Отенский собор
Отенский собор | |
---|---|
Собор Святого Лазаря | |
Собор Сен-Лазар в Отене | |
46 ° 56'42 "N 4 ° 17'57" E / 46,9450 ° N 4,2991 ° E | |
Расположение | Отен , Бургундия , Франция |
Номинал | Католик |
Веб-сайт | https://cathedrale.autun-art-et-histoire.fr |
История | |
Статус | Кафедральный собор |
Преданность | Лазарь Эксский |
Посвященный | 1132 |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Обозначение наследия | Исторический памятник |
Назначен | 1840 |
Стиль | романский , готический |
Новаторский | 1120 |
Завершенный | 1146 Значительные изменения в 13 и 16 веках. |
Технические характеристики | |
Количество башен | 2 |
Количество шпилей | 1 |
Администрация | |
епархия | Отен |
Официальное название | Собор Сен-Лазар |
Справочный номер. | PA00113073 |
Собор Святого Лазаря Отена ( французский : -Lazare d'Autun ), широко известный как Отенский собор , — римско-католический собор в Отене и национальный памятник Франции Cathédrale Saint . Известный своим клюнийским вдохновением и романскими скульптурами Гислеберта , он является выдающимся произведением романского искусства. [1] в Бургундии. Это резиденция епископа Отена . Епископ Отенский инициировал строительство собора Святого Лазаря в результате большого движения паломников, направлявшихся в Везле по пути паломничества в Сантьяго-де-Компостела. [2]
Из-за социальной практики, согласно которой паломники почитали мощи святых в этот период, епископ Отен приказал построить более крупный собор для размещения реликвий и размещения притока паломников в Отен. [3] Капители колонн и главный фасад церкви украшены реалистичными скульптурами работы Гислеберта. Произведение искусства является средством обучения масс христианской этике с помощью драматических сцен рая и ада. [4] Среди других особенностей - редкий тимпан, подписанный Гизельбертом из Отена. [5]
Отенский собор — великолепная выставка романского искусства и архитектуры. Скульптуры, созданные Гислебертусом, с легкостью и удивительными художественными способностями успешно объединяют библейскую иконографию, относящуюся к Новому и Ветхому Заветам. Размер и качество тимпана «Страшного суда» и перемычки «Искушения Евы» представляют собой впечатляющие и изысканно детализированные произведения искусства. Отенский собор остается на самой высокой высоте в Отене, Франция, и считается прекрасным образцом французского романского стиля.
История
[ редактировать ]Собор Сен-Назер
[ редактировать ]Первый собор Отена был построен начиная с V века (позже посвящен святому Назарию (Св. Назеру), так как в нем хранились мощи святых Назария и Цельса ) и несколько раз ремонтировался и расширялся. Примерно в 970 году он получил из Марселя некоторые мощи Лазаря Эксского , полагая, что это мощи Лазаря Вифанского , друга Иисуса. Они стали объектом паломничества, и толпа стала слишком велика для здания собора. Поэтому епископ Отена Этьен де Баже принял решение примерно в 1120 году о строительстве нового собора как паломнической церкви и для лучшего почитания мощей. Для нового собора было выделено место к северу от более раннего собора Сен-Назера, некоторые остатки которого все еще можно увидеть.
Собор Святого Лазаря
[ редактировать ]Работы над новым собором Святого Лазаря (Св. Лазаря) начались примерно в 1120 году и продвигались достаточно быстро, чтобы в 1132 году здание было освящено. В основном они были завершены к 1146 году, когда мощи Лазаря были перенесены из старого собора. Гробница Лазаря, святыня мощей, была построена на хорах в 1170–1180 гг. [6] Нартекс или портик не был завершен до самого конца века.
Собор Святого Лазаря стоит в самом высоком и наиболее укрепленном уголке города, и благодаря внешним изменениям, внесенным в здание, его внешний вид был значительно изменен за счет добавления готической башни, шпиля и боковых часовен в 15 веке. . Внутри собор по-прежнему сохраняет весьма романский вид. [7] В период 1462-1469 годов епископ Жан Ролен построил новую колокольню взамен романской, которая, к сожалению, была разрушена ударом молнии.
Вдохновением для создания нового здания, как по планировке, так и по отделке, послужил Клюниак . Проекты были работой епископа Этьена де Баже, на которого особенно повлияло Клюнийское аббатство Парай-ле-Мониаль . Собор Святого Лазаря был освящен в 1132 году. [8]
В течение ряда лет после 1146 года два собора действовали в тандеме: Сен-Лазар в качестве летнего собора (от Пасхи до Дня всех святых), а Сен-Назер в качестве зимнего собора. Собор был закончен в 1146 году (за исключением притвора, пристроенного несколько лет спустя); Аббат Гриво в своем превосходном путеводителе по собору объясняет, что интерьер здания не готический, поскольку в нем нет скрещенных диагональных ребер, а романские своды, которые использовались в Клюни III. [9] В конечном итоге Сен-Лазар был признан единственным собором Отена в 1195 году. С 1793 по 1805 год здесь находилась знаменитая картина «Мадонна канцлера Ролена» , которая Яна ван Эйка сейчас находится в Лувре .
Архитектура
[ редактировать ]Интерьер
[ редактировать ]Внутри есть неф и два нефа, разделенные массивными колоннами с продольной резьбой, перемежающимися красиво украшенными романскими капителями. В плане собора предусмотрен притвор из двух пролетов, увенчанный двумя башнями, за которым следует семипролетный неф, окруженный боковыми приделами, и трансепт с башней, увенчивающей крест. Двойные боковые башни датируются 19 веком. [10]
Фасад нефа состоит из трех уровней: большой аркады, трифория и фонаря, каждый из которых отмечен карнизом. Трехэтажное возвышение Сен-Лазара стало возможным благодаря использованию остроконечных арок нефа. Каждый пролет нефа разделен в своде поперечным ребром. Каждый трансепт выступает на ширину двух пролетов нефа, а западный вход имеет притвор, закрывающий главный портал. Основание трифория украшено фризом из розеток и состоит из трех глухих арок.
Считалось, что остроконечная арка является адаптированной из архитектуры исламского искусства, где она использовалась в течение некоторого времени. [8] Многие из исторических капителей, украшающих колонны церкви Сен-Лазар, были вырезаны Гислебертом и включают в себя прекрасные изображения Бегства в Египет и Поклонения волхвов . Капители украшают колонны нефа. Что делает Сен-Лазар шедевром романского искусства, так это качество скульптуры Гислебертуса, которая присутствует на десятках капителей нефа и алтаря, включая сцены из Библии, вырезанные на камне в очень своеобразном стиле. [11]
Экстерьер
[ редактировать ]Собор Святого Лазаря имеет план в виде латинского креста с нефом, простым трансептом и трехступенчатым хором с полукруглым завершением. Готический шпиль датируется 15 веком, хотя западные башни были перестроены в 19 веке в романском стиле Парай-ле-Мониаль. [12]
Столицы
[ редактировать ]В соборе Святого Лазаря в нефе и хоре находятся одни из самых впечатляющих романских капителей, выполненных Гислебертом. Гислебертус создал капители, в которых использовались завитки настоящей коринфской столицы, чтобы создать архитектурную основу для развития повествования истории. На капителях портала вырезаны библейские и традиционные сцены. На одном изображен святой Иероним, вынимающий шип из лапы льва; другой показывает представление Христа. [12] Известно, что более 60 капителей в Сен-Лазаре являются произведениями Гислеберта и включают в себя другие библейские повествования, включая Самсона, пророка Аввакума, Каина и Авеля, Святого Петра, а также капители, изображающие Христа и Апостолов. Замысловатая резьба, составляющая капители работы Гислеберта, ярко отображает повествование, которое она призвана изобразить.
Из-за почти обрушения в 19 веке капители под центральной башней были заменены копиями; оригиналы можно увидеть вблизи в доме капитула наверху (вход справа от хора). Среди сцен на капителях капитула — «Бегство в Египет», «Бог, допрашивающий Каина», «Повешение Иуды» и «Поклонение волхвов». [12]
- Бог подвергает сомнению Каина Капитала
- Смерть Каина Капитала
- Поклонение столице волхвов
- Презентация столицы собора Отена
- Бой пигмея и журавлиной столицы
- Трехглавая Птичья столица
Столица трёх волхвов
[ редактировать ]Гислебертус задумывает столицы через литургическую драму. Заглавными буквами изображена попытка ангела разбудить трех спящих волхвов. Ангел указывает на звезду, пытаясь заставить трех волхвов следовать за звездой. Повествование о трех волхвах распространяется вдоль колонн нефа. Каждая столица демонстрирует мельчайшие детали и яркое изображение истории, которую она рассказывает. [13]
Бегство в столицу Египта
[ редактировать ]Столица «Бегство в Египет» Гислеберта расположена на колонне напротив повествования «Поклонение волхвов». Столица «Бегства в Египет» изображает Марию со спокойным поведением, показывающую нам своего ребенка, сидящего на пони. [13] Кажется, что она плывет на осле, а не сидит на нем, поза похожа на восседающую на троне Мадонну с Младенцем. [14]
Самоубийство Judas Capital
[ редактировать ]Когда Иуда осознает, что он сделал с Иисусом, он раскаивается. В ужасе он вешается, не в силах вынести предательства своего хозяина. В столице изображен Иуда с открытым лицом, изображенным в гримасе с высунутым языком. В капители также изображены демоны, которые тянут Иуду и вешают его. [13] Гислебертус фактически использует один из усиков коринфской столицы новаторским способом, чтобы продемонстрировать, с помощью чего повесили Иуду. Огненные волосы дьяволов представляют собой ссылку на ад. Гислебертус демонстрирует сильный дидактический образ в столице «Самоубийства Иуды». [13]
Столица пороков и добродетелей
[ редактировать ]Эта капитель изображает Милосердие, побеждающее Жадность, и Терпение, побеждающее Гнев. Такая резьба напоминала бы прихожанам, что злые намерения должны быть преодолены, чтобы восторжествовать чистота сердца и жизни. Эта романская столица выполняла дидактическую функцию для неграмотных паломников, неспособных читать письменность. В столице пороков и добродетелей на заднем плане изображены листья аканта, а Милосердие и Терпение наступают на «пороки», которые являются демоническими существами. [15]
- Столица трёх волхвов
- Бегство в Египет
- Повешение Иуды
- Столица пороков и добродетелей
Искушение Евы
[ редактировать ]» Гислебертуса « Искушение Евы (по-французски: La Tentation d'Eve ) изначально было перемычкой северной двери собора. Утверждается, что «Искушение Евы» было создано примерно в 1130-х годах, в то же время, когда были созданы «Страшный суд» и повествовательные заглавные буквы. Эта большая скульптура сейчас выставлена в Музее Ролена в Отене, Франция. [16]
Страшного суда Тимпан
[ редактировать ]Считается, что «Страшный суд» был создан около 1130 года. [13] Тимпан был спасен от потенциального разрушения, поскольку каноники, управлявшие собором в восемнадцатом веке, сочли работу Гислеберта уродливой и покрыли ее штукатуркой. Барабанная полость была вновь открыта и освобождена от гипса в 1837 году. [13]
В 1766 году каноники решили, что скульптуру не стоит сохранять, поскольку она посредственная. Затем они покрыли все слоем штукатурки, чтобы прикрепить к барабанной перепонке другие произведения искусства. Лишь в 1837 году, когда другой каноник неожиданно начал откалывать гипс, была обнаружена барабанная перепонка. К счастью, она сохранилась под гипсом, за исключением головы Христа, которую, как документально подтверждено, удалили, чтобы гипс мог полностью заполнить барабанную перепонку.
Северный фасад Сен-Лазара содержит тимпан (1130–1135 гг.), подписанный Gislebertus hoc fecit («Жислеберт сделал это») внутри портика, который входит в число шедевров романской скульптуры во Франции. Однако историк искусства Линда Зайдель оспорила это прочтение, утверждая, что вместо этого покровителем был Гислебертус. [17]
Огромный размер тимпана потребовал, чтобы двойные перемычки поддерживали его средней колонной для дальнейшей поддержки скульптуры. В левой части тимпана изображен подъем в Царство Небесное, а в правой – изображение демонов в аду с ангелом и дьяволом, взвешивающими души на весах. [18]
Знаки зодиака окружают свод арки, в центре которого изображен Христос в виде безмятежной фигуры. Христос помещен в идеально симметричное положение со сбалансированной композицией вытянутых фигур. Рядом с Иисусом стоит его мать, Дева Мария, и его апостолы, кающиеся и наблюдающие за Страшным судом. Святой Петр охраняет врата в рай и наблюдает, как воскресшие люди пытаются проникнуть туда с помощью ангелов. [5]
Гислебертус успешно интегрировал современный взгляд на рай и ад и создал скульптуру, которая будет служить визуальным образовательным устройством для неграмотных людей. Просмотр тимпана позволил бы паломникам узнать, что с ними произойдет, если они окажутся в аду. [19] Двое мужчин в центре перемычки несут сумки с крестом и ракушкой. Это символы паломников, которые путешествовали из Иерусалима в Сантьяго-де-Компостела. [19]
Тимпан внушал бы ужас верующим, проходившим под ним и рассматривавшим детализированный горельеф. В нижней части тимпана под взвешиванием душ имеется надпись: «Пусть этот ужас устрашит тех, кого связывает земное заблуждение, ибо ужас изображений здесь таким образом действительно изображает то, что будет». [19] Тимпан обрамлен двумя архивольтами. Внутренний архивольт украшен резной листвой, а внешний архивольт состоит из великолепно детализированных медальонов, представляющих четыре времени года, зодиаки и труды месяцев.
Предпринимались различные попытки объяснить тот факт, что фигуры и сцены на притолоке кажутся ненужным дублированием некоторых фигур и сцен основного рельефа. Утверждалось, например, что люди, изображенные на перемычке, ожидают суда или что сцена представляет собой идею « частного суда » в отличие от « общего суда », который представлен на главном рельефе. Дембицкий отвергает все эти интерпретации. По его мнению, символика рельефа последовательно отражает богословские взгляды, высказанные Гонорием Августодуненсисом в его «Изъяснениях» . В частности, удвоение основано на идее, что «в судный день два класса [людей] будут разделены на четыре» ( in die judicii duo ordine in quattuor diventur ): фигуры на перемычке представляют два основных класса людей ( спасенные и проклятые), а фигуры на тимпане представляют четыре отдельных класса. [20] Между тем Филипп Арье предполагает, что две сцены в тимпане представляют собой разные и даже исключительные концепции воскресения. В сцене слева «судьба умерших определяется с момента их воскрешения» и они направляются непосредственно либо в рай, либо в ад, тогда как в сцене слева изображенные «судебные действия» стоят между момент воскресения и Страшного суда. [21]
Зодиак
[ редактировать ]Слева направо и по часовой стрелке мы узнаем:
- Цветочный узор с шестью лепестками.
- Диск (представляющий Солнце?), от которого попеременно расходятся восемь колосьев и восемь листьев.
- Предвидя, что на нем будет шип, непредусмотрительный плакал в его одежде.
- Мудрый (в облачении священника?) и безумец (обнаженный).
- Январь: Крестьянин отрезает кусок хлеба, греясь на костре.
- Водолей: Персонаж, одетый в простую накидку (ванну?), наливает воду.
- Февраль: Крестьянин, сидящий на стуле, греется у костра.
- Рыба: Две рыбы размером с лопату, пойманные на одну леску.
- Март: Фермер обрезает виноградную лозу (или фруктовое дерево?).
- Овен: Проходящий мимо баран.
- Апрель: Фермер кормит козу и овцу (чтобы вывести их в поля?)14.
- Телец: Проходящий бык обошел стороной.
- Май: Рыцарь-баннерет готовится к упражнению15: он ведет своего коня, за ним мы видим его щит и знамя, висящие на копье.
- Близнецы: два обнаженных молодых человека, каждый из которых держит знамя.
- Летнее солнцестояние: сидящий персонаж управляет годовым циклом. Согласно иллюстрации в романской рукописи Chronicon zweifaltense minus (лист 6v.)16, этот символ будет обозначать год.
- Рак: Огромный рак.
- Июнь: персонаж собирает и ест плоды деревьев.
- Лео: Проходящий лев.
- Июль: Урожай сена15, мужик точит свою подделку.
- Дева: Ангел.
- Август: Молотя пшеницу, мужчина держит чуму на связанных снопах пшеницы18. Он без рубашки, шнурки завязаны узлом, чтобы не кусать пшеницу.
- Весы: Женщина проверяет весы.
- Сентябрь: Мужчина наступает на собранный виноград левой рукой.
- Скорпион: «скорпион», представленный своего рода восьминогой жабой.
- Октябрь: Мужчина бьет дуб, чтобы уронить желуди, чтобы накормить своих свиней (справа от пассажа 15)20.
- Стрелец: Кентавр стреляет из лука.
- Ноябрь: Сбор сухостоя на зиму, мужчина несет на спине связку15.
- Козерог: мифологическая фигура с козлиной головой, орлиными крыльями и рыбьим хвостом.
- Декабрь: Убой свиней.
- Цветочный узор с шестью симметричными первыми лепестками.
См. также
[ редактировать ]- Список готических соборов в Европе
- Commons: Большие романские тимпаны во Франции.
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван Бокстель, Эдуард. «Сайт романского искусства в Бургундии» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ Кларк, Уильям (2006). Средневековые соборы . Вестпорт, Коннектикут, США: Greenwood Publishing Group Inc., стр. 34–35 . ISBN 0-313-32693-2 .
- ^ Никелл, Джо (2007). Реликвии Христа . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-2425-4 .
- ^ Дитч, Дебора (2002). Архитектура для чайников . Хобокен, Нью-Джерси, США: Wiley Publishing Inc.
- ^ Jump up to: а б «Страшный суд, Гислебертус» . Искусство и культура 104 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 года . Проверено 12 марта 2012 г.
- ^ разрушен в 1766 г.
- ^ «Городок» . Бургундия, Франция . Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Янсон, Хорст Вольдемар (2004). История искусства: западная традиция . Нью-Джерси, США: Pearson Education Inc.
- ^ Бургундия сегодня Сен-Лазар Отен .
- ^ «Городок» . Бургундия, Отен . Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ Ван Бокстель, Эдуард. «Сайт романского искусства в Бургундии: Отен» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отенский собор » . Священные места назначения . Архивировано из оригинала 1 октября 2021 года . Проверено 15 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зайдель, Линда (1999). Легенды в известняке: Лазарь, Гислеберт и Отенский собор . Соединенные Штаты Америки: Издательство Чикагского университета.
- ^ «Бегство Гислеберта в Египет» . Интернет-галерея искусств . Архивировано из оригинала 26 декабря 2023 года . Проверено 15 марта 2012 г.
- ^ Капитал: добродетели и пороки . Библиотека Жана и Александра Хердов.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Искушение Евы Гислебертом» . Священные места назначения . Архивировано из оригинала 15 марта 2013 года . Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ История искусств, 4-е издание, Стокстад
- ^ Калкинс, Роберт (1979). Памятники средневекового искусства . Нью-Йорк: Корнеллские книги в мягкой обложке. стр. 102–104.
- ^ Jump up to: а б с Кляйнер, Фред (2010). Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива, том 1 . Бостон, Массачусетс, США: Кларк Бакстер. стр. 317–319.
- ^ Дембицкий, Яцек (2002). Западный портал собора Святого Лазаря в Отене. Исследование истории искусства и истории идей . Краков: Университеты. стр. 73.
- ^ Арье, Филипп (1982). Час нашей смерти: классическая история отношения Запада к смерти за последнюю тысячу лет . Соединенное Королевство: Издательская группа Knopf Doubleday. п. 100.
Источники
[ редактировать ]- Или собор в структурах
- Отенский собор в ArchINFORM (на немецком языке)
- (на французском языке) Art-Roman.net: Осенний собор
- (на французском языке) Римское искусство в Бургундии: осень
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Панорамы и изображения собора Отена в высоком разрешении 360° | Художественный Атлас [ постоянная мертвая ссылка ]