Культура Древнего Рима
этой статьи Начальный раздел может оказаться слишком длинным . ( февраль 2023 г. ) |
Культура Древнего Рима существовала на протяжении почти 1200-летней истории цивилизации Древнего Рима . Этот термин относится к культуре Римской республики , позже Римской империи , которая на пике своего развития охватывала территорию от современной низменности Шотландии и Марокко до Евфрата .
Жизнь в Древнем Риме вращалась вокруг города Рима , его знаменитых семи холмов и его монументальной архитектуры, такой как Колизей , Форум Траяна и Пантеон . В городе также было несколько театров и гимназий , а также множество таверн , бань и публичных домов . На всей территории, находившейся под контролем Древнего Рима, жилая архитектура варьировалась от очень скромных домов до загородных вилл , а в столице располагались императорские резиденции Рима на элегантном Палатинском холме слово « дворец» , от которых произошло . Подавляющее большинство населения Рима проживало в центре города, заселенном в инсулы (многоквартирные дома).
Город Рим был крупнейшим мегаполисом того времени, с населением, которое вполне могло превышать один миллион человек, с верхней оценкой в 3,6 миллиона человек и нижней оценкой в 450 000 человек. Значительная часть населения, находящегося под юрисдикцией города, проживала в бесчисленных городских центрах с населением не менее 10 000 человек и несколькими военными поселениями, что является очень высоким уровнем урбанизации по доиндустриальным стандартам. Самой урбанизированной частью Империи была Италия, где уровень урбанизации оценивался в 32%, такой же уровень урбанизации был в Англии в 1800 году . меньшего масштаба, как в Риме. Большому городскому населению требовались огромные запасы продовольствия, что представляло собой сложную логистическую задачу, включая приобретение, транспортировку, хранение и распределение продовольствия для Рима и других городских центров. Итальянские фермы поставляли овощи и фрукты, но рыба и мясо были роскошью. Акведуки были построены для доставки воды в городские центры, а вино и масло импортировались из Испании , Галлии и Африки.
Между провинциями Римской империи велась очень большая торговля, поскольку ее дороги и транспортные технологии были очень эффективными. Средние затраты на транспорт и технологии были сопоставимы с Европой XVIII века. Более поздний город Рим заполнил пространство внутри своих древних Аврелиевых стен только после 1870 года.
Большая часть населения, находившегося под юрисдикцией Древнего Рима, проживала в сельской местности в поселениях с населением менее 10 000 человек. Помещики обычно проживали в городах, а их поместья оставлялись на попечении управляющих фермами. Положение сельских рабов в целом было хуже, чем у их коллег, работавших в городских аристократических семьях. Чтобы стимулировать более высокую производительность труда, большинство землевладельцев освободили большое количество рабов, и многие получили заработную плату, но в некоторых сельских районах бедность и перенаселенность были крайними. [1] Сельская бедность стимулировала миграцию населения в городские центры до начала II века, когда городское население перестало расти и начало сокращаться.
Начиная с середины II века до нашей эры, частная греческая культура все больше преобладала, несмотря на тирады консервативных моралистов против «смягчающего» воздействия эллинизированной культуры. Ко времени Августа культурные греческие домашние рабы обучали римскую молодежь (иногда даже девочек); повара, декораторы, секретари, врачи и парикмахеры — все были выходцами с греческого Востока . Греческие скульптуры украшали эллинистические ландшафтные сады на Палатине или на виллах или копировались во дворах римских скульптур греческими рабами.
На этом человеческом фоне, как в городской, так и в сельской местности, сформировалась одна из самых влиятельных цивилизаций в истории, оставившая после себя культурное наследие, которое частично сохранилось и сегодня.
Римская империя началась, когда Август стал первым императором Рима в 31 г. до н.э., и закончилась на западе, когда последний римский император, Ромул Августул , был свергнут Одоакром в 476 г. н.э. Римская империя в период своего расцвета ( ок. 100 г. н.э. ) Россия, представляла собой самую обширную политическую и социальную структуру в западной цивилизации . К 285 году нашей эры Империя стала слишком огромной, чтобы ею можно было управлять из центрального правительства в Риме, и поэтому император Диоклетиан разделил ее на Западную и Восточную Римскую империю . На востоке Империя продолжала существовать как Византийская империя до смерти Константина XI и падения Константинополя под власть Османской империи в 1453 году. Влияние Римской империи на западную цивилизацию было глубоким, поскольку она вносила постоянный вклад практически во все аспекты западной цивилизации. культура.
Социальная структура
[ редактировать ]Центром ранней социальной структуры, восходящей ко времени земледельческого племенного города-государства, была семья , которая была отмечена не только биологическими отношениями, но и юридически построенными отношениями patria potestas («отцовской власти»). Pater familias был абсолютным главой семьи; он был господином над своей женой (если она была отдана ему cum manu , в противном случае отец жены сохранял patria potestas ), своими детьми, женами своих сыновей (опять же, если она была замужем cum manu , что к концу эпохи становилось все более редким). Республика), племянники, рабы и вольноотпущенники (освобожденные рабы, первое поколение, все еще юридически уступающее свободнорожденным), распоряжающиеся ими и их имуществом по своему желанию, даже предавшие их смерти.
Рабство и рабы были частью социального порядка. Рабы в основном были военнопленными. Существовали невольничьи рынки , где их можно было покупать и продавать. Римское право не было последовательным в отношении статуса рабов, за исключением того, что они рассматривались как любое другое движимое имущество . Многие рабы были освобождены хозяевами за оказанные им прекрасные услуги; некоторые рабы могли сэкономить деньги, чтобы купить свободу. Как правило, нанесение увечий и убийство рабов запрещалось законодательством. [ нужна ссылка ] хотя возмутительная жестокость продолжалась. В 4 году нашей эры Закон Aelia Sentia определил минимальный возраст как для владельцев (20 лет), так и для рабов (30 лет), прежде чем могло произойти официальное освобождение от рабства . [2]
Помимо этих семей (называемых родами ) и рабов (юридических объектов, mancipia, т. е. «содержащихся в руках [хозяина]») существовали плебеи , не существовавшие с юридической точки зрения. Они не имели правоспособности и не могли заключать контракты, хотя и не были рабами. Для решения этой проблемы была создана так называемая клиентура . Благодаря этому институту плебей присоединялся к семье патриция (в юридическом смысле) и мог заключать контракты при посредничестве своего патрицианского pater familias . Все, чем плебей владел или приобретал, по закону принадлежало роду . Ему не разрешили сформировать свой собственный род.
Власть отца семейства была неограниченной как в области гражданских прав, так и в области уголовного права. В обязанности короля входило возглавлять армию, заниматься внешней политикой, а также разрешать споры между родами. Патриции делились на три племени (Рамненсес, Титиентес, Луцерес).
Во времена Римской республики (основанной в 509 г. до н. э.) римским гражданам было разрешено голосовать. Сюда входили патриции и плебеи . Женщинам, рабам и детям не разрешалось голосовать.
Существовало два собрания: центуриатные комиции и комиции народных дань , которые состояли из всех граждан Рима. В центуриатных комициях римляне делились по возрасту, богатству и месту жительства. Граждане каждого племени были разделены на пять классов по имущественному признаку, а затем каждая группа подразделялась на два столетия по возрасту. Всего было 373 века. Подобно собранию племен, каждое столетие имело один голос. избирали Центуриатные комиции преторов ( судебных магистратов), цензоров и консулов . В состав комиции tributa вошли тридцать пять племен из Рима и страны. Каждое племя имело один голос. Comitia tributa избирала квесторов (финансовых магистратов) и патрицианского курульного эдила .
Со временем римское право значительно эволюционировало, как и социальные взгляды, эмансипируя (в большей степени) членов семьи. Справедливость также значительно возросла. Римляне стали более эффективно рассматривать законы и наказания.
Жизнь в древних римских городах вращалась вокруг Форума , центрального делового района , куда большинство римлян отправлялось за покупками, торговлей, банковским делом, а также для участия в праздниках и церемониях. Форум был также местом, где ораторы выражали свое мнение, формируя общественное мнение и добиваясь поддержки любого конкретного вопроса, интересующего их или других. До восхода солнца дети шли в школы или начиналось обучение их дома. Старейшины одевались, завтракали к 11 часам, вздремнули и днем или вечером обычно шли на Форум. Посещение общественной бани хотя бы раз в день было привычкой большинства римских граждан . Были отдельные ванны для мужчин и женщин. Основное отличие заключалось в том, что женские бани были меньше мужских и не имели фригидария (холодной комнаты) или палестры (площадки для упражнений). [ нужна ссылка ]
В Древнем Риме были доступны различные виды бесплатных развлечений на открытом воздухе и в помещении. В зависимости от характера мероприятий они планировались в дневное время, во второй половине дня, вечером или поздно ночью. Огромные толпы собирались в Колизее, чтобы посмотреть такие события, как соревнования с участием гладиаторов , бои между людьми или бои между людьми и дикими животными. использовался Большой цирк для гонок на колесницах.
Жизнь в сельской местности была медленной, но оживленной, с многочисленными местными фестивалями и общественными мероприятиями. Фермами управляли управляющие фермами, но владельцы поместий иногда уезжали в сельскую местность, чтобы отдохнуть, наслаждаясь великолепием природы и солнечным светом, включая такие занятия, как рыбалка, охота и верховая езда. С другой стороны, рабский труд продолжался непрерывно, долгие часы и все семь дней, обеспечивая комфорт и создавая богатство своим хозяевам. Среднестатистическим владельцам ферм было лучше, и они проводили вечера за экономическими и социальными взаимодействиями на деревенских рынках. День заканчивался едой, обычно оставшейся после полуденных приготовлений.
Одежда
[ редактировать ]В Древнем Риме одежда и одежда отличали один класс людей от другого. Туника , которую носили плебеи (простые люди), например пастухи, шилась из грубого и темного материала, тогда как туника патрициев была из льна или белой шерсти. Мировой судья носил тунику angusticlavi ; сенаторы носили туники с пурпурными полосками ( клави ), называемые tunica laticlavi . Военные туники были короче гражданских.
Также были названы многие виды тог . Мальчики вплоть до праздника Либералии носили тогу претекста , которая представляла собой тогу с малиновой или пурпурной каймой, которую также носили должностные лица магистратов. Тога вирилис (или тога пура ), или мужская тога, носили мужчины, достигшие совершеннолетия, чтобы обозначить свое гражданство в Риме. Тога -пикта носили победоносные полководцы и украшали вышивкой, изображающей их мастерство на поле боя. Тогу пуллу носили в трауре.
Даже обувь указывала на социальный статус человека. Патриции носили красные и оранжевые сандалии , сенаторы — коричневую обувь, консулы — белые туфли, а солдаты — тяжелые сапоги. Женщины носили закрытую обувь белого, желтого или зеленого цветов.
Булла -амулет , представляла собой медальон который носили дети. Собираясь выйти замуж, женщина жертвовала свою лунулу домашним богам вместе со своими игрушками, чтобы обозначить зрелость и женственность.
Мужчины обычно носили тогу, а женщины – столу . Женская стола представляла собой платье, надеваемое поверх туники, обычно яркого цвета. Фибула . (или брошь) использовалась в качестве украшения или для удержания столы на месте Паллу , или шаль , часто носили вместе со столой .
Еда
[ редактировать ]С момента основания республики и до 200 г. до н. э. у древних римлян были очень простые пищевые привычки. Простая еда обычно употреблялась около 11 часов и состояла из хлеба, салата, оливок, сыра, фруктов, орехов и холодного мяса, оставшегося от ужина накануне вечером. Завтрак назывался ientaculum , обед — prandium , а ужин — cena . Закуски назывались gustatio , а десерт – secunda mensa («второй стол»). Обычно за этим следовал сон или отдых.
Семья ела вместе, сидя на табуретках вокруг стола. Позже была спроектирована отдельная столовая с обеденными диванами, названная триклинием . Пальцами брали заранее приготовленную еду и приносили ее обедающим. Ложки использовались для супов.
Вино в Риме не стало обычным явлением или производилось массово примерно до 250 г. до н.э. Чаще всего его выращивали во времена Катона Старшего упоминает , который в своей книге «О агрокультуре» , что виноградник был самым важным аспектом хорошей фермы. [3] Вино считалось основным напитком, который употребляли во время еды и во всех случаях представители всех классов, и было довольно дешево; однако его всегда смешивали с водой. [ нужна ссылка ] Так было даже во время вечерних питейных мероприятий ( comissatio ), где важной частью праздника был выбор арбитра бибенди («судьи по питью»), который, среди прочего, отвечал за определение соотношения вина и воды в пил вино. Обычно использовалось соотношение вина и воды 1:2, 1:3 или 1:4. Также употреблялись многие виды напитков с добавлением винограда и меда. Мульсум — медовое вино, мустум — виноградный сок, мульса — медовая вода. Потребление вина на человека в день в Риме оценивается в 0,8–1,1 галлона для мужчин и около 0,5 галлона для женщин. Даже печально известный строгий Катон Старший рекомендовал раздавать рабам, вынужденным работать на фермах, дневную порцию вина низкого качества объемом более 0,5 галлона. [ нужна ссылка ]
Пить неразбавленное вино натощак считалось хамством и верным признаком алкоголизма, изнурительные физические и психологические последствия которого были признаны еще в Древнем Риме. Точное обвинение в алкоголизме (в одержимом сплетнями городском обществе, которое должно было выйти на свет и легко проверить) было излюбленным и разрушительным способом дискредитации политических соперников, который использовали некоторые из величайших ораторов Рима, такие как Цицерон и Юлий Цезарь . Среди выдающихся римских алкоголиков — Марк Антоний , собственный сын Цицерона Марк ( Цицерон Младший ) и император Тиберий, солдаты которого дали ему нелестное прозвище Биберий Калдий Меро (букв. «Пьяница чистого вина», Суетон-тиб. 42,1). Катон Младший был также известен как сильно пьющий человек, которого сограждане часто находили дома дезориентированным и изнуренным рано утром.
В имперский период основной пищей римлян низшего сословия (плебеев) были овощные каши и хлеб , а иногда и рыба , мясо , оливки и фрукты . Иногда субсидированные в городах раздавали или бесплатные продукты. Аристократия патриция устраивала изысканные обеды с вечеринками, винами и разнообразными продуктами. Иногда посетителей развлекали танцовщицы. Женщины и дети питались раздельно, но в поздний период Империи, когда появилась вседозволенность, такие званые обеды посещали даже порядочные женщины.
Образование
[ редактировать ]Школьное образование в более формальном смысле началось около 200 г. до н.э. Обучение начиналось примерно в шесть лет, и в течение следующих шести-семи лет мальчики и девочки должны были освоить основы чтения , письма и счета . К двенадцати годам они будут изучать латынь , греческий язык , грамматику и литературу , а затем обучаться публичным выступлениям . Ораторское искусство было искусством, которое нужно практиковать и изучать, и хорошие ораторы пользовались уважением; стать эффективным оратором было одной из целей образования и обучения . Бедные дети не могли позволить себе образование. В некоторых случаях для обучения использовались услуги одаренных рабов. Школа предназначалась в основном для мальчиков, но некоторые богатые девочки обучались дома; однако иногда девочки все же могли ходить в школу.
Язык
[ редактировать ]Родным языком римлян была латынь , курсивный язык индоевропейской семьи . Существовало несколько форм латыни, и со временем этот язык значительно изменился, в конечном итоге став романским языком, на котором говорят сегодня.
Изначально язык латыни был сильно флективным и синтетическим , но старые формы латыни мало полагаются на порядок слов , передавая значение через систему аффиксов , прикрепленных к основам слов . Как и другие индоевропейские языки, латынь со временем стала гораздо более аналитической и приобрела условный порядок слов, поскольку она теряла все больше и больше своей падежной системы и связанных с ней флексий. Его алфавит, латинский алфавит , основан на старом курсивном алфавите , который, в свою очередь, произошел от греческого алфавита . Латинский алфавит до сих пор используется для написания большинства европейских и многих других языков.
Большая часть сохранившейся латинской литературы почти полностью состоит из классической латыни . В восточной половине Римской империи, которая стала Византийской империей , греческий язык был основным языком межнационального общения, как это было со времен Александра Великого , в то время как латынь в основном использовалась римской администрацией и военными. В конечном итоге греческий язык вытеснил латынь как официальный письменный и устный язык Восточной Римской империи , в то время как различные диалекты народной латыни, использовавшиеся в Западной Римской империи, превратились в современные романские языки, используемые до сих пор.
Расширение Римской империи распространило латынь по всей Европе, и со временем народная латынь развилась и развила различные диалекты в разных местах, постепенно превращаясь в ряд отдельных романских языков, начиная примерно с 9 века. Многие из этих языков, включая французский , итальянский , португальский , румынский и испанский , процветали, а различия между ними со временем становились все больше.
Хотя английский язык имеет германское, а не романское происхождение ( Британия была римской провинцией , но присутствие римлян в Британии фактически исчезло ко времени англосаксонских вторжений), современный английский язык в значительной степени заимствует из латыни и слов, происходящих от нее. Древнеанглийские заимствования были относительно немногочисленны и в основном основывались на церковном использовании после христианизации Англии. Когда Вильгельм Завоеватель вторгся в Англию из Нормандии в 1066 году, он привел с собой значительное количество вассалов, говоривших на англо-нормандском французском языке , романском языке, произошедшем от латыни. Англо-нормандский французский язык оставался языком высших классов Англии на протяжении веков, и количество латинских слов в английском языке значительно увеличилось за счет заимствований в этот среднеанглийский период. Совсем недавно, в период современного английского языка , возрождение интереса к классической культуре в эпоху Возрождения привело к значительной сознательной адаптации слов классических латинских авторов на английский язык.
Хотя латынь является вымершим языком , на котором сегодня свободно говорят очень немногие, она по-прежнему используется во многих отношениях. В частности, латынь сохранилась благодаря церковной латыни , традиционному языку Римско-католической церкви и одному из официальных языков Ватикана . Хотя церковная латынь во многих отношениях отличалась как от классической, так и от народной латыни, она была более стабильной, чем типичная средневековая латынь . Более классические чувства в конечном итоге вновь появились в эпоху Возрождения с гуманистической латынью . Благодаря распространению христианства и устойчивому влиянию римской цивилизации, латынь стала лингва-франка Западной Европы , языком, используемым для пересечения международных границ, например, в академических и дипломатических целях. Глубокое знание классической латыни было стандартной частью образовательной программы во многих западных странах вплоть до 20-го века и до сих пор преподается во многих школах. Хотя в конечном итоге латынь была вытеснена в этом отношении французским языком в XIX веке и английским языком в XX веке, латынь по-прежнему широко используется в религиозной, юридической и научной терминологии, а также в академическое сообщество в целом.
Искусство
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Римская литература с самого начала находилась под сильным влиянием греческих авторов. Некоторые из самых ранних обнаруженных в настоящее время произведений представляют собой исторические эпопеи, повествующие о ранней военной истории Рима. По мере расширения Римской республики авторы начали писать стихи, комедии, истории и трагедии.
У греков и римлян была традиция исторических исследований, которая продолжает влиять на писателей и по сей день. Катон Старший был римским сенатором, а также первым человеком, написавшим историю на латыни. выступал против греческого влияния, Хотя теоретически Катон Старший он написал первый вдохновленный греками учебник риторики на латыни (91) и объединил элементы греческой и римской истории в метод, сочетающий оба. [4] Одним из величайших исторических достижений Катона Старшего были « Происхождения» , в которых описывается история Рима от Энея до его дней, но этот документ сейчас утерян. Во втором и начале первого веков до нашей эры была предпринята попытка под руководством Катона Старшего использовать сохранившиеся записи и традиции, чтобы реконструировать все прошлое Рима. Историков, занимающихся этой задачей, часто называют «летописцами», подразумевая, что их труды более или менее следовали хронологическому порядку. [4]
В 123 г. до н. э. была предпринята официальная попытка составить запись всей римской истории. Этот труд составил восемьдесят книг и был известен как « Максимальные Анналы» . В состав записывались официальные события государства, такие как выборы и командования, гражданские, провинциальные и культовые дела, изложенные в официальных мероприятиях из года в год. [4] Во времена правления первых императоров Рима наступил золотой век исторической литературы. Такие произведения, как « История Тацита » , «Галльские войны и » Юлия Цезаря « История Рима» Ливия , передавались из поколения в поколение. К сожалению, в случае с Ливием большая часть сценария утеряна, и осталось несколько конкретных моментов: основание города, война с Ганнибалом и ее последствия.
В древнем мире поэзия обычно играла гораздо более важную часть повседневной жизни, чем сегодня. В целом образованные греки и римляне считали поэзию гораздо более важной частью жизни, чем в наше время. Первоначально в Риме поэзия не считалась подходящим занятием для важных граждан, но отношение изменилось во втором и первом веках до нашей эры. [5] В Риме поэзия значительно предшествовала по времени написанию прозы. Как указывал Аристотель, поэзия была первым видом литературы, пробудившим интерес людей к вопросам стиля. Значение поэзии в Римской империи было настолько велико, что Квинтилиан , величайший авторитет в области образования, хотел, чтобы средние школы сосредоточились на чтении и преподавании поэзии, оставив прозу тому, что теперь будет называться университетской стадией. [5] Вергилий представляет собой вершину римской эпической поэзии. Его «Энеида» была создана по заказу Мецената и рассказывает историю бегства Энея из Трои и заселения им города, который впоследствии стал Римом. Лукреций в своей книге «О природе вещей » попытался объяснить науку в эпической поэме. Некоторые из его научных знаний кажутся удивительно современными, но другие идеи, особенно его теория света, больше не принимаются. Позже Овидий создал свои «Метаморфозы» , написанные дактилическими стихами гекзаметра , метра эпоса, пытаясь создать полную мифологию от сотворения земли до своего времени. Он объединяет свой предмет через тему метаморфозы. В классические времена было отмечено, что творчеству Овидия не хватает серьезности , которой обладает традиционная эпическая поэзия.
Катулл и связанная с ним группа поэтов- неотериков создавали поэзию, следуя александрийской модели, которая экспериментировала с поэтическими формами, бросая вызов традициям. Катулл был также первым римским поэтом, написавшим любовные стихи, по-видимому, автобиографические, в которых изображен роман с женщиной по имени Лесбия. Во время правления императора Августа продолжил Гораций традицию написания более коротких стихотворений своими одами и эподами . Марсьяль , писавший при императоре Домициане , был знаменитым автором эпиграмм , стихов, которые часто были оскорбительными и порицали общественных деятелей.
Римская проза развила свою звучность, достоинство и ритм в убедительной речи . [6] Риторика уже была ключом ко многим великим достижениям в Афинах, поэтому после изучения греков римляне высоко ценили ораторское искусство как предмет и профессию. [7] Письменные речи были одними из первых форм прозы в Древнем Риме, и это повлияло на другие формы прозы в будущем. шестнадцать книг писем Цицерона Сохранилось , все они были опубликованы после смерти Цицерона его секретарем Тито. Письма дают взгляд на общественную жизнь во времена падающей республики, дают представление о личностях этой эпохи. [8] Письма Цицерона обширны и разнообразны и дают представление о личностях этой эпохи. Наиболее ярко раскрывается личность Цицерона, предстающего тщеславным, колеблющимся, снобистским человеком. Страсть Цицерона к общественной жизни столицы также проявляется в его письмах, особенно ярко когда он находился в изгнании и когда он стал губернатором провинции в Малой Азии. В письмах также много говорится о семейной жизни Цицерона, ее политических и финансовых сложностях. [8]
Римские философские трактаты оказали большое влияние на мир, но оригинальное мышление пришло от греков. Римские философские сочинения уходят корнями в четыре «школы» эпохи эллинистических греков. [9] Четырьмя «школами» были школы эпикурейцев , стоиков , перипатетиков и академии . [9] Эпикурейцы верили в руководство чувствами и считали высшей целью жизни счастье или отсутствие боли. Стоицизм был основан Зеноном из Китиума, который учил, что добродетель является высшим благом, создавая новое чувство этической безотлагательности. Перипатетики были последователями Аристотеля, руководствувшимися его наукой и философией. Академия была основана Платоном и основывалась на идее скептика Пиро о том, что можно приобрести настоящие знания. Академия также представила критику эпикурейской и стоической школ философии. [10]
Жанр сатиры традиционно считался римским нововведением, и сатиры писали, в частности, Ювенал и Персий . Некоторыми из самых популярных пьес ранней республики были комедии, особенно о Теренции , освобожденном римском рабе, захваченном во время Первой Пунической войны .
Большая часть литературных произведений, созданных римскими авторами в период ранней республики, носила политический или сатирический характер. Особой популярностью пользовались риторические . произведения Цицерона , выдающегося лингвиста, переводчика и философа Кроме того, личные письма Цицерона считаются одним из лучших произведений переписки, зафиксированных в древности.
Визуальное искусство
[ редактировать ]Большинство ранних римских стилей живописи демонстрируют этрусское влияние, особенно в практике политической живописи. В III веке до нашей эры греческое искусство, добытое в результате войн, стало популярным, и многие римские дома были украшены пейзажами греческих художников. Свидетельства останков в Помпеях показывают разнообразное влияние культур римского мира.
Примечательным раннеримским стилем была «инкрустация», при которой внутренние стены домов расписывались так, чтобы они напоминали цветной мрамор. Другой стиль заключался в рисовании интерьеров в виде открытых пейзажей с очень детализированными сценами растений, животных и зданий.
В портретной скульптуре того периода использовались юношеские и классические пропорции, которые позже превратились в смесь реализма и идеализма. В периоды Антонина и Северана стали преобладать более богато украшенные волосы и бороды, созданные с помощью более глубокой стрижки и сверления. Были также достигнуты успехи в создании рельефных скульптур, обычно изображающих римские победы.
Музыка
[ редактировать ]Музыка была важной частью повседневной жизни в Древнем Риме. Многие частные и публичные мероприятия сопровождались музыкой, от ночных обедов до военных парадов и маневров.
Некоторые из инструментов, используемых в римской музыке, — это туба , рог , авлос , аскаулес , флейта, панфлейта, лира, лютня, кифара, тимпан , барабаны, гидравлис и систр.
Архитектура
[ редактировать ]На начальных этапах древнеримская архитектура отражала элементы архитектурных стилей этрусков и греков. Со временем стиль был изменен в соответствии с городскими требованиями, а гражданского строительства и строительства стали технологии развиты и усовершенствованы. Римский бетон так и остался загадкой. [11] и даже спустя более двух тысяч лет некоторые древнеримские сооружения все еще великолепно стоят, например, Пантеон (с одним из крупнейших однопролетных куполов в мире), расположенный в деловом районе сегодняшнего Рима.
Архитектурному стилю столицы древнего Рима подражали другие городские центры, находившиеся под римским контролем и влиянием. [12] как Веронская Арена , Верона , Италия; Арка Адриана , Афины , Греция; Храм Адриана , Эфес , Турция; Театр в Оранже , Франция; и в ряде других мест, например, в Лепцис Магна , расположенном в Ливии. [13] Римские города были хорошо спланированы, эффективно управлялись и содержались в чистоте. Дворцы , частные жилища и виллы были тщательно спроектированы, а городское планирование было всеобъемлющим, предусматривающим различные виды деятельности городского населения, а также бесчисленного мигрирующего населения путешественников, торговцев и посетителей, проходящих через их города. Марк Витрувий Поллион , трактат римского архитектора I века до нашей эры «Об архитектуре » с различными разделами, посвященными городскому планированию, строительным материалам, строительству храмов, общественным и частным зданиям и гидравлике , оставался классическим текстом до эпохи Возрождения .
Спорт и развлечения
[ редактировать ]было место под названием Кампус, своего рода полигон для римских солдат В древнем городе Риме недалеко от Тибра . Позже кампус стал римской площадкой для легкой атлетики, которую, даже Юлий Цезарь и Август как говорят, часто посещали . Подражая кампусу в Риме, аналогичные площадки были застроены в ряде других городских центров и военных поселений.
В кампусе молодежь собиралась, чтобы играть, заниматься спортом и заниматься соответствующими видами спорта, включая прыжки , борьбу , бокс и скачки . Верховая езда , метание и плавание также были предпочтительными видами физической активности. В сельской местности развлечения также включали рыбалку и охоту. Женщины в этих мероприятиях не участвовали. Игра с мячом была популярным видом спорта, и у древних римлян было несколько игр с мячом , включая гандбол ( expulsim ludere ), хоккей на траве, ловлю мяча и некоторые формы футбола.
Настольные игры, в которые играли в Древнем Риме, включали кости (tesserae или tali ), римские шахматы ( latrunculi ), римские шашки (Calculi), крестики-нолики (terni lapilli), а также ludus duodecim scriptorum и tabula , предшественники нард.
Было несколько других мероприятий, которые привлекали людей, например, гонки на колесницах , музыкальные и театральные представления, публичные казни и гладиаторские бои . Колизей , амфитеатр Рима , мог вместить 60 000 человек. Есть также сообщения о том, что пол Колизея был затоплен, чтобы проводить имитацию морских сражений на всеобщее обозрение.
В дополнение к этому, римляне также проводили свою долю времени в барах и борделях , а также занимались граффити. [14] резьба на стенах этих зданий была обычным явлением. Судя по количеству найденных сообщений о барах, борделях и банях, видно, что это были популярные места отдыха и люди проводили там немало времени. Стены комнат лупанара , одного из единственных сохранившихся борделей в Помпеях, покрыты граффити на множестве языков, демонстрируя, насколько многокультурным был древний Рим.
Религия
[ редактировать ]Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Римляне считали себя очень религиозными людьми. [15] и приписывали свой успех как мировой державы коллективному благочестию ( pietas ) в поддержании хороших отношений с богами . Согласно легендарной истории , большинство религиозных институтов Рима восходит к его основателям , особенно к Нуме Помпилиусу , сабинянскому второму царю Рима , который вел прямые переговоры с богами. Эта архаичная религия была основой mos maiorum , «пути предков» или просто «традиции», считавшейся центральной в римской идентичности.
Священство общественной религии принадлежало представителям элитных классов . В Древнем Риме не существовало принципа, аналогичного « отделению церкви от государства ». Во времена Римской республики (509–27 гг. до н. э.) те же люди, которые были избранными государственными должностными лицами, служили авгурами и понтификами . Священники женились, создавали семьи и вели политически активную жизнь. Юлий Цезарь стал Великим Понтификом еще до того, как был избран консулом . Авгуры читали волю богов и контролировали разметку границ как отражение вселенского порядка, тем самым санкционируя римский экспансионизм как вопрос божественной судьбы. Римский триумф по своей сути был религиозным шествием, в котором победивший полководец демонстрировал свое благочестие и готовность служить общественному благу, посвящая часть своей добычи богам, особенно Юпитеру , который олицетворял справедливое правление. В результате Пунических войн (264–146 гг. до н. э.), когда Рим изо всех сил пытался утвердиться в качестве доминирующей державы, множество новых храмов магистраты построили во исполнение обета. божеству, гарантирующему их военный успех.
Таким образом, римская религия была чрезвычайно прагматичной и договорной, основанной на принципе do ut des («Я даю, чтобы вы могли дать»). Религия зависела от знаний и правильной практики молитв, ритуалов и жертвоприношений, а не от веры или догм, хотя латинская литература сохраняет научные рассуждения о природе божественного и его связи с человеческими делами. Даже самые скептически настроенные представители интеллектуальной элиты Рима, такие как Цицерон , который был авгуром, видели в религии источник социального порядка.
Для простых римлян религия была частью повседневной жизни. [16] В каждом доме была домашняя святыня, в которой возносились молитвы и возлияния домашним божествам семьи. Окрестные святыни и священные места, такие как источники и рощи, разбросаны по городу. Римский календарь был построен вокруг религиозных обрядов. В императорскую эпоху до 135 дней в году были посвящены религиозным праздникам и играм ( люди ) . [17] Женщины , рабы и дети участвовали в различных религиозных мероприятиях. Некоторые публичные ритуалы могли проводиться только женщинами, и женщины сформировали, пожалуй, самое известное жречество Рима — поддерживаемых государством весталок , которые веками ухаживали за священным очагом Рима, пока не были расформированы под христианским господством.
Римляне известны большим количеством божеств, которых они чтили. Присутствие греков на итальянском полуострове с начала исторического периода повлияло на римскую культуру, привнеся некоторые религиозные практики, ставшие столь же фундаментальными, как культ Аполлона . Римляне искали точки соприкосновения между своими главными богами и богами греков, адаптируя греческие мифы и иконографию для латинской литературы и римского искусства. Этрусская религия также оказала большое влияние, особенно на практику предсказаний, поскольку Римом когда-то правили этрусские короли.
Мистерийные религии, импортированные с Ближнего Востока ( Птолемеевский Египет , Персия и Месопотамия ), которые предлагали посвященным спасение через личного Бога и вечную жизнь после смерти , были вопросом личного выбора человека, практиковавшегося в дополнение к проведению семейных обрядов. и участие в общественной религии. Однако мистерии включали в себя исключительные клятвы и секретность, условия, которые консервативные римляне с подозрением считали характерными для « магии », заговора ( coniuratio ) и подрывной деятельности. Предпринимались спорадические, а иногда и жестокие попытки подавить религиозных деятелей, которые, казалось, угрожали традиционной римской морали и единству, как, например, в случае с ограничить попытками Сената вакханалий в 186 г. до н.э.
По мере того как римляне распространяли свое господство по всему Средиземноморью, их политика в целом заключалась в поглощении божеств и культов других народов, а не в попытках их искоренить. [18] поскольку они считали, что сохранение традиций способствует социальной стабильности. [19]
Одним из способов объединения в Риме различных народов была поддержка их религиозного наследия, строительство храмов местным божествам, которые вписывали их богословие в иерархию римской религии. Надписи по всей Империи фиксируют одновременное поклонение местным и римским божествам, включая посвящения римлян местным богам. [21] На пике расцвета Империи многочисленные международные божества в Риме культивировались , которые были перенесены даже в самые отдаленные провинции (среди них Кибела , Исида , Осирис , Серапис , Эпона ), а также боги солнечного монизма, такие как Митра и Солнце Инвиктус . найден на севере вплоть до Римской Британии . Поскольку римляне никогда не были обязаны культивировать одно божество или только один культ, религиозная терпимость не была проблемой в том смысле, в каком она возникает для конкурирующих монотеистических систем. [22] Монотеистическая строгость иудаизма создавала трудности для римской политики, которые порой приводили к компромиссу и предоставлению особых исключений, но иногда и к неразрешимым конфликтам.
После распада Республики адаптировалась государственная религия для поддержки нового режима Императоров . Август , первый римский император, оправдывал новизну единоначалия обширной программой религиозного возрождения и реформ. Публичные клятвы , данные прежде ради безопасности Республики, теперь были направлены на благополучие Императора. Так называемое «поклонение императору» в широких масштабах расширило традиционное римское почитание умерших предков и гения , божественного покровителя каждого человека. Имперский культ стал одним из основных способов, с помощью которых Рим рекламировал свое присутствие в провинциях и культивировал общую культурную самобытность и лояльность по всей Империи: отказ от государственной религии был равносилен измене . Это был контекст конфликта Рима с христианством , которое римляне по-разному считали формой атеизма и угрозой стабильности Империи. [23] вызывая судебное преследование за антихристианскую политику ; при императоре Траяне ( 98–117 гг. н.э. ), римские интеллектуалы и функционеры ( Лукиан Самосатский , Тацит , [24] Светоний , [24] Плиний Младший , [24] и Цельс ) [23] получили знания о еврейских корнях ранних христиан , поэтому многие из них считали христианство своего рода суеверием иудаики . [23] [24] [25]
Начиная со II века, отцы церкви начали осуждать различные религии, практиковавшиеся по всей Империи, как «языческие». [26] В начале 4-го века Константин Великий и его сводный брат Лициний заключили соглашение, известное как Миланский эдикт (313 г.), которое предоставило свободу всем религиям свободно исповедоваться в Римской империи; После провозглашения Эдикта конфликт между двумя императорами обострился и закончился казнью Лициния и со-императора Секста Мартиниана по приказу Константина после поражения Лициния в битве при Хризополе (324 г.).
Константин правил Римской империей как единоличный император до конца своего правления. Некоторые учёные утверждают, что его главной целью было добиться единодушного одобрения и подчинения своей власти со стороны всех сословий, и поэтому он выбрал христианство для ведения своей политической пропаганды , полагая, что это наиболее подходящая религия, которая могла бы соответствовать императорскому культу (см. также Сол. Инвиктус ). Тем не менее, под властью Константина христианство распространилось по всей Империи, положив начало эпохе христианской церкви при доминирования династии Константинов . [27]
Однако искренне ли сам Константин принял христианскую религию или остался верен язычеству, до сих пор остается предметом споров между учеными (см. также Религиозная политика Константина ). [28] Его формальное обращение в христианство в 312 году почти повсеместно признано историками. [27] [29] несмотря на это, он был крещен только на смертном одре арианским епископом Евсевием Никомидийским (337 г.); [30] настоящие причины этого остаются неизвестными и также обсуждаются. [28] [29] По словам Ханса Польсандера, почетного профессора истории Университета Олбани, SUNY , обращение Константина в христианство было всего лишь еще одним инструментом Realpolitik в его руках, призванным служить его политическим интересам в сохранении единства Империи под его контролем:
Преобладающим духом правительства Константина был дух консерваторизма . Его обращение в христианство и его поддержка произвели меньше инноваций, чем можно было ожидать; на самом деле они служили полностью консервативной цели — сохранению и продолжению Империи.
— Ганс Пользандер, «Император Константин» [31]
Император и философ-неоплатоник Юлиан Отступник предпринял недолгую попытку восстановить традиционную религию и язычество , а также подтвердить особый статус иудаизма , но в 391 году, при Феодосии I , никейское христианство стало официальной государственной церковью Римской империи . исключение всех других христианских церквей и эллинистических религий , включая саму римскую религию. Призывы к религиозной терпимости со стороны традиционалистов, таких как сенатор Симмах (ум. 402), были отвергнуты, и христианский монотеизм стал характерной чертой имперского господства . Еретики , как и нехристиане, подвергались исключению из общественной жизни или преследованиям, но, несмотря на упадок греко-римского политеизма , первоначальная религиозная иерархия Рима и многие аспекты его ритуалов повлияли на христианскую религию в целом; [32] различные дохристианские верования и обычаи сохранились также в христианских праздниках и местных традициях.
Философия
[ редактировать ]Древнеримская философия находилась под сильным влиянием древних греков и школ эллинистической философии ; однако уникальные изменения в философских школах произошли и в римский период. Интерес к философии впервые возник в Риме в 155 г. до н.э. афинское посольство, состоящее из академического скептика Карнеада , стоика Диогена и перипатетика Критолая. [33]
За это время Афины пришли в упадок как интеллектуальный центр мысли, в то время как в новых местах, таких как Александрия и Рим, проводились различные философские дискуссии. [34]
Наука
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2020 г. ) |
См. также
[ редактировать ]- Классическая античность
- Галло-римская культура
- Римская Британия
- Романизация
- Романизация Испании
- Театр Древнего Рима
- Романизация Анатолии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Например, романо-египетский текст свидетельствует о том, что в одном небольшом фермерском доме проживали 42 человека; в другом месте шесть семей имели общий интерес к одному оливковому дереву. См. Alfoldy, Geza., The Social History of Rome (Routledge Revivals) , 2014 (электронное онлайн-издание, без страниц: по состоянию на 11 октября 2016 г.).
- ^ Гарднер, Джейн (1991). «Цель закона Fufia Caninia» . Echos du Monde Classique: Классические взгляды . 35, 1: 21–39 – через проект MUSE.
- ^ Э. М. Еллинек, Пьющие и алкоголики в Древнем Риме.
- ^ Jump up to: а б с Грант, Майкл (1954). Римская литература . Кембридж, Англия: Университетское издательство. стр. 91–94.
- ^ Jump up to: а б Грант, Майкл (1954). Римская литература . Кембридж, Англия: Университетское издательство. п. 134.
- ^ Тенни, Фрэнк (1930). Жизнь и литература в Римской республике . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 132.
- ^ Тенни, Фрэнк (1930). Жизнь и литература в Римской республике . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 35.
- ^ Jump up to: а б Грант, Майкл (1954). Римская литература . Кембридж, Англия: Университетское издательство. стр. 78–84.
- ^ Jump up to: а б Грант, Майкл (1954). Римская литература . Кембридж, Англия: Университетское издательство. стр. 30–45.
- ^ Грант, Майкл (1954). Римская литература . Кембридж, Англия: Университетское издательство. стр. Примечания.
- ^ Загадка древнеримского бетона , Дэвид Мур, PE, 1995, профессиональный инженер на пенсии, Бюро мелиорации (Эта статья впервые появилась в информационном бюллетене «The Spillway» Министерства внутренних дел США, Бюро мелиорации, Верхний Колорадо). Регион, февраль 1993 г.)
- ^ «Римское искусство и архитектура» . UCCS.edu . Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 года . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ Lepcis Magna - Окно в римский мир в Северной Африке
- ^ Харви, Брайан. «Граффити из Помпеи» . Граффити из Помпеи . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Эльке, Трой Д. (16 октября 2008 г.). Перекресток агонии: страдания и насилие в христианской традиции . Корпорация Xlibris. ISBN 978-1-4691-0298-6 .
- ^ Йорг Рюпке , «Римская религия – Религии Рима», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 4.
- ^ Мэтью Бансон, Словарь Римской империи (Oxford University Press, 1995), стр. 246.
- ^ «Этот менталитет, - отмечает Джон Т. Кох, - лежит в основе гениальности культурной ассимиляции, которая сделала возможной Римскую империю»; запись «Interpretatio romana» в «Кельтская культура: историческая энциклопедия» (ABC-Clio, 2006), стр. 974.
- ^ Рюпке, «Римская религия – Религии Рима», стр. 4; Бенджамин Х. Исаак, Изобретение расизма в классической античности (Princeton University Press, 2004, 2006), стр. 449; WHC Френд, Мученичество и преследования в ранней церкви: исследование конфликта от Маккавеев до Доната (Doubleday, 1967), с. 106.
- ^ Г.В. Бромили (редактор), Международная стандартная библейская энциклопедия , Vol. 4 (Эрдманс, 1988), с. 116. ISBN 0-8028-3784-0 .
- ^ Джанет Хаскинсон, Опыт Рима: культура, идентичность и власть в Римской империи (Routledge, 2000), стр. 261.
- ^ Классическое эссе на эту тему — Арнальдо Момильяно , «Недостатки монотеизма для универсального государства», в Classical Philology , 81.4 (1986), стр. 285–297.
- ^ Jump up to: а б с Майкл Фреде, «Трактат Оригена против Цельса », в книге М. Эдвардса, М. Гудмана, С. Прайса и К. Роуленда (ред.), Апологетика в Римской империи: язычники, евреи и христиане (Oxford University Press, 2002). , стр. 133-134. ISBN 0-19-826986-2 ; Антония Триполитис, Религии эллинистически-римской эпохи (Eerdmans, 2001), стр. 99-101. ISBN 978-0-8028-4913-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Р.Л. Уилкен, Христиане, какими их видели римляне ( Yale University Press , 2003), стр. 32-50. ISBN 978-03-00-09839-6 .
- ↑ Римские источники о раннем христианстве см. также у Плиния Младшего о христианах , Светония о христианах и Тацита о Христе .
- ^ См. Питера Брауна в GW Bowersock , P. Brown и O. Grabar (ред.); Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру ( Harvard University Press , 1999), стр. 625-626, для эпитета «язычник», используемого как знак социально-религиозной неполноценности в латинской христианской полемике и апологетике .
- ^ Jump up to: а б Венди Донигер (редактор), «Константин I», в Британской энциклопедии мировых религий ( Британская энциклопедия , 2006), стр. 262.
- ^ Jump up to: а б Ноэль Ленски (редактор), Кембриджский спутник эпохи Константина ( издательство Кембриджского университета , 2006), «Введение». ISBN 978-0-521-81838-4 .
- ^ Jump up to: а б А.Х.М. Джонс , Константин и обращение Европы ( University of Toronto Press , 2003), с. 73. ISBN 0-8020-6369-1 .
- ^ Ханс А. Польсандер, Император Константин ( Рутледж , Нью-Йорк, 2004), стр. 82–84. ISBN 0-415-31938-2 ; Ленский, «Царствование Константина» ( «Кембриджский справочник эпохи Константина» ), с. 82.
- ^ Польсандер, Император Константин , стр. 78–79.
- ^ Стефан Хейд, «Романство римского христианства», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 406–426; в частности, о словарном запасе: Роберт Шиллинг, «Упадок и выживание римской религии» в «Римской и европейской мифологии » (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), с. 110.
- ^ «Римская философия | Интернет-энциклопедия философии» .
- ^ Аннас, Юлия. (2000). Голоса древней философии: вводный читатель . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512694-5 . OCLC 870243656 .
Библиография
[ редактировать ]- Элизабет С. Коэн, Честь и гендер на улицах Рима раннего Нового времени , Журнал междисциплинарной истории , Том. 22, № 4 (весна 1992 г.), стр. 597-625.
- Эдвард Гиббон , Упадок и падение Римской империи
- Том Холланд, Последние годы Римской республики ISBN 0-385-50313-X
- Рамзи МакМаллен , 2000. Романизация во времена Августа (издательство Йельского университета)
- Пол Вейн , редактор, 1992. История частной жизни: от языческого Рима до Византии (Belknap Press of Harvard University Press)
- Карл Вильгельм Вебер , 2008. Ночная жизнь Древнего Рима (Примусверлаг)
- Карл Вильгельм Вебер, 2005. Винная культура римлян.
- Дж. Х. Д'Армс, 1995. Пьянство и пьянство в римском мире , О. Мюррей In Vino Veritas.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интерактивная карта Рима. Архивировано 30 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
- Возрождение Рима — видеотур по Древнему Риму на основе цифровой модели. Архивировано 10 августа 2011 г. на Wayback Machine.