische Chronik» , написанного где-то между 1517 и 1529 годами. Он стал основным источником для исследования прусской мифологии и одним из главных источников для исследователей и реконструкторов литовской мифологии. Это был первый источник, описывающий флаг Вайдевутис. Однако в книге содержалось немало сомнительных идей. [ который? ]

Французский богослов и кардинал Римско-католической церкви Пьер д'Айи упоминает Солнце ( Сауле ) как одного из самых важных литовских богов, которое омолаживает мир как свой дух. Как и римляне, литовцы целиком посвящают воскресенье Солнцу. Хотя они поклоняются Солнцу, у них нет храмов. Астрономия литовцев основана на лунном календаре. [7]

Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини, который позже стал Папой Пием II , в разделе «Европа» своей книги «Historia rerum ubique gestarum » цитировал Иеронима Пражского , который засвидетельствовал, что литовцы поклонялись Солнцу и железному молоту, который использовался для освобождения Солнца от башня. Он упомянул также о христианских миссионерах, вырубающих священные рощи и дубы, которые литовцы считали жилищами богов. [8]

Ян Ласицкий создал De diis Samagitarum caeterorumque Sarmatarum et falsorum Christianorum О богах самагитов, других сарматов и лжехристиан» ) - написано ок. 1582 г. и опубликован в 1615 г., хотя в нем есть некоторые важные факты, он также содержит много неточностей, так как он не знал литовского языка и опирался на рассказы других. Список литовских богов, предоставленный Яном Ласицким, до сих пор считается важным и представляющим интерес для литовской мифологии. На его работы опирались более поздние исследователи Теодор Нарбутт , Симонас Даукантас и Йонас Басанавичюс .

Маттеус Преториус в своем двухтомнике Deliciae Prussicae oder Preussische Schaubühne , написанном в 1690 году, собрал факты о прусских и литовских ритуалах. Он идеализировал культуру пруссаков, считал ее принадлежащей культуре античного мира.

Судовская книга представляла собой анонимный труд об обычаях, религии и повседневной жизни пруссов из Самбии ( Сембы ) . Рукопись была написана на немецком языке в 16 веке. Книга включала список прусских богов, отсортированный в целом по убыванию от неба к земле и подземному миру, и была важным источником для реконструкции балтийской и литовской мифологии.

Дополнительные источники [ править ]

Помезанская статутная книга 1340 года , самый ранний засвидетельствованный документ обычного права балтов, а также труды Дитриха Нигеймского ( «Хроника» ) и Себастьяна Мюнстера ( «Космография» ).

Сборники литовских песен, записанные Людвикасом Резой , Антанасом Юшкой и многими другими в XIX веке и позже, в том числе мифологические и обрядовые песни. Например, записанная Л. Резой песня « Mėnuo saulužę vedė» («Луна вышла замуж за Солнце») отражает верования, которые, по словам Л. Резы, были еще живы на момент записи. [9]

Фольклорные сборники, в частности, Мечисловаса Давайниса-Сильвестрайтиса (собрал около 700 жемайтийских сказок и сказок ( сакмес )) и Йонаса Басанавичюса (собрал сотни песен, сказок, мелодий и загадок).

История стипендии [ править ]

Мария Гимбутас

Сохранившиеся сведения о балтийской мифологии в целом разрознены. Как и в большинстве древних индоевропейских культур (например, в Греции и Индии), первоначальный основной способ передачи важной информации, такой как мифы, истории и обычаи, был устным , а ненужный тогда обычай письма был введен позже, в период текстовая культура христианства. Большинство ранних письменных отчетов очень кратки и сделаны иностранцами, обычно христианами, которые не одобряли языческие традиции. Некоторые ученые считают некоторые тексты неточными недоразумениями или даже выдумками. Кроме того, во многих источниках приводится много разных имен и разных написаний, поэтому иногда неясно, относятся ли они к одному и тому же.

Литва стала христианизированной в период с конца 14 по начало 15 века, но литовский политеизм просуществовал еще два столетия, постепенно теряя влияние и целостность как религия. Последние концепции старой религии сохранились примерно до начала XIX века. Реликвии старой политеистической религии уже были переплетены с песнями, сказками и другими мифическими историями. Постепенно литовские многобожия, обычаи и песни слились с христианской традицией. В начале 20 века Михал Пий Ремер отмечал: «Литовская фольклорная культура, имеющая свои истоки в язычестве, находится в полном согласии с христианством». [10]

В 1883 году Эдмунд Векенштедт опубликовал книгу Die Mythen, Sagen und Legenden der Zamaiten (Lithuanians) (англ.: Мифы, саги и легенды жемайтийцев (литовцев) ). [11]

Реконструировать литовскую мифологию в ее полной форме непросто. Литовская мифология не была статичной, а постоянно развивалась, поэтому не оставалась в той же форме на протяжении длительного времени.

Я. Длугош пытался исследовать мифы и религию древних литовцев. Он считал ее близкой к древней культуре Рима. Почти все авторы эпохи Возрождения — Я. Длугош, М. Стрыйковский, Я. Ласицкий, М. Преториус и другие — опирались не только на предшествующих авторов и летописцев, но включали и факты и свидетельства своего времени. [12] Поскольку ученые эпохи Возрождения были достаточно хорошо осведомлены о культуре античного мира, на их интерпретацию литовской религии повлияли римская или греческая культуры.

Многие ученые предпочитали писать собственные реконструкции литовской мифологии, опираясь также на исторические, археологические и этнографические данные. Первую такую ​​реконструкцию написал литовский историк Теодор Нарбут в начале XIX века.

Интерес к балтийской и литовской мифологии рос вместе с интересом к литовскому языку среди индоевропеистов , поскольку консервативные и коренные балтийские народы сохранили весьма архаичные язык и культурные традиции. [13] [14]

Итальянский лингвист Витторе Пизани наряду с исследованием балтийских языков изучал литовскую мифологию.Две известные попытки реконструкции были предприняты совсем недавно Марией Гимбутас и Альгирдасом Жюльеном Греймасом . По мнению Г. Бересенявичюса, полностью реконструировать литовскую мифологию невозможно, поскольку сохранились лишь фрагменты. Мария Гимбутас исследовала литовскую и балтийскую мифологию, используя свой метод - археомифологию , где археологические находки интерпретируются через известную мифологию. Материал, связанный с литовскими заклинаниями, был использован В. Ивановым и В. Топоровым для восстановления индоевропейских мифов. [15]

Самыми современными учеными, исследующими литовскую мифологию во второй половине 20 века, были Норбертас Велиус и Гинтарас Береснявичюс . [12]

Пантеон литовских богов [ править ]

Воображаемое Ромува святилище в Пруссии . Из книги Кристофа Харткноха «Alt- und Neues Preussen» ( «Старая и Новая Пруссия »), 1684 год.
Предполагаемый флаг Вайдевутиса

Пантеон Литвы формировался на протяжении тысячелетий путем слияния доиндоевропейских и индоевропейских традиций. Женские боги, такие как Жемина (богиня земли), относятся к доиндоевропейской традиции. [16] очень выразительный бог грома Перкунас тогда как считается, что произошел из индоевропейской религии . Иерархия богов зависела и от социальных слоев древнелитовского общества. [17]

Диевас , также называемый Диевас сенелис («Бог-старик»), Дангаус Диевас («Бог неба») — верховный бог неба. Оно происходит от протоиндоевропейского * deiwos , «небесный» или «сияющий», от того же корня , что и *Dyēus , реконструированный главный бог протоиндоевропейского пантеона . Оно относится к древнегреческому Зевсу ( Ζευς или Δίας ), латинскому Dius Fidius , [18] Лувиан Тиват , немецкий Тиваз . Имя Диевас используется в христианстве как имя Бога .

Андаюс ( Андаяс , Андояс ) упоминался в летописях как самый могущественный и высший бог литовцев. Литовцы выкрикивали его имя в бою. Возможно, это просто эпитет верховного бога – Диеваса . [19]

Перкунас , бог грома, также синонимично называемый Дундулис , Брузгулис , Диевайтис , Грумутис и др. Он тесно связан с другими богами грома во многих индоевропейских мифологиях: ведийской Парджаньей , кельтским Таранисом , германским Тором , славянским Перуном . Финский и мордовский/эрзийский бог грома по имени Пургинепас выступает в фольклорных темах, напоминающих образы литовского Перкунаса . [20] [21] Перкунас — помощник и исполнитель воли Диеваса. Он также связан с дубом. [22] [23]

Dievo sūneliai («Сыновья Диеваса ») – Ашвеняй , тянущие по небу карету Сауле (Солнца). [24] [25] Подобно греческим Диоскурам Кастору и Поллуксу , это миф о божественных близнецах, общий для индоевропейской мифологии. Два общепризнанных потомка Божественных Близнецов, ведийские Ашвины и литовские Ашвиеняи , являются лингвистическими родственниками, в конечном итоге происходящими от протоиндоевропейского слова, обозначающего лошадь , *h₁éḱwos . Они родственны санскритскому áśva и авестийскому aspā (от индоиранского *aćua ), а также древнелитовскому ašva , все они имеют общее значение « кобыла ». [26] [27]

Велниас ( Велас , Велинас ) — хтонический бог подземного мира , имеющий отношение к культу мертвых. [28] Корень слова тот же, что и в литовском : vėlė («душа умершего»). После принятия христианства его стали приравнивать к злу, а Вельняс стал литовским именем дьявола . В некоторых сказках Вельниас (дьявол) был первым обладателем огня. Бог послал ласточку, которая сумела похитить огонь . [29]

Жемина ( Žemė , Žemelė ) (от литовского : žemė 'земля') — богиня земли . Относится к фракийской Земле ( матери-земле ), греческой Семеле ( Σεμέλη ). [30] Ее обычно считают богиней-матерью и одним из главных литовских богов. Жемина олицетворяет плодородную землю и питает все живое на земле: человека, растения и животные. Говорят, что богиня замужем либо за Перкунасом (богом грома), либо за Праамжиусом (проявлением главного небесного бога Диеваса ). Таким образом, эта пара образовала типичную индоевропейскую пару мать-земля и отец-небо. Считалось, что каждую весну землю нужно пропитать Перкунасом небесным дождём и громом. Перкунас открывает ( атракина ) Землю. До первого грома запрещалось пахать и сеять, так как земля была бы бесплодной. [31]

Жверине ( Žvorūna , Žvorūnė ) – богиня охоты и лесных животных. Медейна — это имя в других источниках. [32]

Медейна – богиня леса и охоты. Исследователи предполагают, что ей и Жверине (Жворуне) могли поклоняться как одной и той же богине. [33]

Жемепатис (от литовского : žemė «земля» и литовского : pàts «самостоятельный человек, принимающий решения, правитель»; или «супруг Земли»). [34] ) – бог земли, урожая, имущества и усадьбы. [35] Мартинас Мажвидас в 1547 году в своем «Катехизисе» призывал отказаться от культа Земли . [36] [37] [38]

Жвайгждикис (Žvaigždystis, Žvaigždukas, Švaistikas) – бог звезд, могущественный бог света, давший свет посевам, траве и животным. он был известен как Свайкстикас (Suaxtix, Swayxtix, Schwayxtix, Schwaytestix) У ятвягов . [39]

Габиджа (также известная как Габиета, Габета, Матергабиджа, Пеленгабиджа) — дух или богиня огня . [40] Она покровительница семейного очага ( шеймос жидинис ) и семьи. Ее имя происходит от литовского языка : гаубти – укрывать, защищать. Никому не разрешалось наступать на дрова, поскольку они считались пищей богини огня. Даже сегодня в Литве на свадьбах существует традиция зажигать новый символический семейный камин от родителей молодоженов. [41]

Лайма (от литовского : lemti – «судьба») или Лайме – богиня, дающая судьбу. [42] [43]

Бангпутис (от литовского : Banga «волна» и литовского : pūsti «дуть») – бог моря, ветра, волн и шторма. [44] Ему поклонялись рыбаки и моряки. [45] [46]

Телиавелис/ Калевелис – бог-кузнец или бог дорог. [47] Впервые упоминается в копии «Хронографии» (Χρονογραφία) Иоанна Малаласа 1262 года как Телиавель . Литовский лингвист Казимирас Буга реконструировал предыдущую форму - Калвелис (от литовского : kalvis 'кузнец' в уменьшительном виде). [48] Телиавелис/Калевелис освободил Сауле (Солнце) из тьмы своим железным молотом.В литовских сказках, записанных гораздо позже, очень часто встречается противопоставление калвиса («кузнец») и велняса («черт»).

Периоды литовской мифологии и религии [ править ]

Городище Шатрия: административный, оборонительный и религиозный центр на севере Жемайтии до его обращения в христианство в 1421 году.

Дохристианская мифология Литвы известна главным образом по достоверным фрагментам, записанным летописцами, и народным песням; существование некоторых мифологических элементов, известных из более поздних источников, подтверждено археологическими находками. Система политеистических верований отражена в литовских сказках, таких как «Юрате и Каститис» , «Эгле-царица змей» и «Миф о Совии» .

Следующий период литовской мифологии начался в 15 веке и продолжался примерно до середины 17 века. Мифы этого периода в основном героические, касающиеся основания Литовского государства. Пожалуй, две самые известные истории — это сон великого князя Гедимина и основание Вильнюса . [49] столица Литвы и долины Швентарагиса , что также касается истории Вильнюса. Многие истории такого рода отражают реальные исторические события. Уже к 16 веку существовал разрозненный пантеон; данные из разных источников не соответствовали друг другу, а местные духи, особенно экономической области, смешивались с более общими богами и поднимались до уровня богов. [50]

Холм Рамбинас , известный своим алтарным камнем, написанным Эдуардасом Гизевиюсом в 1835 году.

Третий период начался с ростом влияния христианства и деятельности иезуитов примерно с конца 16 века. Прежний конфронтационный подход к дохристианскому литовскому наследию среди простых людей был оставлен, и были предприняты попытки использовать народные верования в миссионерской деятельности. Это также привело к включению христианских элементов в мифические истории.

Последний период литовской мифологии начался в XIX веке, когда важность старого культурного наследия была признана не только высшими классами, но и всей нацией в целом. Мифические истории этого периода в основном являются отражением более ранних мифов, которые считаются не правдой, а закодированным опытом прошлого.

Стихии и природа в литовской мифологии [ править ]

Стихии, небесные тела и явления природы [ править ]

Поклонение дубам было связано с культом литовского бога-громовержца Перкунаса.
Идол Сауле , использовавшийся в крестьянских обрядах в начале 20 века из Палуше , Игналинского района.

В рассказах, песнях и легендах такого рода описываются законы природы и такие природные процессы, как смена времен года, их связь друг с другом и с существованием человека. Природу часто описывают с точки зрения человеческой семьи; В одном центральном примере (встречающемся во многих песнях и рассказах) солнце называется матерью, луна — отцом, а звезды — сестрами людей. Литовская мифология богата богами и второстепенными богами воды, неба и земли. Поклонялись священным рощам, особо красивым и самобытным местам – алкам выбирали для жертвоприношений богам.

Огонь [ править ]

Литовцы поклоняются ужу , дубу и священному огню. Из » Олауса Магнуса , Истории « северных народов книга 3, 1555 год.

Огонь очень часто упоминается летописцами при описании литовских обрядов. К литовскому королю Альгирдасу даже обращались как к «огнепоклонному королю Литовскому» (τῷ πυρσολάτρῃ ῥηγὶ τῶν Λιτβῶν) в документах константинопольского патриарха Нила . [51]

Вода [ править ]

Вода считалась первоэлементом – легенды, описывающие сотворение мира, обычно утверждают, что «сначала не было ничего, кроме воды». [52] Источникам поклонялись – их считали святыми. Река рассматривалась как разделяющая области жизни и смерти. Если поселение располагалось у реки, то умерших хоронили на другом берегу реки. Водные источники пользовались большим уважением и было традицией сохранять в чистоте любую воду – родниковую, колодезную, речную, озерную. Чистота ассоциировалась со святостью.

Святые рощи [ править ]

Святые рощи считались не святыми сами по себе, а жилищем богов. [53] Иероним Пражский был ярым миссионером в Литве, руководил вырубкой святых рощ и осквернением литовских священных языческих мест. Литовки дошли до Витаутаса Великого с жалобами, что они теряют свои места Диеваса , места, где они молились верховному богу – Диевасу , чтобы он удержал Солнце или дождь. [54] Теперь, когда священные рощи уничтожены, они не знают, где искать Диеваса, поскольку он потерял свой дом. Иеронима Пражского наконец выслали из страны.

Небесные тела [ править ]

Небесные тела – планеты рассматривались как семья. Менулис ( Луна ) женился на Сауле ( Солнце ), и у них было семь дочерей: Аушрине (Утренняя звезда – Венера ), Вакарине (Вечерняя звезда – Венера), Индрая ( Юпитер ), Вайвора или сын Пажаринис в некоторых версиях ( Меркурий ), Жиздре ( Марс ). ), Селия ( Сатурн ), Жеме ( Земля ). Три дочери жили рядом с матерью Сауле, еще трое путешествовали. [55]

Гржиюлос Ратай (также — Григос Ратай , Перкуно Райтай , Вежимас ) ( Большая Медведица ) представлялся как карета для Солнца, путешествующего по небу, Мажи Гржиюлос Райтай ( Малая Медведица ) — карета для дочери Солнца. [56]

Знаки зодиака или астрологии были известны как освободители Сауле (Солнца) из башни, в которой его запер могущественный король – легенда, записанная Иеронимом Пражским в 14-15 веках. [50] : 226 

Литовские легенды [ править ]

Легенды ( padavimai , sakmės ) — это короткие рассказы, объясняющие местные названия, внешний вид озер и рек, других примечательных мест, таких как курганы или большие камни. [57]

Литовские мифы [ править ]

Наследие [ править ]

Литовская мифология служит постоянным источником вдохновения для литовских художников. множество интерпретаций Эгле – Королевы Змей В поэзии и изобразительном искусстве появилось . В современной литовской музыке были политеистические ритуалы и песни- сутартине источником вдохновения Бронюса Кутавичюса . Детям часто дают старые литовские имена, связанные с природой и мифологией. Многие слегка трансформированные языческие традиции были переняты христианской религией в Литве. Дуб до сих пор считается особым деревом, и к ужам относятся с осторожностью. Старые песни и языческая культура служат вдохновением для рок- и поп-музыкантов. [59]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Мэтьюз, WK (1948). «Балтийское происхождение» . «Ревю этюдов рабов» . 24 : 48–59. дои : 10.3406/slave.1948.1468 . Проверено 23 мая 2020 г.
  2. ^ Сенвайтите, Даля (2005). «Сведения из исторических источников об огне и связанных с ним ритуалах». Огонь по старой литовской традиции. Мифологический спектакль (PDF) (на литовском языке). Университет Витаутаса Великого. Мистер. 7. ISBN  9955-12-072-Х . Проверено 23 мая 2020 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лемешкин 2009 , с. 325.
  4. ^ Уолтер, Филипп (2011). «Archaeologia Baltica 15: Песня Совиюса (1261 г.). Девять селезенок чудесного вепря: индоевропейский подход к литовскому мифу» . academia.edu . Издательство Клайпедского университета. п. 72 . Проверено 6 декабря 2020 г.
  5. ^ Велиус, Норберт (1996). «Источники балтийской религии и мифологии» (PDF) . tautosmenta.lt (на литовском языке) . Проверено 23 мая 2020 г.
  6. ^ «Описания мира» (на литовском языке) . Проверено 22 июня 2020 г.
  7. ^ «Телявелис – солнечный кузнец» (на литовском языке) . Проверено 23 мая 2020 г.
  8. ^ «Пожалгирине Литва глазами Европы» (на литовском языке) . Проверено 23 мая 2020 г.
  9. ^ «Мифологические песни» (на литовском языке) . Проверено 29 мая 2020 г.
  10. ^ Ремер, Миколас (2020). Литва: Исследование возрождения литовской нации (на литовском языке) (2-е изд.). Вильнюс: Флавия. Мистер. 19. ISBN  978-9955-844-04-4 .
  11. ^ Векенштедт, Эдмунд (1883). Мифы, саги и легенды замайцев (на немецком языке). Гейдельберг : К. Винтер . Проверено 6 июня 2021 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Литовская мифология» . vle.lt (на литовском языке) . Проверено 8 июня 2020 г.
  13. ^ Пухвель 2001 , с. 34.
  14. ^ Заров, Роман (2019). «Некоторые аспекты дохристианской балтийской религии» . В Лажуа, Патрис (ред.). Новые исследования по религии и мифологии славян-язычников . Париж: Лингва. стр. 183–219. ISBN  979-10-94441-46-6 .
  15. ^ Завьялова, Мария. «Литовские заклинания» . lkc.lt. ​Проверено 9 ноября 2020 г.
  16. ^ Гимбутас, Мария ; Мириам Роббинс Декстер (1999). Живые богини . Издательство Калифорнийского университета. стр. 199, 208-209. ISBN   0-520-22915-0 .
  17. ^ Роуэлл, Стивен Кристофер (2014). «Политические последствия языческого культа». Восходящая Литва: языческая империя в Центрально-Восточной Европе, 1295–1345 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 118. ИСБН  978-1-107-65876-9 .
  18. ^ Пухвель 2001 , с. 199.
  19. ^ Береснявичюс, Гинтарас. «Андадж» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  20. ^ Yurtov, A. 1883. Obraztsy mordovskoi narodnoi slovesnosti . 2nd ed. Kazan. p 129.
  21. ^ Jakov, O. 1848. O mordvakh, nakhodiashchikhsia v Nizhegorodskom uezde Nizhegorodskoi gubernii . Saint Petersburg. p 59–60.
  22. ^ «Перкунас» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 22 марта 2021 г.
  23. ^ Климка, Либертас (2011). «Мифологизация деревьев в традиционной литовской культуре» (PDF) . Acta humana universitatis Saulensis (на литовском языке). 13 :22–25. ISSN   1822-7309 . Проверено 22 марта 2021 г.
  24. ^ Запад 2007 , с. 189.
  25. ^ Парпола 2015 , с. 109.
  26. ^ Дерксен, Рик (2015). Этимологический словарь балтийской унаследованной лексики . Брилл. п. 65. ИСБН  978-90-04-27898-1 .
  27. ^ Лубоцкий, Александр. « Индоарийский унаследованный лексикон ». Проект Индоевропейского этимологического словаря . Лейденский университет . См. статью áśva- (онлайн-база данных).
  28. ^ «Вельниас» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  29. ^ Скабейките-Казлаускене, Гражина (2013). «Литовский повествовательный фольклор» (PDF) . esparama.lt Каунас: Университет Витаутаса Великого. Мистер. 80.
  30. ^ Дундулене 2018 , с. 111.
  31. ^ Дундулене 2018 , с. 112.
  32. ^ «Жворуне» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  33. ^ «Медейна» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  34. ^ Борисов, Константин Л. (2014). «Неиранское происхождение восточнославянского бога Хурсу/Хорса» [Нейранское происхождение восточнославянского Бога Хрса/Хорса]. В: Studia Mythologica Славика 17 (Октябрь, Словения, стр. 22) . /10.3986/sms.v17i0.1491 .
  35. ^ Донигер, Венди. Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс: Merriam-Webster, Incorporated. 1999. с. 1161. ISBN   0-87779-044-2
  36. ^ «Жемепатис» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 22 марта 2021 г.
  37. ^ Лауринкене, Ниоле (2008). «Литовские имена Богини Земли». В: Фольклорные произведения , XXXVI, стр. 77-78. ISSN   1392-2831
  38. ^ Эккерт, Райнер (1999). «Славянское Балтийское Земное Божество». Studia Mythologica Славика 2 (май/1999). Любляна, Словения. Стр. 214, 217. https://doi.org/10.3986/sms.v2i0.1850 .
  39. ^ Береснявичюс, Гинтарас; Вайткявичене, Дайва. «Свайстики» . mle.lt Проверено 24 марта 2021 г.
  40. ^ «Габия» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  41. ^ Гимбутас, Мария ; Мириам Роббинс Декстер (1999). Живые богини . Издательство Калифорнийского университета. п. 203. ISBN   0-520-22915-0 .
  42. ^ «Лайма» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  43. ^ «Лайме» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  44. ^ «Бангпутыс» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  45. ^ Элертс, Дайниус (2010). «Мифологема Бангпутиса в мировоззрении балтийцев» (PDF) . Хроника работ и событий музейщиков (на литовском языке). 1 . Проверено 24 марта 2021 г.
  46. ^ Тринкунас, Джон; Усайтите, Юргита. «Бангпутис-МЛЭ» . mle.lt Проверено 24 марта 2021 г.
  47. ^ «Телиавелис» . Vle.lt (на литовском языке) . Проверено 24 марта 2021 г.
  48. ^ Греймас, Альгирдас Юлиус (2005). Литовские мифологические исследования (на литовском языке). Белые бантики. Мистер. 388. ИСБН  9955-584-78-5 .
  49. ^ «Легенда об основании Вильнюса» . Архивировано из оригинала 20 октября 2007 года.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Береснявичюс, Гинтарас (2019). Литовская религия и мифология (на литовском языке). Тито Альба. ISBN  978-609-466-419-9 .
  51. ^ Норкус, Зенонас (28 июля 2017 г.). Непровозглашенная империя: Великое княжество Литовское: с точки зрения сравнительной исторической социологии империй (1-е изд.). Рутледж. ISBN  978-1138281547 .
  52. ^ Береснявичюс, Гинтарас. «Литовская религия и мифология» . Medieval.istorija.net . Проверено 9 июня 2020 г.
  53. ^ Вайткявичюс, Викинтас. «Священные рощи балтов: утраченная история и современные исследования» . academia.edu . фольклор.ee . Проверено 8 декабря 2020 г.
  54. ^ Лауринкене, Ниёле (2019). «Посредники между землей и небом». Небо в мифическом мировоззрении балтийцев (на литовском языке). Вильнюс: Институт литовской литературы и фольклора. Мистер. 27. ISBN  978-609-425-262-4 .
  55. ^ «Рай в белых жизнях» . apiebaltus.weebly.com (на литовском языке) . Проверено 6 июня 2020 г.
  56. ^ Давайнис-Сильвестрайтис, Мечисловас (1973). Речи сказок (PDF) (на литовском языке). Вильнюс : Институт литовского языка и литературы. Мистер. 161 . Проверено 6 июня 2021 г.
  57. ^ «Легенды Литвы» . kaunolegenda.lt . Проверено 12 ноября 2020 г. .
  58. ^ Лауринкене, Нийоле. « Миф о небесной свадьбе » [Миф о небесной свадьбе]. В: Народная культура №1. 5 (2018). стр. 25-33.
  59. ^ Стрмиска, Михаил. «Народная музыка, вдохновленная язычеством, язычество, вдохновленное народной музыкой, и новые культурные слияния в Литве и Латвии» . Справочник новых религий и культурного производства : 349 . Проверено 3 декабря 2020 г.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

По мифологии:

О народных сказках:

  • « Девять Братьев : Народная сказка». В: LITUANUS Зима 1961 - Том 7 - № 4. С. 103–104.
  • Каупас, Юлиус. «Интерпретация Девиняброле ». В: LITUANUS Зима 1961 - Том 7 - № 4. С. 105-108.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d17ba3bd8fa76f6e8376e2a2f0647ce2__1717764600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/e2/d17ba3bd8fa76f6e8376e2a2f0647ce2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lithuanian mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)