Старообрядцы
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( март 2023 г. ) |
Старообрядцы | |
---|---|
староверы | |
Аббревиатура | OB |
Тип | Восточно-православный |
Классификация | Независимый восточно-православный |
Ориентация | Русское православие |
Политика | епископальный |
Управление | Belokrinitskaya and Novozybkovskaya hierarchies (Popovtsy) |
Структура | Независимые советы (Безпоповцы) |
Popovtsy | |
Bezpopovtsy |
|
Область | 15 или 20 стран |
Язык | Русский, Церковнославянский |
Литургия | Византийский обряд (русская модификация) |
Основатель | Антиреформаторские инакомыслящие |
Источник | 1652/1658–1685 Царство России |
Отдельно от | Русская Православная Церковь |
Другое имя (а) | Старые ритуалисты |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Россия | 400 000 (оценка 2012 г.) [1] |
Латвия | 34 517 (перепись 2011 г.) [2] |
Румыния | 23 487–32 558 (перепись 2011 г.) [3] [4] |
Литва | 18 196 (перепись 2022 г.) [5] |
Армения | 2872 (перепись 2011 г.) [6] |
Эстония | 2290 (перепись 2021 г.) [7] |
Молдавия | 2535 (перепись 2014 г.) [8] |
Казахстан | 1500 (оценка 2010 г.) [9] |
Азербайджан | 500 (оценка 2015 г.) [10] |
Польша | 235 (оценка на 2021 год) https://stat.gov.pl/spisy-powszechne/nsp-2021/nsp-2021-wyniki-ostateczne/tablice-z-ostateczne-danym-w-zakresie-przynaleznosci-narodowo-etnicznych-jezyka -используется-дома-и-религиозная-принадлежность,10,1.html |
Старообрядцы или старообрядцы [а] являются восточными православными христианами , которые поддерживают литургическую и ритуальную практику Русской Православной Церкви в том виде, в котором они были до реформ Московского Патриарха Никона между 1652 и 1666 годами. Сопротивляясь приспособлению русского благочестия к современным формам греческого православного богослужения, эти христиане были преданы анафеме вместе со своим ритуалом на Синоде 1666–1667 годов , что привело к расколу в Восточной Европе между старообрядцами и теми, кто последовал за государственной церковью в ее осуждении старого обряда. Русскоязычные называют сам раскол расколом ( раскол ), этимологически обозначая «раскол».
Введение [ править ]
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
Христианский портал |
В 1652 году Московский Никон , патриарх Русской Православной Церкви с тех пор до 1658 года, внес ряд ритуальных и текстовых изменений с целью достижения единообразия между практиками Русской и Греческой Православных церквей. Никон, заметив расхождения между русскими и греческими обрядами и текстами, приказал привести русские обряды в соответствие с греческими своего времени. [11]
При этом, по мнению старообрядцев, Никон действовал без должной консультации с духовенством и без созыва собора. [11] После внесения этих поправок Церковь предала анафеме и запретила — при поддержке московской государственной власти — сам предшествующий литургический чин , а также тех, кто не желал переходить на измененный чин.
конца 17 века до начала 20 века терпели жестокие гонения как « раскольники . Те, кто сохранял верность существующему обряду, с » Они стали известны как «старообрядцы» — название, введенное при императрице Екатерине Великой , правившей с 1762 по 1796 год. [12] Те, кто принял новые богослужебные практики, стали называть себя православными ( православные , «право верующие», «православные»).
До Nikon [ править ]
Установление митрополита Киевского и всея Руси Собором русских епископов в 1448 году без согласия Вселенского Патриарха Константинопольского , но с проживанием в Москве, положило начало фактической независимости Восточной Православной Церкви в Великом Княжестве Московском . К тому времени, за исключением мусульманских и еврейских меньшинств и народов, подчиненных язычникам , русский народ был христианизирован , соблюдая церковные праздники и отмечая рождения, браки и смерти православными ритуалами.
Основными целями реформаторов XVI века, многие из которых были представителями светского духовенства, была стандартизация литургии во всем Московском царстве. Результатом этого стало проведение в 1551 году Стоглавого Синода — русского церковного собора, постановления которого легли в основу православного обряда и литургии конца 16 — начала 17 веков. [13] : 274–275 Этот синод осудил многие популярные религиозные практики; среди прочего, он запрещал практику полифонии . Кроме того, подчеркнув необходимость точного копирования священных документов, он также одобрил традиционные русские литургические практики, отличающиеся от современных греческих. [13] : 274–5 [14] : 316
Истоки реформы [ править ]
Во время правления Алексея Михайловича (годы правления 1645–1676) молодой царь и его духовник Стефан Вонифатьев спонсировали группу, состоявшую в основном из немонашеского духовенства и известную как « ревнители благочестия» . В их число входили протоиерей Аввакум как один из основателей, а также будущий патриарх Никон, присоединившийся к нему в 1649 году. Их первоначальной целью было оживление приходов посредством эффективной проповеди, упорядоченного совершения литургии и соблюдения нравственных учений церкви. . Для того чтобы литургия совершалась правильно, необходимо было установить ее первоначальную и подлинную форму, но то, как это сделал Никон, вызвало споры между ним и другими реформаторами. [14]
В 1646 году Никон впервые встретился с царем Алексеем, который сразу же назначил его архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. В 1649 году Никон был рукоположен в сан митрополита Новгородского Патриархом , а в 1652 году стал Московским . [14] Во время своего пребывания в Новгороде Никон начал развивать свою точку зрения, что ответственность за духовное здоровье России лежит на высших церковных деятелях, а не на царе. Став патриархом, он начал реорганизовывать управление церковью, чтобы оно оказалось полностью под его собственным контролем. [14]
В 1649 году греческая делегация во главе с патриархом Иерусалимским Паисием прибыла в Москву и попыталась убедить царя и Никона в том, что нынешние греческие литургические практики являются подлинно православными, а русские обычаи, отличающиеся от них, являются местными нововведениями. Это привело к ожесточенным дебатам между приезжими греками и многими русскими священнослужителями, которые считали, что, приняв постановления Флорентийского собора , Греческий патриархат скомпрометировал свой авторитет и лишился всякого права диктовать России в литургических вопросах. [15] Царь Алексей, Никон и некоторые ревнители благочестия решили, что лучший способ оживить Русскую церковь — это приспособиться к обычаям Греческой церкви и признать власть Константинопольского Патриарха . [14] : 315–316
Реформы Никона [ править ]
К середине 17 века чиновники греческой и русской церкви, в том числе патриарх Московский Никон, заметили несоответствия между современными русскими и греческими обычаями. Они пришли к выводу, что Русская Православная Церковь в результате ошибок некомпетентных переписчиков разработала обряды и богослужебные книги собственные , существенно отличающиеся от греческих оригиналов. Таким образом, Русская Православная Церковь оказалась в диссонансе с другими Православными Церквами. [11] [16]
Непереработанные московские богослужебные книги произошли от другой, более старой греческой редакции , чем та, которая использовалась в нынешних греческих книгах, перерабатываемых на протяжении веков, и содержали новшества. Никон хотел иметь в Русском царстве тот же обряд, что и в тех этнически славянских землях, тогда территориях Украины и Белоруссии, которые тогда были частью Речи Посполитой , чтобы привлечь местных православных повстанцев. Их обряд был ближе к греческому, чем в Московском царстве. Никон не допускал существования двух разных обрядов в одной и той же церкви. [11] [16]
При поддержке царя Алексея Никон провел некоторые предварительные литургические реформы. В 1652 году он созвал синод и увещевал духовенство о необходимости сравнения русского Типикона , Евхологиона и других богослужебных книг с их греческими аналогами. Монастыри со всей России получали просьбы прислать образцы в Москву для сравнительного анализа. Подобная задача потребовала бы многих лет добросовестного исследования и вряд ли могла бы дать однозначный результат, учитывая сложное развитие русских богослужебных текстов на протяжении предыдущих столетий и отсутствие текстолого -историографических в то время методов.
Не дожидаясь завершения какого-либо сравнительного анализа, Никон отменил постановления Стоглавого Синода и приказал напечатать новые издания русского псалтыря , требника и брошюры, обосновывающей его литургические изменения. [14] : 316 В новых псалтырях и миссалах были изменены наиболее часто употребляемые слова и видимые жесты в литургии, в том числе произношение имени Христа и крестное знамение . Кроме того, властная манера, с которой он навязывал изменения, настроила против него Аввакума и других ревнителей благочестия. Их протесты привели к их отлучению от церкви и изгнанию, а в некоторых случаях к тюремному заключению или казни. [14] : 316
Реформаторы не оспаривали необходимость исправления русских текстов со ссылкой на древнейшие греческие, но и славянские рукописи, хотя они также считали приемлемыми многие традиционные русские обрядовые практики. Кроме того, поспешно изданные новые издания богослужебных книг содержали внутренние несоответствия и их приходилось переиздавать несколько раз подряд. Вместо того, чтобы перерабатываться в соответствии с древними славянскими и греческими рукописями, новые литургические издания фактически были переведены с современных греческих изданий, напечатанных в католической Венеции. [17] : 45, 53–55
Местоблюститель созвал Патриарха Московского Питирима 1666 года Великий Московский Синод , который пригласил в Москву Патриарха Макария III Ибн аз-Заима Антиохийского, Патриарха Александрийского Паисия и многих епископов. Некоторые ученые утверждают, что за участие приезжие патриархи получили по 20 тысяч рублей золотом и мехами. [11] Этот собор официально утвердил реформы и предал анафеме не только всех противников нововведений, но и сами старые русские книги и обряды. Побочным эффектом осуждения прошлого Русской Православной Церкви и ее традиций стало ослабление мессианской теории, изображающей Москву как Третий Рим . Вместо хранительницы православной веры Москва представлялась скоплением серьезных богослужебных ошибок.
Утверждается, что изменение формулировки восьмой статьи Никейского Символа веры было одним из немногих изменений, которые можно было рассматривать как подлинное исправление, а не приведение в соответствие текстов русских богослужебных книг и обрядов, обычаев и даже облачений с греческими. версии, которые Никон считал универсально применимыми нормами. [17] : 178–179 Никон также критиковал ритуалы русской церкви как ошибочные, а в некоторых случаях даже еретические по сравнению с их современными греческими эквивалентами. Это выходило за рамки рекомендаций Патриарха Иерусалимского Паисия, который предположил, что различия в ритуалах сами по себе не указывают на ошибку, допуская возможность того, что различия возникли с течением времени. Он призвал Никона действовать осмотрительно, пытаясь добиться полного единообразия с греческой практикой. [17] : 48
Тем не менее, и патриарх, и царь желали провести свои реформы, хотя их усилия могли иметь не меньше или больше политическую мотивацию, чем религиозную; Некоторые авторы по этому вопросу отмечают, что царь Алексей, воодушевленный своим военным успехом в русско-польской войне (1654–1667) по завоеванию западнорусских провинций и Украины, развил амбиции стать освободителем православных территорий, которые в то время сформировались. часть Османской империи . Также упоминается роль патриархов Ближнего Востока, которые активно поддерживали идею о том, чтобы русский царь стал освободителем всех православных христиан, и которые предполагали, что патриарх Никон может стать новым Константинопольским патриархом. [11] [16]
Основные изменения [ править ]
Многочисленные изменения как в текстах, так и в обрядах заняли около 400 страниц. В качестве наиболее важных изменений старообрядцы называют следующие:
Старая практика | Новая практика | |
---|---|---|
Правописание Иисуса | Иисус [Иисус] | Иисус [Иисус] |
Крид | рожденна, а не сотворенна (begotten but not made) ; И в Духа Свѧтаго, Господа истиннаго и Животворѧщаго (And in the Holy Spirit, the True Lord and Giver of Life) | рожденна, не сотворенна (begotten not made) ; И в Духа Свѧтаго, Господа Животворѧщаго (And in the Holy Spirit, the Lord, the Giver of Life) |
Знак креста | Большой, безымянный и мизинец соединены вместе, вытянутые указательный и средний пальцы соприкасаются, средний палец слегка согнут. | Большой, указательный и средний пальцы соединены вместе, а безымянный палец и мизинец прижаты к ладони. |
Количество просфор в Литургии и Артоклазии | Семь | Пять |
Направление шествия | по часовой стрелке | Против часовой стрелки |
Аллилуия | Аллилуїа, аллилуїа, слава Тебѣ, Боже (alleluia alleluia, glory to Thee, o God) | Аллилуїа, аллилуїа, аллилуїа , слава Тебѣ, Боже ( alleluia alleluia alleluia , glory to Thee, o God ) |
Сегодняшние читатели могут воспринимать эти изменения как тривиальные, но верующие того времени считали ритуалы и догмы тесно взаимосвязанными: церковные ритуалы с самого начала представляли и символизировали доктринальную истину. Власти проводили реформы авторитарно, без консультаций с подданными. Те, кто выступал против никонитских реформ, возражали бы как против способа введения, так и против изменений. [14] : 317
Изменения в тексты также часто вносились произвольно. Например, везде, где в книгах читалось «Христосъ» [ Христос ], помощники Никона заменяли «Сынъ» [что означает Сын ], а везде, где читалось «Сынъ», они заменяли «Христосъ». Другой пример: везде, где в книгах читалось «Церковь» [что означает «Церковь », Никон заменял «Храмъ» [что означает «Храм» ) и наоборот.
По словам источника, симпатизирующего старообрядцам:
Неправильно осуществленная редакция книги Никоном по своей быстроте, размаху, чуждости источников и оскорбительному характеру не могла не вызвать протест при серьезно ассимилированной, не только национальной, но и подлинной православной идентичности русского народа. Протест действительно был глобальным: епископат, духовенство, как обычное, так и монашеское, миряне и простой народ. [18] [19]
Раскол [ править ]
Противники церковной реформы Никона возникли среди всех слоев народа и в сравнительно большом количестве (см. Раскол ). Однако после низложения патриарха Никона (1658 г.), представившего слишком сильный вызов царской власти, ряд церковных соборов официально одобрил литургическую реформу Никона. [14] : 320–1
Старообрядцы яростно отвергали все нововведения, а наиболее радикальные из них утверждали, что официальная Церковь попала в руки антихриста . Старообрядцы под руководством протоиерея Аввакума Петрова (1620 или 1621–1682) публично осудили и отвергли все церковные реформы. На Синоде 1666 года Государственная церковь предала анафеме как старые обряды и книги, так и тех, кто желал им оставаться верными. С этого момента старообрядцы официально были лишены всех гражданских прав. [14] : 320–1 Государство арестовало самых активных старообрядцев и казнило некоторых из них (в том числе протоиерея Аввакума) несколько лет спустя, в 1682 году.
После раскола [ править ]
После 1685 года начался период гонений, включая пытки и казни. Многие старообрядцы вообще бежали из России, в частности в Великое княжество Литовское , где община существует и по сей день. Старообрядчество стало доминирующей конфессией во многих регионах, в том числе у поморов Крайнего Севера России , в Курской области, на Урале , в Сибири , на Дальнем Востоке России . 40-тысячная община липован до сих пор проживает в Измаильском районе ( Вилково ) Украины и уезде Тулча в Румынии в дельте Дуная . По данным Императорской Российской переписи 1897 года откололось 2 204 596 человек, около 1,75% населения Российской империи, самопровозглашенных старообрядцами или представителями других конфессий , от Русской Православной Церкви . [20] К 1910-м годам в последней императорской российской переписи населения накануне Октябрьской революции примерно десять процентов населения Российской империи заявили, что принадлежат к одной из старообрядческих ветвей (данные переписи населения). [ нужна ссылка ]
Государственный гнет мог варьироваться от относительно умеренного, как при Петре Великом (годы правления 1682–1725 гг.) (старообрядцы должны были платить двойное налогообложение и отдельный налог за ношение бороды ) — до интенсивного, как при царе Николае I (годы правления 1825–1855 гг.) . ). Русская синодальная государственная церковь и органы государственной власти часто рассматривали старообрядцев как опасные элементы и угрозу российскому государству.
В 1762 году Екатерина Великая приняла закон, разрешавший старообрядцам открыто и беспрепятственно исповедовать свою веру. [21] В 1905 году царь Николай II подписал Акт о свободе вероисповедания, положивший конец преследованиям всех религиозных меньшинств в России. Старообрядцы получили право строить церкви, звонить в церковные колокола, проводить шествия и организовываться. Стало запрещено называть старообрядцев раскольниками (раскольниками), как это было при Екатерине Великой (годы правления 1762–1796 гг.), и это имя они считают оскорбительным. [ нужна ссылка ]
Люди часто называют период с 1905 по 1917 год «Золотым веком старой веры». Акт 1905 года можно рассматривать как эмансипацию староверов, занимавших до этого почти нелегальное положение в российском обществе. Некоторые ограничения для старообрядцев сохранялись: например, им запрещалось поступать на государственную службу.
Старообрядческие конфессии [ править ]
Хотя все старообрядческие группы возникли в результате противодействия никонитской реформе, они не составляют единого монолитного тела. Несмотря на упор на неизменное следование дониконитянским традициям, старообрядцы характеризуются большим разнообразием групп, исповедующих различные интерпретации церковной традиции и зачастую не находящихся в общении друг с другом. Некоторые группы даже практикуют повторное крещение , прежде чем принять в свою среду члена другой группы.
Поскольку ни один из архиереев не присоединился к старообрядцам, кроме епископа Коломенского Павла , апостольски который был за это казнен, то рукоположенные священники старого обряда вскоре вымерли бы. На эту дилемму появилось два ответа: поповцы («поповцы», «со священниками») и безпоповцы («безпоповцы»).
Священники (Поповцы) [ править ]
Поповцы представляли более умеренную консервативную оппозицию, стремившуюся продолжить религиозно-церковную жизнь в том виде, в каком она существовала до реформ Никона. Они признали рукоположенных священников из Русской православной церкви нового образца, присоединившихся к старообрядцам и осудивших никонитские реформы. В 1846 году они убедили Амвросия Белой Криницы (1791–1863), греческого православного епископа, которого под давлением Турции удалили с его кафедры в Сараево , стать старообрядцем и рукоположить в епископы трех русских старообрядческих священников. В 1859 году число старообрядческих архиереев в России достигло десяти и они учредили собственный епископат — Белокриницкую иерархию .
Не все поповцы-старообрядцы признавали эту иерархию. Несогласные, известные как беглопоповцы, получили собственную иерархию в 1920-е годы. Таким образом, священники-старообрядцы проявляют себя как две церкви, разделяющие одни и те же верования, но рассматривающие иерархию друг друга как нелегитимную. У поповцев есть священники, архиереи и все таинства , включая Евхаристию .
- Белокриницкая Иерархия — Крупнейшая поповская конфессия. Русскую часть этой конфессии можно назвать Белокриницким соглашением («Белокриницким соглашением») или Русской православной старообрядческой церковью . Старообрядческая община, основанная на Рогожском кладбище, сыграла важную роль в создании конфессии и остается резиденцией Митрополита Московского и всея Руси. [22]
- Neokruzhniki (extinct)
- Новозыбковская иерархия или Русская Староправославная Церковь
- Nekrasov Cossacks , Nekrasovtsy
- Беглопоповцы (вымершие, ныне Русская Староправославная Церковь)
- Лужкане, также известное как Лужковское согласие ; кое-где они не имели священников и поэтому относились к безпоповцам (вымершим)
- Были также староверы, такие как о. Потапий Емельянов из Русской католической церкви, объединенной со Святым Престолом , которого также можно было бы отнести к поповцам.
Безпоповцы (Безпоповцы) [ править ]
Безпоповцы отвергли «Мир», в котором, по их мнению, Антихрист царил ; они проповедовали скорый конец Творения, аскетизм , следование старым обрядам и старой вере. К безпоповцам-староверам присоединились и более радикальные движения, существовавшие уже до реформ Никона и в которых преобладали эсхатологические и антиклерикальные настроения. Безпоповцы утверждали, что любой священник или рядовой , когда-либо применявший никонитский обряд, лишался апостольского преемства . Поэтому истинная Церковь Христова перестала существовать на Земле, и поэтому безпоповцы отказались от священников и всех таинств, кроме крещения .
В движении «Безпоповцы» имеется множество подгрупп. У безпоповцев нет священников и нет Евхаристии . Однако бессвященные церкви могут избрать наставника ( наставника ) или руководителей церкви ( настоятели или начётчики ), которые будут руководить общиной и ее службами. [23]
- Поморская Староправославная Церковь или Даниловцы (не путать с поморами ) зародились на Севере России ( Восточная Карелия , Архангельская область ). Первоначально они отвергли брак и молитву за царя.
- Новопоморцы, или «Новые поморцы»: принимают брак
- Старопоморцы, или «Старые поморцы»: отвергают брак
- Федосеевцы : «Общество христианских старообрядцев старопоморского безбрачного исповедания» (1690-е годы по настоящее время); отрицают брак и практикуют монастырский аскетизм.
- Филиппинцы : названы в честь их основателя Филиппа. Они были репрессированы российским правительством, и поэтому филиповцы начали практиковать самосожжение как средство «сохранения веры».
- Часовенные (от часовня — часовня), сибирская ветвь. Первоначально в Часовенных были священники, но позже они решили перейти на бессвященную практику. Также известны как Семейские (в землях к востоку от озера Байкал ).
Малые группы [ править ]
Помимо этих основных групп, с конца 17 века в разное время возникло и вымерло множество более мелких групп:
- Аристовцы (нач. 19 — начало 20 вв.; вымерли): от имени купца Аристова;
- Титловцы (вымершие в ХХ веке): вышли из федосеевцев , поддержали использование надписи « ИНРИ » ( титло ) на православном кресте , которую другие группы отвергли;
- Тропарь- исповедь (тропари): группа, поминавшая царя в песнопениях ( тропари );
- Исповедь Даниила о «неполном браке» ( даниловцы полубрачные );
- Адамантовое исповедание ( адамантовое ): отказался пользоваться деньгами и паспортами (как содержащими печать Антихриста );
- Исповедь Аарона ( аароновцы ): вторая половина XVIII века, отпрыск Филипповцев.
- «Бабушкина исповедь» или Самокрещенцы: практиковали самокрещение или крещение повитухами ( бабушки ), поскольку действительное священство, по их мнению, перестало существовать;
- «дырники» ( дырники ): отказались от икон и молились на Восток через дыру в стене;
- Мелхиседеки (в Москве и Башкортостане ): практиковали своеобразный светский «квазиевхаристический» обряд;
- «Беглецы» ( бегуны ) или «Странники» ( странники );
- «Нетовцы», или Спасское исповедание: отрицали возможность совершать таинства и молиться в храмах; название происходит от русского чистого "нет", так как у них "нет" таинств, "нет" церквей, "нет" священников и т. д.
Единоверцы [ править ]
Единоверцы ( единоверцы , т.е. «единоверцы»; коллектив, единоверчество; часто называемые православными старообрядцами, православные старообрядцы): согласились стать частью официальной Русской Православной Церкви, сохранив при этом старые обряды. Впервые появившись в 1800 году, единоверцы, подпадающие под омофор Русской Православной Церкви Московского Патриархата – Русской Православной Церкви Заграницей , сокращенно РПЦЗ – вступали в общение при разных обстоятельствах и сохраняют старообрядчество в традиционном контексте и сохраняют использование дониконитянских обрядов. Александр Дугин , социолог и бывший стратегический советник Владимира Путина , является сторонником единоверия, поскольку оно сочетает в себе апостольское преемство РПЦ , сохраняя при этом дониконитянскую богослужебную традицию. [24]
Обоснованность реформистской теории
Владимир официально обратил восточных славян в христианство в 988 году, и люди переняли греческую православную литургическую практику. В конце XI века стараниями преподобного Феодосия Печерского в Киеве ( Феодосий Киево-Печерский так называемый Студийский Типикон , ум. 1074) был введен на Руси . Этот типикон (по сути, путеводитель по богослужебной и монашеской жизни) отразил традиции городского монастыря Студиос в Константинополе . Студийский типикон господствовал во всей западной части Византийской империи и был принят на всей территории русских земель.
В конце XIV века трудами Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, студийская богослужебная практика постепенно была заменена на Руси так называемым Иерусалимским Типиконом или Типиконом Св. Саввы — первоначально являвшимся приспособлением Студийской литургии к обычаям палестинских монастырей. Процесс постепенного изменения typica продолжался на протяжении всего XV века и из-за медленного осуществления не встречал большого сопротивления — в отличие от реформ Никона, проводившихся резко и жестоко.
В течение XV—XVII веков русские переписчики продолжали вставлять в общий облик Иерусалимского Типикона часть студийского материала . Этим объясняются различия между современной версией Типикона , используемой Русской Православной Церковью, и дониконитянской русской редакцией Иерусалимского Типикона , называемой Око Церковное (рус. «око церкви»). Эта дониконитянская версия, основанная на московских печатных изданиях 1610, 1633 и 1641 годов, продолжает использоваться современными старообрядцами.
В ходе полемики со старообрядчеством официальная Русская Православная Церковь нередко объясняла возникшие в текстах между Русской и Греческой церквями расхождения русскими нововведениями, ошибками или произвольными переводами. Это обвинение в «русском новаторстве» неоднократно появлялось в учебниках, антираскольских трактатах и катехизациях, в том числе, например, Димитрия Ростовского .
Критическая оценка истоков и сущности церковных реформ началась лишь в 1850-х годах, с новаторских работ ряда церковных историков, византинистов и богословов, в том числе С. А. Белокурова , А. П. Щапова , А. К. Бороздина, Н. Гиббенета и позднее , Е.Е. Голубинский , А.В. Карташев , А.А. Дмитриевский, Николай Ф. Каптерев . Последние четверо были членами Императорской Академии наук . В дальнейшем исследования были продолжены главным образом специалистом по русской церковной культуре Сергием Алексеевичем Зеньковским . Голубинский, Дмитриевский, Карташов и Каптерев, среди других, продемонстрировали, что обряды, отвергнутые и осужденные церковными реформами, были подлинными традициями православного христианства , измененными в греческом использовании в течение XV–XVI веков, но оставшимися неизменными в России. Было продемонстрировано , что дониконитовые литургические практики, включая некоторые элементы русского типикона «Око Церковное» , сохранили более ранние византийские практики и были ближе к ранним византийским текстам, чем к некоторым более поздним греческим обычаям. [11] [16]
Примечательно, что ученые, открывшие новые возможности для переоценки реформы Русской Церковью, сами были членами официальной церкви (А.В. Каптерев, например, был профессором Славяно -греко-латинской академии ). [25] но тем не менее занялся серьезным изучением причин и предпосылок реформ и возникшего в результате раскола. Их исследование показало, что официальное объяснение относительно древних русских книг и обрядов было необоснованным. [26]
Предыстория [ править ]
Как Серж А. Зеньковский указывает в своей стандартной работе «Старообрядцы России» , раскол старообрядцев не произошел просто в результате действий нескольких лиц, обладающих властью и влиянием. Раскол имел сложные причины, раскрывающие исторические процессы и обстоятельства русского общества 17 века. У тех, кто порвал с иерархией официальной государственной церкви, были совершенно разные взгляды на церковь, веру, общество, государственную власть и социальные вопросы. Таким образом, собирательный термин «старообрядчество» объединяет различные течения в русском обществе, существовавшие на самом деле задолго до 1666–67. Они разделяли недоверие к государственной власти и епископату, настаивали на праве народа самостоятельно устраивать свою духовную жизнь и выражали стремление стремиться к такому контролю. [11]
И поповцы, и беспоповцы, хотя богословски и психологически два разных учения, проявляли духовные, эсхатологические и мистические тенденции во всей русской религиозной мысли и церковной жизни. Можно также подчеркнуть положение раскола на политическом и культурном фоне своего времени: усиление западного влияния, секуляризация и попытки подчинить Церковь государству. Тем не менее старообрядцы стремились прежде всего защитить и сохранить чистоту православной веры, воплощенную в старых обрядах, которые вдохновляли многих бороться против церковных реформ патриарха Никона даже до смерти.
В прошлом движение староверов часто воспринималось как неясная вера в ритуалы, которые привели к гибели десятков тысяч невежественных людей. Старообрядцев обвиняли в том, что они не умеют отличать важное от неважного. Однако для многих людей того времени ритуалы выражали саму суть их веры. Старообрядцы считают, что для сохранения определенного «микроклимата», обеспечивающего спасение своей души, необходимо не только жить по заповедям Христовым , но и бережно хранить церковную традицию, содержащую в себе духовную силу и знания прошлых веков, воплощенные во внешнем мире. формы.
Возможно, этот абзац содержит оригинальное исследование . ( Август 2016 г. ) |
Староверы отвергают идею априорного преобладания содержания над формой. Для иллюстрации этого вопроса известный российский историк Василий Ключевский (1841–1911) обратился к поэзии. [27] Он утверждал, что если преобразовать стихотворение в прозу, содержание стихотворения может остаться нетронутым, но стихотворение потеряет свое очарование и эмоциональное воздействие; более того, стихотворения по существу уже не будет. В случае религиозных ритуалов форма и содержание не просто образуют две отдельные, автономные сущности, но и соединяются друг с другом посредством сложных отношений, включая теологические, психологические, феноменальные, эстетические и исторические измерения.
Эти аспекты играют роль в восприятии этих ритуалов верующими и в их духовной жизни. Учитывая тот факт, что церковные обряды с самого начала были переплетены с доктринальными истинами, изменение этих обрядов может оказать огромное влияние на религиозное сознание и тяжелое воздействие на верующих.
Столетия гонений и природа их происхождения сделали некоторых старообрядцев культурно консервативными. Некоторые старообрядцы считают любую дониконинитскую православную российскую практику или артефакт исключительно своей, отрицая, что Русская Православная Церковь имеет какие-либо претензии на историю до Патриарха Никона.
Однако российская экономическая история конца XIX - начала XX веков показывает, что купеческие семьи-старообрядцы были более гибкими и более открытыми к инновациям при создании фабрик и открытии первых российских производств.
Основные отличия [ править ]
- У старообрядцев при совершении крестного знамения используются два пальца (указательный палец прямой, средний палец слегка согнут), а в православии нового стиля для крестного знамения используются два пальца и большой палец (большой и два пальца скреплены вместе в острие). , два пальца сложены). Староверы обычно читают Иисусову молитву с крестным знамением, тогда как новообрядцы используют крестное знамение как тринитарный символ. В этом заключается существенное различие между двумя ветвями русского православия, причём одно из самых заметных (см. рисунок боярыни Феодосии Морозовой выше). Молитвенный коврик , известный как « Подручник», используется для поддержания чистоты лица и рук во время простираний , так как эти части тела используются для крестного знамения на себе. [28]
- Старообрядцы отвергают любые изменения и дополнения богослужебных текстов и обрядов, вносимые реформами патриарха Никона . При этом они продолжают использовать прежний церковнославянский перевод греческих текстов, в том числе Псалтырь , стремясь сохранить в неприкосновенности «дониконитовые» практики Русской Церкви.
- Старообрядцы признают совершение крещения только посредством трех полных погружений, что соответствует греческой практике, но отвергают действительность любого обряда крещения, совершаемого иным образом (например, путем обливания или окропления, как это иногда принимала Русская Православная Церковь с 18 века). (см. Обливанцы )
- Старообрядцы совершают Литургию с семью просфорами , а не с пятью, как в новообрядном российском православии, или с одной большой просфорой, как это иногда делалось у греков и арабов.
- Старообрядцы повторяют стих «аллилуйя» после псалмодия дважды, а не трижды, как это предусмотрено никонитской реформой.
- Старообрядцы не используют полифоническое пение как новостную русскую практику, а только монодическое, унисонное пение Знаменного распева . В этом отношении он представляет собой традицию, параллельную использованию византийского пения и невматической нотации .
Текущая ситуация [ править ]
В России [ править ]
В 1971 году Московский Патриархат отменил анафемы, наложенные на старообрядцев в 17 веке. В 1974 году Русская Православная Церковь Заграницей издала указ об отмене анафемы, прося прощения у старообрядцев. Под их эгидой были предприняты первые попытки сделать молитвенно-богослужебные книги староверов доступными на английском языке. Тем не менее, большинство старообрядческих общин так и не вернулись к полному общению с большинством православных христиан мира.
Старообрядческие церкви в России в настоящее время [update] начали восстановление своей собственности, хотя старообрядцы сталкиваются со многими трудностями при отстаивании своих прав на реституцию своих церквей. В Москве есть церкви всех важнейших ветвей старообрядчества: Рогожская застава ( Поповцы официального центра Белокриницкой иерархии ), собор Новозыбковской иерархии в Замоскворечье и Преображенская застава , где поморцы и федосеевцы сосуществуют .
Небольшие скрытые сообщества обнаружены на Крайнем Севере России (особенно в отдаленных районах Архангельской области и Республики Коми ) и различных регионах Сибири, особенно сконцентрированы в районах между Горным Алтаем и Республикой Тыва . Вероятно, наибольшая концентрация старых старообрядческих общин, основанных сотни лет назад, сосредоточена в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье , в пустынных районах Бурятии и Забайкальского края . Другие, как семья Лыковых , позже бежали на волю, чтобы избежать коммунистических преследований.
За пределами России [ править ]
Современные старообрядцы живут по всему миру, бежав из России во время царских преследований и после русской революции 1917 года. Некоторые старообрядцы до сих пор странствуют по разным частям мира. Значительные устоявшиеся общины старообрядцев существуют в Соединенных Штатах и Канаде в Пламондоне, Альберта ; Хайнс-Крик, Альберта ; [29] Вудберн, Орегон ; Эри, Пенсильвания ; Эрскине, Миннесота , а также в различных частях Аляски, в том числе недалеко от Гомера в районе Фокс-Ривер , в деревнях Вознесенка , Раздольна и Качемак Село , Николаевск , [30] Берёзова , Дельта-Джанкшен и Кадьяк, Аляска ( район залива Ларсен и на острове Малиновый ). [31]
Две общины существуют в Сиднее , Австралия, и на Южном острове Новой Зеландии. Большая община существовала в Ярвуне , Австралия, в течение многих лет, пока многие семьи не покинули этот район в начале 2000-х годов. Сообщества также были созданы во многих частях Южной Америки, включая Бразилию, Уругвай, Боливию и Аргентину. [32] куда они переехали после того, как нашли убежище в Китае между 1920-ми и 1950-ми годами. [33]
Старообрядческие общины есть и в Грузии. [34] и Казахстан . [35]
Липованы . , живущие в дельте Дуная в Румынии , являются потомками старообрядцев, покинувших Россию примерно в 1740 году, чтобы избежать религиозных преследований [36]
проживает около 3000 старообрядцев По состоянию на 2006 год в Боливии . [37] Старообрядцы прибыли на Аляску, США, во второй половине 20-го века, помогая возродить сокращающееся православное население. [38]
Старообрядцы из России бежали в шведскую Эстонию и Ливонию в конце 17 века. В настоящее время в Эстонии, по данным переписи 2011 года, проживает 2605 старообрядцев. Они живут в основном в деревнях от Муствеэ до Омеду и от Нины до Варни на западном побережье Чудского озера и на Пийрисаар острове . Близость к Чудскому озеру дала им название peipsivenelased («Чудские русские») на эстонском языке .
созданы две старообрядческие миссии В Пакистане [39] и Уганда . [40]
Старообрядческие церкви [ править ]
- Липованская православная старообрядческая церковь ( Белокриницкая иерархия , липоване )
- Старо-Поморская Староправославная церковь Федосеевцев ( Федосеевцы )
- Поморская староправославная церковь ( Поморцы )
- Поморская Староправославная церковь Литвы
- Союз старообрядческих приходов Эстонии
- Русская Староправославная Церковь ( Новозыбковская Иерархия )
- Русская Православная Старообрядческая Церковь ( Белокриницкая Иерархия )
См. также [ править ]
- Древняя Церковь Востока — Восточно-сирийская церковь, основанная по тем же причинам, когда она отделилась от Ассирийской Церкви Востока в 1968 году.
- Исповедующее движение
- Продолжающееся англиканское движение
- Независимый католик
- Khovanshchina
- семья Лыковых
- Старообрядцы (Латвия)
- седевакантизм
- Католик-традиционалист
- Истинное православие - деноминационное движение внутри Восточной Православной Церкви по поводу таких различий, как экуменизм и календарные реформы с начала 20 века.
Ссылки [ править ]
- ^ Russian: староверы or старообрядцы , starovery or staroobryadtsy
- ^ Ol'ga Filina (2012-08-27). "Верю — не верю" . Коммерсантъ (in Russian). Kommersant . Retrieved 2017-05-22 .
- ^ «Отчеты религиозных организаций о своей деятельности в 2011 году, представленные в Министерство юстиции» (на латышском языке). Архивировано из оригинала 26 ноября 2012 г. Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Перепись населения» (PDF) (на румынском языке). стр. 9 . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Что перепись 2011 года говорит нам о религии?» (PDF) . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Население по религиозным общинам, к которым они себя отнесли» . п. 166 . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Таблица 8.11. Население (городское, сельское) по возрасту и религиозным убеждениям» (PDF) . п. 138 . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Лица не моложе 15 лет по вероисповеданию, полу и месту проживания» . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Население и демографическая структура1» (PDF) . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Казахстан: российские старообрядцы цепляются за веру в условиях неопределенного будущего» . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ «Азербайджан является моделью сосуществования для всего мира» . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Zenkovskiy S.A., 1995, 2006.
- ^ Хау, Джован Э. (1998). «Традиционная культура и старообрядцы» (PDF) . Журнал восточнохристианских исследований . 50 (3–4): 211–228. дои : 10.2143/JECS.50.3.2003049 . ISSN 1783-1520 . S2CID 162090672 – через интернет-журналы Peeters.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б С. Рок (2008). «Русское благочестие и православная культура 1380–1589». Кембриджская история христианства . Том. 5: Восточное христианство. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-52181-113-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Р.О. Крамми (2008). «Восточное православие в России и Украине в эпоху Контрреформации». Кембриджская история христианства . Том. 5: Восточное христианство. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52181-113-2 .
- ^ П. Мейендорф (1991). Россия, Ритуал и реформа: Литургические реформы Никона в XVII веке . Пресса Святого Владимира. п. 42. ИСБН 978-0-88141-090-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Каптерев Н. Ф., 1913, 1914.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с П. Мейендорф (1991). Россия, Ритуал и реформа: Литургические реформы Никона в 17 веке . Пресса Святого Владимира. ISBN 978-0-88141-090-7 .
- ^ Kartašov, A. V. (1959). Očerki po istorii russkoj cerkvi Очерки по истории русской церкви . Том II. Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) 170 - ^ "Корректоры Никона допустили в новых изданиях столько ошибок, которые были настолько нелепы и неуклюжи, что это давало основание утверждать, что Никон сказал главному корректору: "Исправь, Арсений, все равно, лишь бы не смотри как прежде » Мельников Ф.Е. Краткая история древнеправославной (старообрадческой) церкви , Барнаул, 1999, с. ISBN 5-88210-012-7
- ^ "Демоскоп Weekly – Приложение. Справочник статистических показателей" . November 5, 2010. Archived from the original on November 5, 2010.
- ^ Марк Раефф , Екатерина Великая: Профиль (Нью-Йорк: Хилл и Ван, 1972), 294.
- ^ Де Симона, Питер Т. Старообрядцы в императорской России: угнетение, оппортунизм и религиозная идентичность в царской Москве , IB Tauris, 2018 ISBN 978-0755601325
- ^ «Старообрядцы» . Региональный музей Лак-ла-Биш . 23 марта 2017 года . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : "Время может быть обращено вспять. Александр Дугин" – via YouTube.
- ^ Апология старообрядчества. Взгляд со стороны: Старообрядчество глазами нестарообрядцев, с. 108. Москва, 2006 (на русском языке).
- ^ Зеньковский С.А., Русское старообрядчество , 1970, 1990, с. 19–20.
- ^ Ключевский, В. История России , (4 тома), Дж. М. Дент / Э. П. Даттон, Лондон / Нью-Йорк, 1911. из Archive.org , том. 3 стр. 298–299.
- ^ Басенков, Владимир (10 июня 2017 г.). «Владимир Басенков. Знакомство со старообрядцами: как мы молимся» . Православное христианство . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Полли Элдерс (1995). Все пройдет . Чеманин Свободная пресса. п. 267.
- ^ «Снимки сообщества» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2006 г. Проверено 7 марта 2007 г.
- ^ «Экономические тенденции Аляски, ноябрь 2002 г.: регион Дельта» (PDF) . АК, США: Государственный департамент труда.
- ^ Рохас, Дэниел (27 марта 2016 г.). «Бородатая колония», изолированный клан в Уругвае . Страна . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ Федоров, Глеб (июль 2016 г.). «Старообрядцы сохраняют редкие русские диалекты в Южной Америке» . Россия за пределами заголовков . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ " Славяно-Грузинская (Иверская) Староправославная Церковь ".
- ^ « Старообрядцы Казахстана хранят веру. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine », 4 ноября 2010 г.
- ^ " Спасение душ русских ссыльных липован ". «Дейли телеграф» . 9 апреля 2013 г.
- ^ «24 «старообрядца» поселились в Приморье: Голос России» . Архивировано из оригинала 28 августа 2012 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Монтень, Фен (7 июля 2016 г.). «По следам русского наследия Аляски» . Ежеквартальный журнал Smithsonian Journeys Travel . Проверено 20 января 2018 г.
- ^ «Миссия старообрядческой церкви в Пакистане» . Русская старообрядческая церковь . Русская Православная Старообрядческая Церковь . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «После длительной и серьезной подготовки Собор Митрополии постановил принять протопресвитера Иоакима Киимбу в лоно Церкви вторым саном в существующем сане» . rpsc.ru. 19 мая 2013 г.
Источники [ править ]
На английском языке [ править ]
- Чернявский, М.: «Прием Флорентийского Собора в Москве», История Церкви XXIV (1955), 147–57.
- Шевченко И., «Идеологические последствия Флорентийского собора», История Церкви XXIV (1955), 291–323.
- Крамми, Роберт О.: Староверы и мир антихриста; Выговское сообщество и российское государство , Висконсин, UP, 1970 г.
- Крамми, Роберт О.: Восточное православие в России и Украине в эпоху Контрреформации в Кембриджской истории христианства, том 5, Восточное христианство , Cambridge University Press, 2008 г. ISBN 978-0-52181-113-2
- Де Симон, Питер Т.: Старообрядцы в императорской России: угнетение, оппортунизм и религиозная идентичность в царской Москве , IB Tauris, 2018 ISBN 978-1784538927
- Гилл, Т.: Совет Флоренции , Кембридж, 1959 г.
- МакКаллох, Диармайд , История христианства , 2009 г., Пингвин, 2010 г. ISBN 978-0-14-102189-8 , глава 15
- Мейендорф, П. (1991), Россия - Ритуал и реформа: литургические реформы Никона в 17 веке , Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии .
- Покровсии. НН «Западно-Сибирские скриптории и переплетные дела: древние традиции старообрядчества». Коллекционер книг 20 (весна 1971 г.): 19–32.
- Рок С., Русское благочестие и православная культура 1380–1589 гг. в Кембриджской истории христианства, том 5, Восточное христианство , Издательство Кембриджского университета, 2008 г. ISBN 978-0-52181-113-2
- Смит, Эбби и Владимир Бударагин. Живые традиции русской веры: книги и рукописи старообрядцев: выставка в Библиотеке Конгресса, 31 мая – 29 июня 1990 г. Вашингтон: Библиотека Конгресса, 1990.
- Зеньковский, Серж А.: «Идеология братьев Денисовых», Гарвардские славистические исследования , 1957. III, 49–66.
- ———————— (1956), «Старовер Аввакум», Индиана Славистика , вып. Я, стр. 1–51 .
- ———————— (1967) [1960], Пантюркизм и ислам в России , Гарвардский университет .
- ———————— (1957), «Русский раскол», «Русское обозрение» , вып. XVI, стр. 37–58 .
- Стефани Шерр, 2013: «Как только мы приехали сюда, мы потеряли все»: воспоминания о миграции и религиозная жизнь старообрядцев в Австралии | «Как только мы приехали сюда, мы потеряли все»: воспоминания о миграции и религиозная жизнь староверы в Австралии
Дальнейшее чтение [ править ]
- Старый православный молитвослов . Пер. и изд. Пимен Симон, Теодор Юревичс и Герман Чуба. Эри, Пенсильвания: Русская Православная Церковь Рождества Христова (старого обряда), 1986. NB .: Состоит из литургии старообрядцев (также известных как старообрядцы), а также теперь разрешенных для использования в приходах канонической Русской Православной Церкви. Церковь; тексты на русском и английском языках на разворотах. Без ISBN
На русском языке [ править ]
- Голубинский Е.Е.: История Русской Церкви , Москва, 1900 г.
- ———————— (1905), К нашей полемике со старообрядцами , ЧОИДР / "Contribution to our polemic with the Old believers", ČOIDR, 1905
- ———————— (2004), Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах , Москва: Языки славянской культуры / Dmitrievskij A.A.: The correction of books under Patriarch Nikon and Patriarchs after him. Moscow, "Jazyki slavjanskoj kul'tury", 2004
- Зеньковский С.А.: Русское старообрядчество , том I и II, Москва 2006 / Zenkovsky S.A.: "Russia's Old Believers", volumes I and II, Moscow 2006
- Каптерев Н.Ф.: Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковныx обрядов , Москва, 1913 / Kapterv N.F.: "Patriarch Nikon and his opponents in the correction of church rituals", Moscow, 1913
- ———————— (1914), Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв , Москва
{{citation}}
: CS1 maint: местонахождение отсутствующего издателя ( ссылка ) / Каптерев Н.Ф.: "Характер взаимоотношений России и православного Востока в XVI и XVII веках", Москва, 1914 г. - Карташов А.В.: Очерки истории русской церкви , Париж, 1959 / Карташов А.В.: «Очерки истории русской церкви», Париж, 1959
- Ключевский И.П.: Сочинения , I–VIII, Москва, 1956–1959 / Ključevskij I.P.: "Works", I–VIII, Moscow, 1956–1959
- Мельников Ф.И.: Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви . Барнаул, 1999 / Melnikov F.I.: "Short history of the Old orthodox (Old ritualist) Church", Barnaul, 1999
- Урушев Д.А. Возьми крест свой: история старообрядчества в событиях и лицах . Барнаул, 2009. / Urushev D.A. Take up your Cross: most influential persons and events in the history of Old Belief , Barnaul, 2009
NB: Все эти работы принадлежат учёным и учёным, никто из них не является старовером, за исключением Мельникова (апологет старообрядчества) и Урушева (историк религии).
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные со старообрядцами, на Викискладе?
- Русская Православная Старообрядческая Церковь (на русском языке)
- Поморская Староправославная церковь Литвы (на русском языке)
- Старообрядцы в Северной Америке - библиография, заархивировано 2 марта 2012 г. в Wayback Machine.