Каноническая критика
Каноническая критика , иногда называемая канонической критикой или каноническим подходом , — это способ интерпретации Библии , который фокусируется на тексте самого библейского канона как на готовом продукте.
Бревард Чайлдс (1923–2007) популяризировал этот подход, хотя лично отверг этот термин. [1] [2] В то время как другие виды библейской критики сосредотачиваются на происхождении, структуре и истории текстов, каноническая критика рассматривает значение, которое весь текст в его окончательной форме имеет для сообщества, которое его использует.
Описание
[ редактировать ]Каноническая критика предполагает «обращение внимания на нынешнюю форму текста при определении его значения для верующего сообщества». [3] По мнению оппонента Джеймса Барра , это предполагает концентрацию авторитета «в каноническом тексте, а не в людях или событиях, из которых этот текст произошел». [4]
Чайлдс говорит, что канон «не только служит для установления внешних границ авторитетного Писания», но и «формирует призму, через которую преломляется свет различных аспектов христианской жизни». [5] Он также отмечает, что «торговцы традиции стремились скрыть свои следы, чтобы сосредоточить внимание на самом каноническом тексте, а не на процессе». [2] Однако Чайлдс отказывается говорить о канонической критике , как если бы она находилась на одном уровне с критикой формы или редакционной критикой . По мнению Чайлдса, это представляет собой совершенно новый подход, заменяющий весь историко-критический метод . [1]
Джон Х. Сэйлхамер рассматривает «канонический подход» как включающий «каноническую критику» Чайлдса, а также критику композиции, критику редакции и лингвистику текста . [6]
Происхождение
[ редактировать ]Часть серии о |
Библия |
---|
Краткое изложение тем, связанных с Библией Библейский портал |
Каноническая критика — относительно новый подход к библейским исследованиям. Совсем недавно, в 1983 году, Джеймс Барр мог заявить, что канон не имеет герменевтического значения для библейской интерпретации. [7] Чайлдс изложил свой канонический подход в книге «Библейское богословие в кризисе » (1970) и применил его во «Введении к Ветхому Завету как Священному Писанию» (1979).
Фраза «каноническая критика» впервые была использована Джеймсом А. Сандерсом в 1972 году. [8] Чайлдс отвергает этот термин, потому что
Это означает, что озабоченность каноном рассматривается как еще один историко-критический метод, который может занять свое место наряду с критикой источников, критикой формы, риторической критикой и т.п. Я не вижу подхода к канону в этом свете. Скорее, вопрос, поставленный на карту в каноне, заключается в установлении позиции, с которой Библию следует читать как Священное Писание. [2]
Каноническая критика возникла как реакция на другие формы библейской критики . Джон Бартон утверждает, что основной тезис Чайлда состоит в том, что историко-критические методы «неудовлетворительны с богословской точки зрения». [9]
По мнению Бартона, подход Чайлдса является «поистине новым», поскольку он представляет собой «попытку устранить разрыв между библейской критикой и богословием» и в том смысле, что он принадлежит больше к сфере литературной критики, чем к сфере «исторических» исследований. текстов. [10]
Сандерс утверждает, что каноническая критика — это «самокритическая позиция» библейской критики:
Это не только логическое развитие более ранних стадий развития критики, но оно также отражает все дисциплины библейской критики и до некоторой степени информирует их». [11]
Он также предполагает, что это вернет Библию «на место, где ей место, в сегодняшние верующие сообщества»:
Каноническую критику можно рассматривать в метафоре как бидла ( беделос ), который теперь процессией несет критически изученную Библию обратно на церковную кафедру из кабинета ученого. [12]
Бартон отметил параллели между канонической критикой и новой критикой Т.С. Элиота и других. Обе школы утверждают, что «литературный текст — это артефакт», что « интенционализм — это заблуждение» и что «значение текста зависит от его места в литературном каноне». [13]
Критика
[ редактировать ]Канонический подход подвергался критике со стороны ученых как с либеральной, так и с евангелической точки зрения.
Как чрезмерно консервативный
[ редактировать ]Дейл Брюггеманн отмечает, что Барр обвиняет Чайлдса в «пособничестве и подстрекательстве» фундаменталистам . [14] Хотя подход Чайлдса является «посткритическим», а не докритическим, [15] Барр утверждает, что видение посткритической эпохи «является консервативной мечтой». [4]
Как неадекватно консервативный
[ редактировать ]Консервативные ученые, с другой стороны, возражают против того, как каноническая критика обходит «спорные вопросы, касающиеся исторического подтверждения откровения». [3] Освальт предполагает, что канонические критики беспечно «разделяют факт и значение», когда предполагают, что мы призваны подчиниться вдохновенной истине текста, несмотря на неспособность сообщества признать, откуда они на самом деле ее получили. [3]
Неспособность достичь собственных целей
[ редактировать ]Бартон пишет, что
Что бы еще ни делал Чайлдс, он не возвращает нас «обратно к канону», поскольку никто никогда раньше не знал о каноне таким образом. Только после того, как мы увидим, насколько разнообразен и непоследователен на самом деле Ветхий Завет, мы можем начать задаваться вопросом, можно ли его, тем не менее, читать как образующее единство. [16]
Бартон также предполагает, что существует противоречие между «текстом как таковым» и «текстом как частью канона». [17] То есть канонический подход подчеркивает как текст в его окончательной форме, какой он есть, так и идею о том, что «слова, составляющие текст, черпают свое значение из контекста и обстановки, в которой они предназначены для чтения». [18] Бартон утверждает, что «канонический подход фактически подрывает заботу о законченном тексте как о самоцели и снова приближает нас к традиционной исторической критике». [17]
Приложения
[ редактировать ]Чайлдс применяет свой канонический подход к пророческой литературе и утверждает, что у Амоса «исходное пророческое послание было расширено за счет помещения в более широкий богословский контекст». [2] в то время как в Науме и Аввакуме оракулам отводится новая роль посредством введения гимнического материала, и они «теперь функционируют как драматическая иллюстрация эсхатологического торжества Бога». [2]
Джон Исаак применяет канонический подход к 1 Коринфянам 14 и проблеме молчания женщин в церкви . Исаак утверждает, что
В каноническом подходе богословские интересы имеют приоритет над историческими интересами. Не делается никаких попыток реконструировать исторический портрет Павла, чтобы доказать какую-то точку зрения или опровергнуть другую. Никакой психологии, основанной на том, что Павел мог или не мог сказать, не существует. [19]
Джеральд Х. Уилсон применил канонический подход в своих исследованиях Псалтири и пришел к выводу, что книга имела целенаправленное единство и «была отредактирована , чтобы представлять развивающуюся последовательность идеалов». [20] Йи Фон Ко предполагает, что Вильсон был «первым, кто применил каноническую критику к изучению Псалтири самым ясным и всеобъемлющим образом». [20]
Канонический подход также был применен к таким отрывкам, как Псалом 137. [21] и Иезекииль 20. [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чайлдс, Бревард Спрингс (1979). Введение в Ветхий Завет как Священное Писание (переиздание). Крепость Пресс. п. 82 -83. ISBN 9780800605322 . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Чайлдс, Бревард С. (1 января 1978 г.). «Каноническая форма пророческой литературы». Интерпретация: Журнал Библии и теологии . 32 (1): 46–55. дои : 10.1177/002096437803200104 . S2CID 170292286 .
- ^ Jump up to: а б с Освальт, Джон Н. (1987). «Каноническая критика: обзор с консервативной точки зрения» (PDF) . Журнал Евангелического богословского общества . 30 (3): 317–325.
- ^ Jump up to: а б Барр, Джеймс (1 мая 1980 г.). «Введение для детей в Ветхий Завет как Священное Писание». Журнал для изучения Ветхого Завета . 5 (16): 12–23. дои : 10.1177/030908928000501602 . S2CID 170336118 .
- ^ Бревард С. Чайлдс, Библейское богословие Ветхого и Нового Заветов (Аугсбургская крепость, 1993), с. 672.
- ^ Сэйлхамер, Джон Х. (1995). «Критика или канон» . Введение в богословие Ветхого Завета: канонический подход . Зондерван. стр. 86–114. ISBN 978-0-310-23202-5 .
- ^ Джеймс Барр , Священное Писание: Канон, Авторитет, Критика (Вестминстер Джон Нокс, 1983), 67.
- ^ Джеймс А. Сандерс , Тора и Канон (Fortress Press, 1972) [ нужна страница ]
- ^ Бартон 1984 , с. 79.
- ^ Бартон 1984 , с. 90.
- ^ Сандерс 1984 , с. 19.
- ^ Сандерс 1984 , с. 20.
- ^ Бартон 1984 , с. 144.
- ^ Брюггеманн, Дейл А. (1989). «Каноническая критика Бреварда Чайлдса: пример посткритической наивности» (PDF) . ДЖЕТЫ . 32 : 311–326. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2022 года.
- ^ Бартон 1984 , с. 84.
- ^ Бартон 1984 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Бартон 1984 , с. 171.
- ^ Бартон 1984 , с. 172.
- ^ Исаак, Джон М. (1995). «Направление: Слушание Слова Божьего в тишине: канонический подход к 1 Коринфянам 14:34-35» . Направление . 24 (2): 55–64.
- ^ Jump up to: а б Ко, Йи Фон (2010). «Теории Г. Х. Вильсона об организации Масоретской Псалтыри» . Бытие, Исаия и Псалмы: праздничный стих в честь профессора Джона Эмертона к его восьмидесятилетию . Брилл . п. 177. ИСБН 978-9004182318 . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ Лайонс, Уильям Джон (2005). «Человек чести, человек силы, человек воли?: канонический подход к Псалму 137». Дидаскалия . 16 (2): 41–68.
- ^ Хан, Скотт Уокер ; Бергсма, Джон Зитце (2004). «Какие законы были« нехорошими »? Канонический подход к богословской проблеме Иезекииля 20:25–26». Журнал библейской литературы . 123 (2): 201–218. дои : 10.2307/3267942 . JSTOR 3267942 . S2CID 159079397 . ПроКвест 214612496 .
Источники
[ редактировать ]- Бартон, Джон (1984). Чтение Ветхого Завета: метод изучения Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-24555-9 .
- Сандерс, Джеймс А. (1984). Канон и сообщество: Руководство по канонической критике . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-0468-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Готвальд, Норман К. (1 октября 1985 г.). «Социальная матрица и каноническая форма». Богословие сегодня . 42 (3): 307–321. дои : 10.1177/004057368504200305 . S2CID 143674939 .
- Джеральд Т. Шеппард, « Каноническая критика » в библейском словаре Anchor .
- Каллауэй, Мэри К. (1999). «Каноническая критика» (PDF) . В Хейнсе, Стивен Р.; Маккензи, Стивен Л. (ред.). Каждому свое значение: введение в библейскую критику и ее применение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 142–155. ISBN 978-0-664-25784-2 .