Jump to content

Отенский собор

Координаты : 46 ° 56'42 "N 4 ° 17'57" E  /  46,9450 ° N 4,2991 ° E  / 46,9450; 4.2991
Отенский собор
Собор Святого Лазаря
Собор Сен-Лазар в Отене
Карта
46 ° 56'42 "N 4 ° 17'57" E  /  46,9450 ° N 4,2991 ° E  / 46,9450; 4.2991
Расположение Отен , Бургундия , Франция
Номинал Католик
Веб-сайт https://cathedrale.autun-art-et-histoire.fr
История
Статус Кафедральный собор
Преданность Лазарь Эксский
Посвященный 1132
Архитектура
Функциональное состояние Активный
Обозначение наследия Исторический памятник
Назначен 1840
Стиль романский , готический
Новаторский 1120
Завершенный 1146
Значительные изменения в 13 и 16 веках.
Технические характеристики
Количество башен 2
Количество шпилей 1
Администрация
епархия Отен
Официальное название Собор Сен-Лазар
Справочный номер. PA00113073

Собор Святого Лазаря Отена ( французский : -Lazare d'Autun ), широко известный как Отенский собор , — римско-католический собор в Отене и национальный памятник Франции Cathédrale Saint . Известный своим клюнийским вдохновением и романскими скульптурами Гислеберта , он является выдающимся произведением романского искусства. [1] в Бургундии. Это резиденция епископа Отена . Епископ Отенский инициировал строительство собора Святого Лазаря в результате большого движения паломников, направлявшихся в Везле по пути паломничества в Сантьяго-де-Компостела. [2]

Из-за социальной практики, согласно которой паломники почитали мощи святых в этот период, епископ Отен приказал построить более крупный собор для размещения реликвий и размещения притока паломников в Отен. [3] Капители колонн и главный фасад церкви украшены реалистичными скульптурами работы Гислеберта. Произведение искусства является средством обучения масс христианской этике с помощью драматических сцен рая и ада. [4] Среди других особенностей - редкий тимпан, подписанный Гизельбертом из Отена. [5]

Отенский собор — великолепная выставка романского искусства и архитектуры. Скульптуры, созданные Гислебертусом, с легкостью и удивительными художественными способностями успешно объединяют библейскую иконографию, относящуюся к Новому и Ветхому Заветам. Размер и качество тимпана «Страшного суда» и перемычки «Искушения Евы» представляют собой впечатляющие и изысканно детализированные произведения искусства. Отенский собор остается на самой высокой высоте в Отене, Франция, и считается прекрасным образцом французского романского стиля.

Собор Сен-Назер

[ редактировать ]

Первый собор Отена был построен начиная с V века (позже посвящен святому Назарию (Св. Назеру), так как в нем хранились мощи святых Назария и Цельса ) и несколько раз ремонтировался и расширялся. Примерно в 970 году он получил из Марселя некоторые мощи Лазаря Эксского , полагая, что это мощи Лазаря Вифанского , друга Иисуса. Они стали объектом паломничества, и толпа стала слишком велика для здания собора. Поэтому епископ Отена Этьен де Баже принял решение примерно в 1120 году о строительстве нового собора как паломнической церкви и для лучшего почитания мощей. Для нового собора было выделено место к северу от более раннего собора Сен-Назера, некоторые остатки которого все еще можно увидеть.

Собор Святого Лазаря

[ редактировать ]
Главный фасад
Отенский собор ночью
Мадонна канцлера Ролена , масло , панель, ок. 1435. 66см х 62см. Музей Лувра , Париж

Работы над новым собором Святого Лазаря (Св. Лазаря) начались примерно в 1120 году и продвигались достаточно быстро, чтобы в 1132 году здание было освящено. В основном они были завершены к 1146 году, когда мощи Лазаря были перенесены из старого собора. Гробница Лазаря, святыня мощей, была построена на хорах в 1170–1180 гг. [6] Нартекс или портик не был завершен до самого конца века.

Собор Святого Лазаря стоит в самом высоком и наиболее укрепленном уголке города, и благодаря внешним изменениям, внесенным в здание, его внешний вид был значительно изменен за счет добавления готической башни, шпиля и боковых часовен в 15 веке. . Внутри собор по-прежнему сохраняет весьма романский вид. [7] В период 1462-1469 годов епископ Жан Ролен построил новую колокольню взамен романской, которая, к сожалению, была разрушена ударом молнии.

Вдохновением для создания нового здания, как по планировке, так и по отделке, послужил Клюниак . Проекты были работой епископа Этьена де Баже, на которого особенно повлияло Клюнийское аббатство Парай-ле-Мониаль . Собор Святого Лазаря был освящен в 1132 году. [8]

В течение ряда лет после 1146 года два собора действовали в тандеме: Сен-Лазар в качестве летнего собора (от Пасхи до Дня всех святых), а Сен-Назер в качестве зимнего собора. Собор был закончен в 1146 году (за исключением притвора, пристроенного несколько лет спустя); Аббат Гриво в своем превосходном путеводителе по собору объясняет, что интерьер здания не готический, поскольку в нем нет скрещенных диагональных ребер, а романские своды, которые использовались в Клюни III. [9] В конечном итоге Сен-Лазар был признан единственным собором Отена в 1195 году. С 1793 по 1805 год здесь находилась знаменитая картина «Мадонна канцлера Ролена» , которая Яна ван Эйка сейчас находится в Лувре .

Архитектура

[ редактировать ]

Интерьер

[ редактировать ]
Святая Мария Магдалина , скульптура из старой гробницы Святого Лазаря в Отенском соборе, сейчас находится в Отенском музее Ролена.

Внутри есть неф и два нефа, разделенные массивными колоннами с продольной резьбой, перемежающимися красиво украшенными романскими капителями. В плане собора предусмотрен притвор из двух пролетов, увенчанный двумя башнями, за которым следует семипролетный неф, окруженный боковыми приделами, и трансепт с башней, увенчивающей крест. Двойные боковые башни датируются 19 веком. [10]

Фасад нефа состоит из трех уровней: большой аркады, трифория и фонаря, каждый из которых отмечен карнизом. Трехэтажное возвышение Сен-Лазара стало возможным благодаря использованию остроконечных арок нефа. Каждый пролет нефа разделен в своде поперечным ребром. Каждый трансепт выступает на ширину двух пролетов нефа, а западный вход имеет притвор, закрывающий главный портал. Основание трифория украшено фризом из розеток и состоит из трех глухих арок.

Считалось, что остроконечная арка является адаптированной из архитектуры исламского искусства, где она использовалась в течение некоторого времени. [8] Многие из исторических капителей, украшающих колонны церкви Сен-Лазар, были вырезаны Гислебертом и включают в себя прекрасные изображения Бегства в Египет и Поклонения волхвов . Капители украшают колонны нефа. Что делает Сен-Лазар шедевром романского искусства, так это качество скульптуры Гислебертуса, которая присутствует на десятках капителей нефа и алтаря, включая сцены из Библии, вырезанные на камне в очень своеобразном стиле. [11]

Экстерьер

[ редактировать ]
План Отенского собора
Астрономические часы, расположенные на восточном фасаде собора Сен-Лазар.

Собор Святого Лазаря имеет план в виде латинского креста с нефом, простым трансептом и трехступенчатым хором с полукруглым завершением. Готический шпиль датируется 15 веком, хотя западные башни были перестроены в 19 веке в романском стиле Парай-ле-Мониаль. [12]

В соборе Святого Лазаря в нефе и хоре находятся одни из самых впечатляющих романских капителей, выполненных Гислебертом. Гислебертус создал капители, в которых использовались завитки настоящей коринфской столицы, чтобы создать архитектурную основу для развития повествования истории. На капителях портала вырезаны библейские и традиционные сцены. На одном изображен святой Иероним, вынимающий шип из лапы льва; другой показывает представление Христа. [12] Известно, что более 60 капителей в Сен-Лазаре являются произведениями Гислеберта и включают в себя другие библейские повествования, включая Самсона, пророка Аввакума, Каина и Авеля, Святого Петра, а также капители, изображающие Христа и Апостолов. Замысловатая резьба, составляющая капители работы Гислеберта, ярко отображает повествование, которое она призвана изобразить.

Из-за почти обрушения в 19 веке капители под центральной башней были заменены копиями; оригиналы можно увидеть вблизи в доме капитула наверху (вход справа от хора). Среди сцен на капителях капитула — «Бегство в Египет», «Бог, допрашивающий Каина», «Повешение Иуды» и «Поклонение волхвов». [12]

Столица трёх волхвов

[ редактировать ]

Гислебертус задумывает столицы через литургическую драму. Заглавными буквами изображена попытка ангела разбудить трех спящих волхвов. Ангел указывает на звезду, пытаясь заставить трех волхвов следовать за звездой. Повествование о трех волхвах распространяется вдоль колонн нефа. Каждая столица демонстрирует мельчайшие детали и яркое изображение истории, которую она рассказывает. [13]

Бегство в столицу Египта

[ редактировать ]

Столица «Бегство в Египет» Гислеберта расположена на колонне напротив повествования «Поклонение волхвов». Столица «Бегства в Египет» изображает Марию со спокойным поведением, показывающую нам своего ребенка, сидящего на пони. [13] Кажется, что она плывет на осле, а не сидит на нем, поза похожа на восседающую на троне Мадонну с Младенцем. [14]

Самоубийство Judas Capital

[ редактировать ]

Когда Иуда осознает, что он сделал с Иисусом, он раскаивается. В ужасе он вешается, не в силах вынести предательства своего хозяина. В столице изображен Иуда с открытым лицом, изображенным в гримасе с высунутым языком. В капители также изображены демоны, которые тянут Иуду и вешают его. [13] Гислебертус фактически использует один из усиков коринфской столицы новаторским способом, чтобы продемонстрировать, с помощью чего повесили Иуду. Огненные волосы дьяволов представляют собой ссылку на ад. Гислебертус демонстрирует сильный дидактический образ в столице «Самоубийства Иуды». [13]

Столица пороков и добродетелей

[ редактировать ]

Эта капитель изображает Милосердие, побеждающее Жадность, и Терпение, побеждающее Гнев. Такая резьба напоминала бы прихожанам, что злые намерения должны быть преодолены, чтобы восторжествовать чистота сердца и жизни. Эта романская столица выполняла дидактическую функцию для неграмотных паломников, неспособных читать письменность. В столице пороков и добродетелей на заднем плане изображены листья аканта, а Милосердие и Терпение наступают на «пороки», которые являются демоническими существами. [15]

Искушение Евы

[ редактировать ]
Алебастровая реконструкция барельефа(ов), изображающего Адама справа слева (оригинал отсутствует) и Искушение Евы . (Оригинал сохранился) в коллекции Фонда Юко Нии, XII-XVIII вв.

» Гислебертуса « Искушение Евы (по-французски: La Tentation d'Eve ) изначально было перемычкой северной двери собора. Утверждается, что «Искушение Евы» было создано примерно в 1130-х годах, в то же время, когда были созданы «Страшный суд» и повествовательные заглавные буквы. Эта большая скульптура сейчас выставлена ​​в Музее Ролена в Отене, Франция. [16]

Страшного суда Тимпан

[ редактировать ]
Страшный суд Гислеберта в северном тимпане

Считается, что «Страшный суд» был создан около 1130 года. [13] Тимпан был спасен от потенциального разрушения, поскольку каноники, управлявшие собором в восемнадцатом веке, сочли работу Гислеберта уродливой и покрыли ее штукатуркой. Барабанная полость была вновь открыта и освобождена от гипса в 1837 году. [13]

В 1766 году каноники решили, что скульптуру не стоит сохранять, поскольку она посредственная. Затем они покрыли все слоем штукатурки, чтобы прикрепить к барабанной перепонке другие произведения искусства. Лишь в 1837 году, когда другой каноник неожиданно начал откалывать гипс, была обнаружена барабанная перепонка. К счастью, она сохранилась под гипсом, за исключением головы Христа, которую, как документально подтверждено, удалили, чтобы гипс мог полностью заполнить барабанную перепонку.

Северный фасад Сен-Лазара содержит тимпан (1130–1135 гг.), подписанный Gislebertus hoc fecit («Жислеберт сделал это») внутри портика, который входит в число шедевров романской скульптуры во Франции. Однако историк искусства Линда Зайдель оспорила это прочтение, утверждая, что вместо этого покровителем был Гислебертус. [17]

Огромный размер тимпана потребовал, чтобы двойные перемычки поддерживали его средней колонной для дальнейшей поддержки скульптуры. В левой части тимпана изображен подъем в Царство Небесное, а в правой – изображение демонов в аду с ангелом и дьяволом, взвешивающими души на весах. [18]

Знаки зодиака окружают свод арки, в центре которого изображен Христос в виде безмятежной фигуры. Христос помещен в идеально симметричное положение со сбалансированной композицией вытянутых фигур. Рядом с Иисусом стоит его мать, Дева Мария, и его апостолы, кающиеся и наблюдающие за Страшным судом. Святой Петр охраняет врата в рай и наблюдает, как воскресшие люди пытаются проникнуть туда с помощью ангелов. [5]

Гислебертус успешно интегрировал современный взгляд на рай и ад и создал скульптуру, которая будет служить визуальным образовательным устройством для неграмотных людей. Просмотр тимпана позволил бы паломникам узнать, что с ними произойдет, если они окажутся в аду. [19] Двое мужчин в центре перемычки несут сумки с крестом и ракушкой. Это символы паломников, которые путешествовали из Иерусалима в Сантьяго-де-Компостела. [19]

Тимпан внушал бы ужас верующим, проходившим под ним и рассматривавшим детализированный горельеф. В нижней части тимпана под взвешиванием душ имеется надпись: «Пусть этот ужас устрашит тех, кого связывает земное заблуждение, ибо ужас изображений здесь таким образом действительно изображает то, что будет». [19] Тимпан обрамлен двумя архивольтами. Внутренний архивольт украшен резной листвой, а внешний архивольт состоит из великолепно детализированных медальонов, представляющих четыре времени года, зодиаки и труды месяцев.

Предпринимались различные попытки объяснить тот факт, что фигуры и сцены на притолоке кажутся ненужным дублированием некоторых фигур и сцен основного рельефа. Утверждалось, например, что люди, изображенные на перемычке, ожидают суда или что сцена представляет собой идею « частного суда » в отличие от « общего суда », который представлен на главном рельефе. Дембицкий отвергает все эти интерпретации. По его мнению, символика рельефа последовательно отражает богословские взгляды, высказанные Гонорием Августодуненсисом в его «Изъяснениях» . В частности, удвоение основано на идее, что «в судный день два класса [людей] будут разделены на четыре» ( in die judicii duo ordine in quattuor diventur ): фигуры на перемычке представляют два основных класса людей ( спасенные и проклятые), а фигуры на тимпане представляют четыре отдельных класса. [20] Между тем Филипп Арье предполагает, что две сцены в тимпане представляют собой разные и даже исключительные концепции воскресения. В сцене слева «судьба умерших определяется с момента их воскрешения» и они направляются непосредственно либо в рай, либо в ад, тогда как в сцене слева изображенные «судебные действия» стоят между момент воскресения и Страшного суда. [21]

Тимпан снаружи окаймлен серией из примерно тридцати круглых медальонов, на которых чередуются сцены времени года и астрологические знаки.

Слева направо и по часовой стрелке мы узнаем:

  • Цветочный узор с шестью лепестками.
  • Диск (представляющий Солнце?), от которого попеременно расходятся восемь колосьев и восемь листьев.
  • Предвидя, что на нем будет шип, непредусмотрительный плакал в его одежде.
  • Мудрый (в облачении священника?) и безумец (обнаженный).
  • Январь: Крестьянин отрезает кусок хлеба, греясь на костре.
  • Водолей: Персонаж, одетый в простую накидку (ванну?), наливает воду.
  • Февраль: Крестьянин, сидящий на стуле, греется у костра.
  • Рыба: Две рыбы размером с лопату, пойманные на одну леску.
  • Март: Фермер обрезает виноградную лозу (или фруктовое дерево?).
  • Овен: Проходящий мимо баран.
  • Апрель: Фермер кормит козу и овцу (чтобы вывести их в поля?)14.
  • Телец: Проходящий бык обошел стороной.
  • Май: Рыцарь-баннерет готовится к упражнению15: он ведет своего коня, за ним мы видим его щит и знамя, висящие на копье.
  • Близнецы: два обнаженных молодых человека, каждый из которых держит знамя.
  • Летнее солнцестояние: сидящий персонаж управляет годовым циклом. Согласно иллюстрации в романской рукописи Chronicon zweifaltense minus (лист 6v.)16, этот символ будет обозначать год.
  • Рак: Огромный рак.
  • Июнь: персонаж собирает и ест плоды деревьев.
  • Лео: Проходящий лев.
  • Июль: Урожай сена15, мужик точит свою подделку.
  • Дева: Ангел.
  • Август: Молотя пшеницу, мужчина держит чуму на связанных снопах пшеницы18. Он без рубашки, шнурки завязаны узлом, чтобы не кусать пшеницу.
  • Весы: Женщина проверяет весы.
  • Сентябрь: Мужчина наступает на собранный виноград левой рукой.
  • Скорпион: «скорпион», представленный своего рода восьминогой жабой.
  • Октябрь: Мужчина бьет дуб, чтобы уронить желуди, чтобы накормить своих свиней (справа от пассажа 15)20.
  • Стрелец: Кентавр стреляет из лука.
  • Ноябрь: Сбор сухостоя на зиму, мужчина несет на спине связку15.
  • Козерог: мифологическая фигура с козлиной головой, орлиными крыльями и рыбьим хвостом.
  • Декабрь: Убой свиней.
  • Цветочный узор с шестью симметричными первыми лепестками.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ван Бокстель, Эдуард. «Сайт романского искусства в Бургундии» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 14 марта 2012 г.
  2. ^ Кларк, Уильям (2006). Средневековые соборы . Вестпорт, Коннектикут, США: Greenwood Publishing Group Inc., стр. 34–35 . ISBN  0-313-32693-2 .
  3. ^ Никелл, Джо (2007). Реликвии Христа . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки. ISBN  978-0-8131-2425-4 .
  4. ^ Дитч, Дебора (2002). Архитектура для чайников . Хобокен, Нью-Джерси, США: Wiley Publishing Inc.
  5. ^ Jump up to: а б «Страшный суд, Гислебертус» . Искусство и культура 104 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 года . Проверено 12 марта 2012 г.
  6. ^ разрушен в 1766 г.
  7. ^ «Городок» . Бургундия, Франция . Проверено 11 марта 2012 г.
  8. ^ Jump up to: а б Янсон, Хорст Вольдемар (2004). История искусства: западная традиция . Нью-Джерси, США: Pearson Education Inc.
  9. ^ Бургундия сегодня Сен-Лазар Отен .
  10. ^ «Городок» . Бургундия, Отен . Проверено 14 марта 2012 г.
  11. ^ Ван Бокстель, Эдуард. «Сайт романского искусства в Бургундии: Отен» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 14 марта 2012 г.
  12. ^ Jump up to: а б с «Отенский собор » . Священные места назначения . Архивировано из оригинала 1 октября 2021 года . Проверено 15 марта 2012 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Зайдель, Линда (1999). Легенды в известняке: Лазарь, Гислеберт и Отенский собор . Соединенные Штаты Америки: Издательство Чикагского университета.
  14. ^ «Бегство Гислеберта в Египет» . Интернет-галерея искусств . Архивировано из оригинала 26 декабря 2023 года . Проверено 15 марта 2012 г.
  15. ^ Капитал: добродетели и пороки . Библиотека Жана и Александра Хердов. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  16. ^ «Искушение Евы Гислебертом» . Священные места назначения . Архивировано из оригинала 15 марта 2013 года . Проверено 14 марта 2012 г.
  17. ^ История искусств, 4-е издание, Стокстад
  18. ^ Калкинс, Роберт (1979). Памятники средневекового искусства . Нью-Йорк: Корнеллские книги в мягкой обложке. стр. 102–104.
  19. ^ Jump up to: а б с Кляйнер, Фред (2010). Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива, том 1 . Бостон, Массачусетс, США: Кларк Бакстер. стр. 317–319.
  20. ^ Дембицкий, Яцек (2002). Западный портал собора Святого Лазаря в Отене. Исследование истории искусства и истории идей . Краков: Университеты. стр. 73.
  21. ^ Арье, Филипп (1982). Час нашей смерти: классическая история отношения Запада к смерти за последнюю тысячу лет . Соединенное Королевство: Издательская группа Knopf Doubleday. п. 100.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 726c1e096c490a0772b67392aa4213f9__1716885840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/f9/726c1e096c490a0772b67392aa4213f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Autun Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)