Avraam Benaroya
Avraam Eliezer Benaroya | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1887 |
Умер | 16 мая 1979 г. | ( 1979-05-16 )
Место отдыха | Южное кладбище (Израиль) |
Движение | Социалистический |
Авраам Элиэзер Бенаройя ( иврит : אברהם בן-ארויה ; болгарский : Аврам Бенароя ; греческий : Αβραάμ Πεναρόγια ; ладино : Абрахан Элиэзер Бенарройя ; турецкий : Авраам Бенаройя ; 1887 - 16 мая 79) был еврейским социалистом, членом Болгарской социал-демократической рабочей партии . ' Партия (Узкие Социалисты) , [ 7 ] позже лидер Социалистической рабочей федерации в Османской империи . Бенароя сыграл ключевую роль в основании Социалистической рабочей партии Греции в 1918 году, предшественницы Коммунистической партии Греции . [ 8 ] [ 9 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Бенароя родился в Болгарии в семье еврея-сефарда . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Он был воспитан в Видине в семье мелкого торговца. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Будучи полиглотом , Бенароя научился свободно говорить на шести языках. Он учился в Белградском университете на юридическом факультете , но не окончил его, став скорее преподавателем в Пловдиве . Здесь Бенароя стал членом Болгарской социал-демократической рабочей партии (Узкие социалисты) (хотя другие источники предполагают, что он присоединился к Болгарской социал-демократической рабочей партии (Широкие социалисты) , [ 18 ] он сам утверждал, что это неверно [ 19 ] ) и опубликовал на болгарском языке свою работу «Еврейский вопрос и социал-демократия» (1908). [ 20 ] [ 21 ]
После младотурецкой революции 1908 года он переехал в качестве социалистического в Салоники организатора . Он основал здесь группу под названием «Сефардский кружок социалистических исследований» и был связан с болгарской левой фракцией, близкой к Внутренней македонской революционной организации (ВМРО), под названием Народная федеративная партия (Болгарская секция) . [ 22 ] а также некоторым болгарским социалистам, которые там работали. [ 23 ] Влияние Бенарои росло, поскольку он утверждал, что любое социалистическое движение в городе должно принять форму федерации, в которой могут участвовать все национальные группы. Из-за болгарских корней ее еврейского основателя младотурки , а затем и правительство Греции с подозрением относились к этой организации как к близкой к IMRO и болгарскому социалистическому движению. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Социалистическая рабочая федерация
[ редактировать ]В то же время идеалистический и прагматичный Бенароя в Салониках сыграл ведущую роль в создании в 1909 году преимущественно еврейской Социалистической рабочей федерации , или в Ладино , Федерасьон. Организация взяла такое название потому, что, построенная по федеративной модели Социал-демократической партии Австрии , она задумывалась как федерация отдельных секций, каждая из которых представляла четыре основные этнические группы города: евреев , болгар , греков и турок . Он публиковал свою литературу на языках этих четырех групп (т.е. ладино, болгарском , греческом и турецком соответственно), но на практике два последних раздела были недостаточно представлены, а то и вообще отсутствовали. Демократическая Федерасьон вскоре стала под руководством Бенарои сильнейшей социалистической партией в Османской империи . Оно создало воинственные профсоюзы, привлекло влиятельных интеллектуалов и завоевало прочную базу поддержки среди македонских рабочих, одновременно развивая прочные связи со Вторым Интернационалом . С 1910 по 1911 год Бенароя редактировал влиятельную газету The «Солидарность Оврадеры» , напечатано в Ладино.
власти разрешили Федерасьон стать межобщинной группой В отличие от других партий, которые были организованы по этническому принципу, Османские . Видный болгарский депутат Димитр Влахов был депутатом-социалистом в новом османском парламенте до 1912 года. [ 27 ] [ 28 ] Действительно, ее лидеры первоначально поддерживали младотурков , а Бенароя участвовал в марше «Армии свободы» на Стамбул, чтобы помочь подавить контрпереворот 1909 года . Встревоженная растущей мощью социалистических групп, КЕП впоследствии начала репрессии, в рамках которых Бенароя был заключен в тюрьму трижды: в начале ноября 1910 года, в июне 1911 года (когда он был депортирован в Сербию ) и в феврале 1912 года (когда он был депортирован в Грецию). ). [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Федерасьон и рабочее движение в Греции
[ редактировать ]После присоединения Салоник к греческому государству Бенароя сопротивлялся попыткам навязать этнические разногласия в городе. Выступая против Первой мировой войны , Бенароя и еще один еврейский социалист были сосланы на два с половиной года на остров Наксос . В отличие от большинства видных социалистов Греции до 1913 года, которые следовали за Элефтериосом Венизелосом , Бенароя и Федерасьон, придерживаясь своих интернационалистических идеалов, мобилизовались на нейтралитет . Поскольку это произошло с той же политикой, которую проводил король Константин и его милитаристское окружение, это привело к потере поддержки Федерасьона в Македонии .
С 1915 года Федерасьон поддерживала общественная реакция на войну. Политика как монархистов, так и венизелистов фактически способствовала эмансипации и радикализации левых, и Бенаройя, сохраняя равную дистанцию от обеих устоявшихся политических групп, быстро повернул ситуацию в свою пользу. На всеобщих выборах 1915 года Федерасьон направил в греческий парламент двух депутатов, представляющих Салоники (Аристотелиса Сидериса и Альберто Куриэля), хотя он проиграл всего несколько голосов за третье место. У него уже были прочные связи с интернационалистическими группами и организациями по всей Греции и за рубежом; из них в свое время должна была возникнуть Социалистическая рабочая партия. Однако другая социалистическая фракция, возглавляемая будущим премьер-министром Александросом Папанастасиу , который встал на сторону Венизелоса во внешней политике, также имела депутатов, избранных на тех же выборах.
Папанастасиу и другие реформаторски настроенные социалисты решительно поддерживали либеральную версию национализма Венизелоса. Бенаройя и Федерасьон, с другой стороны, находились под влиянием австромарксистов , таких как Виктор Адлер , Отто Бауэр и Карл Реннер , которые, чувствительные к национальным вопросам, искали способы использовать социализм как сплочающую силу для ветхой Габсбургской монархии ; они выработали принцип личной автономии, согласно которому национальное сознание должно быть деполитизировано и стать личным делом. Современные государства должны быть основаны на свободных ассоциациях и позволять самоопределение и самоорганизацию этнических групп в вопросах культуры, в то время как смешанный парламент, пропорционально представляющий все нации королевства, должен принимать решения по экономическим и политическим вопросам. Федерасьон проследила истоки своей федеративной позиции у балканских авторов эпохи Просвещения , таких как Ригас Велестинлис , и подчеркнула, что предстоящий мир должен исключать любое изменение границ или перемещение населения. Социалистическая рабочая партия, созданная по инициативе Бенароя ближе к концу Первая мировая война внимательно следила за тезисами Федерасьона о национальном самоопределении и хотела преобразовать греческое государство в федерацию автономных провинций , которая бы защищала права меньшинств и участвовала в федеративной республике балканских народов.
Еврейский этнический активизм
[ редактировать ]Бенароя интересовался еврейским вопросом с самого начала своей карьеры и на протяжении всей своей карьеры прилагал усилия для продвижения еврейских интересов. Его первой книгой была «Еврейский вопрос и социал-демократия» (1908), а однажды в Салониках он основал группу под названием «Сефардский кружок социалистических исследований». Он также сыграл ведущую роль в создании в 1909 году преимущественно еврейской Федерации. Опасаясь того, что возрождающаяся греческая самоуверенность, стоящая за идеей Мегали, может означать для евреев Греции и Малой Азии , он в то время назвал эту кампанию империалистической. Он представлял себе государство, свободное от каких-либо этнических разделений, в котором евреи могли бы существовать без преследований и свободы, сохраняя свою религию. Можно было бы утверждать, что некоторые из его опасений оправдались, когда после пожара в городе администрация Венизелоса не восстановила первоначальный еврейский квартал. [ 32 ] вместо этого принял французский план города, но значительная часть еврейского населения оставалась в течение следующих десятилетий, а греческое правительство гарантировало их права в марте 1926 года. Бенароя всегда был очень заинтересован в борьбе с антисемитизмом , хотя в последующие годы он изменил Акцент сделан на том, чтобы отразить значительную еврейскую общину Салоник, которая предпочла остаться в составе греческого государства.
Партнерство с Демократическим союзом
[ редактировать ]
После исторической встречи с Венизелосом тактические способности Бенарои привели к рождению Социалистической рабочей партии Греции (позже названной Коммунистической) и Всеобщей конфедерации греческих рабочих , которые помогли объединить греческих рабочих.
Преследование правительством нового движения привело к всеобщей забастовке в 1919 году. Впоследствии социальная и политическая поляризация, а также престиж новорожденного Советского Союза усилили радикалов, и вскоре партия вошла в состав Третьего ленинского Интернационала . Центр труда Салоник , еще одно творение Бенарои, объединивший более двенадцати тысяч рабочих всех национальностей, значительную часть из которых составляли евреи, стал средоточием радикального социализма. Падение правительства Венизелоса (1920 г.) и война в Анатолии усилили инакомыслие, что привело к антивоенным беспорядкам. В результате этих событий Бенароя, снова брошенный в тюрьму, как и большинство ведущих членов партии, были маргинализированы радикалами. С другой стороны, умеренные социалисты под руководством Александроса Папанастасиу начали готовить собственную революцию: теперь их основной целью было свержение греческой монархии .
В 1922 году греческая армия потерпела поражение от кемалистов , и последовала военная революция, свергнувшая короля Константина. Новое правительство провело множество реформ, в частности, раздачу крупных поместий крестьянам , но после всеобщей забастовки рабочие были жестоко подавлены.
Чуть позже, в декабре 1923 года, Бенароя вместе с Куриэлем и Кордатосом , предпочитавшими социал-демократические организационные модели и выступавшими против радикальной большевизации , считая обстоятельства неподходящими для революции, были исключены из Коммунистической партии Греции и он был вынужден выйти из Коммунистической партии Греции. редакция «Аванти» . После этого он сосредоточил свои действия на еврейской общине Салоник и участвовал в отколовшейся группе, которая - с помощью Папанастасиу, тогдашнего премьер-министра, - безуспешно пыталась расколоть Коммунистическую партию. Тогда он и Папанастасиу согласились с необходимостью реформ, а не революции, и с приоритетом отмены монархии. Однако не менее неотложной задачей является борьба с расизмом и антисемитизмом.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Бенароя оставался политически активным после 1924 года, но, поскольку он оставался вне основных политических формирований левых, коммунистов и социалистов Папанастасиу, его способность к действию все больше ограничивалась. В Салониках у него была трудная политическая жизнь, особенно после более националистического поворота либералов к концу десятилетия и неоднократных государственных переворотов 1935 года, которые разрушили республику и надежды демократических левых сил. В 1940-х годах он потерял сына во время греко-итальянской войны , пережил нацистские концентрационные лагеря и после возвращения возглавил небольшую социалистическую партию в Греции, сотрудничая с Александросом Сволосом . В 1953 году он уехал в Израиль , в Холон , где управлял небольшим магазином. Он умер в 1979 году в возрасте девяноста двух лет.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Энциклопедия иудаики , Том 3, Фред Скольник, Майкл Беренбаум, Macmillan Reference USA совместно с Keter Pub. Дом, 2007, ISBN 0-02-866097-8 , с. 318.
- ^ Документы по истории греческих евреев: записи из исторических архивов Министерства иностранных дел, Historiko Archeiotou, Hypourgeiou Exōterikōn (Греция), Panepistēmio Athenōn, Kastaniotis Editions, 1998, стр. 420.
- ^ История нового эллинизма 1770–2000 (2003). Том. 6. Часть четвертая. Греческие буквы стр. 261. ISBN 960-406-545-9 .
- ^ ШАГ - «Красный Авраам» BenaroyaFederation, 31.12.2010.
- ^ Ахмет Эрсой, Мацей Горни, Вангелис Кехриотис, Модернизм: создание национальных государств , Central European University Press, 2010, ISBN 9637326618 , с. 444.
- ^ Документы по истории греческих евреев: записи из исторических архивов Министерства иностранных дел, Фотейнэ Константопулу, Танос Веремес, Kastaniotis Editions, 1998, стр. 420.
- ^ Авраам Бенароя, Заметка о Социалистической федерации Салоник , Еврейские социальные исследования, 1949, стр. 70-71 - JSTOR
- ^ А. Томас Лейн, Биографический словарь европейских профсоюзных лидеров , Greenwood Publishing Group, 1995, ISBN 0-313-26456-2 , с. 176.
- ^ Ахмет Эрсой, Мацей Горни, Вангелис Кехриотис, Модернизм: создание национальных государств , Central European University Press, 2010, ISBN 9637326618 , с. 444.
- ^ Костас Теологу и Панайотис Г. Михаэлидис, Роль евреев в позднеосманских и ранних греческих Салониках , Журнал балканских и ближневосточных исследований, 2010, Routledge, стр. 316-317.
- ^ Еврейские социальные исследования , Конференция по еврейским социальным исследованиям (США), Indiana University Press, 1945, стр. 323
- ^ Марк Дэвид Баер, Дёнме: новообращенные евреи, мусульманские революционеры и светские турки , Stanford University Press, 2010, ISBN 0-8047-6868-4 , с. 90
- ^ Марк Мазовер, Салоники, Город призраков: христиане, мусульмане и евреи 1430–1950 , Винтаж, 2006 г., ISBN 0-375-72738-8 , с. 269.
- ^ Мете Тунчай, Эрик Ян Цюрхер, Социализм и национализм в Османской империи , 1876-1923, British Academic Press совместно с Международным институтом социальной истории, Амстердам, 1994, стр. 60.
- ^ Илиджак, Х. Шюкру (сентябрь 2002 г.). «Еврейский социализм в Османских Салониках» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря . 2 (3): 115–146. дои : 10.1080/14683850208454706 . ISSN 1468-3857 . S2CID 145717501 .
- ^ Джозеф Ротшильд, Коммунистическая партия Болгарии: истоки и развитие, 1883-1936 , AMS Press, 1972, ISBN 0-404-07164-3 , с. 213.
- ^ Еврейский биографический лексикон: сборник важных личностей еврейского происхождения с 1800 года , Ганс Моргенштерн, LIT Verlag Münster, 2009, ISBN 3-7000-0703-5 , с. 68.
- ^ Джошуа Старр, Социалистическая федерация Салоник , еврейские социальные исследования, 1945 - JSTOR
- ^ Авраам Бенароя, Заметка о Социалистической федерации Салоник , Еврейские социальные исследования, 1949, стр. 70-71 - JSTOR
- ^ Джошуа Старр, Социалистическая федерация Салоник , еврейские социальные исследования, 1945 - JSTOR
- ^ Жак Эскенази, Альфред Криспин, Эмми Барух, Евреи во внутренних районах Болгарии: аннотированная библиография , Judaica bulgarica, Международный центр исследований меньшинств и межкультурных отношений, 2002, стр. 264.
- ^ Мерсия МакДермотт, За свободу и совершенство (жизнь Яне Сандански) , Journeyman Press, 1988, ISBN 978-1-85172-014-9 , стр.386.
- ^ Марк Мазовер , Салоники, Город призраков: христиане, мусульмане и евреи, 1430-1950 , 2004, с. 287.
- ^ «Из-за болгарского происхождения ее еврейского основателя Авраама Бенароя младотурки, а затем и правительство Греции с подозрением относились к организации как к близкой к Международной македонской революционной организации и болгарскому социалистическому движению. «Социологические статьи» , Том 11, Университет Бар-Илан, Фонд исследований еврейских общин Леона Таммана, Университет Бар-Илан, 2006, стр.12.
- ↑ «Неа Афилея», например, интерпретировала столкновения как доказательство того, что забастовка в Салониках перестала быть связана с профсоюзами и что продвижение социалистических требований было предлогом для антигреческих действий и Авраама Бенароя — лидера Федерации, еврейского социалиста. и болгарский субъект — был назван вдохновителем такого поворота событий. Билли Мелман, Границы: гендеры и идентичности в войне и мире, 1870–1930 гг. , Рутледж, 1998 г., ISBN 0-415-91114-1 , с. 430.
- ↑ Бенароя, болгарский еврей, приехал в Салоники в 1908 году с целью основать в этом городе организованное еврейское социалистическое движение... Однако новый режим КЕП в Империи с подозрением относился к деятельности Бенарои в отношении его болгарских корней. Турецкий обзор балканских исследований, тома 10–11, Ortadoğu ve Balkan İncelemeleri Vakfı, Isis, 2005, стр. 83.
- ^ Мете Тунчай, Эрик Ян Цюрхер, Социализм и национализм в Османской империи, 1876-1923 , British Academic Press, Международный институт социальной истории, Амстердам, 1994, ISBN 1850437874 , с. 65.
- ^ Мэри К. Нойбургер, Балканский дым: табак и создание современной Болгарии , Cornell University Press, 2012, ISBN 0801465508 , с. 67.
- ^ Яковос Дж. Акцоглу, Возникновение / развитие социального и рабочего движения в городе Салоники (рабочие ассоциации и профсоюзы) , «Балканские исследования», Салоники, Том. 38, № 2, 1997, с. 298, 300, 303.
- ^ Марк Мазовер , Салоники, Город призраков: христиане, мусульмане и евреи, 1430-1950 , 2004, стр. 288f.
- ^ Авраам Бенароя, Заметка о «Социалистической федерации Салоник» , Еврейские социальные исследования, Том. 11, № 1 (январь 1949 г.), с. 70
- ^ Бенбасса, Эстер ; Арон Родриг (2000). Сефардское еврейство. История иудео-испанской общины XIV-XX веков . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520218222 .
Ссылки
[ редактировать ]- Маркетос, Спирос, «Авраам Бенароя и невозможная реформа» , Правосудие (Специальный выпуск: Вспоминая Салоники) (весна 1999 г.), 38–43.
- Мазовер, Марк , Салоники, Город призраков: христиане, мусульмане и евреи, 1430-1950 , 2004, ISBN 978-0-375-41298-1 .
- А. Томас Лейн, Биографический словарь европейских профсоюзных лидеров , Greenwood Publishing Group, 1995, стр. 75–76, ISBN 0-313-26456-2 .

- 1887 рождений
- 1979 смертей
- Люди из Видина
- Политики из Салоник
- Евреи из Салоник
- Болгарский народ еврейского происхождения
- Греческие евреи-сефарды
- Греческие социалисты
- Политики Коммунистической партии Греции
- Болгарские эмигранты в Израиле
- Греческие эмигранты в Израиле
- Выжившие евреи из концлагеря
- Выпускники юридического факультета Белградского университета
- Евреи-сефарды 20-го века
- Евреи-сефарды из Османской империи
- Еврейские социалисты
- Похороны на Южном кладбище в Израиле