австромарксизм
Часть серии о |
марксизм |
---|
Австромарксизм (также стилизованный под австромарксизмом ) — марксистское теоретическое течение, возглавляемое Виктором Адлером , Отто Бауэром , Карлом Реннером , Максом Адлером и Рудольфом Гильфердингом . [1] [2] члены Социал-демократической рабочей партии Австрии в Австро-Венгрии и Первой Австрийской республике , а позже поддержанный революционером австрийского происхождения и убийцей имперского министра-президента фон Штюргха графа Фридрихом Адлером . Он известен своей теорией национальности и национализма , а также попыткой примирить ее с социализмом в имперском контексте. [2] В более общем плане австромарксисты стремились достичь синтеза социал-демократии и революционного социализма . Уникально то, что австромарксисты утверждали, что классовое сознание в рабочем классе может быть достигнуто более органично за счет сохранения национальной автономии, в отличие от интернационалистской точки зрения и понятия партийного авангарда, популярного в ортодоксальных марксистских кругах в других частях Европы.
Обзор
[ редактировать ]Начиная с 1904 года, группа австромарксистов организовывалась вокруг таких журналов, как « Листки по теории и политике научного социализма» и « Марксистики» . Это движение не было однородным, оно было домом для таких разных мыслителей и политиков, как неокантианец Макс Адлер и Рудольф Гильфердинг . [2] Термин «австромарксизм» впервые был использован американским писателем и теоретиком марксизма Луи Б. Буденом незадолго до первой мировой войны. [3] [4]
В 1921 году австромарксисты сформировали Международный рабочий союз социалистических партий (также известный как 2 1 ⁄ Интернационала или Венского Интернационала), надеясь объединить 2-й и 3-й Интернационалы, с Фридрихом Адлером в качестве первого секретаря ИВУСП. [2] [5] [6] После того, как IWUSP не смог сохранить импульс как сила, он был интегрирован с тем, что осталось от Второго Интернационала, и сформировал Лейбористский и Социалистический Интернационал (LSI). [5]
Австромарксизм, как главное политическое течение внутри СДАП, отвечал за руководство большей частью муниципальных программ, учрежденных контролируемым СДАП Gemeinderat (английский: Муниципальный совет) Вены в годы после создания Первой Австрийской республики. Под руководством SDAP столица Вена провела широкомасштабные экономические и социальные реформы, такие как введение широко доступной, субсидируемой государством системы здравоохранения , [6] значительное количество проектов муниципального жилищного строительства , [6] и расширение образовательной системы в Вене , [6] которая в то время была известна в просторечии как Красная Вена и отражала аналогичные проекты, предпринятые Социал-демократической партией Германии, скандинавами и Британской Лейбористской партией , которые были коллегами-членами партий в Лейбористском и Социалистическом Интернационале. [5]
В 1920 году коалиция SDAP- CSP в Австрийском Национальном Рате распалась, в результате чего SDAP потеряла свое парламентское большинство на выборах в законодательные органы Австрии в 1920 году — потеря, от которой SDAP не смогла оправиться. [6] С этого момента CSP сохраняла практически непрерывный контроль над « Национальной крысой» , пока он не был приостановлен политиком CSP и бундессканцлером Энгельбертом Дольфусом , который затем радикально преобразовал политический ландшафт и правительство Австрии в период с 1933 по 1934 год из консервативной парламентской демократии в клерико-фашистскую демократию единую . -партийная диктатура под властью Фатерландского фронта , австрофашистской политической партии. При этом СДАП была запрещена вместе с австрийским отделением НСДАП, что нанесло вред социал-демократическому движению и австромарксизму в целом. [6] После захвата власти Фатерландским фронтом последовала короткая гражданская война , закончившаяся поражением социалистов. [6]
Австро-марксистский принцип национальной личной автономии был позже принят различными партиями, в том числе Бундом (Всеобщим еврейским рабочим союзом), левыми сионистами ( Хашомер Хацаир ) в пользу двунационального решения в Палестине , еврейской народнойпартией между двумя мировые войны и Демократический союз венгров в Румынии после 1989 года.
Некоторые ученые придерживаются мнения, что все, что австрийские социалисты думали и публиковали с 1900 по 1945 год, следует объединить под общим термином «австромарксизм», что этот термин является скорее описанием происхождения в смысле австрийской школы научного социализма, а не четкую основу общей содержательной школы мысли. [7]
Идеология
[ редактировать ]До Первой мировой войны и последующего краха Австро-Венгерской монархии большая часть австромарксистской мысли основывалась на работах Карла Реннера и Макса Адлера. В последующие годы войны и особенно после основания Первой Австрийской республики австромарксистское течение стало быстро переходить в орбиту политических позиций Отто Бауэра, особенно в отношении его негативного отношения к большевистскому течению, преобладавшему в Третьем Интернационале и понятие национальной идентичности, абстрагированное от территории. [6] На него также повлияли современные интеллектуальные тенденции, включая выдающееся положение неокантианства и позитивизма в философии и появление маржинализма в экономике. [8] и стремился ответить на вопросы, связанные с возникновением интервенционистского государства и изменением классовой структуры капиталистических обществ начала 20 века. [9]
Национализм и империализм
[ редактировать ]В политическом трактате « Социал-демократия и национальный вопрос» (1907) Бауэр определил нацию как «совокупность людей, связанных общей судьбой в общность характеров». [2] Синтез Бауэра понятия государственности с социализмом был необычным по сравнению с тогдашней ортодоксальной марксистской интернационалистической интерпретацией. Разграничение между ними основано на утверждении Бауэра о том, что национальная идентичность не обязательно препятствует классовому сознанию, существуя как полезная практика для самоопределения рабочего . [2] Для Бауэра проблема, скрывающаяся в национальной идентичности в капиталистическом контексте, заключалась не столько в самой национальной идентичности, сколько в склонности крестьян цепляться за традиции, которые привязывали их к институтам старых монархических и капиталистических систем, а также к национальность следует понимать исключительно в расовом и территориальном смысле. [2]
Бауэр, желая объяснить, как можно заменить понятие территориального принципа в тех случаях, когда меньшинства рискуют быть порабощенными большинством, [10] : 295–298 [11] возродил идею Карла Реннера о « личном принципе » как способе объединения географически разделенных членов одной нации. [10] : 295–298 В «Социал-демократии и национальном вопросе» (1907) Бауэр писал, что «личный принцип хочет организовать нации не в территориальные органы, а в простое объединение людей», тем самым радикально отделяя нацию от территории и делая нацию не- территориальное объединение . [12] Позиция Бауэра перекликалась с более ранними работами Карла Реннера, который выразил важность отказа от субнациональной территориальной идентичности как недемократической и допускающей угнетение меньшинства населения внутри каждой нации. [10]
Как и другие теоретики, работавшие под эгидой марксизма, многие видные представители австромарксистского течения использовали детерминистский взгляд на историю при формировании своей политической критики. [13] Бауэр, в частности, считал явления империализма неизбежным и неизбежным следствием эволюции капитализма, заявляя, что «[империализм] является результатом ненасытного и неконтролируемого стремления капитала к самореализации». [2] Однако Бауэр утверждал в книге «Социал-демократия и национальный вопрос» , что социалистическое общество может избавиться от возможности управляться иностранной нацией, демократизировав контроль над вооруженными силами, что обязательно повлечет за собой вырвать их из рук контролирующего класса. [2]
Революция
[ редактировать ]Отказ от большевистской модели
[ редактировать ]Большевистская модель революции, первоначально имевшая некоторый вес в СДАП, быстро вышла из моды, поскольку несколько крупных австромарксистских мыслителей, в первую очередь Бауэр, забеспокоились о возможности такой революции в Австрии. были организованы революции и правительства большевистского типа Между 1918 и 1920 годами в Германии (как Немецкая революция , так и Баварская Советская Республика ) и Куна Белы Венгерской Советской Республике , все из которых были либо разгромлены, либо иным образом развалились в течение первых нескольких месяцев. существования. [6] [2] Встревоженные крахом этих радикальных движений, Бауэр и другие члены СДАП максимально дистанцировались от радикальных коммунистических агитаторов, относились к ним с подозрением и, когда это было возможно, обрушивали силу судебной системы на потенциальных революционеров. [2]
Бауэр особо отметил сложности с осуществимостью революции в Австрии, с которыми большевики не столкнулись в 1917 году. [2] Обострение и сознательность крестьян и пролетариатов были настолько различны, что обе группы интересов оказались диаметрально противоположными друг другу. [2] Среди крестьян массовое возмущение, вспыхнувшее в ходе войны, не было связано с предполагаемыми манипуляциями их средствами к существованию со стороны коррумпированной и злобной структуры капитализма, поскольку это был недостаток владения скотом, вызванный реквизиционными усилиями крестьян. Вооруженные силы в ходе войны. [2] Более того, влияние католической церкви было гораздо более существенным в провинциальных альпийских глубинках, чем в промышленном центре Вены, и преобладающая масса крестьянского класса не разделяла ни крайне антиклерикалистских настроений, ни склонности к лишению частной собственности. принадлежит городскому рабочему классу. [2]
Кроме того, в отличие от Октябрьской революции в России, новая Первая Австрийская республика находилась под пристальным наблюдением победивших держав Антанты , которые разрушили Австро-Венгерскую империю , и также представляла реальную угрозу военного вмешательства в случае, если они подозревали, что насильственная революция в Австрии вероятна. [2] Таким образом, Бауэр отверг любую заинтересованность в проведении большевистской модели революции в Австрии на том основании, что любое такое движение не сможет защитить себя в военном отношении от вмешательства внешних сторон и не сможет заручиться массовой поддержкой как городского рабочего класса, так и аграрного сельского класса. класс крестьян, реакционную природу которого было бы чрезвычайно трудно преодолеть необдуманными действиями. [2] В качестве альтернативы Бауэр считал путь социал-демократии наиболее реальным методом достижения успеха социализма в Австрии. Способность пойти на крупные и постоянные уступки пролетариату, избежав при этом открытого гражданского конфликта, в котором могла быть задействована военная мощь Антанты, предоставила австромарксистам более безопасные и многочисленные возможности для проведения долгосрочных преобразований в социальной и экономической структуре австрийского общества. . [2]
Роль партии
[ редактировать ]Бауэр отверг элитизм как метод распространения классового сознания, отклонившись от нормативного большевистского понятия партийного авангарда. [6] Воплощением революции в бауэровской мысли было органическое движение, развившееся на волне пробуждения рабочего класса и постепенного перехода к социализму. [2] Утверждения Бауэра были основаны на более ранних работах других австромарксистов, писавших до него, таких как Макс Адлер, который утверждал, что «культурные интересы интеллектуалов и простые интересы рабочего класса как замкнутого в себе класса не имеют большого значения». общего, за исключением очень общего требования к человечески достойному существованию». [2]
Этот отход от международных социалистических норм был следствием желания австромарксистов избежать создания того, что Грубер называет «диктатурой касты над массами». [6] Парадоксально, но более нормативная марксистская структура основного внутреннего круга образованных городских интеллектуалов внутри партии также развилась в СДАП задолго до конца войны и оставалась в центре партийной политики, отражая разрыв между идеологическими убеждениями СДАП. руководство и поведение партии на практике, которое часто проявлялось в других обстоятельствах, например, в относительном отсутствии заботы о нехватке жилья до тех пор, пока жилищный кризис в послевоенной Вене не потребовал введения крупных строительных проектов. [6] [5]
Отношения с международными организациями
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны отношения между различными социал-демократическими партиями-членами Второго Интернационала обострились, поскольку партии-члены противостоящих стран, вовлеченных в конфликт, которые выражали поддержку своих стран, больше не могли сотрудничать. [5] После войны два расходящихся течения внутри широких левых попытались восстановить объединение международных рабочих движений. более жёсткий Третий Интернационал В 1919 году при поддержке большевиков в России был создан . В ответ на Третий Интернационал Фридрих Адлер принял участие в основании «Второго Интернационала». 1 ⁄ 2 International», официально названный Международным рабочим союзом социалистических партий , в качестве первого секретаря IWUSP в 1921 году. [2] [5] [6]
IWUSP представлял собой общую группу социал-демократических партий, отклонившихся от большевистского течения, первоначально выросших из пацифистского блока Второго Интернационала военного времени. [5] Другие члены австромарксистского движения, в том числе Бауэр и Гильфердинг, поддержали IWUSP, а не Третий Интернационал, считая большевистскую модель нежелательной или неработоспособной в Австрии. [2] Несмотря на общую поддержку со стороны социал-демократических партий в Швейцарии, Франции, Германии и Италии (в дополнение к собственной СДАП австромарксистов), IWUSP не удалось достичь своей цели по преодолению разрыва между конкурирующими Интернационалами. [6] После того, как доверие и импульс к IWUSP были потеряны после ухода немецкой делегации под давлением председателя Третьего Интернационала Григория Зиновьева , IWUSP в 1923 году объединился с тем, что осталось от Второго Интернационала, и образовал Трудовой и Социалистический Интернационал , во главе которого снова стал Фридрих Адлер. секретарь. [2] [5] [6]
Конец Первой Республики
[ редактировать ]Подъем аграрного клерико-фашистского фронта Vaterländische Front был отчасти следствием неспособности SDAP создать существенный импульс для партии за пределами Вены. [5] Дихотомия сельской католической Австрии и урбанизированной, образованной элиты Вены вызвала недоверие среди сельского рабочего класса из-за ухудшения восприятия австромарксистского дела и, кроме того, из-за подъема аналогичных националистических политических сил в Германии в то время, которые аналогичным образом настроил голосование сельского рабочего класса против левых движений в городских центрах, таких как Берлин. [5] Отчасти из-за краха австромарксизма в Вене было бездействие руководства СДАП по противодействию растущим силам австрийских правых, что соответствовало неспособности СДП в Германии аналогичным образом подорвать рост НСДАП . [2]
Растущий политический разрыв между сельской Австрией и столицей усугублялся радикальным влиянием католической церкви на социализм. [5] Минимальные экономические возможности для сельских австрийских провинций, таких как Штирия и Форарльберг, для проведения индустриализации, что еще больше увековечило разрыв между деревней и городом в австрийском обществе, можно считать основной причиной неспособности СДАП проникнуть во внутренние районы Австрии. [5] В результате Энгельберт Дольфус получил пост канцлера в 1932 году, а к 1934 году австромарксистский проект в Вене был полностью раскрыт, СДАП запрещена по всей стране в Австрии, а большая часть руководства и активных членов партии была отправлена либо в изгнание, либо в тюрьму. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фогельсанг, Тило [на немецком языке] , изд. Энциклопедия истории и политики ХХ века на ( немецком языке). Немецкая книжная ассоциация Штутгарта. п. 59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Боттомор, Том ; Гуд, Патрик (1978). Австро-марксизм . Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. 107–112, 128, 149–150, 156–158, 160–165, 265, 286, 288–289. ISBN 978-0-19-827229-8 . ОСЛК 3447147 .
- ^ Бауэр, Отто (август 1937 г.). «Макс Адлер. Вклад в историю австро-марксизма» [Макс Адлер. Вклад в историю австро-марксизма. Бой (на немецком языке). Нет. 297.
- ^ де ла Вега, Р. (1972). «Австромарксизм» [Австромарксизм]. В Риттере, Иоахиме (ред.). словарь философии ( Исторический на немецком языке). Том 1. Швабе, Базель. п. 685.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Рабинбах, Энсон , изд. (1985). Австрийский социалистический эксперимент: социал-демократия и австромарксизм, 1918–1934 гг . Боулдер и Лондон: Westview Press. стр. 178–179, 206. ISBN. 978-0-8133-0186-0 . OCLC 11784994 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Грубер, Хельмут (1991). Красная Вена: эксперимент в рабочей культуре, 1919-1934 гг . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 7, 16, 21, 33, 46, 65–71. ISBN 978-0-19-506914-3 . ОСЛК 22732137 .
- ^ Глейзер, Эрнст (1981). ( на В контексте австро-марксизма немецком языке). Вена. ISBN 3-203-50776-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гильфердинг, Рудольф (1904). Бём-Баверком Критика Маркса (на немецком языке ).
- ^ Боттомор, Том (1991). «Австромарксизм». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (второе изд.). Blackwell Publishers Ltd., стр. 39–42. ISBN 0-631-16481-2 .
- ^ Jump up to: а б с Маис, Рамон [на испанском языке] ; Перейра, Мария (8 июня 2020 г.). «Отто Бауэр: идея нации как множественного сообщества и вопрос территориальной и нетерриториальной автономии» . Филозофия и Дружество . 31 (3): 287–300. дои : 10.2298/FID2003287M .
- ^ Томпсон, Марк Р. (2011). «Националистические движения». В Бади, Бертран ; Берг-Шлоссер, Дирк ; Морлино, Леонардо (ред.). Международная энциклопедия политической науки . Том. 5. Публикации SAGE . стр. 1660–1661. дои : 10.4135/9781412994163 . ISBN 9781412959636 .
- ^ Нин, Андрес (2003) [1935]. «Австро-марксизм и национальный вопрос (1935)» . Что дальше? . № 25. Перевод Салливана, Джона. Архивировано из оригинала 5 ноября 2004 г. Проверено 12 апреля 2021 г. - из Интернет-архива марксистов .
- ^ Червиньска-Шупп, Ева (2017). Отто Бауэр (1881–1938): мыслитель и политик . Перевод Журовского, Мацея . Лейден и Бостон: Брилл . п. 89. дои : 10.1163/9789004325838 . ISBN 978-90-04-32583-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Бауэр, Отто (2000). Нимни, Эфраим Дж. (ред.). Вопрос о национальностях и социал-демократии . Перевод О'Доннелла, Джозефа. Миннеаполис и Лондон: Университет Миннесоты Press . ISBN 978-0-8166-3265-7 . . Первоначально опубликовано на немецком языке под названием «Национальный вопрос и социал-демократия» . Вена: Издательство Венского Volksbuchhandlung Ignaz Brand, 1907. OCLC 697615971 (все редакции) .
- Червиньска-Шупп, Ева (2005). Отто Бауэр: Исследования по социально-политической философии [ Отто Бауэр: Исследования по социально-политической философии ] (на немецком языке). Франкфурт: Питер Ланг. ISBN 9783631521731 .
- Кратке, Майкл Р. (1997). «Отто Бауэр (1881–1938): Проблемы третьего пути левых». Архивировано 7 февраля 2005 г. в Wayback Machine . spw — журнал социалистической политики и экономики . Нет. 97:55–59. Также доступен в формате PDF .
- Читатель, Норберт (1968). Между реформизмом и большевизмом. Австро-марксизм как теория и практика [Между реформизмом и большевизмом: австро-марксизм в теории и практике] . Вена; Франкфурт; Цюрих: Европа-Верлаг. OCLC 611302516 .
- Лоу, Раймунд (ноябрь – декабрь 1979 г.). Политика австро-марксизма (требуется подписка) . Новый левый обзор . № I/118. [ нужна страница ]
- Маис, Рамон; Перейра, Мария (8 июня 2020 г.). «Отто Бауэр: идея нации как множественного сообщества и вопрос территориальной и нетерриториальной автономии». Филозофия и Дружество . Том 31, № 3: 287–300. дои : 10.2298/FID2003287M .
- Отто Бауэр - Австромарксизм и Второй с половиной Интернационал . Последний доступ 2 сентября 2021 г.
- Марк Э. Блюм, Уильям Смалдон (2015) Австро-марксизм: австро-марксистская теория и стратегия
- Марк Э. Блюм (2017) Австро-марксизм: идеология единства
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Юлиус Дойч (2017). Антифашизм, спорт, трезвость: формирование воинственной культуры рабочего класса. Избранные сочинения . Отредактировано и переведено Габриэлем Куном . Окленд, Калифорния: PM Press. ISBN 978-1-62963-299-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отто Бауэр рассказывает о кризисе 1929 года на YouTube (на немецком языке)