Jump to content

Изображение Иисуса

Фреска из катакомб Коммодиллы . Одно из первых бородатых изображений Иисуса, конец IV века.

Изображение Иисуса в живописной форме восходит к раннехристианскому искусству и архитектуре , поскольку аниконизм в христианстве был отвергнут в доникейский период . [1] [2] [3] [4] Потребовалось несколько столетий, чтобы достичь общепринятой стандартизированной формы его внешнего вида, которая с тех пор оставалась в основном стабильной. Большинство изображений Иисуса имеют ряд общих черт, которые сейчас почти повсеместно ассоциируются с Иисусом, хотя встречаются и разные варианты.

Традиционный образ полностью бородатого Иисуса с длинными волосами возник около 300 г. н. э., но не утвердился до VI века в восточном христианстве , а гораздо позже – на Западе. Он всегда имел то преимущество, что был легко узнаваем и отличал Иисуса от других фигур, показанных вокруг него, чего также достигало использование крестообразного нимба . Раньше изображения были гораздо разнообразнее.

Изображения Иисуса имеют тенденцию проявлять этнические характеристики, аналогичные характеристикам культуры, в которой изображение было создано. Убеждения в том, что определенные изображения являются исторически аутентичными или приобрели авторитетный статус благодаря церковной традиции, остаются сильными среди некоторых верующих в восточном православии, лютеранстве, англиканстве и римском католицизме. сейчас Туринская плащаница является самым известным примером, хотя Образ Эдессы и Покров Вероники были более известны в средневековые времена. [ не проверено в теле ]

Изображение Иисуса в ранний период было спорным; Региональный Синод Эльвиры в Испании в 306 году в своем 36-м правиле утверждает, что в церквях не должно быть никаких изображений. [5] Позже в церкви Восточной византийское иконоборчество запретило и уничтожило изображения Христа на некоторое время, прежде чем они вернулись в полной силе. 16-го века Во время протестантской Реформации последователи Жана Кальвина , в частности, считали изображения Христа идолопоклонническими и требовали их удаления. [6] Из-за понимания второй из Десяти заповедей большинство протестантов-евангелистов до сих пор избегают демонстрации изображений Иисуса в своих местах поклонения. [7] [8]

Раннее христианство [ править ]

До Константина [ править ]

Резная плита саркофага с изображением Поклонения волхвов из катакомб Рима , III век. Гипсовая повязка с добавлением цвета.

За исключением Иисуса, носящего цицит — кисточки на талите — в Евангелии от Матфея 14:36. [9] и Луки 8:43–44, [10] нет физического описания Иисуса ни в одном из канонических Евангелий . В Деяниях апостолов говорится, что Иисус проявился как «свет с небес», который временно ослепил апостола Павла , но конкретная форма не приводится. В Книге Откровения « автору было видение кого-то подобного Сыну Человеческому » в духовной форме: «одетого в одежду, доходящую до ног, с золотым поясом на груди. Волосы на его голове были бел, как шерсть, и очи Его — как пылающий огонь. Ноги Его — как обожженная медь, раскаленная в печи (...) Лицо Его было, как солнце, сияющее во всем блеске своем» (Откровение 1:12–16, NIV ). Использование в искусстве описания Иисуса из Откровения обычно ограничивалось иллюстрациями самой книги, и ничто в Священном Писании не подтверждает сходство духовной формы с физической формой, которую Иисус принял в своей жизни на Земле.

В первом веке нашей эры многие евреи понимали Исход 20: 4–6 (« Не делай себе никакого кумира ») как запрет на любое изображение людей или животных. Следовательно, ни при жизни Иисуса, ни в последующие десятилетия еврейские общины в Иудее и Галилее не создавали никаких фигурок для еврейских общин или ими. [11] Но отношение к толкованию этой Заповеди менялось на протяжении веков, и к третьему веку некоторые еврейские общины начали заниматься фигурным искусством. Фрески, украшающие интерьер синагоги Дура-Европос (ок. 240 г. н.э.), изображают множество сцен из Танаха . Это самые ранние известные образцы еврейского фигурного искусства. [12] [13]

Во время преследований христиан в Римской империи христианское искусство обязательно было скрытным и двусмысленным, и существовала враждебность к идолам в группе, в которой все еще был большой компонент членов еврейского происхождения, окруженных изощренными языческими изображениями богов и полемизировавших против них. . Ириней (ок. 202 г.), Климент Александрийский (ум. 215), Лактанций (ок. 240–ок. 320) и Евсевий Кесарийский (ок. 339 г.) не одобряли изображения Иисуса. [ нужна ссылка ] 36-е правило неэкуменического Эльвирского Синода в 306 году нашей эры гласит: «Постановлено, чтобы в церквях не было картин и не было нарисовано на стенах то, чему поклоняются или поклоняются». [14] что было истолковано Жаном Кальвином и другими протестантами как запрет на создание изображений Христа. [15] Этот вопрос оставался предметом споров до конца IV века. [16]

Самое раннее сохранившееся христианское искусство относится к концу II — началу IV веков на стенах гробниц, принадлежавших, скорее всего, богатым [17] Христиане в катакомбах Рима , хотя по литературным свидетельствам вполне могли существовать панельные иконы , которые, как и почти вся классическая живопись , исчезли.

Исцеление расслабленного – одно из старейших известных изображений Иисуса. [18] из сирийского города Дура-Европос , датируемый примерно 235 годом.

Первоначально Иисус был представлен косвенно с помощью символов -пиктограмм, таких как ихтис (рыба), павлин или якорь ( лабарум или Чи-Ро были более поздним развитием). Ставрограмма , по-видимому, была очень ранним изображением распятого Иисуса в священных текстах. Позднее использовались персонифицированные символы, в том числе Иона , чьи три дня во чреве кита были прообразом интервала между смертью Христа и воскресением ; Даниил во рву со львом; или Орфей, очаровывающий животных. [19] Образ « Доброго пастыря », безбородого юноши в пасторальных сценах, собирающего овец, был наиболее распространенным из этих изображений и, вероятно, не понимался как портрет исторического Иисуса в этот период. [20] Он продолжает классический Криофор («фигуру барана»), а в некоторых случаях может также представлять Пастыря Гермы , популярное христианское литературное произведение II века. [21]

Среди самых ранних изображений, явно предназначенных для непосредственного изображения самого Иисуса, многие изображают его младенцем, которого обычно держит на руках мать, особенно в « Поклонении волхвов» , рассматриваемом как первая теофания или проявление воплощенного Христа миру в целом. . [22] Самый старый известный портрет Иисуса, найденный в Сирии и датированный примерно 235 годом, изображает его как безбородого молодого человека с властной и достойной осанкой. Он изображен с коротко остриженными волосами, в тунике и мантии — обычном мужском одеянии для большей части греко-римского общества, похожем на то, что можно увидеть на рисунках в синагоге Дура-Европос. [23]

Появление Иисуса имело некоторые богословские последствия. Хотя некоторые христиане считали, что Иисус должен иметь красивую внешность молодого классического героя, [24] и гностики были склонны думать, что он мог изменить свою внешность по своему желанию, в качестве доказательства чего они приводили встречу в Эммаусе . [25] другие, в том числе отцы церкви Иустин (ум. 165) и Тертуллиан (ум. 220), считали, следуя Исаии 53:2, что появление Христа не было ничем примечательным: [26] «У него не было ни формы, ни красоты, чтобы мы могли смотреть на него, ни красоты, чтобы мы могли наслаждаться им». Но когда примерно в 180 году язычник Цельс высмеивал христианскую религию за то, что у нее был безобразный Бог, Ориген (ум. 248) процитировал Псалом 45:3: «Препояшь меч твой на бедре твоем, сильный, красотой и справедливостью твоей». [27] Позже акценты ведущих христианских мыслителей изменились; Иероним (ум. 420) и Августин Гиппонский (ум. 430) утверждали, что Иисус, должно быть, был идеально красив лицом и телом. Для Августина он был «красив, как ребенок, прекрасен на земле, прекрасен на небесах».

Бородатый Иисус между Петром и Павлом, Катакомбы Марцеллина и Петра , Рим. Вторая половина IV в. Такие работы «впервые представляют нам полностью сформировавшийся образ Христа в величии, который будет доминировать в византийском искусстве». [28] Подробности о Христе смотрите в этом файле .
Христос Пантократор в римской мозаике в церкви Санта-Пуденциана , Рим, ок. 400–410 гг. н. э. во времена Западной Римской империи .

Начиная с III века, первыми повествовательными сценами из Жизни Христа, которые можно ясно увидеть, являются Крещение Христа , написанное в катакомбах примерно в 200 году. [29] и чудо воскрешения Лазаря , [30] оба из которых можно ясно идентифицировать по включению голубя Святого Духа в Крещения и вертикального, обернутого пеленой тела Лазаря. Другие сцены остаются двусмысленными — пир агапе может быть задуман как Тайная вечеря , но до развития общепризнанного физического облика Христа и таких атрибутов, как нимб , невозможно сказать, поскольку титулы или подписи используются редко. Сохранилось несколько сцен из «Дела Христа» около 235 года из церкви Дура-Европос на персидской границе Империи. В IV веке стало изображаться гораздо большее количество сцен. [31] обычно Христос изображается молодым, безбородым и с короткими волосами, не доходящим до плеч, хотя есть значительные вариации. [32]

Старейшая сохранившаяся панельная икона Христа Вседержителя , энкаустика на панели , ок. VI век, демонстрирующий внешний вид Иисуса, который сразу узнают и сегодня.

Иногда Иисуса изображают творящим чудеса с помощью жезла. [33] как на дверях Санта-Сабины в Риме (430–432). Он использует жезл , чтобы превратить воду в вино , умножить хлеб и рыбу и воскресить Лазаря . [34] На изображении исцеления он только возлагает руки . Считается, что палочка является символом власти. Юноша с обнаженным лицом и жезлом может указывать на то, что некоторые ранние христиане считали Иисуса волшебником или чудотворцем. [35] [36] До II века не было найдено ни одного произведения искусства, изображающего Иисуса с жезлом. Некоторые ученые предполагают, что Евангелие от Марка , Тайное Евангелие от Марка и Евангелие от Иоанна (так называемое Евангелие Знамений ) изображают такого чудотворца, волшебника, волхва или Божественного человека. [37] Только апостол Петр также изображен в древнем искусстве с жезлом. [36] Однако исследование Ли М. Джефферсона показало, что изображение Иисуса с жезлом - это не попытка изобразить Иисуса как волшебника или пользователя магии, а, скорее, продолжение библейской традиции посоха Моисея. Также утверждается, что ранние христиане решительно отвергали магию и все, что с ней связано. [38]

Другое изображение, появившееся в конце III или начале IV века, изображало Иисуса с бородой и через несколько десятилетий могло быть очень близко к традиционному типу, который появился позже. [39] Говорят, что это изображение по-разному опирается на имперские образы, тип классического философа, [40] и что Зевс , лидер греческих богов, или Юпитер , его римский эквивалент, [41] и защитник Рима. По словам историка искусства Пола Занкера, бородатый тип с самого начала имеет длинные волосы и относительно длинную бороду (контрастируя с короткой «классической» бородой и волосами, всегда дарованными Святому Петру и большинству других апостолов); [42] это изображение особенно связано с «харизматическими» философами, такими как Евфрат Стоик , Дион Прусский и Аполлоний Тианский , некоторые из которых, как утверждалось, творили чудеса. [43]

После самых ранних примеров ок. 300, это изображение в основном используется для иератических изображений Иисуса, а в сценах из его жизни чаще используется безбородый юношеский шрифт. [44] Тенденция старых ученых, таких как Тэлбот Райс, рассматривать безбородого Иисуса как связанного с «классическим» художественным стилем, а бородатого как олицетворяющего «восточный» образ Иисуса, заимствованный из древней Сирии, Месопотамии и Персии, кажется невозможным поддержать и не особенность в более поздних анализах. Точно так же попытки связать на последовательной основе объяснение типа, выбранного в конкретной работе, с различными богословскими взглядами того времени не увенчались успехом. [45] Начиная с III века, некоторые христианские лидеры, такие как Климент Александрийский , рекомендовали мужчинам-христианам носить бороды. [46] Центральный пробор также наблюдался с самого начала и также ассоциировался с длинноволосыми философами.

Христос как Император, одетый в военную форму и сокрушающий змея, олицетворяющего сатану . «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанна 14:6) – гласит надпись. Равенна , после 500

После Константина [ править ]

С середины IV века, после того как христианство было узаконено Миланским эдиктом в 313 году и завоевало императорское расположение, появился новый ряд изображений Христа-Царя . [47] используя любой из двух физических типов, описанных выше, но принимая костюм и часто позы императорской иконографии . Они развились в различные формы Христа в Величестве . Некоторые ученые отвергают связь между политическими событиями и развитием иконографии, рассматривая это изменение как чисто богословское, возникшее в результате смещения понятия и титула Пантократора («Владыка всего») от Бога-Отца (до сих пор не изображенного в искусство) ко Христу, которое было развитием того же периода, возможно, под руководством Афанасия Александрийского (ум. 373). [48]

Другое изображение основано на классических изображениях философов, которых часто изображали в образе юных «интеллектуальных вундеркиндов » в римских саркофагах; изображение Traditio Legis изначально использует этот тип. [49] Постепенно Иисус стал изображаться старше, и в течение V века образ с бородой и длинными волосами, теперь уже с крестообразным нимбом , стал доминировать, особенно в Восточной Империи . В самом раннем большом Нового Завета мозаичном цикле , в Сант-Аполлинаре Нуово , Равенна (ок. 520 г.), Иисус безбородый на протяжении всего периода своего служения до сцен Страстей , после чего он показан с бородой. [50]

Добрый Пастырь, теперь четко отождествляемый с Христом, с нимбом и часто в богатых одеждах, все еще изображается, как, например, на апсиды мозаике церкви Санти Косма и Дамиано в Риме, где двенадцать апостолов изображены в виде двенадцати овец под императорским Иисусом. или в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне.

Как только бородатый и длинноволосый Иисус стал общепринятым изображением Иисуса, черты его лица постепенно начали стандартизироваться, хотя этот процесс длился, по крайней мере, до VI века в Восточной Церкви и гораздо дольше на Западе, где чисто выбритый Иисусы были распространены до 12 века, несмотря на влияние византийского искусства . Но к позднему средневековью борода стала почти повсеместной, и когда Микеланджело изобразил чисто выбритого Аполлоноподобного Христа на своей фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1534–1541), он подвергся постоянным нападкам в контрреформационной атмосфере Рима. для этого, а также для других вещей. [51]

Французский ученый Поль Виньон перечислил пятнадцать сходств или «признаков» между большинством икон Иисуса после этого момента, особенно в иконах «Христа Пантократора» («Всемогущего Мессии»). [52] [ не удалось пройти проверку ] Он утверждает, что это связано с тем, что изображение Эдессы (которое, как он утверждает, идентично Туринской плащанице ) стало доступно художникам через Константинополь. [53] [ не удалось пройти проверку ] Конечно, изображения, которые, как полагают, имеют чудесное происхождение, или Одигитрия , которая, как полагают, представляет собой портрет Марии из жизни святого Луки , широко считались авторитетными в период раннего средневековья и сильно повлияли на изображения. В восточном православии форма изображений рассматривалась и в значительной степени считается откровенной истиной, имеющей статус, почти равный Священному Писанию, а цель художников — копировать более ранние изображения без оригинальности, хотя стиль и содержание изображений действительно меняются. немного со временем. [54]

Что касается исторического облика Иисуса, то в одном из возможных переводов Первого послания апостола Павла к Коринфянам Павел призывает христиан, живших в Коринфе первого века , не носить длинные волосы. [55] В одном из ранних комментариев Пелагия (ок. 354 г. н. э. – ок. 420/440 г. н. э.) говорится: «Павел жаловался, потому что мужчины суетились из-за своих волос, а женщины выставляли напоказ свои локоны в церкви. Это было не только бесчестно для них, но и было также подстрекательством к блуду». [56] Некоторый [ ВОЗ? ] предположили, что Иисус и/или Павел были назореями , временный обет, во время которого волосы не стричься. [ нужна ссылка ] Критики [ ВОЗ? ] подчеркните, что в то время длинные волосы у мужчин считались постыдными, как утверждает Павел в 1 Коринфянам 11:14. Иисус был практикующим евреем, поэтому, по-видимому, у него была борода. [ нужна ссылка ]

Поздние периоды [ править ]

Христос в величии , все еще без бороды, из английской иллюминированной рукописи XII века .

К V веку стали появляться изображения Страстей , возможно, отражающие изменение богословских взглядов ранней Церкви. [57] VI века Евангелия Раббулы включают в себя некоторые из самых ранних сохранившихся изображений распятия и воскресения. [57] К VI веку бородатое изображение Иисуса стало стандартом на Востоке , хотя Запад , особенно в Северной Европе, продолжал смешивать бородатые и безбородые изображения в течение нескольких столетий. Изображение с вытянутым лицом, длинными прямыми каштановыми волосами, разделенными посередине, и миндалевидными глазами демонстрирует последовательность от VI века до наших дней. Возникли различные легенды, которые, как считалось, подтверждают историческую точность стандартного изображения, например, изображение Эдессы , а затем и Покрова Вероники . [58]

Частично для того, чтобы облегчить распознавание сцен, повествовательные изображения Жизни Христа все больше сосредотачивались на событиях, отмечаемых в главные праздники церковного календаря , и на событиях Страстей, пренебрегая чудесами и другими событиями публичного служения Иисуса, за исключением для воскрешения Лазаря , где завернутое в мумию тело было изображено стоящим вертикально, что давало безошибочную визуальную подпись. [59] Крестообразный нимб носил только Иисус (и другие лица Троицы), тогда как простые нимбы отличали Марию, Апостолов и других святых, помогая зрителю читать все более населенные сцены. [59]

Период византийского иконоборчества служил барьером для развития на Востоке, но к IX веку искусство снова было разрешено. Преображение Иисуса было главной темой на Востоке, и каждый восточно-православный монах, обучавшийся иконописи , должен был доказать свое мастерство, написав икону Преображения. [60] Однако, в то время как западные изображения все больше стремятся к реализму , в восточных иконах недостаточное внимание к перспективе и изменения в размере и пропорциях изображения направлены на выход за пределы земной реальности к духовному смыслу. [61]

XIII век стал свидетелем поворотного момента в изображении могущественного образа Кириоса Иисуса как чудотворца на Западе , поскольку францисканцы начали подчеркивать смирение Иисуса как при его рождении, так и при его смерти через вертеп, а также через распятие. [62] [63] [64] Францисканцы подошли к обоим концам этого спектра эмоций, и по мере того, как радость Рождества Христова добавлялась к агонии распятия, возник совершенно новый спектр эмоций, который оказал широкое культурное влияние на образ Иисуса на протяжении столетий после этого. [62] [64] [65] [66]

«Христос, несущий крест» , 1580 год, картина Эль Греко , чье искусство отражает как его корни в греческих православных традициях, так и католическую контрреформацию.

После Джотто и Фра Анджелико другие систематически разрабатывали лаконичные изображения, сосредоточенные на изображении Иисуса с идеальной человеческой красотой, в таких работах, как Леонардо да Винчи » «Тайная вечеря , возможно, первая Высокого Возрождения . картина [67] [68] Изображения Иисуса теперь основывались на классической скульптуре, по крайней мере, в некоторых позах. Однако считалось, что Микеланджело зашел слишком далеко в своем безбородом Христе в своей фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле , очень явно адаптировавшей классические скульптуры Аполлона , и по этому пути редко следовали другие художники.

Высокое Возрождение совпало с началом протестантской Реформации , которая, особенно в первые десятилетия своего существования , яростно выступала против почти всех публичных религиозных изображений как идолопоклоннических , и огромное их количество было уничтожено. Постепенно изображения Иисуса стали приемлемыми для большинства протестантов в различных контекстах, особенно в повествовательных контекстах, например, в виде книжных иллюстраций и гравюр, а затем и в более крупных картинах. Протестантское искусство продолжило ставшее стандартным изображение внешнего вида Иисуса. Между тем, католическая Контрреформация вновь подтвердила важность искусства в содействии вероисповеданию верующих и поощряла создание новых изображений Иисуса или включая его в огромных количествах, продолжая также использовать стандартные изображения.

В 17 веке некоторые писатели, такие как Томас Браун в своей «Эпидемической псевдодоксии», критиковали изображения Иисуса с длинными волосами. Хотя некоторые ученые считали, что Иисус носил длинные волосы, потому что он был назореем и поэтому не мог стричься, Браун утверждает, что «что наш Спаситель был назореем такого рода, у нас нет оснований это определять; ибо он пил вино и поэтому был прозванный фарисеями Винопийцем, он приблизился и к мертвым, как воскресив из смерти Лазаря и дочь Иаира». [69]

К концу XIX века появились новые сообщения о чудесных изображениях Иисуса, которые продолжают привлекать к себе значительное внимание, например, , сделанная Секондо Пиа фотография Туринской плащаницы в 1898 году , одного из самых противоречивых артефактов в истории, которая во время своего майского показа В 2010 году экспозицию посетило более 2 миллионов человек. [70] [71] [72] Другое изображение Иисуса 20-го века, а именно изображение Божественного Милосердия, основанное на Фаустины Ковальской, имеет более 100 миллионов последователей. видении [73] [74] Первое кинематографическое изображение Иисуса было в фильме 1897 года «Страсти Христовы», снятом в Париже, который длился 5 минут. [75] [76] После этого в кинематографических изображениях Иисус по-прежнему изображался с бородой в стандартном западном изображении, напоминающем традиционные изображения. [77]

Сцена из документального фильма «Супер размер меня» показала, что американские дети не могут найти общее изображение Иисуса, несмотря на то, что узнают других фигур, таких как Джордж Вашингтон и Рональд Макдональд . [78]

Обычные изображения [ править ]

Традиционные изображения Христа, развитые в средневековом искусстве, включают повествовательные сцены из жизни Христа и многие другие традиционные изображения:

Общие повествовательные сцены из жизни Христа в искусстве включают:

К религиозным изображениям относятся:

Диапазон изображений [ править ]

XVIII века. Эфиопское изображение Иисуса

В некоторых местных традициях сохранились разные изображения, иногда отражающие местные расовые особенности, как и католические и православные изображения. Коптская церковь Египта отделилась в V веке и имеет характерное изображение Иисуса, соответствующее коптскому искусству . Эфиопская церковь , также коптская, развивалась на коптских традициях, но изображает Иисуса и всех библейских персонажей с эфиопской внешностью своих членов. [ нужна ссылка ] Другие традиции в Азии и других странах также показывают расу Иисуса как расу местного населения (см. китайское изображение в галерее ниже).

В наше время такие вариации стали более распространенными, но изображения, соответствующие традиционному изображению как во внешнем виде, так и в одежде, по-прежнему доминируют, что, возможно, удивительно. В Европе местные этнические тенденции в изображениях Иисуса можно увидеть, например, в испанской, немецкой или ранненидерландской живописи , но почти всегда более ярко выражены окружающие фигуры. Например, Дева Мария после видения, о котором сообщила Бригитта Шведская , часто изображалась со светлыми волосами, но волосы Христа очень редко были бледнее светло-каштановых.

Некоторые средневековые западные изображения, обычно Собрания в Эммаусе , где ученики его сначала не узнали (Лк.24.13–32), изображали Иисуса в еврейской шапке . [79]

Продолжительность: 19 секунд.
Модель компьютерной графики, созданная в 2001 году, изображала цвет кожи Иисуса более темным и оливковым, чем его традиционные изображения в западном искусстве.

В 2001 году в телесериале « Сын Божий» был использован один из трех еврейских черепов первого века из ведущего отдела судебной медицины Израиля, чтобы по-новому изобразить Иисуса. [80] Лицо было создано с использованием судебной антропологии Ричардом Нивом , бывшим художником-медиком из Отделения искусств в медицине Манчестерского университета . [81] Лицо, построенное Нивом, предполагало, что у Иисуса было широкое лицо и большой нос, и значительно отличалось от традиционных изображений Иисуса в искусстве эпохи Возрождения. [82] Дополнительную информацию о цвете кожи и волосах Иисуса предоставил Марк Гудакр , исследователь Нового Завета и профессор Университета Дьюка. [82]

Использование изображений из синагоги третьего века — самых ранних изображений еврейского народа. [83] — Гудакр предположил, что цвет кожи Иисуса должен был быть темнее и смуглее, чем его традиционный западный образ. Он также предположил, что у него были бы короткие вьющиеся волосы и коротко подстриженная борода. [84] Хотя это и совершенно умозрительно, как и лицо Иисуса, [81] Результат исследования показал, что кожа Иисуса была скорее оливкового цвета, чем белого или черного. [82] и что он выглядел бы как типичный галилеянский семит. Среди высказанных замечаний было то, что в Библии записано, что ученик Иисуса Иуда должен был указать на него тем, кто арестовал его в Гефсимании . Подразумеваемый аргумент состоит в том, что если бы внешность Иисуса заметно отличалась от внешности его учеников, то его было бы относительно легко идентифицировать. [84]

Чудесные изображения Иисуса [ править ]

сделанной Секондо Пиа Негатив фотографии Туринской плащаницы, в 1898 году . Многие христиане верят, что это изображение — Святой Лик Иисуса .

Однако есть некоторые изображения, которые, как утверждается, реалистично показывают, как выглядел Иисус. Одна ранняя традиция, записанная Евсевием Кесарийским , гласит, что Иисус однажды умыл лицо водой, а затем вытер его тканью, оставив на ткани запечатленное изображение своего лица. Оно было послано им царю Эдессы Абгару , который послал посланника с просьбой к Иисусу прийти и исцелить его от болезни. Это изображение, получившее название Мандилион или Образ Эдессы , появляется в истории около 525 года. многочисленные реплики этого « нерукотворного изображения В обращении остаются ». Есть также иконные композиции с изображением Иисуса и Марии, которые, как традиционно полагают многие православные, возникли на картинах Евангелиста Луки .

В настоящее время известно изображение на Туринской плащанице , записи которой относятся к 1353 году. Плащаница вызывает споры, и ее точное происхождение остается предметом споров. [85] Туринскую плащаницу уважают христиане нескольких традиций, в том числе баптисты, католики, лютеране, методисты, православные, пятидесятники и пресвитериане. [86] Это одно из католических богослужений, одобренных Святым Престолом, посвященное Святому Лику Иисуса , теперь используется изображение лица на плащанице, как оно появилось на негативе фотографии, сделанной фотографом-любителем Секондо Пиа в 1898 году. [87] [88] Изображение не может быть четко видно на самой плащанице невооруженным глазом, и это удивило Пиа до такой степени, что он сказал, что чуть не уронил и не разбил фотопластину, когда впервые увидел на ней проявленное негативное изображение вечером 28 мая 1898 года. . [88]

До 1898 года в предании Святому Лику Иисуса использовалось изображение, основанное на Покрове Вероники , где легенда повествует, что Вероника из Иерусалима встретила Иисуса на Виа Долороза по пути на Голгофу . Когда она остановилась, чтобы вытереть пот с лица Иисуса своей вуалью, изображение отпечаталось на ткани. Утверждение этих изображений как католических религиозных обрядов восходит к сестре Марии Святого Петра и преподобному Лео Дюпону, которые начали и продвигали их с 1844 по 1874 год в Туре во Франции, а также сестре Марии Пьерине де Микели, которая связала изображение с Туринской плащаницы с преданность в 1936 году в Милане, Италия.

«Спас Нерукотворный», новгородская икона ок. 1100 г. по византийской модели.

Очень популярным изображением 20-го века среди католиков и англиканцев является изображение Божественного Милосердия . [89] который был одобрен Папой Иоанном Павлом II в апреле 2000 года. [90] Изображение Божественного Милосердия официально используется в праздновании Воскресенья Божественного Милосердия и почитается более чем 100 миллионами католиков, которые следуют этому обряду. [74] Изображение не является частью Acheiropoieta, поскольку оно было изображено современными художниками, но, как говорят, образец изображения был чудесным образом показан святой Фаустине Ковальской в ​​видении Иисуса в 1931 году в Плоцке , Польша. [90]

Фаустина записала в своем дневнике, что ей явился Иисус и попросил «нарисовать изображение по образцу, который ты видишь». [90] [91] Фаустина в конце концов нашла художника ( Евгения Казимеровского ), который изобразил образ Божественного Милосердия Иисуса с правой рукой, поднятой в знак благословения, а левой рукой, касающейся одежды возле его груди, с двумя большими лучами, одним красным, другим белыми исходящими лучами. из глубины его сердца. [91] [92] После смерти Фаустины это изображение нарисовали ряд других художников, причем изображение Адольфа Хилы было одним из наиболее воспроизводимых. [93]

Уорнер Саллман заявил, что «Глава Христа» была результатом «чудесного видения, которое он получил поздно ночью», заявив, что «ответ пришел в 2 часа ночи января 1924 года» как «видение в ответ на мою молитву Богу в отчаянная ситуация». [94] Глава Христа почитается в Коптской Православной Церкви . [95] после того, как двенадцатилетний Исаак Аюб, у которого диагностировали рак, увидел глаза Иисуса на картине , проливающие слезы; о. Исхак Солиман из коптской церкви Св. Марка в Хьюстоне в тот же день «свидетельствовал о чудесах», а на следующий день «доктор Атеф Ризкалла, семейный врач, осмотрел юношу и подтвердил, что у него нет следов лейкемии». ". [96]

С епископского одобрения епископа Порт-Саида Тадроса и епископа Каира Юханны « Голова Христа Салмана была выставлена ​​в Коптской церкви», и «более пятидесяти тысяч человек» посетили церковь, чтобы увидеть ее. [96] Кроме того, несколько религиозных журналов объясняли «силу изображения Саллмана», документируя такие случаи, как охотники за головами отпускали бизнесмена и убегали, увидев изображение, «вор, который прекратил свое преступление, когда увидел главу Христа на живом теле». стена комнаты», и обращение неверующих в христианство на смертном одре. [97] Будучи чрезвычайно успешным произведением христианского популярного религиозного искусства , [98] К концу 20 века он был воспроизведен более полумиллиарда раз по всему миру. [99]

Примеры [ править ]

Скульптура [ править ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Филип Шафф, комментируя Иринея, писал: «Следует отметить это порицание изображений как гностическую особенность и как языческое извращение». Сноска 300 к Contr. Ее. .I.XXV.6. АНФ
  2. ^ Синод Эльвиры , «Картины не следует размещать в церквях, чтобы они не стали объектами поклонения и обожания», 306 г. н. э., Канон 36.
  3. ^ Китцингер, Эрнст , «Культ изображений в эпоху до иконоборчества», Dumbarton Oaks Papers , Vol. 8, (1954), стр. 83–150, Думбартон-Оукс, Попечители Гарвардского университета, JSTOR
  4. ^ «Ранняя церковь аниконического спектра» . Вестминстерский богословский журнал . 83 (1): 35–47. ISSN   0043-4388 . Проверено 2 марта 2022 г.
  5. ^ Лиза Морис, Screening Divinity , издательство Эдинбургского университета, Шотландия, 2019, стр. 30
  6. ^ Робин М. Дженсен, Крест: история, искусство и противоречия , издательство Гарвардского университета, США, 2017, стр. 185
  7. ^ Кэмерон Дж. Андерсон, Верный художник: взгляд на евангелизм и искусство , InterVarsity Press, США, 2016, стр. 124
  8. ^ Дуг Джонс, Звук поклонения , Тейлор и Фрэнсис, Абингдон-на-Темзе, 2013, стр. 90
  9. ^ Мэтью 14:46
  10. ^ Луки 8: 43–44.
  11. ^ Тейлор, Джоан Э. (2018). Как выглядел Иисус? . Лондон: Bloomsbury T&T Clark. п. 1-14. ISBN  978-0-567-67150-9 .
  12. ^ Гарольд В. Аттридж , Гохей Хата и др. Евсевий, христианство и иудаизм . Уэйн, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна, 1992. стр. 283–284.
  13. ^ Бэрд, Дженнифер А. (2018). Дура-Европос . Археологические истории. Лондон Нью-Йорк Оксфорд Нью-Дели Сидней: Bloomsbury Academic. п. 139-141. ISBN  978-1-4725-2365-5 .
  14. Английский перевод найден в Католическом университете Америки, по состоянию на 5 сентября 2012 г. [1]
  15. ^ Джона Кальвина, Институты христианской религии Книга 1, Глава V. Раздел 6.
  16. ^ Хеллемо, стр. 3–6, и Картлидж и Эллиотт, 61 (цитата Евсевия) и passim . Климент одобрил использование символических пиктограмм.
  17. ^ Вторая церковь: популярное христианство 200–400 гг. н.э. , Рамсей Макмаллен, Общество библейской литературы, 2009 г.
  18. ^ Маккей, Джон; Хилл, Беннетт (2011). История мировых обществ, сводный том (9-е изд.). США: Макмиллан. п. 166. ИСБН  978-0-312-66691-0 . Проверено 5 августа 2013 г.
  19. Орфей как символ Давида уже встречался в эллинизированном еврейском искусстве. Холл, 66
  20. ^ Синдикус, 21–3.
  21. ^ Картлидж и Эллиотт, 53–55. См. также «Два лица Иисуса» Робина М. Дженсена, «Bible Review» , 17.8, октябрь 2002 г., и «Понимание раннего христианского искусства» Робина М. Дженсена, Routledge, 2000 г.
  22. ^ Холл, 70–71.
  23. ^ Тернер, Кэти (2022). «Одежда и платье во времена Иисуса». Bloomsbury CJL (1-е изд.). Издательство Блумсбери. дои : 10.5040/9781350928077.003 . ISBN  978-1-350-92807-7 .
  24. ^ Занкер, 299
  25. ^ Каждый, Джордж; Христианская мифология , с. 65, Хэмлин, 1988 г. (1-е изд. 1970 г.) ISBN   0-600-34290-5
  26. ^ Синдикус, 92
  27. ^ Картлидж и Эллиотт, 53 — это 44-й псалом в латинской Вульгате ; В английских переводах Библии отдаются предпочтение словам «слава» и «величие».
  28. ^ Занкер, 302.
  29. ^ Шиллер, I 132. Изображение взято из склепа Люцины в Катакомбах_Сан_Каллисто . Есть ряд других изображений III века.
  30. Написано более 40 раз в катакомбах Рима с начала III века, а также на саркофагах. Как и в случае с Крещением , некоторые ранние примеры взяты из Галлии . Шиллер, I, 181
  31. ^ Синдикус, 94–95.
  32. ^ Синдикус, 92–93, Изображения катакомб.
  33. ^ «Католическая энциклопедия: Портреты апостолов» . Проверено 10 августа 2008 г.
  34. ^ Картлидж и Эллиотт, 60 лет.
  35. Два лица Иисуса Робина М. Дженсена, Bible Review, 17.8, октябрь 2002 г.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Новая католическая энциклопедия: Портреты апостолов
  37. Иисус, волшебник Мортона Смита, Harper & Row, 1978.
  38. ^ Джефферсон, Ли М. (2020). «Иисус-волшебник? Почему Иисус держит жезл в раннехристианском искусстве» . Библиотека Общества библейской археологии . Проверено 25 февраля 2024 г.
  39. ^ Занкер, 302
  40. ^ Занкер, 300–303, который довольно пренебрежительно относится к другому происхождению этого типа.
  41. ^ Синдикус, 93
  42. ^ Картлидж и Эллиотт, 56–57. У Святого Павла часто длинная борода, но короткие волосы, как на катакомбной фреске. Святой Иоанн Креститель также часто носит длинные волосы и бороду и часто сохраняет в более позднем искусстве густые лохматые или волнистые длинные волосы, которые можно увидеть на некоторых из самых ранних изображений Иисуса и на изображениях философов харизматического типа.
  43. ^ Занкер, 257–266 о харизматиках; 299–306 о прообразе Христа.
  44. ^ Занкер, стр. 299, примечание 48 и 300. [2] . См. также Картлидж и Эллиотт, 55–61.
  45. ^ Грабарь, 119
  46. ^ Занкер, 290
  47. ^ Syndicus, 92–97, хотя изображения Христа-Царя встречаются и в предыдущем веке - Хеллемо, 6.
  48. ^ Hellemo, 7–14, в частности, цитируя К. Бергера.
  49. ^ Занкер, 299. Занкер дает полный отчет о развитии образа Христа на стр. 289–307.
  50. ^ Две части цикла находятся на противоположных стенах нефа; Талбот Райс, 157. Библиотека Бриджмана. Архивировано 11 марта 2012 года в Wayback Machine.
  51. ^ «Страшный суд» , Эсперанка Камара, Академия Хана; Блант Энтони , Художественная теория в Италии, 1450–1600 , 112–114, 118–119 [1940] (ссылки на издание 1985 года), OUP , ISBN   0198810504
  52. ^ Плащаница Христова («знаки») Поля Виньона, Пола Тайса (2002 – ISBN   1-885395-96-5 )
  53. ^ Плащаница Христова («Константинополь») Поля Виньона, Пола Тайса, соч. цит.
  54. ^ Григг, 5–7
  55. ^ Что касается альтернативного перевода NIV 1 Коринфянам 11:7 и в соответствии с современными интерпретациями Нового Завета, Уолвурд и Цук отмечают: «Альтернативный перевод на полях NIV, который интерпретирует покрытие мужчины как длинные волосы, во многом основан Однако маловероятно, что именно об этом говорилось в стихе 4». Джон Ф. Уолворд и Рой Б. Зак, редакторы, «Комментарий к познанию Библии: Новый Завет» , «1 Коринфянам 11:4», (Wheaton: Victor Books, 1983)
  56. ^ Институт классических христианских исследований (ICCS) и Томас Оден, ред., Серия древних христианских комментариев , «1 Коринфянам 1:4» (Westmont: Inter-Varsity Press, 2005), ISBN   0-8308-2492-8 . Гугл Книги
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Новый Вестминстерский словарь истории церкви Роберта Бенедетто, 2006 г. ISBN   0-8264-8011-X стр. 51–53.
  58. ^ Дженсен, Робин М. (2010). «Иисус в христианском искусстве». В Беркетте, Делберт (ред.). Спутник Иисуса из Блэквелла . Джон Уайли и сыновья. стр. 477–502. ISBN  978-1-4443-5175-0 .
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Иконография христианского искусства, Vol. I , Г. Шиллер, 1971, Лунд Хамфрис, Лондон. рис. 150–53, 346–54. ISBN   0-85331-270-2 стр. 181–184.
  60. ^ Образ Бога-Отца в православном богословии и иконографии Стивена Бигэма, 1995 г. ISBN   1-879038-15-3, стр. 226–227.
  61. Архимандрит Василий Ставроникитский , «Иконы как литургические аналогии» в «Вступительной песне: литургия и жизнь в Православной церкви» 1997 г. ISBN   978-0-88141-026-6 стр. 81–90
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Образ Святого Франциска работы Розалинды Б. Брук, 2006 г. ISBN   0-521-78291-0 стр. 183–184.
  63. ^ Традиция католической молитвы Кристиана Рааба, Гарри Хагана, Св. Мейнрада Арчабби, 2007 г. ISBN   0-8146-3184-3 стр. 86–87.
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жизнеспособность христианской традиции , Джордж Фингер Томас, 1944 г. ISBN   0-8369-2378-2 стр. 110–112.
  65. ^ La vida Sacra: современное латиноамериканское сакраментальное богословие Джеймса Л. Эмперера, Эдуардо Фернандеса, 2006 г. ISBN   0-7425-5157-1 стр. 3–5.
  66. ^ Филиппины Лили Роуз Р. Топе, Детч П. Нонан-Меркадо, 2005 г. ISBN   0-7614-1475-4 стр. 109
  67. ^ Опыт искусства вокруг нас Томаса Бузера, 2005 г. ISBN   978-0-534-64114-6 стр. 382–383
  68. ^ Леонардо да Винчи, Тайная вечеря: космическая драма и акт искупления Майкла Ладвейна, 2006, стр. 27, 60.
  69. ^ Браун, Томас. Работы Томаса Брауна Том. 2 . Гутенберг.
  70. ^ Артур Барнс, 2003 Туринская Плащаница Кессинджер Пресс ISBN   0-7661-3425-3 стр. 2–9.
  71. Уильям Мичем, Аутентификация Туринской плащаницы: проблема археологической эпистемологии , Современная антропология , том 24, № 3, июнь 1983 г.
  72. ^ «Зенит, 5 мая 2010 года» . Зенит.орг. 5 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2012 года . Проверено 4 ноября 2011 г.
  73. ^ Кэтрин М. Оделл, 1998, Фаустина: Апостол Божественного Милосердия OSV Press ISBN   978-0-87973-923-2 стр. 165
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Всегда с тобой» , Бенедикт Грошель, 2010 г. ISBN   978-1-58617-257-2 стр. 548
  75. ^ Вызов серебряного экрана (Исследования в области религии и искусства), Фрик Л. Баккер, 2009 г. ISBN   90-04-16861-3 стр. 1.
  76. ^ Энциклопедия раннего кино Ричарда Эйба, 2005 г. ISBN   0-415-23440-9 стр. 518
  77. ^ Спутник Иисуса из Блэквелла под редакцией Делберта Беркетта, 2010 г. ISBN   1-4051-9362-X с. 526
  78. ^ « «Супер размер меня»: узнавая Иисуса» . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 13 августа 2020 г. .
  79. Английский пример XII века находится в Музее Гетти. Архивировано 7 июня 2010 года в Wayback Machine.
  80. ^ Уэллс, Мэтт (27 марта 2001 г.). «Это настоящее лицо Иисуса Христа?» . Хранитель . Лондон: Гардиан . ISSN   0261-3077 . OCLC   60623878 . Проверено 12 мая 2011 г.
  81. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Легон, Джордан (25 декабря 2002 г.). «Наука и компьютеры — новое лицо Иисуса» . CNN . Проверено 12 мая 2011 г.
  82. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уилсон, Джайлз (27 октября 2004 г.). «Так какого цвета был Иисус?» . Новости Би-би-си . Лондон . Проверено 12 мая 2011 г.
  83. ^ «Эксперты реконструируют лицо Иисуса» . Лондон: CBS . 27 марта 2001 года . Проверено 12 мая 2011 г.
  84. Уильям Мичем, Подтверждение подлинности Туринской плащаницы: проблема археологической эпистемологии , Современная антропология, том 24, № 3, июнь 1983 г.
  85. ^ Преподобный Альберт Р. Дрейсбах (1997). «Туринская плащаница: ее экуменическое значение». Возвращаясь к экуменическому измерению этого священного полотна, это стало для меня совершенно очевидным в ночь на 16 августа 1983 года, когда местные судебные лидеры предложили свое совместное благословение ВЫСТАВКЕ ТУРИНСКОЙ ПЛАВАНИЦЫ и приняли участие в Вечерней службе Святой Плащаницы. Греческий архиепископ, римско-католический архиепископ, епископальный епископ и председательствующий епископ церкви AME собрались перед первым в мире полноразмерным прозрачным плащаницей с подсветкой и присоединились к духовенству, представляющему Ассамблей Божьих, баптистов, лютеран, методистов и пресвитерианцев в удивительный свидетель экуменического единства. По завершении службы Преосвященнейший епископ Греческой Православной епархии Атланты Иоанн повернулся ко мне и сказал: «Большое спасибо, что выбрали наш день». Я не вполне понимал значение его замечания, пока он не объяснил мне, что 16 августа — праздник Святого Мандилиона, посвященный событию в 944 году нашей эры, когда Плащаница была впервые показана публике в Византии после ее прибытия накануне из Эдесса на юго-востоке Турции. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  86. ^ Джоан Кэрролл Круз, 1984, Relics OSV Press ISBN   0-87973-701-8 стр. 49
  87. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энн Болл, Энциклопедия католических преданий и практик, 2003 г. ISBN   0-87973-910-X , стр. 239, 635.
  88. ^ Брокман, Норберт (2011). Энциклопедия священных мест . АВС-КЛИО. п. 140. ИСБН  978-1-59884-654-6 .
  89. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тим Дрейк, 2002, «Святые юбилея», ISBN   978-1-4033-1009-5 стр. 85–95
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ресурс божественного милосердия Ричарда Торретто, 2010 г. ISBN   1-4502-3236-1 «Образ Божественного Милосердия», стр. 84–107.
  91. ^ Кэтрин М. Оделл, 1998, Фаустина: Апостол Божественного Милосердия OSV Press ISBN   978-0-87973-923-2 стр. 63–64
  92. Жития святых Батлера: третье тысячелетие Пола Бернса, Албана Батлера, 2001 г. ISBN   978-0-86012-383-5 стр. 252
  93. ^ Морган, Дэвид (1996). Иконы американского протестантизма: искусство Уорнера Саллмана . Издательство Йельского университета. п. 62. ИСБН  978-0-300-06342-4 . Саллман всегда настаивал на том, что его первоначальный набросок Иисуса был результатом духовного «изображения», чудесного видения, которое он получил однажды поздно ночью. «Ответ пришел в 2 часа ночи января 1924 года», — написал он. «Это пришло как видение в ответ на мою молитву Богу в отчаянной ситуации». Ситуация была в крайнем сроке: Саллману было поручено нарисовать февральскую обложку для Covenant Companion , ежемесячного журнала Евангелической церкви Завета, и на несколько недель у него был творческий кризис. Февральский номер был посвящен христианской молодежи, и задачей Саллмана было представить вдохновляющий образ Христа, который «бросит вызов нашей молодежи». «Я долго размышлял над этим в молитве и медитации, — вспоминал Саллман, — ища что-то, что привлекло бы внимание и передало бы послание христианского Евангелия на обложке».
  94. ^ Отто Ф.А. Мейнардус, доктор философии. (осень 1997 г.). «Богословские проблемы коптской православной инкультурации в западном обществе». Обзор Коптской церкви . 18 (3). ISSN   0273-3269 . Интересный случай инкультурации произошел в понедельник, 11 ноября 1991 года, когда 12-летний Исаак Аюб из Хьюстона, штат Техас, страдающий лейкемией, увидел, что глаза Иисуса на знаменитой Саллмановской « Голове Христа» начали двигаться и выделять маслянистую слизь. жидкие, как слезы. В тот же день о. Исхак Солиман, коптский священник коптской церкви Святого Марка в Хьюстоне, свидетельствовал о чудесах. На следующий день семейный врач доктор Атеф Ризкалла осмотрел юношу и подтвердил отсутствие следов лейкемии. Саллмана Голова Христа была выставлена ​​в Коптской церкви, и церковь посетили более 50 000 человек. Два коптских епископа, Анба Тадрос из Порт-Саида и Анба Юханна из Каира подтвердили эту историю.
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мейнардус, Отто Ф.А. (2006). Христиане в Египте: православные, католические и протестантские общины – прошлое и настоящее . Американский университет в Каире Press. п. 70. ИСБН  978-1-61797-262-1 . Интересный случай инкультурации произошел в понедельник, 11 ноября 1991 года, когда двенадцатилетний Исаак Аюб из Хьюстона, штат Техас, страдающий лейкемией, увидел, что глаза Иисуса в знаменитой Саллмановской «Голове Христа» начали двигаться и пролитие маслянистой жидкости, похожей на слезы. В тот же день о чудесах свидетельствовал отец Исхак Солиман, коптский священник коптской церкви Святого Марка в Хьюстоне. На следующий день семейный врач доктор Атеф Ризкалла осмотрел юношу и подтвердил отсутствие следов лейкемии. Саллмана Голова Христа была выставлена ​​в Коптской церкви, и церковь посетили более пятидесяти тысяч человек. Два коптских епископа, епископ Порт-Саида Тадрос и епископ Каира Юханна, подтвердили эту историю.
  96. ^ Морган, Дэвид (1996). Искусство Уорнера Саллмана . Издательство Йельского университета. п. 192. ИСБН  978-0-300-06342-4 . В статьях, опубликованных в популярные религиозные журналы того времени, явно дидактическим образом собраны воедино несколько анекдотов о силе изображения Саллмана среди небелых, нехристиан и тех, кто демонстрирует неприемлемое поведение. Например, мы читаем о белом бизнесмене, находящемся в отдаленных джунглях, на которого напала злобная группа охотников за головами, которые требуют, чтобы он снял одежду. Просматривая его бумажник, они обнаруживают небольшую репродукцию Христа Саллмана, быстро извиняются, а затем исчезают «в джунглях, не причиняя дальнейшего вреда». Вторая статья рассказывает историю вора, который прекратил свое преступление, когда увидел главу Христа на стене гостиной. Другой рассказывает об обращении еврейской женщины на смертном одре, когда капеллан больницы показывает ей фотографию Саллмана.
  97. ^ Липпи, Чарльз Х. (1994). Быть религиозным по-американски: история популярной религиозности в Соединенных Штатах . Издательская группа Гринвуд. п. 185. ИСБН  978-0-313-27895-2 . Проверено 30 апреля 2014 г. Из них выделяется одна, глубоко впечатлившая американское религиозное сознание: «Голова Христа» художника Уорнера Саллмана (1892–1968). Первоначально набросанная углем в качестве иллюстрации для обложки журнала Шведской евангелической миссии «Завет Америки» Covenant Companion и основанная на изображении Иисуса на картине французского художника Леона Огюстена Лермитта, голова Христа Саллмана была написана в 1940. За полвека он был выпущен более пятисот миллионов раз в различных форматах: от крупномасштабных экземпляров для использования в церквях до экземпляров размером с бумажник, которые люди могли носить с собой всегда.
  98. ^ Блюм, Эдвард Дж.; Харви, Пол (2012). Цвет Христа . Книги прессы UNC. п. 211. ИСБН  978-0-8078-3737-5 . Проверено 30 апреля 2014 г. К 1990-м годам «Голова Христа» Саллмана была напечатана более 500 миллионов раз и приобрела мировой культовый статус.
  99. ^ «Идет строительство новой статуи Иисуса на шоссе I-75» . ВКПО . 15 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2013 года . Проверено 7 сентября 2012 г.

Ссылки [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08a057b34667f80578a400b929c65e3a__1720104780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/3a/08a057b34667f80578a400b929c65e3a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Depiction of Jesus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)