Jump to content

Романское искусство

Расписной склеп Сан-Исидоро в Леоне, Испания.
«Лист Моргана», отделенный от Винчестерской Библии 1160–1175 гг. Сцены из жизни Давида .

Романское искусство — это искусство Европы примерно с 1000 года нашей эры до возникновения готического стиля в 12 веке или позже, в зависимости от региона. Предыдущий период известен как предроманский период. Этот термин был изобретен историками искусства 19-го века, особенно для романской архитектуры , которая сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля – в первую очередь закругленные арки, а также цилиндрические своды , апсиды и украшения из листьев аканта – но также получила развитие. много очень разных характеристик. В Южной Франции, Испании и Италии существовала архитектурная преемственность с позднеантичным стилем, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Сицилии до Скандинавии. Романское искусство также находилось под большим влиянием византийского искусства , особенно в живописи, и антиклассической энергии украшения островного искусства Британских островов . Из этих элементов был создан весьма инновационный и последовательный стиль.

Характеристики [ править ]

За пределами романской архитектуры искусство того периода характеризовалось энергичным стилем как в скульптуре, так и в живописи. Последний продолжал следовать по существу византийским иконографическим образцам для наиболее распространенных сюжетов в церквях, которыми оставались Христос в величии , Страшный суд и сцены из жизни Христа . В иллюминированных рукописях видна большая оригинальность, поскольку необходимо было изображать новые сцены. Самыми богато украшенными рукописями этого периода были Библии и Псалтыри . Такая же оригинальность характерна и для капителей колонн, на которых часто вырезаны законченные сцены с несколькими фигурами. Большое деревянное распятие было немецким нововведением в самом начале периода, как и отдельно стоящие статуи Мадонны на троне. Горельеф был доминирующим скульптурным способом того периода.

Мастер Педре , Богородица с Младенцем в величии и Поклонение волхвов, апсиды фреска из Тредоса, Валь д'Аран , Каталония, Испания, ок. 1100 , сейчас находится в The Cloisters в Нью-Йорке.

Цвета были очень яркими и в основном первичными. В настоящее время эти цвета обычно можно увидеть в их первоначальной яркости только в образцах витражей и хорошо сохранившихся рукописях. Витражи стали широко использоваться, хотя немногие из них сохранились до наших дней. [ нужна ссылка ] В изобретении того периода на тимпанах важных церковных порталов были вырезаны монументальные схемы, часто изображающие Христа в величии или Страшного суда , но обработанные с большей свободой, чем нарисованные версии, поскольку не было эквивалентных византийских моделей.

Композиции обычно имели небольшую глубину и должны были быть гибкими, чтобы соответствовать формам исторических инициалов , капителей колонн и церковных тимпанов; Напряжение между плотно охватывающей рамой, из которой иногда вырывается композиция, является постоянной темой в романском искусстве. Фигурки часто различались по размеру в зависимости от их важности. Пейзажные фоны, если они вообще использовались, были ближе к абстрактным декорациям, чем к реализму – как в случае с деревьями в «Листе Моргана». Портретной живописи почти не существовало. [ нужна ссылка ]

Предыстория [ править ]

В этот период Европа неуклонно становилась более процветающей, и искусство высочайшего качества больше не ограничивалось, как это было в основном в периоды Каролингов и Оттона , королевским двором и небольшим кругом монастырей. Монастыри продолжали играть чрезвычайно важную роль, особенно монастыри экспансионистских новых орденов того периода — цистерцианского , клюниакского и картезианского , которые распространились по Европе. Но городские церкви, церкви на паломнических маршрутах, а также многие церкви в небольших городах и деревнях были тщательно украшены на очень высоком уровне – зачастую это те постройки, которые сохранились после перестройки соборов и городских церквей. Ни один романский королевский дворец действительно не сохранился.

Мирянин-художник становился ценной фигурой: Николая Верденского, похоже, знали по всему континенту. Большинство каменщиков и ювелиров теперь были мирянами, а мирские художники, такие как мастер Гюго, по-видимому, к концу периода составляли большинство, по крайней мере, из тех, кто выполнял лучшие работы. Иконография их церковной деятельности , несомненно, была создана после консультаций с духовными советниками.

Скульптура [ править ]

Металлообработка, эмаль и слоновая кость [ править ]

Храм Трех королей в Кельнском соборе , Кёльн , Германия
Ставело Триптих , Мосан , Бельгия, ок. 1156 –1158. 48×66 см с раскрытыми створками, Библиотека Моргана , Нью-Йорк

Драгоценные предметы в этих средствах массовой информации имели в тот период очень высокий статус, вероятно, гораздо больший, чем картины: известны имена большего числа создателей этих предметов, чем имена современных художников, иллюминаторов или архитекторов-каменщиков. Металлообработка, в том числе отделка эмалью , стала очень сложной. Сохранилось множество впечатляющих святынь, созданных для хранения реликвий, из которых наиболее известным является Храм Трех королей в Кельнском соборе работы Николая Вердена и других ( ок. 1180–1225 ). и Триптих Ставло Реликварий Святого Мавра — другие примеры мосанской эмали. Большие реликварии и фасады алтаря были построены вокруг деревянного каркаса, а гробы меньшего размера были полностью металлическими и эмалированными. Несколько светских предметов, таких как футляры для зеркал, украшения и застежки, сохранились, но они, несомненно, недостаточно представляют количество прекрасных металлических изделий, принадлежавших знати.

Подсвечник Глостер , начало XII века.

Бронзовый подсвечник Глостера и латунная купель 1108–1117 годов, ныне находящаяся в Льеже, представляют собой превосходные, очень разные по стилю образцы металлического литья. Первый очень сложный и энергичный, основанный на рукописной живописи, а шрифт демонстрирует стиль Мосан в его самом классическом и величественном виде. Бронзовые двери, триумфальная колонна и другие детали собора Хильдесхайма , двери Гнезно и двери базилики Сан-Дзено в Вероне являются другими значительными пережитками. Акваманила , емкость для воды для мытья, по-видимому , была завезена в Европу в 11 веке. Ремесленники часто придавали изделиям фантастические зооморфные формы; сохранившиеся образцы в основном изготовлены из латуни. Многие восковые оттиски впечатляющих печатей сохранились на грамотах и ​​документах, хотя романские монеты, как правило, не представляют большого эстетического интереса.

Монастырский крест — это необычно большое распятие из слоновой кости со сложной резьбой, включающее множество фигур пророков и других людей, которое приписывают одному из относительно немногих известных художников, мастеру Гюго , который также освещал рукописи. Как и многие другие произведения, изначально он был частично окрашен. Шахматные фигуры Льюиса представляют собой хорошо сохранившиеся образцы небольших изделий из слоновой кости, от которых осталось много кусочков или фрагментов от посохов , бляшек, нательных крестов и подобных предметов.

скульптура Архитектурная

Тимпан аббатства Везле , Бургундия, Франция, 1130-е годы, имеет множество декоративных спиральных деталей в драпировках.

С падением Западной Римской империи традиция вырезать большие произведения из камня и лепить фигуры из бронзы вымерла, как это фактически произошло (по религиозным причинам) в византийском (восточно-римском) мире. Некоторые скульптуры в натуральную величину, очевидно, были выполнены из лепнины или гипса, но сохранившиеся экземпляры, по понятным причинам, редки. [1] Самым известным сохранившимся крупным скульптурным произведением протороманской Европы является деревянное Распятие в натуральную величину, заказанное архиепископом Кельна Геро примерно в 960–965 годах, по-видимому, прототип того, что стало популярной формой. Позже они были установлены на балке под аркой алтаря , известной на английском языке как крест , датируемой двенадцатого века, в сопровождении фигур Девы Марии и Иоанна Богослова по бокам. [2] В XI и XII веках фигуративная скульптура сильно возродилась, а архитектурные рельефы являются визитной карточкой позднего романского периода.

Источники и стиль [ править ]

Фигуративная скульптура была основана, в частности, на двух других источниках: освещении рукописей и мелкомасштабной скульптуре из слоновой кости и металла. обширные фризы, вылепленные на армянских и сирийских церквях . Еще одним вероятным фактором влияния считаются [3] Вместе эти источники создали особый стиль, который можно узнать по всей Европе, хотя самые впечатляющие скульптурные проекты сосредоточены на юго-западе Франции, Северной Испании и Италии.

Человек и противостоящие животные, Каорский собор

Изображения, встречавшиеся в металлоконструкциях, часто были рельефными. Полученная поверхность имела две основные плоскости и детали, которые обычно вырезались. Эта обработка была адаптирована к резьбе по камню и особенно видна в тимпане над порталом, где образы Христа в Величестве с символами Четырех Евангелистов взяты непосредственно с позолоченных обложек средневековых Евангелий . Этот стиль дверных проемов встречается во многих местах и ​​продолжается до готического периода. Редким сохранившимся в Англии является «Дверь настоятеля» в соборе Эли . На юго -западе Франции многие из них сохранились, впечатляющие примеры находятся в Сен-Пьере, Муассаке , Суйяке , [4] и Ла-Мадлен, Везле - все дочерние дома Клюни, а в монастырях и других зданиях сохранилось множество других скульптур. Рядом, в Отенском соборе, хранится Страшный суд , представляющий собой большую редкость, поскольку он уникально подписан его создателем Гизельбертом . [5] [6]

Особенностью фигур в иллюминации рукописей является то, что они часто занимают ограниченное пространство и искажаются по размеру. Обычай художников подгонять фигуру под доступное пространство позволил создать фигуры для украшения дверных косяков, перемычек и других подобных архитектурных поверхностей. Одеяния нарисованных фигур обычно обрабатывались в плоском и декоративном стиле, который мало напоминал вес и падение настоящей ткани. Эта функция также была адаптирована для скульптуры. Среди множества существующих примеров одним из лучших является фигура пророка Иеремии с колонны портала аббатства Сен-Пьер , Муассак , Франция, примерно 1130 года. [6]

Одним из наиболее значительных мотивов романского дизайна, встречающихся как в фигуративной, так и в нефигуративной скульптуре, является спираль. Одним из источников могут быть ионические капители . Вьющиеся лозы были распространенным мотивом как византийского, так и римского дизайна, и их можно увидеть в мозаике на сводах церкви Санта-Костанца 4-го века в Риме. Рукописи и архитектурная резьба XII века имеют очень похожие мотивы завитков виноградной лозы.

Эта столица Христа, омывающего ноги своим апостолам, обладает сильными повествовательными качествами во взаимодействии фигур, Шалон-ан-Шампань , Нотр-Дам-ан-Во . Музей

Другим источником спирали, очевидно, являются иллюминированные рукописи 7-9 веков, особенно ирландские рукописи , такие как Евангелие Святого Галла , распространенное в Европе Хиберно-Шотландской миссией . В этих иллюстрациях использование спирали не имеет ничего общего с виноградными лозами или другими растительными формами. Мотив абстрактный и математический. Затем этот стиль был перенят в искусстве Каролингов и получил более ботанический характер. Именно в адаптации этой формы спираль встречается в драпировках как скульптуры, так и витражей . Из всех многочисленных примеров, встречающихся на романских порталах, одним из наиболее выдающихся является центральная фигура Христа в Ла-Мадлен, Везле . [6]

Еще одно влияние островного искусства - это задействованные и переплетенные животные, которые часто используются для превосходного эффекта в капителях (как в Силосе), а иногда и на самой колонне (как в Муассаке). Большая часть изображения парных, стоящих друг напротив друга и переплетенных животных в романских украшениях имеет схожее островное происхождение, как и животные, тела которых имеют чисто декоративные формы. (Несмотря на принятие хиберно-саксонских традиций в романских стилях в Англии и на континенте, влияние было в основном односторонним. Ирландское искусство в этот период оставалось изолированным, создавая уникальную смесь местных ирландских стилей и стилей викингов , которая постепенно угасала. и заменен господствующим романским стилем в начале 13 века после англо-нормандского вторжения в Ирландию. [7] )

Иуда Искариот повесился с помощью дьяволов, всегда любимый объект резчиков, Отенский собор.

Тема [ править ]

Большинство романских скульптур имеют живописный и библейский сюжет. На прописных буквах встречается большое разнообразие тем, включая сцены творения и грехопадения человека , эпизоды из жизни Христа и те ветхозаветные сцены, которые прообразуют его смерть и воскресение , такие как Иона и кит и Даниил со львами. ден . Встречается множество вертепов тема Трех королей , особенно популярна . Монастыри аббатства Санто-Доминго-де-Силос в Северной Испании и Муассака являются прекрасными примерами, сохранившимися полностью, как и рельефные скульптуры на многих шрифтах Турне, найденных в церквях на юге Англии, Франции и Бельгии.

Особенностью некоторых романских церквей является обширная скульптурная схема, охватывающая территорию вокруг портала или, в некоторых случаях, большую часть фасада. Ангулемский собор во Франции имеет тщательно продуманную схему скульптуры, расположенную в широких нишах, созданных аркадами фасада. В испанском регионе Каталония сложная графическая схема в барельефе окружает дверь церкви Санта-Мария-ат-Риполь . [6]

Вокруг верхней стены алтаря аббатства д'Артус в Ландах , Франция, расположены маленькие фигурки, изображающие похоть, невоздержанность и берберскую обезьяну, символ человеческой развращенности.

Целью скульптурных схем было передать послание о том, что верующий христианин должен признать свои проступки, покаяться и быть искупленными. Страшный суд напоминает верующему о необходимости покаяния. Резное или раскрашенное Распятие , выставленное на видном месте в церкви, напоминает грешнику об искуплении.

Уроборос , одиночные и парные в Килпеке , Англия.

Часто скульптура пугает по форме и по тематике. Эти работы встречаются на капителях, кронштейнах и выступах или переплетаются с листвой на дверных карнизах. Они представляют собой формы, которые сегодня нелегко узнать. Общие мотивы включают Шила на Гиг , грозных демонов , уроборо или драконов, глотающих свои хвосты, и многих других мифических существ с неясным значением. Спирали и парные мотивы изначально имели особое значение в устной традиции , которое было утеряно или отвергнуто современными учеными.

алчность . Также часто изображаются семь смертных грехов, включая похоть, обжорство и Появление многих фигур с огромными гениталиями можно приравнять к плотскому греху, как и многочисленные фигуры, изображенные с высунутыми языками, которые являются особенностью дверного проема собора Линкольна . Выдергивание бороды было символом мастурбации, а широко раскрытый рот также был признаком непристойности. Общая тема, встречающаяся на капителях этого периода, - это кочерга по языку или гладилка по бороде, которую избивает его жена или схватывают демоны. Демоны, сражающиеся за душу преступника, например, скряги, — еще одна популярная тема. [8]

Портик да Глория, собор Сантьяго . Сохранился колорит, когда-то свойственный большинству романских скульптур.

Позднероманская скульптура

Обычно считается, что готическая архитектура начинается с проекта хора в аббатстве Сен-Дени , к северу от Парижа, аббата Сужера , освященного в 1144 году. Начало готической скульптуры обычно датируется немного позже, с резьбой фигуры вокруг Королевского портала Шартрского собора , Франция, 1150–1155 гг. Стиль скульптуры быстро распространился из Шартра, обогнав новую готическую архитектуру. Фактически, многие церкви позднего романского периода датируются позже здания в Сен-Дени. Скульптурный стиль, основанный больше на наблюдательности и натурализме, чем на формализованном дизайне, быстро развивался. Считается, что одной из причин быстрого развития натуралистических форм было растущее осознание классических останков в местах, где они были наиболее многочисленны, и намеренное подражание их стилю. В результате появились дверные проемы романской формы, но в то же время демонстрирующие натурализм, связанный со скульптурой ранней готики. [6]

Одним из них является Портик да Глория, датируемый 1180 годом, в Сантьяго-де-Компостела . Этот портал является внутренним и особенно хорошо сохранился, даже сохраняя цвет фигур и указывая на яркий вид многих архитектурных украшений, которые сейчас воспринимаются как монохромные. Вокруг дверного проема расположены фигуры, объединенные с колоннетами, образующими карниз дверей. Они трехмерные, но слегка приплюснутые. Они очень индивидуализированы не только по внешнему виду, но и по выражению и очень похожи на те, что расположены вокруг северного крыльца аббатства Сен-Дени, датируемого 1170 годом. Под тимпаном находится реалистично вырезанный ряд фигур, играющих различные ноты. различные и легко узнаваемые музыкальные инструменты.

Живопись [ править ]

Три волхва из Псалтири Святого Олбана , английский, XII век.

Освещение рукописи [ править ]

Ряд региональных школ сошлись в раннероманской иллюминированной рукописи : «Школа Ла-Манша» Англии и Северной Франции находилась под сильным влиянием позднего англосаксонского искусства , тогда как в Южной Франции стиль больше зависел от иберийского влияния, а в Германии и Нидерландах В оттоновские стили продолжали развиваться, а также, наряду с византийскими стилями, оказали влияние на Италию. К XII веку между всеми ними существовало взаимное влияние, хотя, естественно, региональная самобытность сохранялась.

Типичными фокусами романского освещения были Библия, где каждая книга могла предваряться большим историческим инициалом , и Псалтирь , где основные инициалы были освещены аналогичным образом. В обоих случаях более роскошные примеры могут иметь циклы сцен на полностью освещенных страницах, иногда по несколько сцен на странице в отдельных отсеках. В частности, Библии часто имели несколько томов и могли быть объединены в несколько томов. Примеры включают Псалтирь Святого Олбана , Хантерианскую Псалтырь , Винчестерскую Библию («Лист Моргана», показанный выше), Библию Фекама , Библию Ставело и Библию Паркового аббатства . К концу периода светские коммерческие мастерские художников и писцов приобрели большое значение, а освещение и книги в целом стали более доступными как для мирян, так и для духовенства.

Настенная роспись [ править ]

Житие святого Эльдрадо, аббата. Фреска XI века в аббатстве Новалеса.
Апсида Сан-Климент-де-Таулл , фреска мастера Таулла , сейчас находится в Национальном музее искусства Каталонии .

Большие поверхности стен и простые изогнутые своды романского периода прекрасно подходили для фресковой отделки. К сожалению, многие из этих ранних настенных росписей были уничтожены сыростью или стены были заново оштукатурены и закрашены. В Англии, Франции и Нидерландах такие изображения систематически уничтожались или закрашивались в периоды Реформации иконоборчества . Фрески в Дании , а также в Швеции и других странах с тех пор были отреставрированы. В Каталонии (Испания) в начале 20 века (по состоянию на 1907 год) проводилась кампания по сохранению таких фресок путем их удаления и передачи на хранение в Барселону , в результате чего появилась впечатляющая коллекция в Национальном художественном музее Каталонии . В других странах они пострадали от войны, пренебрежения и изменения моды.

Классическая схема полного расписного оформления церкви, заимствованная из более ранних примеров, часто выполненных в мозаике , имела в качестве фокуса в полукуполе апсиды Христа в величии или Христа-Искупителя, восседающего на троне в мандорле и обрамленного четыре крылатых зверя, символы Четырех евангелистов , непосредственно сравниваемые с примерами позолоченных переплетов или иллюстраций Евангелий того периода. Если бы Дева Мария была посвященной церкви, она могла бы заменить здесь Христа. На стенах апсиды внизу будут изображены святые и апостолы, возможно, включая повествовательные сцены, например, святого, которому была посвящена церковь. На арке святилища были фигуры апостолов, пророков или двадцати четырех « старцев Апокалипсиса », смотрящих на бюст Христа или его символ Агнца наверху арки. Северная стена нефа будет содержать повествовательные сцены из Ветхого Завета, а южная стена из Нового Завета. На задней западной стене будет Страшный суд. , с восседающим на троне и судящим Христом наверху. [9]

Резьба из аббатства Мария Лаах в Эйфеле , Рейнланд .

Одна из наиболее надежных существующих схем — это схема в Сен-Савен-сюр-Гартемпе во Франции. Длинный цилиндрический свод нефа представляет собой прекрасную поверхность для фрески и украшен сценами из Ветхого Завета , показывающими Сотворение мира , Падение человека и другие истории, включая живое изображение Ноева ковчега с устрашающей фигурой и многочисленными окнами. сквозь который можно увидеть Ноя и его семью на верхней палубе, птиц на средней палубе, а на нижней - пары животных. Другая сцена с большой силой показывает затопление армии фараона у Красного моря . Схема распространяется и на другие части церкви: мученичество местных святых показано в склепе, Апокалипсис в притворе и Христос в величии . Диапазон используемых цветов ограничен светло-сине-зеленым, желтой охрой, красновато-коричневым и черным. Подобные картины существуют в Сербии , Испании, Германии, Италии и других местах Франции. [10]

Распространенные сейчас картины из Арлансы в провинции Бургос , Испания, хотя и созданы в монастыре, имеют светскую тематику: на них изображены огромные и энергичные мифические звери над черно-белым фризом вместе с другими существами. Они дают редкое представление о том, что содержалось в украшенных романских дворцах.

Витраж Пророка Даниила из Аугсбургского собора , конец 11 века.

Другое изобразительное искусство [ править ]

Мода [ править ]

В Англии и Франции романский период стал свидетелем расцвета пигашей «хвост скорпиона» или «бараний рог», , обуви подвергавшейся в то время нападкам со стороны духовенства. Ордерик Виталис , в частности, обвинил их в предполагаемом росте содомии и гомосексуализма в ту эпоху. [11] Сейчас эти туфли помнят главным образом как предшественники гораздо более экстравагантных туфель , ставших популярными после Черной смерти .

Вышивка [ править ]

Романская вышивка наиболее известна по Гобелену из Байе в Байе , Франция, или Гобелену Творения в Жироне , Испания. [12] но многие более тщательно проработанные произведения Opus Anglicanum («английская работа» - считается лучшей на Западе) и других стилей сохранились, в основном как церковные облачения .

Витраж [ править ]

Самые старые известные фрагменты средневековых живописных витражей датируются 10 веком. Самыми ранними неповрежденными фигурами являются пять окон пророков в Аугсбурге, датируемые концом 11 века. Фигуры, хотя и жесткие и формализованные, демонстрируют значительное мастерство в дизайне, как в живописи, так и в функциональном использовании стекла, что указывает на то, что их создатель хорошо привык к этой среде. В Ле-Мане , Кентерберийском и Шартрском соборах, а также Сен-Дени сохранился ряд панелей XII века. В Кентербери среди них фигура копающего Адама и фигура его сына Сифа из серии « Предки Христа» . Адам представляет собой очень натуралистическое и живое изображение, в то время как в фигуре Сета одежды были использованы с большим декоративным эффектом, подобно лучшей резьбе по камню того периода. Мастера по стеклу меняли свой стиль медленнее, чем архитекторы, и большую часть стекла, по крайней мере, первой половины 13 века, можно считать по существу романским. Особенно хороши крупные фигуры размером 1200 от Страсбургский собор (некоторые из них сейчас вывезены в музей) и около 1220 года из церкви Святого Куниберта в Кельне .

Распятие в Пуатье, собор Сен-Пьер.

Большая часть великолепных витражей Франции, в том числе знаменитые окна Шартра, датируются 13 веком. Гораздо меньше больших окон сохранилось с XII века. Одним из таких является «Распятие Пуатье», замечательная композиция, которая возвышается над тремя сценами: самая нижняя с четырехлистником, изображающим Мученичество Святого Петра, самая большая центральная сцена, на которой доминирует распятие, и верхняя сцена, изображающая Вознесение Христа в мандорле. Фигура распятого Христа уже демонстрирует готический изгиб. Джордж Седдон описывает окно как «незабываемое по красоте». [13] Многие отдельные фрагменты находятся в музеях, а окно церкви Твайкросс в Англии состоит из важных французских панелей, спасенных от Французской революции . [14] Стекло было одновременно дорогим и довольно гибким (в том смысле, что его можно было добавлять или переставлять), и, похоже, его часто повторно использовали, когда церкви перестраивались в готическом стиле – самое раннее датируемое английское стекло, панель в Йоркском соборе из года . Таким образом было переработано Дерево Иессея, датированное, вероятно, до 1154

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Некоторые (вероятно) лепные фигуры 9-го века в натуральную величину были обнаружены за стеной в Санта-Мария-ин-Валле, Чивидале-дель-Фриули в Северной Италии, относительно недавно. Атрошенко и Коллинз с. 142
  2. ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. II , 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, стр. 140–142 для ранних скрещиваний, стр. 145 для ворот, ISBN   0-85331-324-5
  3. ^ В.И. Атрошенко и Джудит Коллинз, Истоки романского стиля , с. 144–150, Лунд Хамфрис, Лондон, 1985 г., ISBN   0-85331-487-X
  4. ^ Хау, Джеффри. «Романская архитектура (слайды)» . Цифровой архив архитектуры . Бостонский колледж . Проверено 28 сентября 2007 г.
  5. ^ Хелен Гарднер, Искусство сквозь века .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рене Хью, Энциклопедия византийского и средневекового искусства Ларусса
  7. ^ Роджер А. Сталли, «Ирландское искусство в романский и готический периоды». В «Сокровищах ирландского искусства с 1500 г. до н.э. по 1500 г. н.э.» , Нью-Йорк: Метрополитен-музей / Альфред А. Кнопф, 1977.
  8. ^ «Сатана в паху» . за гранью . Проверено 28 сентября 2007 г.
  9. ^ Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , стр. 154, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN   0-7195-3971-4
  10. ^ Рольф Томан, Романский стиль, Кенеманн, (1997), ISBN   3-89508-447-6
  11. ^ Миллс, Роберт (2015), Видя содомию в средние века , Чикаго: University of Chicago Press, стр. 82 , ISBN  978-0-226-16926-2 .
  12. ^ Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк) (1993). Искусство средневековой Испании, 500–1200 гг . н.э. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 309–312 .
  13. ^ Джордж Седдон в книге Ли, Седдон и Стивенс, Витражи
  14. ^ Веб-сайт церкви. Архивировано 8 июля 2008 г. в Wayback Machine.

Ссылки [ править ]

  • Фосийон, Генри (1980). Искусство Запада в средние века: Том. 1 – романский Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0801491917 .
  • Легнер, Антон, изд. (1985), Ornamenta Ecclesiae, Искусство и художники романского стиля (на немецком языке), Кельн: Музей Шнютгена .
  • Рудольф, Конрад, изд. (2016), Спутник средневекового искусства: романский стиль и готика в Северной Европе (2-е изд.) .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd3208343098a0bb20d18c0b0fcd9aa6__1717279440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/a6/bd3208343098a0bb20d18c0b0fcd9aa6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romanesque art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)