Флаг Израиля
Флаг Сиона | |
Использовать | Национальный флаг |
---|---|
Пропорция | 8:11 |
Усыновленный | август 1897 г 28 октября 1948 г ( Государство Израиль ) | (сионистское движение)
Дизайн | Синяя Звезда Давида между двумя горизонтальными синими полосами на белом поле. |
Использовать | Гражданский прапорщик |
Пропорция | 2:3 |
Усыновленный | 1948 год |
Дизайн | Темно-синий флаг с белым вертикально вытянутым овалом, установленный возле подъемника с вертикально вытянутой синей Звездой Давида. |
Использовать | Военно-морской прапорщик |
Пропорция | 2:3 |
Усыновленный | 1948 год |
Дизайн | Темно-синий флаг с белым треугольником на древке и синей Звездой Давида внутри него. |
Использовать | ВВС Израиля Флаг |
Пропорция | 2:3 |
Дизайн | Голубой флаг с тонкими белыми полосами с темно-синими каймами вверху и внизу, в центре которого изображен знак ВВС. |
Флаг Государства Израиль ( иврит : דגל ישראל Дегель Исраэль ; арабский : علم إسرائيل ʿAlam Isrā'il ) был принят 28 октября 1948 года, через пять месяцев после провозглашения независимости Израиля . Он состоит из белого фона с синей Звездой Давида в центре и двумя горизонтальными синими полосами вверху и внизу, напоминающими дизайн талита ( טַלִּית ) . Законодательство о флаге Израиля гласит, что официальные размеры составляют 160 × 220 см. Поэтому официальные пропорции — 8:11. Варианты можно найти в широком диапазоне пропорций, обычно 2:3.
Синий цвет описывается как «темно-голубой». [1] и варьируется от флага к флагу: от оттенка чистого синего, иногда почти такого же темного, как темно-синий, до оттенков примерно на 75% ближе к чистому голубому и оттенков столь же светлого, как и очень светло-голубого. [2] Ранняя версия флага была показана в 1885 году на процессии, посвященной третьей годовщине Ришон-ле-Циона . Похожая версия была разработана для сионистского движения в 1891 году. Звезда Давида ( Маген Давид , מָגֵן דָּוִד позднего средневековья ), еврейский символ, возникший в Праге , была принята Первым Сионистским конгрессом в 1897 году. [1]
Происхождение флага
В средние века пентаграмме и гексаграмме приписывались мистические силы, которые использовались в талисманах от злых духов. Оба назывались «Печатью Соломона», но в конечном итоге это имя стало эксклюзивным для пентаграммы, а гексаграмма стала известна как «Маген Давид» или «Щит Давида». Позже звезда стала появляться в еврейском искусстве . В 1648 году Фердинанд II разрешил евреям Праги вывесить «еврейский флаг» над своей синагогой. Этот флаг был красным с желтым Маген Давидом посередине. [3]
Идею о том, что синий и белый цвета являются национальным цветом еврейского народа, рано высказал Людвиг Август фон Франкл (1810–1894), австрийский еврейский поэт. В своем стихотворении «Цвета Иуды» он пишет:
Он надевает его, когда полон преданности | Он одевается, когда молитва наполняет его, |
В 1885 году сельскохозяйственная деревня Ришон-ле-Цион использовала сине-белый флаг с синей Звездой Давида, разработанный Израилем Белкиндом и Фанни Абрамович, в процессии, посвященной своей третьей годовщине. [5] В 1891 году Михаил Гальперин, один из основателей сельскохозяйственной деревни Нахалат Реувен, поднял аналогичный сине-белый флаг с синей гексаграммой и текстом « נס ציונה » ( Нес-Циона , « знамя Сиона»: ссылка на Иеремия 4) . :6 , позднее принятое как современное название города). Сине-белый флаг со звездой Давида и еврейским словом « Маккавей » использовался в 1891 году Образовательным обществом Бней-Цион . Джейкоб Барух Асковит (1844–1908) [6] и его сын Чарльз Асковит разработали «флаг Иуды», который был выставлен 24 июля 1891 года на открытии Зала Сиона Образовательного общества Бнай Сион в Бостоне , Массачусетс. Основанный на традиционном талите , или еврейском молитвенном платке, этот флаг был белым с узкими синими полосами по краям и нес в центре древний шестиконечный Щит Давида со словом «Маккавей», написанным синими еврейскими буквами. [7]
В Теодора Герцля 1896 года книге «Der Judenstaat» он заявил: «У нас нет флага, но он нам нужен. Если мы хотим вести за собой множество людей, мы должны поднять символ над их головами. Я бы предложил белый флаг с семью золотыми звезды — белое поле символизирует нашу чистую новую жизнь; звезды — это семь золотых часов нашего рабочего дня, ибо мы вступим в землю обетованную со знаком почета». [8] Понимая, что зарождающееся сионистское движение не имело официального флага, Дэвид Вольфсон (1856–1914), видный сионист, чувствовал, что проект, предложенный Герцлем, не получил значительной поддержки. Однако первоначальным предложением Герцля был флаг, полностью лишенный какой-либо традиционной еврейской символики: семь золотых звезд символизировали 7-часовой рабочий день будущего просвещенного государства, в котором было бы развитое социалистическое законодательство. [9] Готовясь к Первому сионистскому конгрессу в Базеле в 1897 году, Вольфсон писал: «Какой флаг мы бы повесили в Конгресс-холле? Тогда меня осенила идея. У нас есть флаг — и он сине-белый. Талит ( молитвенный платок) которым мы оборачиваемся, когда молимся: это наш символ. Давайте возьмем этот Талит из сумки и развернем его перед глазами Израиля и всех народов. Поэтому я заказал сине-белый флаг со Щитом Давида. Так появился национальный флаг, развевавшийся над Конгресс-холлом». [10] Моррис Харрис, член нью-йоркской организации «Ховевей Цион» , использовал свой магазин тентов, чтобы спроектировать подходящий баннер и украшения для приема, а его мать Лена Харрис сшила флаг. Флаг состоял из двух синих полос и большой синей Звезды Давида в центре, синий и белый цвета были выбраны из дизайна талита . Флаг имел размеры десять на шесть футов — в тех же пропорциях, что и флаг Соединенных Штатов — и стал известен как Флаг Сиона. Он был принят в качестве официального сионистского флага на Втором сионистском конгрессе, состоявшемся в Швейцарии в 1898 году. [11] [ не удалось пройти проверку ] и был доставлен вместе с представителями других национальностей на Всемирную выставку, принимавшую летние Олимпийские игры 1904 года , из одного из зданий Луизианской выставки закупок , где проходили крупные сионистские собрания. [12] [13] Расовые законы Нюрнберга, принятые нацистской Германией в 1935 году, ссылались на сионистский флаг и гласили, что евреям запрещено демонстрировать Рейх и национальный флаг или национальные цвета Германии, но им разрешено демонстрировать «еврейские цвета». [14] [15]
В мае 1948 года Временный государственный совет обратился к израильской общественности с просьбой представить предложения по флагу, и они получили 164 заявки. Первоначально совет хотел отказаться от традиционного дизайна сионистского флага и создать что-то совершенно иное, чтобы предотвратить обвинение евреев во всем мире в двойной лояльности при выставлении сионистского флага, что могло создать впечатление, что они несут флаг сионистского государства. чужая страна. [16] 14 октября 1948 года, после того как представители сионистов со всего мира развеяли опасения своих израильских коллег, флаг Сионистской организации был принят в качестве официального флага Государства Израиль. [17]
Цвета
Цветовая гамма | Синий | Белый |
---|---|---|
Пантон | 286 C | White |
RGB | 0/56/184 | 255/255/255 |
Шестнадцатеричный | #0038b8 | #FFFFFF |
CMYK | 100/70/0/28 | 0/0/0/0 |
Интерпретация цветов
Схема | Цвет текстиля |
---|---|
Белый | Хесед (Божественное милосердие) [18] |
Синий | Он символизирует Славу Бога, чистоту и Гвуру (Строгость Бога). [19] [20] |
Синие полосы символизируют полосы на талите , традиционном еврейском молитвенном платке. Звезда Давида — широко признанный символ еврейского народа и иудаизма. В иудаизме синий цвет символизирует славу Бога, чистоту и гвуру (суровость Бога). [19] [20] Белое поле символизирует Хесед (Божественное Благоволение). [18]
Израильтяне , использовали синего цвета краску называемую техелет ; этот краситель, возможно, был изготовлен из морской улитки Murex trunculus . [21] Этот краситель был очень важен как в еврейской, так и в нееврейской культурах того времени, и использовался членами королевской семьи и высшим классом для окраски одежды, простыней, штор и т. д. (Краситель из родственной улитки можно переработать в Тирианскую улитку. фиолетовый , называемый аргаман .)
В Библии израильтянам приказано красить одну из нитей своих кисточек ( цицит ) краской техелет ; «чтобы они увидели его, и вспомнили все повеления Господни , и исполнили их» ( Числа 15:39 ). Техелет соответствует цвету божественного откровения ( Мидраш Числа Рабба, xv.). Где-то ближе к концу эпохи Талмуда (500–600 гг. н. э.) промышленность, производившая этот краситель, рухнула. Это стало более редким; со временем еврейская община утратила традицию того, какие виды моллюсков производят этот краситель. Поскольку евреи тогда не смогли выполнить эту заповедь, они с тех пор оставили свой цицит ( нитки талита ) белыми. Однако в память о заповеди использовать краску техелет у евреев стало обычным вплетать в ткань своего талита синие или пурпурные полосы . [22]
Критика
Критика израильских арабов была высказана Высшим комитетом по контролю за арабскими гражданами Израиля , который утверждает, что национальные символы Израиля, включая его флаг, представляют собой официальную предвзятость в отношении еврейского большинства, которая усиливает неравенство между арабами и евреями в Израиле. [23] Однако многие другие страны религиозно эксклюзивные символы также имеют на своих флагах . Например, мусульманские символы присутствуют на флагах Алжира , Саудовской Аравии и Пакистана , а также на флагах стран Северной Европы , Греции , Швейцарии и Великобритании . [24]
Основываясь на границах Земли Обетованной, данных в Книге Бытия , [25] Палестинцы, в том числе Ясир Арафат и ХАМАС, заявляют, что две синие полосы на израильском флаге представляют собой реки Нил и Евфрат , и заявляют, что Израиль желает в конечном итоге захватить всю землю между ними. [26] [27] [28] [29] В Пакте Хамаса говорится: «После Палестины сионисты стремятся распространиться от Нила до Евфрата», а в 2006 году лидер Хамаса Махмуд аз-Захар потребовал от Израиля сменить свой флаг, сославшись на проблему «Нил-Ефрат». [30] Отвечая на эти утверждения, арабский писатель Сакр Абу Фахр написал, что утверждение «от Нила до Евфрата» представляет собой популярное заблуждение о евреях, которое, несмотря на свою необоснованность и наличие множества опровергающих его доказательств, продолжает распространяться в арабском мире. [31]
Критика со стороны строго ортодоксальных евреев восходит к их оппозиции раннему сионизму, когда некоторые дошли до запрета Звезды Давида, первоначально религиозного символа, который стал «оскверненным» после того, как был принят Всемирной сионистской организацией . [32] Подобным же образом современные лидеры, такие как раввин Моисей Файнштейн, назвали израильский флаг «глупым и бессмысленным объектом», не одобряя его показ в синагогах. [33] в то время как Хазон Иш писал, что следует избегать молитв в синагоге, украшенной израильским флагом, даже если в этом районе нет другой синагоги. [34] Бывший главный сефардский раввин Израиля Овадия Йосеф также запретил развевать израильский флаг в синагогах, назвав это «напоминанием о действиях злодеев». [35] а раввин Джоэл Тейтельбаум называл этот флаг «флагом ереси» и рассматривал его как объект идолопоклонства. [36] Несмотря на юридическое требование (с 1997 года) о том, что все финансируемые государством школы должны плавать под израильским флагом, [37] Евреи-харедим обычно вообще воздерживаются от вывешивания флага. [38] хотя в качестве редкого символического жеста в знак благодарности за государственное финансирование Поневежская ешива поднимает флаг один раз в год в День независимости . [39] [40] Некоторые маргинальные группы, которые теологически выступают против возобновления еврейского суверенитета на Святой Земле, прибегают к ее сожжению в День независимости. [41] В 2019 году магазину кошерных сэндвичей в Лейквуд-Тауншип, штат Нью-Джерси , который вывесил израильский флаг в День независимости Израиля, местный совет по кошерной сертификации пригрозил отозвать сертификацию. [42]
Известные флаги
- « Чернильный флаг » 1949 года, поднятый во время Войны за независимость недалеко от современного Эйлата . Этот самодельный флаг, поднятый на шесте несколькими израильскими солдатами, был увековечен на фотографии, которую сравнивают со знаменитой фотографией флага Соединенных Штатов, поднятого на вершине Сурибачи на острове Иводзима в 1945 году. Как и последняя фотография, Чернильный флаг подъем также был воспроизведен как мемориал.
- Израильский флаг, который развевался во время осады форта Будапешт во время войны Судного дня , в настоящее время хранится в мемориале израильского бронетанкового корпуса в Латруне . Форт Будапешт был единственным опорным пунктом на линии Бар-Лев , который оставался в руках Израиля во время войны.
- Флаг мирового рекорда 2007 года, который был открыт на аэродроме недалеко от исторической горной крепости Масада . Флаг, изготовленный на Филиппинах , имел размеры 660 на 100 метров (2170 футов × 330 футов) и весил 5,2 тонны (5,7 коротких тонны), побив предыдущий рекорд, измеренный и подтвержденный представителями Книги рекордов Гиннеса . Его сделал филиппинский предприниматель и христианка-евангелистка Грейс Галиндес-Гупана в качестве религиозного знака и дипломатического жеста поддержки Израиля. [43] На Филиппинах в церквях часто вывешивается израильский флаг. [44] С тех пор этот рекорд был побит несколько раз. [45]
См. также
- Синий в иудаизме
- Список национальных символов Израиля
- Флаг британского мандата в Палестине
- Флаг Северного Кипра
- Караманидский флаг
- Список флагов Израиля
- Танец флагов
Ссылки
- ^ Jump up to: а б Публикация Министерства иностранных дел Израиля «Флаг и эмблема» , заархивированная 17 апреля 2007 г. в Wayback Machine историком искусства Алеком Мишори, в которой он цитирует «Временный совет государственного провозглашения флага Государства Израиль», сделанный 28 октября. 1948 г., Джозеф Спринзак, спикер.
- ^ Различные примеры. Архивировано 9 июля 2006 г. в Wayback Machine ; Флаг ~75% больше голубого по сравнению с чисто синим. Полная статья: Флаг и эмблема, получено 28 июля 2006 г.
- ^ Как Израиль получил свой флаг и что он означает , Гаарец
- ^ Франкл, AL (1864). «Цвета Иуды» . Родовые фотографии (на немецком языке). Лейпциг. стр. 127–8. ISBN 9783598507816 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бар-Ам, Авива (26 апреля 2002 г.). «Первые семьи» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года.
- ^ Отец Доры Асковит . См. Миллер, Адина С. «Дора Асковит». Энциклопедия еврейских женщин Шалви/Хаймана. 31 декабря 1999 г. Архив еврейских женщин. Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Резников, Чарльз (май 1953 г.). «С американской сцены: еврейская община Бостона: прежние дни» . Комментарий . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Герцль, Теодор (1896). «Еврейское государство. Попытка современного решения еврейского вопроса» (на немецком языке). Лейпциг и др. - через Немецкий текстовый архив.
- ^ Шолом, Гершом (сентябрь 1949 г.). «Любопытная история шестиконечной звезды; как Маген Давид стал еврейским символом» . Комментарий . стр. 243–251 . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ Мазур, Эдвард (2021). «Флаги праотцов и праматерей» (PDF) . Чикагское еврейское историческое общество . Проверено 28 декабря 2023 г.
Бейн, который в 1955 году был назначен премьер-министром Давидом Бен-Гурионом хранителем Национального архива Израиля,... утверждал, что Давид Вольфсон, преемник Герцля на посту президента Сионистского конгресса, был первым, кто выдвинул идею сине-белый флаг. «Одна из многих проблем, с которыми мне приходилось иметь дело, — писал Вольфсон в своих воспоминаниях, из которых Бейн подробно цитировал и о которых Вейсман Йозелит рассказала в своей статье в Forward, — заключалась в том, чтобы решить, под каким флагом нам следует драпировать Этот вопрос меня очень беспокоил. Нам, очевидно, придется создать флаг, поскольку у нас его не было… Внезапно меня осенила мысль: у нас уже был флаг — бело-голубой из таллита… Нам нужно было только развернуть его раньше. глаза еврейского народа и мира в целом!»
- ^ «Вехи: 1945–1952» . Офис историка Государственного департамента США .
- ^ Статья о сионизме (раздел « Широкое распространение сионизма ») Рихарда Готтейля в Еврейской энциклопедии , 1911 г.
- ^ Андервуд, Андервуд и (1904 г.), английский: Название: «От башни Электричества, к северо-востоку от бассейна и площади, до производственного здания Всемирной выставки, Сент-Луис, США». [Выставка покупок в Луизиане]. U и U 48. , получено 4 декабря 2022 г.
- ^ Дж. Боас: Немецко-еврейская внутренняя политика при Гитлере 1933–1938. Архивировано 27 сентября 2004 г. в Wayback Machine , в: Ежегодник Института Лео Бека, 1984, стр. 3–25.
- ^ «Немецкая пресса советует евреям не поднимать сионистский флаг» (пресс-релиз). Еврейское телеграфное агентство. 23 сентября 1936 г.
- ^ Чарльз С. Либман; Йешаягу Либман (1 января 1983 г.). Гражданская религия в Израиле: традиционный иудаизм и политическая культура в еврейском государстве . Издательство Калифорнийского университета. п. 108 . ISBN 978-0-520-04817-1 .
Моше Шаретт от имени правительства утверждал, что предлагаемый флаг нового государства должен отличаться от сионистского флага. Он объяснил, что в противном случае это поставило бы в неловкое положение евреев диаспоры, которые «несут флаг мирового еврейского народа – сионистский флаг», но которые, по вполне понятным причинам, не хотели бы поднимать флаг Государства Израиль.
- ^ Алек Мишори (22 июля 2019 г.). Секуляризация сакрального: аспекты израильской визуальной культуры . БРИЛЛ. стр. 125–130. ISBN 978-90-04-40527-1 .
- ^ Jump up to: а б «Почему штрих-код Таллит?» . Хабад . Проверено 13 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Числа Раба 14:3; Халлин 89а.
- ^ Jump up to: а б Исход 24:10; Иезекииля 1:26; Халлин 89а.
- ^ Навон, Мойс. «Исторический обзор Техелета и Хилласона» (PDF) . Организация Птил Техелет . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Симмонс, раввин Шрага. «Таллитные полосы» . Спросите раввина на сайте About.com . Архивировано из оригинала 20 сентября 2005 года . Проверено 3 апреля 2006 г.
- ^ Национальный комитет глав арабских местных властей в Израиле (декабрь 2006 г.). «Видение будущего палестинских арабов в Израиле» (PDF) . п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2009 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ «64 страны имеют религиозные символы на своих национальных флагах» . Исследовательский центр Пью . 25 ноября 2014 г.
- ^ Бытие 15.18: «Господь заключил завет с Аврамом, сказав потомству твоему, что Я дал землю сию от реки Египетской до великой реки, реки Евфрат».
- ^ Интервью Playboy: Ясир Арафат , Playboy , сентябрь 1988 г.
АРАФАТ: Да, потому что они этого не хотят. Посмотрите на лозунги, которые они используют:земля Израиля находится от Евфрата до Нила. Это было написано много лет над входом в Кнессет, парламент. Это показывает их национальные амбиции — они хотят продвинуться к реке Иордан. Им один Израиль, а нам остаётся...Знаете ли вы, что означает израильский флаг?
ПЛЭЙБОЙ: Нет.
АРАФАТ: Он белый с двумя синими линиями. Две линии представляют две реки, а между ними — Израиль. Реки — Нил и Евфрат. - ^ Рубин, Барри. ООП между антисионизмом и антисемитизмом, предыстория и последние события. Архивировано 22 марта 2006 г. в Wayback Machine , Международный центр изучения антисемитизма Видала Сассуна, Еврейский университет в Иерусалиме , 1993. Проверено 3 апреля 2006 г.
- ^ Рубинштейн, Дэнни . Зажигательные легенды , Гаарец , 15 ноября 2004 г. Проверено 3 апреля 2006 г.
- ^ Пайпс, Дэниел . Имперский Израиль: клевета от Нила до Евфрата , Middle East Quarterly , март 1994 г. Проверено 3 апреля 2006 г.
- ^ Шайло, Скотт. Мофаз: ХАМАС действует ответственно; ХАМАС: Израиль должен сменить флаг , Арутц Шева , 30 января 2006 г. Проверено 3 апреля 2006 г.
- ^ Абу Фахр, Сакр. «Семь предубеждений в отношении евреев», Аль-Хаят , 12–14 ноября 1997 г.
- ^ Национализм диаспоры и еврейская идентичность в Габсбургской Галиции . Издательство Кембриджского университета. 31 августа 2012 г. стр. 172–173. ISBN 978-1-107-01424-4 . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Яков Михайлович Рабкин (2006). Угроза изнутри: столетие еврейской оппозиции сионизму . Паб Фернвуд. п. 166. ИСБН 978-1-55266-171-0 . Проверено 16 августа 2011 г.
- ^ Яков Рабкин. Иудаизм против сионизма на Святой Земле , Угроза изнутри: век еврейской оппозиции сионизму, Fernwood/Zed Books, 2006.
- ^ Национализм диаспоры и еврейская идентичность в Габсбургской Галиции . Издательство Кембриджского университета. 31 августа 2012 г. стр. 172–173. ISBN 978-1-107-01424-4 . Проверено 9 мая 2013 г.
Пожалуй, самый видный сефардский юридический авторитет, раввин Овадия Йосеф из Иерусалима, поддерживает вердикт раввина Файнштейна и в своем комментарии уточняет, что «те, кто выбрал этот флаг в качестве символа государства, были злодеями». Подчеркивая, что вынос флага, «тщетного и бесполезного предмета», из синагоги должен производиться в гармонии и мире, он рекомендует «искоренить все, что связано с флагом, чтобы он не служил напоминанием о действиях злодеев». ."
- ^ Шими Двар ХаШем . 22 августа 2014 г. с. 44.
- ^ Гэри Дж. Джейкобсон (10 января 2009 г.). Колесо закона: секуляризм Индии в сравнительном конституционном контексте . Издательство Принстонского университета. п. 4. ISBN 978-1-4008-2557-8 .
- ^ Меир Литвак (2006). «Харедим и западная культура: взгляд с обеих сторон океана» . Ближневосточные общества и Запад: примирение или столкновение цивилизаций? . Центр Моше Даяна. п. 287. ИСБН 978-965-224-073-6 .
Примечание 31: Эта демонстрация флагов резко контрастирует с негативным отношением израильских харедим к израильскому флагу, который, следовательно, никогда не вывешивается на домах или предприятиях израильских харедим.
- ^ Симеон Д. Баумель (2006). Священные ораторы: язык и культура харедим в Израиле . Книги Бергана. п. 40. ИСБН 978-1-84545-062-5 .
В отличие от других лидеров харедим того времени, он также обращался к правительственным источникам для достижения своих целей. Поэтому он тщательно следил за тем, чтобы каждый День независимости над ешивой поднимался израильский флаг, что стало символом того образа жизни, которого он достиг с израильским правительством.
- ^ Мэтью Вагнер (3 мая 2006 г.). «Хареди безразличны к флагу ешивы» . «Джерузалем Пост» . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Эрих Гуд; Нахман Бен-Иегуда (19 января 2010 г.). Моральная паника: социальная конструкция девиации . Джон Уайли и сыновья. п. 16. ISBN 978-1-4443-0793-1 .
Многие харедим или ультраортодоксальные евреи считают, что государство Израиль не следует считать легитимным до тех пор, пока мессия не проявит себя. Следовательно, некоторые антисионистские группировки харедим практикуют сжигание израильского флага в День независимости.
- ^ Марси Остер (13 мая 2019 г.). «Ресторан NJ заявляет, что из-за развевающегося израильского флага сертификат кошерности находится под угрозой» . Таймс Израиля . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «Гигантский израильский флаг побил мировой рекорд по величине в мире» . Гаарец . Ассошиэйтед Пресс . 25 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 6 января 2022 г. Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ «Принадлежат ли флаги церквям? Пасторы всего мира высказывают свое мнение» . Христианство сегодня . 2 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2021 года.
- ^ «Самый большой поднятый флаг» . Книги рекордов Гиннесса . 28 марта 2022 г.