Поцелуй Иуды
События в |
Жизнь Иисуса согласно каноническим Евангелиям |
---|
Порталы: христианство Библия |
Поцелуй Иуды , также известный как Предательство Христа , — это акт, которым Иуда опознал Иисуса перед толпой с мечами и палицами, пришедшей от первосвященников и старейшин народа, чтобы арестовать Его, согласно синоптическим Евангелиям . Поцелуй, даваемый Иудой в Гефсиманском саду после Тайной вечери , приводит непосредственно к аресту Иисуса полицией Синедриона .
В жизни Иисуса в Новом Завете события его отождествления с враждебными силами и последующей казни прямо предвещаются как тогда, когда Иисус предсказывает его предательство , так и Иисус предсказывает его смерть . [1]
В более широком смысле поцелуй Иуды может относиться к «действию, кажущемуся актом дружбы, но на самом деле вредному для получателя». [2]
В христианстве предательство Иисуса оплакивается в Шпионскую среду (Святую среду) Страстной недели . [3] [4]
В Новом Завете
[ редактировать ]Иуда был одновременно учеником Иисуса и одним из первых двенадцати апостолов. Большинство апостолов были выходцами из Галилеи, но Иуда пришел из Иудеи. [5] В Евангелиях от Матфея (26:47–50) и от Марка (14:43–45) используется греческий глагол καταφιλέω , kataphileó , что означает «целовать, ласкать; в отличие от φιλεῖν , philein ; особенно любовного поцелуя». [6] Это тот же глагол, который Плутарх использует для описания знаменитого поцелуя, который Александр Великий подарил Багоасу . [7] Сложный глагол ( κατα- ) «обладает силой выразительного, показного приветствия». [8] Лютеранский богослов Иоганн Бенгель предполагает, что Иуда целовал его «неоднократно»: «он целовал Его более одного раза вопреки тому, что он сказал в предыдущем стихе: φιλήσω , philēsō , «одиночный поцелуй» (Матфея 26:48), и сделал так, как будто из доброго чувства». [9]
Согласно Матфея 26:50, Иисус ответил: «Друг, делай то, для чего ты здесь». В Луки 22:48 цитируются слова Иисуса: «Иуда, целованием ли ты предаешь Сына Человеческого?» [10]
Немедленно следует арест Иисуса. [11]
В литургике
[ редактировать ]В Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста Греческая Православная Церковь употребляет тропарь Тайной Вечери Твоей... , в котором гимнист клянется Иисусу, что "...не целует Тебя, как Иуда..." ( ... οὐ φίλημά σοι δώσω, καθάπερ ὁ Ἰούδας... ):
Тайной Вечери Твоей сегодня, Сын Божий, прими меня в причастника, ибо врагам твоим Тайну не открою, - возражал Иуда, но, как Разбойник, исповедуюсь тебе: Помяни меня, Господи, в Царстве Ты. |
Тайной Вечери Твоей прими меня сегодня, Сын Божий, в причастника; ибо не скажу о тайне врагам Твоим; Я не поцелую Тебя, как Иуда; но, как вор, исповедую Тебя: Господи, помяни меня в Царстве Твоем. [12] : 194–195 |
Комментарий
[ редактировать ]Юстус Кнехт комментирует поцелуй Иуды, написав:
Он не отказался от его предательского поцелуя: Он допустил, чтобы Его священного Лика коснулись уста этого подлого предателя, и даже назвал его: «Друг!» «Я всегда относился к тебе как к Своему другу, — имел в виду Он, — почему же ты сейчас идешь во главе Моих врагов и предаешь Меня им поцелуем!» Это любящее обращение со стороны нашего Господа было для неблагодарного предателя последним часом благодати. Иисус дал ему понять, что Он все еще любит его, несмотря на его гнусное преступление, и готов простить его. [13]
Корнелий Лапид в своем «Великом комментарии» пишет:
Виктор Антиохийский говорит: «Несчастный дал поцелуй мира Тому, против Кому он ставил смертельные сети». «Дая, — говорит Псевдо-Иероним , — знак поцелуя с ядом обмана». Более того, хотя Христос глубоко переживал и был очень огорчен предательством Иуды, тем не менее Он не отказался от его поцелуя и подарил ему в ответ любящий поцелуй. 1. «Чтобы казалось, что Он не уклоняется от предательства» (св. Амвросий в Луки, XXI, 45), но охотно принимает его и даже большие унижения ради нас. 2. Смягчить и пронзить сердце Иуды; и 3. Научить нас любить наших врагов и тех, кто, как мы знаем, будет злиться на нас (св. Иларий Пуатье ). Ибо Христос не ненавидел, а любил предателя и более скорбел о его грехе, чем о собственном предательстве, и соответственно старался привести его к покаянию. [14]
В искусстве
[ редактировать ]Сцена почти всегда включается либо как сам Поцелуй, либо как следующий момент, как Арест Иисуса , или обе вместе (как указано выше) в циклы Жизни Христа в искусстве или Страстей Иисуса в различных средствах массовой информации. В некоторых византийских циклах это единственная сцена перед Распятием. [15] Вот несколько примеров:
- Вероятно, самый известный из них — из Джотто цикла в капелле Скровеньи в Падуе.
- Взятие Караваджо Христа [16]
- Византийская мозаика VI века в Равенне.
- Фреска . Барна да Сиена
- Скульптура, изображающая Поцелуй Иуды, появилась на фасаде Страстей базилики Святого Семейства в Барселоне.
-
Фреска Фра Анджелико , Сан-Марко, Флоренция , 1437–1446 гг.
-
Иуда, предающий Иисуса поцелуем, в « Великих часах Анны Бретонской» , между 1503 и 1508 годами.
-
«Взятие Христа» , , Караваджо 1602 год.
-
Вильгельм Марстранд , Поцелуй Иуды , без даты (между 1830 и 1873 годами)
-
Этюд к «Поцелую Иуды» Гюстава Доре , 1865 год.
-
«Поцелуй Иуды» , Джеймс Тиссо , Бруклинский музей , между 1886 и 1894 годами.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грэм, Натали (2011). Вклад издательства колледжа Миддлбери «Поцелуй Иуды» . Обзор Новой Англии (1990-) . 32 (2): 88 – через JSTOR.
{{cite journal}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ «Поцелуй Иуды» . TheFreeDictionary.com .
- ^ Купер, Дж.Х.Б. (23 октября 2013 г.). Словарь христианства . Рутледж. п. 124. ИСБН 9781134265466 .
Страстная неделя. Последняя неделя Великого поста. Оно начинается в ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ; четвертый день называется ШПИОНСКОЙ СРЕДОЙ; пятый – ЧАСТЫЙ ЧЕТВЕРГ или СВЯТОЙ ЧЕТВЕРГ; шестое – СТРАДАЯ ПЯТНИЦА; и последняя «Святая суббота», или «Великая суббота».
- ^ Брюэр, Эбенезер Кобэм (1896). Историческая тетрадь: с приложением сражений . Дж. Б. Липпинкотт. п. 669.
Последние семь дней этого периода составляют Страстную неделю. Первый день Страстной недели — Вербное воскресенье, четвертый день — Шпионская среда, пятый Чистый четверг или Великий четверг, шестая Страстная пятница или Страстная пятница и последняя Великая суббота или Великая суббота в традициях восточного обряда.
- ^ Джадд младший, Фрэнк (2006). «Иуда в Новом Завете, Восстановление и Евангелие от Иуды» . Университетские исследования Бригама Янга . 45 (2): 35–43. JSTOR 43044515 – через JSTOR.
- ^ καταφιλέω . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
- ^ Плутарх (1919). «67,4». Александр . Перевод Бернадота Перрена .
и говорят, что, когда ты напишься, ты считаешь его состязанием в танцах, и ты побеждаешь опьяненного Ваго танцем, и ты сидишь рядом с ним, украшенный прошлым театра: и, видя македонцев, аплодирующих и кричащих, ты целуешь с поцелуем, где бы он тебя ни окружал
- ↑ Слова Винсента по Матфея 26, по состоянию на 27 февраля 2017 г.
- ↑ Гномон Бенгеля к Матфея 26, по состоянию на 27 февраля 2017 г.
- ^ Дорогой, Джон. «В Великий четверг предательство и дружба», National Catholic Reporter , 27 марта 2012 г.
- ^ Мэтью 26:50
- ^ Преподобный Николас М. Элиас (1966). Объяснение Божественной литургии (4-е изд.). Афины: Papadimitriou Publishing Co. (опубликовано в 2000 г.).
- ^ Кнехт, Фридрих Юстус (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
- ^ Лапид, Корнелиус (1889). Великий комментарий Корнелиуса Лапида . Перевод Томаса Уимберли Моссмана.
- ^ Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Том. II , с. 52, 1972 г. (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0853313245
- ↑ Обсуждение поцелуя Иуды в связи с картиной Караваджо « Взятие Христа» (сейчас находится в Национальной галерее Ирландии , Дублин), а также краткое изложение традиционной церковной интерпретации этого жеста см. Франко Мормандо : «Так же, как твои губы приблизьтесь к устам братьев ваших: Иуда Искариот и поцелуй предательства» в книге « Святые и грешники: Караваджо и образ барокко», изд. Ф. Мормандо, Честнат-Хилл, Массачусетс: Художественный музей Макмаллена Бостонского колледжа, 1999, 179–90.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грабб, Нэнси (1996). Жизнь Христа . Нью-Йорк : Издательская группа Abbeville . ISBN 0-7892-0144-5 . OCLC 34412342 . [ нужна страница ]
- СМИ, связанные с поцелуем Иуды Искариота, на Викискладе?