Психическое здоровье Иисуса

Вопрос о том, был ли исторический Иисус в хорошем психическом здоровье, исследовался многими психологами, философами, историками и писателями. Первым человеком, после нескольких других попыток заняться этой темой, который широко и основательно поставил под сомнение психическое здоровье Иисуса, был французский психолог Шарль Бине-Сангле , главный врач Парижа и автор четырехтомного труда La Folie de Jésus ( The Folie de Jésus). Безумие Иисуса ). [1] [2] [3] Эта точка зрения находит как сторонников, так и противников.
Мнения, бросающие вызов здравомыслию Иисуса
[ редактировать ]Оценка здравомыслия Иисуса впервые встречается в Евангелиях. Евангелие от Марка сообщает мнение членов его семьи, которые считают, что Иисус «вне себя». Некоторые психиатры, религиозные ученые и писатели объясняют, что, согласно Евангелиям, семья Иисуса (Марка 3:21), [4] некоторые последователи (Иоанна 7:20, [5] см. также от Иоанна 11:41–53), [6] и современники в разные моменты времени считали его бредом, одержимым демонами или безумцем. [2] [3] [7] [8] [9] [10]
И когда его семья услышала это, они пошли схватить его, потому что люди говорили: «Он вне себя». И книжники, пришедшие из Иерусалима, сказали: «Он одержим веельзевулом , и князем бесовским он изгоняет бесов».
Обвинение, содержащееся в Евангелии от Иоанна, более буквально:
Из-за этих слов снова произошло разделение среди евреев. Многие из них говорили: «У него бес, и он сумасшедший; зачем его слушать?» Другие говорили: «Это не слова того, у кого есть бес. Может ли демон открыть глаза слепому?»
- Иоанна 10:19–21, RSV. [12]
Джастин Меггитт , преподаватель Кембриджского университета , [13] предполагает в своей статье «Безумие царя Иисуса: почему Иисус был предан смерти, а его последователи — нет?» (2007) [8] и в его книге «Безумие царя Иисуса» (2010). [14] что Пилат и другие римляне считали Иисуса безумным сумасшедшим. [8] Согласно Евангелиям , Иисус был представлен Пилату и приговорен к смертной казни как претендент на царскую власть , но стандартной римской процедурой было судебное преследование и казнь потенциальных повстанцев вместе с их лидерами. Следовательно, предположение о том, что Иисус был казнен римскими властями как некий претендент на царскую власть, не объясняет в достаточной степени, почему он был казнен, а его ученики — нет. [8] Подобные мысли были у Жана Мелье (1664–1729) в XVIII веке. В главах 33 и 34 своего Завета утверждает, что Иисус «на самом деле был сумасшедшим, фанатиком» ( étoit véritablement un fou, un insensé, un fanatique ). [10] [15]
Оспаривание здравомыслия Иисуса продолжилось в 19 веке, когда начались первые поиски исторического Иисуса . Давид Фридрих Штраус ( Das Leben Jesu , 1864) [16] утверждал, что Иисус был фанатиком. [2] [3] [17] Лемюэль К. Уошберн высказал мнение в брошюре « Был ли Иисус сумасшедшим?» (1889) что «Иисус был не божественным, а безумным». [18] [19] Оскар Паницца представил Иисуса как психопатологического и параноидального человека. [20] [21] [22] Оскар Хольцманн в фильме «Война Иисус Экстатикер»? (1903) представил Иисуса как « экстатика », который он описал как патологически сильную возбудимость воображения и силы воли. [23] [24] Георг Ломер (как Джордж де Лоостен, 1905) попытался ретроспективно диагностировать Иисуса как психически больного, подобно Жану Мелье. [2] [3] [25] Эмиль Расмуссен (1905) определил, что Иисус был либо эпилептиком , либо параноиком . Используя несколько примеров, он разработал описание типичного патологического пророка (« Prophetentypus ») и применил его к Иисусу. [2] [3] [26] Юлиус Бауман (1908) выдвинул гипотезу, что обнаруженные им отклонения в поведении Иисуса можно объяснить перевозбуждением нервов ( Nervenüberreizung ). [27] Однако только после публикации Шарля Бине-Сангле четырехтомного труда «Безумие Иисуса» с 1908 по 1915 год эта тема широко и наглядно обсуждалась. Бине-Сангле диагностировал Иисуса как страдающего религиозной паранойей: [10] [28]
Короче говоря, природа галлюцинаций Иисуса, как они описаны в ортодоксальных Евангелиях, позволяет нам заключить, что основатель христианской религии был поражен религиозной паранойей.
— (т. 2, с. 393)
Его точку зрения разделил нью-йоркский психиатр и невролог Уильям Хирш , [29] который в 1912 году опубликовал свое исследование « Религия и цивилизация: выводы психиатра» , [30] в котором перечислен ряд психических отклонений Иисуса. Хирш согласился с Бине-Сангле в том, что Иисус страдал галлюцинациями, и указал на его « манию величия , которая нарастала непрерывно и неизмеримо». [31] [2] [3] Хирш пришел к выводу, что Иисус был просто «параноиком»:
Но Христос предлагает во всех отношениях совершенно типичную картину известного душевного заболевания. Все, что мы о нем знаем, настолько точно соответствует клиническому аспекту паранойи, что едва ли можно себе представить, как кто-либо, хотя бы знакомый с психическими расстройствами, может иметь хоть малейшее сомнение относительно правильность диагноза.
— (с. 103)
По мнению Хирша, Иисус, как типичный параноик, применил пророчества о приходе мессии к себе, [32] и питал глубокую ненависть ко всем, кто не соглашался с ним во всем. [33] Советский психиатр Ю. В. Минц (1927) также диагностировал у Иисуса паранойю. [10] [34] [35] Литература Советского Союза 1920-х годов, следуя традиции демифологизации Иисуса в произведениях Штрауса, Ренана , Ницше и Бине-Сангле, выдвинула две основные темы: психические заболевания и обман. Это нашло отражение в Михаила Булгакова романе «Мастер и Маргарита» изображает Иисуса , в котором Понтий Пилат безобидным сумасшедшим. Лишь на рубеже 1920-х и 1930-х годов мифологический вариант — отрицание существования Иисуса — взял верх в советской пропаганде . [36] Психическое здоровье Иисуса также подверглось сомнению британскими психиатрами Уильямом Саргантом и Раджем Персо . [37] [38] и ряд психологов психоаналитической ориентации , как Жорж Бергер в его исследовании «Некоторые черты жизни Иисуса с психологической и психоаналитической точки зрения» . [39] [40]
Владислав Витвицкий , философ-рационалист и психолог. [41] в комментариях к собственному переводу Евангелий от Матфея и Марка , Dobra Nowina według Mateusza i Marka [42] ( «Благая весть» от Матфея и Марка ), которая по сути является психобиографией Иисуса, [43] приписывали Иисусу субъективизм , [44] повышенное чувство собственного могущества и превосходства над другими, эгоцентризм [45] и склонность подчинять себе других людей. [46] У него также были трудности в общении с внешним миром, [47] а также диссоциативное расстройство личности , [48] что делало его шизотимическим или даже шизофреническим типом (согласно Эрнста Кречмера ) типологии . [49] [50] [51]
Американский философ и научный скептик Пол Курц в одном из своих самых влиятельных произведений « Трансцендентальное искушение» (1986, глава « Был ли Иисус встревожен? ») отмечает, что некоторые отрывки в Евангелиях предполагают, что «Иисус был обеспокоенной личностью». Однако он отмечает: «Трудно быть уверенным, поскольку у нас нет возможности подвергнуть его интенсивной психиатрической диагностике». Он заявляет, что если бы у Иисуса были какие-либо претензии на божественность, «тогда он был невменяемым». По словам Курца, Иисус «продолжал проповедовать, что конец света или последние дни уже близки». В этом контексте он цитирует Матфея 16:28. [52] и 24:34–35. [53] Он также цитирует отрывки из Евангелий, в которых говорится о семье Иисуса (Марка 3:20–21). [54] и другие современные евреи (Марка 3:22, [55] Иоанна 10:20). [56] обвинил его в одержимости демонами и безумии. [57] [58]
Американский теолог и психолог религии Дональд Кэппс в своей книге «Иисус: психологическая биография» (1989, 2000): [59] диагностировал Иисуса как утопически-меланхоличную личность (он с нетерпением ждал грядущего Царства Божия) с суицидальными наклонностями. [60] Исследователь Нового Завета Эндрю Джейкоб Мэттилл-младший в своем эссе, содержащемся в книге «Ваша церковь не хочет, чтобы вы читали» (1993), [61] обращает внимание на все возрастающую манию величия «Иисуса Иоанна» (описанную в Евангелии от Иоанна 6:29, 35, 38, 40, 47-58; 7:38; 8:12; 11:25-26; 14: 6, 13-14), [62] и заключает:
Чем больше доверяешь портрету Иисуса в Четвертом Евангелии, тем труднее защищать здравомыслие Иисуса. [2] [3] [62]
Английский психиатр Энтони Сторр в своей последней книге « Глиняные ноги»; Святые, грешники и сумасшедшие: исследование гуру (1996) [63] предположил, что существует психологическое сходство между сумасшедшими «мессиями», такими как Джим Джонс и Дэвид Кореш , и уважаемыми религиозными лидерами, включая Иисуса. [64] [а] Сторр отслеживает типичные закономерности, часто включающие психотические расстройства , которые определяют развитие гуру . [67] Его исследование — это попытка взглянуть на Иисуса как на одного из многих гуру. Сторр согласен с большинством исследователей исторического Иисуса, которые склоняются к гипотезе об Иисусе как апокалиптическом пророке :
Кажется неизбежным, что Иисус действительно разделял апокалиптическое мнение о том, что окончательная победа Бога над злом близка и что Царство Божье будет установлено на земле в ближайшем будущем. [68]
Сторр признает многие сходства Иисуса с другими гуру. Он, например, переживал период внутреннего конфликта во время поста в пустыне. По мнению Сторра, если бы Иисус действительно считал себя наместником Бога и верил, что однажды он сойдет с небес, чтобы править, он был бы очень похож на гуру, которых он ранее описывал как проповедников заблуждений, одержимых манией величия. Он отмечает, что Иисус не был идеалом в семейной жизни (Марка 3:31–35, [69] Марка 13:12–13). [70] Гуру часто остаются равнодушными к семейным связям. Другие сходства, по мнению Сторра, включают веру Иисуса в получение особого откровения от Бога и склонность к элитарности в том смысле, что Иисус считал, что он был особо отмечен Богом. [71]
Американский нейроэндокринологии исследователь Роберт Сапольски в своем эссе, включенном в книгу «Проблемы с тестостероном: и другие очерки по биологии человеческого затруднительного положения» (1997, 1998). [72] предполагает возникновение шизотипического («полусумасшедшего», с. 248 ) поведения и метамагического мышления у шаманов, Иисуса и других харизматических религиозных лидеров:
Да, конечно, можно переусердствовать, и наша история мрачно запятнана неудачными религиозными движениями, вдохновленными мессианскими сумасшедшими. (...) Однако, если вы приобретете метамагические мысли и поведение в нужной степени, в нужное время и в нужном месте, то люди могут просто получить выходной с работы в ваш день рождения на долгое время.
— ( стр. 256 )
Затем Сапольски отмечает, что «можно установить правдоподобные связи между шизотипическим поведением, метамагической мыслью и основанием определенных религиозных верований как в незападных, так и в западных обществах». ( стр. 256 ) По его словам: «Представление о психопатологии шамана так же легко работает и для понимания корней основных западных религий». ( стр. 255 )
В 1998–2000 годах Лешек Новак (1962 г.р.) из Познани , Польша. [б] написал исследование, в котором, основываясь на своей собственной истории религиозного заблуждения относительно миссии и переоцененных идей и информации, изложенных в Евангелиях, предпринял попытку реконструировать психику Иисуса с представлением об Иисусе как апокалиптическом пророке. [73] с учетом гипотезы косвенного самоубийства . [74] Делает он это в главах, содержащих последовательно анализ черт характера «спасителя человечества», описание возможного хода событий периода общественной деятельности Иисуса и натуралистическое объяснение его чудес . [75]
В 2012 году группа психиатров , поведенческих психологов , неврологов и нейропсихиатров из Гарвардской медицинской школы опубликовала исследование, в котором предположила разработку новой диагностической категории психических расстройств, связанных с религиозным бредом и гиперрелигиозностью . [76] Они сравнили мысли и поведение самых важных фигур в Библии , таких как Авраам , Моисей , Иисус и Павел . [76] с пациентами, страдающими психическими расстройствами, относящимися к психотическому спектру, с использованием различных кластеров расстройств и диагностических критериев ( DSM-IV-TR ), [77] и пришел к выводу, что эти библейские персонажи «могли иметь психотические симптомы, которые послужили вдохновением для их откровений». [78] такие как шизофрения , шизоаффективное расстройство , биполярное расстройство , бредовое расстройство , мания величия , слухо - зрительные галлюцинации , паранойя, синдром Гешвинда (особенно Пола) и аномальные переживания, связанные с височной эпилепсией (ВЭ). По мнению авторов, в случае с Иисусом это могли быть: параноидальная шизофрения, биполярное и шизоаффективное расстройства. [7] Они выдвинули гипотезу, что Иисус, возможно, искал смерти через «самоубийство по доверенности» (косвенное самоубийство). [79]
Мнения, защищающие здравомыслие Иисуса
[ редактировать ]Мнения и публикации, ставящие под сомнение здравомыслие Иисуса, особенно Георга Ломера, Шарля Бине-Сангле и Уильяма Хирша, вызвали полемическую реакцию. Впервые им бросил вызов Альберт Швейцер в своей докторской диссертации « Психиатрическое исследование Иисуса: объяснение и критика» . [80] [2] [3] ( Психиатрическая оценка Иисуса: презентация и критика , 1913 г.) [81] [82] [28] [83] и американский богослов Уолтер Э. Банди в его книге 1922 года « Психическое здоровье Иисуса» . Банди резюмировал свою защиту здравомыслия Иисуса: [84] [2] [3]
Патография Иисуса возможна только на основе незнания хода и выводов новозаветной критики и любительского применения принципов науки психиатрии.
— (с. 268)
Ранее психическое здоровье Иисуса защищал: немецкий католический теолог, профессор апологетики университета Вюрцбургского Филипп Кнейб ( «Исследования современной жизни Иисуса под влиянием психиатрии» , 1908). [85] – против аргументов Хольцмана, Ломера, Расмуссена и Баумана; [86] немецкий евангелистский богослов и пастор Герман Вернер ( «Психическое здоровье Иисуса» , 1908) [87] – против аргументов Хольцмана, Ломера и Расмуссена; [88] а также немецкий психиатр, главный врач психиатрической лечебницы Фридрихсберг в Гамбурге Генрих Шефер ( Иисус в психиатрическом освещении: полемика , 1910) [89] – против аргументов Ломера и Расмуссена. [90]
Психическое здоровье Иисуса защищает христианский психиатр Оливье Квентин Хайдер. [91] Пабло Мартинес и Эндрю Симс . [92] [93] Христианские апологеты , такие как Джош Макдауэлл и Ли Стробел , [94] [95] также поднимите тему защиты здравомыслия Иисуса. Защите психического здоровья Иисуса была посвящена редакционная статья в журнале итальянских иезуитов La Civiltà Cattolica , вышедшая 5 ноября 1994 года. [96] На заглавный вопрос E se Gesù si fosse ingannato? («А что, если бы Иисус обманул себя?») редакция ответила отрицательно, заявив, что Иисус не был фанатиком или страдающим манией величия, а психически здоровым и очень реалистичным человеком. Поэтому он не обманывал себя, говоря, что он мессия и Сын Божий . [97]
Американский библеист Джеймс Х. Чарльзворт в своем эссе «Исследование Иисуса и появление психобиографии» (2002) обсуждает предыдущие попытки написать психобиографию Иисуса. В заключительном размышлении он предполагает, что более ранние (созданные в начале XX века) образы психически неуравновешенного, параноидального Иисуса с галлюцинациями возникли в результате сравнения его с параноиками в клиниках их создателей и применения фрейдистской психологии к древним источникам. По мнению автора, намерения Иисуса следует рассматривать в контексте его места и эпохи, используя исторические исследования. [98]
Папа Бенедикт XVI написал в своей книге «Иисус из Назарета: от крещения в Иордане до преображения» (2007 г.):
Широкое течение либеральных ученых интерпретировало крещение Иисуса как профессиональный опыт. Говорят, что после того, как он вел совершенно нормальную жизнь в провинции Галилея, в момент крещения он пережил потрясающий опыт. Нам говорят, что именно тогда он осознал свое особое отношение к Богу и свою религиозную миссию. Более того, эта миссия предположительно возникла из господствовавшего тогда в Израиле мотива ожидания, творчески переработанного Иоанном, и из эмоционального потрясения, которое событие его Крещения вызвало в жизни Иисуса. Но ничего этого в текстах не найти. Как бы много научной эрудиции ни было вложено в представление этого чтения, его следует рассматривать скорее как «роман об Иисусе», чем как реальную интерпретацию текстов. Тексты не дают нам окна во внутреннюю жизнь Иисуса – Иисус стоит над нашим психологизмом. (Гвардини, Das Wesen des Christentums ). [99]
К.С. Льюис, как известно, рассмотрел психическое здоровье Иисуса в так называемой трилемме Льюиса (цитируемая здесь формулировка принадлежит Джону Дункану ):
Христос либо обманул человечество сознательным обманом, либо Он Сам был введен в заблуждение и самообманывался, либо Он был Божественен. Из этой трилеммы нет выхода. Это неумолимо.
Агностик -атеист, исследователь Нового Завета Барт Эрман написал в своем блоге:
И он вполне мог думать (думаю, что думал), что его сделают мессией в будущем царстве. Возможно, это было довольно возвышенное мнение о себе, но я не думаю, что это сводит Иисуса с ума. Это делает его необычайно уверенным в себе апокалиптическим пророком. В то время были и другие, мечтавшие о величии. Я не думаю, что это делает его психически больным. Это делает его апокалиптическим евреем первого века. [100]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Как и нейроэндокринологии исследователь Роберт Сапольски . [65] [66]
- ^ Не путать с польским философом и юристом Лешеком Новаком (1943–2009), также из Познани.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бине-Сангле, Шарль (1908–1915). Безумие Иисуса [ Безумие Иисуса ] (на французском языке). Полет. 1–4. Париж: А. Малоин. LCCN 08019439 . OCLC 4560820 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хэвис, Дон (2010). «Был ли Иисус сумасшедшим? Исследование психического здоровья Иисуса Христа». Не ушёл в отставку: Избранные сочинения (1950-2010) . Блумингтон, Индиана: Xlibris Corporation LLC. стр. 143–158. ISBN 978-1-4500-4754-8 . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хэвис, Дон (апрель – июнь 2001 г.). «Расследование психического здоровья Иисуса: был ли он сумасшедшим?» . Светская нация . Миннеаполис: Atheist Alliance Inc. ISSN 1530-308X . Проверено 5 сентября 2018 г.
- ^ Марка 3:21
- ^ Иоанна 7:20
- ^ Иоанна 11: 41–53.
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей, Каннингем и Прайс (2012) , стр. 414–415.
- ^ Перейти обратно: а б с д Меггитт, Джастин Дж. (1 июня 2007 г.). «Безумие царя Иисуса: почему Иисуса казнили, а его последователей — нет?» . Журнал по изучению Нового Завета . 29 (4). Лондон: Публикации Sage: 379–413. дои : 10.1177/0142064X07078990 . ISSN 0142-064X . S2CID 171007891 .
- ^ Хирш (1912) , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с д Крывелёв, Иосиф Аронович (1987). «Психически больной (по Ж. Месье, А. Бине-Сангле и Я. Минцу)» . Христос: миф или реальность? . Религиоведение в СССР; сер. 2. Москва: Редакция журнала «Общественные науки сегодня». LCCN 87157196 . OCLC 64860072 . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Марка 3: 21–22.
- ^ Иоанна 10: 19–21.
- ^ «Доктор Джастин Меггитт - Факультет богословия» . Кембриджский университет . 23 июля 2013 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Меггитт, Джастин Дж. (2010). Безумие царя Иисуса: настоящие причины его казни . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-8488-5410-9 .
- ^ Мелье, Жан (1864). Завет (на французском языке). Полет. 2. Амстердам: В зарубежном книжном магазине Raison RC Meijer. стр. 42–67. LCCN 74194533 . ОСЛК 9806959 . ОЛ 38622065М .
- ^ Штраус, Давид Фридрих (1864). Жизнь Иисуса, отредактированная для немецкого народа . Лейпциг: Ф.А. Брокгауз. LCCN17022642 . OCLC 459102643 . ОЛ18817475М .
- ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. п. 4 . LCCN 22005555 . OCLC 644667928 . ОЛ 25583375М .
- ^ Уошберн, Лемюэль К. (1889). Был ли Иисус сумасшедшим? . Нью-Йорк: Компания искателей истины. п. 20. OCLC 38939887 .
- ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. п. 27 . LCCN 22005555 . OCLC 644667928 . ОЛ 25583375М .
- ^ Паницца, Оскар (1898). «Христос в психопатологическом озарении». Цюрих Дискуссионен (на немецком языке). 5 (1): 1–8. ОСЛК 782007054 .
- ^ Дюстерберг, Рольф (1988). Печатная свобода: Оскар Паницца и Цюрих Дискуссионен . публикации европейских университетов; Серия 1, Немецкий язык и литература; 1098 (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: П. Ланг. стр. 40–91. ISBN 3-8204-0288-8 .
- ^ Мюллер, Юрген (1990). Оскар Паницца: Попытка имманентной интерпретации (на немецком языке). Вюрцбург. стр. 248–256. OCLC 923572143 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гольцманн, Оскар (1903). Был ли Иисус в восторге?: исследование жизни Иисуса . Тюбинген: JCB Mohr (Пауль Зибек). ISBN 1-332-63400-1 . OCLC 902994315 . ОЛ 21869475М .
- ^ Банди, Уолтер Эрнест (1921). "Введение" . Психическое здоровье Иисуса . Компания Макмиллан. п. XIV. LCCN 22005555 . OCLC 644667928 . ОЛ 25583375М .
О. Хольцман представил Иисуса как насквозь экстатического персонажа.
- ^ Ломер, Джордж (1905). Иисус Христос с точки зрения психиатра: критическое исследование для профессионалов и образованных мирян . Бамберг: коммерческая полиграфическая компания. OCLC 31247627 .
- ^ Расмуссен, Эмиль (1905). Иисус, сравнительное психологическое исследование (на немецком языке). Лейпциг: Издательство Юлиуса Цейтлера. OCLC 14790352 . ОЛ20020984W .
- ^ Бауманн, Юлиус (1908). Разум Иисуса: сделан узнаваемым в соответствии с современными научными, особенно современными психологическими методами . Лейпциг: Альфред Кренер. OCLC 1091268451 . ОЛ27164474М .
- ^ Перейти обратно: а б Геттис, Алан (июнь 1987 г.). «Заблуждение Иисуса: теоретический и феноменологический взгляд». Журнал религии и здоровья . 26 (2). Спрингер : 131–136. дои : 10.1007/BF01533683 . ISSN 0022-4197 . JSTOR 27505915 . OCLC 4643399839 . ПМИД 24301876 . S2CID 29415793 .
- ^ «ДОКТОР УИЛЬЯМ ХИРШ; психиатр на пенсии работал здесь в штате больниц» . Нью-Йорк Таймс . 16 февраля 1937 года . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Хирш (1912) .
- ^ Хирш (1912) , с. 107.
- ^ Хирш (1912) , стр. 127–128.
- ^ Хирш (1912) , с. 137.
- ^ Сироткина, Ирина (2002). Диагностика литературного гения: культурная история психиатрии в России, 1880–1930 гг . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 169. ИСБН 978-0-8018-7689-9 .
- ^ Минц, Я. В. (1927). "Иисус Христос – как тип душевнобольного" [Jesus Christ: A Sample of Mentally Ill]. Клинический архив гениальности и одарённости (эвропатологии) (in Russian). Vol. 3. Leningrad. pp. 243–252.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дождикова, Надежда (2009). "Чем был недоволен Берлиоз? О романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и "проблеме Христа" " . Нева (in Russian) (7). ISSN 0130-741X . Archived from the original on November 7, 2018.
- ^ Саргант, Уильям (22 августа 1974 г.). «Движение в психиатрии от философского». «Таймс» : 14. ISSN 0140-0460 .
Возможно, даже раньше Иисус Христос мог просто вернуться к своей столярной работе после применения современных [психиатрических] методов лечения.
- ^ Персо, Радж (27 апреля 1993 г.). «Здоровье: Сумасшедший может выглядеть как мессия: последователям культа нелегко определить, в здравом уме ли их лидер, — говорит Радж Персо» . Независимый . Проверено 25 октября 2018 г.
Две тысячи лет назад Иисус получил терновый венец. Сегодня у мессианцев есть электросудорожная терапия.
- ^ Бергер, Жорж (1920). Некоторые особенности жизни Иисуса: с психологической и психоаналитической точки зрения (на французском языке). Женева – Париж: Издание Atar. ОСЛК 417009760 .
- ^ Бергер, Жорж (1923). Некоторые аспекты жизни Иисуса с психологической и психоаналитической точки зрения . Перевод Брукса, Элеонора Стимсон; Брукс, Ван Вик. Нью-Йорк: Harcourt, Brace and Co. LCCN 23012901 . ОСЛК 2628145 . ОЛ 6656731М .
- ^ Новицкий, Анджей (1982). Витвицкий (на польском языке). Варшава: Wiedza Powszechna. стр. 7–9. ISBN 83-214-0301-8 .
- ^ Витвицкий (1958) .
- ^ Читлак, Амадеуш (2016). «Львовско-Варшавская школа: забытая традиция исторической психологии». История психологии . 19 (2). Американская психологическая ассоциация : 105–124. дои : 10.1037/hop0000029 . ISSN 1093-4510 . OCLC 6029347169 . ПМИД 27100926 . S2CID 22112845 .
- ^ Витвицкий (1958) , с. 319.
- ^ Витвицкий (1958) , стр. 266, 379.
- ^ Шмыд, Ян (1996). и мистики: из исследований польских психологов ( Психологическая картина религиозности на польском языке). Краков: Видав. Научный ВСП. стр. 197. ISBN. 978-8-3868-4154-7 .
- ^ Витвицкий (1958) , стр. 203, 281.
- ^ Витвицкий (1958) , с. 203.
- ^ Читлак, Амадеуш (2015). «Психобиография Иисуса Христа с учетом теории кратизма Владислава Витвицкого» . Журнал «Перспективы экономической, политической и социальной интеграции» . 21 (1–2). Научное общество КУЛ: 155–184. дои : 10.2478/pepsi-2015-0007 . ISSN 2300-0945 . OCLC 998362074 . S2CID 151801662 . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Читлак, Амадеуш (2016). Общественные отношения древнего мира в свете теории кратизма. Историческая психология во Львовско-Варшавской школе Общественные отношения древнего мира в свете теории кратизма. Историческая психология во Львовско-Варшавской школе ] (на польском языке). Варшава: Институт психологии Польской академии наук. стр. 61–62. ISBN 978-83-939589-7-9 .
- ^ Яржинская, Карина (10 апреля 2008 г.). «Иисус как эгоцентричный шизотимик». Рационалист (на польском языке). Фонд «Свободная мысль» . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Мэтью 16:28
- ^ Матфея 24: 34–35.
- ^ Марка 3: 20–21.
- ^ Марка 3:22
- ^ Иоанна 10:20
- ^ Курц, Пол (1991) [1-й паб. 1986]. «Был ли Иисус обеспокоен?». Трансцендентальное искушение: критика религии и паранормальных явлений . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. стр. 130–132. ISBN 0-87975-362-5 .
- ^ Курц, Пол (2013) [1-й паб. 1986]. «Был ли Иисус обеспокоен?» . Трансцендентальное искушение: критика религии и паранормальных явлений . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. стр. 173–175. ISBN 978-161614-828-7 . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Кэппс, Дональд (2000). Иисус: Психологическая биография . Сент-Луис, Миссури: Chalice Press. ISBN 978-0-8272-1713-3 .
- ^ Пауэлл, Марк Аллан (2018). «Психологические исследования исторического Иисуса» (PDF) . Знакомство с Новым Заветом (Дополнение) . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN 978-0-8010-9960-1 .
- ^ Мэттилл младший. (2003) , стр. 121–129.
- ^ Перейти обратно: а б Мэттилл младший (2003) , стр. 122.
- ^ Сторр, Энтони (1996). Ноги из глины; Святые, грешники и безумцы: исследование гуру . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 0-684-82818-9 .
- ^ «Некролог: Энтони Сторр» . Телеграф . 21 марта 2001 года . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Сапольски, Роберт (апрель 2003 г.). «Вера и биология» . Фонд свободы от религии . Проверено 27 июля 2023 г.
только после этого Вы можете провести судебно-психиатрическую экспертизу Кореша и Джонса , но у Чарльза Мэнсона диагностирован параноидальный шизофреник. Но сделайте это правильно, и люди будут получать выходной на работе в ваш день рождения на протяжении тысячелетий.
- ^ Лекция доктора Роберта Сапольски о биологических основах религиозности на YouTube.
- ^ Сторр, Энтони (19 мая 2015 г.). Глиняные ноги: сила и харизма гуру . Саймон и Шустер. ISBN 9781501122088 . Архивировано из оригинала 27 декабря 2022 года.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Сторр (1997) , с. 142.
- ^ Марка 3:31–35.
- ^ Марка 13: 12–13.
- ^ Сторр (1997) , стр. 143–146.
- ^ Сапольски, Роберт М. (1998). «Обходя одеяло ради Бога». Проблема с тестостероном: и другие очерки по биологии человеческого положения . Нью-Йорк: Пробный камень, Саймон и Шустер. стр. 241–288. ISBN 978-0-684-83409-2 .
- ^ Новак, Лешек. « Великая ошибка и разочарование раннего христианства». redakcja.eu (на польском языке). Архивировано из оригинала 1 февраля 2016 года.
- ^ Новак, Лешек. «Провокатор» [Зачинщик]. opracowanie.eu (на польском языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года.
- ^ Новак (2000) .
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей, Каннингем и Прайс (2012) , стр. 410–426.
- ^ Мюррей, Каннингем и Прайс (2012) , с. 411.
- ^ Мюррей, Каннингем и Прайс (2012) , с. 424.
- ^ Мюррей, Каннингем и Прайс (2012) , с. 415.
- ^ Швейцер, Альберт (1948). Психиатрическое исследование Иисуса: экспозиция и критика . Перевод Джой, Чарльза Р. Бостона: Beacon Press. LCCN 48006488 . OCLC 614572512 . ОЛ 6030284М .
- ^ Швейцер, Альберт (1913). Психиатрическая оценка Иисуса: презентация и критика (на немецком языке). Тюбинген: JCB Mohr (Пауль Зибек). LCCN13021072 . OCLC 5903262 . ОЛ20952265W .
- ^ Швейцер, Альберт (1998). Из моей жизни и мыслей . Перевод Лемке, Антье Бультманн. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 108 . ISBN 978-0-8018-6097-3 .
- ^ Зайдель, Майкл (январь 2009 г.). «Докторская диссертация Альберта Швейцера о критике медицинских патологий Иисуса». Отчеты истории болезни Вюрцбурга . 28 (1). Кенигсхаузен и Нойман : 276–300. ISSN 0177-5227 . ПМИД 20509445 .
- ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. LCCN 22005555 . OCLC 644667928 . ОЛ 25583375М .
- ^ Кнейб, Филипп (1908). Исследование «Современной жизни Иисуса» под влиянием психиатрии [ Современные поиски исторического Иисуса под влиянием психиатрии ] (на немецком языке). Майнц: Verlag von Kirchheim & Co. OCLC 936445547 .
- ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. С. 115 – 116 . LCCN 22005555 . OCLC 644667928 . ОЛ 25583375М .
- ^ Вернер, Герман (1908). Психическое здоровье ( Иисуса на немецком языке). Берлин: Эдвин Рунге. OCLC 874419014 . ОЛ28410083М .
- ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. С. 113 – 115 . LCCN 22005555 . OCLC 644667928 . ОЛ 25583375М .
- ^ Шефер, Генрих (1910). освещении: полемика ( Иисус в психиатрическом на немецком языке). Берлин: Ernst Hofmann & Co. OCLC 3534777 . ОЛ27210095М .
- ^ Банди, Уолтер Э. (1922). Психическое здоровье Иисуса . Нью-Йорк: Компания Macmillan. С. 116–119 , 277 . LCCN 22005555 . OCLC 644667928 . ОЛ 25583375М .
- ^ Хайдер, Оливье Квентин (1 декабря 1977 г.). «О душевном здоровье Иисуса Христа». Журнал психологии и теологии . 5 (1). Университет Биола : 3–12. дои : 10.1177/009164717700500101 . ISSN 0091-6471 . OCLC 7318879878 . S2CID 149626975 .
- ^ Мартинес, Пабло; Симс, Эндрю (2018). Безумие или Бог? Иисус: Самый здоровый разум из всех . Лондон: InterVarsity Press. ISBN 978-1-783-59606-5 .
- ^ Симс, Эндрю (17 июля 2018 г.). «Безумный или Бог? Старший психиатр о психическом здоровье Иисуса» . Христианские новости на сайте Christian Today . Христианин сегодня . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Макдауэлл, Джош (1977). «Господь, лжец или сумасшедший?». Больше, чем плотник . Уитон, Иллинойс: Живые книги. стр. 22–32. ISBN 978-0-8423-4552-1 .
- ^ Стробель, Ли (1998). «Психологические доказательства. Был ли Иисус сумасшедшим, когда заявлял, что является Сыном Божьим?» . Дело о Христе . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. стр. 144–154. ISBN 978-0-3102-0930-0 . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ «Что, если бы Иисус был обманут?» . La Civiltà Cattolica (на итальянском языке). 3465 : 213–225. 5 ноября 1994 г. ISSN 0009-8167 . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Мойнихан, Роберт (декабрь 1994 г.). «Был ли Иисус обманут?» . Внутри Ватикана . ISSN 1068-8579 . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Чарльзуорт, Джеймс Х. (2002). «Исследование Иисуса и появление психобиографии» . В Мэдсене, Трумэн Г .; Парри, Дональд В .; Петерсон, Дэниел С .; Рикс, Стивен Д. (ред.). Откровение, разум и вера: очерки в честь Трумэна Дж. Мэдсена . Прово, Юта: Фонд древних исследований и мормонских исследований, Институт религиозных наук Нила А. Максвелла. ISBN 0934893713 .
- ^ Папа Бенедикт XVI (2007 г.). Иисус из Назарета: От крещения в Иордане до Преображения . Перевод Уокера, Адриана Дж. Нью-Йорк: Doubleday. стр. 23–24. ISBN 978-0-3855-2434-6 .
- ^ Эрман, Барт Д. «Были ли последователи Иисуса сумасшедшими? Был ли он? Мешок с почтой, 4 июня 2016 г.» . Блог Барта Эрмана . Проверено 5 февраля 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Бине-Сангле, Шарль (1908). «Безумие Иисуса (том 1). Его наследственность. Его конституция. Его физиология» . Интернет-архив (на французском языке). А. Малоин . Проверено 20 ноября 2019 г.
- Бине-Сангле, Шарль (1910). «Безумие Иисуса (том 2). Его знания. Его идеи. Его бред. Его галлюцинации» . Интернет-архив (на французском языке). А. Малоин . Проверено 20 ноября 2019 г.
- Бине-Сангле, Шарль (1912). «Безумие Иисуса (том 3). Его индивидуальные способности. Его чувства. Его испытание» . Интернет-архив (на французском языке). А. Малоин . Проверено 20 ноября 2019 г.
- Бине-Сангле, Шарль (1915). «Безумие Иисуса (том 4 и последний). Его мораль, его деятельность. Диагностика его безумия» . Интернет-архив (на французском языке). А. Малоин . Проверено 20 ноября 2019 г.
- Хирш, Уильям (1912). Религия и цивилизация; заключения психиатра . Нью-Йорк: Компания искателей истины. LCCN 12002696 . OCLC 39864035 . ОЛ 20516240М .
- Мэттилл младший, Эндрю Джейкоб (2003). «Разрушительные божества». В Лидоме, Тим К. (ред.). Книга, которую ваша церковь не хочет, чтобы вы читали (4-е изд.). Сан-Диего, Калифорния: Компания искателей истины. ISBN 0-939040-15-8 . Проверено 27 июля 2024 г.
- Мюррей, Эван Д.; Каннингем, Майлз Г.; Прайс, Брюс Х. (октябрь 2012 г.). «Рассмотрение роли психотических расстройств в истории религии». Журнал нейропсихиатрии и клинических нейронаук . 24 (4). Американская психиатрическая ассоциация : 410–426. дои : 10.1176/appi.neuropsych.11090214 . ISSN 1545-7222 . OCLC 823065628 . ПМИД 23224447 . S2CID 207654711 .
- Новак, Лешек (2000). « Частный сайт Лешека Новака». dobre.eu (на польском языке). Архивировано из оригинала 19 января 2016 года.
- Сторр, Энтони (1997). Ноги из глины; Святые, грешники и безумцы: исследование гуру . Нью-Йорк: Свободная пресса в мягкой обложке. ISBN 0-684-83495-2 .
- Витвицкий, Владислав (1958). Весть от Матфея и Марка (на польском языке Благая ). Варшава: Национальное научное издательство. OCLC 681830910 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Коссетт, Жан-Филипп (2006). Иисус был шизофреником . Amazon Digital Services LLC — KDP Print US. ISBN 979-8508630508 .
- Швейцер, Альберт (1958). Психиатрическое исследование Иисуса: экспозиция и критика . Перевод Джой, Чарльза Р. Бостона: Beacon Press. OCLC 977923917 . ОЛ 14099395М . (полный текст)