Jump to content

Светоний о христианах

Копия 1540 года « Жизнеописания двенадцати цезарей» Светония.

Римский историк Светоний (ок. 69 г. н. э. – ок. 122 г. н. э.) упоминает ранних христиан и, возможно, ссылается на Иисуса Христа в своем труде «Жизнеописания двенадцати цезарей» . [1] [2] [3] Один отрывок из биографии императора Клавдия Божьего Клавдия25 относится к волнениям в еврейской общине и изгнанию евреев из Рима Клавдием римской во время его правления (41–54 гг. н. э.), что может быть изгнанием, упомянутым в Деяниях. Апостолов ( 18:2 ). В этом контексте упоминается «Хресто». Некоторые ученые считают, что это, вероятно, относится к Иисусу, в то время как другие считают, что это относится к другому человеку, живущему в Риме, о котором у нас нет информации. [4] [5] [6]

Христиане прямо упоминаются в биографии императора Нерона Светония ( Нерон 16) как среди наказанных во время правления Нерона. [7] Эти наказания обычно датируются примерно 64 годом нашей эры. [8] год Великого пожара в Риме . В этом отрывке Светоний описывает христианство как чрезмерную религиозность ( suerstitio ), как это делают его современники Тацит и Плиний . [2]

Историки спорят о том, проводило ли римское правительство различие между христианами и евреями до того, как Нерва изменил Fiscus Judaicus в 96 году нашей эры. [9] [10] [11] С тех пор практикующие евреи платили налог, а христиане — нет. [12]

Христиане при Нероне

[ редактировать ]

Римский император Нерон правил с 54 по 68 год нашей эры. В «Нероне 16 » Светоний перечисляет различные законы Нерона для поддержания общественного порядка, в том числе прекращение гонок на колесницах, поскольку водители жульничали и грабили, а также пантомимические представления, которые часто были сценами драк. [13] Среди них — наказание христиан. Он заявляет: [1]

Во время его правления многие злоупотребления были строго наказаны и пресечены, и было принято не меньше новых законов: был установлен предел расходов; общественные банкеты ограничивались раздачей еды; запрещалась продажа в кабаках всяких приготовленных яств, за исключением бобовых и овощей, тогда как раньше на продажу выставлялись всякие лакомства. Наказание было применено к христианам, [14] класс людей, склонных к новому и вредному суеверию. Он положил конец развлечениям колесничих, которые, обладая давней неприкосновенностью, претендовали на право скитаться на свободе и развлекаться обманом и грабежом людей. Актеры пантомимы и их сторонники были изгнаны из города.

Наказание христиан Нероном обычно датируется ок. 64 год нашей эры. [8] В отличие от ссылки Тацита на преследование христиан Нероном, Светоний не связывает гонения с Великим пожаром в Риме , произошедшим в 64 году нашей эры.

Помимо рукописей и печатных изданий « Жизнеописаний » Светония , предложение о христианах впервые засвидетельствовано в надписи Сената и парижского народа от 1590 года. [15] К. Р. Брэдли отмечает, что глагол в пункте «Наказание было применено к христианам» (лат. afflicti supliciis christiani) следует исправить на «affecti», основываясь, во-первых, на частом употреблении этого глагола со словом «наказание», а во-вторых, на «affecti». о том, что Орозий, по мнению Брэдли, использует этот глагол в материале, зависящем от отрывка Светония Нерона 16. [16] Эти слова в сочетании указывают на то, что наказание было смертным; ср. например Суэт. Август 17,5 (смерть юного Антония), Клавдий 26,2 (смерть Мессалины) и Гальба 12,1 (смерть чиновников).

Тертуллиан

[ редактировать ]

Отец церкви Тертуллиан писал: «Мы читаем жития Цезарей: В Риме Нерон был первым, кто запятнал кровью растущую веру». [17] Мэри Эллен Снодграсс отмечает, что Тертуллиан в этом отрывке «использовал Светония в качестве источника, цитируя «Жизнеописания цезарей» как доказательство того, что Нерон был первым римским императором, убившим христиан», но не цитирует конкретный отрывок из « Жизнеописаний Светония» в качестве источника Тертуллиана. [18] Другие авторы прямо добавляют, что слова Тертуллиана являются отсылкой к отрывку из Нерона 16 Светония: [19] в то время как другие считают, что они относятся к отрывку Тацита, [20] или оба отрывка (Нерон и Тацит). [21]

Интерпретация

[ редактировать ]

В римском использовании слово «суеверие» относится к любой чрезмерной религиозной преданности внутри или за пределами традиционной римской религиозной практики . Для Светония эта чрезмерная преданность была чем-то новым и вредным. Возможно, это имело место во времена Светония, но Мариус Хемстра считает, что он датировал обвинение задним числом, временами Нерона. [22]

Слово, переведенное выше как «озорной», — это Maleficus , что также может означать «волшебный». Как существительное это слово означает «волшебник». Возможно, Светоний обвиняет христиан в использовании того, что можно было бы назвать «черной магией» в современных терминах, как это сделал языческий философ Цельс около 177 года. [23]

В этом отрывке видно явное презрение Светония к христианам — то же самое презрение, которое выразили Тацит и Плиний Младший в своих сочинениях. [2] Стефан Бенко утверждает, что презрение к Светонию совершенно очевидно, поскольку он низводит христиан до низших слоев общества, и его заявление перекликается с настроениями Плиния и Тацита. [24]

Возможные христиане при Клавдии

[ редактировать ]

Римский император Клавдий правил с 41 по 54 год нашей эры. Светоний сообщает о своих отношениях с восточной Римской империей, то есть с Грецией и Македонией, а также с ликийцами, родосцами и троянцами. [25]

В Клавдии 25 Светоний упоминает изгнание евреев Клавдием и заявляет (в переводе Кэтрин Эдвардс ): [1]

Поскольку евреи постоянно устраивали беспорядки по наущению Хреста, он изгнал их из Рима.

Поскольку маловероятно, чтобы гипотетический христианский интерполятор назвал Иисуса «Хрестом», поместил его в Рим в 49 году или назвал «возмутителем спокойствия», подавляющее большинство ученых приходят к выводу, что этот отрывок подлинный. [26]

Латинский текст

[ редактировать ]

Латинская оригинальная версия этого утверждения выглядит следующим образом (в редакции Има): [27]

Евреев вел Христос [примечание 1] Он изгнал постоянно беспокойный Рим

Краткое заявление на латыни было названо «пресловутой сутью». [29] [примечание 2] и Уильям Л. Лейн объясняет, что латинский текст неоднозначен, давая два способа его интерпретации:

  1. «Он изгнал из Рима евреев, постоянно устраивавших беспорядки по наущению Хреста»
  2. «Поскольку евреи постоянно устраивают беспорядки по наущению Хреста, он изгнал их из Рима».

Первое указывает на то, что Клавдий изгнал только тех евреев, которые устраивали беспорядки. [32] Боман (2012) использует следующий перевод, который он «считает уклончивым и достаточно близким к оригинальному латыни»: « Из Рима он (Клавдий) изгнал постоянно бунтующих евреев по наущению Хрестуса » . [33]

Проблема с правописанием

[ редактировать ]

Хресто ( аблативное от Хрестуса) — наиболее заслуживающее доверия написание в творчестве Светония. Уильям Л. Лейн утверждает, что путаница между Хрестусом и Кристусом была достаточно естественной для Светония, учитывая, что на тот момент истории различие между написанием и произношением было незначительным. [34] Лейн утверждает, что это подтверждается написанием христиан в Деяниях 11:26 , Деяниях 26:28 и в 1 Петра 4:16 , где в унциальном кодексе Синайский читается Хрестианос . [34] Раймонд Э. Браун утверждает, что во втором веке, когда Светоний писал, и Christus (Христос), и Christianus (христианин) часто писались с буквой «e» вместо «i» после «r». [35] В Светонии Нероне 16 слово «христиане» пишется christiani .

Интерпретация

[ редактировать ]

Джеймс Д. Данн утверждает, что большинство ученых делают вывод, что «Светоний неправильно расслышал имя «Христус» (имея в виду Иисуса как Христа) как «Хрестус», а также неправильно понял отчет и предположил, что последователи кого-то по имени Хрестус вызывали беспорядки в еврейской общине. по его наущению. [36] RT France заявляет, что идея об орфографической ошибке Светония «никогда не может быть чем-то большим, чем предположением, а тот факт, что Светоний может в другом месте говорить о «христианах» как о членах нового культа (без каких-либо упоминаний о евреях), определенно делает это весьма маловероятным. что он мог совершить такую ​​ошибку». [37] Термин Хрест (который, возможно, также использовался Тацитом) был обычным явлением в то время, особенно для рабов, и означал «добрый» или «полезный». [38] Однако Кук указывает, что это имя было лишь распространенным именем среди язычников. Хотя только в Риме известно 126 человек по имени Хрест, 59 из которых были рабами, документально подтвержден только один еврей по имени Хрест, и даже этот еврей практиковал язычество. Поэтому Кук считает маловероятным, чтобы еврейский агитатор Хрестус мог быть кем-то иным, чем Христос. [39]

На монете, выпущенной императором Нервой (96–98 гг. н.э.), написано fisci Judaici Calumnia Sublata , «отмена злонамеренного преследования в связи с еврейским налогом». [40]

Луи Фельдман утверждает, что большинство ученых предполагают, что здесь имеется в виду Иисус и что упомянутые беспорядки были вызваны распространением христианства в Риме. [41] Роберт Э. Ван Вурст утверждает, что у Светония был вводящий в заблуждение источник информации, заставивший его поверить в то, что Христос действительно присутствовал в качестве агитатора во время правления Клавдия. [42] Позже Ван Вурст объясняет, что в отрывке «Хрестус», скорее всего, является ошибкой Кристуса. [43] Э. М. Смоллвуд утверждает, что единственная разумная интерпретация состоит в том, что Светоний имел в виду христианство. [44] Эдвин М. Ямаути утверждает, что «однако все большее число ученых принимают аргумент о том, что «Хрест», упомянутый в Светонии, был просто еврейским агитатором с обычным именем и что он не имел никакого отношения к христианству». [45] Среди современных ученых-классиков, похоже, нет той уверенности, которую можно найти среди многих ученых-библеистов. Барбара Левик комментирует: «Утверждать, что Светоний, писавший во втором веке, неправильно понял ссылку на христиан в своем источнике, неубедительно экономно», заключая, что «точная причина изгнания остается неясной». [46] Дж. Моттерсхед в своем комментарии к «Клавдию» утверждает, что, если бы Светоний «включил ссылку на Христа, нельзя было бы ожидать, что он просто безоговорочно использовал Хреста/Христа». Это указывает «на вывод, что Светоний не имел в виду религиозный спор с участием христиан». [47]

Менахем Штерн сказал, что Светоний определенно имел в виду Иисуса Христа; потому что он добавил бы к Хресту «некий», если бы имел в виду неизвестного агитатора. [48]

Беспокойство и изгнание

[ редактировать ]
Статуя Клавдия, Лувр

Большинство ученых полагают, что беспорядки, упомянутые Светонием в этом отрывке, были вызваны распространением христианства в Риме. [41] Эти беспорядки, вероятно, были вызваны возражениями еврейской общины против продолжения проповедей евреев-эллинистов в Риме и их настойчивостью в том, что Иисус был Мессией, что привело к напряженности в отношениях с евреями в Риме. [36] [34]

Некоторые ученые считают, что Светоний был сбит с толку и предположил, что Хрест, как лидер агитаторов, был жив и жил в Риме во время изгнания. [49] [34] Представление о том, что Хрест спровоцировал еврейские волнения, предполагает, что упоминание о Хресте не является христианской интерполяцией, поскольку христианский писец вряд ли будет думать о последователях Христа как о евреях или помещать их в Рим во времена Клавдия. [50] Эта проблема ослабляет историческую ценность справки в целом. [36] Ученые разделились во мнениях относительно ценности ссылки Светония; некоторые видят в этом отсылку к Иисусу, [5] [6] [51] другие видят в этом ссылку на беспорядки, совершенные неизвестным агитатором. [52] [примечание 3] [55] [56]

Датировка изгнания создает некоторые проблемы, поскольку Светоний пишет в тематической, а не хронологической манере, что требует использования других текстов для установления временных рамок. [57] [58] [59] Датировка «эдикта Клавдия» об изгнании евреев опирается на три отдельных текста, помимо собственных ссылок Светония, которые расположены в хронологическом порядке: ссылка на суд над апостолом Павлом Галлионом в Деяниях апостолов ( 18: 2 ), упоминание Кассия Диона в «Истории» 60.6.6-7 и упоминание Павлом Орозием в пятом веке в «Истории» 7.6.15-16 несуществующего Иосифа Флавия . [58] Ученые в целом согласны с тем, что эти ссылки относятся к одному и тому же событию. [59] Большинство ученых согласны с тем, что изгнание некоторых евреев, упомянутых Светонием, произошло примерно в 49–50 годах нашей эры, но меньшинство ученых предполагают даты в пределах нескольких лет от этого диапазона. [49] [60] [61]

Другие римские источники

[ редактировать ]

Светоний – один из трех ключевых римских авторов, которые могут относиться к ранним христианам , двое других – Плиний Младший и Тацит . [62] [63] Эти авторы ссылаются на события, которые происходили во время правления различных римских императоров: Светоний пишет об изгнании Клавдия и Тацит преследованиях Нерона, ссылается на действия Нерона во время Великого пожара в Риме в 64 году нашей эры, а Плиния письма Траяну об испытаниях , которые он устраивал над христианами около 111 г. н.э. [62] [64] Но временной порядок документов начинается с того, что Плиний писал около 111 г. н.э., затем Тацит около 115/116 г. н.э., а затем Светоний около 122 г. н.э. [62] [65]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Боман (2012) утверждает, что в изученных им рукописях есть много разных вариантов написания этого слова, а именно: « Chresto, Cherestro, Cresto, Chrestro, Cheresto, Christo, xpo, xpisto и Cristo ». Чтения Честро и Чирестро , упомянутые более ранними учеными, «действительно могут быть всего лишь научными орфографическими ошибками», пишет он. Он заключает, что «большинство из 41 рукописи, собранной [им], включая подавляющее большинство самых старых и наиболее надежных рукописей 9-13 веков, принадлежащих обеим [рукописным] семьям, читают «Хресто »» и что «это неверно утверждать, что только одна рукопись содержит это чтение (Торрентиус), что «Хресто» — лишь случайное чтение (Ботерманн) или что ни один переписчик никогда не писал «Христо» (Ван Вурст)», «что «Черестро » и другие подобные варианты написания, по всей вероятности, являются в лучшем случае это просто догадки писцов или ученых, а скорее чистые ошибки писцов, которые были неосторожно переданы» и что «написание Христа в рукописях, скорее всего, является догадками христианских писцов или ученых». [28]
  2. Донна Херли также отмечает, что импульсивный Кресто - «безусловно, самая известная фраза, которую когда-либо писал Светоний». [30] Леонард Рутгерс заявляет, что «интерпретация фразы Светония impulsore Chresto сложна» и «мнения расходятся относительно того, что вызвало эти беспорядки». [31]
  3. ^ Той же точки зрения придерживался Нил Эллиот (« impulsore Chresto, вероятно, относится к «Хресту», спровоцировавшем изгнание Клавдия, а не к беспорядкам евреев») [53] и Ян Рок («есть достаточные основания полагать, что любой из Крестусов мог быть вдохновителем Клавдия, учитывая доказательства того, что могущественные вольноотпущенники повлияли на решения Клавдия»). [54]
  1. ^ Jump up to: а б с Светоний, Кэтрин Эдвардс. Жизни Цезарей (2001) ISBN   0192832719 стр. 184, 203.
  2. ^ Jump up to: а б с Джон Доминик Кроссан, Рождение христианства (1999) ISBN   0567086682 с. 3
  3. ^ Ван Вурст, Иисус , 2000. стр. 29-30
  4. ^ Ван Вурст, Иисус , 2000. стр. 38-39
  5. ^ Jump up to: а б Эдди, Пол; Бойд, Грегори. Легенда об Иисусе: аргументы в пользу исторической достоверности синоптической традиции Иисуса (2007) ISBN   0-8010-3114-1 страниц 166
  6. ^ Jump up to: а б Крейг С. Кинер, Исторический Иисус из Евангелий (2012) ISBN   0802868886 с. 66
  7. ^ Джеффри В. Бромили, Международная стандартная библейская энциклопедия , том 4 (Eerdmans, 1959) ISBN   9780802837844 стр.216, столбец 2.
  8. ^ Jump up to: а б Мэтью Бансон, Энциклопедия Римской империи, 1994 г. ISBN   081602135X стр. 111
  9. ^ Джонс, Кристофер П. (2017). «Историчность неронианских преследований: ответ Бренту Шоу» (PDF) . Исследования Нового Завета . 63 : 146–152. дои : 10.1017/S0028688516000308 . S2CID   164718138 – через издательство Кембриджского университета.
  10. ^ Ван дер Ланс, Биргит; Бреммер, Ян Н. (2017). «Тацит и гонения на христиан: изобретение традиции?» . Эйрен: Studia Graeca et Latina . 53 : 299–331 – через Центр классических исследований.
  11. ^ Кук, Джон Грейнджер (2 июня 2020 г.). «Христиане, христиане, христиане: анахронизм второго века?» . бдения Христианские 74 (3): 237–264. дои : 10.1163/15700720-12341410 . S2CID   242371092 .
  12. ^ Уайлен, Стивен М., Евреи во времена Иисуса: Введение , Paulist Press (1995), ISBN   0-8091-3610-4 , стр. 190-192; Данн, Джеймс Д.Г., Евреи и христиане: пути разошлись, от 70 до 135 , Wm. Издательство Б. Эрдманс (1999), ISBN   0-8028-4498-7 , стр. 33–34.; Боутрайт, Мэри Талиаферро и Гаргола, Дэниел Дж. и Талберт, Ричард Джон Александр, Римляне: от деревни к империи , Oxford University Press (2004), ISBN   0-19-511875-8 , стр.426;
  13. ^ Грегори Э. Стерлинг. «Незаконные обычаи: социальная апология Деяний Луки» . Закваска . Проверено 20 августа 2012 г. п.1. (pdf)
  14. ^ Написание chr i stiani «кажется, является оригинальным прочтением»; ср. Дж. Боман, Inpulsore Cherestro? Divus Claudius Светония 25.4 в «Источниках и рукописях» , с. 355, н. 2
  15. ^ Дж. Боман, Комментарии к Carrier: Действительно ли Таллом цитируется Евсевием? , Free Annuus 62 (2012), ISSN 0081-8933, Studium Biblicum Francescanum, Иерусалим, 2013, стр. 324-325, н. 26
  16. ^ КР Брэдли, «Светоний, Нерон 16.2: 'afflicti suppliciis christian'», The Classical Review, 22, стр.10
  17. ^ Тертуллиан . «Глава XV» . Скорпион – через Wikisource .
  18. ^ Мэри Эллен Снодграсс, Энциклопедия империи империи , США, 2010, стр. 270. См. Генрих Хоппе, De ermone Tertullianeo quaestiones selectae , Marburgi Chattorum 1897, с. 26 f. «В 211/212 году, когда Тертуллиан написал «О скорпионе», он объединил послание из Неро-Виты Светония с Деяниями апостолов и двумя отрывками из Библии», — пишет Отто Цвирлейн , «Петр в Риме: Литературные свидетельства , 2-е изд., де Грюйтер, Геттинген, 2010, с. 119.
  19. ^ Васцинк отметил, что «[I] n scorp. 15 (178, 11/2) мы читаем vitas Caesarum legimus: orientem fidem Romae primus Nero cruentavit [т.е. «Мы читаем жития Цезарей: В Риме Нерон был первым, кто запятнал кровью восходящая вера"] (опять из Суэт. Нерона , гл. 16)"; см. Ян Хендрик Васцинк, «Quinti Septimi Florentis Tertulliani De Anima », Brill, Leiden 2010 (оригинал: JM Meulenhoff, Amsterdam 1947), p. 479. Меррилл писал: «Он [Тертуллиан] также читал (возможно, находясь в Риме) «Жизнеописания Светония» с примечанием « Scorp 15 uitas Caesarum ... cruentauit (Suet. Nero 16, 2)» в сноске; см. Элмер Трусделл Меррилл, Очерки ранней христианской истории , Макмиллан, 1924, с. 121 с н. 2.
  20. ^ См. Энтони Р. Бирли, Мариус Максимус: Консульский биограф , Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II 34, 3, 1997, p. 2752, с н. 230 и Саймон Суэйн, Портреты: биографические репрезентации в греческой и латинской литературе Римской империи (под ред. Марка Дж. Эдвардса, Саймона Суэйна), Оксфорд, 1997, стр. 230. 24, н. 65. Оба автора ссылаются на Тимоти Д. Барнса, Тертуллиан: Историческое и литературное исследование , Оксфорд, 1971, поскольку Тертуллиан назвал Тацита «Жизнью цезарей».
  21. ^ Эйглер отмечает, что отрывок Тертуллиана является «намеком на Tac. ann 15, 44 ; Suet. Nero 16, 2»; см. Ульрих Эйглер, Lectiones vetustatis , Римская литература и история в латинской литературе поздней античности (Zetemata: Monographs on Classical Antiquity 115), Beck, Мюнхен 2003, стр. 188, н. 16.
  22. ^ Мариус Хемстра, Fiscus Judaicus и расставание путей (Mohr Siebeck GmbH & Company, 2010) ISBN   9783161503832 , стр.89.
  23. ^ Уилкен, Роберт Луи (2003). Христиане, какими их видели римляне (2-е изд.). Издательство Йельского университета. п. 93 . ISBN  978-0-300-09839-6 .
  24. ^ Стивен Бенко, Языческий Рим и ранние христиане (Издательство Университета Индианы, 1986) ISBN   0253203856 стр. 20
  25. ^ К. Адриан Томас, Случай для смешанной аудитории со ссылкой на предупреждающие отрывки в Послании к Евреям , Peter Lang Pub (2008), стр. 116
  26. ^ Ван Вурст, Иисус , 2000. стр. 30-31.
  27. ^ De Vita Caesarum (C. Suetoni Tranquilli Opera. Том 1, изд. М. Им, 1908) OCLC   462167701 .
  28. ^ Дж. Боман, толкатель Честера? Divus Claudius Светония 25.4 в источниках и рукописях , Liber Annuus 61 (2011), ISSN 0081-8933, Studium Biblicum Francisconum, Иерусалим 2012, стр. 375 ф.
  29. ^ Грюн, Эрик (1998), «обзор Х. Диксона Слингерленда, «Клавдиевская политика и ранние имперские репрессии против иудаизма в Риме » , Bryn Mawr Classical Review , 2 июля 1998 г.
  30. ^ Донна В. Херли (редактор), Светоний: Древний Клавдий (Издательство Кембриджского университета, 2001) ISBN   9780521596763 стр.177.
  31. ^ Леонард Виктор Рутгерс, «Римская политика в отношении евреев: изгнание из города Рима в первом веке нашей эры» в Classical Antiquity 13, 1 (1994), стр.66 JSTOR   25011005
  32. ^ У. Л. Лейн, стр.204.
  33. ^ Дж. Боман, толкатель Честера? Divus Claudius Светония 25.4 в «Источниках и рукописях» , с. 356
  34. ^ Jump up to: а б с д Уильям Л. Лейн в книге «Иудаизм и христианство в Риме первого века» под редакцией Карла Пола Донфрида и Питер Ричардсон (1998) ISBN   0802842658 стр. 204–206.
  35. ^ Антиохия и Рим Раймонда Э. Брауна и Джона П. Мейера (май 1983 г.) ISBN   0809125323 страницы 100–101
  36. ^ Jump up to: а б с Джеймс Д.Д. Данн: «Вспомнил Иисуса» (2003) ISBN   0-8028-3931-2 стр. 141-143
  37. ^ RT France, Свидетельства в пользу Иисуса , Ходдер и Стоутон (1986), с. 42.
  38. ^ RT Франция. Доказательства в пользу Иисуса . (2006) Издательство Риджент-Колледжа ISBN   1-57383-370-3 . п. 42
  39. ^ Дж. Г. Кук, «Христиане, христиане, христиане: анахронизм второго века?», Vigiliae Christianae (2020): 253–6.
  40. ^ В переводе Молли Уиттакер, «Евреи и христиане: греко-римские взгляды » (Cambridge University Press, 1984), стр. 105.
  41. ^ Jump up to: а б Луи Х. Фельдман, Еврейская жизнь и мысли среди греков и римлян (1 октября 1996 г.) ISBN   0567085252 с. 332
  42. ^ Ван Вурст, Иисус , 2000. с. 32.
  43. ^ Ван Вурст, стр. 37
  44. ^ Э. Мэри Смоллвуд, Евреи под римским правлением: от Помпея до Диоклетиана (1 октября 2001 г.) ISBN   039104155X стр. 210–211.
  45. ^ Эдвин М. Ямаути, «Иисус вне Нового Завета: каковы доказательства?», в «Иисус под огнем » , Майкл Дж. Уилкинс и Дж. П. Морленд (ред.), Гранд-Рапидс: Зондерван, (1995) ISBN   0-310-21139-5 , стр.215.
  46. ^ Барбара Левик, Клавдий (издательство Йельского университета, 1993) ISBN   9780300058314 стр.121-122.
  47. ^ Моттерсхед, Джин. (ред.), Клавдий, изд. с комментариями (Бристоль: Bristol Classical Press, 1986), стр.50.
  48. ^ Менахем Штерн, Иерусалим, 1980; Греческие и латинские авторы о евреях и иудаизме Vol. 2, с. 116
  49. ^ Jump up to: а б Андреас Дж. Кёстенбергер, Л. Скотт Келлум, Колыбель, крест и корона: Введение в Новый Завет (2009) ISBN   978-0-8054-4365-3 стр. 110
  50. ^ Роберт Э. Ван Вурст, Иисус вне Нового Завета: введение в древние свидетельства , Wm. B. Eerdmans Publishing, 2000. стр. 30–31.
  51. ^ Примерами ученых, которые видят историческую ценность в этом отрывке как ссылку на Иисуса, являются Крейг А. Эванс , Джон Мейер и Крейг С. Кинер .
  52. ^ Д. Слингерленд, "Хрестус: Кристус?" в AJ Avery-Peck, New Perspectives on Ancient Judaism 4 (Lanham: University Press of America, 1989). ISBN   9780819171795 стр.143.
  53. ^ Эллиот, Нил (2009). «Письмо к римлянам». В Сеговии Фернандо Ф .; Сугиртараджа, Р.С. (ред.). Постколониальный комментарий к писаниям Нового Завета . Шеффилд: Издательство Шеффилдского университета. п. 198. ИСБН  978-0-567-63707-9 .
  54. ^ Рок, Ян Э. (2010). «Еще одна причина для римлян - пастырский ответ на имперское богословие Августа: использование Павлом песни Моисея в Римлянам 9–11 и 14–15». В Эренспергере, Кэти; Такер, Дж. Брайан (ред.). Чтение Павла в контексте: исследования в области формирования идентичности: очерки в честь Уильяма С. Кэмпбелла . Эдинбург: T&T Кларк. п. 75. ИСБН  978-0-567-02467-1 .
  55. ^ Стивен Бенко, «Языческая критика христианства в течение первых двух веков нашей эры» в Хильдегард Темпорини; Вольфганг Хаазе (1980). Взлет и падение римского мира: история и культура . Уолтер Де Грюйтер. ISBN  978-3-11-008016-2 . стр.1059.
  56. ^ Брайан Инчиньери, Евангелие для римлян (Лейден: Брилл, 2003) ISBN   9004131086 стр.211.
  57. ^ Слингерланд, «Светоний «Клавдий» 25.4 и отчет Кассия Диона», JQR 79, 4, стр.306
  58. ^ Jump up to: а б Джером Мерфи-О'Коннор, Коринф Святого Павла: тексты и археология (1 августа 2002 г.) ISBN   0814653030 стр.152
  59. ^ Jump up to: а б Райнер Риснер «Хронология Полины» в книге Стивена Вестерхольма «Спутник Пола из Блэквелла» (16 мая 2011 г.) ISBN   1405188448 стр. 13–14.
  60. ^ Христианство и Римская империя: справочные тексты Ральфа Мартина Новака, 2001 г. ISBN   1-56338-347-0 страницы 18-22
  61. Крейг С. Кинер в «Блэквеллском компаньоне Пола» под редакцией Стивена Вестерхольма, 2011 г. ISBN   1405188448 стр. 51
  62. ^ Jump up to: а б с Стивен Бенко «Языческая критика христианства» в книге «Взлет и падение римского мира» под редакцией Хильдегард Темпорини и др., ISBN   3110080168 , стр. 1055–1112.
  63. ^ Роберт Э. Ван Вурст Иисус вне Нового Завета: Введение в древние свидетельства Eerdmans Publishing, 2000. ISBN   0-8028-4368-9 страницы 69-70
  64. ^ П. Е. Истерлинг, Э. Дж. Кенни (главные редакторы), Кембриджская история латинской литературы , стр. 892 (Cambridge University Press, 1982, перепечатано в 1996 г.). ISBN   0-521-21043-7
  65. ^ Христианство и Римская империя: справочные тексты Ральфа Мартина Новака, 2001 г. ISBN   1-56338-347-0 страницы 13 и 20

Библиография

[ редактировать ]
  • Барри Болдуин , Светоний: биограф Цезарей . Амстердам: А.М. Хаккерт, 1983. ISBN   9789025608460 .
  • Х. Диксон Слингерланд, «Светоний «Клавдий» 25.4 и отчет Кассия Диона», JQR 79, 4 (1988), стр. 305–322. ( Кассий Дион ) JSTOR   1453891
  • Х. Диксон Слингерланд, «Светоний Клавдий 25.4, Деяния 18, и Паулюс Орозий» «Historiarum Adversum Paganos Libri VII:» Датирование изгнания римских евреев Клавдием», JQR 83, 1/2 (1992), стр. 127–144. ( Оросиус ) JSTOR   1455110
  • Х. Диксон Слингерленд, «Деяния 18: 1–18, надпись Галлиона и абсолютная хронология Павла», JBL 110, 3 (1991), стр. 439–449. ( Галлион ) JSTOR   3267781
  • Роберт Э. Ван Вурст, Иисус вне Нового Завета: введение в древние свидетельства , Wm. Издательство Б. Эрдманс, (2000) ( Иисус ) ISBN   9780802843685
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6e6efeddd89a8605d20c3ed6bc5d88a__1696018140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/8a/b6e6efeddd89a8605d20c3ed6bc5d88a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Suetonius on Christians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)