Миндаугас
Миндаугас | |
---|---|
Король Литвы | |
Царствование | 1253–1263 |
Коронация | 6 июля 1253 г. |
Великий князь Литовский | |
Царствование | 1236–1253 |
Преемник | Трениота |
Рожденный | в. 1203 |
Умер | 12 сентября 1263 г. |
Супруг | Сестра Морты Мертвый |
Проблема еще как минимум 3... | Волк |
Дом | Дом Миндаугаса |
Миндаугас ( нем . Myndowen , латынь : Mindowe , древневосточнославянский : Мендог , латинизированный: Mendog , белорусский : Міндоўг , латинизированный : Mindowh , польский : Mendog ; ок. 1203 – 12 сентября 1263) был первым известным великим князем Литовским и единственный коронованный король Литвы . [1] [2] Мало что известно о его происхождении, молодости и приходе к власти; он упоминается в договоре 1219 года как старший князь, а в 1236 году как предводитель всех литовцев . Современные и современные источники, обсуждающие его восхождение, упоминают стратегические браки, а также изгнание или убийство его соперников. он расширил свои владения на регионы к юго-востоку от Литвы В 1230-х и 1240-х годах . В 1250 или 1251 году, в ходе внутренней борьбы за власть, он был крещен как католик ; это действие позволило ему заключить союз с Ливонским орденом , давним антагонистом литовцев. К 1245 году Миндаугас в некоторых документах уже упоминался как «высший король». [3] Летом 1253 года он был коронован королем. [4] правил между 300 000 и 400 000 подданными и был прозван ливонцами Миндаугасом Разумным . [5] [6]
Хотя десятилетнее правление Миндаугаса на посту короля было отмечено многими достижениями в области государственного строительства, его конфликты с родственниками и другими герцогами продолжались. Западная часть Литвы – Жемайтия – решительно сопротивлялась правлению альянса. Его завоевания на юго-востоке были оспорены татарами . Он разорвал мир с Ливонским орденом в 1261 году, возможно, отрекшись от христианства, и был убит в 1263 году своим племянником Трениотой и другим соперником, князем Даумантасом Псковским . Трое его непосредственных преемников также были убиты. Беспорядки не разрешились до тех пор, пока Трайденис не получил титул великого князя ок. 1270.
Хотя его репутация в последующие столетия была нестабильной, а его потомки не были заметными, он приобрел известность в 19 и 20 веках. Миндаугас был единственным королем Литвы; [7] хотя большинство великих литовских князей, начиная с Ягайлы , также правили как короли Польши , титулы оставались отдельными. Сейчас его обычно считают основателем литовского государства, ему также приписывают остановку продвижения татар к Балтийскому морю, установление международного признания Литвы и поворот ее в сторону западной цивилизации. [7] [8] В 1990-е годы историк Эдвардас Гудавичюс опубликовал исследование, подтверждающее точную дату коронации – 6 июля 1253 года. Сейчас этот день является официальным национальным праздником Литвы – Днем государственности .
Фон
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Современные письменные источники о Миндаугасе очень скудны. Многое, что известно о его правлении, получено из Ливонской рифмованной летописи и Ипатьевской летописи . Обе эти летописи были созданы врагами Литвы и поэтому имеют антилитовскую направленность, особенно Ипатьевская летопись. [9] Они также неполны: в обоих нет дат и мест даже самых важных событий. Например, «Ливонская рифмованная хроника» посвятила коронации Миндовгаса 125 стихотворных строк, но не упомянула ни дату, ни место. [10] Другими важными источниками являются папские буллы о крещении и коронации Миндаугаса. Сами литовцы не представили никаких сохранившихся записей, за исключением ряда актов о даровании земель Ливонского ордена , но их подлинность оспаривается. Из-за отсутствия источников невозможно ответить на некоторые важные вопросы, касающиеся Миндаугаса и его правления. [9]
Семья
[ редактировать ]Поскольку письменных источников, охватывающих ту эпоху, мало, происхождение и генеалогическое древо Миндаугаса окончательно не установлены. Быховецкие хроники , датируемые 16 и 17 веками, были дискредитированы в этом отношении, поскольку они утверждают свое происхождение от Палемонидов , благородной семьи, которая, как говорят, возникла в пределах Римской империи . [11] Год его рождения, иногда указываемый как c. 1200, в других случаях оставлено в виде вопросительного знака. [12] [13] Отец его упоминается в Ливонской рифмованной хронике как могущественный герцог ( ein kunic grôß ), но не назван по имени; более поздние хроники называют его именем Рингольд . [14] [15] Дауспрунгас , упомянутый в тексте договора 1219 года, предположительно был его братом, а сыновья Дауспрунгаса Таутвилас и Гедвидас — его племянниками. Считается, что у него было две сестры: одна замужем за Викинтом , а другая за Даниилом Галичским . Викинтас и его сын Трениота сыграли важную роль в последующей борьбе за власть. У Миндаугаса было по крайней мере две жены, Морта и сестра Морты, имя которой неизвестно, и, возможно, более ранняя жена; ее существование предполагается, потому что двое детей - сын по имени Вайшвилкас и неназванная дочь, вышедшая замуж за Сварна в 1255 году, - уже вели независимую жизнь, когда дети Морты были еще маленькими. Помимо Вайшвилкаса и его сестры, в письменных источниках упоминаются два сына – Руклис и Рупейкис. Последние двое были убиты вместе с Миндаугасом. Информация о его сыновьях ограничена, и историки продолжают обсуждать их количество. Возможно, у него было еще два сына, чьи имена позже были объединены писцами в Руклис и Рупейкис. [14]
Имя
[ редактировать ]В 13 веке Литва имела мало контактов с зарубежными землями. Литовские имена казались неясными и незнакомыми различным летописцам, которые изменяли их, чтобы они больше походили на имена на родном языке. [16] Имя Миндаугаса в исторических текстах зафиксировано в различных искаженных формах: [17] Миндове на латыни ; Миндове, Миндов, Миндаве и Миндо на немецком языке; Мендог, Мондог, Мендох и Миндовг на польском языке ; и Миндовг, Миндог и Миндоу на старославянском языке и другие. [16] [ нужна цитата для проверки ] Поскольку старославянские источники предоставляют больше всего информации о жизни Миндаугаса, лингвисты, реконструирующие его первоначальное литовское имя, сочли их наиболее надежными. Самым популярным старославянским переводом был Миндовг , который довольно легко и естественно реконструируется как Миндаугас или Миндаугис . [16] [ нужна цитата для проверки ] В 1909 году литовский лингвист Казимирас Буга опубликовал исследовательскую работу, подтверждающую наличие суффикса -as , который с тех пор получил широкое признание. Миндаугас — архаичное двусложное литовское имя , употреблявшееся до христианизации Литвы и состоящее из двух компонентов: мин и дауг . [17] Его этимологию можно проследить до «daug menąs» (много мудрости) или «daugio minimas» (много славы). [16]
Прийти к власти
[ редактировать ]В начале 13 века Литвой правили несколько князей и князей, возглавлявших различные вотчины и племена. [18] Их слабо связывали общность религии и традиций, торговля, родство, совместные военные кампании и присутствие пленных из соседних областей. [13] [19] Западные купцы и миссионеры начали добиваться контроля над этой территорией в XII веке, основав город Ригу в Латвии в 1201 году. Их усилия в Литве были временно остановлены поражением в битве при Сауле в 1236 году, но вооруженные христианские ордена продолжали представлять собой угрозу. угроза. [20] Страна также подверглась вторжениям со стороны Монгольской империи . [21]
Договор с Галицко-Волынью , подписанный в 1219 году, обычно считается первым убедительным свидетельством того, что балтийские племена в этом районе объединялись в ответ на эти угрозы. [22] Среди подписантов договора двадцать литовских князей и одна вдовствующая герцогиня; в нем указано, что пятеро из них были старшими и, таким образом, имели преимущество над остальными шестнадцатью. [23] Миндаугас, несмотря на свою молодость, а также его брат Дауспрунгас числятся среди старших герцогов, подразумевая, что они унаследовали их титулы. [24] Ливонская рифмованная летопись описывает его как правителя всей Литвы в 1236 году. [25] [26] Его путь к этому титулу неясен. В русинских хрониках упоминается, что он убил или изгнал нескольких князей, в том числе своих родственников. [8] [22] Историк С.К. Роуэлл описал свой приход к власти как произошедший посредством «знакомых процессов брака, убийств и военных завоеваний». [27] В интерпретации Роуэлла Миндаугас признавал преимущество христианства в привлечении иностранных купцов и военной поддержки со стороны Тевтонского ордена. В результате в 1251 году он был крещен католиком. [27] Обращение было совершено исключительно ради политической выгоды для католической Европы; Известно, что Миндаугас продолжал приносить жертвы своим старым богам после своего «обращения». [28] Чтобы укрепить свою власть, Миндаугас женился на конкурирующих семьях, победил некоторых в битве и сослал остальных своих соперников. [27]
В течение 1230-х и 1240-х годов Миндаугас укрепил и утвердил свою власть в различных балтийских и славянских землях. [14] Война в регионе усилилась; он сражался с немецкими войсками в Курляндии , в то время как монголы разрушили Киев в 1240 году и вошли в Польшу в 1241 году, разгромив две польские армии и сжег Краков . [19] Победа Литвы в битве при Сауле временно стабилизировала северный фронт, но христианские ордена продолжали продвигаться вдоль побережья Балтийского моря, основав город Клайпеда (Мемель). Стесняемый на севере и западе, Миндаугас двинулся на восток и юго-восток, завоевав Новогрудок , Гродно , Волковыск , Полоцкое княжество . [29] [30] но сведений о каких-либо боях за эти города нет. Примерно в 1239 году он назначил своего сына Вайшвилкаса управлять этими территориями, известными тогда как Черная Малороссия . [25] В 1248 году он послал своих племянников Таутвиласа и Эдивидаса , сыновей своего брата Дауспрунгаса, вместе с Викинтом герцогом , жемайтийским , на завоевание Смоленска , но они не увенчались успехом. Его попытки укрепить свое правление в Литве увенчались переменным успехом; в 1249 году разразилась внутренняя война, когда он попытался захватить земли своих племянников и Викинтаса. [25]
Путь к коронации
[ редактировать ]Таутвилас, Эдивидас и Выкинтас образовали мощную коалицию против Миндаугаса вместе с жемайтами Западной Литвы, Ливонским орденом, Даниилом Галицким (зятем Таутвиласа и Эдивидаса) и Василько Волынским . [25] Князьям Галицкой и Волыни удалось получить контроль над Черной Малороссией, подорвав господство Вайшвилкаса. Таутвилас укрепил свои позиции, отправившись в Ригу и приняв крещение у архиепископа. [13] В 1250 году Орден организовал крупный набег через земли Нальшии на владения Миндаугаса в собственно Литве , а также набег на те части Жемайтии, которые еще поддерживали его. [26] Атакованный с севера и юга и столкнувшийся с возможностью волнений в других местах, Миндаугас оказался в крайне затруднительном положении, но сумел использовать конфликты между Ливонским орденом и рижским архиепископом для продвижения своих собственных интересов. Ему удалось подкупить магистра ордена Андреаса фон Штирланда, который все еще злился на Викинтаса за поражение в битве при Сауле в 1236 году, отправив ему «много подарков». [24] [26] [31] В 1250 или 1251 году Миндаугас согласился принять крещение и отказаться от контроля над некоторыми землями в западной Литве в обмен на признание Папой Иннокентием IV королем. Папа приветствовал христианскую Литву как оплот против монгольских угроз; в свою очередь, Миндаугас добивался вмешательства папы в продолжающиеся конфликты Литвы с христианскими орденами. [13] [32] 17 июля 1251 года папа подписал две важные папские буллы . Один приказал епископу Хелмно короновать Миндаугаса королем Литвы, назначить епископа Литвы и построить собор. [33] Другая булла указывала, что новый епископ должен был подчиняться непосредственно Святому Престолу , а не Рижскому архиепископу. [26] Эта автономия была долгожданным событием. [22] Точная дата крещения Миндаугаса неизвестна. [13] Его жена, двое сыновей и члены его двора были крещены; Папа Иннокентий позже писал, что множество подданных Миндовгаса также приняли христианство. [13]
Процесс коронации и создания христианских институтов займет два года. Внутренние конфликты продолжались; Весной или летом 1251 года Таутвилас и его оставшиеся союзники атаковали воинов Миндаугаса и арбалетчиков Ливонского ордена в замке Ворута . Атака не удалась, и силы Таутвиласа отступили, чтобы защитить себя в замке Твиремет (предположительно Тверай в Жемайтии). [34] Викинт умер в 1251 или 1252 году, и Таутвилас был вынужден воссоединиться с Даниилом Галицким . [25]
Королевство Литва
[ редактировать ]Акты Миндаугаса о предоставлении территорий в Ливонский орден [35] | |
---|---|
Дата | Территория |
июль 1253 г. | Части Жемайтии (половина Расейняй , Бетыгала , Арёгала и Лаукува – другая половина отошла к епископу Кристиану в марте 1254 г.) , половина Дайнавы и Надрувы. [36] |
Октябрь 1255 г. | Селония |
1257 | Каршува , Надрува , части Жемайтии |
7 августа 1259 г. | Части Дайнавы, вся Скальва и Жемайтия. |
июнь 1260 г. | Вся Литва (если Миндаугас умер без наследника) |
7 августа 1261 г. | Вся Селония |
Миндаугас и его жена Морта были коронованы летом 1253 года. Епископ Генрих Гейденрайх Кульмский председательствовал на церковных церемониях, а корону вручил Андреас Стирланд. [13] 6 июля теперь отмечается как День государственности (литовский: Valstybės diena ); это официальный праздник в современной Литве. [37] Точная дата коронации неизвестна; стипендия историка Эдвардаса Гудавичюса , обнародовавшего эту точную дату, иногда подвергается сомнению. [38] Место коронации также остается неизвестным.
Относительный мир и стабильность царили около восьми лет. Миндаугас использовал эту возможность, чтобы сконцентрироваться на экспансии на восток, а также на создание и организацию государственных институтов. Он укрепил свое влияние в Черной Малороссии , в Полоцке — крупном торговом центре в бассейне реки Даугавы , и в Пинске . [25] Он также заключил мир с Галицко-Волынским и выдал свою дочь замуж за Сварна , сына Даниила Галицкого, который позже стал великим князем Литовским. отношения Литвы с Западной Европой и Святым Престолом Укрепились . В 1255 году Миндаугас получил от папы Александра IV разрешение короновать своего сына королем Литвы. [26] Были созданы дворянский суд , административная система и дипломатическая служба. [14] Выпускались серебряные длинные монеты – показатель государственности. [14] Он спонсировал строительство собора в Вильнюсе, возможно, на месте сегодняшнего Вильнюсского собора . [39]
Сразу после своей коронации Миндаугас передал Ливонскому ордену некоторые земли – части Жемайтии , Надрувы и Дайнавы – хотя его контроль над этими западными землями был незначителен. [21] [38] Среди историков было много споров о том, передал ли Миндаугас в последующие годы (1255–1261) ордену еще больше земель. Акты могли быть сфальсифицированы приказом; [25] В пользу этого сценария свидетельствует тот факт, что в некоторых документах упоминаются земли, которые фактически не находились под контролем Миндаугаса. [22] а также различными нарушениями в свидетелях и печатях договора. [35]
Миндаугас и его антагонист Даниэль достигли примирения в 1255 году; чернорусские земли перешли к Роману , сыну Даниила. Впоследствии сын Миндаугаса Вайшвилкас принял крещение как приверженец православной веры, стал монахом, а затем основал женский монастырь и монастырь. [14] [40] Антагонизм Таутвиласа временно разрешился, когда он признал превосходство Миндовгаса и получил Полоцк в вотчину . [25] Прямое столкновение с монголами произошло в 1258 или 1259 году, когда Берке-хан послал своего генерала Бурундая бросить вызов литовскому правлению, приказав принять участие Даниилу и другим региональным князьям. Новгородская летопись описывает следующее действие как поражение литовцев, но оно рассматривается и как чистый выигрыш Миндаугаса. [31]
В единственном предложении Ипатьевской летописи упоминается, что Миндовг защищался в Воруте от своих племянников и герцога Викинтаса; два других источника упоминают «его замок». Местоположение Воруты не указано, и это привело к серьезным спекуляциям, а также археологическим исследованиям относительно места его двора. Было предложено как минимум четырнадцать мест, включая Кярнаве и Вильнюс. [41] Продолжающиеся официальные археологические раскопки в Кярнаве начались в 1979 году после обрушения части городища под названием «Городище Трона Миндаугаса». [42] Сейчас в городе проходит крупное празднование Дня государственности . [43]
Убийство и последствия
[ редактировать ]Ливонский орден использовал свой союз с Миндаугасом, чтобы получить контроль над жемайтскими землями. В 1252 году он одобрил строительство Орденом Клайпедского замка . [44] Однако их управление считалось репрессивным. Местные торговцы могли проводить транзакции только через одобренных Орденом посредников; были изменены законы о наследстве; и выбор среди партнеров по браку и места жительства был ограничен. [19] Завязалось несколько решительных сражений. В 1259 году Орден проиграл битву при Скуодасе , а в 1260 году — битву при Дурбе . Первое поражение спровоцировало восстание земгалов , а поражение при Дурбе подтолкнуло пруссаков к Великому прусскому восстанию , которое длилось 14 лет. [14] Воодушевленный этими событиями и своим племянником Трениотой , Миндаугас разорвал мир с Орденом. Выгоды, которые он ожидал от христианизации, оказались незначительными. [20]
Миндаугас, возможно, впоследствии вернулся к язычеству . Его мотивация к обращению часто описывается современными историками как просто стратегическая. [45] [46] Аргументы в пользу его отступничества во многом опираются на два почти одновременных источника: утверждение Папы Иоанна XXII 1324 года о том, что Миндовг вернулся к ошибке, и Галицко-Волынскую хронику . [13] Летописец пишет, что Миндаугас продолжал практиковать язычество, принося жертвы своим богам, сжигая трупы и публично проводя языческие обряды. [47] Историки указывают на возможность предвзятости в этой версии, поскольку Миндаугас воевал с Волынью. [13] [48] Папа Климент IV , с другой стороны, написал в 1268 году «Миндаугаса счастливой памяти» ( clare memorie Mindota ), выразив сожаление по поводу его убийства. [13]
В любом случае литовцы не были готовы принять христианство , и крещение Миндаугаса мало повлияло на дальнейшее развитие событий. [14] Большинство населения и знать оставались язычниками; от его подданных не требовалось обращения. [5] [46] Собор, который он построил в Вильнюсе, был заменен языческим храмом, и все дипломатические достижения, достигнутые после его коронации, были потеряны, хотя к практике христианства и смешанных браков относились хорошо. [14] [20] [32]
Обострились региональные конфликты с Орденом. Александр Невский Новгородский . , Таутвилас и сын Таутвила Константин согласились сформировать коалицию против Миндовга, но их планы не увенчались успехом [13] Трениота стал лидером жемайтийского сопротивления; он повел армию в Цесис (ныне в Латвии), достигнув побережья Эстонии , и сражался с Мазовией (ныне в Польше). Его целью было побудить все завоеванные балтийские племена восстать против христианских порядков и объединиться под руководством Литвы. [13] Его личное влияние росло, пока Миндовг сосредоточивал свои усилия на завоевании русинских земель, отправляя в Брянск большую армию . Трениота и Миндаугас начали преследовать разные приоритеты. [24] В «Рифмованной хронике» упоминается недовольство Миндаугаса тем, что Трениота не создал никаких союзов ни в Латвии, ни в Эстонии; возможно, он предпочел дипломатию. [13] В разгар этих событий умерла его жена Морта , и Миндаугас взял ее сестру в качестве своей новой жены. Единственная проблема заключалась в том, что сестра уже была замужем за Даумантасом . [7] [26] [49] В отместку Даумантас и Трениота осенью 1263 года убили Миндаугаса и двух его сыновей. [22] По позднесредневековой традиции, убийство произошло в Аглоне . [50] Его похоронили вместе со своими лошадьми, согласно традиции предков. [51] После смерти Миндаугаса в Литве начались внутренние беспорядки. Трое его преемников - Трениота, его зять Сварн и его сын Вайшвилкас - были убиты в течение следующих семи лет. Стабильность не возвращалась до правления Трайдениса , назначенного великим герцогом ок. 1270. [27]
Наследие
[ редактировать ]Миндаугас занимал сомнительное положение в литовской историографии вплоть до литовского национального возрождения XIX века. [7] В то время как сторонники язычников презирали его за предательство своей религии, христиане считали его поддержку вялой. [7] Он получил лишь мимолетные упоминания от великого князя Гедимина и вообще не упоминался Витовтом Великим . [7] Его известные семейные отношения заканчиваются на его детях; никакие исторические записи не указывают на какие-либо связи между его потомками и династией Гедиминидов , правившей Литвой и Польшей до 1572 года. [52] Ректор Вильнюсского университета 17 века возложил на него ответственность за проблемы, которые тогда переживало Речь Посполитая («семя внутреннего раздора среди литовцев было посеяно».) [7] Историк ХХ века обвинил его в «разрушении организации литовского государства». [7] Первое академическое исследование его жизни литовского ученого Йонаса Тоторайтиса ( «Литовцы при короле Миндове до 1263 года ») не было опубликовано до 1905 года. [7] В 1990-е годы историк Эдвардас Гудавичюс опубликовал свои выводы. [7] определение даты коронации, которая стала национальным праздником. 750-летие его коронации было отмечено в 2003 году открытием моста Миндаугаса в Вильнюсе, многочисленными фестивалями и концертами, визитами глав других государств. [53] [54] [55] В Беларуси есть легендарная Миндаугаса в » , упомянутая Адамом Мицкевичем в стихотворении 1828 года Конрад Валленрод . Мемориальный камень на холме Миндаугаса был установлен в 1993 году, а металлическая скульптура Миндаугаса - в 2014 году.
Миндаугас является главным героем драмы 1829 года «Миндове » Юлиуша Словацкого , одного из Трех Бардов . [56] [57] Он изображен в нескольких литературных произведениях ХХ века: латышского писателя Мартиньша Зивертса трагедия « Вара » («Власть», 1944), Юстинаса Марцинкявичюса драма-поэма «Миндаугас» (1968), Ромуальдаса Гранаускаса « Жертва быка» («Жертва быка»). Булл, 1975) и Юозас Краликаускас « Миндаугас» (1995). [58] Коронация Миндовга и создание Великого княжества - главная тема белорусского романа Ольги Ипатовой «Копье Альгерда» 2002 года посвященного , 750 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Миндаугас | правитель Литвы» . Британская энциклопедия . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Гудавичюс, Эдвард . «Миндауг » Универсальная литовская энциклопедия . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ Мяги, Марика (2018). В Аустрвегре: Роль Восточной Балтики в общении эпохи викингов через Балтийское море . Издательство «Брилл» . 76 с. ISBN 978-90-04-21665-5.
- ^ Галеотти, Марк (17 января 2023 г.). Тевтонский рыцарь против литовского воина: Литовский крестовый поход 1283–1435 гг . Блумсбери США. п. 78. ИСБН 978-1-4728-5150-5 .
- ^ Перейти обратно: а б О'Коннор, Кевин (2003). История стран Балтии . Издательство Гринвуд . п. 15. ISBN 0-313-32355-0 .
- ^ Салине, Роберта (6 июля 2021 г.). «Где родилась настоящая Литва: она началась там, где мы сегодня даже представить себе не можем?» . 15 минут (на литовском языке) . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дубонис, Артурас (2005). «Запоздалая похвала литовскому королю Миндаугасу» . Книга Миндаугаса: исторические источники о литовском короле . Литовский институт истории . стр. 17-22. ISBN 9986-780-68-3 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б Баранаускас, Томас (2000). «Образование Литовского государства» . Истоки Литовского государства . Борозда. стр. 245–272. ISBN 5-415-01495-0 . Проверено 20 февраля 2009 г.
Волынская летопись дает следующее описание деятельности Миндаугаса: Миндаугас «был князем в земле Литовской, и он убил своих братьев и сыновей своих братьев, а других изгнал из земли и стал единолично править всей Литовской землей. И он начал важничать, наслаждался славой и могуществом и не терпел никакого сопротивления».
- ^ Перейти обратно: а б Ивинский, Зенон (1978). История Литвы до смерти Витаутаса Великого (на литовском языке). Рим: Литовская академия католических наук. стр. 153–154. LCCN 79346776 .
- ^ Ивинскис, Зенон (2008). «Миндауг и его корона. Критические замечания в перспективе семи веков (1253–1953)». В Витаутасе Алишаускласе (ред.). Король Миндаугас (на литовском языке). Эхо. Мистер. 66. ИСБН 978-9955-656-56-2 .
- ^ Йонинас, Игнас (1935). «Быховцева летопись». В Вацловасе Биржишке (ред.). Литовская энциклопедия (на литовском языке). Том. III. Каунас: Фонд прессы. стр. 875-878.
- ^ Стоун, Дэниел (2001). История Центрально-Восточной Европы . Вашингтонский университет Press. п. 3. ISBN 0-295-98093-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сузиеделис, Симас, изд. (1970-1978). «Миндауг». Литовская энциклопедия . Том. III. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. стр. 538–543. LCCN 74-114275 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Киаупа, Зигмант; Юрате Кяупене; Альбинас Кунцявичюс (2000) [1995]. История Литвы до 1795 года (английское изд.). Вильнюс: Литовский институт истории. стр. 43–127. ISBN 9986-810-13-2 .
- ^ Ивинскис, Зенон (1953–1966). «Рингауд». Литовская энциклопедия (на литовском языке). Том. 25. Бостон, Массачусетс: Издательство Литовской энциклопедии. стр. 308–309. LCCN 55020366 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Салис, Антанас (1953–1966). «Миндауг». Литовская энциклопедия (на литовском языке). Том. ХXVIII. Бостон, Массачусетс: Издательство Литовской энциклопедии. стр. 493–495. LCCN 55020366 .
- ^ Перейти обратно: а б Зинкявичюс, Зигма (2007). Название старого Литовского государства (на литовском языке). Вильнюс: Институт издательства науки и энциклопедий . стр. 48-49. ISBN 978-5-420-01606-0 .
- ^ Фрухт, Ричард К. (2005). Восточная Европа: введение в людей, земли и культуру . АВС-КЛИО . п. 169. ИСБН 1-57607-800-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Урбан, Уильям (зима 1975 г.). «Прусско-Литовская граница 1242 года» . Литуан . 4 (21). ISSN 0024-5089 . Проверено 17 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Вардис, Витас Стэнли; Джудит Б. Седайтис (1997). Литва: мятежная нация . Серия Westview о постсоветских республиках. Вествью Пресс . п. 10. ISBN 0-8133-1839-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Бойтар, Эндре (1999). Предисловие к прошлому: Культурная история народов Балтии . Издательство Центральноевропейского университета. п. 179. ИСБН 963-9116-42-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Якштас, Юозас (1969). «Литва в Первой мировой войне». В Альбертасе Герутисе (ред.). Литва: 700 лет . перевод Альгирдаса Будреккиса. Нью-Йорк: Manyland Books. стр. 43–58 . LCCN 75-80057 .
- ^ Роуэлл, Южная Каролина (1995). «Балтийская Европа» . Новая Кембриджская средневековая история, около 1300–1415 гг . Том. VI. Издательство Кембриджского университета. п. 705. ИСБН 0-521-36290-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Киаупа, Зигмантас (2002). «Причины объединения стран Балтии» . Родная история. С 7 по 12 класс (на литовском языке). Вильнюс: Электронное издательство. ISBN 9986-9216-9-4 . Проверено 11 марта 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Правители Литвы (XIII-XVIII вв.): энциклопедический справочник (на литовском языке). Витаутас Спечюнас (составитель). Вильнюс: Институт издательства науки и энциклопедий. 2004. 15-78. ISBN 5-420-01535-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Буткявичене, Бируте; Витаутас Грицюс (июль 2003 г.). «Миндаугас — король Литвы» . Наука и жизнь (на литовском языке). 7 (547). ISSN 0134-3084 . Архивировано из оригинала 23 мая 2007 года . Проверено 17 сентября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роуэлл, Южная Каролина (1994). Восходящая Литва: языческая империя в Центрально-Восточной Европе, 1295–1345 гг . Кембриджские исследования средневековой жизни и мысли: четвертая серия. Издательство Кембриджского университета . стр. 51–52. ISBN 978-0-521-45011-9 .
- ^ Роуэлл, Южная Каролина (1994). Восходящая Литва: языческая империя в Центрально-Восточной Европе, 1295–1345 гг . Кембриджские исследования средневековой жизни и мысли: четвертая серия. Издательство Кембриджского университета . п. 120. ИСБН 978-1-107-65876-9 .
- ^ Дворник, Фрэнсис (1992). Славяне в европейской истории и цивилизации . Университета Рутгерса Издательство . п. 215. ИСБН 0-8135-0799-5 .
- ^ Дубонис, Артурас . «Миф о Новогрудке» . LDKistorija.lt . Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Мейендорф (1981). Византия и возвышение Руси . Издательство Кембриджского университета , перепечатано издательством Св. Владимирской семинарии, 1989. с. 56. ИСБН 978-0-88141-079-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Воше, Андре; Ричард Барри Добсон; Адриан Уолфорд; Майкл Лапидж (2000). Энциклопедия средневековья . Рутледж . п. 855. ИСБН 1-57958-282-6 .
- ^ «История католической церкви в Литве» . Католическая церковь в Литве . Проверено 20 февраля 2009 г.
- ^ Семашка, Альгимантас (2006). Путеводитель по Литве: 1000 мест для посещения для тех, кто хочет лучше узнать свою родину (на литовском языке) (4-е изд.). Вильнюс: Альгимантас. Мистер. 510. ИСБН 9986-509-90-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Ивинский, Зенон (1978). История Литвы до смерти Витаутаса Великого (на литовском языке). Рим: Литовская академия католических наук. стр. 178–179, 186. LCCN 79346776 .
- ^ Гудавичюс, Эдвардас (1998). Миндаугас (на литовском языке). Вильнюс: Зара. стр. 239–240. ISBN 9986-34-020-9 .
- ^ (на литовском языке) Закон о праздниках Литовской Республики , Вестник, 1990, №. 31-757, Сейм . Проверено 17 сентября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Баранаускас, Томас (23 марта 2003 г.). «Проблемы коронации Миндаугаса и Литовского королевства» . Ворута (на литовском языке). 6 (504). ISSN 1392-0677 . Проверено 17 сентября 2006 г.
- ^ Каджакас, Альгиминтас (весна 1990 г.). «История и новейшие археологические исследования Виленского собора» . Литуан . 1 (36). ISSN 0024-5089 .
- ^ Роуэлл, Южная Каролина (1994). Восходящая Литва: языческая империя в Центрально-Восточной Европе, 1295–1345 гг . Кембриджские исследования средневековой жизни и мысли: четвертая серия. Издательство Кембриджского университета . п. 149. ИСБН 978-0-521-45011-9 .
- ^ Забела, Гинтаутас (1995). Литовские деревянные замки (на литовском языке). Вильнюс: Диемедис. Мистер. 175. ИСБН 9986-23-018-7 .
- ^ «Культурная жизнь» . Литовское национальное бюро туризма. Архивировано из оригинала 2 февраля 2009 года . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ «Слово об истории Клайпедского порта» . Дирекция Клайпедского государственного морского порта. Архивировано из оригинала 17 февраля 2009 года . Проверено 24 февраля 2009 г.
- ^ О'Коннор, Кевин (2006). Культура и обычаи стран Балтии . Издательство Гринвуд . п. 42. ИСБН 0-313-32355-0 .
В отличие от неискреннего обращения литовского вождя Миндаугаса в 1251 году, принятие Ягайло христианства, хотя и стратегически важное (это была цена, которую он заплатил за польскую корону), было постоянным.
- ^ Перейти обратно: а б Игнатов, Габриэль (2007). Политика транснациональной идентичности и окружающая среда . Лексингтонские книги. п. 100. ИСБН 978-0-7391-2015-6 .
- ^ Джонс, Пруденс; Найджел Пенник (1997). История языческой Европы . Рутледж . п. 172. ИСБН 0-415-15804-4 .
- ^ Плохий, Сергей (2006). Истоки славянских народов: домодернистские идентичности в России, Украине и Беларуси . Издательство Кембриджского университета . п. 91. ИСБН 0-521-86403-8 .
- ^ Марцинкявичюс, Юстинас (зима 1971 г.). «Честь и страдание, вторая часть драмы-поэмы Миндаугас» . Литуан . 4 (17). ISSN 0024-5089 . Проверено 20 февраля 2009 г.
- ^ Ивинский, Зенон (1978). История Литвы до смерти Витаутаса Великого (на литовском языке). Рим: Литовская академия католических наук. Мистер. 195. LCCN 79346776 .
- ^ Ливен, Анатоль (1993). Балтийская революция . Издательство Йельского университета . п. 47. ИСБН 0-300-06078-5 .
- ^ Никжентайтис, Альвидас (1989). Гедиминас (на литовском языке). Вильнюс: Главная редакция энциклопедий. Мистер. 8. ОСЛК 27471995 .
- ^ «Торжества в честь короля Миндаугаса» (PDF) . Литовско-американское сообщество, Inc. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2009 года . Проверено 24 февраля 2009 г.
- ^ «Президент Польши рад возможности отпраздновать годовщину коронации короля Миндаугаса вместе с народом Литвы» . Президент Литовской Республики . Проверено 24 февраля 2009 г.
- ^ «Сотрудничество Литвы с Эстонией» . МИД Литвы . Проверено 24 февраля 2009 г.
- ^ «Юлиуш Словацкий» . Польский биографический словарь (на польском языке). Том XXXIX/1. 1999. стр. 58–73. Архивировано из оригинала 4 марта 2009 года.
- ^ Шешплаукис, Альфонсас (осень 1970 г.). «Шекспировские черты в литовской литературе» . Литуан . 3 (16). ISSN 0024-5089 . Проверено 15 февраля 2009 г.
- ^ Дундзила, Аудрюс Вилиус (весна 1990 г.). «Король и власть» . Литуан . 1 (36). ISSN 0024-5089 . Проверено 8 февраля 2009 г.