Jump to content

Регенсбургская лекция

Папа Бенедикт XVI , январь 2006 г.

Регенсбургская лекция или Регенсбургская речь была прочитана 12 сентября 2006 года Папой Бенедиктом XVI в Регенсбургском университете в Германии , что вызвало международную реакцию и споры. Лекция называлась « Вера, разум и университет – воспоминания и размышления» ( нем . Glaube, Vernunft und Universität – Erinnerungen und Reflexionen ).

В своей лекции Папа, говоря по- немецки , процитировал отрывок об исламе, сделанный в конце XIV века византийским (восточно-римским) императором Мануилом II Палеологом . Спорный комментарий первоначально появился в седьмом из 26 диалогов, проведенных с неким персом, Достойным Мутеризом, в Анакаре Галатийском , написанном в 1391 году как выражение взглядов императора Мануила II , одного из последних христианских правителей перед грехопадением . Константинополя к Османской империи в 1453 году по таким вопросам, как насильственное обращение , священная война и отношения между верой и разумом . Этот отрывок в английском переводе, опубликованном Ватиканом, гласил:

Покажите мне, что нового принес Мухаммед , и там вы найдете вещи только злые и бесчеловечные, такие как его повеление распространять мечом веру, которую он проповедовал. [1]

Многие исламские политики и религиозные лидеры протестовали против этого отрывка, который процитировал Папа, и который они восприняли как оскорбительное искажение ислама. [2] [3] Массовые уличные протесты прошли во многих исламских странах. Парламент Пакистана единогласно призвал Папу отказаться от «этого предосудительного заявления». [4]

Папа заявил, что процитированный им комментарий не отражает его собственные взгляды. Его заявление включено в качестве сноски в официальный текст лекции, доступный на сайте Ватикана:

В мусульманском мире эта цитата, к сожалению, была воспринята как выражение моей личной позиции, вызвав тем самым вполне понятное негодование . Я надеюсь, что читатель моего текста сразу увидит, что это предложение не выражает моего личного взгляда на Коран, к которому я уважаю священную книгу великой религии. Цитируя текст императора Мануила II, я намеревался исключительно выявить существенную связь между верой и разумом. В этом пункте я согласен с Мануэлем II, но не поддерживаю его полемику. [5]

Лекция Папы Бенедикта XVI.

[ редактировать ]

Лекция еврейской о вере и разуме, в которой упоминались самые разные темы – от древней и греческой мысли до протестантской теологии и современной секулярности , была сосредоточена главным образом на христианстве и том, что Папа Бенедикт назвал тенденцией «исключить вопрос о Боге » из разума. Ислам присутствует в части лекции: Папа процитировал резкую критику ислама, критику, которую Папа Бенедикт отверг как высказанную с «неприемлемой», «поразительной резкостью, резкостью, которая нас изумляет».

Автором этой критики был византийский император Мануил II Палеолог (или Палеолог) в диалоге 1391 года с «образованным персом » (который остался неназванным во всех диалогах), а также замечания по этому аргументу, сделанные Теодором Хури , ученым на чью редакцию рассматриваемого диалога понтифик ссылался . Папа Бенедикт использовал аргумент Мануила II, чтобы провести различие между христианской точкой зрения, выраженной Мануилом II, о том, что «неразумные действия противоречат природе Бога», и якобы исламской точкой зрения, как объяснил Хури, что Бог превосходит концепции. такие как рациональность , и его воля, как заявил Ибн Хазм , не ограничена каким-либо принципом, включая рациональность, хотя в исламской мысли известно, что это не подразумевает предполагаемого значения, используемого редактором. [ нужна ссылка ]

В рамках объяснения этого различия Папа Бенедикт сослался на особый аспект ислама, который Мануил II считал иррациональным, а именно на практику насильственного обращения . В частности, Папа (поясняя, что это были слова Императора, а не его собственные) процитировал слова Мануила II Палеолога: «Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и там вы найдете только плохие и бесчеловечные вещи, такие как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал».

Понтифик сравнивал явно противоречивые отрывки из Корана, в одном из которых говорилось, что «в религии нет принуждения», а в другом — «распространять веру посредством насилия». Понтифик утверждал, что последнее учение неразумно, и выступал за то, чтобы религиозное обращение происходило с использованием разума. Его более важная мысль здесь заключалась в том, что, вообще говоря, в христианстве считается, что Бог действует в соответствии с разумом, тогда как в исламе абсолютная трансцендентность Бога означает, что «Бог не связан даже своим собственным словом» и может действовать противоположным образом. рассуждать, включая внутренние противоречия. В конце своей лекции Папа сказал: «Именно к великому логосу , к этой широте разума мы приглашаем наших партнеров в диалоге культур».

Параграфы об Исламе

[ редактировать ]

Ниже цитируются три абзаца (из шестнадцати), в которых обсуждается ислам в лекции Папы Бенедикта:

Обо всем этом мне напомнили недавно, когда я прочитал в издании профессора Теодора Хури (Мюнстер) часть диалога, который вели – возможно, в 1391 году в зимних казармах под Анкарой – эрудированный византийский император Мануил II Палеолог и образованный перс. о христианстве и исламе , а также об истине обоих. Вероятно, этот диалог записал сам император во время осады Константинополя между 1394 и 1402 годами; и это могло бы объяснить, почему его аргументы приводятся более подробно, чем аргументы его персидского собеседника. Диалог широко охватывает структуры веры, содержащиеся в Библии и Коране , и касается, в частности, образа Бога и человека, при этом обязательно неоднократно возвращаясь к взаимосвязи между, как их называли, тремя «Законами». или «правила жизни»: Ветхий Завет , Новый Завет и Коран. Я не собираюсь обсуждать этот вопрос в настоящей лекции; здесь мне хотелось бы обсудить лишь один момент – сам по себе весьма маргинальный по отношению к диалогу в целом – который в контексте проблемы «веры и разума» показался мне интересным и который может послужить отправной точкой для моих размышлений. по этому вопросу.

В седьмой беседе ( διάλεξις – полемика) под редакцией профессора Хури император затрагивает тему священной войны. Император, должно быть, знал, что сура 2 , 256 гласит: «В религии нет принуждения». По мнению некоторых специалистов, это, вероятно, одна из сур раннего периода, когда Мухаммед был еще бессилен и находился под угрозой. Но, естественно, император знал и разработанные позднее и записанные в Коране наставления относительно священной войны . Не вдаваясь в подробности, например, в различие в обращении с обладателями « Книги » и « неверными », он обращается к своему собеседнику с поразительной резкостью, резкостью, которую мы находим неприемлемой, по центральному вопросу об отношениях между религии и насилия вообще, говоря: «Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и там вы найдете вещи только злые и бесчеловечные, такие как его повеление распространять мечом веру, которую он проповедовал». Император, после столь резких высказываний, продолжает подробно объяснять причины, по которым распространение веры посредством насилия является чем-то неразумным. Насилие несовместимо с природой Бога и природой души. «Бог, — говорит он, — не угоден крови – и поступает неразумно ( σὺν λόγω ) противоречит природе Бога. Вера рождается из души, а не из тела. Кто бы кого-то привел к вере, тому нужно умение хорошо говорить и правильно рассуждать, без насилия и угроз... Чтобы убедить разумную душу, не нужна ни сильная рука, ни какое-либо оружие, ни какие-либо другие средства угрозы человек со смертью...».

Решающее утверждение в этом аргументе против насильственного обращения состоит в следующем: не действовать в соответствии с разумом противоречит природе Бога. Редактор Теодор Хури отмечает: «Для императора, как византийца, сформированного греческой философией , это утверждение самоочевидно. Но для мусульманского учения Бог абсолютно трансцендентен. Его воля не связана ни с одной из наших категорий. даже рациональность». Здесь Хури цитирует работу известного французского исламиста Р. Арнальдеза , который указывает, что Ибн Хазн зашел так далеко, что заявил, что Бог не связан даже своим собственным словом и что ничто не обязывает его открыть нам истину. Если бы на то была воля Божья, нам даже пришлось бы заниматься идолопоклонством. [1]

Первоначальные реакции

[ редактировать ]

Политические лидеры

[ редактировать ]
  •  Египет . Министр иностранных дел Ахмед Абул Гейт сказал: «Это было очень неудачное заявление, и это заявление показывает, что существует отсутствие понимания настоящего ислама. И поэтому мы надеемся, что такие заявления и такие позиции не будут заявил, чтобы не допустить возникновения напряженности, недоверия и взаимных обвинений между мусульманами и Западом». Был также вызван посланник Ватикана. [6]
  •  Марокко – Марокко отозвало своего посла в Ватикане. [7]
  •  США - госсекретарь Кондолиза Райс высоко оценила «любовь к человечеству» Понтифика и сказала: «Мы все должны понимать, что иногда можно обидеться, хотя мы, возможно, этого не видим». [8]
  •  Иран Совет стражей заявил, что Папа был участником «серии заговора Запада против ислама» и «связал ислам с насилием и бросил вызов джихаду в то время, когда он, очевидно, закрывал глаза на преступления, совершаемые лидерами против беззащитных мусульман». власти и лицемерия под флагом христианства и еврейской религии». [9] Президент Махмуд Ахмадинежад заявил: «Что касается комментариев Папы, мы уважаем Папу и всех тех, кто заинтересован в мире и справедливости». [10]
  •  Ирак - Представитель правительства Али ад-Даббаг заявил, что «замечания Папы отражают его непонимание принципов ислама и его учения, призывающих к прощению, состраданию и милосердию», но также призвал иракцев не причинять вред «нашим христианским братьям». [11]
  •  Индонезия - президент Сусило Бамбанг Юдхойоно заявил, что комментарии Папы были «неразумными и неуместными». [12] но также и то, что «индонезийские мусульмане должны обладать мудростью, терпением и сдержанностью, чтобы решить этот деликатный вопрос… Они нужны нам, чтобы на карту не была поставлена ​​гармония между людьми». [13]
  •  Малайзия - . Премьер министр Абдулла Ахмад Бадави заявил: «Папа не должен легкомысленно относиться к возникшему возмущению. Теперь Ватикан должен взять на себя полную ответственность за этот вопрос и предпринять необходимые шаги, чтобы исправить ошибку». [3]
  •  Пакистан президент Первез Мушарраф в своем выступлении в ООН призвал принять закон против «диффамации ислама». [14] Пакистана Парламент выступил с заявлением, в котором говорится: «Уничижительные высказывания Папы о философии джихада и Пророке Мухаммеде нанесли ущерб настроениям во всем мусульманском мире и создают опасность распространения враждебности среди религий». министерства иностранных дел Пакистана Пресс-секретарь Тасним Аслам заявила: «Любой, кто называет ислам как религию нетерпимой, поощряет насилие». [15]
  •  Палестинская администрация - лидер ХАМАС и премьер-министр Исмаил Хания осудил высказывания Папы: «От имени палестинского народа мы осуждаем высказывания Папы об исламе. Эти высказывания противоречат истине и затрагивают сердце нашей веры». Он также осудил нападения палестинцев на церкви на Западном берегу и в секторе Газа . [16]
  •  Турция . Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган сказал: «Я считаю, что [Папа] должен отказаться от своих ошибочных, уродливых и неудачных высказываний и извиниться как перед исламским миром, так и перед мусульманами. ... Я надеюсь, что он быстро исправит ошибку». он сделал это для того, чтобы не омрачать диалог между цивилизациями и религиями». [17]
  •  Йемен Президент Али Абдулла Салех пригрозил разорвать дипломатические отношения с Ватиканом. [18]

Австралия

[ редактировать ]
  •  Австралия - . Премьер министр Джон Ховард поддержал комментарии Папы, заявив, что гневная реакция исламского мира «непропорциональна, странна и разочаровывает». Он также заявил, что мусульманам следует «двигаться дальше», добавив, что «на данный момент я не замечаю, чтобы террористические группы убивали людей и ссылались на авторитет католической церкви». [19]

Международный

[ редактировать ]
  • Организация Исламская конференция заявила: «ОИК надеется, что эта внезапная кампания не отражает новую тенденцию в политике Ватикана в отношении исламской религии… и ожидает, что Ватикан выразит свое истинное видение ислама», назвав ее «характером». убийство Пророка Мухаммеда » и «клеветническая кампания», [26] и попросил Совет ООН по правам человека отреагировать на высказывания Папы. [27]
  •  Европейский Союз . Представитель Европейской комиссии возразил против «выдергивания цитат из контекста» и заявил, что комиссия не будет «разъяснять или интерпретировать» речь, поскольку они считают ее «теологическим вкладом в богословские дебаты». Он добавил, что «реакции, которые являются непропорциональными и равносильными отказу от свободы слова, неприемлемы». [28]

Религиозные лидеры

[ редактировать ]

Католическое духовенство

[ редактировать ]
  • Кардинал Хорхе Марио Бергольо , тогдашний архиепископ Буэнос-Айреса, Аргентина, а затем Папа Франциск , как сообщается, выразил свое «недовольство» использованием Папой Бенедиктом XVI цитаты из Мануэля II Палеолога и заявил: «Заявление Папы Бенедикта не Я отражаю мое собственное мнение... Эти заявления за 20 секунд разрушят тщательное построение отношений с исламом , которое Папа Иоанн Павел II строил за последние двадцать лет». [29]
  • Кардинал Жан-Мари Люстигер заявил: «Мы столкнулись с феноменом, движимым средствами массовой информации, граничащим с абсурдом... Если игра состоит в том, чтобы развязать мстительность толпы на слова, которые она не поняла, то условий для диалога с исламом больше нет. встретились». [30]
  • Аббат Примат Ноткер Вольф , глава всемирной Римско-католической бенедиктинской конфедерации ордена Святого Бенедикта , заявил, что Папа использовал диалог Мануэля с персом, чтобы косвенно сослаться на президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. "Я слышал, что он планирует написать письмо Папе", - добавил Вольф. «Я думаю, что это была бы хорошая возможность, так сказать, принять вызов и по-настоящему обсудить ситуацию». [31]
  • Кардинал Джордж Пелл из Австралии поддержал комментарии Папы, заявив, что он «не исключает связи между исламом и насилием» и что «насильственная реакция во многих частях исламского мира оправдала одно из главных опасений Папы Бенедикта». [ нужна ссылка ]
  • Кардинал-госсекретарь Бертоне заявил: «Обращение к другим религиозным конфессиям мира является частью миссии Церкви… Мы все должны вернуться к первоначальному источнику человеческой жизни, которым является любовь». [32]

Другое христианское духовенство

[ редактировать ]

мусульманин

[ редактировать ]
  • 13 октября 2006 года, через месяц после лекции, 38 исламских авторитетов и учёных со всего мира, представляющих все конфессии и школы мысли , объединились, чтобы дать ответ в духе открытого интеллектуального обмена и взаимопонимания, выступив об «истинном» учении ислама. [37]
  • Ровно год спустя, 13 октября 2007 года, 138 мусульманских ученых, священнослужителей и интеллектуалов заявили о наличии точек соприкосновения между христианством и исламом в «Общем слове между нами и вами» . Письмо было адресовано лидерам всех церквей мира и христианам всего мира. [38]
  • Али Бардакоглу , глава Управления по делам религии Турции, прокомментировал, что заявления Папы «были чрезвычайно тревожными и очень прискорбными как во имя христианства, так и во имя общего человечества», и призвал Папу Бенедикта либо отказаться от своих заявлений, либо отказаться от своих заявлений. или извиниться за свое поведение. Он добавил, что «если на Западе существует религиозный антагонизм, то это ответственность игнорирующей логику христианской церкви [sic]», ссылаясь на исторические случаи религиозного притеснения в Европе и Америке . Он также намекнул, что Папе следует рассмотреть возможность отмены своей поездки в Турцию, первоначально запланированной на ноябрь 2006 года. [39] Позже Бардакоглу признался, что не читал лекцию Папы перед тем, как сделать свои заявления. [40]
  • Мохаммед Махди Акеф из « Братьев-мусульман» заявил, что эти высказывания «угрожают миру во всем мире», «подливают масло в огонь и разжигают гнев всего исламского мира, чтобы доказать заявления о враждебности политиков и религиозных деятелей на Западе ко всему, что является исламским». " [41]
  • Мухаммад Сайид Тантави , великий шейх Университета Аль-Азхар в Каире , передал позицию университета, согласно которой комментарии Папы об исламе «указывают на явное незнание» религии и «приписывают исламу то, чего он не содержит». [42]
  • Шейх Юсуф аль-Кардави , египетский мусульманский священнослужитель и глава Ассоциации исламских учёных, сказал: «Наши руки протянуты, и наша религия призывает к миру, а не к войне, к любви, а не к ненависти, к терпимости, а не к фанатизму , к знанию». друг друга, а не за отречение друг от друга. Мы осуждаем это и хотим знать объяснение этого и то, что этим подразумевается. Мы призываем Папу, понтифика, извиниться перед исламской нацией, потому что он оскорбил ее религию и. Пророк, его вера и шариат без всякого оправдания». [43]
  • Ахмад Хатами , один из самых влиятельных священнослужителей Ирана, попросил Папу «упасть на колени перед высокопоставленным мусульманским священнослужителем и попытаться понять ислам». [44]
  • Ага Хан IV , лидер низаритско- исмаилитской ветви ислама, сказал: «У меня есть две реакции на лекцию Папы: я обеспокоен деградацией отношений и, в то же время, я вижу возможность. Шанс поговорить о серьезный, важный вопрос: соотношение веры и логики». [45]
  • Тарик Рамадан , влиятельный приглашенный научный сотрудник Оксфордского университета , сказал: «Большинство не читали речь Папы; другие полагались на отрывочное изложение, согласно которому Папа связал ислам и насилие... определенные группы или правительства манипулируют кризисами. такого рода как предохранительный клапан как для беспокойного населения, так и для их собственной политической программы... массовые протесты... в конечном итоге служат живым доказательством того, что мусульмане не могут участвовать в разумных дебатах и ​​что словесная агрессия и насилие являются скорее правилом, чем исключение». [46]

еврейский

[ редактировать ]
  • В письме мусульманскому ученому шейху Юсуфу аль-Кардави сефардов главный раввин Шломо Амар раскритиковал высказывания Бенедикта, написав: «Наш путь — чтить каждую религию и каждую нацию в соответствии с их путями, как написано в книге пророков: «потому что каждый народ пойдет во имя своего Господа». [47] Далее раввин осудил исламское насилие против христиан , заявив, что «наши братья-мусульмане добавили бы уважения к своей религии, если бы превзошли сами себя и преодолели чувство унижения». [48]

Нерелигиозный комментарий

[ редактировать ]
  • Кристофер Хитченс написал в «Fighting Words» для интернет-журнала Slate , что Папе Бенедикту «удалось нанести умеренный вред – и абсолютно никакой пользы – очень напряженной и безумной дискуссии, которая сейчас идет между Европой и исламом». Хитченс также представил проблему, связанную, по его мнению, с фокусом речи Папы на разуме: «теперь его новый реакционный лидер действительно «оскорбил» мусульманский мир, одновременно требуя, чтобы мы не доверяли единственному надежному оружию — разуму — который в эти темные времена у нас есть прекрасная работа, без которой мы вполне могли бы обойтись». [49]
  • Ганс Кёхлер , заведующий кафедрой философии Инсбрукского университета и ведущий сторонник цивилизационного диалога, написал в комментарии: «В своей лекции, проповедующей совместимость разума и веры, учёный Бенедикт XVI сознательно упускает из виду тот факт, что идеи греческой философии – ее приверженность λόγος были принесены в средневековую христианскую Европу великими мусульманскими мыслителями Средневековья . То, что он называет «встречей библейского послания и греческой мысли»… было в значительной степени. в значительной степени результат влияния мусульманских философов – в то время, когда европейские христиане совершенно не знали классической греческой философии». [50]

Последующие заявления Ватикана

[ редактировать ]

Официальная декларация Ватикана

[ редактировать ]

16 сентября 2006 года Тарчизио Бертоне, государственный секретарь Святого Престола, опубликовал декларацию, в которой разъяснялось, что «позиция Папы относительно ислама однозначно выражена в соборном документе Nostra aetate » и что «вариант Папы в пользу межрелигиозный и межкультурный диалог одинаково однозначен». [51]

Что касается мнения византийского императора Мануила II Палеолога, которое он процитировал во время своей речи в Регенсбурге, то Святейший Отец не имел в виду и не намерен каким-либо образом делать это мнение своим собственным. Он просто использовал его как средство предпринять – в академическом контексте, как это видно из полного и внимательного прочтения текста – определенные размышления на тему взаимоотношений религии и насилия в целом и завершить четким выводом . и радикальное неприятие религиозной мотивации насилия, с какой бы стороны оно ни исходило. [Папа] искренне сожалеет, что некоторые отрывки его обращения могли показаться оскорбительными для чувств верующих мусульман и должны были быть истолкованы таким образом, который никоим образом не соответствует его намерениям. [52] [53] [курсив в оригинале]

Ответ на официальное заявление

[ редактировать ]

Для многих мусульманских лидеров декларация от 16 сентября оказалась недостаточной для исправления ситуации. Представитель «Братьев-мусульман» отверг заявление Ватикана, отметив: «Принес ли он личные извинения за заявления, в которых он явно убежден? Нет». [54] Великий муфтий Абдул-Азиз ибн Абдулла Аль аш-Шейх , высший религиозный авторитет Саудовской Аравии , назвал заявление Папы «ложью», добавив, что оно «показывает, что примирение между религиями невозможно». [55] С другой стороны, Мусульманский совет Великобритании отнесся к декларации более благосклонно, опубликовав 16 сентября собственное заявление о том, что выражение Папой «искреннего сожаления» было «хорошим первым шагом». [56]

Высказывания Ангелуса Папы Римского

[ редактировать ]

17 сентября, перед своей очередной еженедельной воскресной молитвой Ангелус , Папа Бенедикт XVI сказал:

Сейчас я также хочу добавить, что мне глубоко жаль реакцию в некоторых странах на несколько отрывков из моего выступления в Регенсбургском университете, которые были сочтены оскорбительными для чувств мусульман. На самом деле это были цитаты из средневекового текста, которые никоим образом не выражают мою личную мысль. Вчера кардинал-госсекретарь опубликовал заявление по этому поводу, в котором объяснил истинный смысл моих слов. Я надеюсь, что это послужит умилостивлению сердец и разъяснению истинного смысла моего обращения, которое в своей совокупности было и остается приглашением к откровенному и искреннему диалогу при большом взаимном уважении. [57]

Реакция на высказывания Ангелуса

[ редактировать ]

Замечания Бенедикта по поводу его выступления в Ангелусе поначалу вызвали неоднозначную, но преимущественно негативную реакцию. [58] Мохаммед Сайед Тантави , Великий Имам мечети Аль-Азхар в Каире, суннитского учреждения, заявил: «Мы не возражаем, если Папа произнесет еще одну речь и публично заявит, что то, что сказал византийский император, было неправильным. Папа должен откровенно извиниться и оправдать свои слова». Мохаммед Хабиб , заместитель лидера « Братьев-мусульман» , главной исламской оппозиционной группы Египта, первоначально, вскоре после воскресных заявлений Папы, назвал их достаточными извинениями. Однако позже в тот же день он отказался от этого заявления, заявив: «Комментариев Папы, преуменьшающих его предыдущие высказывания, недостаточно. Мы не примем ничего, кроме извинений». [59] Мохаммед Хабиб также сказал: «Это не поднимается до уровня явных извинений, и, исходя из этого, мы призываем Папу Ватикана принести четкие извинения, которые решительно положат конец любой путанице». [60]

Это мнение разделяли правительства Малайзии («недостаточно, чтобы успокоить гнев»). [61] и Джордан («шаг вперед», но «недостаточный»), [62] Государственный министр Турции Мехмет Айдын («Вы должны либо сказать это «Мне очень жаль» должным образом, либо не говорить этого вообще. Вы сожалеете о том, что сказали такие слова, или из-за их последствий?») и ученого Юсуфа аль-Кардави, который призвал к «мирному международному дню гнева» в своем популярном телешоу на канале «Аль-Джазира» : «[Последние заявления Папы] не были извинением. Они были обвинением в адрес мусульман в том, что они не поняли его слов. " [63]

Более поздние комментарии были более благосклонны к Папе. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил: «Мы уважаем Папу и всех, кто заинтересован в мире и справедливости». [64] и заявил, что согласен с мнением Ватикана о том, что слова понтифика были «неправильно истолкованы» и «вырваны из контекста». [65] Премьер-министр Малайзии Абдулла Ахмад Бадави сказал: «Я полагаю, мы могли бы принять это. Мы надеемся, что не будет никаких других заявлений, которые могли бы разозлить мусульман». [66] Али Бардакоглу, глава Управления по делам религии Турции, заявил, что «выражение печали Бенедикта является признаком того, что он будет работать ради мира во всем мире». [67] Лидер австралийских мусульман Амир Али заявил, что австралийские мусульмане должны «принять извинения Папы» за высказывания, оскорбляющие ислам, и «двигаться дальше». [68] Филиппинские мусульмане выразили поддержку извинениям Папы Бенедикта и обвинили некоторые средства массовой информации в усилении напряженности между мусульманами и католиками. [69]

Дипломатическая инициатива

[ редактировать ]

25 сентября 2006 года Папа Бенедикт XVI провел аудиенцию у мусульманских дипломатов, послов мусульманских стран и членов ConsultaИсламика, консультативного органа, назначенного итальянским правительством по делам ислама. Встреча была попыткой наладить отношения с мусульманской общиной. Представитель Папы Бенедикта, преподобный Федерико Ломбарди , заявил, что встреча в Кастель-Гандольфо , летней резиденции Папы, была "определенно признаком того, что диалог возвращается в нормальное русло после нескольких моментов... недопонимания". [70]

В ходе сессии Папа Бенедикт XVI подтвердил свою убежденность в том, что диалог между мусульманами и христианами является «жизненной необходимостью» для блага мира, отмеченного релятивизмом , который «исключает трансцендентность и универсальность разума». [71] На этой встрече Папа Бенедикт выразил «все уважение и глубокое уважение, которое [он испытывает] к верующим мусульманам». [72] Среди приглашенных послов были представители Ирака, Ирана, Турции, Марокко, а также многих других стран и исламских групп. [73]

пересмотр английского перевода

[ редактировать ]

Папа Бенедикт позже опубликовал обновленный перевод своего оригинального текста, в котором еще раз подтвердил, что цитата византийского императора XIV века не была его личным мнением. В оригинальном переводе говорилось, что замечание императора было «с поразительной резкостью». Перевод был исправлен, чтобы лучше отражать оригинальный немецкий текст: «in erstaunlich shroffer, uns überraschend schroffer Form ganz einfach». В исправленном английском переводе говорится о «резкости, которую мы считаем неприемлемой». Папа Бенедикт добавил в сноске:

В мусульманском мире эта цитата, к сожалению, была воспринята как выражение моей личной позиции, вызвав тем самым вполне понятное возмущение. Я надеюсь, что читатель моего текста сразу увидит, что это предложение не выражает моего личного взгляда на Коран, к которому я уважаю священную книгу великой религии. [1]

Он сказал, что процитировал этот текст как часть исследования «отношений между верой и разумом». [ нужна ссылка ]

Открытые письма ведущих мусульманских священнослужителей

[ редактировать ]

12 октября 2006 года 100 мусульманских ученых и священнослужителей, в том числе великие муфтии Египта, России , Боснии , Косово , Турции, Узбекистана и Омана , а также священнослужители и ученые из Ближнего Востока , Азии , Северной Африки , Европы и Северной Америки. опубликовал открытое письмо Папе Римскому. [74] Все восемь школ мысли и юриспруденции в исламе были представлены подписавшими сторонами, но без представительства влиятельного университета Аль-Азхар в Каире. 38 подписавших письмо заявили, что они принимают «личное выражение скорби и заверения Папы в том, что спорная цитата не отражает его личное мнение», и ответили на некоторые существенные вопросы, поднятые в трактовке Папой дебатов между средневековым императором. Мануил II Палеолог и «образованный перс», включая разум и веру; принудительное преобразование; «джихад» против «священной войны»; и отношения между христианством и исламом. [75]

11 октября 2007 года, через год после публикации открытого письма Папе, большая группа из 138 мусульманских ученых, священнослужителей и интеллектуалов направила еще одно открытое письмо, озаглавленное « Общее слово между нами и вами ». [76] Папе Бенедикту и лидерам других христианских конфессий. В этом письме подчеркивалось, что христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу и разделяют многие ценности, в том числе жизнь в мире со своими соседями. [77]

Протесты, нападения и угрозы

[ редактировать ]

Безопасность вокруг и внутри Ватикана была усилена из-за опасений по поводу возможности актов насилия. [78] В различных протестах приняли участие тысячи людей. [79]

По меньшей мере пять церквей подверглись нападениям со стороны палестинцев на Западном Берегу и в секторе Газа. на Западном берегу реки Иордан Наблус В городе в результате взрывов зажигательных бомб остались черные следы ожогов на стенах и окнах городских англиканской и греческой православной церквей . По меньшей мере пять зажигательных бомб попали в англиканскую церковь, а ее дверь позже подожгли. Группа под названием «Львы монотеизма» взяла на себя ответственность и заявила, что нападения были совершены в знак протеста против речи Папы Римского. [80] Позже в тот же день четверо вооруженных людей в масках облили главные двери римской и греко-католической церквей в Наблусе жидкостью для зажигалок, затем подожгли их, а затем открыли огонь по обоим зданиям. В городе Газа террористы открыли из автомобиля огонь по греческой православной церкви, попав в фасад. В пятницу в той же церкви в секторе Газа были взорваны взрывные устройства, причинившие незначительный ущерб. Ни за одно из трех вышеупомянутых нападений не было заявлено об ответственности. [81] [82]

Несколько организаций, такие как Аль-Каида и Совет шуры моджахедов, пригрозили в совместном заявлении: «Вы и Запад обречены, как вы можете видеть из поражений в Ираке, Афганистане , Чечне и других местах... Мы расстанемся». крест, пролить спиртное и ввести налог джизья , тогда единственное, что приемлемо, - это обращение (в ислам) или (быть убитым) мечом ... Бог позволит нам перерезать им глотки и заработать их деньги и потомков. награда моджахедов » . [83] [84]

Сотрудники Анкары Diyanet İşleri Başkanlığı (Управление по делам религии), государственного органа, который организует мусульманское богослужение в Турции, 19 сентября обратились к властям с просьбой возбудить судебное дело против Папы Бенедикта XVI и арестовать его во время его визита в страну в ноябре 2006 года. Они заявили, что понтифик нарушил турецкие законы, поддерживающие свободу вероисповедания и мысли, «оскорбив» ислам и пророка Мухаммеда. [85]

Лашкаре -Тайба в Пакистане издала фетву, призывающую мусульманскую общину убить Папу Бенедикта за его « кощунственное заявление » о Мухаммеде. [86]

Убийство сестры Леонеллы Сгорбати

[ редактировать ]

17 сентября 2006 года двое сомалийских боевиков застрелили 65-летнюю итальянскую монахиню сестру Леонеллу Сгорбати , работавшую в австрийской детской больнице в городе Могадишо вместе со своим сомалийским телохранителем. [87] Высокопоставленный сомалийский исламист, выступая на условиях анонимности, сказал: «Существует очень высокая вероятность того, что люди, убившие ее, были возмущены недавними высказываниями Папы-католика против ислама»; однако никаких конкретных доказательств этого мотива представлено не было. [88] Шейх Мухтар Робоу , член Союза исламских судов , заявил, что существует «реальная возможность» того, что убийство монахини было «расправой за высказывания Папы об исламе». [89]

Нападения на христиан в Ираке

[ редактировать ]

были сожжены флаги Германии , Израиля и США , а также христианские кресты и изображения Папы Бенедикта В Ираке в Басре . [90]

В Ираке проживает одно из крупнейших христианских меньшинств на Ближнем Востоке, где ассирийцы насчитывают около миллиона человек. После комментариев Папы были взорваны несколько церквей; однако многие из них подверглись бомбардировкам до комментариев Папы, начиная с вторжения США в 2003 году в вакууме власти, созданном падением Саддама Хусейна . Ранее неизвестная Багдаде , угрожала убить всех христиан в Ираке, если Папа не извинится перед Мухаммедом в течение трех дней. группировка «Катааб Ашбаль Аль Ислам Аль Салафи» (исламские салафитские бойскаутские батальоны), базирующаяся в [91] Христианские лидеры в Ираке попросили своих прихожан не покидать свои дома после того, как два христианина были зарезаны и убиты в Багдаде. [92]

Поступали сообщения о том, что на дверях церкви писали: «Если Папа не извинится, мы разбомбим все церкви, убьем еще больше христиан и украдем их имущество и деньги». [93]

Иракское ополчение «Джайш аль-Муджахедин» («Армия святых воинов») заявило о своем намерении «разрушить их крест в самом сердце Рима… и нанести удар по Ватикану». [94]

Несмотря на то, что комментарии Папы стихли в средствах массовой информации, нападения на ассирийских христиан продолжались, и 9 октября исламская экстремистская группировка похитила священника Амира Искандера в Мосуле . Его тело нашли через три дня обезглавленным. Его родственники рассказали, что его похитители-мусульмане потребовали, чтобы его церковь осудила высказывания Папы об исламе (что уже было сделано) и заплатила выкуп в размере 350 000 долларов. [95]

Заявления о главе 2 Корана

[ редактировать ]

Еще один спорный момент, широко освещаемый в арабских СМИ, [96] [97] [98] [99] но гораздо меньше в западных СМИ, [100] По мнению Папы, сура 2 Корана, включающая стих «В религии нет принуждения», была «одной из сур раннего периода, когда Мухаммед был еще бессилен и находился под угрозой», и что инструкции «О священной войне» появилось позже.

Многие учёные ислама [ ВОЗ? ] воспринял это как классификацию суры, происходящей из более раннего мекканского периода , и утверждал, что Папа ошибся, указав, что Сура 2 была ниспослана на различных этапах и что этот стих Мухаммеда был ниспослан после хиджры из Мекки , во время его пребывания в Мекке. в Медине , и, следовательно, относится к мединскому периоду , который был заключительным этапом ниспослания Корана , когда мусульмане становились многочисленными, все более могущественными и защищенными от непосредственных опасностей, которые омрачали их в течение 13 лет в Мекке. Ученые также отметили, что Папа не упомянул, что даже если бы этот стих был ниспослан, когда мусульмане были слабы, они могли бы легко отменить его другим стихом, который давал бы им разрешение насильственно обращать людей в веру после того, как они окончательно завоевали Мекку ; этого, однако, не произошло. [101] Критики также указали на лицемерие его заявления, поскольку само христианство имеет долгую историю насильственных обращений. [102]

Оценка цели лекции

[ редактировать ]

В отличие от Jyllands-Posten разногласий по поводу карикатур на Мухаммеда , внимание средств массовой информации не было сосредоточено на вопросах свободы слова или оскорблении религиозных чувств. В основе широко обсуждаемого вопроса о том, должен ли Папа извиняться и являются ли его последующие заявления вообще извинениями, было предложено несколько конкурирующих и различных интерпретаций его намерений. В общих чертах и ​​в произвольном порядке это:

  • Многие католические апологеты утверждали, что лекция вообще не была направлена ​​против ислама, а подстрекательские отрывки были чисто косвенными по отношению к истинной цели лекции, которая заключалась в противодействии принижению богословия в университетской среде, в частности, и веры в обществе, страдающем от болезней. постмодернистским релятивизмом и иррациональностью в целом. [Примечание 1] [103] [104] [105]
  • Лекция Папы Бенедикта была «обдуманным риском», шагом, призванным завоевать сердца христиан Восточной Православной Церкви , окруженных мусульманами и которых Папа Бенедикт посетит в ноябре 2006 года. Учитывая то, что он считал близким богословским родством между эти две церкви и другие личные характеристики, характерные для Папы Бенедикта (традиционная литургия ; критика историко-критического подхода к библейским исследованиям), «некоторая форма воссоединения не только возможна; с точки зрения Бенедикта, она весьма желательна». [106] [107]
  • Грэм Макалир, профессор философии Университета Лойолы в Мэриленде , написал, что Регенсбургская речь Папы Бенедикта XVI была комментарием к книге Entis Analogia Эриха Пшивары . [108] «Там, где логика закона либо двусмысленна (например, как в исламе), либо однозначна (например, как в светском праве эпохи Просвещения), возникает террор».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Однако наблюдатели отмечают, что Папа настаивал на сохранении таких комментариев в своей речи даже после того, как его кураторы отговаривали его от этого. По мнению израильского аналитика Ури Авнери , эта «цитата как раз отвечает требованиям… Джорджа Буша II. Он тоже хочет объединить христианский мир против преимущественно мусульманской «Оси зла». Более того, турки снова стучат у дверей Европы, на этот раз мирно. Хорошо известно, что Папа поддерживает силы, которые возражают против вступления Турции в Европейский Союз». Папа фактически призывал к вступлению Турции в Европейский Союз и выступал против вторжения США в Ирак. Более того, упомянутый выше аналитик-нехристианин Ури Авнери не понимает, что католики и евангелисты философски фундаментально различны и расходятся во многих вопросах. Явно ложный комментарий Ури Авнери можно также рассматривать как попытку игнорировать глубоко укоренившийся конфликт исламского мира с Израилем и возложить во всем ответственность на Папу Римского, который не командовал вооруженными силами почти 500 лет.
  1. ^ Jump up to: а б с «Лекция Святейшего Отца - Вера, разум и университетские воспоминания и размышления». Архивировано 22 июня 2012 г. в Wayback Machine , Libreria Editrice Vaticana , 12 сентября 2006 г.
  2. ^ Статья BBC. «В кавычках: реакция мусульман на Папу» , последний раз по состоянию на 17 сентября 2006 г.
  3. ^ Jump up to: а б Статья BBC News: «Папа извинился за оскорбление мусульман» , последний раз по состоянию на 17 сентября 2006 г.
  4. ^ Телеграф
  5. ^ Бенедикт XVI, Вера, разум и университетские воспоминания и размышления . Регенсбургская лекция, сноска 3.
  6. ^ «В кавычках: реакция мусульман на Папу» , BBC News , 16 сентября 2006 г.
  7. ^ "Посол отозван из-за скандала с Папой" . Австралиец , Agence France-Presse , 17 сентября 2006 г.
  8. ^ «Мусульмане требуют более полных извинений» . The Boston Globe , 20 сентября 2006 г.
  9. ^ «Совет стражей осуждает антиисламское заявление Папы» . Архивировано 30 сентября 2007 года в Wayback Machine . Информационное агентство Исламской Республики , 17 сентября 2006 г.
  10. ^ "Президент Ирана выражает уважение к Папе" . Архивировано 17 сентября 2011 г. в Wayback Machine , The Jerusalem Post , 19 сентября 2006 г.
  11. ^ "Ирак призывает к спокойствию после высказываний Папы Римского" . Шотландец . Рейтер . 16 сентября 2006 г.
  12. ^ "Поуп говорит, что сожалеет о резкой реакции, говорит, что речь не отражает его личное мнение" . Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , The Jakarta Post , 17 сентября 2006 г.
  13. ^ "На фоне критики и насилия появляются первые взвешенные взгляды на речь Папы" . Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  14. ^ «Пакистан призывает запретить «клевету на ислам» в виде завуалированной атаки на Папу» . Yahoo Новости . Агентство Франс-Пресс . 19 сентября 2006 г.
  15. ^ «Парламент Пакистана осуждает Папу» , канал Fox News , 17 сентября 2006 г.
  16. ^ Фишер, Ян (16 сентября 2006 г.). «Папа приносит извинения за возмущение по поводу его высказываний» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 мая 2010 г.
  17. ^ «Премьер-министр Турции призывает Папу извиниться за высказывания об исламе» , Turkishpress.com , 16 сентября 2006 г.
  18. ^ МакШейн, Роджер (17 сентября 2006 г.). «Апопология» . Сланец . Проверено 17 сентября 2006 г.
  19. ^ Интервью с Джоном Ховардом
  20. ^ «Меркель защищает Папу на фоне мусульманской ярости» , ABC News , Reuters , 16 сентября 2006 г.
  21. ^ «Проди, религии должны быть привержены диалогу» , [ постоянная мертвая ссылка ] Итальянское журналистское агентство , 16 сентября 2006 г.
  22. ^ «Азнар задается вопросом, почему мусульмане не извиняются «за то, что оккупировали Испанию на протяжении восьми столетий» » . Мир . Проверено 3 января 2008 г.
  23. ^ «Министр внутренних дел Швейцарии защищает Бенедикта XVI» , [ постоянная мертвая ссылка ] Associated Press , 17 сентября 2006 г. (на французском языке)
  24. ^ «Проповедь о вере, логике и священной войне рассматривалась как оскорбление ислама» . Таймс . 16 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 13 января 2008 г.
  25. ^ «Ислам не осуждается в речи папы, говорит представитель Ватикана» , Catholic World News , 13 сентября 2006 г.
  26. ^ «Папа оскорбляет мусульман во всем мире» , ABC News , 15 сентября 2006 г.
  27. ^ «Мусульманские страны просят Совет ООН по правам человека отреагировать на замечания Папы» , AP , 18 сентября 2006 г.
  28. ^ «Брюссель защищает свободу слова Папы» , EUObserver , 18 сентября 2006 г.
  29. ^ Баверсток, Аласдер (15 марта 2013 г.). «Ссора Папы Франциска с Бенедиктом XVI из-за пророка Мухаммеда» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 18 марта 2013 года.
  30. ^ «Многие мусульмане говорят, что извинения Папы Римского неадекватны» , The New York Times , 18 сентября 2006 г.
  31. ^ «Папа приглашает мусульман к диалогу, осуждает «священные войны » » , АНТАРА , 13 сентября 2006 г.
  32. ^ «Церковь играет роль в руководстве другими конфессиями: кардинал Бертоне» , Catholic World News , 13 сентября 2006 г.
  33. ^ «Христианский лидер присоединяется к мусульманам в осуждении высказываний Папы» , Fox News , 16 сентября 2006 г.
  34. ^ Уокер, Питер (18 сентября 2006 г.). «Архиепископ поддерживает извинения Ватикана» . Хранитель . Лондон . Проверено 22 мая 2010 г.
  35. ^ «Европейские лидеры поддерживают Бенедикта» , [ постоянная мертвая ссылка ] «Джерузалем Пост» , 16 сентября 2006 г.
  36. ^ Перспективы: журнал реформатской мысли , ноябрь 2006 г.
  37. ^ «Открытое письмо Его Святейшеству Папе Бенедикту XVI». Архивировано 12 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
  38. ^ Общее слово , Официальный сайт
  39. ^ «Турецкий священнослужитель нападает на исламские высказывания Папы» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Ассошиэйтед Пресс . 14 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 4 сентября 2007 г.
  40. ^ «Турецкий критик не читал лекцию», Der Spiegel , 16 сентября 2006 г. (на немецком языке)
  41. ^ «Папа отступает от высказываний о «джихаде»: Бенедикт XVI заявляет, что не собирался оскорблять мусульман» . CBS4 . Ассошиэйтед Пресс . 15 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
  42. ^ «Малайзия требует извинений» , The Sydney Morning Herald , 16 сентября 2006 г.
  43. ^ «Реакция мусульман на Папу» , BBC News , 16 сентября 2006 г.
  44. ^ «Папа говорит мусульманам, что он «глубоко сожалеет» о кризисе» , Malaysia Star , 17 сентября 2006 г.
  45. ^ " 'Ислам - это вера разума ' " . Дер Шпигель . 12 октября 2006 г.
  46. ^ Тарик Рамадан . «Борьба за религиозную идентичность Европы» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . 20 сентября 2006 г.
  47. ^ "Главный сефардский раввин критикует высказывания Папы" . Архивировано 20 сентября 2006 года в Wayback Machine . «Гаарец» , 17 сентября 2006 г.
  48. ^ Вагнер, Мэтью (17 сентября 2006 г.). «Амар недоволен словами Папы об исламе» . «Джерузалем Пост» . Проверено 21 декабря 2020 г. .
  49. Кристофер Хитченс , «Папская булла: последнее преступление Йозефа Ратцингера» , Slate , 18 сентября 2006 г.
  50. ^ Ганс Кёхлер . «Религия, разум и насилие: Папа Бенедикт XVI и ислам» . Международная организация прогресса . 16 сентября 2006 г.
  51. ^ «Карточка Dichiarazione dell'em.mo. Тарчизио Бертоне, Segretario Di Stato, 16 сентября 2006 г.» [Декларация выдающегося кардинала Тарчизио Бертоне, государственного секретаря, 16 сентября 2006 г.] Архивировано 12 сентября 2015 г. в Wayback Machine , Издательство Ватикана , 16 сентября 2006 г.
  52. ^ «Папа извиняется перед мусульманами» , The Telegraph , Reuters , 16 сентября 2006 г.
  53. «Папа «искренне сожалеет», что оскорбил мусульман» , NBC News , Associated Press , 16 сентября 2006 г.
  54. «Заявления Папы недостаточно – Братья-мусульмане». Архивировано 6 мая 2007 г. в Wayback Machine , Reuters , 16 сентября 2006 г.
  55. ^ « «Уродливые, неудачные выражения»: Эрдоган требует извинений от Папы». Архивировано 8 февраля 2012 г. в Wayback Machine [«Уродливые, неудачные выражения»: Эрдоган требует извинений от Папы], Netzeitung , 17 сентября 2006 г. (на немецком языке).
  56. ^ «Папу похвалили за извинения» , BBC News , 16 сентября 2006 г.
  57. ^ "Le parole del papa alla recita dell'Angelus, 17.09.2006" [Слова Папы во время чтения Ангелуса]. Архивировано 10 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Издательство Ватикана , 17 сентября 2006 г.
  58. ^ Хардинг, Люк; Мьюир, Хью (18 сентября 2006 г.). «Мусульманский мир разделился из-за извинений Папы Римского» . Хранитель . Лондон.
  59. ^ «Папа «глубоко сожалеет» о мусульманской ярости» . CNN . 17 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2008 г.
  60. ^ «Извинения Папы «недостаточно хороши» » . Вестник Солнца . 17 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2007 г.
  61. ^ «Иранский лидер призывает к новым папским протестам» . Форбс . АП. 18 сентября 2006 г. [ мертвая ссылка ]
  62. ^ Хупер, Джон (19 сентября 2006 г.). «Папа присоединился к крестовому походу США, - говорит Иран» . Хранитель . Лондон . Проверено 3 марта 2023 г.
  63. ^ «Извинения Папы, отвергнутые одними, принятые другими» . Дер Шпигель . 18 сентября 2006 г.
  64. ^ «Ахмадинежад «уважает» Папу» . Новости Персидского залива . 19 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 24 января 2013 г.
  65. ^ Оуэн, Ричард (19 сентября 2006 г.). «Папа в опасности, — предупреждает неудавшийся убийца Иоанна Павла II» . Таймс . Лондон . Проверено 3 марта 2023 г.
  66. ^ «Иран и Малайзия удовлетворены выражением сожаления со стороны Папы Римского» . Заман . 20 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2011 г.
  67. ^ «Акт раскаяния Папы» . Амхерст Таймс . 20 сентября 2006 г.
  68. ^ «Мусульмане «должны принять извинения Папы» » . Возраст . Мельбурн. 19 сентября 2006 г.
  69. ^ «Бенедикт встретится сегодня с мусульманскими послами» . Архивировано 27 октября 2006 года в Wayback Machine . Новости Феррика .
  70. ^ «Папа, мусульмане встречаются, чтобы разрядить гнев» . Новости АВС .
  71. ^ «Папа: диалог между мусульманами и христианами «жизненная необходимость » » . Архивировано 29 сентября 2007 года в Wayback Machine . Asia News .
  72. Папа Бенедикт XVI (25 сентября 2006 г.). «Обращение к послам стран с мусульманским большинством и мусульманскими общинами в Италии» .
  73. ^ «Папа: 'Полное и глубокое уважение к мусульманам ' » , CNN , 25 сентября 2006 г.
  74. ^ Его Превосходительство посол д-р Акбар Ахмед; и др. (2006). «Открытое письмо Его Святейшеству Папе Бенедикту XVI» (PDF) . Государственная информационная служба Египта . Центр межцивилизационного диалога Inc. Архивировано из оригинала (PDF) 20 ноября 2008 года . Проверено 23 июля 2009 г.
  75. ^ «Мусульманские священнослужители обращаются к Папе» . Би-би-си . 14 октября 2006 г.
  76. ^ «Общее слово» . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
  77. ^ «Мусульманские ученые обращаются к Папе» . Новости Би-би-си . 11 октября 2007 года . Проверено 11 октября 2007 г.
  78. ^ «Ватикан готовится к мусульманскому гневу» BBC , 15 сентября 2006 г.
  79. ^ «Египетские мусульмане устраивают демонстрацию против высказываний Папы» People's Daily Online, 16 сентября 2006 г.
  80. ^ «Отчет: Рим усиливает безопасность Папы после гнева по поводу высказываний ислама» , Haaretz , 16 сентября 2006 г.
  81. ^ «Пять церквей подверглись бомбардировкам и нападениям» Associated Press, 16 сентября 2006 г.
  82. Протестующие Папы взорвали зажигательные бомбы в 4 церквях на Западном берегу и открыли огонь на пятой улице.
  83. ^ Коутс, Сэм; Хейнс, Дебора (17 сентября 2006 г.). «Аль-Каида угрожает джихадом из-за высказываний Поупа» . Таймс . Лондон . Проверено 22 мая 2010 г.
  84. ^ «Иранский лидер призывает к новым папским протестам» . Yahoo! Новости . 18 сентября 2006 г.
  85. ^ «Турецкие рабочие призывают к аресту Папы Римского» CNN , 19 сентября 2006 г.] Архивировано 19 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
  86. ^ Томас К. Гуглер. « Пакистанский джихад и трансформация Лашкар-э Тайба ».
  87. «Боевики убивают итальянскую монахиню» , AFP , 17 сентября 2006 г.
  88. ^ «Смерть монахини может быть связана с Папой: сомалийский исламист» , Reuters
  89. ^ «Монахиня застрелена, поскольку Папа не может успокоить воинствующих мусульман» , Timesonline, 18 сентября 2006 г.
  90. На фотографиях: Новые протесты против Папы Римского , BBC News.
  91. ^ «Христианин убит в Ираке в ответ на речь Папы: исламский веб-сайт» , Ассирийское международное агентство новостей , 16 сентября 2006 г.
  92. ^ «Второй ассирийский христианин убит в отместку за высказывания Папы» , Ассирийское международное агентство новостей , 17 сентября 2006 г.
  93. ^ Насилие против христиан растет в Ираке, Экклесия, 29 сентября 2006 г.
  94. ^ «Ватикан ужесточает меры безопасности» , Der Spiegel , 16 сентября 2006 г. (на немецком языке)
  95. Иракский священник «убит из-за речи Папы Римского» , Aljazeera.net , 12 октября 2006 г.
  96. ^ Другая сторона медали. Что после лекции Папы? Сайфуддин Таджуддин. Аль Шарк Аль Аусат, 28 сентября 2006 г. (на арабском языке)
  97. ^ Папа и его речь. От непогрешимости к наивному упрощению…!, Аталлах Мухаджирани, Аль Шарк Аль Аусат, 26 сентября 2006 г. Архивировано 25 февраля 2007 г. в Wayback Machine (на арабском языке).
  98. ^ Вызов лидера Ватикана, Аль Садик Аль Махди, Аль Шарк Аль Аусат, 24 сентября 2006 г. Архивировано 25 февраля 2007 г. в Wayback Machine (на арабском языке).
  99. Папа, император и персидский мудрец, автор Амир Тахири, Аль Шарк Аль Аусат, 22 сентября 2006 г. Архивировано 25 февраля 2007 г. в Wayback Machine (на арабском языке).
  100. Серьезные ошибки как в фактах, так и в суждениях, Рут Гледхилл, The Times, 16 сентября 2006 г.
  101. ^ Падение Ратисбона, Пабло Торниелли . (Испанский)
  102. ^ Альтхаус, Мэтью Т.; Андерсон, Флойд Д. (16 мая 2019 г.). «Беспокойный» призыв Бенедикта XVI к религиозному диалогу: Регенсбургская лекция» . Атлантический журнал коммуникаций . 27 (5): 311–323. дои : 10.1080/15456870.2019.1613658 . S2CID   181382600 . Проверено 14 марта 2023 г.
  103. ^ Фишер, Ян. «Папа призывает Запад отойти от веры, добавляя резкую сноску о джихаде» , The New York Times , 13 сентября 2006 г.]
  104. ^ «Происхождение Бенедикта XVI теологическое, а не дипломатическое» [ постоянная мертвая ссылка ] , «Джерузалем Пост» , 18 сентября 2006 г.
  105. ^ «Папа был прав» , Los Angeles Times , 20 сентября 2006 г.]
  106. Плавание в Византию , International Herald Tribune , 29 сентября 2006 г.
  107. Расчетный риск . Архивировано 9 декабря 2007 г. в Wayback Machine , Deutsche Welle , 27 сентября 2006 г.
  108. ^ Макалир, Грэм (16 ноября 2015 г.). «Все действующие законы аналогичны» . Закон и свобода . Архивировано из оригинала 15 февраля 2019 года . Проверено 15 февраля 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfd059dbba1f030ea3247c47079a32dc__1722705480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/dc/bfd059dbba1f030ea3247c47079a32dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Regensburg lecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)