Jump to content

Психическое здоровье Иисуса

Ecce Homo , Антонелло да Мессина , 1473 г.

Вопрос о том, был ли исторический Иисус в хорошем психическом здоровье, исследовался многими психологами, философами, историками и писателями. Первым человеком, после нескольких других попыток заняться этой темой, который широко и основательно поставил под сомнение психическое здоровье Иисуса, был французский психолог Шарль Бине-Сангле , главный врач Парижа и автор четырехтомного труда La Folie de Jésus ( The Folie de Jésus). Безумие Иисуса ). [1] [2] [3] Эта точка зрения находит как сторонников, так и противников.

Мнения, бросающие вызов здравомыслию Иисуса

[ редактировать ]

Оценка здравомыслия Иисуса впервые встречается в Евангелиях. Евангелие от Марка сообщает мнение членов его семьи, которые считают, что Иисус «вне себя». Некоторые психиатры, религиозные ученые и писатели объясняют, что, согласно Евангелиям, семья Иисуса (Марка 3:21), [4] некоторые последователи (Иоанна 7:20, [5] см. также от Иоанна 11:41–53), [6] и современники в разные моменты времени считали его бредом, одержимым демонами или безумцем. [2] [3] [7] [8] [9] [10]

И когда его семья услышала это, они пошли схватить его, потому что люди говорили: «Он вне себя». И книжники, пришедшие из Иерусалима, сказали: «Он одержим веельзевулом , и князем бесовским он изгоняет бесов».

- Марка 3:21–22, RSV. [11]

Обвинение, содержащееся в Евангелии от Иоанна, более буквально:

Из-за этих слов снова произошло разделение среди евреев. Многие из них говорили: «У него бес, и он сумасшедший; зачем его слушать?» Другие говорили: «Это не слова того, у кого есть бес. Может ли демон открыть глаза слепому?»

- Иоанна 10:19–21, RSV. [12]

Джастин Меггитт [ Викиданные ] , преподаватель Кембриджского университета , [13] предполагает в своей статье «Безумие царя Иисуса: почему Иисус был предан смерти, а его последователи — нет?» (2007) [8] и в его книге «Безумие царя Иисуса» (2010). [14] что Пилат и другие римляне считали Иисуса безумным сумасшедшим. [8] Согласно Евангелиям , Иисус был представлен Пилату и приговорен к смертной казни как претендент на царскую власть , но стандартной римской процедурой было судебное преследование и казнь потенциальных повстанцев вместе с их лидерами. Следовательно, предположение о том, что Иисус был казнен римскими властями как некий претендент на царскую власть, не объясняет в достаточной степени, почему он был казнен, а его ученики — нет. [8] Подобные мысли были у Жана Мелье (1664–1729) в XVIII веке. В главах 33 и 34 своего Завета утверждает, что Иисус «на самом деле был сумасшедшим, фанатиком» ( étoit véritablement un fou, un insensé, un fanatique ). [10] [15]

Оспаривание здравомыслия Иисуса продолжилось в 19 веке, когда начались первые поиски исторического Иисуса . Давид Фридрих Штраус ( Das Leben Jesu , 1864) [16] утверждал, что Иисус был фанатиком. [2] [3] [17] Лемюэль К. Уошберн высказал мнение в брошюре « Был ли Иисус сумасшедшим?» (1889) что «Иисус был не божественным, а безумным». [18] [19] Оскар Паницца представил Иисуса как психопатологического и параноидального человека. [20] [21] [22] Оскар Хольцманн в фильме «Война Иисус Экстатикер»? (1903) представил Иисуса как « экстатика », который он описал как патологически сильную возбудимость воображения и силы воли. [23] [24] Георг Ломер [ де ] (как Джордж де Лоостен, 1905) попытался ретроспективно диагностировать Иисуса как психически больного, подобно Жану Мелье. [2] [3] [25] Эмиль Расмуссен [ ru ] (1905) определил, что Иисус был либо эпилептиком , либо параноиком . Используя несколько примеров, он разработал описание типичного патологического пророка Prophetentypus ») и применил его к Иисусу. [2] [3] [26] Юлиус Бауман [ sv ] (1908) выдвинул гипотезу, что обнаруженные им отклонения в поведении Иисуса можно объяснить перевозбуждением нервов ( Nervenüberreizung ). [27] Однако только после публикации Шарля Бине-Сангле четырехтомного труда «Безумие Иисуса» с 1908 по 1915 год эта тема широко и наглядно обсуждалась. Бине-Сангле диагностировал Иисуса как страдающего религиозной паранойей: [10] [28]

Короче говоря, природа галлюцинаций Иисуса, как они описаны в ортодоксальных Евангелиях, позволяет нам заключить, что основатель христианской религии был поражен религиозной паранойей.

(т. 2, с. 393)

Его точку зрения разделил нью-йоркский психиатр и невролог Уильям Хирш [ де ] , [29] который в 1912 году опубликовал свое исследование « Религия и цивилизация: выводы психиатра» , [30] в котором перечислен ряд психических отклонений Иисуса. Хирш согласился с Бине-Сангле в том, что Иисус страдал галлюцинациями, и указал на его « манию величия , которая нарастала непрерывно и неизмеримо». [31] [2] [3] Хирш пришел к выводу, что Иисус был просто «параноиком»:

Но Христос предлагает во всех отношениях совершенно типичную картину известного душевного заболевания. Все, что мы о нем знаем, настолько точно соответствует клиническому аспекту паранойи, что едва ли можно себе представить, как кто-либо, хотя бы знакомый с психическими расстройствами, может иметь хоть малейшее сомнение относительно правильность диагноза.

(с. 103)

По мнению Хирша, Иисус, как типичный параноик, применил пророчества о приходе мессии к себе, [32] и питал глубокую ненависть ко всем, кто не соглашался с ним во всем. [33] Советский психиатр Ю. В. Минц (1927) также диагностировал у Иисуса паранойю. [10] [34] [35] Литература Советского Союза 1920-х годов, следуя традиции демифологизации Иисуса в произведениях Штрауса, Ренана , Ницше и Бине-Сангле, выдвинула две основные темы: психические заболевания и обман. Это нашло отражение в Михаила Булгакова романе «Мастер и Маргарита» изображает Иисуса , в котором Понтий Пилат безобидным сумасшедшим. Лишь на рубеже 1920-х и 1930-х годов мифологический вариант — отрицание существования Иисуса — взял верх в советской пропаганде . [36] Психическое здоровье Иисуса также подверглось сомнению британскими психиатрами Уильямом Саргантом и Раджем Персо . [37] [38] и ряд психологов психоаналитической ориентации , как Жорж Бергер [ де ] в его исследовании «Некоторые черты жизни Иисуса с психологической и психоаналитической точки зрения» . [39] [40]

Владислав Витвицкий , философ-рационалист и психолог. [41] в комментариях к собственному переводу Евангелий от Матфея и Марка , Dobra Nowina według Mateusza i Marka [42] ( «Благая весть» от Матфея и Марка [ pl ] ), которая по сути является психобиографией Иисуса, [43] приписывали Иисусу субъективизм , [44] повышенное чувство собственного могущества и превосходства над другими, эгоцентризм [45] и склонность подчинять себе других людей. [46] У него также были трудности в общении с внешним миром, [47] а также диссоциативное расстройство личности , [48] что делало его шизотимическим или даже шизофреническим типом (согласно Эрнста Кречмера ) типологии . [49] [50] [51]

Американский философ и научный скептик Пол Курц в одном из своих самых влиятельных произведений « Трансцендентальное искушение» (1986, глава « Был ли Иисус встревожен? ») отмечает, что некоторые отрывки в Евангелиях предполагают, что «Иисус был обеспокоенной личностью». Однако он отмечает: «Трудно быть уверенным, поскольку у нас нет возможности подвергнуть его интенсивной психиатрической диагностике». Он заявляет, что если бы у Иисуса были какие-либо претензии на божественность, «тогда он был невменяемым». По словам Курца, Иисус «продолжал проповедовать, что конец света или последние дни уже близки». В этом контексте он цитирует Матфея 16:28. [52] и 24:34–35. [53] Он также цитирует отрывки из Евангелий, в которых говорится о семье Иисуса (Марка 3:20–21). [54] и другие современные евреи (Марка 3:22, [55] Иоанна 10:20). [56] обвинил его в одержимости демонами и безумии. [57] [58]

Американский теолог и психолог религии Дональд Кэппс в своей книге «Иисус: психологическая биография» (1989, 2000): [59] диагностировал Иисуса как утопически-меланхоличную личность (он с нетерпением ждал грядущего Царства Божия) с суицидальными наклонностями. [60] Исследователь Нового Завета Эндрю Джейкоб Мэттилл-младший [ Викиданные ] в своем эссе, содержащемся в книге «Ваша церковь не хочет, чтобы вы читали» (1993), [61] обращает внимание на все возрастающую манию величия «Иисуса Иоанна» (описанную в Евангелии от Иоанна 6:29, 35, 38, 40, 47-58; 7:38; 8:12; 11:25-26; 14: 6, 13-14), [62] и заключает:

Чем больше доверяешь портрету Иисуса в Четвертом Евангелии, тем труднее защищать здравомыслие Иисуса. [2] [3] [62]

Английский психиатр Энтони Сторр в своей последней книге « Глиняные ноги»; Святые, грешники и сумасшедшие: исследование гуру (1996) [63] предположил, что существует психологическое сходство между сумасшедшими «мессиями», такими как Джим Джонс и Дэвид Кореш , и уважаемыми религиозными лидерами, включая Иисуса. [64] [а] Сторр отслеживает типичные закономерности, часто включающие психотические расстройства , которые определяют развитие гуру . [67] Его исследование — это попытка взглянуть на Иисуса как на одного из многих гуру. Сторр согласен с большинством исследователей исторического Иисуса, которые склоняются к гипотезе об Иисусе как апокалиптическом пророке :

Кажется неизбежным, что Иисус действительно разделял апокалиптическое мнение о том, что окончательная победа Бога над злом близка и что Царство Божье будет установлено на земле в ближайшем будущем. [68]

Сторр признает многие сходства Иисуса с другими гуру. Он, например, переживал период внутреннего конфликта во время поста в пустыне. По мнению Сторра, если бы Иисус действительно считал себя наместником Бога и верил, что однажды он сойдет с небес, чтобы править, он был бы очень похож на гуру, которых он ранее описывал как проповедников заблуждений, одержимых манией величия. Он отмечает, что Иисус не был идеалом в семейной жизни (Марка 3:31–35, [69] Марка 13:12–13). [70] Гуру часто остаются равнодушными к семейным связям. Другие сходства, по мнению Сторра, включают веру Иисуса в получение особого откровения от Бога и склонность к элитарности в том смысле, что Иисус считал, что он был особо отмечен Богом. [71]

Американский нейроэндокринологии исследователь Роберт Сапольски в своем эссе, включенном в книгу «Проблемы с тестостероном: и другие очерки по биологии человеческого затруднительного положения» (1997, 1998). [72] предполагает возникновение шизотипического («полусумасшедшего», с. 248 ) поведения и метамагического мышления у шаманов, Иисуса и других харизматических религиозных лидеров:

Да, конечно, можно переусердствовать, и наша история мрачно запятнана неудачными религиозными движениями, вдохновленными мессианскими сумасшедшими. (...) Однако, если вы приобретете метамагические мысли и поведение в нужной степени, в нужное время и в нужном месте, то люди могут просто получить выходной с работы в ваш день рождения на долгое время.

Затем Сапольски отмечает, что «можно установить правдоподобные связи между шизотипическим поведением, метамагической мыслью и основанием определенных религиозных верований как в незападных, так и в западных обществах». ( стр. 256 ) По его словам: «Представление о психопатологии шамана так же легко работает и для понимания корней основных западных религий». ( стр. 255 )

В 1998–2000 годах Лешек Новак (1962 г.р.) из Познани , Польша. [б] написал исследование, в котором, основываясь на своей собственной истории религиозного заблуждения относительно миссии и переоцененных идей и информации, изложенных в Евангелиях, предпринял попытку реконструировать психику Иисуса с представлением об Иисусе как апокалиптическом пророке. [73] с учетом гипотезы косвенного самоубийства . [74] Делает он это в главах, содержащих последовательно анализ черт характера «спасителя человечества», описание возможного хода событий периода общественной деятельности Иисуса и натуралистическое объяснение его чудес . [75]

В 2012 году группа психиатров , поведенческих психологов , неврологов и нейропсихиатров из Гарвардской медицинской школы опубликовала исследование, в котором предположила разработку новой диагностической категории психических расстройств, связанных с религиозным бредом и гиперрелигиозностью . [76] Они сравнили мысли и поведение самых важных фигур в Библии , таких как Авраам , Моисей , Иисус и Павел . [76] с пациентами, страдающими психическими расстройствами, относящимися к психотическому спектру, с использованием различных кластеров расстройств и диагностических критериев ( DSM-IV-TR ), [77] и пришел к выводу, что эти библейские персонажи «могли иметь психотические симптомы, которые послужили вдохновением для их откровений». [78] такие как шизофрения , шизоаффективное расстройство , биполярное расстройство , бредовое расстройство , мания величия , слухо - зрительные галлюцинации , паранойя, синдром Гешвинда (особенно Пола) и аномальные переживания, связанные с височной эпилепсией (ВЭ). По мнению авторов, в случае с Иисусом это могли быть: параноидальная шизофрения, биполярное и шизоаффективное расстройства. [7] Они выдвинули гипотезу, что Иисус, возможно, искал смерти через «самоубийство по доверенности» (косвенное самоубийство). [79]

Мнения, защищающие здравомыслие Иисуса

[ редактировать ]

Мнения и публикации, ставящие под сомнение здравомыслие Иисуса, особенно Георга Ломера, Шарля Бине-Сангле и Уильяма Хирша, вызвали полемическую реакцию. Впервые им бросил вызов Альберт Швейцер в своей докторской диссертации « Психиатрическое исследование Иисуса: объяснение и критика» . [80] [2] [3] ( Психиатрическая оценка Иисуса: презентация и критика , 1913 г.) [81] [82] [28] [83] и американский богослов Уолтер Э. Банди [ Викиданные ] в его книге 1922 года « Психическое здоровье Иисуса» . Банди резюмировал свою защиту здравомыслия Иисуса: [84] [2] [3]

Патография Иисуса возможна только на основе незнания хода и выводов новозаветной критики и любительского применения принципов науки психиатрии.

(с. 268)

Ранее психическое здоровье Иисуса защищал: немецкий католический теолог, профессор апологетики университета Вюрцбургского Филипп Кнейб ( «Исследования современной жизни Иисуса под влиянием психиатрии» , 1908). [85] – против аргументов Хольцмана, Ломера, Расмуссена и Баумана; [86] немецкий евангелистский богослов и пастор Герман Вернер [ Викиданные ] ( «Психическое здоровье Иисуса» , 1908) [87] – против аргументов Хольцмана, Ломера и Расмуссена; [88] а также немецкий психиатр, главный врач психиатрической лечебницы Фридрихсберг в Гамбурге Генрих Шефер [ Викиданные ] ( Иисус в психиатрическом освещении: полемика , 1910) [89] – против аргументов Ломера и Расмуссена. [90]

Психическое здоровье Иисуса защищает христианский психиатр Оливье Квентин Хайдер. [91] Пабло Мартинес и Эндрю Симс . [92] [93] Христианские апологеты , такие как Джош Макдауэлл и Ли Стробел , [94] [95] также поднимите тему защиты здравомыслия Иисуса. Защите психического здоровья Иисуса была посвящена редакционная статья в журнале итальянских иезуитов La Civiltà Cattolica , вышедшая 5 ноября 1994 года. [96] На заглавный вопрос E se Gesù si fosse ingannato? («А что, если бы Иисус обманул себя?») редакция ответила отрицательно, заявив, что Иисус не был фанатиком или страдающим манией величия, а психически здоровым и очень реалистичным человеком. Поэтому он не обманывал себя, говоря, что он мессия и Сын Божий . [97]

Американский библеист Джеймс Х. Чарльзворт в своем эссе «Исследование Иисуса и появление психобиографии» (2002) обсуждает предыдущие попытки написать психобиографию Иисуса. В заключительном размышлении он предполагает, что более ранние (созданные в начале XX века) образы психически неуравновешенного, параноидального Иисуса с галлюцинациями возникли в результате сравнения его с параноиками в клиниках их создателей и применения фрейдистской психологии к древним источникам. По мнению автора, намерения Иисуса следует рассматривать в контексте его места и эпохи, используя исторические исследования. [98]

Папа Бенедикт XVI написал в своей книге «Иисус из Назарета: от крещения в Иордане до преображения» (2007 г.):

Широкое течение либеральных ученых интерпретировало крещение Иисуса как профессиональный опыт. Говорят, что после того, как он вел совершенно нормальную жизнь в провинции Галилея, в момент крещения он пережил потрясающий опыт. Нам говорят, что именно тогда он осознал свое особое отношение к Богу и свою религиозную миссию. Более того, эта миссия предположительно возникла из господствовавшего тогда в Израиле мотива ожидания, творчески переработанного Иоанном, и из эмоционального потрясения, которое событие его Крещения вызвало в жизни Иисуса. Но ничего этого в текстах не найти. Как бы много научной эрудиции ни было вложено в представление этого чтения, его следует рассматривать скорее как «роман об Иисусе», чем как реальную интерпретацию текстов. Тексты не дают нам окна во внутреннюю жизнь Иисуса – Иисус стоит над нашим психологизмом. (Гвардини, Das Wesen des Christentums ). [99]

К.С. Льюис, как известно, рассмотрел психическое здоровье Иисуса в так называемой трилемме Льюиса (цитируемая здесь формулировка принадлежит Джону Дункану ):

Христос либо обманул человечество сознательным обманом, либо Он Сам был введен в заблуждение и самообманывался, либо Он был Божественен. Из этой трилеммы нет выхода. Это неумолимо.

Агностик -атеист, исследователь Нового Завета Барт Эрман написал в своем блоге:

И он вполне мог думать (думаю, что думал), что его сделают мессией в будущем царстве. Возможно, это было довольно возвышенное мнение о себе, но я не думаю, что это сводит Иисуса с ума. Это делает его необычайно уверенным в себе апокалиптическим пророком. В то время были и другие, мечтавшие о величии. Я не думаю, что это делает его психически больным. Это делает его апокалиптическим евреем первого века. [100]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Как и нейроэндокринологии исследователь Роберт Сапольски . [65] [66]
  2. ^ Не путать с польским философом и юристом Лешеком Новаком (1943–2009), также из Познани.
  1. ^ Бине-Сангле, Шарль (1908–1915). Безумие Иисуса [ Безумие Иисуса ] (на французском языке). Полет. 1–4. Париж: А. Малоин. LCCN   08019439 . OCLC   4560820 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хэвис, Дон (2010). «Был ли Иисус сумасшедшим? Исследование психического здоровья Иисуса Христа». Не ушёл в отставку: Избранные сочинения (1950-2010) . Блумингтон, Индиана: Xlibris Corporation LLC. стр. 143–158. ISBN  978-1-4500-4754-8 . Проверено 8 июня 2024 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хэвис, Дон (апрель – июнь 2001 г.). «Расследование психического здоровья Иисуса: был ли он сумасшедшим?» . Светская нация . Миннеаполис: Atheist Alliance Inc. ISSN   1530-308X . Проверено 5 сентября 2018 г.
  4. ^ Марка 3:21
  5. ^ Иоанна 7:20
  6. ^ Иоанна 11: 41–53.
  7. ^ Перейти обратно: а б Мюррей, Каннингем и Прайс (2012) , стр. 414–415.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Меггитт, Джастин Дж. (1 июня 2007 г.). «Безумие царя Иисуса: почему Иисуса казнили, а его последователей — нет?» . Журнал по изучению Нового Завета . 29 (4). Лондон: Публикации Sage: 379–413. дои : 10.1177/0142064X07078990 . ISSN   0142-064X . S2CID   171007891 .
  9. ^ Хирш (1912) , с. 135.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Крывелёв, Иосиф Аронович (1987). «Психически больной (по Ж. Месье, А. Бине-Сангле и Я. Минцу)» . Христос: миф или реальность? . Религиоведение в СССР; сер. 2. Москва: Редакция журнала «Общественные науки сегодня». LCCN   87157196 . OCLC   64860072 . Проверено 30 апреля 2020 г.
  11. ^ Марка 3: 21–22.
  12. ^ Иоанна 10: 19–21.
  13. ^ «Доктор Джастин Меггитт - Факультет богословия» . Кембриджский университет . 23 июля 2013 года . Проверено 13 июня 2020 г.
  14. ^ Меггитт, Джастин Дж. (2010). Безумие царя Иисуса: настоящие причины его казни . Лондон: ИБ Таурис. ISBN  978-1-8488-5410-9 .
  15. ^ Мелье, Жан (1864). Завет (на французском языке). Полет. 2. Амстердам: В зарубежном книжном магазине Raison RC Meijer. стр. 42–67. LCCN   74194533 . ОСЛК   9806959 . ОЛ   38622065М .
  16. ^ Штраус, Давид Фридрих (1864). Жизнь Иисуса, отредактированная для немецкого народа . Лейпциг: Ф.А. Брокгауз. LCCN17022642   . OCLC   459102643 . ОЛ18817475М   .
  17. ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. п. 4 . LCCN   22005555 . OCLC   644667928 . ОЛ   25583375М .
  18. ^ Уошберн, Лемюэль К. (1889). Был ли Иисус сумасшедшим? . Нью-Йорк: Компания искателей истины. п. 20. OCLC   38939887 .
  19. ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. п. 27 . LCCN   22005555 . OCLC   644667928 . ОЛ   25583375М .
  20. ^ Паницца, Оскар (1898). «Христос в психопатологическом озарении». Цюрих Дискуссионен (на немецком языке). 5 (1): 1–8. ОСЛК   782007054 .
  21. ^ Дюстерберг, Рольф (1988). Печатная свобода: Оскар Паницца и Цюрих Дискуссионен . публикации европейских университетов; Серия 1, Немецкий язык и литература; 1098 (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: П. Ланг. стр. 40–91. ISBN  3-8204-0288-8 .
  22. ^ Мюллер, Юрген (1990). Оскар Паницца: Попытка имманентной интерпретации (на немецком языке). Вюрцбург. стр. 248–256. OCLC   923572143 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  23. ^ Гольцманн, Оскар (1903). Был ли Иисус в восторге?: исследование жизни Иисуса . Тюбинген: JCB Mohr (Пауль Зибек). ISBN  1-332-63400-1 . OCLC   902994315 . ОЛ   21869475М .
  24. ^ Банди, Уолтер Эрнест (1921). "Введение" . Психическое здоровье Иисуса . Компания Макмиллан. п. XIV. LCCN   22005555 . OCLC   644667928 . ОЛ   25583375М . О. Хольцман представил Иисуса как насквозь экстатического персонажа.
  25. ^ Ломер, Джордж (1905). Иисус Христос с точки зрения психиатра: критическое исследование для профессионалов и образованных мирян . Бамберг: коммерческая полиграфическая компания. OCLC   31247627 .
  26. ^ Расмуссен, Эмиль (1905). Иисус, сравнительное психологическое исследование (на немецком языке). Лейпциг: Издательство Юлиуса Цейтлера. OCLC   14790352 . ОЛ20020984W   .
  27. ^ Бауманн, Юлиус (1908). Разум Иисуса: сделан узнаваемым в соответствии с современными научными, особенно современными психологическими методами . Лейпциг: Альфред Кренер. OCLC   1091268451 . ОЛ27164474М   .
  28. ^ Перейти обратно: а б Геттис, Алан (июнь 1987 г.). «Заблуждение Иисуса: теоретический и феноменологический взгляд». Журнал религии и здоровья . 26 (2). Спрингер : 131–136. дои : 10.1007/BF01533683 . ISSN   0022-4197 . JSTOR   27505915 . OCLC   4643399839 . ПМИД   24301876 . S2CID   29415793 .
  29. ^ «ДОКТОР УИЛЬЯМ ХИРШ; психиатр на пенсии работал здесь в штате больниц» . Нью-Йорк Таймс . 16 февраля 1937 года . Проверено 16 января 2024 г.
  30. ^ Хирш (1912) .
  31. ^ Хирш (1912) , с. 107.
  32. ^ Хирш (1912) , стр. 127–128.
  33. ^ Хирш (1912) , с. 137.
  34. ^ Сироткина, Ирина (2002). Диагностика литературного гения: культурная история психиатрии в России, 1880–1930 гг . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 169. ИСБН  978-0-8018-7689-9 .
  35. ^ Минц, Я. В. (1927). "Иисус Христос – как тип душевнобольного" [Jesus Christ: A Sample of Mentally Ill]. Клинический архив гениальности и одарённости (эвропатологии) (in Russian). Vol. 3. Leningrad. pp. 243–252. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  36. ^ Дождикова, Надежда (2009). "Чем был недоволен Берлиоз? О романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и "проблеме Христа" " . Нева (in Russian) (7). ISSN  0130-741X . Archived from the original on November 7, 2018.
  37. ^ Саргант, Уильям (22 августа 1974 г.). «Движение в психиатрии от философского». «Таймс» : 14. ISSN   0140-0460 . Возможно, даже раньше Иисус Христос мог просто вернуться к своей столярной работе после применения современных [психиатрических] методов лечения.
  38. ^ Персо, Радж (27 апреля 1993 г.). «Здоровье: Сумасшедший может выглядеть как мессия: последователям культа нелегко определить, в здравом уме ли их лидер, — говорит Радж Персо» . Независимый . Проверено 25 октября 2018 г. Две тысячи лет назад Иисус получил терновый венец. Сегодня у мессианцев есть электросудорожная терапия.
  39. ^ Бергер, Жорж (1920). Некоторые особенности жизни Иисуса: с психологической и психоаналитической точки зрения (на французском языке). Женева – Париж: Издание Atar. ОСЛК   417009760 .
  40. ^ Бергер, Жорж (1923). Некоторые аспекты жизни Иисуса с психологической и психоаналитической точки зрения . Перевод Брукса, Элеонора Стимсон; Брукс, Ван Вик. Нью-Йорк: Harcourt, Brace and Co. LCCN   23012901 . ОСЛК   2628145 . ОЛ   6656731М .
  41. ^ Новицкий, Анджей (1982). Витвицкий (на польском языке). Варшава: Wiedza Powszechna. стр. 7–9. ISBN  83-214-0301-8 .
  42. ^ Витвицкий (1958) .
  43. ^ Читлак, Амадеуш (2016). «Львовско-Варшавская школа: забытая традиция исторической психологии». История психологии . 19 (2). Американская психологическая ассоциация : 105–124. дои : 10.1037/hop0000029 . ISSN   1093-4510 . OCLC   6029347169 . ПМИД   27100926 . S2CID   22112845 .
  44. ^ Витвицкий (1958) , с. 319.
  45. ^ Витвицкий (1958) , стр. 266, 379.
  46. ^ Шмыд, Ян (1996). и мистики: из исследований польских психологов ( Психологическая картина религиозности на польском языке). Краков: Видав. Научный ВСП. стр. 197. ISBN.  978-8-3868-4154-7 .
  47. ^ Витвицкий (1958) , стр. 203, 281.
  48. ^ Витвицкий (1958) , с. 203.
  49. ^ Читлак, Амадеуш (2015). «Психобиография Иисуса Христа с учетом теории кратизма Владислава Витвицкого» . Журнал «Перспективы экономической, политической и социальной интеграции» . 21 (1–2). Научное общество КУЛ: 155–184. дои : 10.2478/pepsi-2015-0007 . ISSN   2300-0945 . OCLC   998362074 . S2CID   151801662 . Проверено 21 сентября 2022 г.
  50. ^ Читлак, Амадеуш (2016). Общественные отношения древнего мира в свете теории кратизма. Историческая психология во Львовско-Варшавской школе Общественные отношения древнего мира в свете теории кратизма. Историческая психология во Львовско-Варшавской школе ] (на польском языке). Варшава: Институт психологии Польской академии наук. стр. 61–62. ISBN  978-83-939589-7-9 .
  51. ^ Яржинская, Карина (10 апреля 2008 г.). «Иисус как эгоцентричный шизотимик». Рационалист (на польском языке). Фонд «Свободная мысль» . Проверено 28 июля 2020 г.
  52. ^ Мэтью 16:28
  53. ^ Матфея 24: 34–35.
  54. ^ Марка 3: 20–21.
  55. ^ Марка 3:22
  56. ^ Иоанна 10:20
  57. ^ Курц, Пол (1991) [1-й паб. 1986]. «Был ли Иисус обеспокоен?». Трансцендентальное искушение: критика религии и паранормальных явлений . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. стр. 130–132. ISBN  0-87975-362-5 .
  58. ^ Курц, Пол (2013) [1-й паб. 1986]. «Был ли Иисус обеспокоен?» . Трансцендентальное искушение: критика религии и паранормальных явлений . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. стр. 173–175. ISBN  978-161614-828-7 . Проверено 30 июля 2024 г.
  59. ^ Кэппс, Дональд (2000). Иисус: Психологическая биография . Сент-Луис, Миссури: Chalice Press. ISBN  978-0-8272-1713-3 .
  60. ^ Пауэлл, Марк Аллан (2018). «Психологические исследования исторического Иисуса» (PDF) . Знакомство с Новым Заветом (Дополнение) . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN  978-0-8010-9960-1 .
  61. ^ Мэттилл младший. (2003) , стр. 121–129.
  62. ^ Перейти обратно: а б Мэттилл младший (2003) , стр. 122.
  63. ^ Сторр, Энтони (1996). Ноги из глины; Святые, грешники и безумцы: исследование гуру . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN  0-684-82818-9 .
  64. ^ «Некролог: Энтони Сторр» . Телеграф . 21 марта 2001 года . Проверено 13 августа 2019 г.
  65. ^ Сапольски, Роберт (апрель 2003 г.). «Вера и биология» . Фонд свободы от религии . Проверено 27 июля 2023 г. только после этого Вы можете провести судебно-психиатрическую экспертизу Кореша и Джонса , но у Чарльза Мэнсона диагностирован параноидальный шизофреник. Но сделайте это правильно, и люди будут получать выходной на работе в ваш день рождения на протяжении тысячелетий.
  66. ^ Лекция доктора Роберта Сапольски о биологических основах религиозности на YouTube.
  67. ^ Сторр, Энтони (19 мая 2015 г.). Глиняные ноги: сила и харизма гуру . Саймон и Шустер. ISBN  9781501122088 . Архивировано из оригинала 27 декабря 2022 года. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  68. ^ Сторр (1997) , с. 142.
  69. ^ Марка 3:31–35.
  70. ^ Марка 13: 12–13.
  71. ^ Сторр (1997) , стр. 143–146.
  72. ^ Сапольски, Роберт М. (1998). «Обходя одеяло ради Бога». Проблема с тестостероном: и другие очерки по биологии человеческого положения . Нью-Йорк: Пробный камень, Саймон и Шустер. стр. 241–288. ISBN  978-0-684-83409-2 .
  73. ^ Новак, Лешек. « Великая ошибка и разочарование раннего христианства». redakcja.eu (на польском языке). Архивировано из оригинала 1 февраля 2016 года.
  74. ^ Новак, Лешек. «Провокатор» [Зачинщик]. opracowanie.eu (на польском языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года.
  75. ^ Новак (2000) .
  76. ^ Перейти обратно: а б Мюррей, Каннингем и Прайс (2012) , стр. 410–426.
  77. ^ Мюррей, Каннингем и Прайс (2012) , с. 411.
  78. ^ Мюррей, Каннингем и Прайс (2012) , с. 424.
  79. ^ Мюррей, Каннингем и Прайс (2012) , с. 415.
  80. ^ Швейцер, Альберт (1948). Психиатрическое исследование Иисуса: экспозиция и критика . Перевод Джой, Чарльза Р. Бостона: Beacon Press. LCCN   48006488 . OCLC   614572512 . ОЛ   6030284М .
  81. ^ Швейцер, Альберт (1913). Психиатрическая оценка Иисуса: презентация и критика (на немецком языке). Тюбинген: JCB Mohr (Пауль Зибек). LCCN13021072   . OCLC   5903262 . ОЛ20952265W   .
  82. ^ Швейцер, Альберт (1998). Из моей жизни и мыслей . Перевод Лемке, Антье Бультманн. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 108 . ISBN  978-0-8018-6097-3 .
  83. ^ Зайдель, Майкл (январь 2009 г.). «Докторская диссертация Альберта Швейцера о критике медицинских патологий Иисуса». Отчеты истории болезни Вюрцбурга . 28 (1). Кенигсхаузен и Нойман : 276–300. ISSN   0177-5227 . ПМИД   20509445 .
  84. ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. LCCN   22005555 . OCLC   644667928 . ОЛ   25583375М .
  85. ^ Кнейб, Филипп (1908). Исследование «Современной жизни Иисуса» под влиянием психиатрии [ Современные поиски исторического Иисуса под влиянием психиатрии ] (на немецком языке). Майнц: Verlag von Kirchheim & Co. OCLC   936445547 .
  86. ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. С. 115 116 . LCCN   22005555 . OCLC   644667928 . ОЛ   25583375М .
  87. ^ Вернер, Герман (1908). Психическое здоровье ( Иисуса на немецком языке). Берлин: Эдвин Рунге. OCLC   874419014 . ОЛ28410083М   .
  88. ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. С. 113 115 . LCCN   22005555 . OCLC   644667928 . ОЛ   25583375М .
  89. ^ Шефер, Генрих (1910). освещении: полемика ( Иисус в психиатрическом на немецком языке). Берлин: Ernst Hofmann & Co. OCLC   3534777 . ОЛ27210095М   .
  90. ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. С. 116–119 , 277 . LCCN   22005555 . OCLC   644667928 . ОЛ   25583375М .
  91. ^ Хайдер, Оливье Квентин (1 декабря 1977 г.). «О душевном здоровье Иисуса Христа». Журнал психологии и теологии . 5 (1). Университет Биола : 3–12. дои : 10.1177/009164717700500101 . ISSN   0091-6471 . OCLC   7318879878 . S2CID   149626975 .
  92. ^ Мартинес, Пабло; Симс, Эндрю (2018). Безумие или Бог? Иисус: Самый здоровый разум из всех . Лондон: InterVarsity Press. ISBN  978-1-783-59606-5 .
  93. ^ Симс, Эндрю (17 июля 2018 г.). «Безумный или Бог? Старший психиатр о психическом здоровье Иисуса» . Христианские новости на сайте Christian Today . Христианин сегодня . Проверено 23 августа 2018 г.
  94. ^ Макдауэлл, Джош (1977). «Господь, лжец или сумасшедший?». Больше, чем плотник . Уитон, Иллинойс: Живые книги. стр. 22–32. ISBN  978-0-8423-4552-1 .
  95. ^ Стробель, Ли (1998). «Психологические доказательства. Был ли Иисус сумасшедшим, когда заявлял, что является Сыном Божьим?» . Дело о Христе . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. стр. 144–154. ISBN  978-0-3102-0930-0 . Проверено 8 сентября 2023 г.
  96. ^ «Что, если бы Иисус был обманут?» . La Civiltà Cattolica (на итальянском языке). 3465 : 213–225. 5 ноября 1994 г. ISSN   0009-8167 . Проверено 20 апреля 2021 г.
  97. ^ Мойнихан, Роберт (декабрь 1994 г.). «Был ли Иисус обманут?» . Внутри Ватикана . ISSN   1068-8579 . Проверено 20 апреля 2021 г.
  98. ^ Чарльзуорт, Джеймс Х. (2002). «Исследование Иисуса и появление психобиографии» . В Мэдсене, Трумэн Г .; Парри, Дональд В .; Петерсон, Дэниел С .; Рикс, Стивен Д. (ред.). Откровение, разум и вера: очерки в честь Трумэна Дж. Мэдсена . Прово, Юта: Фонд древних исследований и мормонских исследований, Институт религиозных наук Нила А. Максвелла. ISBN  0934893713 .
  99. ^ Папа Бенедикт XVI (2007 г.). Иисус из Назарета: От крещения в Иордане до Преображения . Перевод Уокера, Адриана Дж. Нью-Йорк: Doubleday. стр. 23–24. ISBN  978-0-3855-2434-6 .
  100. ^ Эрман, Барт Д. «Были ли последователи Иисуса сумасшедшими? Был ли он? Мешок с почтой, 4 июня 2016 г.» . Блог Барта Эрмана . Проверено 5 февраля 2019 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb50b715400cda1bb13b8657f3a0693a__1722579060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/3a/cb50b715400cda1bb13b8657f3a0693a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mental health of Jesus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)