Миндаль
Мандорла , то есть рамка , — это миндалевидной формы ореол окружающая всю иконографическую фигуру. Обычно это синоним vesica , формы линзы. Мандорлы часто окружают фигуры Иисуса Христа и Девы Марии в традиционной христианской иконографии . [1] Он отличается от нимба тем, что окружает все тело, а не только голову. Он обычно используется для обрамления фигуры Христа в величии в раннем средневековом и романском искусстве , а также в византийском искусстве тех же периодов. Это форма, обычно используемая для средневековых церковных печатей, причем светские печати обычно имеют круглую форму.
Изображения
[ редактировать ]Мандорла по -итальянски означает миндальный орех, к какой форме он относится. Она может быть эллиптической или изображаться в виде везика, формы линзы в виде пересечения двух кругов. ромбические Иногда изображают также мандорлы.
В иконах Восточной Православной Церкви мандорла используется для изображения священных моментов, «превосходящих время и пространство», таких как Воскресение и Преображение Иисуса Христа и Успение Богородицы . Эти мандорлы часто окрашены в несколько концентрических полос разного цвета, которые становятся темнее по мере продвижения к центру мандорлы. Это согласуется с использованием церковью апофатического богословия , описанного Дионисием Ареопагитом и другими: по мере того, как возрастает святость, только увеличивающаяся тьма может отобразить ее сияние и яркость.
В архитектурной иконографии каркас мандорлы часто отмечается декоративной лепниной . Внутренняя часть мандорлы обычно не украшена, но может содержать символы Альфы и Омеги (А и Ом) или, реже, изображения звездного неба или облаков.
На знаменитой католической романской фреске Иисуса Христа во славе в Сан-Климент-де-Таулл библейская надпись Ego Sum Lux Mundi («Я есть свет мира») включена в дизайн мандорлы. [2]
Конка В тимпане изображен у его ног Христос жестом, вырезанным в романской скульптуре , указывающий на ангелов с подсвечниками. Шесть окружающих звезд, напоминающих цветущие цветы, обозначают известные в то время планеты, включая Луну . Здесь символика напоминает Христа как Солнце . [3]
В одном особом случае, в Сервоне ( Ньевр ), Иисус Христос восседает в окружении восьми звезд, напоминающих цветущие цветы. [4] У Conques цветки шестилепестковые. В Цервоне, где миндальный мотив повторяется по краю мандорлы, они пятилепестковые, как и настоящие миндальные цветы, которые распускаются первыми после зимы, еще до вернации листьев дерева. Символика девятисвечного Ханукии канделябра может иметь значение. распространилась великая школа иудаистской В XII веке из Нарбонны мысли , что совпало с зарождением Каббалы . [5] Более того, в Цервоне только восемь звезд/цветов шестилепестковые: «Корень Давидов», «Утренняя звезда», упомянутая в конце Книги Откровения (22:16). [6] В одной из старейших рукописей полной еврейской Библии , Ленинградском кодексе , Звезда Давида заключена в восьмиугольник.
В символике святой Хильдегард Бингенской OSB мандорла символизирует Космос . [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Люнгман, Карл Г. (1991). Словарь символов . WW Нортон. п. 287. ИСБН 0-393-31236-4 .
- ^ Веб-сайт Xtec.es.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 7 октября 2007 г. Проверено 7 октября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Тимпан западного фасада коллегиальной церкви Сен-Бартелеми, аббатство Сен-Эптад , Сервон, Франция. Мертвая ссылка: http://homepage.uvt.nl/~s239062/EDIFICES/cervon/CERVONtim.JPG [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Шолем, Гершом (1990). Истоки Каббалы . Принстон в мягкой обложке. ISBN 0-691-07314-7 .
- ^ Romanes.com: Романское искусство и архитектура Эммануэля ПЬЕРА.
- ^ Ридель, Ингрид (1994). Хильдегард фон Бинген, пророчица космической мудрости . Кройц Верлаг, Цюрих.