Пешитта
Пешитта | |
---|---|
Полное имя | ܡܦܩܬܐ ܦܫܝܛܬܐ mappaqtâ pšîṭtâ |
Другие имена | Пешитта, Пешитта, Пшитта, Пшитта, Пшитто, Фшитто |
OT published | 2 век |
NT опубликовано | 3-5 века [1] |
Тип перевода | Сирийский язык |
Религиозная принадлежность | Сирийское христианство |
Часть серии о |
Восточное православие |
---|
Восточные православные церкви |
Христианский портал |
Часть серии о |
Библия |
---|
Краткое изложение тем, связанных с Библией Библейский портал |
Пешитта традиции ( Классический сирийский ) — : ����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������) сирийской стандартная версия Библии для церквей , включая Маронитскую церковь , [2] Халдейская католическая церковь , [3] Сирийская католическая церковь , [4] Сирийская православная церковь , Маланкарская православная сирийская церковь , Малабарская независимая сирийская церковь (Церковь Тожиёр), Сиро-Маланкарская католическая церковь , Ассирийская церковь Востока и Сиро-Малабарская церковь .
В рамках библейской науки, хотя и не всеобщий консенсус, состоит в том, что Ветхий Завет Пешитты был переведен на сирийский язык с библейского иврита , вероятно, во 2 веке нашей эры, а Новый Завет Пешитты был переведен с греческого койне , вероятно, в начало V века. [5] [6] Этот Новый Завет, изначально исключавший некоторые спорные книги ( 2 Петра , 2 Иоанна , 3 Иоанна , Иуды , Откровение ), стал стандартом к началу V века. Пять исключенных книг были добавлены в Харклинскую версию (616 г. н. э.) Томаса Харкельского . [7] [8] [9] Новый Завет Пешитты часто отражает византийский тип текста , хотя и с некоторыми вариациями. [10] [11]
Этимология
[ редактировать ]Пешитта происходит от сирийского Mappaqtâ pšîṭtâ (������������������������������������������������������������”, что буквально означает «простая версия»). также можно перевести Однако пшытта как «общий» (то есть для всех людей) или «прямой», а также обычный перевод как «простой». Сирийский язык — диалект или группа диалектов восточно- арамейского языка , происходящих вокруг Эдессы . Оно написано сирийским алфавитом и транслитерируется в латинский алфавит несколькими способами, образуя различные варианты написания имени: Пешитта , Пешитта , Пшитта , Пшитта , Пшитто , Фшитто . Все это приемлемо, но Пешитта — наиболее распространенное написание в английском языке.
Краткая история
[ редактировать ]Пешитта имела, начиная с V века, широкое распространение в Азии, была принята и почитаема всем разнообразием сект сирийского христианства. Он имел большое миссионерское влияние: армянский и грузинский варианты, а также арабский и персидский во многом обязаны сирийскому. Несторианская табличка из Чанъаня показывает наличие сирийских писаний в Китае в VIII веке.
Пешитта была впервые привезена в Европу Моисеем Мардинским , известным сирийским священнослужителем, который безуспешно искал покровителя для ее печати в Риме и Венеции. Однако ему удалось найти такого покровителя в лице императорского канцлера Священной Римской империи в Вене в 1555 году — Альберта Видманштадта. Он взял на себя печать Нового Завета, а император взял на себя расходы на изготовление специальных шрифтов, которые нужно было отлить для его издания на сирийском языке. Иммануил Тремеллиус , обращенный еврей, чьи знания были так ценны для английских реформаторов и богословов, воспользовался этим и в 1569 году издал Новый Завет на сирийском языке, написанный еврейским шрифтом. В 1645 году было опубликовано издание «edio Princeps Ветхого Завета» Габриэлем Сионитой для парижского «Полиглота» , а в 1657 году вся Пешитта была включена в «Лондонский полиглот» Уолтона . Издание Пешитты принадлежало Джону Леусдену и Карлу Шаафу, и оно до сих пор цитируется под символом «Сиршааф» или «СирШ».
Новый Завет
[ редактировать ]При детальном изучении Евангелия от Матфея 1–14 Гвильям обнаружил, что Пешитта согласуется с Textus Receptus только 108 раз и с Ватиканским кодексом 65 раз. Между тем в 137 случаях он отличается от обоих, обычно опираясь на древнесирийский и старолатинский язык, а в 31 случае стоит особняком. [12]
Заявление Евсевия о том, что Гегезипп «привел некоторые цитаты из Евангелия от евреев и из сирийского Евангелия», означает, что мы должны иметь ссылку на сирийский Новый Завет уже в 160–180 гг. н. э., во времена этого еврейско-христианского писателя. . Перевод Нового Завета вызвал восхищение сирийских ученых, которые сочли его «тщательным, верным и буквальным», а его иногда называют «Царицей версий». [13]
Критическое издание Нового Завета
[ редактировать ]Стандартное Объединенного библейского общества издание Нового Завета Пешитты 1905 года было основано на изданиях, подготовленных сирийцами Филипом Э. Пьюзи (ум. 1880), Джорджем Гвиллиамом (ум. 1914) и Джоном Гвином . [14] Эти издания включали критическое издание Евангелий Гвиллиама и Пьюзи 1901 года, критическое издание Деяний Гвиллиама и Гвиллиама и Пинкертона Пинкертона, критическое издание Посланий Павла и критическое издание Общих посланий Джона Гвинна, а затем и Откровение. Этот критический текст Пешитты основан на сопоставлении более семидесяти Пешитты и нескольких других рукописей на арамейском языке. Все 27 книг общего западного канона Нового Завета включены в издание Пешитта Британского и зарубежного библейского общества 1905 года, как и перикопа о прелюбодеянии (Иоанна 7:53–8:11). Сирийская Библия 1979 года Объединенного библейского общества использует тот же текст в Новом Завете. воспроизводит Онлайн-Библия сирийскую Пешитту NT 1905 года еврейскими буквами.
Переводы
[ редактировать ]- Английский
- Джон Уэсли Этеридж - Буквальный перевод четырех Евангелий с песчито, или древнесирийского языка, и Апостольских деяний и посланий с песчито, или древнесирийского языка: к которым добавлены остальные послания и Книга Откровения, после более позднего сирийского языка. Текст (1849 г.).
- Джеймс Мердок – Новый Завет, или Книга Святого Евангелия Господа нашего и Бога, Иисуса Мессии (1851 г.).
- Джордж М. Ламса - Святая Библия из древнего восточного текста (1933) - Содержит как Ветхий, так и Новый Заветы согласно тексту Пешитты. Этот перевод более известен как Библия Ламсы . Он также написал несколько других книг о первенстве Пешитты и арамейского языка, таких как « Свет Евангелия» , «Происхождение Нового Завета» и «Идиомы Библии» , а также комментарий к Новому Завету. С этой целью несколько известных евангелических протестантских проповедников использовали или одобряли Библию Ламса, например, Орал Робертс , Билли Грэм и Уильям М. Бранхам .
- Джанет Магьера - Перевод Нового Завета на арамейский Пешитта , Перевод Нового Завета на арамейский Пешитта - мессианская версия и Вертикальный подстрочный текст Нового Завета на арамейский язык (в трех томах) (2006). Магьера связан с Джорджем Ламсой.
- The Way International – Арамейско-английский подстрочный текст Нового Завета
- Уильям Нортон - Перевод на ежедневном английском языке пешито-сирийского текста и полученного греческого текста Послания к Евреям, Иакова, 1 Петра и 1 Иоанна: с введением к пешито-сирийскому тексту и полученному Греческий текст 1881 года и ежедневный перевод на английский язык: семнадцати букв, составляющих часть пешито-сирийских книг . Уильям Нортон был примасистом Пешитты, как показано во введении к его переводу Послания к Евреям, Иакова, I Петра и I Иоанна.
- Gorgias Press – Антиохийская Библия , текст Пешитты и перевод Ветхого Завета, Нового Завета и апокрифов. 35 томов.
- малаялам
- Андумалил Мани Катанар – Вишудха Грантам . Перевод Нового Завета на малаялам.
- Мэтью Уппани CM I – Библия Пешитты . Перевод (включая Ветхий и Новый Заветы) на малаялам (1997 г.).
- Архиепископ Куриен Каниампарамбил – Вишудхаграндхам . Перевод (включая Ветхий и Новый Заветы) на малаялам.
Рукописи
[ редактировать ]Хотя вещественные доказательства еще не найдены, маронитский востоковед XVIII века Джузеппе Ассемани [15] заявил в своей Bibliotheca Orientalis, что сирийское Евангелие, датированное 78 г. н.э., было найдено в Месопотамии. [16] [17] [18]
Следующие рукописи находятся в Британских архивах:
- Британская библиотека, доп. 14470 - полный текст 22 книг Нового Завета V/VI веков.
- Евангелия Рабулы - иллюминированное сирийское Евангелие VI века. [19]
- Кодекс Хабориса - полный Новый Завет Пешитты X века. [20]
- Кодекс Филлипса 1388 г. - сирийская рукопись на пергаменте, содержащая текст четырех Евангелий, палеографически датированный V-VI веками. [21]
- Британская библиотека, доп. 12140 - рукопись VI века на пергаменте, содержащая текст четырех Евангелий. [22]
- Британская библиотека, доп. 14479 г. - рукопись 534 г. н. э., содержащая 14 посланий Павла с некоторыми пробелами , датированная колофоном . [23]
- Британская библиотека, доп. 14455 - сильно поврежденная рукопись VI века, содержащая части четырех Евангелий. [24]
- Британская библиотека, доп. 14466 - рукопись X/XI веков, содержащая фрагменты Евангелий от Марка и Луки.
- Британская библиотека, доп. 14467 - рукопись X века, содержащая фрагменты Матфея и Иоанна на сирийском и арабском языках.
- Британская библиотека, доп. 14669 – рукопись VI века, содержащая фрагменты Луки и Марка. [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Пешитта | Определение, история и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Ассемани, Маронитский свет с Востока для церкви и мира
- ^ Введение в библиологию: что должен знать каждый христианин о происхождении, составе, вдохновении, интерпретации, каноничности и передаче Библии
- ^ Studia Humana Том 2:3 (2013), стр. 53—55
- ^ Себастьян П. Брок Библия в сирийской традиции Экуменического исследовательского института Св. Ефрема, 1988. Цитата, страница 13: «Ветхий Завет Пешитты был переведен непосредственно с оригинального еврейского текста, а Новый Завет Пешитты непосредственно с греческого оригинала»
- ^ Мецгер, Брюс М. (1977). Ранние версии Нового Завета: их происхождение, передача и ограничения . Издательство Оксфордского университета. п. 57–58.
Гипотеза о том, что версия Нового Завета в Пешитте была создана Раббулой, епископом Эдессы, или для него, вероятно, в первые годы его епископата, который длился с 411 по 435 год нашей эры (...) Гипотеза об авторстве Раббулы Новый Завет Пешитты вскоре был принят почти всеми учеными, которых убедила, возможно, больше уверенность, с которой Беркитт пропагандировал его, чем какие-либо доказательства, кроме косвенных.
- ^ Бромили, Джеффри В. (1995). Международная стандартная библейская энциклопедия: QZ . Вм. Б. Эрдманс. п. 976. ИСБН 0-8028-3784-0 .
Пешитные издания Пешитты часто содержат эти книги, чтобы заполнить пробелы. Версия Д. Харклина. Версия Харклина связана с трудами Томаса Харкеля. Когда тысячи людей бежали от вторгшихся армий Хосрова,...
- ^ Кираз, Джордж Антон (2002) [1996]. Сравнительное издание сирийских евангелий: согласование древнесирийских версий Sinaiticus, Curetonianus, Peshitta и Harklean (2-е изд.). Пискатауэй, Нью-Джерси : Gorgias Press .
- ^ Кираз, Джордж Антон (2004) [1996]. Сравнительное издание сирийских евангелий: согласование древнесирийских версий Sinaiticus, Curetonianus, Peshitta и Harklean (3-е изд.). Пискатауэй, Нью-Джерси : Gorgias Press .
- ^ Мецгер, Брюс Мэннинг (1977). Ранние версии Нового Завета: их происхождение, передача и ограничения . Нью-Йорк; Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 61. ИСБН 0-19-826170-5 .
- ^ Пикеринг, Уилбур Н. (16 апреля 2012 г.). Идентичность текста Нового Завета III . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-62032-097-6 .
- ^ Брюс М. Мецгер , Ранние версии Нового Завета: их происхождение, передача и ограничения (Oxford University Press, 1977), стр. 50.
- ^ «Сирийские версии Библии Томаса Никола» . www.bible-researcher.com . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Corpus scriptorum Christianorum Orientalium: Subsidia Catholic University of America, 1987 "37 и далее. Проект был основан Филипом Э. Пьюзи, который начал работу по сопоставлению в 1872 году. Однако он не смог довести ее до завершения, так как умер в 1880 году. Гвиллиам ,
- ^ «Боннский университет и государственная библиотека / De Scriptoribus Syris Monophytisitis» . digital-collections.ulb.uni-bonn.de . Проверено 12 ноября 2019 г.
- ^ Михаэлис, Иоганн Давид (1793). Введение в Новый Завет, тр., дополненное примечаниями (и диссертацией о происхождении и составе трех первых евангелий) Х. Марша. 4 тома. [через 6 пт.] .
- ^ Нортон, Уильям (1889). Перевод на ежедневном английском языке пешито-сирийского текста и полученного греческого текста Послания к Евреям, Иакова, 1 Петра и 1 Иоанна: с введением к пешито-сирийскому тексту и исправленному греческому тексту 1881 год . В. К. Блум.
Эта священная книга была закончена в среду, 18-го числа месяца Конун, в 389 году.
- ^ Тейлор, Роберт; Смит, Джон Пай (1828). Синтагма свидетельств христианской религии. Будучи защитой Манифеста Христианского общества доказательств против нападок Христианского общества обучения через их заместителя JPS [в ответе на печатную статью под названием Манифест и т. д.]. Представитель п. 32 .
Эта священная книга была закончена в среду, 18-го числа месяца Конун, в 389 году.
- ^ Пирс, Гленн, Обзор Бернабо
- ^ Кроуфорд, Геррит (15 июня 2012 г.). «Доктор философии» . Почему еще раз . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Мецгер, Брюс М. (1977). Ранние версии Нового Завета: их происхождение, передача и ограничения . Издательство Оксфордского университета. п. 50.
- ^ Райт (2002), Уильям (1870). Каталог сирийских рукописей в Британском музее . п. 49.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Мецгер, Брюс М. (1977). Ранние версии Нового Завета: их происхождение, передача и ограничения . Издательство Оксфордского университета. п. 51.
- ^ Райт (2002), Уильям (1870). Каталог сирийских рукописей в Британском музее . п. 45.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Райт (2002), Уильям (1870). Каталог сирийских рукописей в Британском музее . п. 67.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Брок, Себастьян П. (2006) Библия в сирийской традиции: английская версия Gorgias Press LLC, ISBN 1-59333-300-5
- Дирксен, ПБ (1993). Пешитта Ветхого Завета , Брешия, ISBN 88-394-0494-5
- Флешер, PVM (ред.) (1998). Исследования Таргума Том второй: Таргум и Пешитта . . Атланта.
- Ламса, Джордж М. (1933). Святая Библия из древневосточных рукописей . ISBN 0-06-064923-2 .
- Пинкертон, Дж. и Р. Килгур (1920). Новый Завет на сирийском языке . Лондон: Британское и зарубежное библейское общество, Oxford University Press.
- Пьюзи, Филип Э. и Г. Г. Гвиллиам (1901). Священное Четвероевангелие по простой сирийской версии . Издательство Оксфордского университета.
- Вейцман, член парламента (1999). Сирийская версия Ветхого Завета: Введение . ISBN 0-521-63288-9 .
- Атрибуция
- источника В эту статью включен текст из общедоступного : Никол, Томас. «Сирийские версии» в Международной стандартной библейской энциклопедии (1915 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пешитта Новый Завет (Библейские исследования Духраны)
- Сирийская Пешитта Новый Завет на archive.org
- Подстрочный арамейский/английский Новый Завет, а также трехлинейный Ветхий Завет (иврит/арамейский/английский)
- Полная Пешитта на GitHub (Центр Библии и компьютеров Ип Талстра)
- Полная Пешитта и многие другие ресурсы по сирийскому языку и литературе (Отдел сирийских исследований)
- Пешитта Онлайн (Брилл)
- Загружаемый открытый текст английских переводов (Scripture.sf.net)