Христос Пантократор
В христианской иконографии Христос Пантократор ( греч . Χριστὸς Пантократор ). [1] представляет собой конкретное изображение Христа . Пантократор или Пантократор , буквально правитель всего , но обычно переводимый как «Всемогущий» или «всемогущий», происходит от одного из многих имен Бога в иудаизме .
Пантократор - это в основном восточно-православная или восточно-католическая богословская концепция и менее распространена под этим именем в латинском католицизме . На Западе эквивалентный образ в искусстве известен как «Христос в величии» , который разработал совсем другую иконографию . Христос Пантократор пришел, чтобы представить Христа как доброжелательного, но в то же время сурового и всемогущего судью человечества.
Когда еврейская Библия была переведена на греческий язык как Септуагинта , Пантократор использовался как для ЯХВЕ Саваофа ( צבאות ), « Господа Воинств » , так и для обозначения ЯХВЕ Саваофа (צבאות). [2] и для Эль-Шаддая « Бог Всемогущий ». [3] В Новом Завете , слово Пантократор используется Павлом один раз ( 2 Кор. 6:18 ) и девять раз в Книге Откровения : 1:8 , 4:8 , 11:17 . 15:3 , 16:7 , 16:14 , 19:6 , 19:15 и 21:22 . Ссылки на Бога-Отца и Бога-Сына в Откровении иногда взаимозаменяемы, но Пантократор , по-видимому, предназначен для Отца, за исключением, возможно, 1:8 .
Значение [ править ]
Самый распространенный перевод Пантократора — «Всемогущий» или «Всемогущий». В этом понимании Пантократор — сложное слово, образованное от греческих слов πᾶς , pas ( GEN παντός pantos ), т.е. «весь». [4] и κράτος , кратос , т.е. «сила», «мощь», «власть». [5] Это часто понимают с точки зрения потенциальной силы; т. е. способность делать что-либо, всемогущество . Христос Пантократор означает Иисуса во славе во время Его второго пришествия, восседающего на престоле .
Другой, более буквальный перевод — «Правитель всего» или, менее буквально, «Поддерживающий мир». В этом понимании Пантократор — это составное слово, образованное от греческого слова «все» и глагола, означающего «совершить что-то» или «поддержать что-то» ( κρατεῖν , kratein ). Этот перевод больше говорит о реальной силе Бога; т. е. Бог делает все (в отличие от того, что Бог может все).
Иконография [ править ]
Икона Христа Пантократора – один из самых распространенных религиозных образов православного христианства. Вообще говоря, в византийском церковном искусстве и архитектуре знаковая мозаика или фреска Христа Пантократора занимает место в центральном куполе церкви, в полукуполе апсиды или на своде нефа . Некоторые ученые (Latourette 1975: 572) считают Пантократора христианской адаптацией изображений Зевса, таких как великая статуя Зевса, восседающего на троне в Олимпии . Легче проследить развитие самых ранних этапов создания иконы по изображениям Римской Империи. [8]
Образ Христа Вседержителя был одним из первых изображений Христа, разработанных в Раннехристианской Церкви , и остается центральной иконой Восточной Православной Церкви . На поясном изображении Христос держит Новый Завет делает жест учения или благословения в левой руке, а правой . Типичный западный Христос в величии — это икона в полный рост. В раннем средневековье на нем обычно изображали Христа в мандорле или другой геометрической рамке, окруженной четырьмя евангелистами или их символами.
Самый старый из известных сохранившихся образцов иконы Христа Пантократора был написан энкаустикой на панели в шестом или седьмом веке и пережил период разрушения изображений во время иконоборческих споров , дважды терзавших Восточную церковь, с 726 по 787 год и с 814 по 842 год. Оно сохранилось в монастыре Святой Екатерины , в глухой пустыне Синая . [9] Оштукатуренная . панель, тонко расписанная воском на деревянной панели, была грубо закрашена вокруг лица и рук примерно в тринадцатом веке При очистке закрашивания в 1962 году выяснилось, что древний образ представляет собой очень качественную икону, вероятно, изготовленную в Константинополе . [10]
Икона, традиционно полукупольная, полукупольная . [11] который также был принят для панельных икон, изображает Христа полностью фронтально, с несколько меланхоличным и суровым видом, с поднятой в благословении правой рукой или, как на ранней энкаустике в монастыре Святой Екатерины, с традиционным риторическим жестом, символизирующим учение. В левой руке - закрытая книга с богато украшенной обложкой, изображающей Крест , символизирующий Евангелие . Икона, где Христос держит раскрытую книгу, называется «Христос Учитель», вариант Пантократора. Христос бородат, его каштановые волосы разделены пробором по центру, а его голова окружена нимбом . Икона обычно имеет золотой фон , сравнимый с позолоченным фоном византийских мозаик .
Часто имя Христа пишется с каждой стороны нимба, как IC и XC . Пальцы Христа изображены в позе, обозначающей буквы IC, X и C, образуя таким образом христограмму ICXC (что означает «Иисус Христос»). IC состоит из греческих символов йота (Ι) и полулунной сигмы (C; вместо Σ, ς) — первой и последней букв слова «Иисус» на греческом языке ( Ἰησοῦς ); в XC буквы — хи (Χ) и снова полулунная сигма — первая и последняя буквы слова «Христос» по-гречески ( Χριστός ).
Во многих случаях Христос имеет крестообразный нимб, начертанный буквами Ο Ω Ν, т. е. ὁ ὤν «Тот, Кто Есть» .
- Пантократор на венгерской Святой Короне , ок. 1075
- Пантократор де Тауль, Сан-Климент-де-Тауль церковь , Каталония . (Сейчас в MNAC — Национальном музее искусств Каталонии , Барселона )
- Мозаика Христа Пантократора с купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме
- Христос Вседержитель внутри купола храма Спаса на Крови (Храм Спаса на Крови), Санкт-Петербург
- Мозаика Палатинской капеллы в Палермо
- Христос Вседержитель внутри церкви Святого Сердца (Берлин) , ок. 1900 г.
- Миниатюрная русская икона Христа Вседержителя, богато украшенная жемчугом и эмалью , ок. 1899 –1908 гг.
- Поврежденная мозаика Христа Вседержителя внутри Мемориальной церкви кайзера Вильгельма , ок. 1895 г.
См. также [ править ]
- Христос Искупитель
- Памятник Божественному Спасителю Мира
- Спаситель мира
- Преображение Иисуса
- Символика куполов
Ссылки [ править ]
Сноски [ править ]
- ^ παντοκράτωρ . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
- ^ 2 Царств ( 2 Царств ) 7:8 и Амос 3:13
- ^ Иов 5:17, 15:25 и 22:25.
- ^ πᾶς . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
- ^ κράτος . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
- ^ Человеческое лицо Бога: Икона Христа Кристофа Шенборна (1994) ISBN 0-89870-514-2 стр. 154
- ^ Синай и монастырь Святой Екатерины Джона Гали (1986) ISBN 977-424-118-5 стр. 92
- ^ Эдуард Синдикус; Раннехристианское искусство ; стр. 96–99; Burns & Oates, Лондон, 1962. Холл, стр. 78–80; Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , стр. 91–97, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4
- ^ Манолис Хацидакис и Джерри Уолтерс, «Энкаустическая икона Христа на Синае», The Art Bulletin 49.3 (сентябрь 1967 г.), стр. 197–208.
- ^ Галей, Джон, Форсайт, Джордж и Вайцман, Курт , Синай и монастырь Святой Екатерины , с. 92, Даблдэй, Нью-Йорк, 1980 г., ISBN 0385171102
- ^ В противном случае размер фигуры пришлось бы значительно уменьшить, чтобы голова не появлялась на уплощенной вершине полукупола.
Библиография [ править ]
- Латуретт, Кеннет Скотт, 1975. История христианства , Том 1, «Начало 1500 года». Переработанное издание. (Сан-Франциско: HarperCollins)
- Кристофер Шонборн, Лотар Крау (тр.) 1994. Человеческое лицо Бога: Икона Христа . Первоначально опубликовано как «Икона Христа: Богословские основы, разработанные между I и II Никейским собором (Фрибур)», 1976 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Хацидакис, Манолис (сентябрь 1967 г.). «Энкаустическая икона Христа на Синае». Джерри Уолтерс, тр. Художественный бюллетень 49.3 , стр. 197–208.
- Галаварис, Джордж (1 января 1981 г.). Икона в жизни Церкви , 11. Издательство Brill Academic. ISBN 90-04-06402-8