Светоний о христианах
Римский историк Светоний (ок. 69 г. н. э. – ок. 122 г. н. э.) упоминает ранних христиан и, возможно, ссылается на Иисуса Христа в своем труде «Жизнеописания двенадцати цезарей» . [1] [2] [3] Один отрывок из биографии императора Клавдия Божьего Клавдия25 относится к волнениям в еврейской общине и изгнанию евреев из Рима Клавдием римской во время его правления (41–54 гг. н. э.), что может быть изгнанием, упомянутым в Деяниях. Апостолов ( 18:2 ). В этом контексте упоминается «Хресто». Некоторые ученые считают, что это, вероятно, относится к Иисусу, в то время как другие считают, что это относится к другому человеку, живущему в Риме, о котором у нас нет информации. [4] [5] [6]
Христиане прямо упоминаются в биографии императора Нерона Светония ( Нерон 16) как среди наказанных во время правления Нерона. [7] Эти наказания обычно датируются примерно 64 годом нашей эры. [8] год Великого пожара в Риме . В этом отрывке Светоний описывает христианство как чрезмерную религиозность ( suerstitio ), как это делают его современники Тацит и Плиний . [2]
Историки спорят о том, проводило ли римское правительство различие между христианами и евреями до того, как Нерва изменил Fiscus Judaicus в 96 году нашей эры. [9] [10] [11] С тех пор практикующие евреи платили налог, а христиане — нет. [12]
Христиане при Нероне
[ редактировать ]Римский император Нерон правил с 54 по 68 год нашей эры. В «Нероне 16 » Светоний перечисляет различные законы Нерона для поддержания общественного порядка, в том числе прекращение гонок на колесницах, поскольку водители жульничали и грабили, а также пантомимические представления, которые часто были сценами драк. [13] Среди них — наказание христиан. Он заявляет: [1]
Во время его правления многие злоупотребления были строго наказаны и пресечены, и было принято не меньше новых законов: был установлен предел расходов; общественные банкеты ограничивались раздачей еды; запрещалась продажа в кабаках всяких приготовленных яств, за исключением бобовых и овощей, тогда как раньше на продажу выставлялись всякие лакомства. Наказание было применено к христианам, [14] класс людей, склонных к новому и вредному суеверию. Он положил конец развлечениям колесничих, которые, обладая давней неприкосновенностью, претендовали на право скитаться на свободе и развлекаться обманом и грабежом людей. Актеры пантомимы и их сторонники были изгнаны из города.
Наказание христиан Нероном обычно датируется ок. 64 год нашей эры. [8] В отличие от ссылки Тацита на преследование христиан Нероном, Светоний не связывает гонения с Великим пожаром в Риме , произошедшим в 64 году нашей эры.
Помимо рукописей и печатных изданий « Жизнеописаний » Светония , предложение о христианах впервые засвидетельствовано в надписи Сената и парижского народа от 1590 года. [15] К. Р. Брэдли отмечает, что глагол в пункте «Наказание было применено к христианам» (лат. afflicti supliciis christiani) следует исправить на «affecti», основываясь, во-первых, на частом употреблении этого глагола со словом «наказание», а во-вторых, на «affecti». о том, что Орозий, по мнению Брэдли, использует этот глагол в материале, зависящем от отрывка Светония Нерона 16. [16] Эти слова в сочетании указывают на то, что наказание было смертным; ср. например Суэт. Август 17,5 (смерть юного Антония), Клавдий 26,2 (смерть Мессалины) и Гальба 12,1 (смерть чиновников).
Тертуллиан
[ редактировать ]Отец церкви Тертуллиан писал: «Мы читаем жития Цезарей: В Риме Нерон был первым, кто запятнал кровью растущую веру». [17] Мэри Эллен Снодграсс отмечает, что Тертуллиан в этом отрывке «использовал Светония в качестве источника, цитируя «Жизнеописания цезарей» как доказательство того, что Нерон был первым римским императором, убившим христиан», но не цитирует конкретный отрывок из « Жизнеописаний Светония» в качестве источника Тертуллиана. [18] Другие авторы прямо добавляют, что слова Тертуллиана являются отсылкой к отрывку из Нерона 16 Светония: [19] в то время как другие считают, что они относятся к отрывку Тацита, [20] или оба отрывка (Нерон и Тацит). [21]
Интерпретация
[ редактировать ]В римском использовании слово «суеверие» относится к любой чрезмерной религиозной преданности внутри или за пределами традиционной римской религиозной практики . Для Светония эта чрезмерная преданность была чем-то новым и вредным. Возможно, это имело место во времена Светония, но Мариус Хемстра считает, что он датировал обвинение задним числом, временами Нерона. [22]
Слово, переведенное выше как «озорной», — это Maleficus , что также может означать «волшебный». Как существительное это слово означает «волшебник». Возможно, Светоний обвиняет христиан в использовании того, что можно было бы назвать «черной магией» в современных терминах, как это сделал языческий философ Цельс около 177 года. [23]
В этом отрывке видно явное презрение Светония к христианам — то же самое презрение, которое выразили Тацит и Плиний Младший в своих сочинениях. [2] Стефан Бенко утверждает, что презрение к Светонию совершенно очевидно, поскольку он низводит христиан до низших слоев общества, и его заявление перекликается с настроениями Плиния и Тацита. [24]
Возможные христиане при Клавдии
[ редактировать ]Римский император Клавдий правил с 41 по 54 год нашей эры. Светоний сообщает о своих отношениях с восточной Римской империей, то есть с Грецией и Македонией, а также с ликийцами, родосцами и троянцами. [25]
В Клавдии 25 Светоний упоминает изгнание евреев Клавдием и заявляет (в переводе Кэтрин Эдвардс ): [1]
Поскольку евреи постоянно устраивали беспорядки по наущению Хреста, он изгнал их из Рима.
Поскольку маловероятно, чтобы гипотетический христианский интерполятор назвал Иисуса «Хрестом», поместил его в Рим в 49 году или назвал «возмутителем спокойствия», подавляющее большинство ученых приходят к выводу, что этот отрывок подлинный. [26]
Латинский текст
[ редактировать ]Латинская оригинальная версия этого утверждения выглядит следующим образом (в редакции Има): [27]
Евреев вел Христос [примечание 1] Он изгнал постоянно беспокойный Рим
Краткое заявление на латыни было названо «пресловутой сутью». [29] [примечание 2] и Уильям Л. Лейн объясняет, что латинский текст неоднозначен, давая два способа его интерпретации:
- «Он изгнал из Рима евреев, постоянно устраивавших беспорядки по наущению Хреста»
- «Поскольку евреи постоянно устраивают беспорядки по наущению Хреста, он изгнал их из Рима».
Первое указывает на то, что Клавдий изгнал только тех евреев, которые устраивали беспорядки. [32] Боман (2012) использует следующий перевод, который он «считает уклончивым и достаточно близким к оригинальному латыни»: « Из Рима он (Клавдий) изгнал постоянно бунтующих евреев по наущению Хрестуса » . [33]
Проблема с правописанием
[ редактировать ]Хресто ( аблативное от Хрестуса) — наиболее заслуживающее доверия написание в творчестве Светония. Уильям Л. Лейн утверждает, что путаница между Хрестусом и Кристусом была достаточно естественной для Светония, учитывая, что на тот момент истории различие между написанием и произношением было незначительным. [34] Лейн утверждает, что это подтверждается написанием христиан в Деяниях 11:26 , Деяниях 26:28 и в 1 Петра 4:16 , где в унциальном кодексе Синайский читается Хрестианос . [34] Раймонд Э. Браун утверждает, что во втором веке, когда Светоний писал, и Christus (Христос), и Christianus (христианин) часто писались с буквой «e» вместо «i» после «r». [35] В Светонии Нероне 16 слово «христиане» пишется christiani .
Интерпретация
[ редактировать ]Джеймс Д. Данн утверждает, что большинство ученых делают вывод, что «Светоний неправильно расслышал имя «Христус» (имея в виду Иисуса как Христа) как «Хрестус», а также неправильно понял отчет и предположил, что последователи кого-то по имени Хрестус вызывали беспорядки в еврейской общине. по его наущению. [36] RT France заявляет, что идея об орфографической ошибке Светония «никогда не может быть чем-то большим, чем предположением, а тот факт, что Светоний может в другом месте говорить о «христианах» как о членах нового культа (без каких-либо упоминаний о евреях), определенно делает это весьма маловероятным. что он мог совершить такую ошибку». [37] Термин Хрест (который, возможно, также использовался Тацитом) был обычным явлением в то время, особенно для рабов, и означал «добрый» или «полезный». [38] Однако Кук указывает, что это имя было лишь распространенным именем среди язычников. Хотя только в Риме известно 126 человек по имени Хрест, 59 из которых были рабами, документально подтвержден только один еврей по имени Хрест, и даже этот еврей практиковал язычество. Поэтому Кук считает маловероятным, чтобы еврейский агитатор Хрестус мог быть кем-то иным, чем Христос. [39]
Луи Фельдман утверждает, что большинство ученых предполагают, что здесь имеется в виду Иисус и что упомянутые беспорядки были вызваны распространением христианства в Риме. [41] Роберт Э. Ван Вурст утверждает, что у Светония был вводящий в заблуждение источник информации, заставивший его поверить в то, что Христос действительно присутствовал в качестве агитатора во время правления Клавдия. [42] Позже Ван Вурст объясняет, что в отрывке «Хрестус», скорее всего, является ошибкой Кристуса. [43] Э. М. Смоллвуд утверждает, что единственная разумная интерпретация состоит в том, что Светоний имел в виду христианство. [44] Эдвин М. Ямаути утверждает, что «однако все большее число ученых принимают аргумент о том, что «Хрест», упомянутый в Светонии, был просто еврейским агитатором с обычным именем и что он не имел никакого отношения к христианству». [45] Среди современных ученых-классиков, похоже, нет той уверенности, которую можно найти среди многих ученых-библеистов. Барбара Левик комментирует: «Утверждать, что Светоний, писавший во втором веке, неправильно понял ссылку на христиан в своем источнике, неубедительно экономно», заключая, что «точная причина изгнания остается неясной». [46] Дж. Моттерсхед в своем комментарии к «Клавдию» утверждает, что, если бы Светоний «включил ссылку на Христа, нельзя было бы ожидать, что он просто безоговорочно использовал Хреста/Христа». Это указывает «на вывод, что Светоний не имел в виду религиозный спор с участием христиан». [47]
Менахем Штерн сказал, что Светоний определенно имел в виду Иисуса Христа; потому что он добавил бы к Хресту «некий», если бы имел в виду неизвестного агитатора. [48]
Беспокойство и изгнание
[ редактировать ]Большинство ученых полагают, что беспорядки, упомянутые Светонием в этом отрывке, были вызваны распространением христианства в Риме. [41] Эти беспорядки, вероятно, были вызваны возражениями еврейской общины против продолжения проповедей евреев-эллинистов в Риме и их настойчивостью в том, что Иисус был Мессией, что привело к напряженности в отношениях с евреями в Риме. [36] [34]
Некоторые ученые считают, что Светоний был сбит с толку и предположил, что Хрест, как лидер агитаторов, был жив и жил в Риме во время изгнания. [49] [34] Представление о том, что Хрест спровоцировал еврейские волнения, предполагает, что упоминание о Хресте не является христианской интерполяцией, поскольку христианский писец вряд ли будет думать о последователях Христа как о евреях или помещать их в Рим во времена Клавдия. [50] Эта проблема ослабляет историческую ценность справки в целом. [36] Ученые разделились во мнениях относительно ценности ссылки Светония; некоторые видят в этом отсылку к Иисусу, [5] [6] [51] другие видят в этом ссылку на беспорядки, совершенные неизвестным агитатором. [52] [примечание 3] [55] [56]
Датировка изгнания создает некоторые проблемы, поскольку Светоний пишет в тематической, а не хронологической манере, что требует использования других текстов для установления временных рамок. [57] [58] [59] Датировка «эдикта Клавдия» об изгнании евреев опирается на три отдельных текста, помимо собственных ссылок Светония, которые расположены в хронологическом порядке: ссылка на суд над апостолом Павлом Галлионом в Деяниях апостолов ( 18: 2 ), упоминание Кассия Диона в «Истории» 60.6.6-7 и упоминание Павлом Орозием в пятом веке в «Истории» 7.6.15-16 несуществующего Иосифа Флавия . [58] Ученые в целом согласны с тем, что эти ссылки относятся к одному и тому же событию. [59] Большинство ученых согласны с тем, что изгнание некоторых евреев, упомянутых Светонием, произошло примерно в 49–50 годах нашей эры, но меньшинство ученых предполагают даты в пределах нескольких лет от этого диапазона. [49] [60] [61]
Другие римские источники
[ редактировать ]Светоний – один из трех ключевых римских авторов, которые могут относиться к ранним христианам , двое других – Плиний Младший и Тацит . [62] [63] Эти авторы ссылаются на события, которые происходили во время правления различных римских императоров: Светоний пишет об изгнании Клавдия и Тацит преследованиях Нерона, ссылается на действия Нерона во время Великого пожара в Риме в 64 году нашей эры, а Плиния письма Траяну об испытаниях , которые он устраивал над христианами около 111 г. н.э. [62] [64] Но временной порядок документов начинается с того, что Плиний писал около 111 г. н.э., затем Тацит около 115/116 г. н.э., а затем Светоний около 122 г. н.э. [62] [65]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Боман (2012) утверждает, что в изученных им рукописях есть много разных вариантов написания этого слова, а именно: « Chresto, Cherestro, Cresto, Chrestro, Cheresto, Christo, xpo, xpisto и Cristo ». Чтения Честро и Чирестро , упомянутые более ранними учеными, «действительно могут быть всего лишь научными орфографическими ошибками», пишет он. Он заключает, что «большинство из 41 рукописи, собранной [им], включая подавляющее большинство самых старых и наиболее надежных рукописей 9-13 веков, принадлежащих обеим [рукописным] семьям, читают «Хресто »» и что «это неверно утверждать, что только одна рукопись содержит это чтение (Торрентиус), что «Хресто» — лишь случайное чтение (Ботерманн) или что ни один переписчик никогда не писал «Христо» (Ван Вурст)», «что «Черестро » и другие подобные варианты написания, по всей вероятности, являются в лучшем случае это просто догадки писцов или ученых, а скорее чистые ошибки писцов, которые были неосторожно переданы» и что «написание Христа в рукописях, скорее всего, является догадками христианских писцов или ученых». [28]
- ↑ Донна Херли также отмечает, что импульсивный Кресто - «безусловно, самая известная фраза, которую когда-либо писал Светоний». [30] Леонард Рутгерс заявляет, что «интерпретация фразы Светония impulsore Chresto сложна» и «мнения расходятся относительно того, что вызвало эти беспорядки». [31]
- ^ Той же точки зрения придерживался Нил Эллиот (« impulsore Chresto, вероятно, относится к «Хресту», спровоцировавшем изгнание Клавдия, а не к беспорядкам евреев») [53] и Ян Рок («есть достаточные основания полагать, что любой из Крестусов мог быть вдохновителем Клавдия, учитывая доказательства того, что могущественные вольноотпущенники повлияли на решения Клавдия»). [54]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Светоний, Кэтрин Эдвардс. Жизни Цезарей (2001) ISBN 0192832719 стр. 184, 203.
- ^ Jump up to: а б с Джон Доминик Кроссан, Рождение христианства (1999) ISBN 0567086682 с. 3
- ^ Ван Вурст, Иисус , 2000. стр. 29-30
- ^ Ван Вурст, Иисус , 2000. стр. 38-39
- ^ Jump up to: а б Эдди, Пол; Бойд, Грегори. Легенда об Иисусе: аргументы в пользу исторической достоверности синоптической традиции Иисуса (2007) ISBN 0-8010-3114-1 страниц 166
- ^ Jump up to: а б Крейг С. Кинер, Исторический Иисус из Евангелий (2012) ISBN 0802868886 с. 66
- ^ Джеффри В. Бромили, Международная стандартная библейская энциклопедия , том 4 (Eerdmans, 1959) ISBN 9780802837844 стр.216, столбец 2.
- ^ Jump up to: а б Мэтью Бансон, Энциклопедия Римской империи, 1994 г. ISBN 081602135X стр. 111
- ^ Джонс, Кристофер П. (2017). «Историчность неронианских преследований: ответ Бренту Шоу» (PDF) . Исследования Нового Завета . 63 : 146–152. дои : 10.1017/S0028688516000308 . S2CID 164718138 – через издательство Кембриджского университета.
- ^ Ван дер Ланс, Биргит; Бреммер, Ян Н. (2017). «Тацит и гонения на христиан: изобретение традиции?» . Эйрен: Studia Graeca et Latina . 53 : 299–331 – через Центр классических исследований.
- ^ Кук, Джон Грейнджер (2 июня 2020 г.). «Христиане, христиане, христиане: анахронизм второго века?» . бдения Христианские 74 (3): 237–264. дои : 10.1163/15700720-12341410 . S2CID 242371092 .
- ^ Уайлен, Стивен М., Евреи во времена Иисуса: Введение , Paulist Press (1995), ISBN 0-8091-3610-4 , стр. 190-192; Данн, Джеймс Д.Г., Евреи и христиане: пути разошлись, от 70 до 135 , Wm. Издательство Б. Эрдманс (1999), ISBN 0-8028-4498-7 , стр. 33–34.; Боутрайт, Мэри Талиаферро и Гаргола, Дэниел Дж. и Талберт, Ричард Джон Александр, Римляне: от деревни к империи , Oxford University Press (2004), ISBN 0-19-511875-8 , стр.426;
- ^ Грегори Э. Стерлинг. «Незаконные обычаи: социальная апология Деяний Луки» . Закваска . Проверено 20 августа 2012 г. п.1. (pdf)
- ^ Написание chr i stiani «кажется, является оригинальным прочтением»; ср. Дж. Боман, Inpulsore Cherestro? Divus Claudius Светония 25.4 в «Источниках и рукописях» , с. 355, н. 2
- ^ Дж. Боман, Комментарии к Carrier: Действительно ли Таллом цитируется Евсевием? , Free Annuus 62 (2012), ISSN 0081-8933, Studium Biblicum Francescanum, Иерусалим, 2013, стр. 324-325, н. 26
- ^ КР Брэдли, «Светоний, Нерон 16.2: 'afflicti suppliciis christian'», The Classical Review, 22, стр.10
- ^ Тертуллиан . . Скорпион – через Wikisource .
- ^ Мэри Эллен Снодграсс, Энциклопедия империи империи , США, 2010, стр. 270. См. Генрих Хоппе, De ermone Tertullianeo quaestiones selectae , Marburgi Chattorum 1897, с. 26 f. «В 211/212 году, когда Тертуллиан написал «О скорпионе», он объединил послание из Неро-Виты Светония с Деяниями апостолов и двумя отрывками из Библии», — пишет Отто Цвирлейн , «Петр в Риме: Литературные свидетельства , 2-е изд., де Грюйтер, Геттинген, 2010, с. 119.
- ^ Васцинк отметил, что «[I] n scorp. 15 (178, 11/2) мы читаем vitas Caesarum legimus: orientem fidem Romae primus Nero cruentavit [т.е. «Мы читаем жития Цезарей: В Риме Нерон был первым, кто запятнал кровью восходящая вера"] (опять из Суэт. Нерона , гл. 16)"; см. Ян Хендрик Васцинк, «Quinti Septimi Florentis Tertulliani De Anima », Brill, Leiden 2010 (оригинал: JM Meulenhoff, Amsterdam 1947), p. 479. Меррилл писал: «Он [Тертуллиан] также читал (возможно, находясь в Риме) «Жизнеописания Светония» с примечанием « Scorp 15 uitas Caesarum ... cruentauit (Suet. Nero 16, 2)» в сноске; см. Элмер Трусделл Меррилл, Очерки ранней христианской истории , Макмиллан, 1924, с. 121 с н. 2.
- ^ См. Энтони Р. Бирли, Мариус Максимус: Консульский биограф , Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II 34, 3, 1997, p. 2752, с н. 230 и Саймон Суэйн, Портреты: биографические репрезентации в греческой и латинской литературе Римской империи (под ред. Марка Дж. Эдвардса, Саймона Суэйна), Оксфорд, 1997, стр. 230. 24, н. 65. Оба автора ссылаются на Тимоти Д. Барнса, Тертуллиан: Историческое и литературное исследование , Оксфорд, 1971, поскольку Тертуллиан назвал Тацита «Жизнью цезарей».
- ^ Эйглер отмечает, что отрывок Тертуллиана является «намеком на Tac. ann 15, 44 ; Suet. Nero 16, 2»; см. Ульрих Эйглер, Lectiones vetustatis , Римская литература и история в латинской литературе поздней античности (Zetemata: Monographs on Classical Antiquity 115), Beck, Мюнхен 2003, стр. 188, н. 16.
- ^ Мариус Хемстра, Fiscus Judaicus и расставание путей (Mohr Siebeck GmbH & Company, 2010) ISBN 9783161503832 , стр.89.
- ^ Уилкен, Роберт Луи (2003). Христиане, какими их видели римляне (2-е изд.). Издательство Йельского университета. п. 93 . ISBN 978-0-300-09839-6 .
- ^ Стивен Бенко, Языческий Рим и ранние христиане (Издательство Университета Индианы, 1986) ISBN 0253203856 стр. 20
- ^ К. Адриан Томас, Случай для смешанной аудитории со ссылкой на предупреждающие отрывки в Послании к Евреям , Peter Lang Pub (2008), стр. 116
- ^ Ван Вурст, Иисус , 2000. стр. 30-31.
- ^ De Vita Caesarum (C. Suetoni Tranquilli Opera. Том 1, изд. М. Им, 1908) OCLC 462167701 .
- ^ Дж. Боман, толкатель Честера? Divus Claudius Светония 25.4 в источниках и рукописях , Liber Annuus 61 (2011), ISSN 0081-8933, Studium Biblicum Francisconum, Иерусалим 2012, стр. 375 ф.
- ^ Грюн, Эрик (1998), «обзор Х. Диксона Слингерленда, «Клавдиевская политика и ранние имперские репрессии против иудаизма в Риме » , Bryn Mawr Classical Review , 2 июля 1998 г.
- ^ Донна В. Херли (редактор), Светоний: Древний Клавдий (Издательство Кембриджского университета, 2001) ISBN 9780521596763 стр.177.
- ^ Леонард Виктор Рутгерс, «Римская политика в отношении евреев: изгнание из города Рима в первом веке нашей эры» в Classical Antiquity 13, 1 (1994), стр.66 JSTOR 25011005
- ^ У. Л. Лейн, стр.204.
- ^ Дж. Боман, толкатель Честера? Divus Claudius Светония 25.4 в «Источниках и рукописях» , с. 356
- ^ Jump up to: а б с д Уильям Л. Лейн в книге «Иудаизм и христианство в Риме первого века» под редакцией Карла Пола Донфрида и Питер Ричардсон (1998) ISBN 0802842658 стр. 204–206.
- ^ Антиохия и Рим Раймонда Э. Брауна и Джона П. Мейера (май 1983 г.) ISBN 0809125323 страницы 100–101
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Д.Д. Данн: «Вспомнил Иисуса» (2003) ISBN 0-8028-3931-2 стр. 141-143
- ^ RT France, Свидетельства в пользу Иисуса , Ходдер и Стоутон (1986), с. 42.
- ^ RT Франция. Доказательства в пользу Иисуса . (2006) Издательство Риджент-Колледжа ISBN 1-57383-370-3 . п. 42
- ^ Дж. Г. Кук, «Христиане, христиане, христиане: анахронизм второго века?», Vigiliae Christianae (2020): 253–6.
- ^ В переводе Молли Уиттакер, «Евреи и христиане: греко-римские взгляды » (Cambridge University Press, 1984), стр. 105.
- ^ Jump up to: а б Луи Х. Фельдман, Еврейская жизнь и мысли среди греков и римлян (1 октября 1996 г.) ISBN 0567085252 с. 332
- ^ Ван Вурст, Иисус , 2000. с. 32.
- ^ Ван Вурст, стр. 37
- ^ Э. Мэри Смоллвуд, Евреи под римским правлением: от Помпея до Диоклетиана (1 октября 2001 г.) ISBN 039104155X стр. 210–211.
- ^ Эдвин М. Ямаути, «Иисус вне Нового Завета: каковы доказательства?», в «Иисус под огнем » , Майкл Дж. Уилкинс и Дж. П. Морленд (ред.), Гранд-Рапидс: Зондерван, (1995) ISBN 0-310-21139-5 , стр.215.
- ^ Барбара Левик, Клавдий (издательство Йельского университета, 1993) ISBN 9780300058314 стр.121-122.
- ^ Моттерсхед, Джин. (ред.), Клавдий, изд. с комментариями (Бристоль: Bristol Classical Press, 1986), стр.50.
- ^ Менахем Штерн, Иерусалим, 1980; Греческие и латинские авторы о евреях и иудаизме Vol. 2, с. 116
- ^ Jump up to: а б Андреас Дж. Кёстенбергер, Л. Скотт Келлум, Колыбель, крест и корона: Введение в Новый Завет (2009) ISBN 978-0-8054-4365-3 стр. 110
- ^ Роберт Э. Ван Вурст, Иисус вне Нового Завета: введение в древние свидетельства , Wm. B. Eerdmans Publishing, 2000. стр. 30–31.
- ^ Примерами ученых, которые видят историческую ценность в этом отрывке как ссылку на Иисуса, являются Крейг А. Эванс , Джон Мейер и Крейг С. Кинер .
- ^ Д. Слингерленд, "Хрестус: Кристус?" в AJ Avery-Peck, New Perspectives on Ancient Judaism 4 (Lanham: University Press of America, 1989). ISBN 9780819171795 стр.143.
- ^ Эллиот, Нил (2009). «Письмо к римлянам». В Сеговии Фернандо Ф .; Сугиртараджа, Р.С. (ред.). Постколониальный комментарий к писаниям Нового Завета . Шеффилд: Издательство Шеффилдского университета. п. 198. ИСБН 978-0-567-63707-9 .
- ^ Рок, Ян Э. (2010). «Еще одна причина для римлян - пастырский ответ на имперское богословие Августа: использование Павлом песни Моисея в Римлянам 9–11 и 14–15». В Эренспергере, Кэти; Такер, Дж. Брайан (ред.). Чтение Павла в контексте: исследования в области формирования идентичности: очерки в честь Уильяма С. Кэмпбелла . Эдинбург: T&T Кларк. п. 75. ИСБН 978-0-567-02467-1 .
- ^ Стивен Бенко, «Языческая критика христианства в течение первых двух веков нашей эры» в Хильдегард Темпорини; Вольфганг Хаазе (1980). Взлет и падение римского мира: история и культура . Уолтер Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-008016-2 . стр.1059.
- ^ Брайан Инчиньери, Евангелие для римлян (Лейден: Брилл, 2003) ISBN 9004131086 стр.211.
- ^ Слингерланд, «Светоний «Клавдий» 25.4 и отчет Кассия Диона», JQR 79, 4, стр.306
- ^ Jump up to: а б Джером Мерфи-О'Коннор, Коринф Святого Павла: тексты и археология (1 августа 2002 г.) ISBN 0814653030 стр.152
- ^ Jump up to: а б Райнер Риснер «Хронология Полины» в книге Стивена Вестерхольма «Спутник Пола из Блэквелла» (16 мая 2011 г.) ISBN 1405188448 стр. 13–14.
- ^ Христианство и Римская империя: справочные тексты Ральфа Мартина Новака, 2001 г. ISBN 1-56338-347-0 страницы 18-22
- ↑ Крейг С. Кинер в «Блэквеллском компаньоне Пола» под редакцией Стивена Вестерхольма, 2011 г. ISBN 1405188448 стр. 51
- ^ Jump up to: а б с Стивен Бенко «Языческая критика христианства» в книге «Взлет и падение римского мира» под редакцией Хильдегард Темпорини и др., ISBN 3110080168 , стр. 1055–1112.
- ^ Роберт Э. Ван Вурст Иисус вне Нового Завета: Введение в древние свидетельства Eerdmans Publishing, 2000. ISBN 0-8028-4368-9 страницы 69-70
- ^ П. Е. Истерлинг, Э. Дж. Кенни (главные редакторы), Кембриджская история латинской литературы , стр. 892 (Cambridge University Press, 1982, перепечатано в 1996 г.). ISBN 0-521-21043-7
- ^ Христианство и Римская империя: справочные тексты Ральфа Мартина Новака, 2001 г. ISBN 1-56338-347-0 страницы 13 и 20
Библиография
[ редактировать ]- Барри Болдуин , Светоний: биограф Цезарей . Амстердам: А.М. Хаккерт, 1983. ISBN 9789025608460 .
- Х. Диксон Слингерланд, «Светоний «Клавдий» 25.4 и отчет Кассия Диона», JQR 79, 4 (1988), стр. 305–322. ( Кассий Дион ) JSTOR 1453891
- Х. Диксон Слингерланд, «Светоний Клавдий 25.4, Деяния 18, и Паулюс Орозий» «Historiarum Adversum Paganos Libri VII:» Датирование изгнания римских евреев Клавдием», JQR 83, 1/2 (1992), стр. 127–144. ( Оросиус ) JSTOR 1455110
- Х. Диксон Слингерленд, «Деяния 18: 1–18, надпись Галлиона и абсолютная хронология Павла», JBL 110, 3 (1991), стр. 439–449. ( Галлион ) JSTOR 3267781
- Роберт Э. Ван Вурст, Иисус вне Нового Завета: введение в древние свидетельства , Wm. Издательство Б. Эрдманс, (2000) ( Иисус ) ISBN 9780802843685