Вера и разумность
Вера и рациональность существуют в различной степени конфликта или совместимости. Рациональность основана на разуме или фактах . Вера – это вера во вдохновение , откровение или авторитет . Слово «вера» иногда относится к убеждению, которого придерживаются вопреки или вопреки разуму или эмпирическим доказательствам , или оно может относиться к убеждению, основанному на определенной доказательной базе . [1]
Связь между верой и разумом [ править ]
Рационалисты отмечают, что многие люди придерживаются иррациональных убеждений по многим причинам. Иррациональные убеждения могут иметь эволюционные причины — иррациональные убеждения могут повысить нашу способность выживать и воспроизводиться.
Еще одну причину иррациональных убеждений, возможно, можно объяснить оперантным обусловливанием. Например, в одном исследовании Б. Ф. Скиннера, проведенном в 1948 году, голубям давали зерно через определенные промежутки времени независимо от их поведения. В результате у каждого из голубей развилась своя собственная идиосинкразическая реакция, которая стала ассоциироваться с последствиями получения зерна. [2]
Верующие в ценность веры — например, те, кто считает, что спасение возможно только через веру — часто предполагают, что каждый придерживается убеждений, полученных верой, а не разумом. [3]
Одну форму веры, которой придерживаются «верой», можно рассматривать как существующую в вере, основанной на обосновании. С этой точки зрения некоторая степень доказательств дает основание для веры; Другими словами, оно состоит в том, чтобы «объяснять великие вещи малыми». [4]
Христианство [ править ]
Католические взгляды [ править ]
Фома Аквинский был первым, кто написал полное описание отношений, различий и сходств между верой, которую он называет «интеллектуальным согласием». [5] и разум. [6]
Dei Filius — догматическая конституция Первого Ватиканского Собора о римско-католической вере. Он был принят единогласно 24 апреля 1870 года. В нем говорится, что «вера и разум не только никогда не могут быть противопоставлены друг другу, но и оказывают друг другу взаимопомощь». [7]
Недавние Папы говорили о вере и рациональности: Fides et Ratio , энциклика, обнародованная Папой Иоанном Павлом II 14 сентября 1998 года, посвящена взаимосвязи между верой и разумом. Папы Бенедикта XVI в Лекция Регенсбурге , прочитанная 12 сентября 2006 года, была посвящена теме «вера, разум и университет». [8]
Лютеранские взгляды [ править ]
![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2022 г. ) |
взгляды Реформатские
Элвин Плантинга утверждает, что вера может быть результатом свидетельства, свидетельствующего о надежности источника заявлений об истине, но, хотя это может быть и связано с этим, он рассматривает веру как результат слышания истины Евангелия под внутренним убеждением Святого Духа. Дух двигался и давал ему возможность поверить. «Христианская вера возникает в верующем под внутренним побуждением Святого Духа , подтверждающим учение Священного Писания , которое само по себе вдохновлено Святым Духом. Результатом работы Святого Духа является вера». [9]
Евангелические взгляды [ править ]
Американский библеист Арчибальд Томас Робертсон заявил, что греческое слово pistis, использованное для обозначения веры в Новом Завете (более двухсот сорок раз) и переведенное как «уверенность» в Деяниях 17:31 (KJV), представляет собой «старый глагол доставлять, используемый регулярно Демосфеном для представления доказательств». [10] Точно так же Том Прайс (Оксфордский центр христианской апологетики) утверждает, что, когда Новый Завет говорит о вере позитивно, он использует только слова, происходящие от греческого корня [pistis], что означает «быть убежденным». [11]
В отличие от веры, означающей слепое доверие, в отсутствие доказательств, даже несмотря на доказательства, Алистер МакГрат цитирует оксфордского англиканского богослова У.Х. Гриффит-Томаса (1861-1924), который утверждает, что вера «не слепа, но разумна» и «начинается с убеждения разума, основанного на адекватных доказательствах», которое Макграт считает «хорошим и надежным определением, синтезирующим основные элементы характерного христианского понимания веры». [12]
Еврейские взгляды [ править ]
XIV века Еврейский философ Леви бен Герсон пытался примирить веру и разум. Он писал: « Закон не может помешать нам считать истинным то, во что побуждает нас верить наш разум». [13]
Исламский взгляд [ править ]
![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2022 г. ) |
См. также [ править ]
- Христианская апологетика
- Деэллинизация христианства
- Божественное освещение
- Просветление в буддизме
- Различие сущности и энергий
- Вера и философия
- Фидеизм
- Методы получения знаний
- Естественное богословие
- Непересекающиеся магистратуры
- Панрационализм
- Философия религии
- Связь между религией и наукой
- Религиозная эпистемология
- Религиозный опыт
- Теистический рационализм
- Теория всего
- Теория оправдания
Ссылки [ править ]
- ^ «Вера и разум | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ Скиннер, Б.Ф. (1 января 1948 г.). « Суеверие у голубя». Журнал экспериментальной психологии . 38 (2): 168–172. дои : 10.1037/h0055873 . ПМИД 18913665 . S2CID 22577459 .
- ^ Розенталь, Крейтон Дж (1 января 2004 г.). «Примирение веры и разума у Фомы Аквинского» . Докторские диссертации доступны на сайте Proquest : 1–243.
- ^ «Евреям 11 — Комментарий бедняка Хокера — Библейские комментарии» . StudyLight.org . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ «Вера» из Католической энциклопедии.
- ^ «Разум» из Католической энциклопедии.
- ^ «Символы веры христианского мира с историей и критическими примечаниями. Том II. История веры» . ccel.org .
- ↑ Бенедикт XVI, Вера, разум и университет: воспоминания и размышления , веб-сайт Святого Престола , по состоянию на 31 января 2024 г.
- ^ Плантинга, Элвин (2000). Гарантированная христианская вера США: Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 250 , 291. ISBN 0195131924 .
- ^ Робертсон, Арчибальд Томас. СЛОВОВЫЕ КАРТИНКИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ . стр. Глава 17.
- ^ Прайс, Томас (9 ноября 2007 г.). «Вера – это просто доверие Богу, не так ли?» . Проверено 23 января 2014 г.
- ^ МакГрат, Алистер Э. (2008). Порядок вещей: исследования в области научной теологии . Джон Уайли и сыновья. п. 33. ISBN 978-1405125567 .
- ^ Рудавский, Тамар (2020), «Герсонид» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 18 ноября 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Беккер, Зигберт В. (1957). «Вера и разум у Мартина Лютера» (PDF) . Онлайн-файл эссе библиотеки лютеранской семинарии Висконсина . Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 г. Проверено 6 апреля 2014 г.
- Маршалл, Брюс Д. (1999). «Переосмысление веры и разума: Фома Аквинский и Лютер о решении того, что истинно» . Томист . 63 : 1–48. дои : 10.1353/th.1999.0041 . S2CID 171157642 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2003 г. Проверено 11 мая 2011 г.