Jump to content

Высокий

Высокий
Национальность Римская империя
Другие имена Просрочено
Занятие Философ
Заметная работа Истинное Слово
Эра Древняя философия
Область Западная философия
Школа Возможно, платонизм , аристотелизм , эпикуреизм или эклектизм.
Язык Греческий
Основные интересы
Теология
Ориген , Contra Celsus ( Кембридж , издание 1676 г.)

Цельс ( / ˈ s ɛ l s ə s / ; эллинистический греческий : Κέλσος , Kélsos ; эт. 175–177 гг. н. э. ) был греческим философом 2-го века и противником раннего христианства . [1] [2] [3] Его литературное произведение «Истинное слово» (также «Отчет» , «Доктрина или беседа» ; греческий: эллинистический греческий : Λόγος Ἀληθής ), [4] [5] сохранилось исключительно в цитатах из него в Contra Celsum , опровержении, написанном в 248 году Оригеном Александрийским . [3] «Истинное Слово» — это самая ранняя известная всеобъемлющая критика христианства . [3]

Ханеграаф [6] утверждал, что оно было написано вскоре после смерти Юстина Мученика (который, возможно, был первым христианским апологетом ) и, вероятно, было ответом на его работу. [6] Ориген заявил, что Цельс жил в первой половине II века нашей эры, хотя большинство современных ученых пришли к общему мнению, что Цельс, вероятно, писал примерно в 170–180 годах нашей эры. [7] [8]

Философия

[ редактировать ]

Все, что известно о Цельсе лично, — это то, что исходит из сохранившегося текста его книги и из того, что говорит о нем Ориген. [9] Хотя Ориген изначально называет Цельса эпикурейцем , [10] [11] [12] его аргументы отражают идеи платоновской традиции, а не эпикурейства. [10] [13] [12] Ориген объясняет это непоследовательностью Цельса. [10] но современные историки вместо этого рассматривают это как свидетельство того, что Цельс вообще не был эпикурейцем. [10] [11] Джозеф Уилсон Тригг утверждает, что Ориген, вероятно, перепутал Цельса, автора «Истинного слова» , с другим Цельсом, который был эпикурейским философом и другом сирийского сатирика Лукиана . [11] Цельс Эпикуреец, должно быть, жил примерно в то же время, что и автор « Истинного слова» , и он упоминается Лукианом в его трактате «О магии» . [11] И Цельс, друг Лукиана, и Цельс, автор «Истинного слова» , очевидно, разделяли страстное рвение против суеверий , что еще больше помогало понять, как Ориген мог прийти к выводу, что они были одним и тем же человеком. [11]

Стивен Томас утверждает, что Цельс, возможно, не был платоником как таковым . [10] но что он явно был знаком с Платоном . [10] Фактическая философия Цельса представляет собой смесь элементов, заимствованных из платонизма, аристотелизма , пифагорейства и стоицизма . [10] Уилкен также заключает, что Цельс был философским эклектиком, взгляды которого отражают множество идей, популярных в ряде различных школ. [14] Уилкен классифицирует Цельса как «консервативного интеллектуала», отмечая, что «он поддерживает традиционные ценности и защищает общепринятые убеждения». [14] Теолог Роберт М. Грант отмечает, что Ориген и Цельс фактически согласны во многих вопросах: [15] «Оба выступают против антропоморфизма , идолопоклонства и любого грубо буквального богословия». [15] Цельс также пишет как лояльный гражданин Римской империи и преданный сторонник древнегреческой религии и религии Древнего Рима , не доверяющий христианству как новому и иностранному. [16]

Томас отмечает, что Цельс «не гений как философ». [10] Тем не менее, большинство ученых, включая Томаса, согласны с тем, что цитаты Оригена из «Истинного слова» показывают, что эта работа была хорошо исследована. [17] [18] [13] [16] Цельс демонстрирует обширные знания как Ветхого , так и Нового Заветов. [10] [13] [16] и еврейской, и христианской истории. [13] [16] Цельс был также близко знаком с литературными особенностями античной полемики. [16] Цельс, кажется, читал по крайней мере одну работу одного из христианских апологетов второго века, возможно, Юстина Мученика или Аристида Афинского . [19] [20] Из этого прочтения Цельс, похоже, знал, перед какими аргументами христиане будут наиболее уязвимы. [20] Он также упоминает офитов и симонианцев , две гностические секты, которые почти полностью исчезли ко времени Оригена. [19] Одним из основных источников Цельса для книг I–II « Истинного слова» была более ранняя антихристианская полемика, написанная неизвестным еврейским автором: [16] [10] которого Ориген называет «евреем Цельса». [10] Этот еврейский источник также содержит хорошо продуманную критику христианства. [16] и, хотя Цельс также был враждебен иудаизму, [16] он иногда опирается на аргументы этого еврейского автора. [16]

Цельс был автором труда под названием «Истинное слово» ( Logos Alēthēs ). Этот аргумент был оспорен современным христианским сообществом, и книга в конечном итоге была запрещена в 448 году нашей эры по приказу Валентиниана III и Феодосия II вместе с Порфирия 15 книгами , нападающими на христиан, «Философия из оракулов» . Полных копий не сохранилось. [4] [5] но его можно реконструировать на основе подробного отчета Оригена в его 8-томном опровержении, в котором подробно цитируется Цельс. [4] [8] Работа Оригена сохранилась и тем самым сохранила работу Цельса над ней. [21]

Цельс, похоже, интересовался религией Древнего Египта . [22] и он, похоже, был знаком с эллинистической еврейской логос-теологией, обе из которых предполагают, что «Истинное учение» было составлено в Александрии. [23] Ориген указывает, что Цельс был эпикурейцем, жившим при императоре Адриане . [24] [25]

Цельс пишет, что «есть древнее учение [ archaios logos ], существовавшее с самого начала, которого всегда придерживались мудрейшие народы, города и мудрецы». Из тех, кого он цитирует (египтян, сирийцев,индейцы, персы, одрисы, самофракийцы, элевсинцы, гиперборейцы, галактофаги, друиды и геты), и вместо этого обвиняет Моисея в искажении древней религии: «пастухи и пастухи, которые следовали за Моисеем как за своим лидером, были введены в заблуждение неуклюжим обманом и заставили думать что существовал только один Бог, [и] без какой-либо разумной причины ... эти пастухи и пастухи отказались от поклонения многим богам». Однако самая резкая критика Цельса была адресована христианам, которые «отгораживаются и отделяются от остального человечества». [6]

Цельс начал критическую атаку на христианство, высмеивая многие его догмы. Он писал, что некоторые евреи утверждали, что отцом Иисуса на самом деле был римский солдат по имени Пантера. Ориген считал эту историю вымышленной. [26] [27] Кроме того, Цельс обратился к чудесам Иисуса , утверждая, что «Иисус совершал свои чудеса посредством волшебства ( γοητεία )»: [28] [29] [30]

О свет и истина! он ясно заявляет своим собственным голосом, как вы сами записали, что придут к вам и другие, применяющие чудеса подобного рода, которые являются злыми людьми и волхвами; и Сатана. Так что сам Иисус не отрицает, что дела эти, по крайней мере, вовсе не божественны, а являются действиями злых людей; и, понуждаемый силой истины, он в то же время не только раскрывал дела других, но и обличал себя в тех же поступках. Не является ли тогда жалким выводом заключать на основании одних и тех же дел, что один есть Бог, а другой — волхвы? Почему из-за этих поступков других следует считать нечестивыми, а не этого человека, ведь они имеют его свидетелем против себя самого? Ибо он сам признал, что это не дела божественной природы, а выдумки некоторых обманщиков и совершенно нечестивых людей. [31] [32]

Ориген написал свое опровержение в 248 году. Иногда цитируя, иногда перефразируя, иногда просто ссылаясь, Ориген воспроизводит и отвечает на аргументы Цельса. Поскольку точность была необходима для его опровержения « Истинной доктрины» , [33] большинство ученых согласны с тем, что Ориген является надежным источником того, что сказал Цельс. [34] [35]

Библеист Артур Дж. Дроге написал, что неверно называть точку зрения Цельса многобожием . Вместо этого он был генотеистом , в отличие от строгого еврейского монотеизма ; [6] историк Воутер Ханеграаф объясняет, что «в первом есть место для иерархии низших божеств, которые не умаляют окончательного единства Единого». [36] Цельс показывает, что знаком с историей еврейского происхождения. [37] [ нужны разъяснения ] Признавая, что христиане не без успеха в бизнесе ( infructuosi in negotiis ), Цельс хочет, чтобы они были хорошими гражданами, сохраняли свою веру, но поклонялись императорам и присоединялись к своим согражданам в защите империи. [38] Тем не менее этот призыв к единству и взаимной терпимости сосредоточен на подчинении государству и военной службе. Одна из самых горьких жалоб Цельса заключается в том, что христиане отказывались сотрудничать с гражданским обществом и презирали местные обычаи и древние религии. Христиане считали их идолопоклонническими и вдохновленными злыми духами, тогда как многобожники, такие как Цельс, считали их творениями демонов или служителей бога, которые управляли человечеством вместо него, чтобы уберечь его от загрязнения смертности . [39] Цельс нападает на христиан как питающихся разногласиями и разобщенностью, и обвиняет их в обращении вульгарных и невежественных людей, отказываясь при этом дискутировать с мудрыми людьми. [40] Что касается их мнений относительно их священной миссии и исключительной святости, Цельс в ответ высмеивает их незначительность, сравнивая их со стаей летучих мышей, или с муравьями, выползающими из гнезда, или с лягушками, устраивающими симпозиум вокруг болота, или с червями в монастыре в уголок грязи . [41] Неизвестно, сколько было христиан во времена Цельса (еврейское население империи могло составлять около 6,6–10% при населении в 60 миллионов человек, если цитировать одну ссылку). [42]

  1. ^ Янг, Фрэнсис М. (2006). «Монотеизм и христология» . В Митчелле, Маргарет М .; Янг, Фрэнсис М. (ред.). Кембриджская история христианства: от происхождения до Константина . Том. 1. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 452–470. ISBN  978-0-521-81239-9 .
  2. ^ Чисхолм 1911 , с. 609.
  3. ^ Jump up to: а б с Готтейл, Ричард ; Краусс, Сэмюэл (1906). «ЦЕЛЬС (Kέλσος)» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Проверено 4 сентября 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Хоффманн стр.29
  5. ^ Jump up to: а б Ульрих Р. Ромер (15 января 2014 г.). Ecce Homo: Сборник различных взглядов на Иисуса . БукРикс ГмбХ и Компания КГ. п. 98. ИСБН  978-3-7309-7603-6 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Ханеграаф стр.22
  7. ^ Хоффманн 1987 , стр. 30–32.
  8. ^ Jump up to: а б Чедвик, Х., Ориген: Contra Celsum , CUP (1965), с. xxviii. Аргументы в пользу даты зависят от таких факторов, как современное состояние гностицизма, возможные ссылки на Августов, призывы к защите от вторжения варваров и возможность отождествления преследований, описанных Цельсом, с историческими.
  9. ^ Уилкен 2003 , с. 94.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Томас 2004 , с. 72.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Тригг 1983 , с. 215.
  12. ^ Jump up to: а б Уилкен 2003 , стр. 94–95.
  13. ^ Jump up to: а б с д Тригг 1983 , стр. 215–216.
  14. ^ Jump up to: а б Уилкен 2003 , с. 95.
  15. ^ Jump up to: а б Грант 1967 , с. 552.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Грегерман 2016 , с. 61.
  17. ^ МакГакин 2004 , с. 33.
  18. ^ Томас 2004 , стр. 72–73.
  19. ^ Jump up to: а б Тригг 1983 , с. 216.
  20. ^ Jump up to: а б Уилкен 2003 , с. 101.
  21. ^ Ориген, Contra Celsus , предисловие 4.
  22. ^ Чедвик, Х., Ориген: Contra Celsum . КУБОК (1965), 3, 17, 19; 8, 58. Он цитирует египетского музыканта по имени Дионисий в CC 6, 41.
  23. ^ Чедвик, Х., Ориген: Contra Celsus , CUP (1965), с. xxviii-xxix
  24. ^ Готтейл, Ричард; Краусс, Сэмюэл. «Цельсий» . Еврейская энциклопедия . Проверено 18 мая 2007 г.
  25. ^ Чедвик, Х. Ориген: Contra Celsus , введение.
  26. ^ Contra Celsum Ориген, Генри Чедвик, 1980, ISBN   0-521-29576-9 , стр. 32.
  27. ^ Патрик, Джон, Апология Оригена в ответ Цельсу , 2009, ISBN   1-110-13388-X , страницы 22–24,
  28. ^ Хендрик ван дер Лоос (1965). Чудеса Иисуса . Издательство «Брилл» . Проверено 14 июня 2012 г. По словам Цельса, Иисус совершал Свои чудеса посредством колдовства (γοητεία); то же самое во II, 14; II, 16; II, 44; II, 48; II, 49 (Цельс ставит чудесные знамения Иисуса в один ряд с человеческими).
  29. ^ Маргарет Ю. Макдональд (3 октября 1996 г.). Ранние христианские женщины и языческое мнение . Издательство Кембриджского университета . ISBN  9780521567282 . Проверено 14 июня 2012 г. Цельс называет Иисуса волшебником. Он утверждает, что чудеса Иисуса находятся на том же уровне, что и «дела колдунов, заявляющих, что творят чудеса, и достижения тех, кого учат египтяне, которые за несколько оболов раскрывают свои священные знания в посреди рыночной площади, и изгоняют демонов из людей, и сдувают болезни, и призывают души героев, выставляя дорогие банкеты, и обеденные столы, и торты, и блюда, которых нет, и которые заставляют вещи двигаться, как если бы они были живыми, хотя на самом деле они таковыми не являются, а только кажутся таковыми в воображении».
  30. ^ Филип Фрэнсис Эслер (2000). Раннехристианский мир, Том 2 . Тейлор и Фрэнсис . ISBN  9780415164979 . Проверено 14 июня 2012 г. Чтобы опровергнуть божественность Христа, требовалось объяснение Его чудес, записанных в Священных Писаниях. Цельс не отрицает факт чудес Иисуса, а скорее концентрируется на средствах, с помощью которых они были совершены. Возможно, под влиянием раввинских источников Цельс приписывает чудеса Иисуса его выдающимся способностям фокусника.
  31. ^ Эрнест Кушинг Ричардсон, Бернхард Пик (1905). Доникейские отцы: переводы сочинений отцов до 325 г. н.э., Том 4 . Скрибнера . Проверено 14 июня 2012 г. Но Цельс, желая приравнять чудеса Иисуса к делам человеческого колдовства, прямо говорит следующее: «О свет и истина! Он ясно заявляет своим собственным голосом, как вы сами записали, что придет вы и другие, применяющие подобные чудеса, которые являются злыми людьми и волхвами и сатаной, так что сам Иисус не отрицает, что эти дела, по крайней мере, вовсе не божественны, но являются действиями злых людей; понуждаемый силой истины, он в то же время не только разоблачал деяния других, но и обличал себя в тех же деяниях. Не является ли тогда жалким выводом заключать из тех же дел, что один есть Бог? и другие волхвы? Почему из-за этих действий следует считать других злыми, а не этого человека, поскольку они имеют его свидетелем против себя самого, ибо он сам признал, что это не дела божественной природы? но изобретения некоторых обманщиков и совершенно нечестивых людей».
  32. ^ Ориген (30 июня 2004 г.). Ориген против Цельса, Том 2 . Издательство Кессинджер . ISBN  9781419139161 . Проверено 14 июня 2012 г. Но Цельс, желая приравнять чудеса Иисуса к делам человеческого колдовства, прямо говорит следующее: «О свет и истина! Он ясно заявляет своим собственным голосом, как вы сами записали, что есть такие, как вы сами. записал, что к вам придут и другие, применяющие подобные чудеса, злые люди и волхвы, и того, кто пользуется такими приемами, он называет сатаной, так что сам Иисус не отрицает этого. дела, по крайней мере, вовсе не божественны, а являются действиями злых людей; и, будучи понужден силой истины, он в то же время не только раскрыл дела других, но и обличил себя в тех же действиях. Итак, не является ли жалким выводом заключение на основании одних и тех же дел, что один есть Бог, а другой — волхвы, почему же из-за этих действий других следует считать злыми, а не этого человека, поскольку они имеют его своим свидетелем? против самого себя? Ибо он сам признал, что это не дела божественной природы; но изобретения некоторых обманщиков и совершенно нечестивых людей».
  33. ^ Джеймс Д. Табор, Династия Иисуса: Скрытая история Иисуса, его королевской семьи и зарождения христианства , Саймон и Шустер, 2006. стр. 64.
  34. ^ Дэвид Брюстер и Ричард Р. Йео, Эдинбургская энциклопедия , том 8, Routledge, 1999. стр. 362.
  35. ^ Бернхард Ланг , Международное обозрение библейских исследований , Том 54, Издательство BRILL , 2009. с. 401
  36. ^ Ханеграаф с. 38
  37. ^ Мартин, Дейл Б. (2004). Изобретение суеверий: от Гиппократа к христианам . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 141, 143. ISBN.  0-674-01534-7 .
  38. ^ Террот Ривли Гловер, Конфликт религий в ранней Римской империи , (Methuen & Co., 1910 [Kindle Edition]), гл. VIII., с. 431
  39. ^ Гловер, с. 427
  40. ^ Гловер, с. 410
  41. ^ Гловер, с. 412
  42. ^ Роберт Луи Уилкен , Христиане, какими их видели римляне , (Йель: University Press, 2-е издание, 2003 г.)

Библиография

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Теодор Кейм , Против христиан. (1873) [ Истинное слово Цельса ], Reprint Matthes & Seitz, Мюнхен, 1991 ( ISBN   3-88221-350-7 )
  • Пелага, Этюд о Цельсе (1878 г.)
  • Издание К. Дж. Ноймана о греческих писателях, критиковавших христианскую религию.
  • статья в Realencyk Хаука-Герцога . для прот. Теол. где дана очень полная библиография
  • В. Мёллер, История христианской церкви , т. 169 и сл.
  • Адольф Гарнак , Распространение христианства , ii. 129 если.
  • Дж. А. Фруд , Краткие исследования , iv.
  • Бернхард Пик, «Нападка Цельса на христианство», The Monist, Vol. XXI, 1911 год.
  • Ориген: Восемь книг против Цельса. Перевод Пола Кочау. Йозеф Кёзель Верлаг. Мюнхен. 1927.
  • Цельс: Против христиан. Перевод Т. Кейма (1873 г.) [ истинное слово Цельса ], перепечатка Matthes & Seitz, Мюнхен, 1991 г. ( ISBN   3-88221-350-7 )
  • «Истинное учение» Келсоса. Переведено и объяснено Орасио Э. Лоной. Серия: Комментарии к раннехристианским апологетам (KfA, Suppl.-Vol. 1), изд. в. Н. Брокс, К. Нидервиммер, Х. Э. Лона, Ф. Р. Простмайер, Дж. Ульрих. Верлаг Гердер, Фрайбург и др. ISBN   3-451-28599-1 )
  • «Цельс Платоник» , в Католической энциклопедии. статья
  • Доктор Б. А. Зюйддам , «Старые критики и современное богословие», Голландский реформатский теологический журнал (Южная Африка), часть xxxvi, номер 2, июнь 1995 г.
  • Стивен Горансон, «Цельс Пергамский: поиск критика раннего христианства» , в книге Д. Р. Эдвардса и К. Т. Маккалоу (редакторы), «Археология различий: пол, этническая принадлежность, класс и «другие» в древности: исследования в честь Эрика М.» Мейерс (Бостон: Американские школы восточных исследований, 2007) (Информационный ежегодник американских школ восточных исследований, 60/61).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70895d0202c4a94ffdfb2f4da2ef0d4d__1716990000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/4d/70895d0202c4a94ffdfb2f4da2ef0d4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Celsus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)