Pavel Ivanovich Melnikov
Pavel Ivanovich Melnikov | |
---|---|
![]() Портрет Петра Бореля | |
Рожденный | Нижний Новгород, Российская Империя. | 6 ноября 1818 г.
Умер | 13 февраля 1883 г. Нижний Новгород, Российская Империя. | (64 года)
Псевдоним | Андрей Печерский |
Альма-матер | Казанский университет |
Подпись | |
![]() |
Павел Иванович Мельников (псевдоним Андрей Печерский , русский : Па́вел Ива́нович Ме́ников (Андре́й Пече́рский) , 1818 , Нижний Новгород — 1883 ) — русский писатель , наиболее известный своими романами «В лесах» и «На холмах» , в которых описывается уникальная жизнь Заволжья. и использовать его диалекты .
Биография
[ редактировать ]Павел Иванович Мельников родился в Нижнем Новгороде в дворянской семье среднего достатка и детские годы провел в небольшом провинциальном городке Семенове. Детские впечатления, картины Заволжья, простонародного быта оказали сильное влияние на его позднее мировоззрение.
В 1834 году он поступил на филологический факультет Казанского университета , который окончил в 1837 году. Будучи студентом, он увлекся творчеством Александра Пушкина и Николая Гоголя , а также Виссариона Белинского критическими очерками . Мельников уже собирался приступить к академической карьере в университете, когда за какой-то проступок (природа которого остается неизвестной) его выслали в Пермь, чтобы он начал работать там преподавателем истории и статистики. В 1838 году его перевели в Нижний, где он провёл большую часть своей жизни. [1] С подросткового возраста основными интересами Мельникова были экономика и история России. [2]
Как писатель Мельников дебютировал в 1839 году в «Отечественных записках» серией очерков « От Тамбовской губернии до Сибири: Записки путешественника» . Но его первая попытка художественной литературы, рассказ «О том, кем был Эпидор Перфильевич и какие приготовления были сделаны ко дню его рождения», опубликованный в «Литературной газете» в 1840 году, оказался неудачным; критики назвали его плохой имитацией Гоголя. Встревоженный, Мельников перестал писать художественную литературу на следующие 12 лет. [1]
В 1841 году Павел Мельников стал ассоциированным членом Русского археологического общества. В 1840-1850 годах редактировал "Нижегородские правительственные вести" (неофициальный раздел), где часто публиковал собранные им исторические и этнографические материалы. В 1847 году он стал специальным посланником нижегородского губернатора, затем перешёл в российское министерство внутренних дел для курирования вопросов, касающихся Раскола . «Административный Дон Кихот », как было известно, относился к своей миссии с необычайным рвением, что раздражало его старших и создало ему плохую репутацию в городе. Мельников прославился как жестокий разрушитель старообрядческих скитов . и вошёл в фольклор Раскольников Согласно песням и легендам о нем, Мельников продал душу Дьяволу, чтобы получить особый дар «видеть сквозь стены». [1]

Позже, изучив историю Раскола, он изменил свое отношение. В своем специальном «Докладе о текущем положении в Расколе» (1854 г.) Мельников доказывал, что низкий уровень нравственности среди православных церковных виной тому деятелей. После смерти царя Николая I он одним из первых потребовал сохранения веротерпимости в России («Записка о русском Расколе», донесение великому князю Константину , 1857; «Письма о Расколе», 1862). В 1862 году он заявил, что 200 лет гонений на старообрядцев были ненужными и неправильными. [3] Мельников был либералом, призывавшим к реформам и просвещению народа. Он по-прежнему скептически относился к истинным целям революционного движения, но очень уважал Александра Герцена . [1]
По совету своего близкого друга Владимира Даля » рассказ «Красильниковы» Мельников возобновил писательскую деятельность и в 1852 году опубликовал в «Москвитянине . Этот и другие последующие рассказы и повести (которые будут опубликованы в основном в «Русском вестнике ») были направлены против социального и домашнего деспотизма, всепроникающей коррупции и крепостничества . Близкие к естественной школе , они получили высокую оценку со стороны русских радикальных критиков того времени. Николай Чернышевский назвал Мельникова «одним из наших талантливейших рассказчиков» и сравнил его с Салтыковым-Щедриным по «обличительной силе слова». [4] Николай Добролюбов также упомянул Мельникова наряду с Салтыковым-Щедриным как одного из двух самых выдающихся русских сатириков 1850-х годов. [5] В 1858 году сборник рассказов Павла Мельникова был запрещен цензурой. [1]
роман «Гриша» В 1861 году был опубликован ; Будучи более слабым, чем предыдущие, он содержал, тем не менее, интересные старообрядческие образы. Модест Мусоргский увидел в одном из них, Варлааме, сходство с одноименным персонажем Пушкина из «Бориса Годунова» , и объединил их в своей опере «Борис Годунов », используя также песню «Как в городе Казани» из «Гриша ». романа [1]
В 1866 году Мельников вышел в отставку, переехал в Москву и всё своё время посвятил литературе, используя псевдоним Андрей Печерский, в основном сотрудничая с «Русским вестником» . Большая часть этой продукции была мотивирована финансовыми проблемами: его большая семья полагалась на деньги, которые он зарабатывал писательством, как на свой единственный источник дохода. Литературных друзей у него было немного: Алексей Писемский , Аполлон Майков , Константин Бестужев-Рюмин . Он хорошо знал Николая Некрасова , но не любил его. Последние десять лет своей жизни Мельников жил в Нижнем Новгороде, проводя лето в своем имении. [1] В период своего пребывания в Москве Мельников-Печерский написал несколько исторических произведений (в том числе «Княжна Тараканова и княжна Владимирская», 1867) и начал то, что оказалось его выдающимся произведением, дилогию « В лесах » (1871–1874) и «На холмах». (1875–1881). Последние главы последнего он продиктовал жене, будучи неизлечимо больным. [1]
Наследие
[ редактировать ]И « В лесах» , и «На холмах» пользовались огромной популярностью. Павел Третьяков Сам поручил Ивану Крамскому нарисовать автора. Максим Горький назвал « На холмах» «славной поэмой России» и призвал молодых авторов брать уроки у Мельникова-Печерского и Николая Лескова , учась у них «ясности и богатству языка». [6] Два романа Мельникова-Печерского оказали большое влияние на Владимира Короленко и особенно на Павла Бажова . [7] Именно дилогия Мельникова-Печерского вдохновила Михаила Нестерова на создание таких картин, как «В лесу», «На холмах», «Поет соловей» и «За Волгой». Римский-Корсаков писал Оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» во многом под впечатлением романа «В лесах» . [1]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Томас Х. Хойсингтон. «Мельников-Печерский: романтик провинциальной и старообрядческой жизни». Славянское обозрение, Том. 33, № 4 (декабрь 1974 г.), стр. 679–694.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шешунова, С.В. (1990). «Мельников-Печерский, П.И.» Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. Издательство «Просвещение» . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ Полное собрание сочинений Мельникова-Печерского. Том. 12. С. 196.
- ^ Severnaya Pchela . No. 142, 1862.
- ^ Полное собрание сочинений Мельникова-Печерского. Москва, 1948. Том. 4. С. 736
- ^ Полное собрание сочинений Мельникова-Печерского. Москва, 1941. Том. 5. С. 375.
- ^ Полное собрание сочинений Мельникова-Печерского в 30 томах. Москва, 1955. Том. 29. Ч. 2
- ^ Сочинения Мельникова-Печерского в 3-х томах. Том. 3, стр. 287