Декаполис
Декаполис Десять городов | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
63 г. до н. э. – 106 г. н. э. | |||||||||||||
Общие языки | Койне греческий , арамейский , арабский , латынь , иврит | ||||||||||||
Религия | Эллинистическая религия , Имперский культ. | ||||||||||||
Правительство | Состояние клиента | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Помпеем Завоевание Сирии | 63 г. до н. э. | ||||||||||||
106 год нашей эры | |||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Израиль Иордания Сирия |
32 ° 43'00 "N 35 ° 48'00" E / 32,7167 ° N 35,8000 ° E
Десятиградие Δεκάπολις (греч. , Декаполис , «Десять городов») — группа из десяти эллинистических городов на восточной границе Римской империи в Южном Леванте в первые века до нашей эры и нашей эры. Большинство городов располагалось к востоку от Иорданской рифтовой долины , между Иудеей , Итуреей , Набатеей и Сирией . [1]
Десятиградие было центром эллинистической и римской культуры в регионе, который в остальном был населен евреями , арабами -набатейцами и арамейцами . [2] Города образовали группу из-за своего языка , культуры , религии , местоположения и политического статуса, каждый из которых функционировал как автономный город-государство, зависимый от Рима. Иногда их называют союзом городов, хотя некоторые учёные [ ВОЗ? ] полагают, что они никогда не были формально организованы как политическая единица.
Во времена императора Траяна города были включены в состав провинций Сирии и Аравии Петреи ; несколько городов позже были помещены в Сирию Палестину и Палестину Секунда . Регион Декаполиса расположен на территории современной Иордании (Филадельфия, Гераса, Пелла и Гадара), Израиля (Скифополь и Гиппос) и Сирии (Рафана, Дион, Каната и Дамаск).
Города
[ редактировать ]Названия традиционных десяти городов Декаполиса взяты из « Плиния Естественной истории» . [3] Они есть:
Город | Комментарии | Расположение |
---|---|---|
Филадельфия | Столица современной Иордании | Амман , Иордания |
Гераса | Джераш , Иордания | |
Мост | Умм Кайс , Иордания | |
Пелла | К западу от Ирбида | Табакат Фахл, Иордания |
Дион (Телл Ашари) | Иногда также отождествляется с Айдуном | Телль-Ашари, Сирия |
Рафана | Обычно отождествляется также с Раептой и Арфой. [4] | Ар-Рафиа, Сирия |
Скифополь | Единственный город к западу от реки Иордан. | Бейт-Шеан , Израиль |
Бегемоты | Упоминается Плинием как Дио Бегемоты, обычно это существо делится на Диона и Бегемотов. Арамейское имя бегемотов было Сусита. | Сусита , Израиль |
Канта | Город, богатый водой, на северо-западном склоне горы Джебель-Хауран (Монс ас-Садамус, Джебель-эль-Друз ). | Канават , Сирия |
Дамаск | Столица современной Сирии [5] | Дамаск, Сирия |
Плиний также упоминает в своем перечислении очень важные регионы вокруг городов и между ними. | ||
Трахонит | Ладжат ( равнины / Леха, включая окрестности от Аз (ал) Санамайна (на западе) до Арда Батанеи Батанеи) на востоке от него. | Эль-Мушмидже, Эзра, Халхале, Сирия |
ломается | Регион вокруг Баниаса /Кесарии Филипповой | Баниас, Сирия |
Абилин | Маленькое царство Лисания , см. Абила Лисания. | Сук Вади Барада , Сирия |
Арка | Западная часть вокруг Галилейского престола с Тарихеей ( греч . Ταριχαία или Ταριχέα) и Филотерией на южном конце. | Синнабра , Ярденит , Израиль |
Ампеллосса | Обычно отождествляется с Абилой, также известной как «Абила Виниферос», в 12 милях к востоку от Гадары (см. Ономастикон ) и Капитолии. | Абила, Бейт-Рас, Ард-эль-Карм, Иордания |
без | Регион Гейб, позже также известный как Джабия | Музейриб / Нава, Сирия |
Дамаск находился севернее других, поэтому иногда считается, что он был «почетным» членом. Иосиф Флавий заявил, что Скифополь был самым большим из десяти городов. [6] Библейский комментатор Эдвард Пламптр предположил, что именно по этой причине Дамаск не был включен в список Иосифа Флавия. [7] Согласно другим источникам, в состав Декаполиса входило от восемнадцати до девятнадцати греко-римских городов.
История
[ редактировать ]Эллинистический период
[ редактировать ]За исключением Скифополя, Дамаска и Канаты, города Декаполиса были в основном основаны в эллинистический период , между смертью Александра Великого в 323 году до нашей эры и римским завоеванием Келе-Сирии , включая Иудею , в 63 году до нашей эры. Некоторые из них были основаны при династии Птолемеев , правившей Иудеей до 198 г. до н.э. Другие были основаны позже, когда Империя Селевкидов регионом управляла . Некоторые города включали в свои официальные названия «Антиохию» или «Селевкию» ( Антиохия Бегемот например, ), что свидетельствует о селевкидском происхождении. Города были греческими с момента их основания и создавали образ греческого полиса .
В 63 г. до н. э. римский полководец Помпей завоевал восточное Средиземноморье. Жители эллинизированных городов, находившиеся под властью Еврейского Хасмонейского царства , [8] приветствовал Помпея как освободителя. Когда Помпей реорганизовал регион, он предоставил группе этих городов автономию под защитой Рима; это было источником Декаполиса. На протяжении веков города основывали свою календарную эпоху на этом завоевании: 63 г. до н.э. был эпохальным годом Помпейской эры , который использовался для отсчета лет на протяжении римского и византийского периодов.
Автономия под Римом
[ редактировать ]При римском правлении города Десятиградия не входили в территорию Иродианского царства , его государств-преемников Иродовой тетрархии или римской провинции Иудея . Вместо этого городам была предоставлена значительная политическая автономия под защитой Рима. Каждый город функционировал как полис или город-государство с юрисдикцией над определенной территорией окружающей сельской местности. Каждый чеканил свои монеты. На многих монетах из городов Декаполиса их города обозначены как «автономные», «свободные», «суверенные» или «священные» — термины, которые подразумевают своего рода статус самоуправления. [9]
Римляне оставили свой культурный след во всех городах. Каждый из них в конечном итоге был перестроен с использованием сетки улиц в римском стиле, основанной вокруг центрального кардо и/или декумануса . Римляне спонсировали и построили множество храмов и других общественных зданий. Имперский культ , поклонение римскому императору, был очень распространенной практикой во всем Декаполисе и был одной из черт, связывавших разные города. Небольшой храм или фасад под открытым небом, называемый калыбе , был уникальным для этого региона. [10]
Города также могли иметь прочные торговые связи, чему способствовала сеть новых римских дорог . Это привело к их общей идентификации сегодня как «федерация» или «лига». Десятиградие, вероятно, никогда не было официальным политическим или экономическим союзом; скорее всего, это означало совокупность городов-государств, пользовавшихся особой автономией во время раннего римского правления. [11] [12]
В Евангелиях Нового Завета от Матфея , Марка и Луки упоминается, что регион Десятиградия был местом служения Иисуса . Согласно Евангелию от Матфея 4:23–25, Десятиградие было одним из мест, откуда Иисус привлек множество учеников , привлеченных Его «исцелением всех видов болезней». Десятиградие было одним из немногих регионов, где путешествовал Иисус, где язычники составляли большинство: большая часть служения Иисуса была сосредоточена на обучении евреев. Марка 5 : 1-10 подчеркивает языческий характер Десятиградия, когда Иисус встречает стадо свиней , животное, запрещенное Кашрутом , еврейскими законами о питании. исцеленный В этом отрывке одержимый демонами человек, Иисусом, попросил, чтобы его включили в число учеников, путешествовавших с Иисусом; но Иисус не позволил ему, так как хотел, чтобы он рассказал своим друзьям, что сделал Господь, и велел ему оставаться в районе Десятиградия. [13]
Прямое римское правление
[ редактировать ]Декаполис перешел под прямое римское правление в 106 году нашей эры, когда Аравия Петрея была присоединена во время правления императора Траяна . Города были разделены между новой провинцией и провинциями Сирии и Иудеи . [9] В более поздней Римской империи они были разделены между Аравией и Палестиной Секунда , столицей провинции которых служил Скифополь; в то время как Дамаск стал частью Финикии Ливанской . Города по-прежнему отличались от своих соседей внутри своих провинций, отличаясь, например, использованием эпохи помпейского календаря и сохраняющейся эллинистической идентичностью. Однако Декаполис больше не был административной единицей.
Римский и византийский и постепенно его захватил регион Декаполиса находился под влиянием христианства . Некоторые города были более восприимчивы к новой религии, чем другие. Пелла была базой для некоторых из первых церковных лидеров ( Евсевий сообщает, что апостолы бежали туда, спасаясь от Первой иудейско-римской войны ). В других городах язычество сохранялось даже в византийскую эпоху. Однако со временем регион стал почти полностью христианским, и большинство городов стали резиденциями епископов .
Большинство городов продолжалось и в поздний римский и византийский периоды. Некоторые из них были заброшены в годы после завоевания Палестины халифатом Рашидун в 641 году, но другие города продолжали быть заселенными даже в исламский период.
Эволюция и раскопки
[ редактировать ]Джераш (Гераса) и Бет-Шеан (Скифополис) сохранились как города и сегодня, после периодов запустения или серьезного упадка. Дамаск никогда не терял своей выдающейся роли на протяжении всей последующей истории. Филадельфия была давно заброшена, но была возрождена в 19 веке и стала столицей Иордании под названием Амман. Археология двадцатого века выявила большинство других городов из списка Плиния, и большинство из них подверглись или проводятся значительные раскопки. [14] [15] [16] [17] [18]
Культура
[ редактировать ]Десятиградие было регионом, где взаимодействовали две культуры: культура греческих колонистов и коренные еврейские и арамейские культуры. Был некоторый конфликт. Греческие жители были шокированы еврейской практикой обрезания , которая рассматривалась как жестокое и варварское увечье гениталий . [19] Различные элементы еврейского несогласия с доминирующим и ассимилятивным характером эллинской цивилизации постепенно возникли перед лицом ассимиляции. В то же время культурное смешение и заимствование также произошли в регионе Декаполиса. Города выступали центрами распространения эллинистической культуры. Некоторые местные божества стали называть именем Зевса , от главного греческого бога. Тем временем в некоторых городах греки начали поклоняться этим местным божествам «Зевса» наряду со своим собственным Зевсом Олимпийским. Есть свидетельства того, что колонисты переняли поклонение другим семитским богам , в том числе финикийским божествам и главному набатейскому богу Душаре (поклонялись под его эллинизированным именем Дусарес ). Поклонение этим семитским богам засвидетельствовано на монетах и надписях городов.
См. также
[ редактировать ]- Гептаполис (имеется в виду семь городов)
- Дорический гексаполис (шесть)
- Пентаполис (пять)
- Тетраполис (четыре)
- Триполис (три)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 536. ИСБН 978-0-300-24813-5 .
- ^ Кропп, Андреас; Мохаммад, Касим (2006). «Дион из Десятиградия: расскажите аль-Ашарину на юге Сирии в свете древних документов и недавних открытий» . Левант . 38 (1): 125–144. дои : 10.1179/лев.2006.38.1.125 . ISSN 0075-8914 . S2CID 162405924 .
Десятиградие представляло собой своеобразную агломерацию эллинизированных городов, расположенную между еврейской Палестиной, Набатейской Аравией и Хаураном.
- ^ Естественная история, 5.16.74.
- ^ Клеб, Йенс (2022). «Рафана Десятиградия и ее преемница Арфа - Поиски выдающегося греко-римского города» . Журнал сообщества сверстников (на французском языке). 2 . дои : 10.24072/pcjournal.201 . ISSN 2804-3871 . S2CID 254729593 .
- ^ «Декаполис — Древнегреческий союз, Палестина» . Интернет-издание Британской энциклопедии .
- ↑ Войны евреев, Книга 3, глава 9, раздел 7 , по состоянию на 6 декабря 2016 г.
- ↑ Пламптре, Э.Х., в «Комментариях Элликотта для английских читателей к Евангелию от Матфея 4», по состоянию на 6 декабря 2016 г.
- ^ Миллар, Фергюс (1995). «На данный момент достаточно вспомнить, что, когда Помпей приобрел эту территорию для Рима в 60-х годах, он сознательно поставил задачу освободить все те города в этой области, которые находились под властью евреев (после завоеваний Хасмонеев), и сделал их частью провинции Сирии». Римский Ближний Восток: 31 г. до н. э. – 337 г. н. э . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 39. ИСБН 978-0-674-77886-3 .
- ^ Jump up to: а б Маре, Гарольд В. (2000). «Декаполис» . В Фридмане, Дэвид Ноэль (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Уильяма Б. Эрдмана. стр. 333–334 . ISBN 0-8028-2400-5 .
- ^ Сигал, Артур (2001). «Структуры Калибе»: Храмы императорского культа в Хауране и Трахоне: историко-архитектурный анализ». Ассаф: Исследования по истории искусств . 6 . Тель-Авивский университет: 91–118.
- ^ «Декаполис» в Оксфордской энциклопедии археологии Ближнего Востока. Эд. Эрик М. Мейерс, С. Томас Паркер. Оксфордские библейские исследования онлайн. 14 ноября 2016 г.
- ^ «oxfordbiblicalcstudies.com» . www1.oxfordbiblicalcstudies.com . Архивировано из оригинала 9 мая 2019 года . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Марка 5: 18–20.
- ^ Сигал, Артур. «Структуры «Калибе». Институт археологии Зинмана Хайфского университета.
- ^ Паркер, С. Томас (сентябрь 1999 г.). «Новая Святая Земля Империи: Византийский период». Ближневосточная археология . 62 (3): 134–180. дои : 10.2307/3210712 . ISSN 1094-2076 . JSTOR 3210712 . S2CID 164178042 .
- ^ Мейерс, Эрик М. (декабрь 1996 г.). «Создание Оксфордской энциклопедии археологии Ближнего Востока». Библейский археолог . 59 (4): 194–197. дои : 10.2307/3210561 . ISSN 0006-0895 . JSTOR 3210561 . S2CID 165422294 .
- ^ Коллинз, Адела Ярбро (август 1996 г.). «Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле. Эфраим Стерн, Айелет Левинсон-Гильбоа, Джозеф Авирам». История религий . 36 (1): 81–83. дои : 10.1086/463453 . ISSN 0018-2710 .
- ^ Ченси, Марк Алан; Портер, Адам Лоури (декабрь 2001 г.). «Археология Римской Палестины». Ближневосточная археология . 64 (4): 164–203. дои : 10.2307/3210829 . ISSN 1094-2076 . JSTOR 3210829 . S2CID 163466008 .
- ^ Ходжес, Фредерик М. (2001). «Идеальная крайняя плоть в Древней Греции и Риме: эстетика мужских половых органов и их связь с липодермом, обрезанием, восстановлением крайней плоти и кинодесмой» (PDF) . Бюллетень истории медицины . 75 (осень 2001 г.). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 375–405. дои : 10.1353/bhm.2001.0119 . ПМИД 11568485 . S2CID 29580193 . Проверено 13 февраля 2020 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Декаполис на BibArch. Архивировано 5 февраля 2005 г. в Wayback Machine.
- Десятиградие в Католической энциклопедии
- Декаполис: краткий обзор
- Научный обзор книги 2003 года Kulte und Kultur der Dekapolis (Культы и культура Десятиполиса) . Обзор содержит сведения о религиозном синкретизме в эллинистическом и римском Декаполисе. Содержит некоторые отрывки на немецком языке.
- «Новые надписи в римском городе в Израиле проливают личный свет на ранних христиан», «Гаарец», 22 ноября 2022 г.
- Декаполис
- Государства и территории, упраздненные во 2 веке.
- Птолемеевские колонии
- Римские города и поселки Израиля.
- Римские города в Иордании
- Римские города Сирии
- Селевкидские колонии
- Римские клиентские королевства
- I век до нашей эры в Римской республике.
- I век до нашей эры в Римской империи.
- I век в Римской империи
- II век в Римской империи
- Евреи и иудаизм в Римской республике и Римской империи.
- Новозаветные города
- 64 г. до н.э.
- заведения 60-х годов до нашей эры