Jump to content

База и надстройка

Диаграмма, объясняющая взаимосвязь между базисом и надстройкой в ​​марксистской теории.

В марксистской теории общество состоит из двух частей: базы (или субструктуры ) и надстройки . Базис относится к способу производства , который включает в себя силы и производственные отношения (например, условия труда работодатель-работник, техническое разделение труда и отношения собственности), в которые люди вступают для производства предметов первой необходимости и удобств жизни. Надстройка производству относится к другим отношениям и идеям общества, не имеющим прямого отношения к , включая его культуру , институты , роли , ритуалы , религию , средства массовой информации и государство . Отношения двух частей не являются строго однонаправленными. Надстройка может повлиять на базу. Однако влияние базы является преобладающим. [1]

Модель и квалификация [ править ]

Развивая наблюдения Алексиса де Токвиля , Маркс определил гражданское общество как экономическую базу, а политическое общество — как политическую надстройку. [2] Маркс постулировал суть концепции базиса-надстройки в своем предисловии к книге «Вклад в критику политической экономии» (1859 г.):

В общественном производстве своего существования люди неизбежно вступают в определенные, независимые от их воли отношения, а именно в производственные отношения, соответствующие данной стадии развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный фундамент, на котором возникает правовая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания . Способ производства материальной жизни обуславливает общий процесс общественной, политической и интеллектуальной жизни. Не сознание людей определяет их существование, а их социальное существование определяет их сознание. На известной ступени развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями или — это лишь юридически выражает то же самое — с отношениями собственности, в рамках которых они действовали до сих пор. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Затем начинается эпоха социальной революции. Изменения в экономическом фундаменте рано или поздно приводят к преобразованию всей огромной надстройки. При изучении подобных преобразований всегда необходимо различать материальные преобразования экономических условий производства, которые могут быть определены с естественнонаучной точностью, и правовые, политические, религиозные, художественные или философские, короче говоря, идеологические преобразования. формы, в которых люди осознают этот конфликт и борются с ним. Как нельзя судить о человеке по тому, что он думает о себе, так и о таком периоде трансформации нельзя судить по его сознанию, а, наоборот, это сознание должно быть объяснено из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта. между общественными производительными силами и производственными отношениями. [3]

Однако аксиома Маркса «базис определяет надстройку» требует оговорок:

  1. базой . являются все производственные отношения, а не только данный экономический элемент, например рабочий класс
  2. исторически надстройка варьируется и развивается неравномерно в различных видах деятельности общества; например, искусство, политика, экономика и т. д.
  3. база -надстройка отношения взаимны ; Энгельс объясняет, что база определяет надстройку лишь в последней инстанции . [4]

Приложения и версии [ править ]

Теорию базиса и надстройки Маркса можно найти в дисциплинах политологии , социологии , антропологии и психологии , используемых учеными-марксистами. В рамках этих дисциплин отношения базис-надстройка и содержание каждой из них могут принимать разные формы.

Среди марксистов сама концепция «базы и надстройки» вызывает споры. Историк Э. П. Томпсон утверждает, что:

Тем временем в серьезных интеллектуальных кругах споры о базисе/надстройке продолжаются и продолжаются ... Развивается целый континент дискурса с его столичными центрами и виллами в горах, который опирается не на твердый земной шар исторических событий. доказательства, но на шаткой точке натянутой метафоры. [5]

Эллен Мейксинс Вуд говорит: «Метафора «база/надстройка» всегда приносила больше проблем, чем пользы» [6] в то время как Терри Иглтон описывает базис и надстройку как «эту ныне повсеместно осуждаемую парадигму». [7] Однако другие марксисты продолжают настаивать на важности этой парадигмы. Например, по словам Пола Томаса:

Без Маркса противопоставления базиса и надстройки мы, вероятно, вообще не говорили бы о социальных противоречиях, а вместо этого обсуждали бы науку, технику, производство, труд, экономику и государство в рамках, сильно отличающихся от тех, которые являются обычным явлением сегодня. [8]

Аналогично, от Криса Хармана :

Маркс вовсе не игнорирует влияние «надстройки» на «базис», как утверждают многие невежественные критики на протяжении более столетия, Маркс строит все свое описание человеческой истории вокруг этого. [9]

Или еще раз от Стюарта Холла (теоретика культуры) :

Из многих проблем, которые Маркс поневоле оставил в «неразвитом» состоянии, нет более важной, чем проблема «базиса и надстройки». [10]

Макс Вебер [ править ]

Ранний социолог Макс Вебер предпочитал форму структурализма модели общества с базой и надстройкой, в которой он предполагал, что базис и надстройка взаимны в причинно-следственной связи - ни экономическая рациональность, ни нормативные идеи не управляют сферой общества. Подводя итоги своих исследований в Восточной Эльбии, он отмечает, что, в отличие от модели базиса и надстройки, «к которой мы привыкли», между ними существует взаимная связь. [11]

Антонио Грамши [ править ]

Итальянский политический философ Антонио Грамши разделил надстройку Маркса на два элемента: политическое общество и гражданское общество. Политическое общество состоит из организованных сил общества (таких как полиция и армия), в то время как гражданское общество относится к элементам, создающим консенсус, которые способствуют культурной гегемонии (например, средства массовой информации и система образования). Оба компонента этой надстройки по-прежнему информированы. базовыми ценностями, служащими для установления и укрепления этих ценностей в обществе. [12]

Уолтер Родни [ править ]

Уолтер Родни , гайанский политический активист и африканский историк, обсудил роль марксовой надстройки в контексте циклов развития и колониализма. Родни утверждает, что, хотя большинство стран следуют структуре развития, которая развивается от феодализма к капитализму, Китай является исключением из этого правила и пропустил этап капитализма: [13]

Объяснение очень сложное, но в общих чертах основные различия между феодальной Европой и феодальным Китаем заключались в надстройке – т.е. в совокупности верований, мотиваций и социально-политических институтов, которые вытекали из материальной базы, но, в свою очередь, влияли на нее. В Китае религиозные, образовательные и бюрократические требования имели первостепенное значение, а правительство находилось в руках государственных чиновников, а не управлялось землевладельцами в их собственных феодальных поместьях. [14]

В более широком смысле это означает, что марксистский цикл развития податлив благодаря культурным надстройкам и не является неизбежным путем. Скорее, роль надстройки позволяет адаптировать цикл развития, особенно в колониальном контексте. [15]

Фрейдомарксизм сексуальная экономика и

фрейдо-марксиста Вильгельма Райха Аналитическая дисциплина , известная как сексуальная экономика , представляет собой попытку понять расхождение между воспринимаемым базисом и надстройкой, которое произошло во время глобального экономического кризиса с 1929 по 1933 год . [16] Чтобы понять смысл этого явления, Райх переклассифицировал социальную идеологию как элемент базиса, а не надстройки. В этой новой классификации социальная идеология и социальная психология представляют собой материальный процесс, который самовоспроизводится, точно так же, как увековечиваются базовые экономические системы. Райх сосредоточился на роли сексуальных репрессий в патриархальной семейной системе как на способе понять, как в обществе может возникнуть массовая поддержка фашизма. [17]

Критическая теория [ править ]

Современные марксистские интерпретации, такие как интерпретации критической теории, отвергают эту интерпретацию взаимодействия базиса и надстройки и исследуют, как каждое из них влияет и обусловливает другое. Рэймонд Уильямс , например, выступает против свободного, «популярного» использования базы и надстройки как дискретных сущностей, что, как он объясняет, не входит в намерения Маркса и Энгельса:

Итак, мы должны сказать, что когда мы говорим о «базе», мы говорим о процессе, а не о состоянии... Нам следует переоценить «надстройку» в сторону связанного с ней диапазона культурных практик, а не отраженный, воспроизведенный или конкретно зависимый контент. И, что особенно важно, мы должны переоценить «базу», отойдя от понятия [либо] фиксированной экономической, либо [] технологической абстракции, и обратившись к конкретной деятельности людей в реальных, социальных и экономических отношениях. содержащая фундаментальные противоречия и вариации и, следовательно, всегда находящаяся в состоянии динамического процесса. [18]

Жиль Делез [ править ]

Жиль Делёз скептически относится к отнесению Маркса к идеологии как к части надстройки. Делёз утверждает, что такая категоризация сводит к минимуму роль желания в формировании таких систем. Он предпочитает рассматривать идеологию вообще как иллюзию. По словам самого Делёза:

С одной стороны ставят инфраструктуру – экономическую, серьезную – а с другой – надстройку, частью которой является идеология, таким образом отвергая феномен желания в идеологии. Это идеальный способ игнорировать то, как желание работает внутри инфраструктуры, как оно вкладывает в нее средства, как оно принимает в ней участие, как в этом отношении оно организует власть и репрессивную систему. Мы не говорим: идеология – это обманка (или понятие, обозначающее определенные иллюзии). Мы говорим: идеологии нет, это иллюзия. Вот почему оно так хорошо подходит ортодоксальному марксизму и Коммунистической партии. Марксизм уделил столько внимания теме идеологии, чтобы лучше скрыть то, что происходило в СССР: новую организацию репрессивной власти. Нет никакой идеологии, есть только организации власти, если признать, что организация власти — это единство желаний и экономической инфраструктуры. [19]

Р.Дж. Робинсон [ править ]

Робинсон утверждает, что первоначальный аргумент Энгельса о том, что надстройки «относительно автономны» по отношению к своей базе, верен, но детали этого аргумента (основанного главным образом на утверждениях) неубедительны. Такие фразы, как «в последней инстанции» или «размышление», в равной степени неопределенны.

Развивая аргумент о том, что надстройки существуют для преодоления противоречий в базе, уже выдвинутых Антонио Грамши , Терри Иглтоном и другими, он утверждает, что именно эта противоречивость заставляет надстройки существовать вне базы. Однако, поскольку они существуют для решения проблем в базе, они влияют на базу, однако изменения в базе (и, следовательно, в этих противоречиях) по-прежнему приводят к появлению надстроек. Отсюда и «относительный» элемент «относительной автономии».

В то же время тот факт, что надстройки должны решать проблемы, которые их собственная база, очевидно, не может, означает, что они должны производить эффекты и результаты, которые не может сделать база. Значит, должны быть, по крайней мере, некоторые аспекты использования сил и отношений производственных надстроек, отличные от базовых. Следовательно, «производственная система» надстройки должна в некотором смысле отличаться от сил и отношений, присутствующих в базовом способе производства/базе. Например, правовые системы контролируются назначенными властями (судьями), а не владельцами собственности. Отсюда «автономный» элемент «относительной автономии». [20]

Можно ли отделить базу от надстройки? [ редактировать ]

Джон Пламенац выдвигает два встречных утверждения относительно четкого разделения основания и надстройки. Во-первых, экономическая структура во многих случаях независима от производства, при этом производственные отношения или отношения собственности также оказывают сильное влияние на производство. [21]

Второе утверждение состоит в том, что производственные отношения могут быть определены только с помощью нормативных терминов — это означает, что общественная жизнь и мораль человечества не могут быть по-настоящему разделены, поскольку оба они определены в нормативном смысле. [22] Робинсон отмечает, что вся экономическая деятельность (и, возможно, вся человеческая деятельность) является нормативной - например, «маловероятно, что многие начнут работать без ощущения, невысказанное или иное, что это законный или правильный поступок». [23]

Вопрос законности [ править ]

Критика [ ласковые слова ] Теория базиса и надстройки заключается в том, что отношения собственности (якобы часть базиса и движущая сила истории) на самом деле определяются правоотношениями, являющимися элементом надстройки. Это говорит о том, что различие между базой и надстройкой бессвязно и подрывает теорию в целом. Защитники теории утверждают, что Маркс считал отношения собственности и общественные производственные отношения двумя отдельными сущностями. [24] Г. А. Коэн предлагает подробный текстовый анализ, утверждая, что это было основано на ложной интерпретации позиции Маркса. [25]

Робинсон утверждает, что законность не делает эксплуатацию возможной, а лишь определяет правила, с помощью которых ею управляют в обществе, когда она становится проблематичной. Юридические определения наемного труда были сформулированы только тогда, когда эти рабочие начали демонстрировать свою силу. Задолго до этого наемный труд и рабочий класс существовали без какого-либо понятия об формальном договоре между равными по закону. Законы о рабстве также касались главным образом правил отношений между рабовладельцами (купля-продажа, гарантии и т. д.) и никогда не требовались для существования рабства. И наоборот, в современных обществах домашний труд почти не регулируется законом; очевидно, это происходит не потому, что он не распространен, а потому, что он недостаточно спорен, чтобы стать предметом серьезного политического спора и, следовательно, требовать юридической формы. [26]

Неолиберализм и государство [ править ]

Колин Дженкинс (2014) представляет критику роли капиталистического государства в эпоху неолиберализма , используя теорию базы и надстройки, а также работы Никоса Пуланцаса . Что касается событий в Соединенных Штатах в ту эпоху (примерно 1980–2015 гг.), Дженкинс подчеркивает природу, в которой политические партии и сама политическая система по своей сути предназначены для защиты экономической базы капитализма и при этом становятся «все более централизованными». , скоординированных и синхронизированных за последние полвека». Это, по мнению Дженкинса, привело к «корпоративно-фашистскому состоянию бытия», которое бросает вызов равновесию этих хрупких отношений. Его анализ конкретно рассматривает роль обеих основных партий, демократов и республиканцев, в Соединенных Штатах:

Это напоминает нам утверждение Джона Дьюи о том, что «пока политика является тенью, отбрасываемой на общество крупным бизнесом, ослабление этой тени не изменит сути». В США двухпартийная политическая система оказалась чрезвычайно эффективной в этом отношении. Помимо разногласий по социальным вопросам, таким как аборты и однополые браки, а также по социально-экономическим вопросам, таким как страхование по безработице и государственная помощь, обе партии в конечном итоге придерживаются капиталистических/корпоративистских интересов, поскольку обе они служат посредниками для господствующих классов: Республиканская партия в своей роли как предшественник, раздвигающий границы капиталистической модели на грань фашизма; и Демократическая партия в роли губернатора, периодически оказывающая слабину и противодействующая этому неизбежному движению к «корпоративно-фашистскому состоянию бытия». [27]

Тривиальность [ править ]

Невен Сесардич согласен с тем, что экономическая база общества влияет на его надстройку, однако он сомневается, насколько это на самом деле значимо. Хотя первоначальное утверждение о сильной форме экономического детерминизма было радикальным, Сесардич утверждает, что оно было смягчено до тривиального утверждения о том, что базис влияет на надстройку и наоборот, что ни один философ не станет оспаривать. Таким образом, Сесардич утверждает, что утверждение Маркса в конечном итоге представляет собой не что иное, как тривиальное наблюдение, которое не делает значимых утверждений и ничего не объясняет о реальном мире. [28] [29] : 175–177 

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Письмо Энгельса И. Блоху ; из Лондона вКенигсберг, написано 21 сентября 1890 г. Исторический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин), с. 294–296. Издательство «Прогресс», 1972; впервые опубликовано в Der sozialistische Akademiker , Берлин, 1 октября 1895 г. Перевод с немецкого. Интернет-версия: marxists.org 1999. Транскрипция/разметка: Брайан Бэггинс. Проверено 16 декабря 2017 г.
  2. ^ Залесский, Павел (2008). «Токвилль о гражданском обществе. Романтическое видение дихотомической структуры социальной реальности». Архив концептуальной истории . 50 . Феликс Майнер Верлаг.
  3. ^ Маркс, Карл (1977). Вклад в критику политической экономии . Москва: Издательство Прогресс. Примечания Р. Рохаса
  4. ^ Словарь социальных наук , статья «Базис и надстройка».
  5. ^ Томпсон, EP (1978). Бедность теории и другие очерки . Лондон: Мерлин. п. 330.
  6. ^ Вуд, Э.М. (1990: 126). «Проваливается сквозь трещины: Е.П. Томпсон и дебаты о базе и надстройке». У Кэя и Макклелланда (1990: 124–152).
  7. ^ Иглтон, Терри (2000). «Возвращение к базе и надстройке». Новая литературная история . 31 (2): 231–40. дои : 10.1353/nlh.2000.0018 .
  8. ^ Томас, П. (1991). «Критический прием: Маркс тогда и сейчас». В Карвере (1991: 23–54), «Кембриджский спутник Маркса» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  9. ^ Харман, К. (1998). Марксизм и история. Два эссе . Лондон: Закладки.
  10. ^ Холл, С. (2019: 143). Основные эссе. Том 1 . Морли, Д. (ред.). Лондон: Издательство Университета Дьюка.
  11. ^ Скафф, Лоуренс А. (июнь 1984 г.). «Вебер до веберовской социологии». Британский журнал социологии . 35 (2): 190–215. дои : 10.2307/590232 . JSTOR   590232 .
  12. ^ Морера, Эстев (март 1990 г.). «Грамши и демократия». Канадский журнал политической науки . 23 (1): 28, 29.
  13. ^ Кэмпбелл, Тревор А. (1981). «Создание органического интеллектуала: Уолтер Родни (1942–1980)». Латиноамериканские перспективы . 8 (1): 49–63. дои : 10.1177/0094582X8100800105 . JSTOR   2633130 . S2CID   145790333 .
  14. ^ Уолтер, Родни (2011). Как Европа недоразвита Африку . Стрикленд, Уильям, 1937 г., Хилл, Роберт А., 1943 г., Хардинг, Винсент, Бабу, Абдул Рахман Мохамед (пересмотренное издание в мягкой обложке). Балтимор, Мэриленд. ISBN  9781574780482 . OCLC   773301411 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Уолтер, Родни (2011). Как Европа недоразвита Африку . Стрикленд, Уильям, 1937 г., Хилл, Роберт А., 1943 г., Хардинг, Винсент, Бабу, Абдул Рахман Мохамед (пересмотренное издание в мягкой обложке). Балтимор, Мэриленд. ISBN  9781574780482 . OCLC   773301411 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Райх, Вильгельм. Массовая психология фашизма. Нью-Йорк: Альбион, 1970. 22–23. Распечатать.
  17. ^ Райх, Вильгельм (1970). Массовая психология фашизма . Нью-Йорк: Альбион. п. 14.
  18. ^ Уильямс, Раймонд (ноябрь – декабрь 1973 г.). «Базис и надстройка в марксистской теории культуры» . Новый левый обзор . Я (82).
  19. ^ Гваттари, Феликс. Хаософия: тексты и интервью 1972–1977 гг. , под редакцией Сильвера Лотрингера, Semiotext(e), Лос-Анджелес, 2009, стр. 38.
  20. ^ Робинсон, Р.Дж. (2023). База и надстройка. Понимание второй по величине идеи марксизма (2-е изд.). Олтон: Путнери: 2. стр. Главы 3–5. ISBN  9781838193843 .
  21. ^ Люкс, Стивен (1983). Миллер, Дэвид; Сидентоп, Ларри (ред.). Природа политической теории . Оксфорд, Оксфордшир: Clarendon Press . п. 104.
  22. ^ Люкс, Стивен (1983). Миллер, Дэвид; Сидентоп, Ларри (ред.). Природа политической теории . Оксфорд, Оксфордшир: Clarendon Press . п. 105.
  23. ^ Робинсон, Р.Дж. (2023). База и надстройка. Понимание второй по величине идеи марксизма (2-е изд.). Олтон: Патни: 2. стр. 194, №2. ISBN  9781838193843 .
  24. ^ Каан, Жан Аксельрад (зима 1994–1995 гг.). «Понятие собственности в теории истории Маркса: защита автономии социально-экономической базы» . Наука и общество . 58 (4): 394–395. JSTOR   40403448 .
  25. ^ Коэн, Джорджия (1970). «Симпозиум: О некоторых критических замечаниях исторического материализма». Труды Аристотелевского общества, дополнительные тома . 44 : 121–156. дои : 10.1093/аристотелиансупп/44.1.121 .
  26. ^ Робинсон, Р.Дж. (2023). База и надстройка. Понимание второй по величине идеи марксизма (2-е изд.). Олтон: Патни: 2. стр. 190–3. ISBN  9781838193843 .
  27. ^ Дженкинс, Колин (2 февраля 2014 г.). «Калибровка капиталистического государства в неолиберальную эпоху: равновесие, надстройка и тяга к корпоративно-фашистской модели» . Хэмптонский институт . Архивировано из оригинала 29 августа 2017 года . Проверено 25 декабря 2014 г.
  28. ^ Сесардич, Невен (1985). Марксистская утопия . Центр исследований коммунистической экономики. стр. 14–15. ISBN  0948027010 .
  29. ^ Бланшард, Бранд (1966). «Размышления об экономическом детерминизме». Журнал философии . 63 (7): 169–178. дои : 10.2307/2023949 . JSTOR   2023949 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Альтюссер, Луи и Балибар, Этьен . Чтение Столицы . Лондон: Версо, 2009.
  • Боттомор, Том (ред.). Словарь марксистской мысли , 2-е изд. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing, 1991. 45–48.
  • Калхун, Крейг (редактор), Словарь социальных наук Oxford University Press (2002)
  • Холл, Стюарт . «Переосмысление метафоры базы и надстройки». Статьи о классе, гегемонии и партии . Блумфилд, Дж., изд. Лондон: Лоуренс и Уишарт, 1977.
  • Крис Харман . « Базис и надстройка ». Международный социализм 2:32, лето 1986 г., стр. 3–44.
  • Харви, Дэвид . Товарищ «Капитала Маркса». Лондон: Версо, 2010.
  • Ларраин, Хорхе. Марксизм и идеология . Атлантик-Хайлендс, Нью-Джерси: Humanities Press, 1983.
  • Лукач, Георг . История и классовое сознание . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1972.
  • Постон, Мойше . Время, труд и социальное господство: новая интерпретация критической теории Маркса. Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета, 1993.
  • Р.Дж. Робинсон. База и надстройка. Понимание второй величайшей идеи марксизма. Альтон: Путни2, 2023.
  • Уильямс, Рэймонд . Марксизм и литература . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1977.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 96c8214f50bf2acb8cee70a0355615dd__1715674380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/dd/96c8214f50bf2acb8cee70a0355615dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Base and superstructure - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)