Книга Исхода
![]() | |||||
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Книга Исход (от древнегреческого : Ἔξοδος , латинизированного : Éxodos ; библейского иврита : שְׁמוֹת Šəmōṯ , «Имена»; латыни : Liber Exodus ) — вторая книга Библии . Это повествование об Исходе , происхождении мифе о израильтян, оставивших рабство в библейском Египте благодаря силе своего божества по имени Яхве , который, согласно этой истории, избрал их своим народом. Затем израильтяне отправляются с легендарным пророком Моисеем на гору Синай , где Яхве дает 10 заповедей , и они вступают в завет с Яхве, который обещает сделать их « святым народом и царством священников» при условии их верности. Он дает им законы и инструкции по строительству Скинии , средства, с помощью которого Он придет с небес , будет жить с ними и вести их в священной войне за завоевание Ханаана (« Земли Обетованной »), которая ранее, согласно миф о Бытии , обещанный «семени» Авраама , легендарного патриарха израильтян.
Традиционно приписываемый самому Моисею, современные ученые рассматривают его первоначальную композицию как продукт вавилонского изгнания (6 век до н.э.), основанный на более ранних письменных источниках и устных традициях, с окончательными изменениями в персидский период после изгнания (5 век до н.э.). [1] [2] Американский библеист Кэрол Мейерс в своем комментарии к «Исходу» предполагает, что это, возможно, самая важная книга в Библии, поскольку она представляет определяющие черты идентичности Израиля – воспоминания о прошлом, отмеченном трудностями и бегством, обязательный завет с их народом. Бог , избирающий Израиль, а также установление жизни общины и руководящие принципы ее поддержания. [3] Современные учёные сходятся во мнении, что Пятикнижие не даёт точного описания происхождения израильтян, которые, судя по всему, сформировались как единое целое в центральном нагорье Ханаана в конце второго тысячелетия до н.э. крах бронзового века ) из коренной ханаанской культуры. [4] [5] [6]
Название [ править ]
Английское название Exodus происходит от древнегреческого : ἔξοδος , латинизированного : éxodos , букв. «выход», от ἐξ- , ex- , «вне» и ὁδός , hodós , «путь», «дорога». Название книги на иврите - שְׁמוֹת, шемот , «Имена», от начальных слов текста : «Это имена сынов Израилевых» ( ивр . וְאֵלֶּה שְׁמֹות בְּנֵי יִשְׂרָא ). ֵל). [7]
Историчность [ править ]

Большинство ведущих ученых не признают библейское повествование об Исходе историческим по ряду причин. Принято считать, что истории об Исходе были написаны спустя столетия после очевидного места действия этих историй. [6] Археологи Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман утверждают, что археология не нашла доказательств существования даже небольшой группы странствующих израильтян, живших на Синае: «Вывод – что Исход произошел не в то время и не так, как описано в Библии – кажется неопровержимым. [...] неоднократные раскопки и обследования по всей территории не дали ни малейших доказательств». [8] Вместо этого они утверждают, что современная археология предполагает преемственность между ханаанскими и израильскими поселениями, указывая на преимущественно ханаанское происхождение Израиля, при этом мало что предполагает, что группа иностранцев из Египта составляла ранний Израиль. [9] [10]
Однако большинство ученых считают, что эта история имеет некоторую историческую основу. [11] [12] хотя и расходятся во мнениях относительно того, каким могло быть это историческое ядро. [13] Кентон Спаркс называет это «хартийным мифом» и «мифологизированной историей». [14] Библеист Грэм И. Дэвис отмечает, что несколько литературных текстов из Древнего Египта документируют присутствие семитских народов, работавших на строительных проектах во времена 19-й династии Египта , что предполагает возможную историческую основу для рассказа о рабстве израильтян египтянам. [15] Однако среди ученых растет тенденция рассматривать библейские традиции исхода как изобретение изгнанной и пост-изгнанной еврейской общины, практически не имеющее исторической основы. [16]
Структура [ править ]
Среди ученых нет единого мнения относительно структуры Исхода. Вполне возможно, что это диптих (то есть разделенный на две части) с разделением между частями 1 и 2 при пересечении Красного моря или в начале теофании ( явления Бога) в главе 19. [17] Согласно этому плану, первая часть рассказывает о спасении Богом Своего народа из Египта и их путешествии под Его опекой на Синай (главы 1–19), а вторая – о завете между ними (главы 20–40). [18]
Резюме [ править ]
Текст Книги Исход начинается после событий в конце Книги Бытия, когда сыновья Иакова и их семьи присоединились к своему брату Иосифу в Египте , который Иосиф спас от голода. Прошло 400 лет, и новый фараон Египта , который не помнит Иосифа, боится, что порабощенные и теперь многочисленные израильтяне могут стать пятой колонной . Он ужесточает их труд и приказывает убивать всех новорожденных мальчиков. Женщина -левитка по имени Иохаведа спасает своего ребенка, отправляя его по течению Нила в ковчеге из тростника . Дочь фараона находит ребенка, называет его Моисеем и воспитывает как своего.

Позже взрослый Моисей выходит навестить своих родственников. Он становится свидетелем жестокого обращения с еврейским рабом со стороны египетского надзирателя. Возмущенный Моисей убивает его и бежит в Мадиам, чтобы избежать наказания. Там он женится на Ципоре , дочери Иофора , мадианитянского священника. Пася стадо Иофора, Моисей встречает Бога в горящем кусте . Моисей спрашивает Бога о его имени, на что Бог отвечает тремя словами, которые часто переводятся как « Я Есть то, что Я Есть ». Это объяснение в книге происхождения имени Яхве , как впоследствии стали называть Бога. Бог велит Моисею вернуться в Египет, освободить евреев от рабства и привести их в Ханаан , землю, обещанную семени Авраама в Бытии. На обратном пути в Египет Бог хочет убить Моисея. Сепфора обрезает их сына, и нападение прекращается. (См. Ципору в гостинице .)
Моисей воссоединяется со своим братом Аароном и, вернувшись в Египет, созывает израильских старейшин, готовя их идти в пустыню для поклонения Богу. Фараон отказывается освободить израильтян от работы во время праздника, и поэтому Бог проклинает египтян десятью ужасными казнями , такими как река крови , нашествие лягушек и густая тьма . Бог повелел Моисею поставить весенний месяц Авив во главе еврейского календаря . Израильтяне должны взять ягненка в 10-й день месяца, принести ягненка в жертву в 14-й день, намазать его кровью свои мезузоты — дверные косяки и перекладины и совершить пасхальную трапезу в ту же ночь, во время полнолуния. Той ночью наступит 10-я казнь , в результате которой погибнут все египетские первенцы, что побудит фараона изгнать израильтян. Сожалея о своем решении, фараон командует своей армией на колесницах преследовать израильтян, оказавшихся в ловушке у Красного моря . Бог разделяет море , позволяя израильтянам пройти, прежде чем потопить преследующие силы фараона.

Поскольку жизнь в пустыне оказывается трудной, израильтяне жалуются и жаждут Египта, но Бог чудесным образом дает им манну для еды и воду для питья. Израильтяне прибывают к горе Божией, где Моисея посещает тесть Моисея Иофор; по его предложению Моисей назначает судей над Израилем. Бог спрашивает, согласятся ли они быть Его народом. Они соглашаются. Народ собирается у подножия горы, и с громом и молнией, огнем и облаками дыма, звуком труб и трепетом горы, Бог является на вершине, и народ видит облако и слышит голос (или, возможно, звук) Бога. Бог велит Моисею подняться на гору. Бог произносит Десять Заповедей ( Этический Декалог ) на слуху всего Израиля. Моисей поднимается на гору в присутствие Бога , который провозглашает Заветный кодекс ритуального и гражданского права и обещает Ханаан им , если они послушаются. Моисей спускается с горы и записывает слова Бога, и люди соглашаются соблюдать их. Бог снова призывает Моисея на гору, где он остается сорок дней и сорок ночей, после чего возвращается, неся набор камней. таблетки .
Бог дает Моисею инструкции по строительству скинии , чтобы Бог мог постоянно обитать среди Своего избранного народа , а также инструкции относительно священнических облачений , жертвенника и его принадлежностей, процедур рукоположения священников и ежедневных жертвоприношений . Аарон становится первым потомственным первосвященником . Бог дает Моисею две каменные скрижали, содержащие слова десяти заповедей, написанные «перстом Божиим» . [19]

Пока Моисей находится с Богом, Аарон отливает золотого тельца , которому поклоняется народ. Бог сообщает Моисею об их отступничестве и угрожает убить их всех, но смягчается, когда Моисей умоляет за них. Моисей спускается с горы, в гневе разбивает каменные скрижали и приказывает левитам убить неверных израильтян. Бог повелевает Моисею построить две новые скрижали. Моисей снова поднимается на гору, где Бог диктует Моисею Десять заповедей, которые он должен написать на скрижалях.
Моисей спускается с горы с преображенным лицом ; с этого времени он должен скрывать свое лицо вуалью . Моисей собирает евреев и повторяет им заповеди, которые он получил от Бога, а именно соблюдать субботу и строить скинию. Израильтяне делают то, что им приказано. С этого времени Бог обитает в скинии и управляет путешествиями евреев.
Состав [ править ]
Авторство [ править ]

Еврейская и христианская традиция рассматривала Моисея как автора Исхода и всей Торы , но к концу XIX века растущее осознание неточностей, несоответствий, повторов и других особенностей Пятикнижия заставило ученых отказаться от этой идеи. [20] Если говорить о приблизительных круглых датах, то процесс создания Исхода и Пятикнижия, вероятно, начался около 600 г. до н. э., когда существующие устные и письменные традиции были объединены в книги, узнаваемые как те, которые мы знаем, и достигли своей окончательной формы как неизменяемые священные тексты около 400 г. до н. э. [21]
Источники [ править ]
![]() | Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( Август 2022 г. ) |
Хотя явные мифические элементы не так заметны в Исходе, как в Бытии , древние легенды могут иметь влияние на форму и содержание книги: например, история спасения младенца Моисея из Нила, как утверждается, основана на более ранней легенде о царь Саргон Аккадский , а история о разделении Красного моря может быть основана на месопотамской мифологии сотворения мира . Точно так же Кодекс Завета (свод законов в Исходе 20:22–23:33) имеет некоторое сходство как по содержанию, так и по структуре с Законами Хаммурапи . Эти потенциальные влияния подтверждают вывод о том, что Книга Исхода возникла в изгнанной еврейской общине Вавилона VI века до нашей эры , но не все потенциальные источники являются месопотамскими: история бегства Моисея в Мадиам после убийства египетского надзирателя может опирайтесь на египетскую историю Синухе . [22]
свидетели Текстовые
Темы [ править ]

Спасение [ править ]
Библеисты описывают богословски мотивированное историческое написание Библии как « историю спасения », то есть историю спасительных действий Бога, которые придают Израилю идентичность – обещание потомства и земли предкам, Исход из Египта (в котором Бог спасает Израиль от рабство), странствие по пустыне, откровение на Синае и надежда на будущую жизнь в земле обетованной . [23]
Теофания [ править ]
Теофания . – явление (явление) бога – в Библии явление Бога Израилева, сопровождающееся бурями – земля дрожит, горы дрожат, с небес льется дождь, раскаты грома и сверкания молний [24] Богоявление в Исходе начинается «на третий день» с момента их прибытия на Синай в главе 19: Яхве и народ встречаются на горе, Бог появляется во время бури и беседует с Моисеем, давая ему Десять заповедей, пока люди слушают. Таким образом, теофания — это публичное переживание божественного закона. [25]
Вторая половина Исхода отмечает момент и описывает процесс, посредством которого Божья теофания становится постоянным присутствием Израиля через Скинию . То, что большая часть книги (главы 25–31, 35–40) описывает планы Скинии, демонстрирует важность, которую она сыграла в восприятии иудаизма Второго Храма во время редактирования текста священническими авторами: Скиния – это место, где Бог физически присутствует, где через священство Израиль мог находиться в прямом, буквальном общении с Ним. [26]
Завет [ править ]

Сердцем Исхода является Синайский завет . [27] Завет – это юридический документ, обязывающий две стороны взять на себя определенные обязательства друг перед другом. [28] В Библии есть несколько заветов, и в каждом случае они содержат по крайней мере некоторые элементы реальных договоров Древнего Ближнего Востока: преамбулу, исторический пролог, условия, показания и чтение, список свидетелей, благословения и проклятия. и ратификация посредством жертвоприношения животных. [29] Библейские заветы, в отличие от восточных заветов в целом, заключаются между богом Яхве и народом Израилем, а не между сильным правителем и более слабым вассалом. [30]
Выборы Израиля [ править ]
Бог избирает Израиль для спасения, потому что «сыны Израиля» — это «первенцы» Бога Израиля, произошедшие через Сима и Авраама к избранной линии Иакова , имя которого изменено на Израиль. Целью божественного плана в Исходе является возвращение к человеческому состоянию в Эдеме , чтобы Бог мог обитать с израильтянами, как он жил с Адамом и Евой, через Ковчег и Скинию, которые вместе образуют модель вселенной; в более поздних авраамических религиях Израиль становится хранителем Божьего плана для человечества, чтобы принести «Божье благословение творения человечеству», начатое в Адаме. [31]
Книге Исход Торы иудаизма в Еженедельные главы

Список разделов Торы в Книге Исход: [32]
- Шмот , к Исходу 1–5: Скорбь в Египте, обнаружение младенца Моисея, фараона.
- Ваэйра , об Исходе 6–9: Казни с 1 по 7 в Египте.
- Бо , к Исходу 10–13: Последние казни Египта, первая Пасха.
- Бешалах , Исход 13–17: Разделение моря, вода, манна, Амалик.
- Итро , к Исходу 18–20: совет Иофора, Десять заповедей.
- Мишпатим , к Исходу 21–24: Кодекс Завета
- Терума , к Исходу 25–27: Божьи указания относительно скинии и ее убранства.
- Тецаве , к Исходу 27–30: Божьи наставления первым священникам
- Ки Тисса , Исход 30–34: Перепись, масло помазания, золотой телец, каменные скрижали, сияющий Моисей.
- Ваяхель , Исход 35–38: Израильтяне собирают дары, строят скинию и утварь.
- Пекудей , к Исходу 38–40: Устройство и наполнение скинии.
См. также [ править ]
- Экранизации книги Исход
- История евреев в Древнем Египте
- Кетеф Хинном
- Песня моря
- Список людей из Книги Исхода
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Джонстон 2003 , с. 72.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2002 , с. 68.
- ^ Мейерс, с. хв.
- ^ Граббе 2017 , с. 36.
- ^ Мейерс 2005 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мур и Келле, 2011 , с. 81.
- ^ Доузман 2009 , с. 1.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2002 , с. 63.
- ^ Бармаш 2015 , с. 4.
- ^ Шоу 2002 , с. 313.
- ^ Фауст 2015 , с. 476.
- ^ Редмаунт 2001 , с. 87.
- ^ Герати 2015 , с. 55.
- ^ Спаркс 2010 , с. 73.
- ^ Дэвис 2020 , с. 152.
- ^ Рассел 2009 , с. 11.
- ^ Мейерс, с. 17.
- ^ Стюарт, с. 19.
- ^ Исход 31:18 ; Второзаконие 9:10
- ^ Мейерс 2005 , с. 16.
- ^ Макинтайр 2008 , с. 8.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , стр. 74.
- ^ Доузман, с. 9.
- ^ Доузман, с. 4.
- ^ Доузман, с. 427.
- ^ Демпстер, с. 107.
- ^ Уэнам, с. 29.
- ^ Мейерс, с. 148.
- ^ Мейерс, стр. 149–150.
- ^ Мейерс, с. 150.
- ^ Демпстер, с. 100.
- ^ Еженедельные главы Торы . Алефбета
Общая библиография [ править ]
- Бармаш, Памела (2015). «Из тумана истории: восхваление Исхода в Библии» . В Бармаше, Памела; Нельсон, В. Дэвид (ред.). Исход в еврейском опыте: отголоски и отражения . Лексингтонские книги. стр. 1–22. ISBN 9781498502931 .
- Чайлдс, Бревард С. (1979). Книга Исход . Эрдманс. ISBN 9780664229689 .
- Коллинз, Джон Дж. (2005). Библия после Вавилона: историческая критика в эпоху постмодерна . Эрдманс. ISBN 9780802828927 .
- Дэвис, Грэм (2004). «Был ли исход?» . В Дэй, Джон (ред.). В поисках Израиля до изгнания: материалы Оксфордского семинара по Ветхому Завету . Континуум. стр. 23–40. ISBN 9780567082060 .
- Дэвис, Грэм И. (2020). Исход 1–18: Критический и экзегетический комментарий: Том 1: Главы 1–10 . Международный критический комментарий . Издательство Блумсбери . ISBN 978-0-567-68869-9 .
- Дэвис, Грэм И. (2020b). Исход 1–18: Критический и экзегетический комментарий: Том 2: Главы 11–18 . Международный критический комментарий . Издательство Блумсбери . ISBN 978-0-567-68872-9 .
- Демпстер, Стивен Дж . (2006). Доминион и Династия . Межвузовская пресса. ISBN 9780830826155 .
- Доузман, Томас Б. (2009). Комментарий к Исходу . Эрдманс. ISBN 9780802826176 .
- Доузман, Томас Б. (2000). «Исход, Книга» . У Дэвида Ноэля, Фридмана; Аллен С., Майерс (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Доузман, Томас Б. (2010). Методы исхода . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139487382 .
- Фауст, Авраам (2015). «Появление Израиля железного века: о происхождении и привычках» . У Томаса Э. Леви; Томас Шнайдер; Уильям Х.К. Пропп (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. ISBN 978-3-319-04768-3 .
- Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2002). Раскопанная Библия . Саймон и Шустер. ISBN 9780743223386 .
- Фретхайм, Теренс Э. (1991). Исход . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664237349 .
- Герати, Лоуренс Т. (2015). «Даты и теории Исхода» . У Томаса Э. Леви; Томас Шнайдер; Уильям Х.К. Пропп (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. стр. 55–64. ISBN 978-3-319-04768-3 .
- Граббе, Лестер (2017). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . Блумсбери. ISBN 978-0-567-67043-4 .
- Хьюстон, Уолтер Дж (1998). «Исход» . В Джоне Бартоне (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198755005 .
- Джонстон, Уильям Д. (2003). «Исход» . В Джеймсе Д.Г. Данне, Джоне Уильяме Роджерсоне (ред.). Библейский комментарий Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Куглер, Роберт; Хартин, Патрик (2009). Введение в Библию . Эрдманс. ISBN 9780802846365 .
- Леви, Томас Э., Томас Шнайдер, Уильям Х.К. Пропп. (2015). «Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки» . Международное издательство Спрингер.
- Макинтайр, Марк (2008). Борьба с Богом: Введение в Пятикнижие . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780881461015 .
- Мейерс, Кэрол (2005). Исход . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521002912 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля . Эрдманс. ISBN 9780802862600 .
- Нунан, Бенджамин Дж. (2016). «Египетские заимствования как свидетельство подлинности традиций исхода и дикой природы» . В Хоффмайере, Джеймс К.; Миллард, Алан Р.; Рендсбург, Гэри А. (ред.). «Разве я не вывел Израиль из Египта?»: Библейские, археологические и египтологические взгляды на повествования об исходе . Пенн Стейт Пресс. стр. 49–67. ISBN 978-1-57506-430-7 .
- Плаут, Гюнтер . Тора: современный комментарий (1981), ISBN 0-8074-0055-6
- Редмаунт, Кэрол А. (2001) [1998]. «Горькая жизнь: Израиль в Египте и за его пределами» . В Кугане, Майкл Д. (ред.). Оксфордская история библейского мира . ОУП. стр. 58–89. ISBN 9780199881482 .
- Рассел, Стивен С. (2009). Образы Египта в ранней библейской литературе . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110221718 .
- Шоу, Ян (2002). «Израиль, израильтяне» . В Шоу, Ян; Джеймсон, Роберт (ред.). Словарь археологии . Уайли Блэквелл. ISBN 9780631235835 .
- Спаркс, Кентон Л. (2010). «Жанровая критика» . В Доузмане, Томас Б. (ред.). Методы исхода . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139487382 .
- Стюарт, Дуглас К. (2006). Исход . Издательская группа B&H. ISBN 9780805401028 .
- Уэнам, Гордон (1979). Книга Левит . Эрдманс. ISBN 9780802825223 .
Внешние ссылки [ править ]



- Исход на BibleGateway.com
- Исход из Мехон-Мамре (перевод Еврейского издательского общества)
- Исход (Живая Тора). Архивировано 10 июня 2011 г. в Wayback Machine — Арье Каплана на Ort.org. перевод и комментарии раввина
- Перевод «Шмот-Исход» (Judaica Press) (с Раши ) на Chabad.org комментарием
- Шмот (оригинальный иврит — английский на Mechon-Mamre.org)
«Исход», являющаяся Аудиокнига общественным достоянием, на LibriVox — различные версии