Бассейн Бетесды
Бассейн Бетесды | |
Руины византийской церкви, примыкающие к купальне Вифезда. | |
Альтернативное название | Вифзата, Вифезда, Безата |
---|---|
Расположение | Старый город Иерусалима |
Координаты | 31 ° 46'53 "N 35 ° 14'09" E / 31,78139 ° N 35,23583 ° E |
Тип | Общественный бассейн для купания |
История | |
Основан | Возможно, 8 век до н.э., расширен за 200 г. до н.э., византийские модификации и модификации крестоносцев. |
Примечания к сайту | |
Публичный доступ | Да |
Купальня Вифезда упоминается в Евангелии от Иоанна в христианском Новом Завете ( Иоанна 5:2 ) в рассказе об Иисусе, исцеляющем парализованного человека в купальне с водой в Иерусалиме , которая описана как находящаяся недалеко от Овечьих ворот и окруженная пятью крытые колоннады или портики. Его также называют Вифзафа . [ 1 ] Сейчас он связан с местом расположения бассейна в нынешнем мусульманском квартале города, рядом с воротами, которые теперь называются Львиными воротами или Воротами Святого Стефана, и церковью Святой Анны , раскопанной в конце 19 века.
Имя
[ редактировать ]Говорят, что название бассейна происходит от иврита и/или арамейского языка . Бет -Хесда (בית חסד/חסדא) означает «дом милосердия». [ 2 ] или «дом благодати ». Это значение могло быть сочтено уместным, поскольку это место рассматривалось как место позора из-за присутствия инвалидов и как место благодати из-за дарования исцеления. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Альтернативные варианты исполнения имени Βηθεσδά (Бетесда), [ 7 ] встречающиеся в рукописях Евангелия от Иоанна, включают Βηθζαθά [ 8 ] ( Бет-Зата = Бейт Хадта [ 9 ] ), производное от Безеты и Вифсаиды (не путать с Вифсаидой , городом в Галилее считают последнее метатетическим искажением . ), хотя исследователи Библии [ 10 ]
Франц исследования Делич « » ( Талмудические , [ нужна ссылка ]
Определение библейского места
[ редактировать ]Согласно Евангелию от Иоанна, Вифезда представляла собой бассейн для купания ( греч . κολυμβήθρα , колумбетра ) с пятью портиками (переведенными как портики в старых английских переводах Библии). [ 11 ] [ 12 ]
До 19 века не было четких археологических свидетельств существования такого бассейна. Комментаторы иногда отождествляли купальню Вифезда с современным так называемым Фонтаном Богородицы в долине Кедрон , недалеко от купальни Силоам , или, альтернативно, с Биркет Исраил , водоемом недалеко от устья долины. , который впадает в Кедрон к югу от ворот Святого Стефана . Другие отождествляли его с двумя бассейнами, которые тогда назывались Souterrains (по-французски «подземный»), под монастырем сестер Сиона ; [ 2 ] последующее археологическое исследование идентифицировало их с более поздним бассейном Струтион . [ 13 ]
Однако уже в пятом веке на территории церкви Святой Анны существовала византийская церковь, называемая Церковью Пробатика. [ 14 ] (Церковь у Испытательного пруда или Овечьего пруда) или Церковь Хромого человека. [ 15 ] Это место, впоследствии раскопанное археологами, похоже, соответствует описанию в Евангелии от Иоанна. [ 16 ]
Археология
[ редактировать ]
В ходе археологических раскопок, проведенных в 19 веке, Конрад Шик обнаружил большой резервуар, расположенный примерно в 100 футах (30 м) к северо-западу от церкви Святой Анны, которая, как он утверждал, была бассейном Вифезды. Дальнейшие археологические раскопки в этом районе, проведенные в 1964 году, обнаружили остатки византийской церкви и церкви крестоносцев, храма Адриана Асклепия и Сераписа , небольшие лечебные бассейны Асклепиона , второй из двух больших бассейнов и плотину между ними. [ 17 ] Выяснилось, что византийская церковь была построена в самом сердце храма Адриана и содержала целебные бассейны. [ 16 ] [ 17 ]
Евангелие
[ редактировать ]
Текст Иоанна ( глава 5 ) описывает портики как место, в котором ожидало большое количество немощных людей, что может соответствовать возможному использованию этого места в I веке нашей эры в качестве Асклепиона . Библейское повествование продолжается описанием субботнего посещения этого места Иисусом , во время которого он исцеляет человека, который был прикован к постели в течение 38 лет и не мог самостоятельно добраться до бассейна. [ 18 ] Исцеление и указание Иисуса взять циновку вызывают протест по поводу нарушения религиозных обычаев субботы.
История
[ редактировать ]Первый (северный) бассейн
[ редактировать ]История бассейна началась в 8 веке до нашей эры, когда через невысокую долину Бет-Зета была построена плотина, превратившая ее в резервуар для дождевой воды; [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] шлюз в плотине позволял контролировать высоту, а высеченный в скале канал обеспечивал постоянный поток воды из водохранилища в город. [ 19 ] Водоем стал бассейном Верхним называться .
Второй (южный) бассейн
[ редактировать ]Около 200 г. до н.э., в период, когда Симон II был еврейским первосвященником , канал был огорожен, а на южной стороне плотины был добавлен второй бассейн. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Хотя популярная легенда утверждает, что этот бассейн использовался для мытья овец, это маловероятно из-за использования бассейна в качестве источника воды и его огромной глубины (13 м). Были некоторые научные споры о том, мог ли этот бассейн быть миквой (еврейским ритуальным бассейном для купания). [ 22 ] [ 23 ]
Эллинистические и римские храмы
[ редактировать ]По словам Джерома Мерфи-О'Коннора, в I веке до нашей эры естественные пещеры к востоку от двух бассейнов были превращены в небольшие ванны с религиозно-медицинской функцией. [ 19 ] [ 24 ] Мишна подразумевает , что по крайней мере один из этих новых бассейнов был посвящен Фортуне . [ 25 ] богиня удачи, а не Асклепий, бог врачевания. [ 26 ] Мерфи-О'Коннор считает вполне вероятным, что это строительство было основано римским гарнизоном близлежащей крепости Антония . [ 19 ] который также смог бы защитить его от нападения. [ 24 ] Кроме того, расположение бань за пределами тогдашних городских стен сделало бы ее присутствие терпимым для евреев, которые в противном случае могли бы возражать против нееврейского религиозного присутствия в их священном городе. [ 24 ]
В середине I века нашей эры Ирод Агриппа расширил городские стены, введя в город бани. Когда Адриан перестроил Иерусалим как Элию Капитолину , он проложил дорогу вдоль плотины и расширил это место до большого храма Асклепия и Сераписа. [ 19 ]
Византийская церковь
[ редактировать ]К пятому веку, по крайней мере, часть асклепиона была преобразована или заменена византийской церковью , известной как Церковь Пробатики (буквально, Церковь Овец, бассейн назывался Пробатик или Овечий бассейн). и первоначально посвященный Исцелению расслабленного, хотя с шестого века он связан с Девой Марией (немецкий паломник Феодосий писал в De Situ Terrae Sanctae (ок. 530 г.), что «рядом с Овечьим прудом находится церковь Богородицы Мэри"). [ 27 ] Это отражает более общее движение, которое присвоило лечебные места языческой религии и заново посвятило их Деве Марии. Теория о том, что эта церковь была построена императрицей Евдокией (присутствовавшей в Иерусалиме в 438–439 и 443–460 годах), сомнительна. [ 28 ] Кажется, более вероятно, что оно связано с Ювеналием , епископом Иерусалима в середине V века. Эта церковь была разрушена персами в 614 году . [ 28 ]
Церкви крестоносцев
[ редактировать ]После крестоносцами завоевания Иерусалима в 1099 году среди руин византийского периода на каменной дамбе, разделяющей два бассейна, была построена церковь гораздо меньшего размера, известная как Церковь Паралитика. [ 28 ] или Мустье («Монастырь»). За этим последовала новая церковь большего размера, построенная неподалеку. Эта более крупная церковь , построенная в 1138 году, была построена на месте грота, который (с пятого или шестого века и далее) [ 27 ] ) традиционно считается местом рождения Марии, матери Иисуса , и был назван в честь матери Марии, Святой Анны . [ 29 ] После завоевания Иерусалима Саладином в 1187 году он был преобразован в шафиитскую фикхскую школу (школу исламского права). Постепенно постройки пришли в запустение, превратившись в помойку (свалку).
Новое время
[ редактировать ]В 1856 году территория, включая церковь Святой Анны и бассейн, была подарена султаном Абдулмеджидом I Наполеону III Франции османским . Французы отремонтировали и заново освятили церковь (под управлением Белых отцов ) в юго-восточном углу водоемов, оставив другие руины нетронутыми. Есть сказка [ нужна ссылка ] что это место изначально было предложено королеве Виктории в рамках переговоров, которые в конечном итоге привели к подписанию Кипрской конвенции 1878 года. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иоанна 5:2 : Современная английская версия
- ^ Jump up to: а б Библейский словарь Истона .
- ^ «Вифсаида (купальня)» . Католическая энциклопедия .
- ^ Международная стандартная библейская энциклопедия (1995), о овечьих воротах и овечьем рынке .
- ^ Д. А. Карсон, Евангелие от Иоанна (1991), с. 241.
- ^ Фредерик Файви Брюс, Евангелие от Иоанна (1994), стр. 121–122.
- ^ Полученный текст.
- ^ Тишендорф и WH.
- ↑ Пересмотренная стандартная версия, примечание на полях к Иоанна 5:2 .
- ^ «Вифсаида» . newadvent.org . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Иоанна 5:2
- ^ Комментарий Пика к Библии (1962), Иоанна 5: 1–18 .
- ^ Пьер Бенуа , Археологическая реконструкция крепости Антония , раскрытая в Иерусалиме (под редакцией Игаэля Ядина ), (1976).
- ^ Эйрини Пану (2015) в книге « Патристические исследования в XXI веке: материалы международной конференции, посвященной 50-летию Международной ассоциации патристических исследований» , Brepolis Publishers, январь 2015 г.
- ^ В. Гарольд Маре «Археология района Иерусалима», Wipf & Stock, 1987.
- ^ Jump up to: а б фон Вальде, Урбан К. (2006). Чарльзуорт, Джеймс Х. (ред.). Археология и Евангелие от Иоанна . Вм. Б. Эрдманс . стр. 560–566. ISBN 9780802848802 . Проверено 16 мая 2021 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Археологическую схему макета — схему, отображаемую в самом месте — можно увидеть по этой ссылке. Архивировано 4 июня 2011 года в Wayback Machine .
- ^ Иоанна 5:1–18 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джером Мерфи-О'Коннор , Святая Земля , (2008), с. 29.
- ^ Jump up to: а б Морин В. Юнг, Вера в Иисуса и Павла , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Дэйв Винтер, справочник по Израилю , стр. 121.
- ^ Гибсон, С. (2005). «Купальня Вифезда в Иерусалиме и еврейские практики очищения периода Второго Храма». Прош-Ориент Кретьен . 55 : 270–293.
- ^ фон Вальде, Калифорнийский университет (2009). «Бассейн(ы) Вифезды и исцеление в Иоанна 5: переоценка исследований и текста Иоанна». Библейское ревю . 116 (1): 111–136.
- ^ Jump up to: а б с Андре Дюпре, Иисус и бог исцеления, по словам Джона (1970), с. 97.
- ^ Забим 1:5
- ^ Морин В. Юнг, Вера в Иисуса и Павла , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Пану, Эйрини (2018). Культ святой Анны в Византии . Рутледж. стр. 5–11. ISBN 978-1-409-470229 .
- ^ Jump up to: а б с «Пруды Вифезды «Увидеть Святую Землю» . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ «В глуши: Церковь Святой Анны» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 17 ноября 2011 года . Проверено 29 октября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- В. Гарольд Маре, Археология района Иерусалима , Wipf and Stock , 2002 (после первого издания 1987 года), стр. 166–168, 238–240.
Внешние ссылки
[ редактировать ]