Христос Пантократор (Синай)
Христос Вседержитель монастыря Святой Екатерины — одна из старейших византийских религиозных икон , датируемая VI веком нашей эры. [1] Самое раннее известное сохранившееся изображение Иисуса Христа как Пантократора (буквально правителя всего ). Историки и ученые считают его одним из самых важных и узнаваемых произведений в изучении византийского искусства , а также восточно-православного и восточно-католического христианства. [2]
Фон
[ редактировать ]Некоторое время считалось, что икону датируют тринадцатым веком, поскольку к тому времени она была почти полностью закрашена. В 1962 году был сделан вывод, что это середина шестого века, хотя точная дата производства до сих пор неизвестна. [3] Монастырь Святой Екатерины был основан византийским императором Юстинианом I в конце своего правления, между 548 и 565 годами. [4] он пользовался императорским покровительством и пожертвованиями Юстиниана и его двора, а икона Христа Вседержителя была одним из многих возможных императорских подарков. [5] Из-за этого принято считать, что он был произведен в византийской столице Константинополе . [6]
Толкование и значение
[ редактировать ]Многие сходятся во мнении, что икона представляет двойственную природу Христа , иллюстрируя черты как человека, так и Бога. [7] возможно, под влиянием последствий вселенских соборов предыдущего столетия в Эфесе и Халкидоне . [8] Черты лица Христа на правой стороне (слева от зрителя) должны олицетворять качества его человеческой природы, а левая сторона (справа от зрителя) представляет его божественность. [9] Его правая рука раскрыта наружу, что означает дар благословения, а левая рука сжимает толстую книгу Евангелия . [10]
Некоторые ученые предполагают, что икона на Синае могла быть возможным изображением Камулианской иконы Христа. [11] или знаменитой иконы Христа у Меловых ворот , [12] изображение, которое было уничтожено дважды во время первой и второй волн византийского иконоборчества — сначала в 726 году, а затем в 814 году — и поэтому его связь с Христом Вседержителем трудно подтвердить. [13]
Описание и производство
[ редактировать ]При высоте 84 см, ширине 45,5 см и толщине 1,2 см икона изначально была выше и шире, пока ее верх и бока не были обрезаны. [14] В остальном есть только одно место с серьезными повреждениями: большая часть волос Христа на его левой стороне, включая левое ухо и плечо. [14] Оригинальная поверхность энкаустики постоянно сохранялась в целом в отличном состоянии. [14]
Как и многие ранние иконы с Синая, Христос Вседержитель был создан с использованием техники, известной как энкаустика — использования краски с горячим воском — которая редко использовалась в византийском мире после иконоборческих споров восьмого и девятого веков. [15] Монастырь на Синае — единственное место в мире, где сохранилось значительное количество энкаустических икон, особенно датируемых еще шестым веком. [16] В период византийского иконоборчества производство православных икон продолжалось на Синае, тогда как в Константинополе они уничтожались. [17]
Выживание после византийского иконоборчества и его последствий
[ редактировать ]Арабы-мусульмане быстро взяли под свой контроль к Левант югу от Таврских гор на территории современной Турции, включая Египет и Синай, разорвав связи монастыря с Константинополем в 640 году. [18] в 726 году положил начало эпохе иконоборчества Таким образом, к тому времени, когда император Лев III , монастырь Святой Екатерины уже почти столетие находился под защитой мусульманского правления и смог пережить разрушительный след иконоборчества. [19] Более того, расположение собора Святой Екатерины в каменистой пустыне Синая, вдали от каких-либо крупных торговых или военных путей, сохраняло религиозное искусство, находившееся в монастыре, в безопасности от набегов, а также от армий завоевателей. [20] Сегодня в монастыре хранится более 2000 икон, датируемых шестым веком и до наших дней. [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джон Гейли, Джордж Форсайт и Курт Вейцманн, Синай и монастырь Святой Екатерины (Гиватаим, Израиль: Массада, 1980), стр. 99.
- ^ Галей, Форсайт, Вейцманн, Синай , с. 92.
- ^ Курт Вейцманн, Монастырь Святой Екатерины на горе Синай, иконы (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1976), стр. 13.
- ^ Галей, Форсайт, Вейцманн, Синай , с. 13.
- ^ Галей, Форсайт, Вайцманн, Синай , 92; Константинос А. Манафес, Синай: Сокровища монастыря Святой Екатерины (Афины: Экдотике Афинон, 1990), с. 93.
- ^ Галей, Форсайт, Вейцманн, Синай, с. 92.
- ^ Манолис Хацидакис и Джерри Уолтерс, «Энкаустическая икона Христа на Синае», The Art Bulletin 49, № 3 (1967): 201; Галей, Форсайт, Вайцманн, Синай , с. 92; Манафес, с. 93; Вайцман, Синай, Иконы , с. 15.
- ^ Манафес, Синай: Сокровища , с. 84; Робин Кормак, Оксфордская история искусства: византийское искусство (Оксфорд: Oxford University Press, 2000), стр. 66.
- ^ Вайцманн, Синай, Иконы , с. 15.
- ^ Хацидакис и Уолтерс, «Энкаустическая икона», с. 201.
- ^ Кормак, Византийское искусство , стр. 78–79; Манафес, Синай: Сокровища , с. 93.
- ^ Хацидакис и Уолтерс, «Энкаустическая икона», с. 202.
- ^ Вайцманн, Синай, Иконы , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Вайцман, Синай, Иконы , с. 13.
- ^ Кормак, Византийское искусство , стр. 111–112.
- ^ Галей, Форсайт, Вейцманн, Синай , с. 91.
- ^ Галей, Форсайт, Вейцманн, Синай , стр. 92–93.
- ^ Галей, Форсайт, Вейцманн, Синай , с. 92.
- ^ Курт Вайцманн, «Мозаика в монастыре Святой Екатерины на горе Синай», Труды Американского философского общества 110, № 6 (декабрь 1966 г.): 405; Галей, Форсайт, Вайцманн, Синай , с. 92; Манафес, Синай: Сокровища , с. 92.
- ^ Вейцманн, «Мозаика в соборе Святой Екатерины», с. 392; Галей, Форсайт, Вайцманн, Синай , с. 49.
- ^ Галей, Форсайт, Вейцманн, Синай , с. 99.
Библиография
[ редактировать ]- Хацидакис, Манолис и Уолтерс, Джерри. «Энкаустическая икона Христа на Синае». Художественный бюллетень 49, № 3 (1967): 197–208.
- Кормак, Робин. Оксфордская история искусства: византийское искусство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000.
- Гейли, Джон, Форсайт, Джордж и Вайцман, Курт. Синай и монастырь Святой Екатерины , Даблдей, Нью-Йорк, 1980 год. ISBN 0385171102
- Манафес, Константинос А. Синай: Сокровища монастыря Святой Екатерины . Афины: Экдотике Афинон, 1990.
- Вайцманн, Курт. «Мозаика в монастыре Святой Екатерины на горе Синай». Труды Американского философского общества 110, № 6 (декабрь 1966 г.): 392–405.
- Вайцманн, Курт. Монастырь Святой Екатерины на горе Синай, Иконы . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1976.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коулман, Саймон; Элснер, Джон. «Путешествие паломника: искусство, архитектура и ритуальное движение на Синае». Мировая археология 26, № 1 (1994): 73–89.
- Нельсон, Роберт С.; Коллинз, Кристен М.; Музей Дж. Пола Гетти. Святой Образ, Святая Земля: Иконы с Синая . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2006.