Ян ван Эйк
Ян ван Эйк | |
---|---|
![]() Портрет мужчины (Автопортрет?) Яна ван Эйка, 1433 год. Национальная галерея , Лондон. | |
Рожденный | Где-то около 1380 или 1390 г. |
Умер | 9 июля 1441 г. |
Национальность | фламандский |
Образование | Роберт Кампен (оспаривается) |
Известный | рисование |
Движение | Ранняя нидерландская живопись , Северное Возрождение. |
Покровитель(и) | Иоанн III, герцог Баварии , позднее Филипп Добрый |

Ян ( / væ nˈaɪ k / ван van EYEK Эйк , Голландский: [ˈjɑɱ vɑn ˈɛik] ; в. до 1390 — 9 июля 1441) — фламандский художник, работавший в Брюгге , один из первых новаторов того, что стало известно как ранняя нидерландская живопись , и один из наиболее значительных представителей искусства раннего Северного Возрождения . По словам Вазари и других искусствоведов, включая Эрнста Гомбриха , он изобрел масляную живопись . [1] хотя большинство сейчас считают это утверждение чрезмерным упрощением.
Сохранившиеся записи указывают, что он родился около 1380 или 1390 года в Маасейке (тогда Маасейке, отсюда и его имя), Лимбурге , который расположен на территории современной Бельгии . Он устроился на работу в Гаагу около 1422 года, когда уже был мастером-живописцем с помощниками в мастерской, и работал художником и камердинером у Иоанна III Безжалостного , правителя графств Голландия и Эно . После смерти Иоанна в 1425 году он был позже назначен придворным художником Филиппа Доброго , герцога Бургундского , и работал в Лилле , а затем переехал в Брюгге в 1429 году, где жил до своей смерти. Он пользовался большим уважением со стороны Филиппа и предпринял ряд дипломатических визитов за границу, в том числе в Лиссабон в 1428 году, чтобы изучить возможность заключения брачного контракта между герцогом и Изабеллой Португальской . [2]
Ему уверенно приписывают около 20 сохранившихся картин, а также Гентский алтарь и иллюминированные миниатюры Турино -Миланских часов , датированные периодом между 1432 и 1439 годами. Десять датированы и подписаны вариацией его девиза ALS ICH KAN ( As Я (Эйк) могу ), игра слов на его имени, которое он обычно писал греческими буквами.
Ван Эйк писал как светские, так и религиозные сюжеты, в том числе запрестольные образы, религиозные деятели на отдельных панно и портреты на заказ. Его работы включают отдельные панно, диптихи, [3] триптихи и панно-полиптихи. Ему хорошо платил Филипп, который стремился к тому, чтобы художник был обеспечен в финансовом отношении и имел творческую свободу, чтобы он мог рисовать «когда ему заблагорассудится». [4] Работы Ван Эйка происходят из международного готического стиля, но вскоре он затмил его, отчасти благодаря большему акценту на натурализм и реализм. Он достиг нового уровня виртуозности благодаря своим разработкам в использовании масляной краски. [5] Он оказал большое влияние, а его техника и стиль были переняты и усовершенствованы ранними нидерландскими художниками.
Жизнь и карьера [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Мало что известно о ранней жизни Яна ван Эйка, и ни дата, ни место его рождения не задокументированы. Первая дошедшая до нас запись о его жизни происходит при дворе Иоанна Баварского в Гааге , где между 1422 и 1424 годами были произведены выплаты Мейстеру Яну ден малре (Мастеру Яну-художнику), который тогда был придворным художником в звании камердинера . de chambre , сначала с одним, а затем с двумя помощниками. [6] Это предполагает дату рождения не позднее 1395 года. Однако его очевидный возраст на вероятном лондонском автопортрете 1433 года предполагает, что большинству ученых он датируется ближе к 1380 году. [4] В конце 16 века он был идентифицирован как родившийся в Маасейке , городке княжества -епископства Льеж . [7] Его дочь Ливине после смерти отца находилась в женском монастыре в Маасейке. Заметки к его подготовительному рисунку к «Портрету кардинала Никколо Альбергати» написаны на диалекте Маасланд. [8]
У него была сестра Маргарета и как минимум два брата Губерт (умер в 1426 г.), у которых он, вероятно, проходил свое ученичество. [9] и Ламберт (работал между 1431 и 1442 годами), оба также художники, но порядок их рождения не установлен. [4] Предполагается, что другой значительный и довольно молодой художник, работавший на юге Франции, Бартелеми ван Эйк , был его родственником. [10] Неизвестно, где Ян получил образование, но он знал латынь и использовал в своих надписях греческий и еврейский алфавиты, что указывает на то, что он получил классическое образование. [4] Такой уровень образования был редкостью среди художников и сделал бы его более привлекательным для образованного Филиппа. [11]
Придворный художник [ править ]

Ван Эйк служил чиновником Иоанна Баварского-Штраубинга , правителя Голландии , Эно и Зеландии . К этому времени он собрал небольшую мастерскую и занимался косметическим ремонтом дворца Бинненхоф в Гааге . После смерти Иоанна в 1425 году он переехал в Брюгге и привлек внимание Филиппа Доброго ок. 1425 . [12] Его появление как художника-коллекционера обычно следует за его назначением при дворе Филиппа, и с этого момента его деятельность при дворе сравнительно хорошо документирована. Он служил придворным художником и дипломатом, а также был старшим членом гильдии художников Турне . 18 октября 1427 года, в праздник Святого Луки, он отправился в Турне, чтобы присутствовать на банкете в его честь, на котором также присутствовали Роберт Кампен и Рогир ван дер Вейден . [13]
Судебное жалованье освободило его от заказной работы и дало большую степень творческой свободы. [14] В течение следующего десятилетия репутация и технические способности ван Эйка росли, в основном благодаря его новаторским подходам к обращению с масляной краской и манипуляциям с ней. В отличие от большинства его сверстников, его репутация никогда не уменьшалась, и он оставался уважаемым человеком на протяжении следующих столетий. Его революционный подход к маслу был таков, что возник миф, увековеченный Джорджо Вазари , о том, что он изобрел масляную живопись . [А] [15]
Его брат Хуберт ван Эйк участвовал в работе над самыми известными произведениями Яна, Гентским алтарем , который, как правило, историки искусства считают, что он был начат ок. 1420 г. - Губерт и завершено Яном в 1432 г. Другой брат, Ламберт, упоминается в бургундских судебных документах и, возможно, руководил мастерской своего брата после смерти Яна. [16]
и успех Зрелость

Проекты и методы ван Эйка, считавшиеся революционными при его жизни, активно копировались и воспроизводились. Его девиз, один из первых и до сих пор наиболее характерных подписей в истории искусства, ALS ICH KAN («КАК Я МОГУ»), игра слов от его имени, [17] впервые появился в 1433 году на «Портрете мужчины в тюрбане» , что можно рассматривать как показатель его зарождающейся в то время уверенности в себе. Годы между 1434 и 1436 годами обычно считаются его высшим достижением, когда он создал такие работы, как « Мадонна канцлера Ролена» , «Мадонна в Лукке» и «Мадонна с младенцем» с каноником ван дер Паэле .
Около 1432 года он женился на Маргарите , которая была на 15 лет моложе. Примерно в то же время он купил дом в Брюгге; Маргарет не упоминается до его переезда, когда в 1434 году родился первый из двух их детей. О Маргарет известно очень мало; даже ее девичья фамилия утеряна – в современных записях она упоминается в основном как Дамуазель Маргарита . [18] Возможно, она была аристократического происхождения, хотя и из низшей знати, о чем свидетельствует ее модная одежда на портрете, но не роскошь, которую носит невеста на портрете Арнольфини . Позже, как вдова известного художника, Маргарет после смерти Яна получила скромную пенсию от города Брюгге. По крайней мере часть этого дохода была инвестирована в лотерею . [19]
В период с 1426 по 1429 год Ван Эйк предпринял ряд поездок по поручению герцога Бургундского Филиппа, описанных в записях как «секретные» поручения, за которые ему платили кратную его годовую зарплату. Их точная природа до сих пор неизвестна, но, судя по всему, они связаны с его действиями в качестве посланника суда. В 1426 году он отправился в «некоторые далекие страны», возможно, в Святую Землю . Эта теория придает вес топографической точности Иерусалима в картине «Три Марии у гроба» , написанной членами его мастерской ок. 1440 . [8]
Более документально подтвержденной комиссией была поездка в Лиссабон вместе с группой, намеревавшейся подготовить почву для свадьбы герцога с Изабеллой Португальской . Ван Эйку было поручено нарисовать невесту , чтобы герцог мог представить ее перед свадьбой. Поскольку Португалия была охвачена чумой , их двор странствовал, и голландская группа встретила их в отдаленном замке Авис . Ван Эйк провел там девять месяцев, вернувшись в Нидерланды с Изабеллой в качестве будущей невесты; пара поженилась на Рождество 1429 года. [20] Принцесса, вероятно, не была особенно привлекательна, и именно такой передал ее Ван Эйк на ныне утраченном портрете. Обычно он показывал своих натурщиков достойными, но не скрывал их недостатков. [21] После своего возвращения он был занят завершением Гентского алтаря , который был освящен 6 мая 1432 года в соборе Святого Бавона во время официальной церемонии в честь Филиппа. В записях 1437 года говорится, что он пользовался большим уважением среди высших слоев бургундской знати и работал в иностранных комиссиях.
Смерть и наследие [ править ]

Ян ван Эйк умер 9 июля 1441 года в Брюгге. Похоронен на кладбище церкви Святого Донациана . [4] В знак уважения Филип выплатил вдове Яна Маргарет единовременную выплату на сумму, равную годовому окладу художника. Он оставил после себя множество незавершенных работ, которые должны были завершить подмастерья его мастерской. [22] После его смерти мастерской руководил Ламберт ван Эйк. [23] поскольку репутация и статус Яна неуклонно росли. В начале 1442 года Ламберт приказал эксгумировать тело и поместить его в собор Святого Донациана .
В 1449 году он был упомянут итальянским гуманистом и антикваром Чириако де Пицциколли как выдающийся и талантливый художник, а в 1456 году он был записан Бартоломео Фасио .
Работает [ править ]
Ян ван Эйк помимо работы при дворе писал картины для частных клиентов. Первым из них является Гентский алтарь, написанный для купца, финансиста и политика Йодокуса Вейдтса и его жены Элизабет Борлуут. начатый где-то до 1426 года и завершенный к 1432 году, Полиптих, рассматривается как олицетворение «окончательного завоевания реальности на Севере», отличающийся от великих произведений Раннего Возрождения в Италии своей готовностью отказаться от классической идеализации в пользу верное наблюдение за природой. [24]
Хотя можно предположить – учитывая спрос и моду – что он создал ряд триптихов, сохранился только дрезденский алтарь , хотя ряд дошедших до нас портретов могут быть крыльями разобранных полиптихов. Характерными признаками являются петли оригинальных рам, ориентация натурщика и молящиеся руки или включение иконографических элементов в портрет, который в остальном, казалось бы, светский. [25]
Ему уверенно приписывают около 20 сохранившихся картин, все датированные между 1432 и 1439 годами. Десять, включая Гентский алтарь , датированы и подписаны вариацией его девиза «АЛС ИЧ КАН» . В 1998 году Холланд Коттер подсчитал, что «всего около двух дюжин картин... приписываемых... с разной степенью уверенности, а также несколько рисунков и несколько страниц из... «Турин-Миланских часов». Он описал «сложные отношения и напряженность между историками искусства и музеями при присвоении авторства. Из примерно 40 работ, считавшихся оригиналами в середине 80-х годов, около десяти сейчас активно оспариваются ведущими исследователями как мастерские». [26]
Часы Турин-Милан: стрелка G [ править ]

С 1901 года Яна ван Эйка часто называют анонимным художником, известным как Рука G часов Турина-Милана . [Б] Если это правда, то туринские иллюстрации — единственные известные работы его раннего периода; по словам Томаса Крена, более ранние даты создания «Руки G» предшествуют любой известной панно в эйковском стиле, что «поднимает провокационные вопросы о роли, которую освещение рукописи могло сыграть в хваленом правдоподобии эйковской масляной живописи». [27]
Доказательства приписывания Ван Эйку частично основаны на том факте, что, хотя фигуры в основном относятся к интернациональному готическому типу, они снова появляются в некоторых из его более поздних работ. Кроме того, имеются гербы, связанные с семьей Виттельсбахов, с которой он имел связи в Гааге, а некоторые фигуры на миниатюрах перекликаются с всадниками в Гентском алтаре . [28]
Большая часть часов Турин-Милан была уничтожена пожаром в 1904 году и сохранилась только в фотографиях и копиях; сейчас сохранились не более трех страниц, приписываемых Руке G, с большими миниатюрами Рождения Иоанна Крестителя , Обретения Истинного Креста и Службы мертвых (или Заупокойной мессы ), с на нижних страницах. миниатюрами и инициалы первого и последнего из них [С] «Кабинет мертвых» часто рассматривается как напоминание о «Мадонне в церкви» Яна 1438–1440 годов . [30] Еще четыре были утеряны в 1904 году: все элементы страниц с миниатюрами « Молитва на берегу» (или «Герцог Вильгельм Баварский на берегу моря» , «Молитва государя» и т. д.), и ночная сцена « Предательство Христа» ( который уже был описан Дюрье как «изношенный» перед пожаром), Коронация Богородицы и ее бас-де-паж, а также большая картина только с морским пейзажем « Путешествие святого Юлиана и святой Марты» . [Д]
Иконография Марии [ править ]

За исключением «Гентского алтаря», в религиозных произведениях Ван Эйка Дева Мария центральной фигурой является . Обычно она сидит, носит усыпанную драгоценными камнями корону и держит на руках игривого ребенка Христа, который смотрит на нее и сжимает подол ее платья, что напоминает византийскую традицию 13-го века иконы Елеуса ( Богоматерь Умиления ). [31] Иногда ее показывают читающей Часослов . Обычно она носит красное. В Гентском алтаре 1432 года Мария носит корону, украшенную цветами и звездами. Она одета как невеста и читает из книги на поясе, задрапированной зеленой тканью: [32] возможно, элемент заимствован из Роберта Кампена » «Благовещения Богородицы . [33] Панно содержит ряд мотивов, которые позже вновь появляются в более поздних работах; она уже Царица Небесная, в короне, украшенной цветами и звездами. Ван Эйк обычно представляет Марию как привидение перед донором, преклонившим колени в молитве в стороне. [34] [35] Идея появления святого перед мирянином была распространена в портретах северных доноров того периода. [34] В «Мадонне с Младенцем и каноником ван дер Паэле » (1434–1436) каноник, кажется, только что на мгновение остановился, чтобы поразмышлять над отрывком из своей ручной Библии, когда перед ним предстают Богородица с Младенцем и двумя святыми, как будто воплощения его молитва. [36]

Роль Марии в его творчестве следует рассматривать в контексте современного ей культа и почитания. В начале 15 века значение Марии как посредника между божественными силами и представителями христианской веры возросло. Идея чистилища как промежуточного состояния, через которое должна пройти каждая душа, прежде чем попасть на небеса, была на пике популярности. [37] Молитва была наиболее очевидным средством сокращения времени в подвешенном состоянии , в то время как богатые могли заказать новые церкви, пристройки к существующим или религиозные портреты. В то же время наблюдалась тенденция к спонсированию заупокойных месс, часто в рамках условий завещания, - практика, которую Йорис ван дер Паэле активно спонсировал . На этот доход он снабжал церкви вышитыми тканями и металлическими аксессуарами, такими как чаши, тарелки и подсвечники. [38]

Эйк обычно отводит Марии три роли: Мать Христа; олицетворение « Триумфальной Экклесии »; или Царица Небесная . [39]
Идея Марии как метафоры самой Церкви особенно сильна в его более поздних картинах. В «Мадонне в церкви» она доминирует над собором; ее голова почти находится на уровне галереи высотой примерно шестьдесят футов. [39] Историк искусства Отто Пяхт описывает внутреннюю часть панно как «тронный зал», который окутывает ее, словно «футляр для переноски». [40] Это искажение масштаба встречается и в ряде других его картин Мадонны, включая «Благовещение» . Ее монументальный рост заимствован из работ итальянских художников XII и XIII веков, таких как Чимабуэ и Джотто , которые, в свою очередь, отражают традицию, восходящую к итало-византийскому типу, и подчеркивают ее отождествление с самим собором. Историки искусства XIX века считали, что работа была написана в самом начале карьеры ван Эйка, и объясняли ее масштаб ошибкой относительно незрелого художника. Идея о том, что ее размер представляет собой ее воплощение в виде церкви, впервые была предложена Эрвином Панофски в 1941 году. [41] Тилль-Хольгер Борхерт говорит, что ван Эйк писал не «Мадонну в церкви», а как «Церковь». [42]
Более поздние работы Ван Эйка содержат очень точные и подробные архитектурные детали, но не созданы по образцу реальных исторических зданий. Вероятно, он стремился создать идеальное и совершенное пространство для явления Марии. [43] и его больше беспокоило их визуальное воздействие, а не физическая возможность. [44]

Картины Мариан характеризуются сложным изображением как физического пространства, так и источников света. Многие религиозные произведения ван Эйка содержат уменьшенное внутреннее пространство, которое, тем не менее, тонко организовано и организовано так, чтобы передать ощущение близости, не чувствуя при этом стеснения. Мадонна канцлера Ролена освещена как из центрального портика, так и из боковых окон, а напольная плитка по сравнению с другими элементами показывает, что фигуры находятся всего примерно в шести футах от экрана лоджии с колоннами и что Ролену, возможно, пришлось втиснуться сам через отверстие, чтобы выбраться этим путем. [45] Различные элементы собора в «Мадонне в церкви» настолько подробно детализированы, а элементы готики и современной архитектуры настолько хорошо очерчены, что многие историки искусства и архитектуры пришли к выводу, что он, должно быть, обладал достаточными архитектурными знаниями, чтобы проводить тонкие различия. Учитывая точность описаний, многие ученые пытались связать картину с конкретными зданиями. [46] Но во всех зданиях в творчестве ван Эйка структура является воображаемой и, вероятно, идеализированной формацией того, что он считал идеальным архитектурным пространством. Это видно из множества примеров особенностей, которые были бы маловероятны в современной церкви, включая размещение круглого арочного трифория над остроконечной колоннадой в берлинской работе. [47]
Произведения Мариана густо испещрены надписями. Надпись на арочном троне над Марией в Гентском алтаре взята из отрывка из Книги Мудрости (7:29): «Она прекраснее солнца и армии звезд; по сравнению со светом она превосходит Она поистине является отражением вечного света и незапятнанным зеркалом Бога». [32] Надпись из того же источника на подоле ее мантии, на раме Мадонны в церкви и на ее платье в «Мадонне с младенцем» с каноником ван дер Паэле гласит: «ЕСТЬ ЭТО КРАСИВОЕ СОЛНЦЕ И ВЫШЕ ВСЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗВЕЗД». СРАВНЕННЫЙ СВЕТ НАХОДИТСЯ ДО [42] Хотя надписи присутствуют на всех картинах ван Эйка, они преобладают в его картинах Мариан, где, кажется, выполняют ряд функций. Они вдыхают жизнь в портреты и дают голос тем, кто почитает Марию, но также играют функциональную роль; учитывая, что современные религиозные произведения были заказаны для частного поклонения, надписи, возможно, предназначались для чтения как заклинания или индивидуальных молитв о снисхождении . Харбисон отмечает, что работы ван Эйка, заказанные по частному заказу, необычайно густо исписаны молитвами и что эти слова, возможно, выполняли ту же функцию, что и молитвенные таблички или, точнее, «Молитвенные крылья», как это видно в лондонском триптихе «Богоматерь с младенцем » . [48]
Светские портреты [ править ]

Ван Эйк пользовался большим спросом как художник-портретист. Растущее благосостояние Северной Европы означало, что портретная живопись больше не была прерогативой королевской семьи или высшей аристократии. Возникающий купеческий средний класс и растущее осознание гуманистических идей индивидуальной идентичности привели к спросу на портреты. [21]
Портреты Ван Эйка характеризуются манипулированием масляной краской и тщательным вниманием к деталям; его острая наблюдательность и склонность наносить слои тонкой полупрозрачной глазури для создания интенсивности цвета и тона. Он был пионером портретной живописи в 1430-х годах, и естественность его изображений вызывала восхищение даже в Италии. [49] Сегодня девять портретов, развернутых в три четверти ему приписывают . Его стиль был широко принят, особенно ван дер Вейденом, Петрусом Кристусом и Гансом Мемлингом .
Небольшой портрет мужчины с синим сопровождающим ок. 1430 год — его самый ранний сохранившийся портрет. Это свидетельствует о многих элементах, которые должны были стать стандартом в его портретном стиле, включая ракурс в три четверти (тип, который он возродил из античности, который вскоре распространился по Европе), [18] направленное освещение, [21] сложный головной убор, а для одиночных портретов - обрамление фигуры в неопределенном узком пространстве на плоском черном фоне. Он отличается реалистичностью и проницательностью в мельчайших деталях внешности натурщика; у мужчины светлая борода, отросшая за один или два дня, - повторяющаяся особенность на ранних мужских портретах Ван Эйка, где натурщик часто либо небрит, либо, по словам Лорна Кэмпбелла, «довольно неэффективно выбрит». [50] Кэмпбелл перечисляет других небритых натурщиков Ван Эйка; Никколо Альбергати (1431 г.), Йодокус Вейдт (1432 г.), Ян ван Эйк? (1433 г.), Йорис ван дер Паэле (ок. 1434–1436), Николя Ролен (1435 г.) и Ян де Леу (1436 г.). [50]
Заметки, сделанные на оборотной стороне его этюда к портрету кардинала Никколо Альбергати, дают представление о подходе Эйка к мельчайшим деталям лиц его натурщиков. Подробно описывая рост бороды, он написал: «die stoppelen vanden barde wal grijsachtig» ( седеющая щетина бороды ). [51] В других аспектах своих попыток запечатлеть лицо старика он отметил: «Радужная оболочка глаза, возле задней части зрачка, буровато-желтая. На контурах рядом с белой голубоватая... белая тоже желтоватая. .." [52]
Портрет «Леаль Сувенир» 1432 года продолжает приверженность реализму и острое наблюдение за мелкими деталями внешности натурщика. [53] Однако в его более поздних работах натурщик располагался на большем расстоянии, а внимание к деталям было менее заметным. Описания менее судебно-медицинские, скорее обзорные, а формы более широкие и плоские. [51] Даже в его ранних работах описания модели не являются точными репродукциями; части лица или формы натурщиков были изменены, чтобы либо представить лучшую композицию, либо соответствовать идеалу. Он часто изменял относительные пропорции головы и тела своих моделей, чтобы сосредоточиться на элементах их черт, которые его интересовали. Это заставило его исказить реальность в этих картинах; на портрете своей жены он изменил угол ее носа и придал ей модно высокий лоб, которого не было у природы. [54]
Каменный парапет у основания полотна Léal Souvenir расписан так, как будто имитирует камень с пятнами или шрамами, и содержит три отдельных слоя надписей, каждый из которых выполнен в иллюзионистской манере, создавая впечатление, что они высечены на камне. [55] Ван Эйк часто делал надписи как будто голосом натурщиков, так что они «казались говорящими». [56] Примеры включают портрет Яна де Леу, на котором написано ... Ян де [Леу], который впервые открыл глаза на празднике Святой Урсулы [21 октября] 1401 года. Теперь Ян ван Эйк нарисовал меня, вы можете видеть, когда он начал это. 1436 . [56] На Портрете Маргариты ван Эйк 1439 года надпись приветствует Мой муж Йоханнес завершил меня в 1439 году, 17 июня, в возрасте 33 лет. Как могу. [57]
Руки играют в живописи Ван Эйка особое значение. [58] На его ранних портретах натурщики часто изображаются с предметами, характерными для их профессии. Мужчина в Léal Souvenir , возможно, был профессиональным юристом, поскольку он держит свиток, напоминающий юридический документ. [59]
Портрет Арнольфини 1432 года наполнен иллюзионизмом и символизмом. [60] как и Мадонна канцлера Ролена 1435 года , созданная для демонстрации силы, влияния и благочестия Ролена. [61]
Стиль [ править ]
Иконография [ править ]
Ван Эйк использовал множество иконографических элементов, часто передавая то, что он видел как сосуществование духовного и материального миров. Иконография вписана в произведение ненавязчиво; обычно ссылки содержали небольшие, но важные подробности. [62] Для его работ характерно использование символики и библейских ссылок. [62] он был пионером в обращении с религиозной иконографией, а его нововведения подхватили и развили ван дер Вейден, Мемлинг и Кристус. Каждый из них использовал богатые и сложные иконографические элементы, чтобы создать обостренное ощущение современных верований и духовных идеалов. [63]

Крейг Харбисон описывает сочетание реализма и символизма как, пожалуй, «самый важный аспект раннего фламандского искусства». [63] Встроенные символы должны были сливаться со сценами и «были продуманной стратегией, направленной на создание опыта духовного откровения». [64] В частности, религиозные картины Ван Эйка «всегда представляют зрителю преображенный взгляд на видимую реальность». [65] Для него повседневная жизнь гармонично пропитана символизмом, так что, по словам Харбисона, «описательные данные были перестроены… так, что они иллюстрировали не земное существование, а то, что он считал сверхъестественной истиной». [65] Эта смесь земного и небесного свидетельствует о вере ван Эйка в то, что «основную истину христианского учения» можно найти в «союзе светского и священного миров, реальности и символа». [66] Он изображает слишком больших Мадонн, нереальные размеры которых показывают разделение небесного от земного, но размещает их в повседневных условиях, таких как церкви, домашние покои или сидящие с придворными чиновниками. [66]
Однако земные церкви богато украшены небесными символами. Небесный престол ясно представлен в некоторых домашних покоях (например, в Луккской Мадонне ). Сложнее различить декорации таких картин, как «Мадонна канцлера Ролена» , где локация представляет собой сплав земного и небесного. [67] Иконография Ван Эйка часто бывает настолько густой и сложной, что произведение приходится просматривать несколько раз, прежде чем станет очевидным даже самое очевидное значение элемента. Символы часто были тонко вплетены в картины, так что они становились очевидными только после пристального и многократного рассмотрения. [62] в то время как большая часть иконографии отражает идею о том, что, по словам Джона Уорда, существует «обещанный переход от греха и смерти к спасению и возрождению». [68]
Подпись [ править ]

Ван Эйк был единственным нидерландским художником XV века, подписавшим свои панно. [69] Его девиз всегда содержал варианты слов АЛС ИЧ КАН (или вариант) - «Как я могу» или «Как могу», что образует каламбур над его именем. Безнаддувное «ICH» вместо брабантского «IK» происходит от его родного лимбургского языка . [70] Подпись иногда пишется греческими буквами, например AAE IXH XAN . [71] Слово Кан происходит от среднеголландского слова kunnen, связанного с голландским словом kunst или немецким Kunst («искусство»). [72]
Эти слова могут быть связаны с своего рода формулой скромности, иногда встречающейся в средневековой литературе, где писатель предваряет свою работу извинениями за отсутствие совершенства. [72] хотя, учитывая типичную щедрость подписей и девизов, это может быть просто шутливой отсылкой. Действительно, его девиз иногда записывается таким образом, чтобы имитировать монограмму Христа IHC XPC , например, в его « Портрете Христа» 1440 года . [72] Кроме того, поскольку подпись часто представляет собой вариант «Я, Ян ван Эйк был здесь», ее можно рассматривать как, возможно, несколько высокомерное утверждение как верности и достоверности записи, так и качества работы ( Как я (К)Может ). [54]
Привычка подписывать свои работы обеспечила сохранение его репутации, а атрибуция не была такой сложной и неопределенной, как у других художников первого поколения ранней нидерландской школы. [73] Подписи обычно выполняются декоративным шрифтом, часто используемым в юридических документах, как это можно увидеть в «Léal Souvenir» и « Портрете Арнольфини» . [74] последний из которых подписан «Johannes de eyck fuit hic 1434» («Ян ван Эйк был здесь в 1434 году»), что является способом записи его присутствия.
Надписи [ править ]
Многие картины ван Эйка изобилуют надписями на греческом, латыни или голландском языке. Кэмпбелл видит во многих примерах «определенную последовательность, которая предполагает, что он сам их нарисовал», а не что они являются более поздними дополнениями. [52] Кажется, что надписи выполняют разные функции в зависимости от типа произведения, на котором они появляются. В его одиночных портретах они дают голос натурщику, [75] особенно в «Портрете Маргарет ван Эйк» , где греческие буквы на рамке переводятся как «Мой муж Йоханнес завершил меня в 1439 году, 17 июня, в возрасте 33 лет. Как я могу». [18] Напротив, надписи на его общественных, официальных религиозных поручениях написаны с точки зрения покровителя и призваны подчеркнуть его набожность, милосердие и преданность святому, которого он сопровождает. Это можно увидеть в его «Мадонне с Младенцем» и каноником ван дер Паэле . Надпись на нижней имитационной рамке относится к пожертвованию: «Йорис ван дер Паэле, каноник этой церкви, поручил эту работу художнику Яну ван Эйку. И в 1434 году он основал здесь два капеллана в хоре Господнем. Однако завершил его только в 1436 году». [76]
Рамки [ править ]

Исключительно для своего времени Ван Эйк часто подписывал и датировал свои кадры. [77] тогда считалась неотъемлемой частью произведения –их часто рисовали вместе, и хотя рамы создавались группой мастеров, отдельных от мастерской мастера, их работа часто считалась равной по мастерству мастерству художника.
Он разработал и раскрасил рамы для своих портретов с одной головой так, чтобы они выглядели как имитация камня, а подпись или другие надписи создавали впечатление, будто они высечены в камне. Рамки служат другим иллюзионистским целям; в Портрете Изабеллы Португальской , описанной в рамке, [78] ее глаза застенчиво, но прямо из картины, когда она кладет руки на край парапета из искусственного камня. Этим жестом Изабелла расширяет свое присутствие из живописного пространства в пространство зрителя. [59]
Многие оригинальные кадры утеряны и известны только по копиям или инвентарным записям. «Лондонский мужской портрет», вероятно, представлял собой половину двойного портрета или кулона; последняя запись оригинальных кадров содержала множество надписей, но не все были оригинальными; рамы часто закрашивались более поздними художниками. [54] Портрет Яна де Леу также имеет оригинальную рамку, закрашенную под бронзу. [79]
Многие из его рамок густо надписаны, что служит двойной цели. Они носят декоративный характер, но также служат для определения контекста значимости изображений, аналогично функции полей в средневековых рукописях. Такие произведения, как Дрезденский триптих, обычно заказывали для личного поклонения, и ван Эйк ожидал, что зритель будет созерцать текст и изображения в унисон. [80] Внутренние панели небольшого Дрезденского триптиха 1437 года очерчены двумя слоями окрашенных бронзовых рам, на которых написаны преимущественно латинские буквы. Тексты взяты из самых разных источников, в центральных кадрах — библейские описания Успения , а внутренние крылья выложены фрагментами молитв, посвященных святым Михаилу и Екатерине . [81]
Мастерская, незавершенные или утерянные работы [ править ]

Члены его мастерской завершили работы по его проектам спустя годы после его смерти летом 1441 года. В этом не было ничего необычного; вдова хозяина часто продолжала дело после его смерти. Считается, что после 1441 года власть перешла к его жене Маргарет или брату Ламберту. [82] [83] К таким работам относятся Мадонна Инс-Холла , Святой Иероним в своем кабинете , Мадонна Яна Воса ( Мадонна с младенцем, Святой Варварой и Елизаветой ) ок. 1443 и другие. [84] Ряд рисунков был воспроизведен нидерландскими художниками первого ранга во втором поколении, в том числе Петрусом Кристусом , написавшим версию Эксетерской Мадонны . [85]
После его смерти члены его мастерской также закончили незаконченные картины. Верхние части правой панели диптиха «Распятие и Страшный суд» обычно считаются работой более слабого художника с менее индивидуальным стилем. Считается, что ван Эйк умер, оставив панель незавершенной, но с завершенными рисунками, а верхняя часть была закончена членами мастерской или последователями. [86]

Ему уверенно приписывают три произведения, но известны только по копиям. Портрет Изабеллы Португальской датируется его визитом в Португалию в 1428 году к Филиппу для оформления предварительного брачного договора с дочерью Иоанна I Португальского . [87] Из сохранившихся копий можно сделать вывод, что помимо настоящей дубовой рамы были еще две «нарисованные» рамы, одна из которых была украшена готической надписью вверху, а парапет из искусственного камня служил опорой для ее рук, чтобы они могли отдохнуть. на. [59]
Две дошедшие до нас копии его «Купающейся женщины» были сделаны через 60 лет после его смерти, но она известна главным образом благодаря ее появлению в обширной картине Виллема ван Хехта 1628 года «Галерея Корнелиса ван дер Геста» , представляющей собой вид на галерею коллекционера, содержащую множество другие опознаваемые старые мастера. «Купающаяся женщина» во многом похожа на «Портрет Арнольфини» , включая интерьер с кроватью и маленькой собачкой, зеркалом и его отражением, комодом и башмаками на полу; В более широком смысле схожи платье служанки, очертания ее фигуры и угол, под которым она смотрит. [87]
и наследие Репутация
В самом раннем значимом источнике о ван Эйке, биографии 1454 года в книге генуэзского гуманиста Бартоломео Фасио « De viris illustribus » , Ян ван Эйк назван «ведущим художником» своего времени. Фасио ставит его в число лучших художников начала 15 века, наряду с Рогиром ван дер Вейденом , Джентиле да Фабриано и Пизанелло . Особенно интересно, что Фасио проявляет к нидерландским художникам такой же энтузиазм, как и к итальянским. Этот текст проливает свет на ныне утерянные аспекты постановки Яна ван Эйка, цитируя сцену купания, принадлежавшую выдающемуся итальянцу, но ошибочно приписывая Ван Эйку карту мира, нарисованную другим. [88]
Ян ван Эйкплейн в Брюгге назван в его честь.
Примечания [ править ]
- ^ Миф был распространен Карелом ван Мандером . На самом деле живопись маслом как техника росписи деревянных статуй и других предметов намного старше, и Теофил ( Роджер из Хельмарсхаузена ?) ясно дает инструкции в своем трактате 1125 года « О различных искусствах» . Принято считать, что братья ван Эйк были одними из первых ранних нидерландских художников, которые использовали его для детальных панно , и что они достигли новых и непредвиденных эффектов за счет использования глазури, техники «мокрым по мокрому» и других техник. См. Гомбрич Э.Х. «История искусства» , стр. 236–39. Файдон, 1995. ISBN 0-7148-3355-X
- ↑ Также возможно, что Hand G был последователем Ван Эйка. См. Кэмпбелл (1998), 174.
- ^ bas-de-page относится к часто безрамочным изображениям, освещающим нижнюю часть страницы. [29]
- ^ Крен (2003), 84, примечание 1. Шатле, 34–35 и 194–196 – все, кроме Коронации там проиллюстрированы . Названия различаются у разных авторов. Шатле также приписывает Руке G части «Покрова Христа и Богородицы в Лувре» (стр. 195).
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Гомбрих, История искусства, стр. 240.
- ^ См. М. Парада Лопес де Корселас, Путешествие Яна ван Эйка из Фландрии в Гранаду (1428–1429), Мадрид: La Ergastula, 2016. ISBN 978-84-16242-20-7
- ^ С момента демонтажа
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кэмпбелл (1998), 174
- ^ Томан (2011), 322
- ^ Шатле, Альберт, Ранняя голландская живопись, Живопись северных Нидерландов в пятнадцатом веке . 27–8, 1980, Монтрё, Лозанна, ISBN 2-88260-009-7
- ^ Гентские Маркус ван гуманисты Верневик и Лукас де Хере .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Борхерт (2008), 8
- ^ ван Бюрен, Энн Хагопян. « Ван Эйк ». Издательство Оксфордского университета . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Дханенс, (1980)
- ^ Кэмпбелл (1998), 20
- ^ Вольф, Хэнд (1987), 75
- ^ Борхерт (2008), 9
- ^ Джонс (2011), 23
- ^ Борхерт (2008), 92–94.
- ↑ Ян ван Эйк (ок. 1380/1390–1441) ». Метрополитен-музей . Проверено 17 марта 2012.
- ^ Nash (2008), 152
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Борхерт (2011), 149
- ^ Ван дер Эльст (2005), 65
- ^ Макфолл, Холдейн. История живописи: Возрождение на Севере и фламандский гений. Часть четвертая . Уайтфиш, Монтана: Kessinger Publishing, 2004. 15. ISBN 1-4179-4509-5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Борхерт (2008), 35 лет
- ^ Борхерт (2008), 94
- ^ Борхерт (2008), 12
- ^ Гомбрих, Э.Х., История искусства , 236–9. Файдон, 1995 г.
- ^ Борхерт, 60 лет.
- ^ Коттер, Голландия. « Тайны кристаллического мира фламандского мастера ». New York Times , 24 апреля 1998 г. Дата обращения 28 апреля 2018 г.
- ^ Крейн (2003), 83
- ^ Борхерт (2008), 83
- ^ « Каталог иллюминированных рукописей. Архивировано 27 января 2023 года в Wayback Machine ». Британская библиотека . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ Борхерт (2008), 80
- ^ Харбисон (1991), 158–162.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дханенс (1980), 106–108.
- ^ Аренда (1994), 129
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харбисон (1991), 96
- ^ Nash (2008), 283
- ^ Ротштейн (2005), 50
- ^ МакКаллох (2005), 11–13.
- ^ Харбисон (1997), 160
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харбисон (1991), 169
- ^ Аренда (1999), 203–205.
- ^ Панофски (1953), 145
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Борхерт, 63 года
- ^ Харбисон (1991), 101
- ^ Дханенс (1980), 328
- ^ Харбисон (1991), 100
- ^ Снайдер (1985), 100; Харбисон (1991), 169–175.
- ^ Вуд, Кристофер. Подделка, реплика, художественная литература: темпоральности немецкого искусства Возрождения . Издательство Чикагского университета, 2008. 195–96. ISBN 0-226-90597-7
- ^ Харбисон (1991), 95–96. Оба крыла являются более поздними пристройками.
- ^ Бауман (1986), 4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл (1998), 216
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пяхт (1999), 109
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл (1998), 31 год
- ^ Кемпердик (2006), 19
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмпбелл (1998), 32 года
- ^ Панофски (1953), 80
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Борхерт (2008), 42 года
- ^ Борхерт (2008), 149
- ^ Аренда (1999), 108
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пяхт (1999), 110
- ^ Дханенс (1980), 198
- ^ Дханенс (1980), 269–270
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уорд (1994), 11
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харбисон (1984), 601 год.
- ^ Уорд (1994), 9
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харбисон (1984), 589
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харбисон (1984), 590
- ^ Харбисон (1984), 590–592.
- ^ Уорд (1994), 26
- ^ Харбисон (1997), 31
- ^ ШЕЛЛЕР, Р.В. (1968). «ЧЕМ Я МОГУ». Уд Голландия . 83 (2): 135–139. ISSN 0030-672X . JSTOR 42710810 .
- ^ Харбисон (1997), 163
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кернер (1996), 107
- ^ Макфолл (2004), 17
- ^ Кэмпбелл (1998), 200
- ^ Nash (2008), 145
- ^ Борхерт (2011), 146
- ^ Джонс (2011), 21
- ↑ Надпись на французском языке гласит: МЛАДЕНЦА ЛЕДИ ИЗАБИЛЬЯ. Это записка, посланная Ф[илиппу]э, герцогу Бургундии и Брабанту, леди Изабель, дочери Роя Жеана Португалии и Алгарбе, лорда Септы (Сеута), завоеванного им. которая с тех пор была женой и супругой дезу, известного как герцог Филипп.
- ^ Бауман (1986), 35
- ^ Смит, 146
- ^ Стритон, Ноэль Л.В. « Дрезденский триптих Яна ван Эйка: новые свидетельства о Джустиниани Генуэзском в книге Борромеи для Брюгге, 1438 год ». Журнал историков нидерландского искусства , том 3, выпуск 1, 2011.
- ^ Борхерт (2008), 69
- ^ Nash (2008), 189
- ^ Борхерт (2011), 150–59.
- ^ Борхерт (2008), 72.
- ^ Борхерт (2008), 86
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зайдель (1991), 38 лет
- ^ Переосмысление искусства эпохи Возрождения , изд. Ричардсон, Кэрол М., Ким В. Вудс и Майкл В. Франклин, 187 г.
Источники [ править ]
- Эйнсворт, Мэриан ; Кристиансен, Кейт (ред.). От Ван Эйка до Брейгеля: ранняя нидерландская живопись в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1998. ISBN 978-0-3000-8609-6
- Бауман, Гай. «Ранние фламандские поэты, 1425–1525». Бюллетень Метрополитен-музея , том 43, вып. 4, 1986 г.
- Борхерт, Тилль-Хольгер . Ван Эйк . Лондон: Сумки, 2008. ISBN 978-3-8228-5687-1
- Борхерт, Тилль-Хольгер (ред.). Эпоха Ван Эйка: Средиземноморский мир и ранняя нидерландская живопись . Грёнингемузей, Музей Брюгге, 2002 г.
- Борхерт, Тилль-Хольгер (ред.). Ван Эйк - Дюрер . Лондон: Темза и Гудзон, 2011. ISBN 978-0-500-23883-7
- Кэмпбелл, Лорн . Нидерландские школы пятнадцатого века . Лондон: Публикации Национальной галереи, 1998. ISBN 978-1-8570-9171-7
- Чилверс, Ян. Оксфордский словарь искусств . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004. ISBN 0-19-860476-9
- Дханенс, Элизабет . Хьюберт и Ян Ван Эйк . Нью-Йорк: Коллекция альпийского изящного искусства. ISBN 978-0-9144-2700-1
- Феррари, Симона. Ван Эйк: Мастера искусства . Мюнхен: Престель, 2013. ISBN 978-3-7913-4826-1
- Фойстер, Сьюзен, Сью Джонс и Дельфина Кул (редакторы). Исследование Яна ван Эйка . Тюрнхаут: Брепольс, 2000 г.
- Фридлендер, Макс Дж. Ранняя нидерландская живопись . Лейден: Прегер, 1967–1976. ASIN B0006BQGOW
- Грэм, Дженни. Изобретение Ван Эйка: переделка художника для современности . Оксфорд и Нью-Йорк: Берг, 2007 г.
- Харбисон, Крейг . Ян ван Эйк: Игра реализма . Эдинбург: Reaktion Books, 1997. ISBN 978-0-9484-6279-5
- Харбисон, Крейг. «Реализм и символизм в ранней фламандской живописи». Художественный бюллетень , том 66, № 4, декабрь 1984 г.
- Джонс, Сьюзен Фрэнсис. Ван Эйк — Госсарту . Национальная галерея, 2011. ISBN 978-1-85709-504-3
- Кемпердик, Стефан. Ранний портрет из собрания принца Лихтенштейна и Художественного музея Базеля . Мюнхен: Престель, 2006. ISBN 978-3-7913-3598-8
- Кернер, Джозеф . Момент автопортрета в искусстве немецкого Возрождения . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1996. ISBN 978-0-2264-4999-9
- Крен, Томас; Маккендрик, Скотт (ред.). Освещая эпоху Возрождения: триумф фламандской рукописной живописи в Европе . Лос-Анджелес: Музей Гетти; Королевская академия художеств, 2003. ISBN 978-1-9039-7328-8
- МакКаллох, Диармайд . Реформация: разделенный дом Европы . Лондон: Penguin Books, 2005. ISBN 978-0-1430-3538-1
- Макфолл, Холдейн. История живописи: Возрождение на Севере и фламандский гений. Часть четвертая . Уайтфиш, Монтана: Kessinger Publishing, 2004. 15. ISBN 978-1-4179-4509-2
- Нэш, Сьюзи. Искусство Северного Возрождения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2008. ISBN 978-0-1928-4269-5
- Пяхт, Отто . Ван Эйк и основоположники ранней нидерландской живописи . Нью-Йорк: Харви Миллер, 1994. ISBN 978-1-8725-0181-9
- Панофски, Эрвин . Ранняя нидерландская живопись . Лондон: Харпер Коллинз, 1971. ISBN 978-0-0643-0002-5
- Филип, Лотте Брэнд . Гентский алтарь и искусство Яна ван Эйка . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1971. ISBN 978-0-6910-3870-4
- Поррас, Стефани. Искусство Северного Возрождения: суды, торговля и преданность . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, 2018. ISBN 978-1-7862-7165-5
- Зейдель, Линда. «Ценность правдоподобия в искусстве Яна Ван Эйка». «Йельский французский язык»; Контексты: стиль и ценности в средневековом искусстве и литературе, 1 991
- Смит, Джеффри. Северное Возрождение (Искусство и идеи) . Лондон: Phaidon Press, 2004. ISBN 978-0-7148-3867-0
- Ван дер Эльст, Джозеф. Последний расцвет Средневековья . Уайтфиш, Монтана: Kessinger Publishing, 2005. ISBN 978-1-4191-3806-5
- Уорд, Джон. «Замаскированный символизм как активный символизм в картинах Ван Эйка». Artibus et Historiae , Том 15, № 29, 1994 г.
- Вольф, Марта; Хэнд, Джон Оливер. Ранняя нидерландская живопись . Принстон, штат Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1986. ISBN 978-0-5213-4016-8
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Яном ван Эйком, на Викискладе?

- Путешествие Яна ван Эйка из Фландрии в Гранаду (1428–1429).
- Галерея Яна ван Эйка в MuseumSyndicate
- Ближе к Ван Эйку ( Гентский алтарь в 100 миллиардов пикселей)
- Ян Ван Эйк в BALaT – Ссылки и инструменты бельгийского искусства (KIK-IRPA, Брюссель)
- Кроу, Джозеф Арчер (1911). » энциклопедия Британская Том. 10 (11-е изд.). стр. 100-1 90–91.
- Петрус Кристус: мастер эпохи Возрождения из Брюгге , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея, содержащий подробные обсуждения Яна ван Эйка.
- «Ренессанс на Севере» , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея, с длинными обсуждениями Ван Эйка.
- Кристофер Д.М. Аткинс, « Святой Франциск Ассизский, получающий стигматы, автор Ян ван Эйк (кат. 314) », в коллекции Джона Г. Джонсона: история и избранные произведения [ постоянная мертвая ссылка ] , бесплатное цифровое издание Художественного музея Филадельфии.