Jump to content

Историческая достоверность Евангелий

Историческую достоверность Евангелий оценивают специалисты, не пришедшие к полному консенсусу. Хотя все четыре канонических Евангелия содержат некоторые высказывания и события, которые могут соответствовать хотя бы одному из пяти критериев исторической достоверности, используемых в библейских исследованиях , [примечание 1] оценка и оценка этих элементов являются предметом постоянных дискуссий. [1] [примечание 2]

Практически все исследователи древности согласны с тем, что Иисус из Назарета I века существовал в Иудее . [2] [3] [4] но ученые расходятся во мнениях относительно историчности конкретных эпизодов, описанных в библейских рассказах о нем. [5] Единственные два события, получившие «почти всеобщее согласие» [6] заключаются в том, что Иисус был крещен Иоанном Крестителем и что он был распят по приказу римского префекта Понтия Пилата . [7] Нет единого мнения среди ученых относительно других элементов жизни Иисуса, включая два рассказа о Рождестве Иисуса , чудесных событиях , таких как воскресение , и некоторых деталях распятия. [8] [9]

По мнению большинства, Евангелия от Матфея , Марка и Луки , называемые синоптическими евангелиями , являются основными источниками исторической информации об Иисусе. [10] и религиозное движение, которое он основал. [11] Четвертое Евангелие, от Иоанна , сильно отличается от трех других. [примечание 3] Растущее большинство ученых относят Евангелия к жанру древнегреко-римских биографий. [12] того же жанра, что и Плутарха и «Жизнь Александра» « Жизнь Цезаря» . Обычно древние биографии пишутся вскоре после смерти субъекта и включают в себя обширную историю. [13]

Историки критически анализируют Евангелия, пытаясь отличить достоверную информацию от возможных выдумок, преувеличений и переделок. [14] Ученые используют текстовую критику для решения вопросов, возникающих из текстовых вариаций среди многочисленных сохранившихся рукописей, чтобы определить формулировку текста, наиболее близкую к «оригиналу». [15] Ученые стремятся ответить на вопросы об авторстве, дате и цели написания, а также обращаются к внутренним и внешним источникам, чтобы определить надежность евангельских традиций. [16] Историческая надежность не зависит от безошибочности источника или отсутствия содержания, поскольку некоторые источники (например, Иосиф Флавий) считаются в целом надежными, несмотря на наличие таких характеристик. [17]

Методология

[ редактировать ]

Оценивая историческую достоверность Евангелий, ученые учитывают авторство и дату составления. [18] намерение и жанр, [16] евангельские источники и устная традиция, [19] [20] текстовая критика, [21] историческая достоверность высказываний и повествовательных событий. [18]

Объем и жанр

[ редактировать ]

«Евангелия» — стандартный термин для четырех книг Нового Завета, носящих имена Матфея , Марка , Луки и Иоанна , каждая из которых повествует о жизни и учениях Иисуса из Назарета (включая его отношения с Иоанном Крестителем , его суд и казнь, обнаружение его пустой гробницы и, по крайней мере в трёх из них, его явления ученикам после смерти). [22]

Жанр Евангелий имеет важное значение для понимания намерений авторов относительно исторической ценности текстов. Исследователь Нового Завета Грэм Стэнтон пишет: «В настоящее время Евангелия широко считаются частью широкого древнего литературного жанра биографий». [23] Чарльз Х. Талберт согласен с тем, что евангелия следует объединить с греко-римскими биографиями, но добавляет, что такие биографии включают элемент мифологии, как и синоптические евангелия. [24] Е. П. Сандерс пишет: «Эти Евангелия были написаны с намерением прославить Иисуса и не носят строго биографического характера». [14] М. Дэвид Литва утверждает, что евангелия принадлежали к жанру «мифической историографии», где чудеса и другие фантастические элементы рассказывались менее сенсационно. [25] Крейг С. Кинер утверждает, что Евангелия — это древние биографии, авторы которых, как и другие древние биографы того времени, стремились точно описать жизнь и служение Иисуса. [26] Ингрид Майш и Антон Фёгтле, пишущие для Карла Ранера в его энциклопедии богословских терминов, говорят, что Евангелия были написаны прежде всего как богословские, а не исторические тексты. [27] Эразмо Лейва-Мерикакис пишет: «Тогда мы должны заключить, что жанр Евангелия не является жанром чистой «истории»; но и не является жанром мифа, сказки или легенды. Фактически, «Евангелие» представляет собой жанр жанр сам по себе, удивительная новинка в литературе древнего мира». [28]

Ученые склонны считать произведения Луки ( «Лука-Деяния ») более близкими по жанру к чистой истории, [29] [30] но они также отмечают, что «это не значит, что он [Люк] всегда был надежно информирован или что – как и современные историки – он всегда представлял строго фактическое описание событий». [29] Исследователь Нового Завета Джеймс Д. Данн считал, что «самые ранние торговцы в христианских церквях [были] скорее хранителями, чем новаторами... стремились передавать, пересказывать, объяснять, интерпретировать, разрабатывать, но не создавать de novo ... Через основную часть Я полагаю, что в синоптической традиции мы в большинстве случаев имеем прямой доступ к учению и служению Иисуса, каким его помнили с самого начала процесса передачи (который часто предшествует Пасхе), и поэтому довольно прямой доступ к служению и учению Иисуса. Иисус глазами и ушами тех, кто ходил с Ним». [31] Дэвид Дженкинс , бывший англиканский епископ Дарема и профессор университета, сказал: «Конечно, нет! В Новом Завете нет абсолютно никакой уверенности ни в чем важном». [32]

Критерии

[ редактировать ]

Ученые-критики разработали ряд критериев для оценки вероятности или исторической достоверности засвидетельствованного события или высказывания в Евангелиях. Этими критериями являются критерий несходства ; критерий смущения ; критерий многократной аттестации ; критерий культурно-исторического соответствия; и критерий «арамаизмов». Их применяют к изречениям и событиям, описанным в Евангелиях, чтобы оценить их историческую достоверность.

Критерий несходства утверждает, что если высказывание или действие отличается или противоречит взглядам иудаизма в контексте Иисуса или взглядам ранней церкви, то его можно с большей уверенностью рассматривать как подлинное высказывание или действие Иисуса. [33] [34] Часто приводимыми примерами этого являются противоречивая интерпретация Моисеева закона Иисусом в его Нагорной проповеди и решение Петра допустить необрезанных язычников в то, что в то время было сектой иудаизма .

Критерий смущения гласит, что у авторов Евангелий не было причин выдумывать смущающие инциденты, такие как отречение Петра от Иисуса или бегство последователей Иисуса после его ареста, и поэтому такие подробности, вероятно, не были бы включены, если бы они не были правдой. [35] Барт Эрман, используя критерий несходства для оценки исторической достоверности утверждения о том, что Иисус был крещен Иоанном Крестителем , пишет: «Трудно представить христианина, выдумывающего историю крещения Иисуса, поскольку это может означать, что он был подчиненным Джона». [36]

Критерий множественного подтверждения гласит, что, когда два или более независимых источника представляют схожие или непротиворечивые отчеты, более вероятно, что эти отчеты представляют собой точные отчеты о событиях или что они сообщают о традиции, которая предшествовала источникам. [37] Поскольку Матфей и Лука заимствуют много материала у Марка, согласие среди синоптических евангелий не является свидетельством независимых источников, но часто они повествуют о тех же событиях, что и Иоанн, и послания Павла также свидетельствуют о некоторых из этих событий. Дополнительными доказательствами служат писания ранней церкви, а также, в ограниченной степени, древние нехристианские писания.

Критерий культурного и исторического соответствия гласит, что источник менее достоверен, если его сообщение противоречит известным историческим фактам или противоречит культурным практикам, распространенным в рассматриваемый период. [38] Поэтому оно будет более достоверным, если оно согласуется с известными фактами. Например, это часто используется при оценке достоверности утверждений в Луки-Деяниях, таких как официальный титул Понтия Пилата . Используя лингвистические критерии, можно сделать ряд выводов.

Критерий «арамаизмов» [39] заключается в том, что если высказывание Иисуса имеет арамейские корни , отражающие его палестинский контекст, оно с большей вероятностью будет подлинным, чем высказывание, лишенное арамейских корней. [40]

Формирование и источники

[ редактировать ]
Евангелист Матфей и ангел , , Рембрандт 1661 год.

От устных традиций к письменным Евангелиям

[ редактировать ]

Сразу после смерти Иисуса его последователи ожидали, что он вернется в любой момент, особенно при их жизни, и, как следствие, у них не было особой мотивации записывать что-либо для будущих поколений; но по мере того, как очевидцы начали умирать, а миссионерские потребности церкви росли, росла потребность в письменных версиях жизни и учения основателя. [41] Этапы этого процесса можно резюмировать следующим образом: [42]

  1. Устные традиции – истории и поговорки, передаваемые в основном как отдельные самостоятельные единицы, а не в каком-либо порядке;
  2. Письменные сборники чудесных историй, притч, поговорок и т. д., наряду с которыми продолжаются устные традиции;
  3. Письменные протоевангелия, предшествующие евангелиям и служащие источниками для них;
  4. Канонические евангелия от Матфея , Марка , Луки и Иоанна составлены на основе этих источников.

Новый Завет сохраняет следы этих устных традиций и ранних документов: [43] например, параллельные отрывки между Матфеем, Марком и Лукой, с одной стороны, и посланиями Павла и Посланием к Евреям , с другой, обычно объясняются предположением, что все они опирались на общую устную традицию, [ нужна ссылка ] а посвященное предисловие Луки относится к предыдущим письменным рассказам о жизни Иисуса. [44] Ранние традиции были подвижными и подвержены изменениям, иногда передаваемыми теми, кто знал Иисуса лично, но чаще всего странствующими пророками и учителями, такими как апостол Павел , которые не знали его лично. [45] Ранние пророки и лидеры местных христианских общин и их последователи были больше сосредоточены на Царстве Божьем , чем на жизни Иисуса: Павел, например, говорит о нем очень мало, кроме того, что он «родился от женщины» (имеется в виду, что он был человеком, а не призраком), что он был иудеем, и что он пострадал, умер и воскрес: для Павла имело значение не учение Иисуса или подробности его смерти и воскресения, а Царство. [46] Тем не менее, Павел был лично знаком с Петром и Иоанном, двумя первыми учениками Иисуса, и Иаковом, братом Иисуса. [47] [48] Первая встреча Павла с Петром произошла примерно в 36 году нашей эры. [48]

Четыре канонических Евангелия были впервые упомянуты между 120 и 150 годами Иустином Мучеником , жившим около 100–185 годов. [ нужна ссылка ] Юстин не дал им названий и просто назвал их «мемуарами апостолов», но около 185 г. Ираней , епископ Лиона, живший около 130–202 гг., приписал их: 1) Матфею, апостолу, последовавшему за Иисусом. в своей земной карьере; 2) Марк, который, хотя и не был учеником, был товарищем Петра, который был им; 3) Лука, сподвижник Павла, автор посланий Павла ; и 4) Иоанн, который, как и Матфей, ​​был апостолом, знавшим Иисуса. [ нужна ссылка ] Большинство ученых сходятся во мнении, что это работа неизвестных христиан. [49] и были составлены около 65-110 гг. н.э. [50] Большинство исследователей Нового Завета также согласны с тем, что Евангелия не содержат свидетельств очевидцев; [51] но они представляют богословие своих общин, а не свидетельства очевидцев. [52] [53]

Синоптики: Матфей, ​​Марк и Лука.

[ редактировать ]
«Тройная традиция» — это материал, разделяемый тремя Евангелиями, а «двойная традиция» разделяется Матфеем и Лукой, но не Марком — это источник Q. Уникальным материалом у Матфея и Луки являются Специальный M и Специальный L. Таблица основана на А. К. Оноре, «Статистическое исследование синоптической проблемы», Novum Testum, Vol. 10, Фаск. 2/3 (апрель-июль 1968 г.), стр. 95–147.

Евангелия от Матфея, Марка и Луки называются синоптическими евангелиями , потому что в них много общего (технический термин — перикопы ), иногда даже идентичные формулировки; поиск объяснения их сходства, а также их различий известен как синоптическая проблема , [54] и большинство ученых считают, что лучшее решение проблемы состоит в том, что Марк был первым написанным Евангелием и послужил источником для двух других Евангелий. [55] - Альтернативные теории существуют, но создают больше проблем, чем решают. [56]

Матфей и Лука также делятся большим количеством материала, которого нет у Марка; это появляется в одном и том же порядке в каждом, хотя и не всегда в одном и том же контексте, что приводит ученых к выводу, что помимо Марка они также использовали утерянный источник, называемый документом Q (от «Quelle», немецкого слова, означающего «источник»). ; [56] его существование и использование наряду с Марком авторами Матфея и Луки кажется наиболее убедительным решением синоптической проблемы. [57]

Матфей и Лука содержат некоторый материал, уникальный для каждого, называемый источником M (или Особый Матфей) для Матфея и источником L (Особый Лука) для Люка. [56] Сюда входят некоторые из самых известных евангельских историй, такие как рождение Христа и притча о добром самаритянине (уникальная для Луки). [58] и притча о драгоценной жемчужине (уникальная для Матфея). [59]

Еврейские Священные Писания также были важным источником для всех троих и для Иоанна. [60] Прямых цитат насчитывается 27 у Марка, 54 у Матфея, 24 у Луки и 14 у Иоанна, а влияние Священных Писаний значительно возрастает, когда включены аллюзии и отголоски. [61] Например, половина Евангелия от Марка состоит из намеков и цитат из Священных Писаний, которые он использует, чтобы структурировать свое повествование и представить свое понимание служения, страстей, смерти и воскресения Иисуса (например, последний крик с креста: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня» — это точная цитата из Псалма 21:1. [62] ). Матфей содержит все цитаты Марка и приводит еще около 30, иногда из уст Иисуса, иногда как собственный комментарий к повествованию: [63] а Лука ссылается на все книги Ветхого Завета, кроме трех. [64]

Традиция утверждает, что Евангелие было написано Евангелистом Марком , переводчиком Святого Петра , но его опора на несколько основных источников, различающихся по форме и богословию, делает это маловероятным. [65] Большинство ученых полагают, что оно было написано незадолго до или после падения Иерусалима и разрушения Второго Храма в 70 году. [66] и внутренние данные позволяют предположить, что оно, вероятно, зародилось в Сирии среди христианской общины, состоящей, по крайней мере частично, из неевреев, которые говорили по-гречески, а не по-арамейски, и не понимали еврейскую культуру. [67]

Ученые с XIX века считают Марка первым из Евангелий (так называемая теория приоритета Марка ). Приоритет Марка привел к убеждению, что Евангелие от Марка должно быть самым надежным из Евангелий, но сегодня существует широкое согласие в том, что автор Марка не собирался писать историю. [68] Марк сохраняет воспоминания о реальных людях (в том числе об учениках), местах и ​​обстоятельствах, но они основаны на ранее существовавших традициях, которые были отобраны и систематизированы автором, чтобы выразить его понимание значения Иисуса. [67]

В 1901 году Уильям Вреде продемонстрировал, что Евангелие от Марка представляет собой не простое историческое описание жизни Иисуса, а богословский труд, составленный автором, который был творческим художником. [69] Среди работ, из которых, возможно, почерпнул автор Марка, можно назвать повествование об Илии-Елисее в Книге Царств и посланиях Павла, особенно в Первом Послании к Коринфянам , а также произведения Гомера . [70] По словам Адама Винна, Марк является противоположностью мифу об имперском правлении, созданному Веспасианом. [71]

Продвигая точку зрения меньшинства среди ученых, Морис Кейси утверждал, что Евангелие от Марка содержит следы буквальных переводов арамейских источников, и что это подразумевает, в некоторых случаях, Sitz im Leben при жизни Иисуса и очень раннюю дату появления Евангелия. [72]

Мэтью и Люк

[ редактировать ]

По единогласному мнению ученых, Матфей и Лука датируются 80-90 годами нашей эры. [73] [примечание 4] Ученые пришли к единому мнению, что Матфей произошел из «матфеевской общины» в городе Антиохия , расположенном в современной Турции ; [74] Лука был написан в большом городе к западу от Иудеи. [75] для образованной грекоязычной аудитории. [76] Ученые сомневаются, что авторами были евангелисты Матфей и Лука: кажется маловероятным, например, чтобы Матфей так сильно полагался на Марка, если бы его автор был очевидцем служения Иисуса. [77] или что Деяния апостолов (того же автора, что и Евангелие от Луки) так часто противоречили бы посланиям Павла, если бы их автор был товарищем Павла. [75] [78] Вместо этого они взяли в качестве источника Евангелие от Марка (606 стихов Матфея взяты из Евангелия от Марка, 320 стихов от Луки), [79] источник Q и ​​«специальный» материал M и L.

Вопрос (Что)

[ редактировать ]

У Марка 661 стих, 637 из которых воспроизведены у Матфея и/или Луки. [79] У Матфея и Луки есть еще 200 стихов (примерно), которые не взяты из Марка: это называется Q-источник . [79] [примечание 5] Q обычно датируется примерно десятилетием раньше, чем Марк; [80] некоторые ученые утверждают, что это был один письменный документ, другие - несколько документов, а третьи - что существовала основная письменная буква Q, сопровождаемая устной традицией. [81] Несмотря на продолжающиеся споры по поводу его точного содержания (некоторые материалы Q у Матфея и Луки дословно идентичны, а другие существенно различаются), существует общее мнение относительно принадлежащих к нему отрывков. [82] В нем нет истории страстей и воскресения, но арамейская форма некоторых высказываний предполагает, что его ядро ​​восходит к древнейшей палестинской общине и даже ко времени жизни Иисуса. [83]

Определить сообщество Q и обстоятельства, в которых оно было создано и использовалось, сложно, но оно, вероятно, зародилось в Галилее, в движении против руководства в Иерусалиме, как набор коротких речей, касающихся конкретных случаев, таких как завет- обновление, назначение миссионеров, молитвы о Царстве Божием и наложение божественного суда на своих врагов, фарисеев. [84] Подавляющее большинство ученых считают его одним из старейших и наиболее надежных материалов Евангелий. [85]

M и L (Особый Мэтью и Особый Люк)

[ редактировать ]

Предположение о том, что Матфей и Лука использовали источники в дополнение к Марку и Q, довольно широко принято, хотя многие детали оспариваются, в том числе были ли они письменными или устными, или изобретение авторов Евангелия, или материал Q, который случайно использовался только одно Евангелие или их комбинация. [86]

Евангелие от Иоанна — относительно поздний богословский документ, содержащий мало точных исторических сведений, которых нет в трех синоптических евангелиях, поэтому большинство исторических исследований основано на самых ранних источниках Марка и К. [87] В нем говорится о неназванном «ученике, которого любил Иисус» как об источнике своих традиций, но не говорится конкретно, что он является их автором; [88] Христианская традиция идентифицирует его как апостола Иоанна , но большинство современных ученых отказались от этого или придерживаются этого лишь незначительно. [89] [примечание 6] Большинство ученых полагают, что оно было написано ок . 90–110 гг. н. э., [90] в Эфесе в Анатолии (хотя другие варианты — Антиохия, Северная Сирия, Иудея и Александрия) [91] и претерпел две или три «правки», прежде чем достиг своей окончательной формы, хотя меньшинство продолжает поддерживать унитарный состав. [92] [90]

Тот факт, что формат Иоанна соответствует формату, установленному Марком, не обязательно означает, что автор знал Марка, поскольку не существует идентичных или почти идентичных отрывков; скорее, это, скорее всего, была общепринятая форма Евангелия ко времени написания Иоанна. [93] Тем не менее, беседы Иоанна полны материала, подобного синоптическому: некоторые ученые считают, что это указывает на то, что автор знал синоптиков, хотя другие считают, что это указывает на общую основу в устной традиции. [94] Тем не менее Джон радикально отличается от них: [95] [96]

Синоптики Джон
Начните с непорочного зачатия (непорочное зачатие – только у Матфея и Луки). Начните с воплощения ранее существовавшего Логоса/Слова.
Иисус посещает Иерусалим только в последнюю неделю своей жизни; только одна Пасха Иисус действовал в Иудее на протяжении большей части своей миссии; три Пасхи
Иисус мало говорит о себе Иисус много говорит о себе, особенно в высказываниях «Я есмь».
Иисус призывает к вере в Бога Иисус призывает к вере в себя
Центральная тема Иисуса – Царство Божие Иисус редко упоминает Царство Божие
Иисус проповедует покаяние и прощение Иисус никогда не упоминает о покаянии, а о прощении упоминает только один раз (Иоанна 20:23).
Иисус говорит афоризмами и притчами Иисус говорит длинными диалогами
Иисус редко упоминает вечную жизнь Иисус регулярно упоминает вечную жизнь
Иисус проявляет сильную заботу о бедных и грешниках Иисус мало заботится о бедных и грешниках
Иисус часто изгоняет бесов Иисус никогда не изгонял бесов


Византийский манускрипт XI века, содержащий начало Евангелия от Луки.

Текстуальная критика решает вопросы, возникающие из-за различий между текстами: другими словами, она стремится определить наиболее надежную формулировку текста. [15] Древние писцы допустили ошибки или изменения (например, включили недостоверные дополнения). [97] Пытаясь определить первоначальный текст книг Нового Завета, некоторые современные текстологи определили отдельные разделы как дополнения к материалу спустя столетия после того, как было написано Евангелие. Это так называемые интерполяции . В современных переводах Библии результаты текстовой критики привели к тому, что некоторые стихи, слова и фразы были исключены или отмечены как неоригинальные.

Например, в Новом Завете есть ряд библейских стихов , которые присутствуют в версии короля Иакова (KJV), но отсутствуют в большинстве современных переводов Библии. Большинство современных исследователей текста считают эти стихи интерполяцией (исключением являются сторонники византийского текста или текста большинства ). Номера стихов зарезервированы, но без текста, чтобы сохранить традиционную нумерацию остальных стихов. Библеист отмечает , Барт Д. Эрман что многие нынешние стихи не были частью оригинального текста Нового Завета. «Эти дополнения писцов часто встречаются в позднесредневековых рукописях Нового Завета, но не в рукописях более ранних веков», — добавляет он. «А поскольку Библия короля Иакова основана на более поздних рукописях, такие стихи «стали частью библейской традиции в англоязычных странах». [98] Однако он отмечает, что современные английские переводы, такие как « Новая международная версия» , были написаны с использованием более подходящего текстового метода. [99]

В большинстве современных Библий есть сноски, обозначающие отрывки, в которых имеются спорные первоисточники. В библейских комментариях это также обсуждается, иногда очень подробно. Хотя между ранними копиями библейских текстов было обнаружено множество различий, большинство из них представляют собой различия в орфографии, пунктуации или грамматике. Кроме того, многие из этих вариантов настолько специфичны для греческого языка, что не встречаются в переводах на другие языки. [100] Три наиболее важных интерполяции — это последние стихи Евангелия от Марка. [101] [102] [103] история прелюбодейной женщины в Евангелии от Иоанна , [104] [105] [106] а явное упоминание Троицы 1 в Иоанна считается добавлением позднее. [107] [108]

Новый Завет сохранился в более чем 5800 фрагментарных греческих рукописях, 10 000 латинских рукописях и 9300 рукописях на различных других древних языках, включая сирийский , славянский , эфиопский и армянский . Не все библейские рукописи принадлежат ортодоксальным христианским авторам. Например, гностические сочинения Валентина датируются II веком нашей эры, и основная церковь считала этих христиан еретиками. [109] Огромное количество свидетелей создает уникальные трудности, хотя и дает ученым лучшее представление о том, насколько близки современные Библии к оригинальным версиям. [109] Брюс Мецгер говорит: «Чем чаще у вас есть копии, которые согласуются друг с другом, особенно если они происходят из разных географических регионов, тем больше у вас возможностей перепроверить их, чтобы выяснить, на что был похож исходный документ. Единственный способ, которым они согласуются. было бы то место, куда они вернулись генеалогически в генеалогическом древе, которое представляет происхождение рукописей». [100]

В « Тексте Нового Завета » Курт Аланд и Барбара Аланд сравнивают общее количество стихов без вариантов и количество вариантов на странице (исключая орфографические ошибки) среди семи основных изданий греческого Нового Завета ( Тишендорф , Весткотт-Хорт , фон Соден , Фогельс, Мерк, Бовер и Нестле-Аланд), заключив, что 62,9%, или 4999/7947, согласны. [110] Они пришли к выводу: «Таким образом, почти две трети текста Нового Завета, семь изданий греческого Нового Завета, которые мы рассмотрели, находятся в полном соответствии, без каких-либо различий, кроме орфографических деталей (например, написания имен). Стихи, в которых какое-либо из семи изданий отличается хотя бы одним словом, не учитываются... В Евангелиях , Деяниях и Откровении согласие меньше, а в письмах оно гораздо больше». [110] По Аланду и Аланду общая согласованность, достигнутая в Евангелии от Матфея, составила 60% (642 стиха из 1071), общая согласованность, достигнутая в Евангелии от Марка, составила 45% (306 стихов из 678), общая согласованность, достигнутая в Евангелие от Луки составило 57% (658 стихов из 1151), а общая согласованность, достигнутая в Евангелии от Иоанна, составила 52% (450 стихов из 869). [110] Почти все эти варианты незначительны, и большинство из них представляют собой орфографические или грамматические ошибки. Почти все можно объяснить той или иной непреднамеренной ошибкой переписчика, например плохим зрением. Очень немногие варианты оспариваются среди ученых, и лишь немногие из оспариваемых вариантов или ни один из них не имеют какого-либо богословского значения. Современные библейские переводы отражают этот научный консенсус там, где существуют варианты, в то время как спорные варианты обычно отмечаются как таковые в переводах. [99]

Количественное исследование стабильности Нового Завета сравнило ранние рукописи с более поздними рукописями, вплоть до средневековья, с византийскими рукописями и пришло к выводу, что за этот период времени текст имел стабильность более 90%. [111] Подсчитано, что только от 0,1% до 0,2% вариантов Нового Завета существенно влияют на смысл текстов. [111]

Отдельные единицы

[ редактировать ]

Такие авторы, как Раймонд Браун, отмечают, что Евангелия противоречат друг другу в различных важных отношениях и в различных важных деталях. [112] У. Д. Дэвис и Е. П. Сандерс заявляют, что: «во многих вопросах, особенно в отношении ранней жизни Иисуса, евангелисты были невежественны… они просто не знали и, руководствуясь слухами, надеждой или предположениями, делали все, что могли». [113]

Предсуществование Иисуса

[ редактировать ]

Евангелие от Иоанна начинается с утверждения, что Логос существовал от начала и был Богом . [ почему? ]

Генеалогия, рождение и детство Иисуса

[ редактировать ]

Генеалогия, рождение и детство Иисуса появляются только у Матфея и Луки и приписываются Особому Матфею и Особому Луке.Только у Луки и Матфея есть повествования о рождении. Современные ученые-критики считают и то, и другое неисторическими. [114] [115] [116] Многие исследователи Библии рассматривают обсуждение историчности как второстепенное, учитывая, что Евангелия в первую очередь были написаны как богословские документы, а не как исторические отчеты. [117] [118] [119] [120]

Повествования о рождении Иисуса, найденные в Евангелии от Матфея ( Матфея 1:1–17 ) и Евангелии от Луки ( Луки 3:23–38 ), дают генеалогию Иисуса , но имена и даже число поколений различаются между два. Некоторые авторы предполагают, что различия являются результатом двух разных родословных: линия Матфея от сына царя Давида, Соломона, от Иакова, отца Иосифа, и линия Луки от другого сына царя Давида, Нафана, от Хели , отца Марии и тестя. -закон Иосифа. [121] Однако Геза Вермес утверждает, что Лука не упоминает Марию, и задается вопросом, какой цели могла бы служить материнская генеалогия в еврейской среде. [122]

Датировка рождения Иисуса

[ редактировать ]

И Лука, и Матфей датируют рождение Иисуса периодом правления царя Ирода Великого, который умер в 4 г. до н. э. [123] [124] Однако Евангелие от Луки также датирует рождение через десять лет после смерти Ирода, во время переписи Квириния в 6 году нашей эры, описанной историком Иосифом Флавием . [123] Раймонд Э. Браун отмечает, что «большинство критически настроенных ученых признают путаницу и неправильную датировку со стороны Луки». [125]

Учение Иисуса

[ редактировать ]

По мнению Джона П. Мейера , лишь некоторые из притч можно с уверенностью отнести к историческому Иисусу, хотя другие ученые с этим не согласны. [126] Мейер утверждает, что большинство из них происходят из источников M и L (а не от Марка или Q), но отмечены особым языком и теологией каждого из этих евангелий; это приводит к выводу, что это не оригинальные слова Иисуса, а были переработаны авторами Евангелий. [127]

Повествование о страстях

[ редактировать ]

Въезд Иисуса в Иерусалим напоминает въезд Иуды Маккавея; Тайная вечеря упоминается только в синоптиках. [128]

Смерть Иуды

[ редактировать ]

существует противоречие По поводу смерти Иуды Искариота с описанием его смерти в Деяниях, отличным от того, которое дано у Матфея. [129] В Евангелии от Матфея 27: 3–8 Иуда возвращает взятку , которую ему дали за выдачу Иисуса, и бросает деньги в храм, прежде чем повеситься. Храмовые священники, не желая возвращать оскверненные деньги в сокровищницу, [130] вместо этого используйте его, чтобы купить поле, известное как Поле Гончара, как участок, на котором можно хоронить незнакомцев. В Деяниях 1:18 Петр говорит, что Иуда сам использовал взятку, чтобы купить поле, и его смерть объясняется травмами, полученными в результате падения на этом поле. Некоторые апологеты утверждают, что противоречивые истории можно примирить. [131] [132]

Археология и география

[ редактировать ]
Останки скелета Иоханана в I веке нашей эры , жертвы распятия из Гиват-ха-Мивтара в Иерусалиме, с гвоздем, все еще застрявшим внутри пяточной кости.

Археологический инструментарий весьма ограничен в вопросах существования каких-либо конкретных личностей древнего прошлого. [133] По мнению Эрика Клайна , прямых археологических свидетельств существования исторического Иисуса, любого из апостолов или большинства людей в древности не существует. [133] Барт Эрман утверждает, что отсутствие археологических доказательств не является аргументом в пользу несуществования Иисуса, поскольку у нас также нет ни от кого других археологических свидетельств времен Иисуса. [134] Крейг Эванс отмечает, что археологи располагают некоторой косвенной информацией о том, как могла сложиться жизнь Иисуса, из археологических находок из Назарета , оссуария первосвященника Каиафы , многочисленных зданий синагоги и Иоханана , распятой жертвы, у которой после казни было еврейское захоронение. [135] Археологические находки из Назарета опровергают утверждения мифологов о том, что Назарет не существовал в I веке, а также подтверждают краткие отрывки из Евангелий о времени пребывания Иисуса в Назарете, торговле его отца и связи с местами в Иудее. [136] Археологи обнаружили в Капернауме место , которое, как традиционно полагают, «без окончательных доказательств» и основанное только на косвенных доказательствах, было домом Петра и, таким образом, возможно, содержало Иисуса. [137] Некоторые места, упомянутые в Евангелиях, подтверждены археологическими свидетельствами, например, купальня Вифезда , [138] купальня Силоам и Храмовой горы, расширение платформы построенное царем Иродом . Мозаика из церкви третьего века в Мегиддо упоминает Иисуса. [133] Геологическое исследование, основанное на отложениях возле Мертвого моря, показывает, что землетрясение произошло около 31 года нашей эры ± 5 лет, что вероятно совпадает с землетрясением, о котором сообщает Матфей 27, незадолго до распятия Христа. [139] [140]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эти критерии являются критерием несходства ; критерий смущения ; критерий многократной аттестации ; критерий культурно-исторического соответствия; критерий «арамаизмов».
  2. ^ Эванс 1993 , стр. 13–14: «Во-первых, Евангелия Нового Завета теперь рассматриваются как полезные, хотя и не по существу надежные, исторические источники. Исчез крайний скептицизм, который в течение многих лет доминировал в исследованиях Евангелия. позиция Е. П. Сандерса и Маркуса Борга, которые пришли к выводу, что можно восстановить довольно достоверную картину исторического Иисуса».
  3. ^ Историки часто изучают историческую достоверность Деяний апостолов при изучении достоверности Евангелий, поскольку Деяния, по-видимому, были написаны тем же автором, что и Евангелие от Луки. [ нужна ссылка ]
  4. ^ Матфей и Лука используют Марка, составленного около 70 г., в качестве источника, и оба демонстрируют знание о разрушении Иерусалима в 70 г. (Матфея 22:1-10 и Луки 19:43 и 21:20). Это обеспечивает самую раннюю возможную дату появления обоих Евангелий; что касается конечных дат, то послания Игнатия Антиохийского свидетельствуют о знакомстве с Евангелием от Матфея, а поскольку Игнатий умер во время правления императора Траяна (годы правления 98–117), Матфей не мог быть написан позже этого; и Деяния, которые, по мнению ученых, были написаны автором Луки, не демонстрируют никакого понимания посланий Павла, которые широко распространялись к концу I века. См. Sim (2008), стр. 15–16, и Reddish (2011), стр. 144–145.
  5. ^ Существование источника Q - это гипотеза, связанная с самым популярным объяснением синоптической проблемы; другие объяснения этой проблемы устраняют необходимость в Q, но они менее широко приняты. См. Делберт Беркетт, «Переосмысление источников Евангелия: единство или множественность Q» (том 2), стр. 1.
  6. Об обстоятельствах, которые привели к возникновению этой традиции, и причинах, по которым большинство современных ученых отвергают ее, см. Lindars, Edwards & Court 2000 , стр. 41–42.
  1. ^ Грант 1963 , гл. 10; Сандерс 1995 , с. 3; Лейва-Мерикакис 1996 ; Бломберг 2007 ; Эрман, Эванс и Стюарт 2020 .
  2. ^ Ehrman 2011 , стр. 256–257: «Он определенно существовал, с чем соглашается практически каждый компетентный ученый древности, христианин или нехристианин, основываясь на определенных и ясных доказательствах».
  3. ^ Грант 2004 , с. 200: «В последние годы «ни один серьезный учёный не осмелился постулировать неисторичность Иисуса» или, по крайней мере, очень немногие, и им не удалось избавиться от гораздо более сильных и даже очень многочисленных доказательств обратного. "
  4. ^ Берридж и Гулд 2004 , с. 34: «Есть те, кто утверждает, что Иисус — плод воображения Церкви, что Иисуса вообще никогда не было. Я должен сказать, что я не знаю ни одного уважаемого критического учёного, который бы говорил так».
  5. ^ Пауэлл 1998 , с. 181.
  6. ^ Данн 2003 , с. 339 утверждают, что эти «два факта из жизни Иисуса заслуживают почти всеобщего согласия».
  7. ^ Кроссан, Джон Доминик (1995). Иисус: революционная биография . ХарперУан. п. 145 . ISBN  978-0-06-061662-5 . То, что он был распят, является столь же достоверным, как и что-либо историческое, поскольку и Иосиф Флавий, и Тацит [...] согласны с христианскими рассказами, по крайней мере, в этом основном факте.
  8. ^ Джеймс К. Бейлби; Пол Роудс Эдди, ред. (2009). "Введение". Исторический Иисус: пять взглядов . ИВП Академик. стр. 38–39. ISBN  978-0830838684 . В отличие от прежних времен, сегодня практически все в этой области признают, что современники считали Иисуса экзорцистом и творцом чудес. Однако когда дело доходит до исторической оценки самой традиции чудес, консенсус быстро рушится. Некоторые, следуя по стопам Бультмана, придерживаются явного методологического натурализма, при котором сама идея чуда исключается априори. Другие защищают логическую возможность чуда на теоретическом уровне, но на практике сохраняют функциональный методологический натурализм, утверждая, что мы никогда не сможем обладать таким типом и/или количеством доказательств, которые оправдали бы историческое суждение в пользу чуда. возникновение чуда. Третьи, подозревая, что бескомпромиссный методологический натурализм, скорее всего, отражает необоснованный метафизический натурализм, находят такой априорный скептицизм необоснованным и либо остаются открытыми, либо даже открыто защищают историчность чудес в традиции Иисуса.
  9. ^ Маркус Бокмюль (2001). «7. Воскрешение». Кембриджский спутник Иисуса . Издательство Кембриджского университета. п. 103. ИСБН  978-0521796781 . Тем не менее, что, возможно, наиболее удивительно, так это то, в какой степени современная научная литература о «историческом Иисусе» старательно игнорировала и преуменьшала значение вопроса о воскресении... Но даже наиболее популярные участники «исторического Иисуса» конца двадцатого века золотое дно, как правило, избегали темы воскресения – обычно под тем предлогом, что это исключительно вопрос «веры» или «теологии», о котором ни один уважающий себя историк не может ничего сказать. Однако именно это научное молчание делает многие недавние исследования «исторического Иисуса» методологически ограниченными и неспособными дать то, что они обещают ... В этом отношении доброжелательное пренебрежение стоит рядом с догматическим отрицанием и наивной доверчивостью в гарантировании уклонения от исторической правды. .
  10. ^ Сандерс, EP (2010). «Иисус Христос» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия Интернет. Архивировано из оригинала 3 мая 2015 г. Проверено 27 ноября 2010 г. Таким образом, синоптические евангелия являются основным источником знаний об историческом Иисусе .
  11. ^ Сандерс 1995 ; Вермес 2004 .
  12. ^ Ликона, Майкл Р. (2016). Почему существуют различия в Евангелиях? Чему мы можем научиться из древней биографии . Издательство Оксфордского университета. п. 3.
  13. ^ Кинер, Крейг С. (2011). «Отон: целенаправленное сравнение биографии Светония и истории Тацита с последствиями для исторической достоверности Евангелий». Бюллетень библейских исследований . 21 (3). Издательство Пенсильванского государственного университета: 331–355. дои : 10.2307/26424373 . JSTOR   26424373 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сандерс, 1995 год .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вегнер 2006 , стр. 23–24.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол Роудс Эдди и Грегори А. Бойд , Легенда об Иисусе: аргумент в пользу исторической достоверности синоптической традиции Иисуса. (2008, Бейкер Академик). 309-262. ISBN   978-0801031144
  17. ^ Эрман, Эванс и Стюарт 2020 , стр. 12–18.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бломберг 2009 , с. 425.
  19. ^ Крейг Л. Бломберг, Историческая достоверность Евангелий (1986, Inter-Varsity Press).19–72. ISBN   978-0830828074
  20. ^ Пол Роудс Эдди и Грегори А. Бойд , Легенда об Иисусе: аргумент в пользу исторической достоверности синоптической традиции Иисуса . (2008, Baker Academic). 237–308. ISBN   978-0801031144
  21. ^ Бломберг 2009 , с. 424.
  22. ^ Такетт 2000 , с. 522.
  23. ^ Грэм Стэнтон, Иисус и Евангелие. стр.192.
  24. ^ Чарльз Х. Талберт, Что такое Евангелие? Жанр канонических евангелий, стр. 42 (Филадельфия: Fortress Press, 1977).
  25. ^ Литва, М. Давид (2019). Как Евангелия стали историей: Иисус и средиземноморские мифы . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300242638 .
  26. ^ Кинер, Крейг С. (2019). Христобиография: память, история и достоверность Евангелий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-1-4674-5676-0 .
  27. ^ Энциклопедия богословия: краткое Sacramentum mundi Карла Ранера, 2004 г. ISBN   0-86012-006-6 страниц 730–741
  28. ^ Лейва-Мерикакис 1996 .
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грант 1963 , гл. 10.
  30. ^ Бокэм 2008 , с. 117.
  31. ^ Джеймс Д.Г. Данн, «Мессианские идеи и их влияние на исторического Иисуса», в « Мессии» , изд. Джеймс Х. Чарльзуорт. стр. 371–372. См. Джеймс Д. Данн, Иисус помнил .
  32. ^ [1] Архивировано 4 апреля 2014 г. на Wayback Machine , получено 15 ноября 2010 г.
  33. ^ Норман Перрин, Новое открытие учения Иисуса 43.
  34. ^ Кристофер Такетт , «Источники и метод» в «Кембриджском спутнике Иисуса». ред. Маркус Бокмюль. 132.
  35. ^ Мейер 2016 , с. 168–171.
  36. ^ Барт Д. Эрман, Новый Завет: историческое введение в ранние христианские писания. 194-5.
  37. ^ Критерии достоверности исторических исследований Иисуса: предыдущее обсуждение и новые предложения, Стэнли Э. Портер, стр. 118
  38. ^ Критерии достоверности исторических исследований Иисуса: предыдущее обсуждение и новые предложения, Стэнли Э. Портер, стр. 119
  39. ^ Барт Д. Эрман, Новый Завет: историческое введение в ранние христианские писания. 193.
  40. ^ Стэнли Э. Портер, Критерии подлинности в исторических исследованиях Иисуса: предыдущее обсуждение и новые предложения. 127.
  41. ^ Красноватый 2011 , с. 17.
  42. ^ Беркетт 2019 , стр. 128–29.
  43. ^ Валантасис, Блейл и Хо 2009 , стр. 7.
  44. ^ Мартенс 2004 , с. 100.
  45. ^ Валантасис, Блейл и Хау, 2009 , стр. 7, 10, 14.
  46. ^ Валантасис, Блейл и Хо 2009 , стр. 11.
  47. ^ Эванс, Крейг (2016). «Мифизм и публичный Иисус истории». Христианский исследовательский журнал . 39 (5).
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эрман 2013 , стр. 145–146.
  49. ^ Эрман 2005 , с. 235 : «Почему же тогда мы называем их Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном? Потому что где-то во втором веке, когда протоправославные христиане признали необходимость апостольских авторитетов, они приписали эти книги апостолам (Матфею и Иоанну) и закрыли спутники апостолов (Марк, секретарь Петра, и Лука, спутник Павла). Сегодня большинство ученых отказались от этих отождествлений. 11 и признать, что книги были написаны неизвестными, но относительно хорошо образованными грекоязычными (и пишущими) христианами во второй половине первого века».
  50. ^ Валантасис, Блейл и Хо 2009 , стр. 19.
  51. ^ Ева 2014 , с. 135.
  52. ^ Беллинцони 2016 , с. 336.
  53. ^ Бломберг 2009 , с. 97.
  54. ^ Пушкас и Роббинс 2011 , стр. 86, 89.
  55. ^ Reddish 2011 , стр. 27, 29.
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рид 1996 , с. 18.
  57. ^ Тивальд 2020 , стр. 13–14.
  58. ^ Мейер 2016 , с. 200.
  59. ^ Исаак 2011 , с. 108.
  60. ^ Валантасис, Блейл и Хо 2009 , стр. 14.
  61. ^ Ю Чуй Сян Лау 2010 , стр. 159.
  62. ^ Валантасис, Блейл и Хау, 2009 , стр. 82–83.
  63. ^ Мойсе 2011 , с. 33.
  64. ^ Кимбалл 1994 , с. 48.
  65. ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 24–27.
  66. ^ Красноватый 2011 , с. 74.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шретер 2010 , стр. 273–274.
  68. ^ Уильямсон 1983 , стр. 17–18 .
  69. ^ Стрикленд и Янг, 2017 , с. 3.
  70. ^ Неллиган 2015 , с. xivxv.
  71. ^ Винн 2018 , с. 45.
  72. ^ Кейси 1999 , стр. 86, 136.
  73. ^ Красноватый 2011 , с. 144.
  74. ^ Сим 2008 , стр. 15–16.
  75. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тайссен и Мерц 1998 , с. 32.
  76. ^ Грин 1995 , стр. 16–17.
  77. ^ Беркетт 2019 , с. 177.
  78. ^ Эрман 2005 , стр. 172, 235.
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аугсбургер 2004 , с. без страниц.
  80. ^ Мойсе 2011 , с. 87.
  81. ^ Беркетт 2009 , с. 33 и след.
  82. ^ Гиллман 2007 , с. 1112.
  83. ^ Носилки 2012 , стр. 312–313.
  84. ^ Беркетт 2009 , с. 46.
  85. ^ Пауэлл 1998 , с. 38.
  86. ^ Джонс 2011 , стр. 10, 17.
  87. ^ Кейси 2010 , с. 27.
  88. ^ Беркетт 2019 , с. 218 .
  89. ^ Линдарс, Эдвардс и Корт 2000 , стр. 41.
  90. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линкольн 2005 , с. 18.
  91. ^ Аун 2003 , с. 243.
  92. ^ Эдвардс 2015 , с. ix.
  93. ^ Данн 2011 , с. 73.
  94. ^ Данн 2011 , стр. 76–77.
  95. ^ Беркетт 2019 , с. 218.
  96. ^ Данн 2011 , стр. 72–73.
  97. ^ Эрман 2005b , с. 46.
  98. ^ Эрман 2005b , с. 265.
  99. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эрман 2005b , гл. 3.
  100. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Штробель, Ли. «Дело о Христе». 1998. Глава третья, цитируя библеиста Брюса Мецгера.
  101. ^ Гай Д. Нейв, Роль и функция покаяния в Деяниях Луки, с. 194
  102. ^ Джон Шелби Спонг, «Постоянная христианская потребность в иудаизме», Christian Century, 26 сентября 1979 г., стр. 918. см. «Постоянная христианская потребность в иудаизме» . Архивировано из оригинала 15 июня 2010 г. Проверено 13 октября 2010 г.
  103. ^ Феминистский компаньон к Новому Завету и раннехристианским писаниям, Том 5, Эми-Джилл Левин, Марианна Бликенстафф, стр. 175
  104. ^ «NETBible: Иоанна 7» . Библия.орг. Архивировано из оригинала 28 февраля 2007 г. Проверено 17 октября 2009 г. См. примечание 139 на этой странице.
  105. ^ Кейт, Крис (2008). «Недавние и предыдущие исследования Pericope Adulterae (Иоанна 7.53–8.11)». Течения в библейских исследованиях . 6 (3): 377–404. дои : 10.1177/1476993X07084793 . S2CID   145385075 .
  106. ^ Кросс и Ливингстон 2005 , «Pericope Adulterae».
  107. ^ Эрман 2005b , с. 166.
  108. ^ Брюс Мецгер «Текстовый комментарий к Новому Завету», второе издание, 1994, Немецкое библейское общество.
  109. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брюс, Ф.Ф. (1981). С. 14. Документы Нового Завета: надежны ли они? Межвузовская пресса
  110. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с К. Аланд и Б. Аланд, « Текст Нового Завета: введение в критические издания, а также в теорию и практику современной текстовой критики », 1995, op. цит., с. 29-30.
  111. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хайде, К. Мартин (2011). «Оценка устойчивости передаваемых текстов Нового Завета и пастыря Ермы». В Стюарте, Роберт Б. (ред.). Барт Д. Эрман и Дэниел Б. Уоллес в книге «Диалог: достоверность Нового Завета» . Крепость Пресс. стр. 134–138, 157–158. ISBN  9780800697730 .
  112. ^ Браун, Рэймонд Эдвард (18 мая 1999 г.). Рождение Мессии: комментарий к повествованиям о младенчестве в Евангелиях от Матфея и Луки (Справочная библиотека Библии Йельского университета) . Издательство Йельского университета. п. 36 . ISBN  978-0-300-14008-8 .
  113. ^ У. Д. Дэвис и Э. П. Сандерс, «Иисус с еврейской точки зрения», в «Кембриджской истории иудаизма» под редакцией Уильяма Хорбери, том 3: Ранний римский период, 1984.
  114. ^ Вермес, Геза (2 ноября 2006 г.). Рождество: история и легенда . Пингвин Букс Лтд. 64. ИСБН  978-0-14-102446-2 .
  115. ^ Сандерс 1995 , стр. 85–88.
  116. ^ Маркус Борг , «Значение историй о рождении» в Маркусе Борге, Н.Т. Райт, Значение Иисуса: два видения (Harper One, 1999), стр. 179: «Я (и большинство основных ученых) не считаю эти истории исторически историческими. фактический».
  117. ^ Интерпретация евангельских повествований: сцены, люди и богословие Тимоти Виарда, 2010 г. ISBN   0-8054-4843-8 стр. 75–78.
  118. ^ Иисус, Христос: Современные перспективы Бреннан Р. Хилл 2004 ISBN   1-58595-303-2 стр. 89
  119. Евангелие от Луки Тимоти Джонсона, 1992 г. ISBN   0-8146-5805-9 стр. 72
  120. ^ Выздоровление Иисуса: свидетель Нового Завета Томас Р. Йодер Нойфельд, 2007 г. ISBN   1-58743-202-1 стр. 111
  121. ^ Уоррен, Тони. «Есть ли противоречие в родословиях Луки и Матфея?» Архивировано 14 ноября 2012 г. на Wayback Machine. Создано 2 февраля 1995 г. / Последнее изменение 24 января 2000 г. По состоянию на 4 мая 2008 г.
  122. ^ Геза Вермес, Рождество: история и легенда , (Penguin, 2006), стр. 42.
  123. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энциклопедия богословия: краткое Sacramentum mundi Карла Ранера , 2004 г. ISBN   0-86012-006-6 стр. 731
  124. ^ Блэкберн, Бонни ; Холфорд-Стривенс, Леофранк (2003). Оксфордский спутник Года: исследование календарных обычаев и исчисления времени . Издательство Оксфордского университета. п. 770 . ISBN  978-0-19-214231-3 .
  125. ^ Раймонд Э. Браун , Взрослый Христос на Рождество: очерки трех библейских рождественских историй, заархивированные 21 августа 2016 г. в Wayback Machine , (Liturgical Press, 1988), стр. 17.
  126. ^ Мейер 2016 , с. 366.
  127. ^ Мейер 2016 , с. 369-370.
  128. ^ Смит 2010 , с. 440.
  129. ^ Раймонд Э. Браун, Введение в Новый Завет , стр.114.
  130. ^ Альфред Эдершейм Жизнь и времена Иисуса Мессии, 5.xiv. Архивировано 22 декабря 2017 г. в Wayback Machine , 1883 г.
  131. ^ Жизнь и времена Иисуса Мессии, 5.xiv. Архивировано 22 декабря 2017 г. в Wayback Machine , 1883 г.
  132. Inter-Varsity Press Новый библейский комментарий, издание 21 века, стр. 1071
  133. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клайн, Эрик Х. (2009). Библейская археология: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0195342635 .
  134. ^ Эрман 2013 , с. 42: «Однако это не является большим аргументом против его существования, поскольку нет никаких археологических свидетельств того, что кто-либо еще жил в Палестине во времена Иисуса, за исключением аристократов из высшей коры элиты, которые время от времени упоминаются в надписях (у нас есть никаких других археологических свидетельств даже для любого из них). Фактически, у нас нет археологических останков ни одного неаристократического еврея 20-х годов нашей эры, когда Иисус был бы взрослым».
  135. ^ Эванс, Крейг (26 марта 2012 г.). «Археологические свидетельства Иисуса» . Хаффингтон Пост. Архивировано из оригинала 20 марта 2015 г. Проверено 23 марта 2015 г.
  136. ^ Дарк, Кен (2023). Археология Назарета Иисуса . Издательство Оксфордского университета. стр. 159–160. ISBN  9780192865397 .
  137. ^ «Дом Петра: Дом Иисуса в Капернауме?» . Общество библейской археологии. 22 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2015 г. Проверено 23 марта 2015 г.
  138. ^ Джеймс Х. Чарльзуорт, Иисус и археология , Wm. Б. Эрдманс Паблишинг, 2006. стр. 566.
  139. ^ «Отражено ли распятие Иисуса в отложениях почвы?» . Общество библейской археологии. 4 июня 2012 г.
  140. ^ Уильямс, Джефферсон Б.; Шваб, Маркус Дж.; Брауэр, А. (23 декабря 2011 г.). «Землетрясение начала первого века на Мертвом море». Международное геологическое обозрение . 54 (10): 1219–1228. дои : 10.1080/00206814.2011.639996 . S2CID   129604597 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Аугсбургер, Мирон (2004). Комментарий проповедника . Том. 24: Мэтью. Томас Нельсон. ISBN  978-1-4185-7444-4 .
  • Ауне, Дэвид Э. (2003). Вестминстерский словарь Нового Завета и раннехристианской литературы и риторики . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN  978-0-664-21917-8 .
  • Бокэм, Ричард (2008). Иисус и очевидцы: Евангелия как свидетельства очевидцев . Эрдманс. ISBN  978-0-8028-6390-4 .
  • Беллинцони, Артур Дж. (2016). Новый Завет: Введение в библейскую науку . Випф и Сток. ISBN  978-1-4982-3511-2 .
  • Бломберг, Крейг Л. (2007). Историческая достоверность Евангелий (2-е изд.). Межвузовская пресса. ISBN  978-0-8308-2807-4 .
  • Бломберг, Крейг Л. (2009). Иисус и Евангелия: введение и обзор . Издательство B&H. ISBN  978-0-8054-4482-7 .
  • Беркетт, Делберт (2009). Переосмысление источников Евангелия: единство или множественность Q, Том 2 . Общество библейской литературы. ISBN  978-1-58983-412-5 .
  • Беркетт, Делберт (2019). Введение в Новый Завет и истоки христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-17278-4 .
  • Берридж, Ричард А.; Гулд, Грэм (2004). Иисус сейчас и тогда . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-0977-3 .
  • Кейси, Морис (1999). Арамейские источники Евангелия от Марка . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-139-42587-2 .
  • Кейси, Морис (2010). Иисус из Назарета: отчет независимого историка о его жизни и учении . А&С Черный. ISBN  978-0-567-64517-3 .
  • Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-280290-3 .
  • Данн, Джеймс Д.Г. (2003). Иисус вспомнил . Издательство Эрдманс. ISBN  0-8028-3931-2 .
  • Данн, Джеймс Д.Г. (2011). Иисус, Павел и Евангелия . Эрдманс. ISBN  978-0-8028-6645-5 .
  • Эдвардс, Рут Б. (2015). Открытие Джона: содержание, интерпретация, прием . Эрдманс. ISBN  978-0-8028-7240-1 .
  • Эрман, Барт Д. (2005). Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-518249-1 .
  • Эрман, Барт Д. (2005b). Неверное цитирование Иисуса: история того, кто изменил Библию и почему . ХарперКоллинз. ISBN  978-0-06-073817-4 .
  • Эрман, Барт Д. (2011). Подделано: Писать во имя Бога: почему авторы Библии не те, кем мы их думаем . ХарперКоллинз. ISBN  978-0-06-207863-6 .
  • Эрман, Барт (2013). Существовал ли Иисус?: Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета . ХарперУан. ISBN  978-0-06-220644-2 .
  • Эрман, Барт Д.; Эванс, Крейг А.; Стюарт, Роберт Б. (2020). Можем ли мы доверять Библии в отношении Исторического Иисуса? . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN  978-0-664-26585-4 .
  • Эванс, Крейг (1993). «Исследование жизни Иисуса и затмение мифологии». Богословские исследования . 54 : 3–36. дои : 10.1177/004056399305400102 .
  • Ева, Эрик (2014). За Евангелиями: понимание устной традиции . Крепость Пресс. ISBN  978-1-4514-8753-4 .
  • Гиллман, Джон (2007). «Источник Кью». В Эспине, Орландо О.; Николофф, Джеймс Б. (ред.). Вводный словарь теологии и религиоведения . Литургическая пресса. ISBN  978-0-300-08457-3 .
  • Грант, Майкл (2004). Иисус . Орион. ISBN  978-1-898799-88-7 .
  • Грант, Роберт М. (1963). «Глава 10: Евангелие от Луки и Книга Деяний» . Историческое введение в Новый Завет . Харпер и Роу. Архивировано из оригинала 21 июня 2010 г. - на Religion-Online.org.
  • Грин, Джоэл (1995). Богословие Евангелия от Луки . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-46932-6 .
  • Исаак, Джон (2011). Богословие Нового Завета: расширение стола . Випф и Сток. ISBN  978-1-62189-254-0 .
  • Джонс, Брайс (2011). Специальный материал Маттиана и Лукана . Випф и Сток. ISBN  978-1-61097-737-1 .
  • Кимбалл, Чарльз (1994). Изложение Ветхого Завета Иисусом в Евангелии от Луки . Блумсбери. ISBN  978-0-567-31908-1 .
  • Лейва-Мерикакис, Э. (1996). Огонь милосердия, Сердце Слова: Главы 12–18 . Том. 2. Игнатиус Пресс. ISBN  978-0-89870-976-6 .
  • Линкольн, Эндрю (2005). Евангелие от Иоанна . Блумсбери. ISBN  978-1-4411-8822-9 .
  • Линдарс, Варнава; Эдвардс, Рут; Корт, Джон М. (2000). Иоаннова литература . А&С Черный. ISBN  978-1-84127-081-4 .
  • Мартенс, Аллан (2004). «Спасение сегодня: чтение послания Луки для языческой аудитории» . В Портере, Стэнли Э. (ред.). Чтение Евангелий сегодня . Эрдманс. ISBN  978-0-8028-0517-1 .
  • Мейер, Джон П. (2016). Маргинальный еврей: Переосмысление исторического Иисуса, Том V: Проверка подлинности притч . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-21647-9 .
  • Мойисе, Стив (2011). Иисус и Священное Писание: изучение Нового Завета. Использование Ветхого Завета . Книги Бейкера. ISBN  978-1-4412-3749-1 .
  • Неллиган, Томас П. (2015). В поисках источников Марка: исследование аргументов в пользу использования Марком Первого послания к Коринфянам . Випф и Сток. ISBN  978-1-62564-716-0 .
  • Пауэлл, Марк Аллан (1998). Иисус как фигура в истории: как современные историки смотрят на человека из Галилеи . Вестминстер Джон Нокс. ISBN  978-0-664-25703-3 .
  • Пушкаш, Чарльз Б.; Роббинс, К. Майкл (2011). Введение в Новый Завет (2-е изд.). Випф и Сток. ISBN  978-1-62189-331-8 .
  • Реддиш, Митчелл (2011). Введение в Евангелия . Абингдон Пресс. ISBN  978-1-4267-5008-3 .
  • Рид, Барбара Э. (1996). Выбираем лучшую часть?: Женщины в Евангелии от Луки . Литургическая пресса. ISBN  978-0-8146-5494-1 .
  • Сандерс, EP (1995). Историческая личность Иисуса . Лондон: Пингвин. ISBN  978-0-14-192822-7 .
  • Шретер, Йенс (2010). «Евангелие от Марка». В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-0-567-37723-4 .
  • Сим, Дэвид К. (2008). «Реконструкция социальной и религиозной среды Матфея». В Ван де Сандте, Хууб; Загенберг, Юрген К. (ред.). Мэтью, Джеймс и Дидаче . Общество библейской литературы. ISBN  978-1-58983-358-6 .
  • Смит, Ян К. (2010). «Рассказы о страстях и воскресении». В Хардинге, Марк; Ноббс, Аланна (ред.). Содержание и установка евангельской традиции . Эрдманс. стр. 437–455. ISBN  978-0-8028-3318-1 .
  • Стрекер, Джордж (2012). Богословие Нового Завета . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-080663-2 .
  • Стрикленд, Майкл; Янг, Дэвид М. (2017). Риторика Иисуса в Евангелии от Марка . Крепость Пресс. ISBN  978-1-5064-3847-4 .
  • Тайссен, Герд; Мерц, Аннет (1998). Исторический Иисус: всеобъемлющее руководство . Крепость Пресс. [ ISBN отсутствует ]
  • Тивальд, Маркус (2020). Источник высказываний: комментарий к вопросу. Издательство Кольхаммер . ISBN  978-3-17-037439-3 .
  • Такетт, Кристофер (2000). «Евангелие, Евангелия». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN  978-90-5356-503-2 .
  • Валантасис, Ричард; Блейл, Дуглас К.; Хо, Деннис К. (2009). Евангелия и христианская жизнь в истории и практике . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-7425-7069-6 .
  • Вермес, Геза (2004). Подлинное Евангелие Иисуса . Лондон: Пингвин. ISBN  978-0-14-191260-8 .
  • Вегнер, Пол Д. (2006). Руководство для студентов по текстовой критике Библии . Межвузовская пресса. ISBN  978-1-4185-7444-4 .
  • Уильямсон, Ламар (1983). Отметка . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN  978-0-664-23760-8 .
  • Винн, Адам (2018). Чтение христологии Марка при кесаре: Иисус Мессия и идеология римской империи . Межвузовская пресса. ISBN  978-0-8308-8562-6 .
  • Ю Чуй Сианг Лау, Тереза ​​(2010). «Евангелия и Ветхий Завет». В Хардинге, Марк; Ноббс, Аланна (ред.). Содержание и установка евангельской традиции . Эрдманс. ISBN  978-0-8028-3318-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Барнетт, Пол В. (1997). Иисус и логика истории . Новые исследования библейского богословия. Том. 3. Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. ISBN  978-0-385-49449-6 .
  • Барнетт, Пол В. (1987). Является ли Новый Завет историей? . Публикации слуг. ISBN  978-0-89283-381-8 .
  • Берд, Майкл Ф. (2014). Евангелие Господне: как ранняя церковь написала историю Иисуса . Эрдманс. ISBN  978-1-4674-4031-8 .
  • Бок, Даррелл Л. (2002). Изучение исторического Иисуса: Путеводитель по источникам и методам . Бейкер Академик. ISBN  978-0-8010-2451-1 .
  • Браун, Раймонд Э. (1993). Смерть Мессии: от Гефсимании до могилы . Якорная Библия. ISBN  978-0-85111-512-2 .
  • Чарльзуорт, Джеймс Х. (2008). Исторический Иисус: важное руководство . Абингдон Пресс. ISBN  978-1-4267-2475-6 .
  • Эрман, Барт Д. (1999). Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-983943-8 .
  • Эрман, Барт Д. (2016). Иисус до Евангелий . ХарперКоллинз. ISBN  978-0-06-228523-2 .
  • Ева, Эрик (2016). Написание Евангелий: состав и память . СПКК. ISBN  978-0-281-07341-2 .
  • Фредриксен, Паула (2000). От Иисуса ко Христу: Происхождение новозаветных изображений Иисуса . Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-08457-9 .
  • Герхардссон, Биргер (2001). Достоверность евангельской традиции . Хендриксон. ISBN  978-1-56563-667-5 .
  • Грегори, Эндрю (2006). «Пересмотр отношений Иоанна и Люка». В Лиермане, Джон (ред.). Сложные взгляды на Евангелие от Иоанна . Мор Зибек. ISBN  978-3-16-149113-9 .
  • Хультгрен, Стивен (2014). Нарративные элементы в двойной традиции . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-089137-9 .
  • Кейт, Крис (2012). «Задолженность критериального подхода». В Кейт, Крис; Ле Донн, Энтони (ред.). Иисус, критерии и упадок аутентичности . А&С Черный. ISBN  978-0-567-37723-4 .
  • Клоппенборг, Джон С. (2008). Синоптические проблемы: Сборник очерков . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN  978-1-61164-058-8 .
  • Клоппенборг, Джон С. (2014). Вопрос: Самое раннее Евангелие: введение в оригинальные истории и высказывания Иисуса . Мор Зибек. ISBN  978-3-16-152617-6 .
  • Кестенбергер, Андреас Дж.; Бок, Даррелл Л.; Чатроу, Джош (2014). Истина в культуре сомнения: скептические вызовы Библии . Издательство B&H. ISBN  978-1-4336-8227-8 .
  • Мейер, Джон П., Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса , Даблдей,
т. 1, Корни проблемы и человек , 1991, ISBN   0-385-26425-9
т. 2, Наставник, Послание и Чудеса , 1994, ISBN   0-385-46992-6
т. 3, Товарищи и конкуренты , 2001, ISBN   0-385-46993-4
т. 4, Закон и любовь ISBN   978-0300140965
т. 5, Проверка подлинности притч. ISBN   978-0300211900
  • Пауэлл, Марк Аллан (2018). Знакомство с Новым Заветом: исторический, литературный и теологический обзор . Бейкер Академик. ISBN  978-1-4934-1313-3 .
  • Сандерс, EP (1996). Историческая личность Иисуса . Книги о пингвинах. ISBN  978-0-14-014499-4 .
  • Шмидт, Карл Людвиг; Богатство, Джон (2002). Место Евангелий в общей истории литературы . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN  978-1-57003-430-5 .
  • Старший, Дональд (1996). Что они говорят о Мэтью? . Паулист Пресс. ISBN  978-0-8091-3624-7 .
  • Старший, Дональд (2001). «Направления матеоведения». В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Евангелие от Матфея в современном исследовании: исследования памяти Уильяма Г. Томпсона, SJ . Эрдманс. ISBN  978-0-8028-4673-0 .
  • Штраус, Марк Л. (2011). Четыре портрета, один Иисус: обзор Иисуса и Евангелий . Зондерван Академик. ISBN  978-0-310-86615-2 .
  • Томас, Роберт Л. (2002). "Введение". В Томасе, Роберт Л. (ред.). Три взгляда на происхождение синоптических евангелий . Крегель академик. ISBN  978-0-8254-9882-4 .
  • Тайсон, Джозеф Б. (2006). Маркион и Лука-Деяния: решающая борьба . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN  978-1-57003-650-7 .
  • Ван Белль, Гилберт; Палмер, Сидней (2007). «Литературное единство Иоанна и проблема историчности». В Андерсоне, Пол Н.; Просто, Феликс; Тэтчер, Том (ред.). Иоанн, Иисус и история, Том 1: Критическая оценка критических взглядов . Общество библейской литературы. ISBN  978-1-58983-293-0 .
  • Райт, NT Christian Origins and the Вопрос о Боге, запланированная серия из 6 томов, 3 из которых были опубликованы под подписями:
т. 1, Новый Завет и народ Божий. Издательство Аугсбургской крепости: 1992 г.;
ст. 2, Иисус и победа Божья. Издательство Аугсбургской крепости: 1997 г.;
ст. 3, Воскресение Сына Божия. Издательство Аугсбургской крепости: 2003.
  • Райт, Северная Каролина (1996). Вызов Иисуса: заново открыть, кем был и есть Иисус . ИВП. [ ISBN отсутствует ]
  • Ямадзаки-Рэнсом, Кадзухико (2010). Римская империя в повествовании Луки . А&С Черный. ISBN  978-0-567-36439-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60265ee611f54b29ebc3eb8fcd632ba9__1717963020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/a9/60265ee611f54b29ebc3eb8fcd632ba9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Historical reliability of the Gospels - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)