Jump to content

Новгородская Первая летопись

(Перенаправлено из Новгородской летописи )
Новгородская Первая летопись
Первый лист Синодального свитка, датированный XIII–XIV веками.
Оригинальное название Russian : Новгородская первая летопись , romanized Novgorodskaya pervaya letopisʹ
Также известен как НОК
Язык Древневосточнославянский
Рукопись(и)
  • Синодальный свиток
  • Комиссионный свиток
  • Академический свиток

Новгородская Первая , romanized: Novgoródskaya pérvaya létopisʹлетопись IPA: [nəvɡɐˈrot͡skəjə ˈpʲervəjə ˈlʲetəpʲɪsʲ] , [1] обычно сокращается как NPL [1] ) или Новгородская летопись, 1016–1471 гг. [2] — древнейшая из дошедших до нас русских летописей Новгородской республики . Написанное на древнеславянском языке , оно отражает литературную традицию о Киевской Руси, отличную от Первой летописи . Более поздние издания летописи отражают утерянный Нача́льный « Киевский свод » конца XI века, который содержал информацию, отсутствующую в более поздней «Первой летописи» . [3]

Самый ранний из дошедших до нас экземпляров НПЛ — так называемый Синодальный свиток ( Синодальный ), [4] датируется второй половиной XIII в. Впервые напечатанная в 1841 году, она в настоящее время хранится в Государственном Историческом музее . Это самая ранняя известная рукопись крупной древневосточнославянской летописи, предшествовавшая Лаврентьевской рукописи Первой летописи . почти на столетие [5] В XIV веке Синодальный свиток был продолжен монахами Юрьева монастыря в Новгороде . [6] Другие важные копии Новгородской Первой летописи включают Академический свиток ( Академический ) и Комиссионный свиток ( Комиссионный ). [4] ), оба датируются 1440-ми годами, [5] и Толстовский ( Толстовский ) экземпляр. Эта «Младшая редакция» [а] содержит записи от 854 до 1447 года. [1]

Содержание и стиль

[ редактировать ]

Синодальный свиток

[ редактировать ]
Синодальный свиток на выставке в 2012 году в Государственном историческом музее.

Начало Синодального свитка или «старого издания» Новгородской Первой летописи отсутствует. [8] Сохранившийся текст начинается с середины предложения в 1016 году, во время кризиса киевского престолонаследия между Ярославом и Святополком . [9] Утерянное содержимое Синодального свитка до 1016 года неизвестно, и о нем можно только предполагать. [8]

Комиссионный свиток

[ редактировать ]

Археографический комиссионный экземпляр Новгородской Первой летописи , датируемый серединой XV века, содержит вначале две генеалогии и хронологический царственный список русских князей; все три из них начинаются с « Рюрика ». [10] Это резко контрастирует с Ипатьевским кодексом (составленным около 1425 г.), в котором список князей » киевских начинается с « Дира и Аскольда , за ним следуют « Олег », а затем « Игорь », и вообще не упоминать "Рюрика". [10] Точно так же хронология в начале Лаврентьевской летописи (составленная в 1377 г.) не упоминает «Рюрика», а начинает царственный список русских князей с года, когда Олег поселился в Киеве. [б]

Повествовательная часть НПЛ начинается с легендарного происхождения Руси, а ее последние записи относятся к событиям середины 15 века. Описано восшествие на престол новгородских князей, выборы крупных чиновников, таких как тысяцкие и посадники , строительство церквей и монастырей, эпидемии и военные походы. [5]

Академический свиток

[ редактировать ]

Академический ( Академический ) экземпляр НПЛ датируется серединой XV века, попал во владение Василия Татищева и был приобретен в 1737 году Библиотекой Российской академии наук , Санкт-Петербург , где и хранится в настоящее время с регистрационный номер «17.8.36». [12]

Летопись отличается концентрацией на местных событиях, отсутствием стилистических украшений и использованием местного диалекта. [13]

Новгордская Первая летопись (НПЛ), так же, как и Первая летопись (ПВЛ) и Киевская летопись , следует шаблонной практике, в которой правление любого данного князя узаконивается указанием на то, что он «сидел на престоле отца своего» и до этого часто «его дедушка», а иногда «его брат» или «его дядя». [14] Причина этого в том, что если отец человека (или другой близкий родственник мужского пола) не сидел на том же троне, этот человек был изгоем , не имеющим права править. [15]

Параллели с языческими верованиями

[ редактировать ]

Летопись описывает действия волхвов ( волхвов), ставших руководителями восстаний в 1024 и 1071 годах. Историк Игорь Фроянов проанализировал сцену из Новгородской Первой летописи, в которой волхвы рассказывают о сотворении человека. По преданию, под 1071 годом в Новгороде появились два волхва и начали сеять смуту, утверждая, что скоро Днепр потечет вспять и земля перейдет с места на место. [16]

Ян Вышатич спросил: «Как вы думаете, как появился человек?» Волхвы ответили: «Бог искупался в бане и вспотел, вытерся тряпкой и бросил ее с неба на землю; и дьявол создал человека, и Бог вложил в него душу. Поэтому, когда человек умирает, тело уходит в землю, а душа уходит к Богу»

Новгородская летопись [17]

Фроянов первым обратил внимание на сходство текста с мордовско-финской легендой о сотворении человека Богом (Чам-Пас) и чертом (Шайтана). В пересказе Мельникова-Печерского эта легенда звучит так:

Шайтан слепил тело человека из глины, песка и земли; он вышел со свиньей, потом с собакой, потом с гадами. Шайтан хотел создать человека по образу и подобию Чам-Паса. Тогда Шайтан призвал птицу-мышь и приказал ей свить гнездо в одном конце полотенца, которым Чам-Пас вытирается, когда идет в ванну, и разводить там детей: один конец станет тяжелее, и полотенце с гвоздика от неравномерной тяжести упадет на землю. Шайтан поднял упавшее полотенце и вытер им гипс, и человек получил образ и подобие Божие. После этого Шайтан начал оживлять человека, но не смог вселить в него живую душу. Душу в человека вдохнул Чам-Пас. Между Шайтаном и Чам-Пасом шёл долгий спор: кому должен принадлежать человек? Наконец, когда Чам-пасу надоело спорить, он предложил разделить человека, после смерти человека душа должна попасть в рай к Чам-пасу, который ее продул, а тело гниет, разлагается и уходит к Шайтану. .

Сходство легенды со словами волхвов под 1071 годом (предположительно они имели финское происхождение) указывает на то, что мировоззрение волхвов того периода было уже не языческим , а представляло собой симбиоз христианства с народными верованиями. [19]

Текст Новгородской Первой летописи неоднократно использовался и в других новгородских летописях. Оно стало одним из основных источников так называемого Новгородско-Софийского свода , который, в свою очередь, послужил протографом Новгородской Четвертой летописи и Софийской Первой летописи . Новгородско-Софийский Свод вошел в общерусскую летопись XV-XVI веков. Самостоятельно это отразилось в Тверской летописи. [20]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Русский : Новгородская первая летопись младшая редакция , латинизированная : Новгородская первая летопись младшая редакция , букв. «Новгородская Первая летопись в позднейшей редакции». [7]
  2. Согласно хронологии Лаврентьевской летописи , Олег якобы начал княжить как князь в Киеве через 29 лет после того, как византийский император Михаил III . начал княжить [1] он утверждает, что это был 860 год, хотя известно, что этот год неверен, поскольку Михаил III присоединился к нему 21 января 842 года. [11] В повествовательной части Лаврентьевской рукописи также неверно указан 852 год. [11]
  1. ^ Jump up to: а б с д Островский 2018 , стр. 32.
  2. ^ Новгородская летопись, 1016–1471 гг . Королевское историческое общество. 1914.
  3. ^ Творогов, Олег Викторович (1987). Словарь книжников и книжности Древней Руси (in Russian). Наука. pp. 337–343.
  4. ^ Jump up to: а б Димник 2004 , с. 256.
  5. ^ Jump up to: а б с Гиппиус, А. А. (2013). "Новгородская первая летопись". Большая Российская Энциклопедия, том 23 (in Russian). pp. 155–156.
  6. ^ "Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Предисловие к изданию 2000 г.". Полное собрание русских летописей. Том 3 (in Russian). 2000. ISBN  5785901269 . Проверено 29 сентября 2022 г.
  7. ^ Исоахо 2018 , с. 639.
  8. ^ Jump up to: а б Островский 2018 , стр. 36–37.
  9. ^ Synod Scroll (2001). "Новгородская первая летопись старшего извода. В лето 6524 [1016] – 6648 [1140]" . izbornyk.org.ua (in Church Slavic) . Retrieved 16 мая 2023 года .
  10. ^ Jump up to: а б Островский 2018 , стр. 36.
  11. ^ Jump up to: а б Островский 2018 , стр. 44.
  12. ^ Майоров 2018 , с. 325.
  13. ^ Янин, В.Л., ed. (2007). Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь (in Russian). Нестор-История. p. 264. ISBN  978-5981872365 .
  14. ^ Островский 2018 , стр. 34–35.
  15. ^ Островский 2018 , стр. 35.
  16. ^ Игорь Фроянов. «О событиях 1227-1230 годов в Новгороде // Древняя Русь» .
  17. ^ Novgorod first letopis. P.172
  18. ^ Мельников. Очерки Мордовии. Русский. Вестн., вып. 71, 1867, № 9, стр. 229–230. Также: Василий Ключевский . Курс русской истории, часть 1, с. 37
  19. ^ Galkovsky N. M. "Глава IV. Борьба язычества с христианством. Волхвы" [The Struggle of Christianity with the remnants of paganism in Ancient Russia. Vol. 1. Chapter IV- Kharkiv:Епархіальная типографія, 1916.] (in Russian).
  20. ^ Alexey Gippius (2006). "Новгородская владычная летопись XII—XIV вв. и ее авторы (История и структура текста в лингвистическом освещении) // Лингвистическое источниковедение и история русского языка (2004-2005)" [The Novgorod letopis and its authors (History and structure of the text in linguistic coverage) // Linguistic source studies and history of the Russian language (2004-2005)].

Библиография

[ редактировать ]

Интернет-издания

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee5da3b8345e691571e1a97f6f5d5b4f__1721353440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/4f/ee5da3b8345e691571e1a97f6f5d5b4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Novgorod First Chronicle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)