Места Нового Завета, связанные с Иисусом

Новозаветное бегству повествование о жизни Иисуса относится к ряду мест на Святой Земле и к в Египет . В этих отчетах основными местами служения Иисуса были Галилея и Иудея , а деятельность также происходила в прилегающих районах, таких как Перея и Самария . [1]
Другие места, представляющие интерес для ученых, включают такие места, как Кесария Приморская , где в 1961 году был обнаружен Камень Пилата как единственный археологический объект, в котором упоминается римский префект Понтий Пилат , по приказу которого был распят Иисус . [2] [3]
Повествование о служении Иисуса в Евангелиях обычно разбивается на разделы, имеющие географический характер: его служение в Галилее следует за его крещением и продолжается в Галилее и прилегающих районах до смерти Иоанна Крестителя . [1] [4] Эта фаза деятельности в Галилее заканчивается примерно в 17-й главе Евангелия от Матфея и 9-й главе Евангелия от Марка .
После смерти Крестителя и провозглашения Иисуса Христом Петром его служение продолжается на протяжении его последнего пути в Иерусалим через Перею и Иудею. [5] [6] Путешествие заканчивается его триумфальным въездом в Иерусалим в Евангелиях от Матфея 21 и Марка 11 . Заключительная часть служения Иисуса происходит во время его последней недели в Иерусалиме, которая заканчивается его распятием. [7]
География и служение
[ редактировать ]
Согласно сообщениям Нового Завета, основными местами служения Иисуса были Галилея и Иудея, а деятельность также происходила в прилегающих районах, таких как Перея и Самария. [1] [4]
Евангельское . повествование о служении Иисуса традиционно разделено на разделы, имеющие географический характер
- Галилейское служение
- Служение Иисуса начинается, когда после крещения он возвращается в Галилею и проповедует в синагоге Капернаума. [8] [9] Первые ученики Иисуса встречают его возле Галилейского моря , и его более позднее служение в Галилее включает такие ключевые эпизоды, как Нагорная проповедь (с заповедями блаженства ), которые составляют основу его морального учения. [10] [11] Служение Иисуса в Галилее подошло к концу со смертью Иоанна Крестителя . [12] [13]
- Путешествие в Иерусалим
- После смерти Крестителя, примерно в середине Евангелий (приблизительно Матфея 17 и Марка 9 ), происходят два ключевых события, которые меняют характер повествования, начиная постепенное раскрытие его личности его ученикам: его провозглашение Христом Петром. и его преображение . [5] [6] После этих событий значительная часть евангельских повествований посвящена последнему путешествию Иисуса в Иерусалим через Перею и Иудею. [5] [6] [14] [15] Путешествуя в Иерусалим через Перею, Иисус возвращается в место, где он был крещен. [16] [17] [18]
- Последняя неделя в Иерусалиме
- Заключительная часть служения Иисуса начинается ( Матфея 21 и Марка 11 ) с его триумфального въезда в Иерусалим после эпизода воскрешения Лазаря , который происходит в Вифании . Евангелия содержат больше подробностей о заключительной части, чем о других периодах, посвящая около трети своего текста последней неделе жизни Иисуса в Иерусалиме , которая заканчивается его распятием. [7]
- Появления после Воскресения
- В новозаветных рассказах о явлениях Иисуса после воскресения и его вознесении Он находился как в Иудее, так и в Галилее.
Локации
[ редактировать ]Галилея
[ редактировать ]
- Вифсаида : Марка 8:22–26 включает рассказ об исцелении « слепого из Вифсаиды ». [19]
- Кана : В Евангелии от Иоанна 2:1–11 упоминается брак в Кане как первое чудо, совершенное Иисусом. [20] [21]
- Капернаум : Перикопа Иисуса в синагоге Капернаума представляет собой начало публичного служения Иисуса в повествовании Нового Завета. [8] Капернаум неоднократно упоминается в Евангелиях, и и другие эпизоды, например, исцеление расслабленного в Капернауме . там происходят [22]
- Хоразин : В Евангелии от Матфея 11:23 и Луки 10:13–15 эта деревня в Галилее появляется в контексте отвержения Иисуса .
- Геннисарет : Этот город (который больше не существует) находился на северо-западном берегу озера Галилейского (также называемого озером Геннисаретским). Историк I века Иосиф Флавий называет этот район очень богатой почвой. [23] Город находился, возможно, на полпути между Капернаумом и Магдалой . [24] Город появляется в эпизоде исцеления Иисуса в земле Геннисаретской в Евангелии от Матфея 14:34–36 и от Марка 6:53–56 .
- Гора Преображения . Точное местонахождение горы Преображения Иисуса обсуждается среди ученых, и такие места, как гора Фавор . были предложены [25]
- Наин : Перикопа Юноши из Наина появляется в Луки 7:11–17 . [26] Это первый из трех случаев в канонических евангелиях , в которых Иисус воскрешает мертвых.
- Назарет : В Евангелиях Назарет — это место, где вырос молодой Иисус и где «Находки в храме» . произошел эпизод [27]
- Галилейское море : Это озеро занимает видное место в повествовании Нового Завета, от начала его служения до конца. Эпизод встречи с первыми учениками Иисуса происходит на берегу этого озера. [28] [29] Ближе к концу повествования, во втором эпизоде чудесного лова рыбы , воскресший Иисус вновь является своим апостолам. [30] [31]
Декаполис и Перея
[ редактировать ]- Бетабара : В Евангелии от Иоанна ( 1:28 ) говорится, что Иоанн Креститель крестил в «Вифании за Иорданом». [32] Это не деревня Вифания к востоку от Иерусалима, а город Вифания, также называемый Вифаварой в Перее . [33] Другая интерпретация помещает Бетабару на противоположный, западный берег Иордана, в Иудее, а не в Перее; Наиболее известной среди них является карта Мадабы , на которой Бетахбара находится на сегодняшней западной стороне Аль-Магтаса , официально известного как Каср эль-Яхуд .
- Декаполис : исцеление глухонемых Декаполиса . в этой области происходит [34]
- Гераса (также Гергеса или Гадара ) — это место действия Герасинского бесноватого в Марка 5:1–20 , Матфея 8:28–34 и Луки 8:26–39 . [35]
Самария
[ редактировать ]- Энон : В Евангелии от Иоанна ( 3:23 упоминается ) Енон близ Салима как место, где Иоанн Креститель совершал крещения в реке Иордан , «потому что там было много воды». [32] [33]
- Кесария Приморская : этот портовый город является местом открытия в 1961 году Камня Пилата , единственного археологического предмета, в котором упоминается римский префект Понтий Пилат , по приказу которого был распят Иисус. [2] [3] [36]
- Сихарь : Встреча с самаритянкой у колодца в Иоанна 4:4–26 происходит в Сихаре в Самарии, недалеко от колодца Иакова . [37] Это место беседы о воде жизни в Евангелии от Иоанна 4:10–26 . [38]
Иудея
[ редактировать ]- Вифания (недалеко от Иерусалима). Действие эпизода «Воскрешение Лазаря» , незадолго до того, как Иисус в последний раз входит в Иерусалим, происходит в Вифании. [39]
- «Вифания за Иорданом» в Иоанна 1:28 относится к другой Вифании, за Иорданом, в Перее , то есть Вифаваре . [33] Его традиционно отождествляют с местом, известным как Аль-Махтас на восточном берегу Иордана, тогда как на карте Мадабы он расположен на западном берегу в современном Каср-эль-Яхуде .
- Бетабара : см. Перею.
- Вифезда : В Евангелии от Иоанна 5:1–18 эпизод исцеления расслабленного в Вифезде происходит у купальни Вифезда в Иерусалиме. [40]
- Вифлеем : В Евангелии от Луки ( 2:1-7 ) говорится, что рождение Иисуса произошло в Вифлееме. [41] [42]
- Виффаг упоминается как место, откуда Иисус послал учеников найти осла для Триумфального въезда в Иерусалим . Матфея 21:1; Марка 11:1; В Луки 19:29 она упоминается как близкая к Вифании . [43] [44] Евсевий Кесарийский ( Ономастикон 58:13) расположил его на Елеонской горе . [44]
- Голгофа (Голгофа): Голгофа – это латинский термин, обозначающий Голгофу, греческий перевод арамейского термина , обозначающего место черепа – место распятия Иисуса, описанное в Новом Завете. [45]
- Эммаус : В эпизоде появления «Дорога в Эммаус» в Луки 24:13–32 воскресший Иисус является двум ученикам и ужинает с ними. [46] [47]
- Габбата (Литостротос): это место упоминается в Новом Завете только один раз в Иоанна 19:13 . [48] [49] Это арамейский термин, обозначающий место суда над Иисусом Понтием Пилатом , и греческое имя Литостротос (λιθόστρωτος), означающее каменный тротуар, также относится к нему. Вероятно, это была каменная платформа, на которой Иисус стоял перед Пилатом. [48] Джеймс Чарльзуорт считает это место имеющим большое археологическое значение и утверждает, что современные ученые полагают, что это место находилось на общественной площади недалеко от претория в Иерусалиме и было вымощено большими камнями. [50]
- Гефсимания : В Евангелиях сразу после Тайной Вечери Иисус и его ученики идут в Гефсиманский сад, где происходят эпизоды « Агония в саду» и «Арест Иисуса» . [51]
- Иерихон : Эпизод «Исцеление слепого возле Иерихона» относится к Вартимею, одному из двух людей, имена которых названы и исцелены в Евангелиях. [52]
- Елеонская гора : Эта гора появляется в ряде эпизодов Нового Завета, и Масличная речь в ее честь названа . В эпизоде «Триумфальный въезд в Иерусалим» Иисус спускается с Елеонской горы в сторону Иерусалима, и толпа кладет свою одежду на землю, чтобы приветствовать Его. [53] В Деяниях 1:9-12 Вознесение Иисуса происходит возле этой горы.
- Храм в Иерусалиме : Храм фигурирует в эпизоде «Очищение храма» , когда Иисус изгоняет менял. [54]
Другие места
[ редактировать ]- Египет : Эпизод «Бегство в Египет» в Евангелии от Матфея происходит после рождения Иисуса, и семья бежит в Египет, а затем возвращается в Галилею несколько лет спустя. [55] [56] [57]
- «Область Тира и Сидона » ( Марка 7:24–30 и Матфея 15:21–28 ) на территории, которая когда-то была Финикией и стала во времена Иисуса частью римской Сирии , сегодня расположена в Южном Ливане . Там Иисус удалил беса из дочери сирофиникиянки.
- Кесария Филипповая («села вокруг Кесарии Филипповой»): столица тетрархии Филиппа упоминается , в Марка 8:27 и ее окрестности являются первым местом, где Иисус предсказывает свою смерть ( Марка 8:31 ). [58] Эта область также важна в Новом Завете, потому что непосредственно перед тем, как войти в нее в эпизоде Исповедь Петра , Иисус спрашивает своих учеников: «Кто вы думаете, что я такой?», Получая ответ Апостола «Вы — Христос Божий». Петр в Матфея 16:13-20 , Марка 8:27-29 и Луки 9:18-20 . [59] [60]
- Дорога в Дамаск : В Деяниях апостолов (9, 22 и 26) эта дорога является местом обращения апостола Павла . Об этом также упоминается в Посланиях Павла . [61] [62]
Археология
[ редактировать ]
Никаких документов, написанных Иисусом, не существует. [65] и никакие конкретные археологические находки ему напрямую не приписывают. В 21 веке возрос научный интерес к комплексному использованию археологии в качестве дополнительного исследовательского компонента в достижении лучшего понимания исторического Иисуса путем освещения социально-экономических и политических предпосылок его эпохи. [66] [67] [68] [69] [70] [71]
Джеймс Чарльзуорт утверждает, что немногие современные ученые теперь хотят игнорировать археологические открытия, которые проясняют природу жизни в Галилее и Иудее во времена Иисуса. [69] Джонатан Рид утверждает, что главный вклад археологии в изучение исторического Иисуса — это реконструкция его социального мира. [72] Примером археологического предмета, который упоминает Рид, является обнаружение в 1961 году Камня Пилата , в котором упоминается римский префект Понтий Пилат , по приказу которого был распят Иисус. [72] [73] [74]
Рид также заявляет, что археологические находки, связанные с чеканкой монет, могут пролить свет на исторический критический анализ . В качестве примера он приводит монеты с надписью «Divi filius». [66] Хотя римский император Август называл себя «Divi filius», а не «Dei filius» ( Сын Божий ), грань между тем, чтобы быть богом и богоподобным, временами была менее чем четкой для населения в целом, и римский двор, похоже, осознавали необходимость сохранения двусмысленности. [63] [64] Позже Тиберий , который был императором во времена Иисуса, был признан сыном божественного Августа . [63] Рид обсуждает эту чеканку в контексте Евангелия от Марка 12:13–17 (известного как « Воздайте кесарю…» ), в котором Иисус просит своих учеников посмотреть на монету: «Чей это портрет? И чья надпись?» а затем советует им: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Рид заявляет, что «ответ становится гораздо более подрывным, если знать, что римские монеты провозглашали Цезаря Богом». [66]
Дэвид Гоулер утверждает, что междисциплинарное научное исследование археологии, текстового анализа и исторического контекста может пролить свет на Иисуса и его учение. [70] Примером могут служить археологические исследования в Капернауме . Несмотря на частые упоминания Капернаума в Новом Завете, о нем там мало сказано. [75] Однако недавние археологические данные показывают, что в отличие от более ранних предположений, Капернаум был беден и мал, не имея даже форума или агоры . [70] [76] Таким образом, это археологическое открытие хорошо перекликается с научным мнением о том, что Иисус выступал за взаимную помощь нуждающимся в этом районе Галилеи. [70] Другие археологические находки подтверждают богатство правящих жрецов Иудеи в начале первого века. [68] [77]
См. также
[ редактировать ]- Иисус - деяния и хронология
- Крещение Иисуса
- Хронология Иисуса
- Подробная христианская хронология
- Евангельская гармония
- Исторический Иисус
- Иисус в христианстве
- Жизнь Христа в искусстве
- Жизнь Иисуса в Новом Завете
- Библейский атлас Макмиллана
- Служение Иисуса
- Хронология Библии
- Сайты, связанные с Иисусом
- Связанный
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Христианство: введение Алистера Э. МакГрата, 2006 г., ISBN 978-1-4051-0901-7 , стр. 16–22.
- ^ Перейти обратно: а б Исторический словарь Иисуса Дэниела Дж. Харрингтона, 2010 г. ISBN 0810876671 стр. 32
- ^ Перейти обратно: а б Археология и Иисус из Галилеи: пересмотр доказательств Джонатана Л. Рида, 2002 г., ISBN 1563383942 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Жизнь и служение Иисуса: Евангелия Дугласа Редфорда, 2007 г. ISBN 0-7847-1900-4 страницы 117-130
- ^ Перейти обратно: а б с Христология Евангелия от Марка Джека Дина Кингсбери, 1983 г. ISBN 0-8006-2337-1, страницы 91–95.
- ^ Перейти обратно: а б с Кембриджский спутник Евангелий Стивена К. Бартона ISBN 0-521-00261-3 страницы 132-133
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью Дэвида Л. Тернера, 2008 г., ISBN 0-8010-2684-9 , с. 613.
- ^ Перейти обратно: а б Иисус в синагоге Капернаума: Перикопа и ее программный характер для Евангелия от Марка Джона Чиджиока Иве, 1991 г. ISBN 9788876528460 стр. 7
- ^ Евангелие от Матфея Леона Морриса. ISBN 0-85111-338-9 стр. 71
- ^ Нагорная проповедь: богословское исследование Карла Г. Воота, 2001 г. ISBN 978-0-918954-76-3 страницы xi-xiv
- ^ Синоптики: Мэтью, Марк, Люк Яна Майерника, Джозефа Понессы, Лори Уотсон Манхардт, 2005, ISBN 1-931018-31-6 , страницы 63–68.
- ^ Стивен Л. Кокс, Кенделл Х Исли, 2008 Гармония Евангелий ISBN 0-8054-9444-8, страницы 97–110.
- ↑ Жизнь и служение Иисуса: Евангелия Дугласа Редфорда, 2007 г. ISBN 0-7847-1900-4 страницы 165-180
- ^ Стивен Л. Кокс, Кенделл Х Исли, 2007 Гармония Евангелий ISBN 0-8054-9444-8 страниц 121-135
- ↑ Жизнь и служение Иисуса: Евангелия Дугласа Редфорда, 2007 г. ISBN 0-7847-1900-4 страницы 189-207
- ^ Стивен Л. Кокс, Кенделл Х Исли, 2007 Гармония Евангелий ISBN 0-8054-9444-8 стр. 137
- ↑ Жизнь и служение Иисуса: Евангелия Дугласа Редфорда, 2007 г. ISBN 0-7847-1900-4 страницы 211-229
- ^ Библейский словарь Мерсера Уотсона Э. Миллса, Роджера Обри Булларда, 1998 г. ISBN 0-86554-373-9 стр. 929
- ↑ Чудеса Иисуса Крейга Бломберга, Дэвида Уэнама, 2003 г. ISBN 1592442854 стр. 419
- ^ Х. Ван дер Лоос, 1965. Чудеса Иисуса , EJ Brill Press, Нидерланды, стр. 599.
- ^ Дмитрий Ройстер 1999 Чудеса Христа ISBN 0881411930 стр. 71
- ↑ Чудеса Иисуса Крейга Бломберга, Дэвида Уэнама, 2003 г. ISBN 1592442854 страница 440
- ↑ Физическая география, геология и метеорология Холианда Генри Бейкера Тристрама, 2007 г. ISBN 1593334826 стр. 11
- ^ Ламар Уильямсон, 1983 Марк ISBN 0804231214, страницы 129–130.
- ^ Б. Мейстерманн, «Преображение», Католическая энциклопедия, XV, Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона
- ↑ Люк Фреда Крэддока , 2009 г. ISBN 0664234356 стр. 98
- ^ Комментарий к познанию Библии: издание Нового Завета Джона Ф. Уолворда, Роя Б. Зака, 1983 г. ISBN 0882078127 стр. 210
- ↑ Евангелие от Матфея Леона Морриса, 1992 г. ISBN 0851113389 страницы 83
- ^ Люк Фреда Б. Крэддока, 1991 г. ISBN 0804231230 стр. 69
- ^ Дж. В. Уэнам, Элементы греческого языка Нового Завета , издательство Кембриджского университета, 1965, стр. 75.
- ^ Бойс В. Блэквелдер, Свет греческого Нового Завета , Baker Book House, 1976, стр. 120, ISBN 0801006627
- ^ Перейти обратно: а б Большая картина Библии - Новый Завет Лорны Дэниелс Николс, 2009 г. ISBN 1-57921-928-4 стр. 12
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Джерарда Стивена Слояна, 1987 г. ISBN 0-8042-3125-7 стр. 11
- ^ Ламар Уильямсон, 1983 Марк ISBN 0804231214, страницы 138–140.
- ↑ Жизнь и служение Иисуса: Евангелия Дугласа Редфорда, 2007 г. ISBN 0-7847-1900-4 стр. 168
- ^ Изучение исторического Иисуса: оценки состояния текущих исследований Брюса Чилтона, Крейга А. Эванса, 1998 г. ISBN 9004111425 стр. 465
- ^ Евангелие от Иоанна Джозефа Понессы, Лори Уотсон Манхардт, 2005 г. ISBN 1931018251 стр. 39
- ^ Евангелие от Иоанна: Введение с комментариями и примечаниями К.К. Барретта, 1955 г. ISBN 0664221807 стр. 12
- ^ Фрэнсис Дж. Молони, Дэниел Дж. Харрингтон, 1998 г., Евангелие от Иоанна, литургическая пресса. ISBN 0814658067 стр. 325
- ↑ Чудеса Иисуса Крейга Бломберга, Дэвида Уэнама, 2003 г. ISBN 1592442854 страница 462
- ^ Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (1998). Библейский словарь Мерсера . Мейкон, Джорджия: Издательство Университета Мерсера. п. 556. ISBN 978-0-86554-373-7
- ^ Марш, Клайв; Мойисе, Стив (2006). Иисус и Евангелия . Нью-Йорк: Кларк Интернэшнл. п. 37. ISBN 978-0-567-04073-2 .
- ^ Святая Земля: Оксфордский археологический путеводитель с древнейших времен до 1700 года, Джером Мерфи-О'Коннор, 2008 г. ISBN 0199236666 стр. 150
- ^ Перейти обратно: а б Археологическая энциклопедия Святой Земли Авраама Негева 2005 г. ISBN 0826485715 стр. 80
- ^ Встреча с Иоанном: Евангелие в исторической, литературной и богословской перспективе, Андреас Дж. Кестенбергер, 2002 г. ISBN 0801026032 стр. 181
- ↑ Люк Фреда Крэддока , 1991 г. ISBN 0-8042-3123-0 стр. 284
- ^ Исследование Евангелия от Луки: пояснительный комментарий Джона Филлипса, 2005 г. ISBN 0-8254-3377-0 страницы 297-230
- ^ Перейти обратно: а б Исторический словарь Иисуса Дэниела Дж. Харрингтона, 2010 г. ISBN 0810876671 стр. 62
- ^ Иисус и археология под редакцией Джеймса Х. Чарльзворта, 2006 г. ISBN 080284880X страницы 34 и 573
- ^ Иисус и археология под редакцией Джеймса Х. Чарльзворта, 2006 г. ISBN 080284880X страницы 34
- ^ Комментарий к библейской экспозиции, Том. 1: Новый Завет Уоррена В. Вирсби, 1992 г. ISBN 1564760308, страницы 268–269.
- ^ Мэри Энн Толберт, Посев Евангелия: мир Марка в литературно-исторической перспективе 1996, Fortress Press. стр. 189
- ^ Народный комментарий к Новому Завету М. Юджина Боринга, Фреда Б. Крэддока, 2004 г. ISBN 0-664-22754-6 страниц 256-258
- ^ к теме библейских знаний , 2005 г. Комментарий Крейга А. Эванса ISBN 0-7814-4228-1 стр. 49
- ^ Стивен Л. Кокс, Кенделл Х Исли, 2007 Гармония Евангелий ISBN 0-8054-9444-8, страницы 30–37.
- ^ Кто есть кто в Новом Завете Рональда Браунригга, Canon Brownrigg 2001 ISBN 0-415-26036-1, страницы 96–100.
- ^ Рождение Иисуса согласно Евангелиям Джозефа Ф. Келли, ISBN 2008 г., страницы 41-49
- ^ Евангелие от Марка: значение и послание Джорджа Мартина, 2005 г. ISBN 0829419705, страницы 200–202.
- ^ Евангелие от Марка, Том 2 Джона Р. Донахью, Дэниела Дж. Харрингтона, 2002 г. ISBN 0-8146-5965-9 стр. 336
- ^ Библейский комментарий Колледжвилля: Новый Завет Роберта Дж. Карриса, 1992 г. ISBN 0-8146-2211-9 страниц 885-886
- ^ Бромили, Джеффри Уильям (1979). Международная стандартная библейская энциклопедия: AD ISBN 0-8028-3781-6 стр. 689
- ^ Барнетт, Пол (2002) Иисус, расцвет раннего христианства InterVarsity Press ISBN 0-8308-2699-8 стр. 21
- ^ Перейти обратно: а б с Раннехристианская литература Хелен Ри, 2005 г. ISBN 0-415-35488-9 страниц 159-161
- ^ Перейти обратно: а б Опыт Рима: культура, идентичность и власть в Римской империи Джанет Хаскинсон, 1999 г. ISBN 978-0-415-21284-7 стр. 81
- ^ Христоология: библейское, историческое и систематическое исследование Иисуса Джеральда О'Коллинза , 2009 г. ISBN 0-19-955787-X, страницы 1–3 «Что касается «того, что сделал Иисус», позвольте мне отметить, что он не оставил никаких писем или других личных документов». — страница 2
- ^ Перейти обратно: а б с Джонатан Л. Рид, «Археологический вклад в изучение Иисуса и Евангелий» в книге «Исторический Иисус в контексте» под редакцией Эми-Джилл Левин и др. Принстонский университет Пресс, 2006 г. ISBN 978-0-691-00992-6 страниц 40-47
- ^ Археология и Иисус из Галилеи: пересмотр доказательств Джонатана Л. Рида, 2002 г. ISBN 1-56338-394-2 страницы xi-xii
- ^ Перейти обратно: а б Крейг А. Эванс (26 марта 2012 г.). Археологические доказательства существования Иисуса .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б «Исследование Иисуса и археология: новая перспектива» Джеймса Х. Чарльзворта в книге «Иисус и археология» под редакцией Джеймса Х. Чарльзворта, 2006 г. ISBN 0-8028-4880-X страницы 11–15
- ^ Перейти обратно: а б с д Что они говорят об историческом Иисусе? Дэвид Б. Гоулер, 2007 г. ISBN 0-8091-4445-X стр. 102
- ^ Крейг А. Эванс (16 марта 2012 г.). Иисус и Его мир: археологические свидетельства . Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 978-0-664-23413-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Археология и Иисус из Галилеи: пересмотр доказательств Джонатана Л. Рида, 2002 г. ISBN 1-56338-394-2 стр. 18
- ^ Исторический словарь Иисуса Дэниела Дж. Харрингтона, 2010 г. ISBN 0-8108-7667-1 стр. 32
- ^ Изучение исторического Иисуса: оценки состояния текущих исследований Брюса Чилтона, Крейга А. Эванса, 1998 г. ISBN 90-04-11142-5 стр. 465
- ^ «Иисус и Капернаум: археологическая и евангельская стратиграфия» в книге «Археология и Иисус из Галилеи: пересмотр свидетельств Джонатана Л. Рида, 2002 г.» ISBN 1-56338-394-2 страницы 139-156
- ^ Иисус и археология под редакцией Джеймса Х. Чарльзворта, 2006 г. ISBN 0-8028-4880-X стр. 127
- ^ Кем был Иисус? Пол Копан и Крейг А. Эванс, 2001 г. ISBN 0-664-22462-8 стр. 187