Плиний Младший о христианах

Плиний Младший , римский губернатор Вифинии и Понта (ныне на территории современной Турции), около 110 г. н. э. написал письмо императору раннехристианской Траяну и попросил совета, как вести себя с общиной . В письме ( Epistulae X.96) подробно описывается, как Плиний проводил судебные процессы над подозреваемыми христианами, представшими перед ним в результате анонимных обвинений, и содержится просьба к императору дать указания, как с ними следует обращаться. [1] [2]
Ни Плиний, ни Траян не упоминают о преступлении, которое должны были совершить христиане, за исключением того, что они были христианами; и другие исторические источники не дают простого ответа на то, в чем могло быть это преступление, но, скорее всего, связано с упорным отказом христиан поклоняться римским богам; заставляя их выглядеть противниками римского правления. [3] [4]
Плиний заявляет, что он дает христианам несколько шансов подтвердить свою невиновность, и если они трижды откажутся, их казнят. Плиний утверждает, что его расследования не выявили ничего со стороны христиан, кроме безвредных обычаев и «развратных, чрезмерных суеверий ». Однако Плиний, похоже, обеспокоен быстрым распространением их обычаев и рассматривает христианские собрания как потенциальную отправную точку для мятежа. [4]
Это письмо является первым языческим рассказом, в котором упоминается христианство, и содержит ключевую информацию о раннехристианских верованиях и обычаях, а также о том, как на них смотрели и относились к ним римляне. [2] [5] [6] Письмо и ответ Траяна свидетельствуют о том, что на момент его написания не было систематических и официальных гонений на христиан в Римской империи . [7] [8] До этого были гонения на христиан, но только на локальной основе, как, например, гонения Нерона в Риме. [9] [10] или изгнание иудеев-христиан и евреев из Рима по приказу Клавдия . [11] Ответ Траяна также дает ценную информацию об отношениях между римскими губернаторами провинций и императорами и указывает на то, что в то время императорские приказы не разыскивали и не выслеживали христиан и что преследования могли быть локальными и спорадическими. [12]
Контекст и обзор
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Плиний Младший был правителем Вифинии и Понта на черноморском побережье Анатолии, прибыв туда в качестве представителя императора Траяна между 109 и 111 годами нашей эры 17 сентября. [1] Плиний, вероятно, написал письма от Амиса . [13] Происхождение христианства в этом регионе неизвестно, но оно не было связано с путешествиями апостола Павла . [1] Учитывая ссылку на Вифинию в начале Первого послания Петра (скорее всего, написанного во время правления Домициана в 81 году нашей эры), христианство в этом регионе могло иметь некоторые ассоциации с Петром через Силу . [1] [14]
В 111 году Вифиния и Понт были известны своими беспорядками, а Траян выбрал Плиния из-за его юридического образования и прошлого опыта. [2] Плиний был знаком с этим регионом: он защищал в Сенате двух их проконсулов за вымогательство, один случай произошел примерно в 103 году нашей эры. [13] Однако Плиний никогда не проводил юридического расследования в отношении христиан и поэтому консультировался с Траяном, чтобы иметь твердую почву в отношении его действий, и сохранил свои письма и ответы Траяна. [2] То, как он выразил свое незнание этой процедуры, может указывать на то, что подобные преследования христиан имели место и раньше (а именно в Риме), но Плиний в них не участвовал. [2]
Будучи губернатором, Плиний имел большое влияние на всех жителей своей провинции. [12] Особенно это касалось юридического обращения с христианами. Римская правовая конструкция cognitio extra ordinem предоставляла правителям большую свободу действий при решении юридических дел. [6]
Преследование христиан
[ редактировать ]До указа Деция 249 года , который требовал от всех жителей Римской империи приносить жертвы римским богам, гонения на христиан основывались на местных решениях. [7] [8] Тимоти Барнс характеризует ситуацию, заявляя: «Фактическое преследование… было локальным, спорадическим, почти случайным». [12] В этот период отдельные правители относились к христианам по-разному в зависимости от общественных и социальных проблем, например, Тертуллиан писал, что христианская кровь не проливалась в Африке до 180 г. [6] [7]
Хотя очевидно, что Плиний казнил христиан, ни Плиний, ни Траян не упоминают о преступлении, совершенном христианами, за исключением того, что они были христианами; и другие исторические источники не дают однозначного ответа на этот вопрос. [3] Ответ Траяна Плинию ясно дает понять, что быть известным как «христианин» было достаточно для судебного разбирательства. [3]
Эверетт Фергюсон утверждает, что обвинения Плиния против христиан, возможно, были частично основаны на «тайных преступлениях», связанных с христианством, позже охарактеризованных Афинагором как атеизм, каннибалистические пиры и инцест. [4] Каннибалистические пиры и обвинения в инцесте основывались на непонимании евхаристического акта и того, что христиане являются «братьями и сестрами» даже после брака. Однако обвинение в атеизме было связано с отказом поклоняться государственным богам и превратило христианство в суеверие, а не в религию. [4] Джордж Хейман заявляет, что отказ христиан участвовать в жертвенных ритуалах в честь императора и вместо этого следовать своей собственной жертвенной риторике и практике противоречил римским формам социального контроля, делая их нежелательным меньшинством. [3] Однако Евсевий (ЕН 9.7) утверждает, что именно страх перед недовольством богов отказом христиан поклоняться им вызвал бедствия, обрушившиеся на города, которые привели к преследованиям. Фергюсон утверждает, что Плиний рассматривал упрямство ( contumacia ) христиан как такую же угрозу римскому правлению и порядку, как и расхождение их верований с римлянами; и рассматривал христианские собрания как потенциальную отправную точку для мятежа. [4]
Письмо и ответ
[ редактировать ]Письмо Плиния Траяну
[ редактировать ]Вступительные вопросы
[ редактировать ]
Плиний открывает письмо (разделы 1–4) вопросами к Траяну относительно предстоявших ему процессов над христианами, поскольку он говорит, что никогда не присутствовал ни на каких процессах над христианами. Это может указывать на то, что предыдущие судебные процессы имели место и что Плиний не знал о каких-либо существующих указах Траяна о преследовании христиан. [15] У него есть три главных вопроса:
- Следует ли делать какое-либо различие по возрасту христианина? Следует ли относиться к очень молодым людям иначе, чем к зрелым людям?
- Означает ли отказ от христианства, что обвиняемый помилован?
- Достаточно ли самого «имени» христианства, чтобы осудить обвиняемого, или это преступления, связанные с христианством? ( Если само имя свободно от преступлений или преступления, связанные с именем, наказываются. )
А. Н. Шервин-Уайт утверждает, что «когда деятельность секты была запрещена, предъявления обвинения номену ( «имени»), то есть членству в культовой группе, было достаточно для вынесения обвинительного приговора. Для самих жертв это необычно выглядело как религиозное преследование, но в основе лежала flagitia ( «постыдные действия»), которые считались неотделимыми от практики культа». [16]
Пробный формат
[ редактировать ]Плиний дает отчет о том, как проводятся судебные процессы и выносятся различные приговоры (разделы 4–6). Он говорит, что сначала спрашивает, являются ли обвиняемые христианами: если они признаются в этом, он допрашивает их еще дважды, всего три раза, угрожая им смертью, если они продолжат подтверждать свою веру. Если они не откажутся, то он приказывает казнить их или, если они римские граждане, приказывает отвезти их в Рим. Несмотря на свою неуверенность в отношении проступков, связанных с христианством, Плиний говорит, что не сомневается в том, что, какова бы ни была природа их веры, по крайней мере их непреклонное упрямство ( obstinatio ) и упрямство ( pertinacia ) заслуживают наказания. Это показывает, что с точки зрения римских властей христиане были враждебны правительству и открыто бросали вызов магистрату, который просил их отказаться от нежелательного культа. [17] В частности, христиане, присутствовавшие на этих процессах, о которых спрашивает Плиний, были обвинены в частном опубликованном анонимном документе, а не Плинием или империей.
Плиний упоминает три категории обвиняемых с соответствующими приговорами. Если обвиняемые отрицали, что когда-либо были христианами, то однажды они молились римским богам (словами, продиктованными самим Плинием), возносили благовония и вино к изображениям Траяна и богов и проклинали Христа – что Плиний считает правдой. Христиане не смогли этого сделать – их тогда выписали. Обвиняемые, которые когда-то были христианами, но отошли от религии, также последовали вышеупомянутой процедуре и были отпущены. Шервин-Уайт говорит, что эта процедура была одобрена Траяном, но это не был способ «принудить к подчинению государственной религии или имперскому культу», что было добровольной практикой. [18] Тех, кто трижды признался в том, что они христиане, казнили.
Практики христиан
[ редактировать ]
Затем Плиний подробно описывает обычаи христиан (разделы 7–10): он говорит, что они встречаются в определенный день перед рассветом, собираются и поют гимны Христу как богу. Все они связывают себя клятвой, «не в каких-то преступлениях», говорит Плиний, как будто именно этого он и ожидал; скорее, они обязуются не совершать никаких преступлений, таких как мошенничество, воровство или прелюбодеяние, а затем делятся трапезой, состоящей из «обычной и невинной еды». Плиний, однако, говорит, что христиане отказались от всех этих практик после того, как Плиний запретил любые политические объединения ( гетерии или «братства»). Эти клубы были запрещены, потому что Траян считал их «естественной питательной средой для ропота» как по поводу гражданской жизни, так и по политическим вопросам. Одним из таких запрещенных клубов была ассоциация пожарных; Точно так же христианство рассматривалось как политическое объединение, которое могло быть потенциально вредным для империи. [19]
Плиний добавляет, что он счел необходимым провести дальнейшее расследование, подвергнув пыткам двух рабынь, называемых диакониссами, что было стандартной процедурой в римских допросах рабов, и не обнаружил ничего, кроме «развратных, чрезмерных суеверий» ( suerstitio ). Используя это слово вместо religio , религия, Плиний «очерняет положение христиан». [20] потому что это было вне религиозных практик Рима. [21] Очевидный отказ христиан от языческих храмов представлял угрозу pax deorum , гармонии или согласию между божественным и человеком, а также вызывали опасения относительно политической подрывной деятельности со стороны новых религиозных групп, что рассматривалось как потенциальное преступление. [22]
Плиний заканчивает письмо словами, что христианство подвергает опасности людей любого возраста и ранга и распространилось не только по городам, но и по сельским деревням ( neque tantum...sed etiam ), но что можно будет проверьте это. Он аргументирует свою процедуру перед Траяном, говоря, что храмы и религиозные праздники, которые раньше были заброшены, теперь снова процветают и что снова наблюдается растущий спрос на жертвенных животных - падение и подъем, который, по мнению А. Н. Шервин-Уайта, является преувеличение ущерба, который христианство нанесло традиционному культу. [23]
Ответ Траяна
[ редактировать ]
Краткий ответ Траяна Плинию подтверждает общую процедуру Плиния и дает четыре приказа:
- Не ищите христиан для суда.
- Если обвиняемых признают виновными в том, что они христиане, они должны понести наказание.
- Если обвиняемые отрицают, что они христиане, и доказывают обратное, поклоняясь богам, то они должны быть помилованы.
- Анонимные обвинения не должны рассматриваться.
Леонард Л. Томпсон называет политику «обоюдоострой», поскольку, «с одной стороны, христиан не преследовали. Их судили только в том случае, если против них выдвигались обвинения со стороны местных провинциалов. Но если обвиняли и осуждали, то христиан. ... были убиты просто за то, что они были христианами». [24] Таким образом, взгляд Плиния на обращение с христианами не обязательно заключался в преследовании, а, скорее, в том, что христиан казнили только тогда, когда они предстали перед ним на суде и признались; однако были помилованы и те, кто отрицал подобные обвинения. Сте. Круа говорит, что рекомендуемый образ действий «был «обвинительным», а не «инквизиторским»», так что не сами губернаторы, а частные местные обвинители ( delatores ). обвинения выдвигали [25]
Подлинность
[ редактировать ]Полученный научный консенсус заключается в том, что эта переписка является подлинной. [26] Совсем недавно подлинность письма Плиния была поставлена под сомнение: стилометрическое сравнение с другими письмами Плиния, казалось, указывало на то, что большая часть текста была добавлена позже кем-то другим. [26] Однако большинство историков по-прежнему считают письмо подлинным. [27]
Значение
[ редактировать ]Если оно подлинное, письмо Плиния является самым ранним языческим рассказом, относящимся к ранним христианам, и дает ключевое описание римского административного процесса и проблем. [5] [6] а также предоставляет ценные свидетельства об отношении римских властей к раннему христианству. [28] Судя по всему, документ показывает, что Римская империя как государственное образование в то время не «выискивала» христиан для преследования или преследования. [29] Хотя император Траян, например, дает Плинию конкретный совет относительно игнорирования анонимных обвинений, он сознательно не устанавливал никаких новых правил в отношении христиан. [6] При этом Траян позволил Плинию рассматривать дела по своему усмотрению.
Представленное письмо поддерживает существование ранней христианской церкви и ее быстрый рост.
Позднее влияние
[ редактировать ]Некоторые древние христианские писатели упоминали переписку между Плинием и Траяном и ее обстоятельства и часто приукрашивали это сообщение.
Первым из них был латинский писатель Тертуллиан в 197 году в своем «Апологетикуме» (2,6-7), в защиту христианства. Эта работа содержит «выборочный пересказ» переписки. Тертуллиан использовал это, чтобы обосновать свою точку зрения о том, что в теории права выслеживать христиан запрещено. [30]
Позже, в начале четвертого века, греческий писатель Евсевий Кесарийский упомянул об этом эпизоде в своей «Церковной истории» . У него был доступ не к оригиналу Плиния, а к пересказу Тертуллиана. Он изменил историю, среди прочего, заявив, что Плиний просил совета у Траяна, потому что так много христиан было казнено. (Исторически это произошло скорее потому, что христианство поднимало сложные юридические вопросы, а Плиний хотел защититься от критики.) [30]
Около 402 года Руфин из Аквилеи еще больше украсил этот отчет в латинской версии работы Евсевия. У него был доступ к Тертуллиану и Евсевию, но, опять же, вероятно, не к оригиналу Плиния. Его модификации включают усиление сострадания Плиния к христианам и устранение его скептицизма в отношении Христа как бога. [30]
Другие римские источники
[ редактировать ]Плиний – один из трех ключевых римских авторов, ссылающихся на ранних христиан , двое других – Тацит и Светоний . [31] [32] Эти авторы ссылаются на события, происходившие во времена правления различных римских императоров, Светоний пишет об изгнании из Рима евреев из-за волнений, устроенных неким «Хрестом» во время правления Клавдия (41–54), а также о наказаниях, совершенных Нерон (правивший с 54 по 68 год), Тацит ссылается на действия Нерона после Великого пожара в Риме в 64 году нашей эры, а Плиний пишет Траяну . [31] [33] Но хронологический порядок документации начинается с того, что Плиний писал около 111 г. н.э., затем Тацит писал в « Анналах» около 115/116 г. н.э., а затем Светоний писал «Жизнеописания двенадцати цезарей» около 122 г. н.э. [31] [34]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ранняя христианская церковь , том 1, Филип Кэррингтон (11 августа 2011 г.) ISBN 0521166411 Cambridge Univ Press, стр. 429
- ^ Jump up to: а б с д и Языческий Рим и ранние христиане , Стивен Бенко (1 июля 1986 г.) ISBN 0253203856 страницы 5-7
- ^ Jump up to: а б с д Сила жертвоприношения: конфликт римских и христианских дискурсов, Джордж Хейман (ноябрь 2007 г.) ISBN 0813214890 стр. xii–ix
- ^ Jump up to: а б с д и «История раннего христианства» , Эверетт Фергюсон (19 августа 2003 г.) ISBN 0802822215, страницы 504–596.
- ^ Jump up to: а б Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия , Барт Д. Эрман (23 сентября 1999 г.) ISBN 0195124731 Оксфорд UP, страницы 57–59
- ^ Jump up to: а б с д и Санта-Крус, GEM (ноябрь 1963 г.). «Почему преследовались ранние христиане?». Прошлое и настоящее (26): 6–38. дои : 10.1093/прошлое/26.1.6 . JSTOR 649902 .
- ^ Jump up to: а б с Дж. Б. Ривс, «Указ Деция и религия Империи», Журнал римских исследований , Vol. 89, (1999), стр. 135–154 [1]
- ^ Jump up to: а б Мосс, Кандида (2013). Миф о преследованиях . Нью-Йорк: HarperOne HarperCollins . п. 145. ИСБН 978-0-06-210452-6 .
- ^ Тацит , Анналы , Книга 15, Глава 44
- ↑ Светоний , Двенадцать Цезарей , Книга 6, Глава 16.
- ^ Светоний , Двенадцать Цезарей , Книга 5, Глава 25
- ^ Jump up to: а б с Барнс, Тимоти Дэвид (1971). Тертуллиан: Историко-литературное исследование . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 143–163.
- ^ Jump up to: а б Пол Крестез «Плиний, Троян и христиане» в книге «Гитлер и упадок римского мира» (сентябрь 1979 г.) под редакцией Хильдегард Темпорини, ISBN 3110078228 стр. 274
- ^ Новый американский комментарий: 1, 2 Питер, Джуд Томаса Р. Шрайнера (1 сентября 2003 г.) ISBN 0805401377 стр. 37
- ^ А. Н. Шервин-Уайт, Письма Плиния: исторический и социальный комментарий (Оксфорд: Oxford University Press, 1966), 694.
- ^ А. Н. Шервин-Уайт, Письма Плиния: исторический и социальный комментарий (Оксфорд: Oxford University Press, 1966), 696.
- ^ А. Н. Шервин-Уайт, Письма Плиния: исторический и социальный комментарий (Оксфорд: Oxford University Press, 1966), 699.
- ^ А. Н. Шервин-Уайт, Письма Плиния: исторический и социальный комментарий (Оксфорд: Oxford University Press, 1966), 701.
- ^ Роберт Л. Уилкен, Христиане, какими их видели римляне (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1984), 13.
- ^ Мосс, Кандида (2013). Миф о преследованиях . Нью-Йорк: HarperOne HarperCollins . п. 180. ИСБН 978-0-06-210452-6 .
- ^ Бенджамин Х. Исаак (2006). Изобретение расизма в классической античности . Издательство Принстонского университета. стр. 466–. ISBN 978-0-691-12598-5 . Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ Валери М. Уорриор (16 октября 2006 г.). Римская религия . Издательство Кембриджского университета. стр. 127–. ISBN 978-0-521-82511-5 . Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ А. Н. Шервин-Уайт, Письма Плиния: исторический и социальный комментарий (Оксфорд: Oxford University Press, 1966), 710.
- ^ Леонард Л. Томпсон, «Обычные жизни», в «Чтении Книги Откровения» , изд. Дэвид Л. Барр (Лейден: Brill Academic, 2004), 37.
- ^ GEM Ste. Круа, Преследование христиан, мученичество и православие (Оксфорд: Oxford University Press, 2006), 120.
- ^ Jump up to: а б Туччинарди, Энрико (июнь 2017 г.). «Применение профильного метода проверки авторства: исследование подлинности письма Плиния Младшего Траяну о христианах» . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Уоссон, Дональд Л. «Плиний Младший» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ Мосс, Кандида (2013). Миф о преследованиях . Нью-Йорк: HarperOne HarperCollins . п. 143. ИСБН 978-0-06-210452-6 .
- ^ «Плиний Младший о Христе» . Архивировано из оригинала 27 мая 2013 года . Проверено 10 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Ханаган, Майкл Питер (2022). «Руфин и переосмысление переписки Плиния с Траяном » Христианское бдение . 76 (2): 202–216. дои : 10.1163/15700720-bja10044 . S2CID 247263907 . Получено 14 апреля.
- ^ Jump up to: а б с Стивен Бенко «Языческая критика христианства» в книге «Взлет и падение римского мира» под редакцией Хильдегард Темпорин и др. ISBN 3110080168 страница
- ^ Роберт Э. Ван Вурст Иисус вне Нового Завета: Введение в древние свидетельства Eerdmans Publishing, 2000. ISBN 0-8028-4368-9 страницы 69-70
- ^ П. Е. Истерлинг, Э. Дж. Кенни (главные редакторы), Кембриджская история латинской литературы , стр. 892 (Cambridge University Press, 1982, перепечатано в 1996 г.). ISBN 0-521-21043-7
- ^ Христианство и Римская империя: справочные тексты Ральфа Мартина Новака, 2001 г. ISBN 1-56338-347-0 страницы 13 и 20