~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 9CE05A48112D70598BCAC165C7C62E5D__1703768400 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Sociology of scientific knowledge - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Социология научного знания — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Sociology_of_scientific_knowledge ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/5d/9ce05a48112d70598bcac165c7c62e5d.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/5d/9ce05a48112d70598bcac165c7c62e5d__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 13.06.2024 14:57:01 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 28 December 2023, at 16:00 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Социология научного знания — Википедия Jump to content

Социология научного знания

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Практическое занятие на Кембриджском фестивале науки 2014 г., Кембридж, Великобритания.  Использование воздушных шаров для изучения фундаментальной математики.
Практическое занятие на Кембриджском фестивале науки 2014 , Кембридж , Великобритания . Использование воздушных шаров для изучения фундаментальной математики .

Социология научного знания ( SSK ) — это исследование науки как социальной деятельности, особенно касающееся «социальных условий и последствий науки, а также социальных структур и процессов научной деятельности». [1] Социология научного невежества (ССИ) дополняет социологию научного знания. [2] [3] Для сравнения: социология знания изучает влияние человеческого знания и преобладающих идей на общество, а также отношения между знанием и социальным контекстом, в котором оно возникает.

Социологи научного знания изучают развитие научной области и пытаются выявить точки непредвиденных обстоятельств или гибкости интерпретации, где присутствуют двусмысленности. [4] Такие различия могут быть связаны с различными политическими , историческими , культурными или экономическими факторами. Важно отметить, что эта область не ставит своей целью пропаганду релятивизма или нападки на научный проект; задача исследователя — объяснить, почему та или иная интерпретация имеет успех в силу внешних социальных и исторических обстоятельств.

Эта область возникла в конце 1960-х и начале 1970-х годов и поначалу была почти исключительно британской практикой. Другие первые центры развития этой области находились во Франции, Германии и США (особенно в Корнельском университете ). [5] Среди основных теоретиков - Барри Барнс , Дэвид Блур , Сал Рестиво , Рэндалл Коллинз , Гастон Башляр , Гарри Коллинз , Карин Норр Цетина , Пол Фейерабенд , Стив Фуллер , Мартин Куш , Бруно Латур , Майк Малкей , Дерек Дж. де Солла Прайс , Люси Сушман и Ансельм Штраус .

Программы и школы [ править ]

Социология научного знания в ее англоязычных версиях возникла в 1970-х годах в сознательной оппозиции социологии науки, связанной с американцем Робертом К. Мертоном , которого обычно считают одним из основополагающих авторов в области социологии науки. Мертоновская теория была своего рода «социологией учёных», которая оставила когнитивное содержание науки вне социологического анализа; SSK, напротив, стремился предоставить социологические объяснения самих научных идей, опираясь на некоторые аспекты работы Людвика Флека . [6] [7] Томас С. Кун , [8] но особенно из устоявшихся традиций культурной антропологии (Дюркгейм, Мосс), а также позднего Витгенштейна . Дэвид Блур , один из первых сторонников SSK, противопоставил так называемую «слабую программу» (или «программу» — в зависимости от написания), которая просто дает социальные объяснения ошибочным убеждениям, с тем, что он назвал « сильной программой », которая считает, что социологические факторы влияют на все убеждения.

Слабая . программа – это скорее описание подхода, чем организованного движения Этот термин применяется к историкам, социологам и философам науки, которые просто называют социологические факторы ответственными за ошибочные убеждения. Имре Лакатос Можно сказать, что и (в некоторых настроениях) Томас С. Кун придерживаются этого принципа. Сильная » . программа особенно связана с работой двух групп: « Эдинбургской школы» ( Дэвид Блур , Барри Барнс и их коллеги из отдела научных исследований Эдинбургского университета ) в 1970-х и 80-х годах и « Батной школы Школа» ( Гарри Коллинз и другие в Университете Бата ) в тот же период. «Социологи Эдинбурга» и «социологи Бата» продвигали соответственно Сильную программу и Эмпирическую программу релятивизма (EPOR). В 1980-х годах с SSK также был связан анализ дискурса применительно к науке (связанный с Майклом Малкеем из Йоркского университета), а также озабоченность проблемами рефлексивности, возникающими из парадоксов, связанных с релятивистской позицией SSK по отношению к науке и статусом ее собственные претензии на знание (Стив Вулгар, Малкольм Эшмор). [9]

Социология научного знания (SSK) имеет крупные международные сети через свои основные ассоциации 4S и EASST, а также недавно созданные группы в Японии, Южной Корее, Тайване и Латинской Америке. В последние годы он внес большой вклад в критический анализ биологических наук и информатики.

Социология математического знания [ править ]

Исследования математической практики и квазиэмпиризма в математике также по праву являются частью социологии знания, поскольку они ориентированы на сообщество тех, кто занимается математикой . С тех пор как Юджин Вигнер поднял этот вопрос в 1960 году, а Хилари Патнэм ужесточила его в 1975 году, вопрос о том, почему такие области, как физика и математика, должны так хорошо согласовываться, обсуждался. Предлагаемые решения указывают на то, что фундаментальные составляющие математического мышления, пространство, структура формы и пропорция числа также являются фундаментальными составляющими физики. Также стоит отметить, что физика — это нечто большее, чем просто моделирование реальности, и ее объективная основа основана на демонстрации наблюдений. Другой подход состоит в том, чтобы предположить, что не существует глубокой проблемы, что разделение человеческого научного мышления посредством использования таких слов, как «математика» и «физика», полезно только в их практической повседневной функции по категоризации и различению.

Фундаментальный вклад в социологию математического знания внесли Сал Рестиво и Дэвид Блур . Рестиво опирается на работы таких ученых, как Освальд Шпенглер ( «Закат Запада» , 1918), Раймонд Луи Уайлдер. [10] и Лесли Элвин Уайт , а также современные социологи знания и исследователи естественных наук. Дэвид Блур опирается на Людвига Витгенштейна и других современных мыслителей. Оба они утверждают, что математическое знание сконструировано обществом и в него вплетены непреодолимые случайные и исторические факторы. Совсем недавно Пол Эрнест предложил социальный конструктивистский подход к математическому знанию, опираясь на работы обоих этих социологов.

Критика [ править ]

SSK подверглась критике со стороны теоретиков акторно-сетевой теории (ANT) школы исследований науки и технологий . Эти теоретики критикуют SSK за социологический редукционизм и человеческую вселенную. По их словам, SSK слишком сильно полагается на людей, а также на социальные правила и условности, разрешающие научные споры. Дискуссия обсуждается в статье под названием « Эпистемологическая курица» . [11]

См. также [ править ]

Споры:

Примечания [ править ]

  1. ^ Бен-Давид, Джозеф; Тереза ​​А. Салливан (1975). «Социология науки» . Ежегодный обзор социологии . 1 (1): 203–222. дои : 10.1146/annurev.so.01.080175.001223 . Проверено 29 ноября 2006 г.
  2. ^ Чулок, Холли (1998). «О привлечении внимания к невежеству». Научная коммуникация . 20 (1): 165–178. дои : 10.1177/1075547098020001019 . S2CID   145791904 .
  3. ^ Велинг, Питер (2001). «За пределами знания? Научное невежество с социологической точки зрения» . Журнал социологии [ де ] . 30 (6): 465–484 . Проверено 19 января 2013 г.
  4. ^ Бабер, Захир (1992). Эшмор, Малькольм; Бхаскар, Рой; Мукерджи, Чандра; Вулгар, Стив; Йерли, Стивен (ред.). «Социология научного знания: затерянная в рефлексивном доме веселья?» . Теория и общество . 21 (1): 105–119. дои : 10.1007/BF00993464 . ISSN   0304-2421 . JSTOR   657625 . S2CID   145211615 .
  5. ^ «Факультет социологии | Департамент социологии Корнеллского университета искусств и наук» . Социология.cornell.edu . Проверено 05 сентября 2021 г.
  6. ^ Флек 1935 .
  7. ^ Флек 1979 .
  8. ^ КУН, ТОМАС (08 июня 2021 г.), «Структура научных революций» , « Философия после Дарвина », Princeton University Press, стр. 176–177, doi : 10.2307/j.ctv1jk0jrs.26 , S2CID   236228428 , получено в 2021–2009 гг. -05
  9. ^ Малкей, Майкл; Гилберт, Дж. Найджел (1982). «Каков главный вопрос? Некоторые замечания в защиту анализа научного дискурса» . Социальные исследования науки . 12 (2): 309–319. дои : 10.1177/030631282012002006 . ISSN   0306-3127 . S2CID   144024114 .
  10. ^ Раймонд Уайлдер (1981) Математика как культурная система . ISBN   0-08-025796-8
  11. ^ Коллинз, Х.М. и С. Йерли (1992). «Эпистемологическая курица». В книге А. Пикеринга (ред.) Наука как практика и культура . Чикаго, Издательство Чикагского университета: 301-326. Ссылка на список ресурсов ANT , Университет Ланкастера, с резюме: «Аргументирует против обобщенной симметрии сети акторов, предпочитая в традиции интерпретационной социологии рассматривать людей как онтологически различные носители языка». Доступ к веб-сайту осуществлен 8 февраля 2011 г.

Ссылки [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Другие соответствующие материалы

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9CE05A48112D70598BCAC165C7C62E5D__1703768400
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Sociology_of_scientific_knowledge
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sociology of scientific knowledge - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)