Новгородская Первая летопись
Новгородская Первая летопись | |
---|---|
Оригинальное название | Russian : Новгородская первая летопись , romanized : Novgorodskaya pervaya letopisʹ |
Также известен как | НОК |
Язык | Древневосточнославянский |
Рукопись(и) |
|
Новгородская Первая , romanized: Novgoródskaya pérvaya létopisʹлетопись IPA: [nəvɡɐˈrot͡skəjə ˈpʲervəjə ˈlʲetəpʲɪsʲ] , [1] обычно сокращается как NPL [1] ) или Новгородская летопись, 1016–1471 гг. [2] — древнейшая из дошедших до нас русских летописей Новгородской республики . Написанное на древнеславянском языке , оно отражает литературную традицию о Киевской Руси, отличную от Первой летописи . Более поздние издания летописи отражают утерянный Нача́льный « Киевский свод » конца XI века, который содержал информацию, отсутствующую в более поздней «Первой летописи» . [3]
Самый ранний из дошедших до нас экземпляров НПЛ — так называемый Синодальный свиток ( Синодальный ), [4] датируется второй половиной XIII в. Впервые напечатанная в 1841 году, она в настоящее время хранится в Государственном Историческом музее . Это самая ранняя известная рукопись крупной древневосточнославянской летописи, предшествовавшая Лаврентьевской рукописи Первой летописи . почти на столетие [5] В XIV веке Синодальный свиток был продолжен монахами Юрьева монастыря в Новгороде . [6] Другие важные копии Новгородской Первой летописи включают Академический свиток ( Академический ) и Комиссионный свиток ( Комиссионный ). [4] ), оба датируются 1440-ми годами, [5] и Толстовский ( Толстовский ) экземпляр. Эта «Младшая редакция» [а] содержит записи от 854 до 1447 года. [1]
Содержание и стиль
[ редактировать ]Синодальный свиток
[ редактировать ]Начало Синодального свитка или «старого издания» Новгородской Первой летописи отсутствует. [8] Сохранившийся текст начинается с середины предложения в 1016 году, во время кризиса киевского престолонаследия между Ярославом и Святополком . [9] Утерянное содержимое Синодального свитка до 1016 года неизвестно, и о нем можно только предполагать. [8]
Комиссионный свиток
[ редактировать ]Археографический комиссионный экземпляр Новгородской Первой летописи , датируемый серединой XV века, содержит вначале две генеалогии и хронологический царственный список русских князей; все три из них начинаются с « Рюрика ». [10] Это резко контрастирует с Ипатьевским кодексом (составленным около 1425 г.), в котором список князей » киевских начинается с « Дира и Аскольда , за ним следуют « Олег », а затем « Игорь », и вообще не упоминать "Рюрика". [10] Точно так же хронология в начале Лаврентьевской летописи (составленная в 1377 г.) не упоминает «Рюрика», а начинает царственный список русских князей с года, когда Олег поселился в Киеве. [б]
Повествовательная часть НПЛ начинается с легендарного происхождения Руси, а ее последние записи относятся к событиям середины 15 века. Описано восшествие на престол новгородских князей, выборы крупных чиновников, таких как тысяцкие и посадники , строительство церквей и монастырей, эпидемии и военные походы. [5]
Академический свиток
[ редактировать ]Академический ( Академический ) экземпляр НПЛ датируется серединой XV века, попал во владение Василия Татищева и был приобретен в 1737 году Библиотекой Российской академии наук , Санкт-Петербург , где и хранится в настоящее время с регистрационный номер «17.8.36». [12]
Стиль
[ редактировать ]Летопись отличается концентрацией на местных событиях, отсутствием стилистических украшений и использованием местного диалекта. [13]
Новгордская Первая летопись (НПЛ), так же, как и Первая летопись (ПВЛ) и Киевская летопись , следует шаблонной практике, в которой правление любого данного князя узаконивается указанием на то, что он «сидел на престоле отца своего» и до этого часто «его дедушка», а иногда «его брат» или «его дядя». [14] Причина этого в том, что если отец человека (или другой близкий родственник мужского пола) не сидел на том же троне, этот человек был изгоем , не имеющим права править. [15]
Параллели с языческими верованиями
[ редактировать ]Летопись описывает действия волхвов ( волхвов), ставших руководителями восстаний в 1024 и 1071 годах. Историк Игорь Фроянов проанализировал сцену из Новгородской Первой летописи, в которой волхвы рассказывают о сотворении человека. По преданию, под 1071 годом в Новгороде появились два волхва и начали сеять смуту, утверждая, что скоро Днепр потечет вспять и земля перейдет с места на место. [16]
Ян Вышатич спросил: «Как вы думаете, как появился человек?» Волхвы ответили: «Бог искупался в бане и вспотел, вытерся тряпкой и бросил ее с неба на землю; и дьявол создал человека, и Бог вложил в него душу. Поэтому, когда человек умирает, тело уходит в землю, а душа уходит к Богу»
— Новгородская летопись [17]
Фроянов первым обратил внимание на сходство текста с мордовско-финской легендой о сотворении человека Богом (Чам-Пас) и чертом (Шайтана). В пересказе Мельникова-Печерского эта легенда звучит так:
Шайтан слепил тело человека из глины, песка и земли; он вышел со свиньей, потом с собакой, потом с гадами. Шайтан хотел создать человека по образу и подобию Чам-Паса. Тогда Шайтан призвал птицу-мышь и приказал ей свить гнездо в одном конце полотенца, которым Чам-Пас вытирается, когда идет в ванну, и разводить там детей: один конец станет тяжелее, и полотенце с гвоздика от неравномерной тяжести упадет на землю. Шайтан поднял упавшее полотенце и вытер им гипс, и человек получил образ и подобие Божие. После этого Шайтан начал оживлять человека, но не смог вселить в него живую душу. Душу в человека вдохнул Чам-Пас. Между Шайтаном и Чам-Пасом шёл долгий спор: кому должен принадлежать человек? Наконец, когда Чам-пасу надоело спорить, он предложил разделить человека, после смерти человека душа должна попасть в рай к Чам-пасу, который ее продул, а тело гниет, разлагается и уходит к Шайтану. .
Сходство легенды со словами волхвов под 1071 годом (предположительно они имели финское происхождение) указывает на то, что мировоззрение волхвов того периода было уже не языческим , а представляло собой симбиоз христианства с народными верованиями. [19]
Влияние
[ редактировать ]Текст Новгородской Первой летописи неоднократно использовался и в других новгородских летописях. Оно стало одним из основных источников так называемого Новгородско-Софийского свода , который, в свою очередь, послужил протографом Новгородской Четвертой летописи и Софийской Первой летописи . Новгородско-Софийский Свод вошел в общерусскую летопись XV-XVI веков. Самостоятельно это отразилось в Тверской летописи. [20]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Русский : Новгородская первая летопись младшая редакция , латинизированная : Новгородская первая летопись младшая редакция , букв. «Новгородская Первая летопись в позднейшей редакции». [7]
- ↑ Согласно хронологии Лаврентьевской летописи , Олег якобы начал княжить как князь в Киеве через 29 лет после того, как византийский император Михаил III . начал княжить [1] он утверждает, что это был 860 год, хотя известно, что этот год неверен, поскольку Михаил III присоединился к нему 21 января 842 года. [11] В повествовательной части Лаврентьевской рукописи также неверно указан 852 год. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Островский 2018 , стр. 32.
- ^ Новгородская летопись, 1016–1471 гг . Королевское историческое общество. 1914.
- ^ Творогов, Олег Викторович (1987). Словарь книжников и книжности Древней Руси (in Russian). Наука. pp. 337–343.
- ^ Jump up to: а б Димник 2004 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б с Гиппиус, А. А. (2013). "Новгородская первая летопись". Большая Российская Энциклопедия, том 23 (in Russian). pp. 155–156.
- ^ "Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Предисловие к изданию 2000 г.". Полное собрание русских летописей. Том 3 (in Russian). 2000. ISBN 5785901269 . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ Исоахо 2018 , с. 639.
- ^ Jump up to: а б Островский 2018 , стр. 36–37.
- ^ Synod Scroll (2001). "Новгородская первая летопись старшего извода. В лето 6524 [1016] – 6648 [1140]" . izbornyk.org.ua (in Church Slavic) . Retrieved 16 мая 2023 года .
- ^ Jump up to: а б Островский 2018 , стр. 36.
- ^ Jump up to: а б Островский 2018 , стр. 44.
- ^ Майоров 2018 , с. 325.
- ^ Янин, В.Л., ed. (2007). Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь (in Russian). Нестор-История. p. 264. ISBN 978-5981872365 .
- ^ Островский 2018 , стр. 34–35.
- ^ Островский 2018 , стр. 35.
- ^ Игорь Фроянов. «О событиях 1227-1230 годов в Новгороде // Древняя Русь» .
- ^ Novgorod first letopis. P.172
- ^ Мельников. Очерки Мордовии. Русский. Вестн., вып. 71, 1867, № 9, стр. 229–230. Также: Василий Ключевский . Курс русской истории, часть 1, с. 37
- ^ Galkovsky N. M. "Глава IV. Борьба язычества с христианством. Волхвы" [The Struggle of Christianity with the remnants of paganism in Ancient Russia. Vol. 1. Chapter IV- Kharkiv:Епархіальная типографія, 1916.] (in Russian).
- ^ Alexey Gippius (2006). "Новгородская владычная летопись XII—XIV вв. и ее авторы (История и структура текста в лингвистическом освещении) // Лингвистическое источниковедение и история русского языка (2004-2005)" [The Novgorod letopis and its authors (History and structure of the text in linguistic coverage) // Linguistic source studies and history of the Russian language (2004-2005)].
Библиография
[ редактировать ]Интернет-издания
[ редактировать ]- Мичелл, Роберт; Форбс, Невилл (1914). Новгородская летопись 1016–1471 гг. Перевод с русского Роберта Мичелла и Невилла Форбса, доктора философии. Читатель на русском языке в Оксфордском университете, со вступительным словом К. Рэймонда Бизли и А. А. Шахматова (PDF) . Лондон: Грейс Инн . п. 237 . Проверено 5 апреля 2024 г.
- Сканирование текста в формате PDF в современной орфографии.
- Предисловие и текст (издание 2000 г.)
- Предисловие и текст (издание 1950 г.)
- Изборник (2001). « Новгородская Первая Летопись Младшего Извода». Изборник (на церковнославянском языке) . Проверено 16 мая 2023 г. - оцифрованная версия издания Археографической комиссии середины XV века (или «Младшего издания») Новгородской Первой летописи ( Комиссионный НПЛ).
Литература
[ редактировать ]- Димник, Мартин (январь 2004 г.). «Титул «Великий князь» в Киевской Руси » . Средневековые исследования . 66 : 253–312. дои : 10.1484/J.MS.2.306512 . Проверено 16 мая 2023 г.
- Исоахо, Мари (2018). «Наследие Шахматова и летопись Киевской Руси » . Критика: Исследования по истории России и Евразии . 19 (3). Издательство «Славица»: 637–648. дои : 10.1353/kri.2018.0033 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Майоров, Александр В. (ноябрь 2018 г.). « Я бы пожертвовал собой ради своей Академии и ее славы!» Август Людвиг фон Шлёцер и открытие Ипатьевской летописи » . Русская история . 45 (4). Брилл: 319–340. дои : 10.1163/18763316-04504002 . JSTOR 27072372 . Проверено 19 мая 2023 г.
- Островский, Дональд, изд. (2003). Повесть временных лет: Подстрочная сортировка и парадозис. 3 тома (на русском и английском языках). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Архивировано из оригинала 9 марта 2005 г. Проверено 23 марта 2002 г. (доцент Дэвид Дж. Бирнбаум (Гарвардская библиотека ранней украинской литературы, том 10, части 1–3)) - Это Островский и др., 2003 г. издание включает подстрочную подборку, включающую пять основных свидетелей рукописи , а также новый парадозис («предлагаемое лучшее чтение»).
- Островский, Дональд (2018). «Была ли в Древней Руси династия Рюриковичей?» . Канадско-американские славянские исследования . 52 (1): 30–49. дои : 10.1163/22102396-05201009 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Новгородской Первой летописью, на Викискладе?
- Рукописи XIII века.
- Книги по истории XIII века
- 13 век в России.
- Рукописи XIV века.
- Книги по истории XIV века.
- 14 век в России.
- Рукописи XV века.
- Книги по истории XV века.
- 15 век в России.
- Древневосточные славянские летописи
- Новгородская Республика
- Историография России
- Текстовые свидетели Первой хроники