Эллинистический иудаизм
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Эллинистический иудаизм — форма иудаизма классической античности , сочетавшая еврейскую религиозную традицию с элементами эллинистической культуры . До первых мусульманских завоеваний восточного Средиземноморья главными центрами эллинистического иудаизма были Александрия в Египте и Антиохия в Турции , два главных греческих городских поселения на Ближнем Востоке и в Северной Африке , оба основанные в конце четвертого века до н.э. после завоеваний Александра Македонского . Эллинистический иудаизм также существовал в Иерусалиме в период Второго Храма , где произошел конфликт между эллинизаторами и традиционалистами.
Основным литературным продуктом контакта между иудаизмом Второго Храма и эллинистической культурой является Септуагинты перевод еврейской Библии с библейского иврита и библейского арамейского языка на греческий койне , в частности, на еврейский греческий койне . Упоминаются также философские и этические трактаты Филона и историографические труды других эллинистических еврейских авторов. [1] [2]
Упадок эллинистического иудаизма начался во втором веке, и его причины до сих пор до конца не изучены. Возможно, что в конечном итоге оно было маргинализировано, частично поглощено или постепенно стало койне-говорящим ядром раннего христианства, сосредоточенным на Антиохии и ее традициях, таких как Мелькитская греко-католическая церковь и Греческий православный патриархат Антиохии .
Предыстория [ править ]
Завоевания Александра в конце четвертого века до нашей эры распространили греческую культуру и колонизацию — процесс культурных изменений, называемый эллинизацией — на негреческие земли, включая Левант . Это привело к эллинистическому периоду , который стремился создать общую или универсальную культуру в Александрийской империи, основанную на культуре Афин пятого века , а также слияние ближневосточных культур. [3] Этот период характеризуется новой волной греческой колонизации, которая основала греческие города и королевства в Азии и Африке . [4] самым известным из которых является Александрия в Египте. Создавались новые города, состоящие из колонистов из разных частей греческого мира, а не из конкретного мегаполиса («материнского города»), как раньше. [4]
С завоеванием Иудеи Александром Македонским распространение эллинизма вызвало смешение местной культуры коренных народов и культуры завоевателей. [5] Еврейская жизнь как в Иудее, так и в диаспоре находилась под влиянием культуры и языка эллинизма. Местные коренные элиты часто играли значительную роль в принятии и продвижении эллинизма, что приводило к его влиянию на все региональные культуры, включая еврейскую культуру. В Палестине постепенно прижился эллинизм, несмотря на относительно небольшое количество иностранных жителей. [6]
Евреи, жившие в странах к западу от Леванта, образовали эллинистическую диаспору. Египетская диаспора является наиболее известной из них. [7] Это стало свидетелем тесных связей. Действительно, существовала прочная экономическая интеграция Иудеи с царством Птолемеев , правившим из Александрии, а между царским двором и лидерами еврейской общины существовали дружеские отношения. Это была диаспора по выбору, а не по навязыванию. Информация менее надежна относительно диаспор на других территориях. Это говорит о том, что ситуация была в целом такой же, как и в Египте. [8]
Греки благосклонно относились к еврейской культуре, а эллинизм приобрел приверженцев среди евреев. Хотя эллинизм иногда представлялся (под влиянием 2-й книги Маккавеев , которая сама по себе написана на греческом языке койне) как угроза ассимиляции, диаметрально противоположной еврейской традиции,
Адаптация к эллинской культуре не требовала компромисса с еврейскими заповедями или совестью. Когда в Иерусалиме появилась греческая гимназия , ее основал еврейский первосвященник . И другие жрецы вскоре вступили в борцовские поединки в Палестре . Они явно не считали такие действия подрывающими свои священнические обязанности.
Более поздние историки иногда изображали эллинизм и иудаизм однозначно несовместимыми, вероятно, из-за влияния преследований Антиоха IV. Однако не похоже, что большинство евреев эллинистической эпохи считали греческих правителей хуже или отличавшихся от персидских или вавилонских правителей. В трудах эллинизированных евреев, таких как Филон Александрийский, нет особой веры в несовместимость еврейской и греческой культур; Еще один пример: Послание Аристея представляет евреев и иудаизм в выгодном свете по стандартам греческой культуры. Единственным важным отличием, по которому, похоже, не пошли на компромисс даже самые эллинизированные евреи, был запрет на многобожие; это все еще отделяло эллинистических евреев от более широкой греческой культуры, отказываясь чтить святыни, храмы, богов и т. д., которые не принадлежали Богу Израиля. [10]
Эллинистические правители Иудеи [ править ]
Под сюзеренитетом царства Птолемеев, а затем и империи Селевкидов , Иудея стала свидетелем периода мира и защиты своих институтов. [11] За помощь против своих врагов-Птолемеев Антиох III Великий пообещал своим еврейским подданным снижение налогов и финансирование восстановления города Иерусалима и Второго Храма . [11]
Отношения ухудшились при преемнике Антиоха Селевке IV Филопаторе , а затем, по не до конца понятным причинам, его преемник Антиох IV Епифан радикально отменил прежнюю политику уважения и защиты, запретив ключевые еврейские религиозные обряды и традиции в Иудее (хотя и не среди диаспоры) и спровоцировав традиционалистское восстание против греческого правления . [11] В результате этого восстания было сформировано независимое еврейское царство, известное как Хасмонейское царство , которое просуществовало с 141 по 63 год до нашей эры. Династия Хасмонеев в конечном итоге распалась из-за гражданской войны .
Эллинизация еврейского общества [ править ]
В целом еврейское общество было разделено на консервативные фракции и проэллинистические фракции. [12] Проэллинистические евреи, как правило, принадлежали к высшему классу или меньшинствам, живущим в общинах с нееврейским большинством. Они жили в городах, которые находились далеко от Иерусалима и были тесно связаны с греческими торговыми сетями. [13]
Самым значительным литературным достижением эллинистического иудаизма стала разработка Септуагинты . Другие известные работы включают Книгу Мудрости , Сираха и псевдоэпиграфическую апокалиптическую литературу, такую как Успение Моисея , Заветы Двенадцати Патриархов , Книга Варуха и греческий Апокалипсис Варуха . Некоторые ученые считают апостола Павла евреем-эллинистом, хотя он утверждал, что был фарисеем ( Деяния 23:6 ). [14]
Филон Александрийский защищал иудаизм как монотеистическую философию, предвосхитившую догмы эллинистической философии . Он также популяризировал среди греческой аудитории такие метафоры, как « обрезание сердца». [15]
Эллинизация была очевидна в религиозном еврейском истеблишменте:
«Хони» стал «Менелаем»; «Иисус Навин» стал «Иасоном» или «Иисусом» [Ἰησοῦς]. Эллинское влияние пронизало все, и даже в самых оплотах иудаизма оно изменило организацию государства, законы и общественные дела, искусство, науку и промышленность, затрагивая даже обычные вещи жизни и общие объединения людей. [...] Надпись, запрещающая незнакомцам выходить за пределы определенного места в Храме, была на греческом языке; и, вероятно, это было вызвано присутствием многочисленных евреев из грекоязычных стран во время праздников (ср. «ропот греков на евреев», Деян. VI, 1). Сундуки в Храме, в которых хранились пожертвования в шекелях, были помечены греческими буквами (Шек. iii. 2). Неудивительно поэтому, что были синагоги распутников , киренян , александрийцев, киликийцев в самом Святом городе и азиатов ( Деян. VI, 9). [16]
Турбулентность, вызванная смертью Александра Великого, также способствовала популяризации еврейского мессианства . [13]
диаспоры Эллинистические еврейские
На протяжении 2000 лет евреи жили в Греции и создали еврейскую общину романиотов. [17] Они говорили на йеванике , греческом диалекте с влиянием иврита , арабского и арамейского языков . [18] Согласно устной традиции, они были потомками еврейских беженцев, бежавших из Иерусалима в 70 году нашей эры после разрушения Второго Храма . [19] Однако, согласно существующим надписям, их присутствие датируется 300-250 годами до нашей эры. [20] Греческие философы, такие как Клеарх из Соли, были впечатлены евреями и считали их потомками индийских философов. [21]
В другом месте евреи Александрии создали «уникальный сплав греческой и еврейской культуры». [12]
ранним христианством Поглощение
Причины упадка эллинистического иудаизма неясны. Возможно, оно было маргинализировано, поглощено или стало ранним христианством (см. Евангелие от евреев ). В посланиях Павла и Деяниях апостолов сообщается, что после того, как он первоначально сосредоточил внимание на обращении эллинизированных евреев в Анатолии, Македонии, Фракии и Северной Сирии, не критикуя их законы и традиции, [22] [23] Апостол Павел в конечном итоге предпочел евангелизировать общины греческих и македонских прозелитов и богобоязненных или греческие круги, симпатизирующие иудаизму : апостольский указ, разрешающий новообращенным отказаться от обрезания, сделал христианство более привлекательным вариантом для заинтересованных язычников, чем раввинистический иудаизм , который требовал ритуального обрезания для новообращенных. (см . Бритмила ). См. Также споры об обрезании в раннем христианстве. [24] [25] и отмена законов Ветхого Завета .
Привлекательность христианства, однако, могла потерпеть неудачу, поскольку в 80-х годах нашей эры Домицианом оно было явно объявлено вне закона как «еврейское суеверие», в то время как иудаизм сохранял свои привилегии до тех пор, пока его члены платили fiscus Judaicus .
Первый стих Деяний 6 указывает на проблемные культурные различия между эллинизированными евреями и израильтянами, говорящими на арамейском языке в Иерусалиме, разобщенность, которая отразилась внутри самой формирующейся христианской общины:
там говорится о «эллинистах» и «евреях». Существование этих двух отдельных групп характеризует самую раннюю христианскую общину в Иерусалиме. Евреи были евреями-христианами, которые говорили почти исключительно на арамейском языке, а эллинисты также были евреями-христианами, родным языком которых был греческий. Это были грекоязычные евреи диаспоры, вернувшиеся поселиться в Иерусалиме. Для их обозначения Лука использует термин эллинистический . Когда он имел в виду греков, язычников , неевреев, говоривших по-гречески и живших по греческому образцу, то он употреблял слово эллины (Деян. 21,28). Как ясно видно из самого контекста Деяний 6, эллинисты не являются эллинами. [26]
Некоторые историки полагают, что значительная часть эллинизированных еврейских общин Южной Турции ( Антиохия , Александретта и соседние города) и Сирии / Ливана постепенно обратилась в греко-римскую ветвь христианства, которая в конечном итоге образовала « мелькитское » (или «имперское») Эллинистические церкви региона БВСА :
Как христианский иудаизм зародился в Иерусалиме, так и языческое христианство зародилось в Антиохии , тогдашнем ведущем центре эллинистического Востока, с Петром и Павлом в качестве его апостолов. Из Антиохии оно распространилось на различные города и провинции Сирии, среди сирийцев-эллинистов, а также среди евреев-эллинистов, которые в результате великих восстаний против римлян в 70 и 130 годах нашей эры были изгнаны из Иерусалима и Палестины в Сирия. [27]
Наследие [ править ]
Второго Храма пределами Широкое влияние за иудаизма
И раннее христианство , и ранний раввинский иудаизм были гораздо менее «ортодоксальными» и менее теологически однородными, чем сегодня; и оба находились под значительным влиянием эллинистической религии и заимствовали аллегории и концепции из классической эллинистической философии и работ грекоязычных еврейских авторов конца периода Второго Храма, прежде чем две школы мысли в конечном итоге подтвердили свои соответствующие «нормы» и доктрины. в частности, из-за растущих разногласий по ключевым вопросам, таким как статус «законов чистоты», обоснованность христианских мессианских верований и использование греческого и латыни койне в качестве литургических языков вместо библейского иврита и т. д. [28]
Первые синагоги в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке
Само слово «синагога» происходит от еврейского греческого койне , языка, на котором говорили эллинизированные евреи Юго-Восточной Европы (Македония, Фракия, Северная Греция), Северной Африки и Ближнего Востока после III века до нашей эры. Многие синагоги были построены эллинистами или приверженцами эллинистического иудаизма на греческих островах , в Киликии , северо-западной и восточной Сирии и северном Израиле еще в первом веке до нашей эры, особенно в Делосе , Антиохии , Александретте , Галилее и Дура-Европосе : из-за мозаики изображающие и фрески, считали потенциально способствующими «поклонению образам» героические фигуры и библейские персонажи (которые последующие поколения еврейских ученых и раввинов ), многие из этих ранних синагог сначала были ошибочно приняты за греческие храмы или антиохийские греческие православные церкви.
и Концепции Талмуда Мишны
Многие из еврейских мудрецов, составивших Мишну и самые ранние версии Талмуда , были эллинизированными евреями, в том числе Йоханан бен Закай , первый еврейский мудрец, которому присвоили титул раввина , и раввин Меир , сын прозелитов- анатолийских греков, принявших ранний раввинистический иудаизм.
Даже израильские раввины вавилонского еврейского происхождения, такие как Гилель Старший , чьи родители были говорившими на арамейском языке еврейскими мигрантами из Вавилонии (отсюда и прозвище «Ха-Бавли»), должны были изучать греческий язык и греческую философию, чтобы быть знакомыми со сложным раввинским языком. - многие богословские нововведения, представленные Гиллелем, имели греческие названия, наиболее известное из которых - талмудическое понятие Прозбул , от греческого койне προσβολή, «доставлять»:
В отличие от литературного иврита, популярный арамейский или иврит постоянно принимал новые греческие заимствования, о чем свидетельствует язык Мишны и талмудической литературы. Хотя оно отражает ситуацию более позднего периода, его истоки уходят корнями задолго до христианской эры. Коллекция заимствованных слов из Мишны, найденная у Шюрера, показывает области, в которых эллинистическое влияние впервые стало заметным: военное дело, государственное управление и законодательная власть, торговля и коммерция, одежда и домашняя утварь, и, что немаловажно, строительство. Так называемый медный свиток с утопическим списком сокровищ также содержит ряд греческих заимствований. Когда в конце первого века до н.э. Гилель на практике отменил правило о прощении долгов в субботний год (Втор. 15:1-11) посредством возможности особой оговорки со стороны кредитора, эта оговорка была дана греческое имя, введенное в палестинский юридический язык — perōzebbōl = προσβολή, знак того, что даже в то время юридический язык был пронизан греческим языком.
- Мартин Хенгель, иудаизм и эллинизм (1974)
на левантийские византийские Влияние традиции
Уникальное сочетание этнокультурных черт, унаследованных от слияния греко - македонской культурной основы, эллинистического иудаизма и римской цивилизации, породило отчетливо антиохийские «ближневосточно-римские» христианские традиции Киликии (Юго-Восточная Турция) и Сирии/Ливана:
«Смесь римских, греческих и еврейских элементов превосходно адаптировала Антиохию к той огромной роли, которую она сыграла в ранней истории христианства. Город был колыбелью церкви». [29]
Некоторые типично греческие «древние синагогальные » священнические обряды и гимны частично сохранились до наших дней, особенно в отдельных церковных службах последователей мелькитской греко-католической церкви и ее сестринской церкви, Антиохийской греческой православной церкви в провинции Хатай на юге. Турции , Сирии , Ливане , Северном Израиле , а также в греко-левантийских христианских диаспорах Бразилии , Мексики , США и Канады .
Но многие из сохранившихся литургических традиций этих общин, уходящих корнями в эллинистический иудаизм и, в более общем смысле, в Второго Храма греко-еврейскую культуру Септуагинты , были постепенно вычеркнуты в эпоху позднего средневековья и современной эпохи как фанариотами европейско-греческими ( Вселенским Патриархом Константинополя ), так и Ватиканские ( римско-католические ) богословы-язычники, стремившиеся «вернуть» левантийские греко-православные и греко-католические общины в европейское христианство: таким образом, некоторые древние иудео-греческие традиции были намеренно отменены или сокращены в процессе.
Члены этих общин до сих пор называют себя « Рум » (буквально «римляне»; обычно на английском языке их называют «византийцами») и обращаются к грекам на турецком , персидском и левантийском арабском языках . В этом контексте термин Рум предпочтительнее Явани или Ионани (буквально « ионийский »), что также относится к грекам на древнем иврите , санскрите и классическом арабском языке .
евреи эллинизированные Отдельные
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2018 г. ) |
Эллинистический и Хасмонейский период [ править ]
- Андроник, сын Мешуллама , египетский еврейский учёный II века до нашей эры. Один из первых известных защитников ранней фарисейской ( протораввинской ) ортодоксальности против самаритян .
- Антигон Сохо , также известный как Антигон Сохо, был первым ученым, фарисейская традиция которого сохранила не только имя, но и важное богословское учение. Его расцвет пришелся на первую половину третьего века до нашей эры. Согласно Мишне , он был учеником и преемником Симона Справедливого . Антигон также является первым известным евреем, носящим греческое имя, и этот факт обычно обсуждается учеными относительно степени эллинского влияния на иудаизм после завоевания Иудеи Александром Великим .
- Антигон II Маттафия (известный на иврите как Матитьяху) был последним хасмонейским царем Иудеи . Антигон был казнен в 37 г. до н. э., после трехлетнего правления, в течение которого он возглавлял национальную борьбу евреев за независимость от римлян.
- Александр Иудейский , или Александр Маккавей, был старшим сыном Аристобула II , царя Иудеи. [30]
- Аристобул Александрийский ( гг. До 181–124 н. э. ), философ перипатетической школы, который пытался соединить идеи Еврейских Писаний с идеями греческой мысли.
- Артапан Александрийский ( 3 век до н.э.), александрийский еврейский писатель, написавший историю евреев , цитируемую Полихистором и Евсевием. [31]
- Клеодем Малх , еврейский историк, на которого ссылаются Александр Полигистор и Иосиф Флавий. [32]
- Евполем , ранний эллинско-еврейский историк, чьи сочинения известны от Александра Полигистора и Евсевия Памфили. [33]
- Иезекииль Трагик , александрийский еврейский поэт, написавший пьесу « Эксагоге» , перефразирование Исхода трехметровым ямбом. [34]
- Ясон из семьи Ониад , первосвященник с Иерусалимского храма 175 по 172 год до нашей эры.
- Менелай , первосвященник в Иерусалиме с 171 по 161 год до нашей эры.
- Мариамна I , еврейская принцесса из династии Хасмонеев , была второй женой Ирода Великого .
- Ониас I (эллинизированная форма еврейского имени ( греч . Ὀνίας ) от ( ивр . Honiyya ) был сыном Яддуа, упомянутым в Неемии . [35] Согласно Иосифу Флавию , этот Яддуа считается современником Александра Великого . [36] I Маккавеи считают Ониаса современником спартанского царя Арея I (309–265 до н. э.). [37] Ониас I считается отцом или дедом Симона Справедливого .
- Бен Сира , также известный как Йесуа, сын Сираха, ведущий еврейский ученый и богослов II века до нашей эры, живший в Иерусалиме и Александрии, автор «Мудрости Сираха» , или «Книги Экклезиастика».
- Симеон Справедливый или Симеон Праведный ( иврит : שמעון הצדיק Шимон ха-Цаддик ) был еврейским первосвященником во времена Второго Храма .
- Симон Тасси (умер в 135 г. до н. э.) был вторым сыном царя Маттафии и первым принцем еврейской династии Хасмонеев . Он также был генералом ( дорический греческий : στραταγός, stratagos ; буквально означает «лидер армии») в греко-сирийской Селевкидов армии Антиоха VI.
и период Иродианский римский
- Филон Александрийский ( греч . Φίλων , Филон ; ок. 20 г. до н. э. – ок. 50 г. н. э.), также называемый Филоном Иудеем, из Александрии , в римской провинции Египет.
- Иосиф Флавий Тит — первый еврейский историк. Первоначально еврейский военачальник во время Первой еврейско-римской войны , он, как известно, перешел на другую сторону, стал римским гражданином и признанным романо-еврейским ученым. Он популяризировал идею о том, что иудаизм во многом похож на греческую философию.
- Юст Тивериадский , еврейский историк, родившийся в Тивериаде , «высоко эллинистическом галилейском городе», он был секретарем губернатора Ирода Агриппы II и соперника Тита Флавия Иосифа.
- Юлианос (эллинизированная форма латинского имени Юлиан) и Паппос (от греческого койне pappa или papas «патриарх» или «старший»), родившиеся около 80 г. н.э. в городе Лод ( иврит : לוֹד ; греко-латынь: Лидда , Диосполис , древний) . Греческий : Λύδδα / Διόσπολις — город Зевса ), один из главных центров эллинистической культуры в центральном Израиле. Юлиан и Папп возглавляли еврейское движение сопротивления против римской армии в Израиле во время Китосской войны , 115-117 гг. н.э. (их еврейские имена были Шемаия и Ахия соответственно)
- Лукуас , также известный как Андреас, ливийский еврей, родившийся около 70 г. н.э., был одним из главных лидеров еврейского движения сопротивления римской армии в Северной Африке и Египте во время Китосской войны , 115-117 гг. н.э.
- Рабби Меир , знаменитый еврейский мудрец, живший в Галилее во времена Мишны , считается сыном анатолийского греческого (Талмуд, Трактат Килаим) нееврейского прозелита , обращенного в фарисейский иудаизм (народные этимологии и неправильные переводы ошибочно связывали его с семья императора Нерона). Он был зятем Ханины бен Терадиона , эллинизированного еврейского аристократа и ведущей раввинской фигуры в еврейском богословии конца I века нашей эры.
- Раввин Тарфон ( ивр . רבי טרפון , от греческого имени Τρύφων Трифон ), коген , [38] был представителем третьего поколения мудрецов Мишны ( , живших в период между разрушением Второго Храма (70 г. н.э.) и падением Бетара 135 г. н.э.). Считается, что он был родом из региона Лод ( иврит : לוֹד ; греко-латынь: Лидда , Диосполис , древнегреческий : Λύδδα / Διόσπολις – город Зевса ), одного из главных центров эллинистической культуры в центральном Израиле, Р. Тарфон был один из самых громких еврейских критиков раннего христианства
- Раввин Ханина бен Терадион , выдающийся галилейский еврейский ученый и педагог. Считается, что имя его отца ( Терадион ) имеет иудео-греческое происхождение. Кроме того, «Ханания» (или «Ханина») было популярным именем среди эллинизированных евреев Сирии и Северного Израиля (по-гречески произносится как «Анания»). Он был ведущей фигурой еврейского богословия конца I века нашей эры и одним из десяти мучеников , убитых римлянами за игнорирование запрета на преподавание Торы.
- Еврей Трифон, который, как полагают, был раввином II века н. э., противостоял христианскому апологету Юстину Мученику , чей Диалог с Трифоном парадоксальным образом «находится под одинаковым влиянием греческой и раввинистической мысли». [39] Скорее всего, он тот же самый, что и раввин Тарфон .
Поздняя античность и раннее средневековье [ править ]
- Семья Калонимус ( Kαλώνυμος по-гречески), первая известная раввинская династия Северной Италии и Центральной Европы : среди известных членов - Итиэль I, автор еврейских молитвенников (родился около 780 г. н. э.), и Калоним Бен Мешуллам, родившийся во Франции около 1000 г., духовный лидер Еврейская община Майнца в Западной Германии
- Радханиты действовавшая : влиятельная группа еврейских купцов и финансистов, во Франции, Германии, Центральной Европе, Центральной Азии и Китае в раннем средневековье . Считается, что они произвели революцию в мировой экономике и внесли свой вклад в создание «средневекового Шелкового пути». до итальянских и византийских купцов. Сесил Рот и Клод Каэн , среди прочих, утверждают, что их имя, возможно, произошло от долины реки Роны во Франции , которая звучит как Родан на латыни , а Роданос ( Ῥοδανός ) на греческом — , поскольку центр деятельности радханитов, вероятно, находился во Франции, где их торговля начались маршруты.
См. также [ править ]
- Христианство и иудаизм
- Греческая православная церковь Антиохии
- Греческая православная церковь Иерусалима
- История иудаизма
- История христианства
- Греческие евреи
- История евреев в Римской империи
- Иерусалим в период Второго Храма
- Еврейские апокрифы
- еврейское христианство
- Список событий раннего христианства
- Истоки христианства
- Апостол Павел и иудаизм
- Отношения восточного православия и иудаизма
- евреи-романиоты
- Синагогальный иудаизм
- Терапия
Ссылки [ править ]
- ^ Уолтер, Н. Еврейско-эллинистическая литература до Филона Александрийского (за исключением историков), ANRW II: 20.1.67-120
- ^ Барр, Джеймс (1989). «Глава 3 - Еврейский, арамейский и греческий языки в эллинистическую эпоху». В Дэвисе, штат Вашингтон; Финкельштейн, Луи (ред.). Кембриджская история иудаизма. Том 2: Эллинистический век (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 79–114. ISBN 9781139055123 .
- ^ Рой М. Маклауд, Александрийская библиотека: центр обучения в древнем мире
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ульрих Вилькен, Греческая история в контексте древней истории .
- ^ Хезсер, Кэтрин (19 августа 2010 г.). «Греко-римский контекст еврейской повседневной жизни в римской Палестине». Оксфордский справочник по повседневной жизни евреев в римской Палестине . Издательство Оксфордского университета. п. 28. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199216437.013.0003 .
- ^ Загенберг, Юрген К.; Ван Де Занде, Дайан (19 августа 2010 г.). «Урбанизация». Оксфордский справочник по повседневной жизни евреев в римской Палестине . Издательство Оксфордского университета. стр. 165–166. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199216437.013.0010 .
- ^ «Сиракузский университет. «Еврейская диаспора в эллинистический период» » . Архивировано из оригинала 30 января 2012 г. Проверено 11 сентября 2013 г.
- ^ Хегерманн, Харальд (1990). «Глава 4: Диаспора в эллинистическую эпоху». В Дэвисе, штат Вашингтон; Финкельштейн, Луи (ред.). Кембриджская история иудаизма (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 115–166. дои : 10.1017/CHOL9780521219297.005 . ISBN 9781139055123 .
- ^ Грюн, Эрих С. (1997). «Факты и вымысел: еврейские легенды в эллинистическом контексте». Эллинистические конструкции: Очерки культуры, истории и историографии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 72 и далее.
- ^ Граббе, Лестер Л. (2008). История евреев и иудаизма в период Второго Храма: Пришествие греков: ранний эллинистический период (335–175 гг. До н. Э.) . Библиотека исследований Второго Храма. Том. 68. Т&Т Кларк. стр. 155–165. ISBN 978-0-567-03396-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грюн, Эрих С. (1993). «Эллинизм и гонения: Антиох IV и евреи». В Грин, Питер (ред.). Эллинистическая история и культура . Издательство Калифорнийского университета. стр. 238 и далее.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Армстронг, Карен (2006). Великая трансформация: начало наших религиозных традиций (первое изд.). Нью-Йорк: Кнопф. стр. 350–352 . ISBN 978-0-676-97465-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Граббе 2010, с. 10–16
- ^ «Савл из Тарса: не еврейский ученый, эллинист». Архивировано 29 марта 2009 г. в Wayback Machine , Еврейская энциклопедия.
- ^ Например, Левит 26:41, Иезекииль 44:7.
- ^ «Эллинизм». Архивировано 29 марта 2009 г. в Wayback Machine , Еврейская энциклопедия , Цитата: из разделов «Диапазон эллинского влияния» и «Реакция против эллинского влияния».
- ^ Холокост в Греции: Янина. URL-адрес доступен 15 апреля 2006 г. Архивировано 20 октября 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ "Язык" . Еврейская община Родоса — Официальный сайт . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Бонфил, Роберт (2011). Евреи в Византии: диалектика культур меньшинств и большинства . Иерусалимские исследования в области религии и культуры. Брилл. п. 105 . ISBN 9789004203556 .
- ^ Дэвид М. Льюис (2002). Роудс, Пи Джей (ред.). Избранные статьи по истории Греции и Ближнего Востока . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . п. 381. ИСБН 0-521-46564-8 .
- ^ Иосиф Флавий. Контра Апионем , I.176-183. Получено 16.06.2012 с сайта http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=J.+Ap.+1.176&fromdoc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0215 .
- ^ Деяния 16: 1–3.
- ↑ МакГарви о Деяниях 16. Архивировано 16 октября 2012 г. в Wayback Machine : «Тем не менее, в рассматриваемом нами случае мы видим, как он собственноручно обрезает Тимофея, и это «из-за некоторых евреев, находившихся в этих кварталах».
- ^ 1 Коринфянам 7:18.
- ^ "делают себе крайнюю плоть"; Я Макк. я. 15; Иосиф Флавий, «Муравей». xii. 5, § 1; Ассумптио Мосис, VIII.; Я Кор. VII. 18;, Тосеф.; Талмуд описывает Шаббат xv. 9; Евамот 72а,б; Йерушалми Пиа i. 16б; Евамот VIII. 9а; [1] Архивировано 8 мая 2020 г. в Wayback Machine ; Католическая энциклопедия: Обрезание. Архивировано 16 января 2013 г. в Wayback Machine : «На эту эписпастическую операцию, проводимую над спортсменами, чтобы скрыть следы обрезания, ссылается Св. Павел, me epispastho (1 Коринфянам 7:18)».
- ^ «Конфликт и разнообразие в древнейшей христианской общине». Архивировано 10 мая 2013 г. в Wayback Machine , о. В. Кесич, ОСА
- ^ «История христианства в Сирии». Архивировано 17 января 2013 г. в Wayback Machine , Католическая энциклопедия.
- ^ Даниэль Боярин. «Умереть за Бога: мученичество и становление христианства и иудаизма», Стэнфорд: Stanford University Press, 1999, стр. 15.
- ^ «Антиохия», Библейская энциклопедия , Том. я, с. 186 (стр. 125 из 612 в онлайн-файле .pdf .
- ↑ Александр II Иудейский. Архивировано 16 октября 2011 г. в Wayback Machine в Еврейской энциклопедии.
- ^ «Артапан | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ «Клеодем | Еврейский историк | Британника» . www.britanica.com . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Бартлетт, Джон Р., изд. (1985), «ЕВПОЛЕМ» , «Евреи в эллинистическом мире: Иосиф Флавий, Аристей, Сивиллинские оракулы», Евполем , Кембриджские комментарии к сочинениям еврейского и христианского мира, том. 1, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 56–71, номер документа : 10.1017/CBO9780511621307.005 , ISBN. 978-0-521-28551-3 , получено 19 февраля 2024 г.
- ^ Ланфранчи, Пьерлуиджи (2018), « Иезекииля Эксагоге Трагика », «Эксагоге Иезекииля Трагика» , стр. стр. 125–146, doi : 10.1017/9781139833936.006 , ISBN. 978-1-107-03855-4 , получено 19 февраля 2024 г.
- ^ Неемия xii. 11
- ^ Еврейские древности xi. 8, § 7
- ^ Я Макк. xii. 7, 8, 20
- ^ Талмуд Бавли , Кидушин, 71а.
- ^ Филипп Бобишон (редактор), Жюстин Мученик, Диалог с Трифоном , критическое издание, введение, греческий текст, перевод, комментарии, приложения, указатели, (Сборник Paradosis № 47, том I-II.) Editions Universitaires de Friboorg Швейцария, (1125 стр.), 2003 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
Иностранный язык [ править ]
- ред. В.Г. Кюммель и Х. Лихтенбергер (1973), еврейские сочинения эллинистического римского периода (на немецком языке), Гютерсло
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Деллинг, Герхард (1987), Встреча эллинизма и иудаизма. Взлет и падение римского мира (на немецком языке), том. Том II 20.1
английский [ править ]
- Борген, Педер. Раннее христианство и эллинистический иудаизм . Эдинбург, Шотландия: T&T Clark, 1996.
- Коэн, Гетцель М. Эллинистические поселения в Сирии, бассейне Красного моря и Северной Африке . Эллинистическая культура и общество 46. Беркли: Калифорнийский университет Press, 2005.
- Грюн, Эрих С. Конструкты идентичности в эллинистическом иудаизме: очерки ранней еврейской литературы и истории . Бостон: Де Грютер, 2016.
- Мирге, Франсуаза. Ранняя история сострадания: эмоции и воображение в эллинистическом иудаизме . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2017.
- Нойснер, Джейкоб и Уильям Скотт Грин, ред. Словарь иудаизма в библейский период: с 450 г. до н.э. по 600 г. н.э. 2 тома. Нью-Йорк: Справочник библиотеки Макмиллана, 1996.
- Чериковер, Виктор (1975), Эллинистическая цивилизация и евреи , Нью-Йорк: Атенеум.
- Еврейская энциклопедия