Список библейских персонажей, указанных во внебиблейских источниках
Часть серии о |
Библия |
---|
Краткое изложение тем, связанных с Библией Библейский портал |
Это библейские персонажи, однозначно идентифицированные в современных источниках согласно консенсусу ученых . Библейские персонажи, которые идентифицированы в артефактах сомнительной подлинности, например, в Надписи Иоаса и буллах Варуха бен Нерии , или которые упоминаются в древних, но несовременных документах, таких как Давид и Валаам , [n 1] исключены из этого списка.
Еврейская Библия
[ редактировать ]Хотя первое упоминание названия « Израиль » в археологии относится к 13 веку до нашей эры, [1] Современная информация об израильской нации до 9 века до нашей эры чрезвычайно скудна. [2] В последующие столетия в небольшом количестве местных документов на иврите, в основном печатей и булл , упоминается библейский характер. Тем не менее, более обширная информация доступна в царских надписях соседних царств, особенно Вавилона , Ассирии и Египта . [2]
Имя | Заголовок | Дата (до н.э.) [n 2] | Аттестация и примечания | Библейские ссылки [n 3] |
---|---|---|---|---|
Драматический | Принц Ассирии | в 681 | Идентифицирован как убийца своего отца Сеннахирима в Библии и в ассирийском письме Асархаддону ( ABL 1091), где он назван «Арда-Мулисси». [3] [4] | Является. 37:38 , 2 кг. 19:37 † |
Ахав | Царь Израиля | в. 874 – ок. 853 | Идентифицирован в современной на Курхском монолите. надписи Салмансара III [5] в котором описывается битва при Каркаре и упоминаются «2000 колесниц и 10 000 солдат Ахава Израильтянина», побежденных Салманасаром, хотя фактическое количество колесниц оспаривается. [6] | 1 кг. 17 , 2 Пар. 18 |
Ахаз | Царь Иудеи | в. 732 – ок. 716 | Упоминается в современной сводной надписи Тиглатпаласара III , в которой записано, что он получил дань от «Иоахаза Иудейского». [7] Также встречается в царских буллах, принадлежащих самому Ахазу. [8] и его сын Езекия. [9] | 2 кг. 16 , Ос. 1:1 , Ми. 1:1 , Ис. 1:1 |
Априес | Фараон Египта | 589–570 | Также известен как Хофра; назван в многочисленных надписях того времени, в том числе в капителях колонн его дворца. [10] [11] Геродот говорит о нем в «Истории II», 161–171. [12] | Потому что. 44:30 † |
Артаксеркс I | Король Персии | 465–424 | Широко отождествляется с «Артаксерксом» в книге Неемии . [13] [14] Он также встречается в трудах современного историка Фукидида . [15] Ученые расходятся во мнениях относительно того, был ли царем во времена Ездры тот же самый или Артаксеркс II . | Нех. 2:1 , Неем. 5:14 |
Ашурбанипал | Царь Ассирии | 668 – ок. 627 | Обычно отождествляется с «великим и благородным Оснаппером», упомянутым в Книге Ездры . [16] [17] Его имя сохранилось в его собственных сочинениях, описывающих его военные кампании против Элама , Суз и других народов. [18] [19] | Эзр. 4:10 † |
Валтасар | Соправитель Вавилона | в. 553–539 | Упоминается его отцом Набонидом в Цилиндре Набонида . [20] Согласно другой вавилонской табличке, Набонид «вручил ему царствование», когда предпринял длительную военную кампанию. [21] | Дн. 5 , Дн. 7:1 , Дан. 8:1 |
Бен-Хадад II (Хададезер) | Царь Арама Дамаска | в. 865–842 | Упоминается в Курхских монолитах как один из царей, предположительно побежденных Салманасаром III Ассирии. | 3 Царств 20 , 3 Царств 22 , 2 Царств 8:7 |
Бен-Хадад III | Царь Арама Дамаска | начало 8 века | Упоминается на стеле Заккура . [22] Сын Азаила , его по-разному называют Бен-Хадад/Бар-Хадад II/III. | 2 кг. 13:3 , 2 кг. 13:24 |
Кир II | Король Персии | 559–530 | Встречается во многих древних надписях, особенно в Цилиндре Кира . [23] Он также упоминается в Геродота » «Истории . | Является. 45:1 , Дан. 1:21 |
Дарий I | Король Персии | 522–486 | Упоминается в книгах Аггея , Захарии и Ездры . [24] [25] Он является автором Бехистунской надписи . Он также упоминается в Геродота » «Истории . | рт.ст. 1:1 , Езр. 5:6 |
Асархаддон | Царь Ассирии | 681–669 | Его имя сохранилось в его собственных сочинениях, а также в сочинениях его сына Ашшурбанипала. [26] [27] | Является. 37:38 , Езр. 4:2 , 2 кг. 19:37 |
Амель-Мардук (Злой Меродах) | Царь Вавилона | в. 562–560 | Его имя (аккадский Амел-Мардук ) и титул были найдены на вазе из его дворца. [28] и на нескольких клинописных табличках. [29] | 2 кг. 25:27 , Иер. 52:31 † |
Азаил | Царь Арама Дамаска | в. 842 – ок. 800 | Салманасар III из Ассирии записывает, что он победил Азаила в битве и захватил у него много колесниц и лошадей. [30] Большинство ученых считают, что Азаил был автором стелы Тель-Дан . [31] | 1 кг. 19:15 , 2 кг. 8:8 , 4 Царств 12:18 , Ам. 1:4 |
Езекия | Царь Иудеи | в. 715 – ок. 686 | Сеннахирим сохранил отчет о том, как он осадил «Езекию, еврея», который «не подчинился моему игу», в своей столице Иерусалиме. [32] Также была найдена булла с именем и титулом Езекии, на которой было написано: «Принадлежащая Езекии [сыну] Ахаза, царя Иудейского». [9] [33] | 2 кг. 16:20 , Прв. 25:1 , Ос. 1:1 , Ми. 1:1 , Ис. 1:1 |
Осия | Царь Израиля | в. 732 – ок. 723 | Его привел к власти Тилгатпаласар III, царь Ассирии, как записано в его Анналах , найденных в Калахе. [34] | 2 кг. 15:30 , 2 кг. 18:1 |
Иоас | Царь Израиля | в. 798 – ок. 782 | Упоминается в записях Адад-Нирари III Ассирии как «Иоас Самарии». [35] [36] | 2 кг. 13:10 , 2 Пар. 25:17 |
Иехония | Царь Иудеи | 598–597 | Он был взят в плен в Вавилон после того, как Навуходоносор впервые захватил Иерусалим. В текстах из Южного дворца Навуходоносора записаны пайки , данные «Иехонии, царю иудейскому» (аккадский: Яукин сар Яудая ). [37] | 2 кг. 25:14 , Иер. 52:31 |
Ииуй | Царь Израиля | в. 841 – ок. 814 | Упоминается на Чёрном Обелиске . [30] | 1 кг. 19:16 , Ос. 1:4 |
Йоханан | Первосвященник Израиля | в. 410 – ок. 371 | Упоминается в письме из Слоновьих папирусов. [38] | Нех. 12:22–23 |
Джотам | Царь Иудеи | в. 740 – ок. 732 | идентифицирован как отец царя Ахаза На современной глиняной булле с надписью «Ахаза [сына] Иотама, царя Иудеи». [8] | 2 кг. 15:5 , Ос. 1:1 , Ми. 1:1 , Ис. 1:1 |
Манассия | Царь Иудеи | в. 687 – ок. 643 | Упоминается в трудах Асархаддона, который называет его одним из царей, приносивших ему дары и помогавших ему завоевать Египет. [27] [39] | 2 кг. 20:21 , Иер. 15:4 |
Менахем | Царь Израиля | в. 752 – ок. 742 | Летопись Тиглатпаласара ( АНЕТ) 3 283 ) [40] запись, что Менахем платил ему дань, как сказано в Книгах Царств. [41] | 2 кг. 15:14–23 |
Меша | Царь Моава | эт. в. 840 | Автор Стелы Меша . [42] | 2 кг. 3:4 † |
Меродах-Баладан | Царь Вавилона | 722–710 | Назван в Великой надписи Саргона II в его дворце в Хорсабате. [43] Также называется «Беродах-Баладан» (аккадский: Мардук-апла-иддина ). | Является. 39:1 , 2 кг. 20:12 † |
Навуходоносор II | Царь Вавилона | в. 605–562 | Упоминается во многих современных источниках, в том числе в надписи на Воротах Иштар , которые он построил. [44] Также называется Навуходоносором (аккадский: Набу-кудурри-усур ). | Эз. 26:7 , Дан. 1:1 , 2 кг. 24:1 |
Навузардан | Вавилонский чиновник | эт. в. 587 | Упоминается на призме в Стамбуле (№ 7834), найденной в Вавилоне, где он числится «главным поваром». [45] [46] | Джер. 52:12 , 2 кг. 25:8 |
Ор-Сарсеким | Главный евнух Вавилона | эт. в. 587 | На вавилонской табличке указан как Набу-шарруссу-укин. [47] [48] | Потому что. 39:3 † |
Нечо II | Фараон Египта | в. 610 – ок. 595 | Упоминается в трудах Ашшурбанипала. [49] | 2 кг. 23:29 , Иер. 46:2 |
Омри | Царь Израиля | в. 880 – ок. 874 | Упоминается вместе со своим неназванным сыном или преемником на стеле Меша . [42] Его династия стала в Ассирийской империи . прозвищем Израильского царства [50] [51] | 1 кг. 16:16 , Ми. 6:16 |
Пеках | Царь Израиля | в. 740 – ок. 732 | Упоминается в летописях Тиглатпаласара III. [34] | 2 кг. 15:25 , Ис. 7:1 |
Резина | Царь Арама Дамаска | умер в. 732 | Данник Тиглатпаласара III Ассирии и последнего царя Арама Дамаска. [52] Согласно Библии, в конце концов он был казнен Тиглатпаласаром. | 2 кг. 16:7–9 , Ис. 7:1 |
Санбаллат | Губернатор Самарии | в 445 | Ведущий деятель сопротивления, с которым столкнулся Неемия во время восстановления стен вокруг храма в Иерусалиме. Санаваллат упоминается в Элефантинских папирусах . [38] [53] | Нех. 2:10 , Нех. 13:28 |
Саргон II | Царь Ассирии | 722–705 | Он осадил и завоевал город Самарию и взял в плен многие тысячи людей, как записано в Библии и в надписи в его царском дворце. [54] Его имя, однако, не упоминается в библейском повествовании об этой осаде, а только в связи с осадой им Ашдода . | Является. 20:1 † |
Сеннахирим | Царь Ассирии | 705–681 | Автор ряда надписей, обнаруженных близ Ниневии . [55] | 2 кг. 18:13 , Ис. 36:1 |
Shalmaneser V | Царь Ассирии | 727–722 | Упоминается на нескольких гирях королевского дворца, найденных в Нимруде. [56] Была найдена еще одна надпись, предположительно принадлежащая ему, но имя автора сохранилось лишь частично. [57] | 2 кг. 17:3 , 2 кг. 18:9 † |
Тахарка | Фараон Египта, царь Куша | 690–664 | В книгах Царств и Исайи его называли «Тирхака, царь Куша». [58] Он упоминается в нескольких современных источниках, а в Ниневии были раскопаны фрагменты трех статуй, носящих его имя. [59] | Является. 37:9 , 2 кг. 19:9 † |
Таттенай | Губернатор Эбер-Нари | в 520 | Известен из современных вавилонских документов. [60] [61] Он управлял персидской провинцией к западу от реки Евфрат во время правления Дария I. | Эзр. 5:3 , Езр. 6:13 |
Тиглатпаласар III | Царь Ассирии | 745–727 | Также называется «Пул» в Second Kings. Ему приписывают многочисленные сочинения, и он упоминается, среди прочего, в надписи Барракаба, царя Самаля. [62] Он сослал жителей захваченных им городов в Израиль. | 2 кг. 15:19 , 2 кг. 15:29 , 2 кг. 16:7 , 2 кг. 16:10 , 1 Пар. 5:6 |
Ксеркс I | Король Персии | 486–465 | В книгах Ездры и Есфири назван Артаксерксом. [17] [63] Ксеркс известен в археологии благодаря множеству табличек и памятников. [64] особенно « Ворота всех народов » в Персеполе. Он также упоминается в Геродота » «Истории . | Это 1:1 , Дэн. 9:1 , Езр. 4:6 |
Второканонические каноны
[ редактировать ]В то время как девтероканон описывает события между восьмым и вторым веками до нашей эры, большинство исторически идентифицируемых людей, упомянутых во девтероканоне, жили примерно во время восстания Маккавеев (167–160 гг. До н.э.), во время которого Иудея была частью Империи Селевкидов . Монеты с именами правителей получили широкое распространение, и на многих из них был указан год эпохи Селевкидов , что позволяло точно датировать их.
Информация из первых рук также поступает от греческого историка Полибия (ок. 200 – ок. 118 до н. э.), чьи «Истории» охватывают большую часть того же периода, что и « Книги Маккавеев» , а также из греческих и вавилонских надписей. Иосиф Флавий также довольно подробно обсуждает восстание Маккавеев в Книге XII «Еврейские древности », хотя греческая версия книги 1 Маккавеев была одним из основных источников Иосифа Флавия, поэтому «Древности» некоторые ученые считают круговой ссылкой, а не действительно независимым подтверждением. [65]
Имя [n 4] | Заголовок | Дата (до н.э.) [n 2] | Аттестация и примечания | Ссылки на Священные Писания [n 3] |
---|---|---|---|---|
Александр ответил | Король Азии [n 5] | 150–146 | Выдавал себя за сына Антиоха Епифана, как он также описан в 1-й Маккавейской книге. [66] » Полибия Упоминается в «Истории . [67] | 1 Мак. 10:1 , 1 Макк. 11:1 |
Александр Великий | Царь Македонии | 336–323 | Об этом говорит афинский оратор Эсхин . [68] [69] и идентифицирован на его монетах. [70] | 1 Мак. 1:1 , 1 Макк. 6:2 1 Макк. 1:10 † |
Антиох III Великий | Король Азии | 222–187 | Упоминается современным историком Полибием . [71] [72] и монеты с его именем сохранились. [73] | 1 Мак. 1:10 , 1 Макк. 8:6 |
Антиох IV Эпифан | Король Азии | 175–164 | Полибия». Известно из « Истории [74] [75] и из современных монет. [76] | 1 Мак. 10:1 , 2 Макк. 4:7 |
Antiochus V Eupator | Король Азии | 163–161 | Казнен своим сводным братом Деметрием I, когда ему было 11 лет. Опознано в надписи из Дыми , [77] и на современных монетах. [78] | 2 Мак. 2:20 , 2 Макк. 13:1 |
Антиох VI Дионис | Король Азии | 145–142 | Правил лишь номинально, так как был очень молод, когда умер его отец. [79] но он идентифицирован на современных монетах. [80] | 1 Мак. 11:39 , 1 Макк. 12:39 |
Антиох VII Сидет | Король Азии | 138–129 | Свергнул с престола узурпатора Трифона. Чеканка того периода носит его имя. [81] | 1 Макк. 15 † |
Ариарат V | Король Каппадокии | 163–130 | Упоминается Полибием. [82] [83] | 1 Макк. 15:22 † |
Арсиноя III | Королева Египта | 220–204 | Замужем за своим братом Птолемеем IV. Было найдено несколько современных надписей, посвященных им. [84] | 3 Мак. 1:1 , 3 Макк. 1:4 † |
Астиаг | Царь Мидии | 585–550 | Современные «Хроники Набонида» называют мятеж на поле битвы причиной свержения Астиага. [85] | Бел и Дракон 1:1 † |
Аттал II Филадельф | Король Пергама | 160–138 | Известен из сочинений Полибия. [86] [87] | 1 Макк. 15:22 † |
Клеопатра Тея | Королева Азии | 126–121 | Первая замужем за Александром Баласом, [88] позже Деметрию II и Антиоху VII, она стала единоличным правителем после смерти Деметрия. [89] Ее имя и портрет появляются на монетах того времени. [89] | 1 Макк. 10:57–58 † |
Дарий III | Король Персии | 336–330 | Последний царь империи Ахеменидов , побежденный Александром Македонским. Упоминается в Самарийских папирусах. [90] | 1 Макк. 1:1 † |
Деметрий I Сотер | Король Азии | 161–150 | О нем упоминается клинописная табличка, датированная 161 г. до н. э.: [91] и Полибий, лично общавшийся с Деметрием, упоминает его в своих «Историях» . [92] [93] | 1 Мак. 7:1 , 1 Макк. 9:1 |
Деметрий II Никатор | Король Азии | 145–138 , 129 – 126 | Правил частью царства одновременно с Антиохом VI и Трифоном. Он потерпел поражение от Антиоха VII, но восстановил трон в 129 г. до н.э. Упоминается в Вавилонских астрономических дневниках . [94] | 1 Мак. 11:19 , 1 Макк. 13:34 |
Диодот Трифон | Король Азии | 142–138 | Узурпировал престол после смерти Антиоха VI . Хотя Антиох VII переплавил большую часть своих монет, некоторые из них были найдены в Ортосиасе . [81] | 1 Мак. 11:39 , 1 Макк. 12:39 |
Евмен II Сотер | Король Пергама | 197–159 | Сохранилось несколько его писем. [95] и он упоминается Полибием. [96] | 1 Макк. 8:8 † |
Гелиодор | Селевкидский легат | в 178 | Идентифицирован в современных надписях. [97] [98] | 2 Мак. 3:7 , 2 Макк. 5:18 утра |
Митридат I | Царь Парфии | 165–132 | Также называется Арсаком . [86] Он захватил Деметрия II, как записано в Вавилонских астрономических дневниках. [94] | 1 Мак. 14:2–3 , 1 Макк. 15:22 † |
Персей | Царь Македонии | 179–168 | Сын Филиппа В. [99] Упоминается Полибием. [100] и идентифицирован на его монетах. [101] | 1 Макк. 8:5 † |
Филипп II | Царь Македонии | 359–336 | Отец Александра Македонского. Известен по современным монетам. [102] и упомянут Эсхином. [68] [69] | 1 Мак. 1:1 , 1 Макк. 6:2 † |
Philip V | Царь Македонии | 221–179 | Его имя появляется на его монетах, [103] и в « Историях » Полибия . [104] | 1 Макк. 8:5 † |
Птолемей IV Филопатор | Царь Египта | 221–204 | Упоминается вместе с женой и сестрой Арсиноей III в современных надписях Сирии и Финикии. [84] | 3 Мак. 1:1 , 3 Макк. 3:12 утра |
Птолемей VI Филометор | Царь Египта | 180–145 | Упоминается в древних надписях. [105] и упоминается Полибием. [106] | 1 Мак. 1:18 , 2 Макк. 9:29 утра |
Симон II | Первосвященник Израиля | Конец III – начало II века. | Хвалится в Сирахе за его очевидную роль в ремонте и укреплении Храма в Иерусалиме, также кратко упоминается в « Древностях» Иосифа Флавия. [107] | 3 Мак. 2:1 , Сираха 50:1 , Сираха 50:20 † |
Новый Завет
[ редактировать ]Безусловно, наиболее важными и наиболее подробными источниками по еврейской истории первого века являются работы еврейского историка Иосифа Флавия (37 – ок. 100 г. н.э.). [108] [109] В этих книгах упоминаются многие из тех же выдающихся политических деятелей, что и в книгах Нового Завета, и они имеют решающее значение для понимания исторических предпосылок возникновения христианства. [110] Иосиф Флавий также упоминает Иисуса и казнь Иоанна Крестителя. [111] хотя он не был современником ни того, ни другого. Помимо Иосифа Флавия, информация о некоторых фигурах Нового Завета поступает от римских историков, таких как Тацит и Светоний, а также из древних монет и надписей.
Лица, упомянутые в Евангелиях
[ редактировать ]Имя [№ 6] | Заголовок | Аттестация и примечания | Библейские ссылки [n 3] |
---|---|---|---|
Август Цезарь | Император Рима | Правил между 27 г. до н. э. и 14 г. н. э., в это время родился Иисус. Он оставил после себя множество зданий, монет и памятников. [112] включая надгробную надпись, в которой он описал свою жизнь и достижения. Его жизнь также подробно описана несколькими древнеримскими историками. | Лк. 2:1 † |
Каиафа | Первосвященник Израиля | Упоминается Иосифом Флавием в « Иудейских древностях» . [113] В 1990 году рабочие нашли богато украшенный склеп из известняка , прокладывая дорогу в Лесу Мира к югу от района Абу-Тор в Иерусалиме . [114] [115] Этот склеп выглядел подлинным и содержал человеческие останки. надпись Считалось, что арамейская сбоку гласила: «Иосиф, сын Каиафы», и на основании этого кости пожилого мужчины считались принадлежащими первосвященнику Каиафе. [114] [116] В 2011 году археологи из Университета Бар-Илан объявили о обнаружении украденного оссуария . На нем написан текст: «Мириам, дочь Йешуа, сына Каиафы, священника Маазии из Бет Имри». | Дж. 18:13 Дж. 11:49 Лк. 3:2 |
Ирод Антипа | Тетрарх Галилеи и Переи | Сын Ирода Великого. Упоминается в древностях [117] и Войны евреев . [118] Марк , Матфей , Лука и Иосиф Флавий [119] запись, что он убил Иоанна Крестителя. | Мк. 6:17 , гор. 14:9–10 , Лук. 9:9 |
Ирод Архелай | Этнарх Иудеи, Самарии и Эдома | Сын Ирода Великого. Он известен из сочинений Иосифа Флавия. [117] и из современных монет. [120] | Мф 2:22 |
Ирод Великий | Царь Иудеи | Упоминается его другом, историком Николаем Дамасским. [121] [122] и Иосиф Флавий в « Древностях» . Его имя также встречается на современных еврейских монетах. [120] | Гора 2:1 , Лук. 1:5 |
Иродиада | Иродианская принцесса | Жена Ирода Антипы. [123] Согласно синоптическим евангелиям, она прежде была замужем за братом Антипы Филиппом, по-видимому, Филиппом Четверархом . Однако Иосиф Флавий пишет, что ее первым мужем был Ирод II . Многие ученые считают это противоречием, но некоторые предполагают, что Ирода II также называли Филиппом. [124] | Гора 14:3 , Мк. 6:17 утра |
Джеймс Справедливый | Епископ Иерусалимский и родственник Иисуса | Брат (или сводный брат, или двоюродный брат, в зависимости от интерпретации) Иисуса и первый епископ Иерусалима . Он упоминается Иосифом Флавием в « Древностях» . [125] в которых говорится, что он был арестован и забит камнями до смерти по приказу первосвященника Анана бен Анана . Решение Анана разозлило римского прокуратора Лукцея Альбина и местного царя Ирода Агриппу II , которые сместили его со своего поста. | Мк 6:3 , Мф 13:55–56 , Гал 1:19 |
Иисус из Назарета | Еврейский странствующий проповедник и сын Марии | Человек, в честь которого названо христианство. Он был странствующим еврейским проповедником, который конфликтовал с фарисеями . Еврейские власти арестовали его и передали римскому префекту Понтию Пилату , который приказал его распять . Иисус упоминается Иосифом Флавием в « Древностях». [126] и Тацитом в его «Анналах» . [127] Есть также ссылка на «Хресто» в Светония » « Двенадцати цезарях , возможно, на исторического Иисуса из Назарета. | Гора 1:1 , Мк. 1:1 , с. 1:31 , Ин. 1:17 утра |
Иоанн Креститель | Еврейский странствующий проповедник | Еврейский странствующий проповедник, известный тем, что крестил Иисуса . Он упоминается Иосифом Флавием в « Древностях» . [128] в которых говорится, что он был арестован и казнен по приказу этнарха Галилеи Ирода Антипы . | Все четыре Евангелия |
Филипп Апостол | Епископ Иераполиса | В среду, 27 июля 2011 года, турецкое информационное агентство Анадолу сообщило, что археологи раскопали гробницу, которая, как утверждает руководитель проекта, является могилой святого Филиппа, во время раскопок в Иераполисе недалеко от турецкого города Денизли . Итальянский археолог, профессор Франческо Д'Андриа заявил, что ученые обнаружили гробницу в недавно обнаруженной церкви. Он заявил, что дизайн гробницы и надписи на ее стенах окончательно доказывают, что она принадлежала замученному апостолу Иисуса. [129] | Ин 12:21 Ин 1:43 |
Филипп Тетрарх | Тетрарх Итуреи и Трахонитиса | Иосиф Флавий пишет, что он делил царство своего отца со своими братьями Иродом Антипой и Иродом Архелаем. [130] Его имя и титул появляются на монетах того периода. [131] [132] | Лк. 3:1 |
Понтий Пилат | Префект Иудеи | Он приказал казнить Иисуса. Была найдена каменная надпись, в которой упоминаются его имя и титул: « [Po]ntius Pilatus, [Praef]ectus Iuda[ea]e » (Понтий Пилат, префект Иудеи), [133] [134] см. Пилат Стоун . Он упоминается его современником Филоном Александрийским в его «Посольстве к Гаю» , Иосифом Флавием в «Иудейской войне и древностях» и Тацитом в его «Анналах» . | Гора 27:2 , Ин. 19:15–16 |
Публий Сульпиций Квириний | Губернатор Сирии | Провел перепись во время правления Сирией, как сообщили Лука и Иосиф Флавий. [135] и подтверждается надгробной надписью некоего Квинта Эмилия Секунда, служившего под его началом. [136] Он упоминается Иосифом Флавием в « Древностях» и Тацитом в « Анналах» . | Лк. 2:2 |
Саломея | Иродианская принцесса | Дочь Иродиады. [123] Хотя в Евангелиях она не упоминается, а упоминается как «дочь Иродиады», ее обычно отождествляют с Саломеей, дочерью Иродиады, упомянутой в « Древностях » Иосифа Флавия . [137] | Гора 14:6 , Мк. 6:22 утра |
Саймон Питер | Петр Апостол | Выдающийся апостол Иисуса и первый епископ Рима. О нем упоминает Игнатий Антиохийский в «Письме к римлянам и к смирнянам» и в Первом послании к коринфянам Климента , где также говорится , что Петр умер мученически . [138] [139] [140] [141] | Гора 4 18-20 : , Мф. 16 |
Тиберий Цезарь | Император Рима | Назван во многих надписях и на римских монетах. Среди других свидетельств, некоторые из его деяний описаны современным историком Веллеем (умер около 31 г. н.э.). [142] | Лк. 3:1 |
Лица, упомянутые в Новом Завете вне Евангелий
[ редактировать ]Имя [№ 7] | Заголовок | Аттестация и примечания | Библейские ссылки [n 3] |
---|---|---|---|
Анания, сын Недебая | Первосвященник Израиля | Он занимал этот пост между ок. 47 и 59 гг. н. э., как записано Иосифом Флавием, [143] и председательствовал на суде над Павлом. | Деяния 23:2 , Деяния 24:1 † |
Антониус Феликс | Прокуратор Иудеи | Упоминается историками Иосифом Флавием, [144] Светоний [145] и Тацит [146] Он заключил в тюрьму апостола Павла примерно в 58 году нашей эры, за два года до того, как его сменил Порций Фест. [147] | Деяния 23:24 , Деяния 25:14 |
Аполлос | И Павел, и Климент подтвердили, что он был христианином в Коринфе . [138] | 1 Кор 3:6 | |
Арета IV Филопатрис | Царь Набатеев | По словам Павла, губернатор Ареты в Дамаске пытался арестовать его. Помимо упоминания Иосифом Флавием, [148] его имя встречается в нескольких современных надписях. [149] и на многочисленных монетах. [150] | 2 Кор. 11:32 † |
Беренис | Иродианская принцесса | Дочь Ирода Агриппы I. Похоже, она имела почти равную власть со своим братом Иродом Агриппой II (с которым, по словам Иосифа Флавия, у нее, по слухам, были кровосмесительные отношения). [144] ее называют царицей Береникой Тацита и действительно, в «Историях» . [151] | Деяния 25:23 , Деяния 26:30 |
Клавдий Цезарь | Император Рима | Как и у других римских императоров, его имя встречается на многочисленных монетах. [152] и памятники, такие как Порта Маджоре в Риме. | Деяния 11:28 , Деяния 18:2 † |
Друзилла | Иродианская принцесса | Женат на Антонии Феликсе, согласно Книге Деяний и Древностям Иосифа Флавия . [144] [153] | Деяния 24:24 † |
Луций Юний Галлий Аннеан | Проконсул Ахеи | Сенека Младший , его брат, упоминает о нем в своих посланиях к Луцилию Младшему . [154] В Дельфах была обнаружена надпись, датированная 52 г. н.э., в которой записано письмо императора Клавдия , в котором Галлион также назван проконсулом. [155] | Деяния 18:12–17 † |
Гамалиил Старший | Раввин Синедриона | называет его отцом Симона Флавий Иосиф Флавий в своей автобиографии . [156] В Талмуде он также описан как видный член Синедриона. [157] | Деяния 5:34 , Деяния 22:3 † |
Ирод Агриппа I | Царь Иудеи | называет его Иродом , Хотя Лука [n 8] и как Агриппа Иосифа Флавия, [158] Сообщения обоих авторов о его смерти настолько похожи, что принято считать, что они относятся к одному и тому же человеку. [22] [159] Поэтому многие современные ученые называют его Иродом Агриппой (I) . | Деяния 12:1 , Деяния 12:21 |
Ирод Агриппа II | Царь Иудеи | Он правил вместе со своей сестрой Береникой. Иосиф Флавий пишет о нем в своих «Древностях» : [144] и его имя встречается на современных еврейских монетах. [120] | Деяния 25:23 , Деяния 26:1 |
Иуда из Галилеи | Галилейский мятежник | Лидер еврейского восстания. И Книга Деяний, и Иосиф Флавий [135] Расскажите о восстании, которое он спровоцировал во время переписи Квириния . [160] | Деяния 5:37 † |
Нерон Цезарь | Император Рима | Изображен на современных монетах. [161] | Откр. 13:18 , 2 Фес. 2:3 † |
Павел Апостол | христианский апостол | Упоминание Игнатия о Послании Антиохии к Римлянам и Послании к Ефесянам , Послании Поликарпа и к Филиппийцам у Климента Римского Послания к Коринфянам , который также говорит, что Павел претерпел мученическую смерть и что он проповедовал в Востоке и на Дальнем Западе [162] [163] [140] [164] | Гал. 1 , 1 Кор. 1. |
Порций Фест | Губернатор Иудеи | Преемник Антония Феликса, как записано Иосифом Флавием и в Книге Деяний. [165] [166] | Деяния 24:27 , Деяния 26:25 |
Предварительно идентифицировано
[ редактировать ]Это библейские персонажи, для которых в современных источниках была найдена предварительная, но вероятная идентификация, основанная на совпадении имен и документов. Однако нельзя исключать возможность случайного совпадения имен.
Еврейская Библия (Протоканонический Ветхий Завет)
[ редактировать ]- Охозия / Амасия , царь Иудеи. По мнению многих ученых, стела Тель-Дан содержит рассказ сирийского царя (вероятно, Азаила), утверждающего, что он убил «[Ахаз]яху, сына [... рода] дома Давидова», который правил в. 850–849 гг. до н.э. [167] [168] Однако альтернативная точка зрения, согласно которой надпись датируется полвека спустя, состоит в том, что имя следует реконструировать как «[Амаз]иаху», который правил ок. 796–767 гг. до н.э. [169]
- Асайя , слуга царя Иосии ( 4 Царств 22:12 ). Печать Асаяху , с текстом слуга короля , вероятно, принадлежала ему. [170]
- Азалия, сын Мешуллама, писец в храме в Иерусалиме : упоминается в 4 Царств 22:3 и 2 Паралипоменон 34:8 . Булла с надписью «принадлежащая Азалияу, сыну Мешуллама». , скорее всего, принадлежит ему по мнению археолога Нахмана Авигада . [171]
- Азария, сын Хелкии и дедушка Ездры : упоминается в 1 Паралипоменон 6:13,14; 9:11 и Ездра 7:1. По словам Цви Шнайдера , булла с чтением Азарии, сына Хелкии , скорее всего, принадлежит ему. [172]
- Ваалис, царь Аммона, упоминается в Иеремии 40:14. В 1984 году аммонитянская печать, датированная ок. 600 г. до н. э., был раскопан в Телль-эль-Умейри, Иордания, где написано « принадлежащий Милькомору, слуге Баалиши ». Отождествление Баалиши с библейским Баалисом вполне вероятно. [173] но в настоящее время неизвестно, был ли только один аммонитянский царь с таким именем. [174]
- Бен-Хадад I был идентифицирован Уильямом Ф. Олбрайтом как «Бар-Хадад, сын [...], царь Арамейский», упомянутый на стеле Мелькарта , [175] однако некоторые другие ученые, такие как Кеннет Китчен , [176] оспаривают эту идентификацию, поскольку надпись на стеле повреждена и нет никаких внешних доказательств, подтверждающих этот вывод.
- Давид , или, точнее, его царский дом, упоминается на стеле Тель-Дан , см. выше запись об Охозии .
- Дарий II Персидский упоминается современным историком Ксенофонтом Афинским. [177] в Слоновьих папирусах , [38] и другие источники. «Дарий Перс», упомянутый в Неемии 12:22, вероятно, — это Дарий II, хотя некоторые ученые отождествляют его с Дарием I или Дарием III. [178] [179]
- Гедалия, сын Ахикама , правитель Иудеи . Оттиск печати с именем «Гедалия, который над домом» обычно отождествляется с Гедалией, сыном Ахикама. [180]
- Гедалия, сын Пашура , противник Иеремии . именем . найдена булла с его В Городе Давида [181]
- Гемария (сын Шафана) , сын Шафана- писца. Была найдена булла с текстом «Гемарьяху бен Шафану». Возможно, это был тот же человек, что и «Гемарья, сын Сафана, писец», упомянутый в Иеремии 36:10,12. [182]
- Гешем (Гушам) араб, упомянутый в Неемии 6:1,6, вероятно, тот же человек, что и Гушам, царь Кедара, найденный в двух надписях в Дедане и Телль-эль-Машкуте (недалеко от Суэцкого канала). [183]
- Хелкия , первосвященник Иерусалимского храма : упоминается в 4 Царств 22:8–23:24 и 2 Паралипоменон 34:9–35:8, а также в 1 Паралипоменон 6:13; 9:11 и Ездра 7:1. О Хелкии во внебиблейских источниках свидетельствует глиняная булла, в которой Хелкия назван отцом Азарии. [172] и печатью с надписью Ханан, сын Хелкии священника . [184]
- Исайя , В феврале 2018 года археолог Эйлат Мазар объявила, что она и ее команда обнаружили небольшой отпечаток печати с надписью «[принадлежащий] Исайе Нви» (можно реконструировать и читать как «[принадлежащий] пророку Исайе») во время Офеля. раскопки к югу от Храмовой горы в Иерусалиме . [185] Крошечная булла была найдена «всего в 10 футах» от того места, где в 2015 году той же командой была обнаружена неповрежденная булла с надписью «[принадлежащая] царю Иудеи Езекии». [186] Хотя имя «Исаия» в палео-еврейском алфавите безошибочно узнаваемо, повреждение в левой нижней части печати вызывает трудности с подтверждением слова «пророк» или общеизвестного еврейского имени «Нави», вызывая некоторые сомнения в том, действительно ли эта печать принадлежит пророку Исайе. [187]
- Иорам , царь Израиля (ок. 852–841 гг. до н. э.), вероятно, упоминается в надписи Тель-Дана. Согласно общепринятому толкованию, автор текста утверждает, что убил и Охозию Иудейского , и «[Ио] рама». [167] [168] Однако некоторые ученые, по-разному реконструируя фрагменты стелы, не считают «[..]баран» именем израильского царя. [188]
- Иегухал, сын Шелемии , противник Иеремии. Археологи раскопали буллу с его именем. [189] но некоторые ученые сомневаются в датировке печати временем Иеремии.
- Иерахмеил , князь Иуды . Была найдена булла с его именем. [190]
- Иеровоам (II), царь Израиля. Печать, принадлежащая «Шеме, слуге Иеровоама», вероятно, относится к царю Иеровоаму II . [191] хотя некоторые ученые полагают, что это был Иеровоам I. [174]
- Иезавель царя Ахава , жена израильского . Была найдена печать, которая может носить ее имя, но датировка и отождествление с библейской Иезавели является предметом споров среди ученых. [192]
- Иосия , царь Иуды . Были найдены три печати, которые, возможно, принадлежали его сыну Элиашиву. [193]
- Натан-мелех , один из чиновников Иосии в 4 Царств 23:11 . Глиняная булла, датируемая серединой седьмого или началом шестого века до нашей эры, была найдена в марте 2019 года во время раскопок на стоянке Гивати в районе Города Давида в Иерусалиме с надписью «(принадлежит) Нафан-мелеху. , слуга короля». [194] [195]
- Нергалшаразер , царь Вавилона , вероятно, идентичен чиновнику Навуходоносора II, упомянутому в Иеремии 39:3 , 13 . [132] Запись о его войне с Сирией была найдена на табличке из «текстов Нововавилонских хроник». [196]
- Сераия, сын Нирии. Он был братом Варуха . Нахман Авигад опознал в нем владельца печати с именем «Сериаху/Нериягу». [172]
- Севна (или Шевания), царский управитель Езекии : на так называемой севнской перемычке сохранились только две последние буквы имени ( hw ), но название его должности («над домом» царя) и дата обозначенные стилем письма, побудили многих ученых отождествить человека, о котором идет речь, с Севной. [197]
- Шеломифь, дочь Зоровавеля, упомянутая в родословной 1 Паралипоменон 3:19 . Ее идентифицировали с владельцем печати с надписью «Принадлежащая Шеломифь, служанке правителя Елнатана». [198]
- Шешонк I , фараон Египта, обычно отождествляется с царем Шишаком в еврейской Библии . Считается , что сообщение о вторжении Шишака в 5-м году Ровоама (3 Царств 14: 25–28) соответствует найденной в Карнаке надписи о походе Шошонка в Палестину. [199] Однако меньшинство ученых отвергает эту идентификацию. [200]
- Тоу/Той , царь Емафа. Некоторые ученые утверждают, что Тоу/Той, упомянутый во 2 Царств 8:9 и 1 Паралипоменон 18:9, идентичен некоему «Таите», царю «Палистина», известному по надписям, найденным в северной Сирии. [201] [202] Однако другие оспаривают эту идентификацию, основываясь на лингвистическом анализе и неопределенной датировке короля Таиты. [203]
- Озия , царь Иудеи . В трудах Тиглатпаласара III может быть ссылка на него, но эта идентификация оспаривается. [204] Есть также надпись , относящаяся к его костям, но она датируется I веком нашей эры.
- Седекия, сын Анании (Иеремия 36:12). Была найдена печать «Седекии, сына Ханани», идентификация вероятна, но неопределенна. [205]
Второканонические каноны или библейские апокрифы
[ редактировать ]- Арета I , царь набатеев ( около 169 г. до н.э.), упомянутый во 2 Макк. 5:8 , вероятно, упоминается в надписи из Элузы. [206]
Новый Завет
[ редактировать ]- Александр, сын Симона Киринеянина ( Марка 15:21 ): В погребальной пещере в Кедронской долине, открытой в 1941 году Э. Л. Сукеником , принадлежавшей киренским евреям и датируемой до 70 года нашей эры, было обнаружено, что в оссуарии имеется склеп, дважды написанный на греческом языке: «Александр сын Симона». Однако нельзя быть уверенным, что это относится к одному и тому же лицу. [207] [208]
- « Египтянин », который, согласно Деяниям 21:38, был зачинщиком восстания, по-видимому, также упоминается Иосифом Флавием, хотя эта идентификация неясна. [209] [210]
- Эраст Коринфский ( Римлянам 16:23 ): Надпись, упоминающая Эраста, была найдена в 1929 году возле мощеной площадки к северо-востоку от Коринфского театра, датированная серединой первого века, и гласит: «Эраст в обмен на свое эдилство проложил его у своего за свой счет». [211] Некоторые исследователи Нового Завета отождествляли этого эдила Эраста с Эрастом, упомянутым в Послании к римлянам, но другие это оспаривают. [212]
- Иоанна, жена Хузы : был обнаружен склеп с надписью: «Иоганна, внучка Феофила , Первосвященника». [213] Неясно, была ли это та же Джоанна, поскольку Джоанна была пятым по популярности женским именем в еврейской Палестине. [214]
- Лисаний был тетрархом Авилы Согласно Луке (3:1), около 28 г. н.э. Поскольку Иосиф Флавий упоминает только Лисания из Авилы, казненного в 36 г. до н.э., некоторые ученые сочли это ошибкой Луки. Однако одна надпись из Абилы, ориентировочно датированная 14–29 гг. н. э., по-видимому, свидетельствует о существовании более позднего тетрарха по имени Лисаний. [215] [216]
- Сергий Павел был проконсулом Кипра (Деяния 13:4–7), когда Павел посетил остров около 46–48 гг. н.э. [217] Хотя несколько человек с этим именем были идентифицированы, точную идентификацию установить невозможно. Однако некий Квинт Сергий Павел, который был проконсулом Кипра, вероятно, во время правления Клавдия (41–54 гг. Н. Э.), совместим со временем и контекстом рассказа Луки. [217] [218]
- Теудас . Единственное упоминание о Теудасе представляет собой проблему хронологии. В Деяниях Апостолов , Гамалиил член синедриона , защищает апостолов, ссылаясь на Феудаса (Деяния 5:36–8). Трудность состоит в том, что восстание Феуды здесь описано так же, как и восстание Иуды Галилейского , которое само датируется временем налогообложения ( ок. 6–7 гг. н. э.). Иосиф Флавий , напротив, говорит, что Феуде было 45 или 46 лет, то есть после того, как говорит Гамалиил, и намного позже Иуды Галилеянина.
См. также
[ редактировать ]- Библейская археология
- Библейские персонажи
- Хронология Иисуса
- Историчность Библии
- Список артефактов, имеющих значение для Библии
- Список мест захоронений библейских персонажей
- Список людей в Библии и Коране
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Идентифицировано на стеле Тель-Дан и надписи Дейр-Алла соответственно.
- ^ Перейти обратно: а б Для королей и правителей эти даты относятся к их правлению. Даты израильских и иудейских царей соответствуют хронологии Эдвина Р. Тиле .
- ^ Перейти обратно: а б с д Символ кинжала (†) указывает на то, что все случаи в Библии (включая второканонические книги) были процитированы.
- ^ Имена, которые также упоминаются в еврейской Библии, здесь не повторяются.
- ^ Официальный титул царей династии Селевкидов.
- ^ Имена, которые также упоминаются в Ветхом Завете, здесь не повторяются.
- ^ Имена, которые также упоминаются в Евангелиях, здесь не повторяются.
- ^ т.е. автор Евангелия от Луки и Деяний апостолов . См. Авторство Луки – Деяния .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Филип Р., В поисках древнего Израиля: исследование библейского происхождения , Bloomsbury T&T Clark, 2015, стр. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Келле, Брэд Э., Древний Израиль в войне 853–586 до н. э. , Osprey Publishing, 2007, стр. 8–9 [1]
- ^ Де Бройкер, Герт, в Оксфордском справочнике по клинописной культуре под редакцией Карен Рэднер, Элеоноры Робсон, Oxford University Press, 2011, стр. 643
- ^ Калими, Исаак; Ричардсон, Сет (редактор), Сеннахирим у ворот Иерусалима , Брилл, 2014, стр. 45
- ^ Рейни, Энсон Ф. «Камни для хлеба: археология против истории» . Ближневосточная археология , Том. 64, № 3 (сентябрь 2001 г.), стр. 140–149.
- ^ Лоусон Янгер, К. «Курхский монолит». В Hallo, 2000 , Vol. II стр. 263
- ^ Галил, Г., Хронология царей Израиля и Иуды , Брилл, 1996, стр. 67
- ^ Перейти обратно: а б Дойч, Роберт. «Первое впечатление: что мы узнаем из печати царя Ахаза» . Обзор библейской археологии , июль 1998 г., стр. 54–56, 62.
- ^ Перейти обратно: а б Хейлперн, Уилл (4 декабря 2015 г.). «Печать библейского царя обнаружена на свалке» . CNN . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ «Дворец Априес» , Университетский колледж Лондона, 2002 г.
- ^ Петри, WM Флиндерс и Уокер, Дж. Х. (1909). Дворец Априес (Мемфис II) . Школа археологии Египта, Университетский колледж.
- ^ Вольфрам Граецки, Стивен Квирк и Нарушигэ Сиоде (2000). Цифровой Египет для университетов . Университетский колледж Лондона.
- ^ Роджерсон, Джон Уильям; Дэвис, Филип Р. (2005). Мир Ветхого Завета . Continuum International, 2005, с. 89.
- ^ Данн, Джеймс Д.Г. и Роджерсон, Джон Уильям (2003). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Б. Эрдманс. «Артаксеркс» : с. 321 ; «Послания Павла» : с. 1274
- ^ Фукидид. История Пелопоннесской войны . Перевод Томаса Гоббса, книга 1, глава 137
- ^ Льюис, DM и Бордман, Джон (1988). Кембриджская древняя история , Том IV. Издательство Кембриджского университета. п. 149.
- ^ Перейти обратно: а б Куган и др., 2010 , с. 673
- ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 294–301.
- ^ Харпер, ПО; Аруз, Дж.; Таллон, Ф. (1992). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Метрополитен-музей. п. 270.
- ^ Цилиндра Набонида Перевод , сделанный Полем-Аленом Болье , автором книги «Царствование Набонида, царя Вавилона, 556–539 до н.э.» (1989).
- ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 313
- ^ Перейти обратно: а б Джеффри В. Бромили Международная стандартная библейская энциклопедия : A – D. «Агриппа»: с. 42; «Бен-Хадад III»: с. 459
- ^ Перевод Ирвинга Финкеля , Британский музей.
- ^ Берлин, Адель и Бреттлер, Марк Цви (2004). Еврейская учебная Библия . Издательство Оксфордского университета. п. 1243.
- ^ Стед, Майкл Р. и Рейн, Джон В. (2009). Интертекстуальность Захарии 1–8 . Континуум Интернэшнл. п. 40.
- ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 289–301.
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Р. Кэмпбелл (1931). Призмы Асархаддона и Ашшурбанипала найдены в Ниневии . Издательство Оксфордского университета. стр. 9, 25.
- ^ Бартон, Джордж А. (1917). Археология и Библия . Американский союз воскресных школ. п. 381.
- ^ Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Брилл. стр. 151, 329.
- ^ Перейти обратно: а б Черный обелиск в Британском музее. Перевод адаптирован К. К. Хэнсоном из книги Лакенбилла, Дэниела Дэвида (1927). Древние записи Ассирии и Вавилонии. Том. 1. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- ^ Хагелия, Холлвард (январь 2004 г.). «Первая диссертация надписи Тель-Дан». Скандинавский журнал Ветхого Завета . Том 18, Выпуск 1, с. 136
- ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 287–288.
- ^ Кросс, Фрэнк Мур (март – апрель 1999 г.). «Печать царя Езекии несет финикийские образы» . Обзор библейской археологии .
- ^ Перейти обратно: а б Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , с. 284
- ^ Тетли, М. Кристина (2005). Реконструированная хронология Разделенного царства . Айзенбрауны. п. 99.
- ^ Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа о людях и местах древней Западной Азии: Ближний Восток от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Рутледж. п. 342
- ^ Уайзман, диджей (1991). Навуходоносор и Вавилон . Издательство Оксфордского университета. стр. 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б с Гинзбург, HL в Притчарде, 1969 , с. 492
- ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 291
- ^ "Анналы Тиглатпаласара" . Ливиус.орг. Перевод на английский Лео Оппенгейма. Цитата: «Я [Тиглатпаласар III] получил дань от… Менахема Самарийского… золото, серебро,…»
- ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 283
- ^ Перейти обратно: а б Стела Меша в Лувре. Перевод К. К. Хэнсона (адаптировано из Albright 1969: 320–21).
- ^ Берч, Сэмюэл и Сэйс, AH (1873). «Записи прошлого: английские переводы древних памятников Египта и Западной Азии» . Общество библейской археологии . п. 13.
- ^ *Ворота Иштар », перевод Иоахима Марцана, Ворота Иштар, Путь процессий, Новогодний фестиваль Вавилона . Майнц-на-Рейне, Германия: Филипп фон Зауберн, 1995.
- ^ Бордман, Джон. Кембриджская древняя история . Том. III Часть 2. с. 408.
- ^ Липшиц, Одед (2005). Падение и возвышение Иерусалима: Иудея под вавилонским правлением . Айзенбрауны. п. 80
- ^ Гринспун, Леонард (ноябрь 2007 г.). «Запись о доставке золота главным евнухом Навуходоносора II». Обзор библейской археологии . 33 (6): 18.
- ^ «Набу-шарруссу-укин, говоришь?» . Британское наследие . 28 (6): 8 января 2008 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 297
- ^ Лемче, Нильс Петер (2008). Ветхий Завет между теологией и историей: критический обзор . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 147–148. ISBN 9780664232450 .
- ^ Дэвис, Филип Р. (1995). В поисках «древнего Израиля»: исследование библейского происхождения . А&С Черный. п. 64. ИСБН 9781850757375 .
- ^ Граббе, Лестер Л. (2007). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? Нью-Йорк: T&T Кларк. п. 134
- ^ Вандеркам, Джеймс С. (2001). Введение в ранний иудаизм . Вм. Б. Эрдманс. п. 7.
- ^ " "Анналы Саргона" . Архивировано 19 июня 2015 г. в Wayback Machine . Отрывок из "Великой надписи во дворце Хорсабад", тр. Юлиус Опперт, в Records of the Past , т. 9. Лондон: Сэмюэл Багстер и сыновья, 1877. стр. 3–20.
- ^ Рид, Джулиан (октябрь 1975 г.). «Источники Сеннахирима: Призмы» . Журнал клинописных исследований , Vol. 27, № 4. С. 189–196.
- ^ Липинский, Эдвард и др. (1995). Иммиграция и эмиграция на древнем Ближнем Востоке . Издательство Peeters и факультет востоковедения, Левен. стр. 36–41, 48.
- ^ Лакенбилл, Д.Д. (апрель 1925 г.). «Первая надпись Салмансара V» . Американский журнал семитских языков и литературы , Vol. 41, № 3. С. 162–164.
- ^ Куган и др., 2010 , с. 1016 [2]
- ^ Томасон, Эллисон Кармель (2004). «От бронзы Сеннахирима к ногам Тахарки: концепции материального мира в Ниневии» . Том. 66. Материалы 49-го Международного ассириологического собрания, часть первая. стр. 151–162
- ^ Куган и др., 2010 , с. 674
- ^ Брайант, Пьер (2002). От Кира до Александра: История Персидской империи . Айзенбрауны. п. 487.
- ^ Оппенгейм, А.Л. и Розенталь, Ф. в Pritchard 1969 , стр. 282–284, 655.
- ^ Феншам, Фрэнк Чарльз (1982). Книги Ездры и Неемии . Эрдманс. п. 69.
- ^ Брайант, Пьер (2006). От Кира до Александра: История Персидской империи . Айзенбраунс, 2006, с. 554.
- ^ Бар-Кохва, Бецалель (1989). Иуда Маккавей: Борьба евреев против Селевкидов . Издательство Кембриджского университета. п. 190–193. ISBN 0-521-32352-5 .
- ^ Шварц, Дэниел Р. (2008). 2 Маккавея . Вальтер де Грюйтер. стр. 13
- ^ Полибий , Книга 33 Глава 18
- ^ Перейти обратно: а б Уортингтон, Ян, Александр Великий: Человек и Бог , Рутледж, 2014, с. 66 [3]
- ^ Перейти обратно: а б Эсхин, 3.219 против Ктесифона
- ^ Мёркхольм О., Грирсон П. и Вестермарк У. (1991). Ранняя эллинистическая чеканка от воцарения Александра до Апамейского мира (336–188 до н.э.) . Издательство Кембриджского университета. п. 42.
- ^ Сколник, Бенджамин Эдидин (2010). Определение иудаизма: Маттафия и судьба его народа . Университетское издательство Америки. п. 226.
- ^ Полибий , Книга 1 Глава 3
- ^ Британский музей, # HPB, p150.1.C ( в онлайн-коллекции )
- ^ Чемпион, Крейдж Б. (2004). Культурная политика в истории Полибия . Издательство Калифорнийского университета. п. 188.
- ^ Полибий , Книга 31 Глава 21
- ^ Британский музей, # TC, p203.2.AntIV ( в онлайн-коллекции )
- ^ Грейнджер, Джон Д. (1997). Селевкидская просопография и географический справочник . Брилл. п. 28. Цитирование избранных надписей восточных греков 252.
- ^ Британский музей, № 1995,0605.73 ( в онлайн-коллекции )
- ^ Бартлетт-младший (1973). Первая и Вторая книги Маккавеев . Издательство Кембриджского университета. п. 158.
- ^ Бинг, Д. и Сиверс, Дж. « Антиох VI ». Энциклопедия Ираника . Проверено 12 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эстин, А.Е. (1989). Кембриджская древняя история . Том 8. Издательство Кембриджского университета. п. 369.
- ^ Полибий , Книга 21 Глава 47
- ^ Гудман, Мартин; Бартон, Джон; и Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий: апокрифы . Издательство Оксфордского университета, 2001. с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Гера, Дов (1998). Иудея и средиземноморская политика: 219–161 гг. до н. э. Брилл. п. 12.
- ^ Кир берет Вавилон (530 г. до н. э.) (Livius.org)
- ^ Перейти обратно: а б Куган и др., 2010 , с. 1592 г.
- ^ Грюн, Эрих С. (1986). Эллинистический мир и приход Рима . Том 1. Калифорнийский университет Press, 1986. с. 573. Цитируя Полибия , книга 30, глава 1.
- ^ Космин, Пол Дж . (2014). Земля королей слонов: пространство, территория и идеология в империи Селевкидов . Издательство Гарвардского университета . п. 135. ИСБН 978-0-674-72882-0 . Цитируемый древний источник — «Еврейские древности» Иосифа Флавия .
- ^ Перейти обратно: а б Солсбери, Джойс Э. (2001). Энциклопедия женщин древнего мира . АВС-КЛИО. стр. 55–57.
- ^ Фолмер, ML (1995). Арамейский язык в период Ахеменидов: исследование лингвистических вариаций . Издательство Питерс. стр. 27–28.
- ^ Астин, AE (1989). Кембриджская древняя история . Том 8. Издательство Кембриджского университета. п. 358.
- ^ Куган и др., 2010 , с. 1574 г.
- ^ Полибий , Книга 31 Глава 19
- ^ Перейти обратно: а б Рахим Шаеган, М. (2011). Аршакиды и сасаниды: политическая идеология в постэллинистической и позднеантичной Персии . Издательство Кембриджского университета. п. 68.
- ^ Джоннес Л. и Рикл М. (1997). Новая королевская надпись из Фригии Парорей: Евмен II дарует Тририайону статус полиса . Анатолийская эпиграфика . 1997, стр. 4–9.
- ^ Джеффри В. Бромили (1982). Международная стандартная библейская энциклопедия . Вм. Б. Эрдманс. стр. 199–200. Цитируя Полибия , книга 21, глава 45.
- ^ Шварц, Дэниел Р. (2008). 2 Маккавея Вальтер де Грюйтер. п. 192. Цитирование избранных надписей восточных греков 247.
- ^ Куган и др., 2010 , с. 1604 г.
- ^ Куган и др., 2010 , с. 1576 г.
- ^ Томпсон, Томас Л. и Вайденбаум, Филипп (2014). Библия и эллинизм: греческое влияние на еврейскую и раннехристианскую литературу . Рутледж. п. 203.
- ^ Британский музей, № 1968,1207.9 ( в онлайн-коллекции )
- ^ Уорри, Джон (1991). Александр 334–323 гг. до н. э.: Завоевание Персидской империи . Скопа. п. 8.
- ^ Британский музей, № 1896,0703.195 ( в онлайн-коллекции )
- ^ Полибий , Книга 4 Глава 22
- ^ Гера, Дов (1998). Иудея и средиземноморская политика: 219–161 гг. до н. э. Брилл. п. 12. Цитирование избранных надписей восточных греков 760 г.
- ^ Полибий , Книга 39 Глава 18
- ^ Древности, Б. XII, Хр. 4 § 10
- ^ Граббе, Лестер Л., Введение в иудаизм первого века: еврейская религия и история в период Второго Храма , A&C Black, 1996, стр. 22 [4]
- ^ Миллар, Фергюс, Римский Ближний Восток, 31 г. до н.э. – 337 г. н.э. , издательство Гарвардского университета, 1993, стр. 70 [5]
- ^ Фельдман, Луи Х., Иосиф Флавий, Библия и история , Брилл, 1989, стр. 18 [6]
- ^ Древности , Книга XVIII гл. 5 § 2
- ^ Август (римский император) в Британской энциклопедии
- ^ Иосиф Флавий, Иудейские древности , Книга 18, главы 33-35-95-97.
- ^ Перейти обратно: а б Мецгер, Брюс М.; Куган, Майкл, ред. (1993). Оксфордский справочник Библии . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . п. 97 . ISBN 978-0195046458 .
- ^ Призрак, Майкл (14 августа 1992 г.). «Могила может содержать кости священника, судившего Иисуса» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ Чарльзуорт, Джеймс Х. (2006). Иисус и археология . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс . стр. 323–329. ISBN 978-0802848802 .
- ^ Перейти обратно: а б Древности , Б. XVII, Хр. 8, § 1
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны , перевод Уильяма Уистона, Книга 2, Chr. 6, пар. 3
- ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские древности 18.118» . lexundria.com . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Канаэль, Барух Древние еврейские монеты и их историческое значение в книге «Библейский археолог», том. 26, № 2 (май 1963 г.), с. 52
- ^ Тохер, Марк, в « Ирод и Август: документы, представленные на конференции IJS, 21-23 июня 2005 г.» (под редакцией Джейкобсона, Дэвида М. и Коккиноса, Никоса), Brill, 2009, стр. 71 [7]
- ^ Николай Дамаскин, Автобиография , перевод CMHall, фрагмент 134
- ^ Перейти обратно: а б Древности , Б. XVIII Хр. 5 § 4
- ^ Хонер, Гарольд В., Ирод Антипа: современник Иисуса Христа , Зондерван, 1980, стр. 133–134.
- ^ Древности , Книга 20, Глава 9.
- ^ Древности , Книга 18, Глава 3; Книга 20, Глава 9
- ↑ Анналы , Книга 15, Глава 44.
- ^ Древности , Книга 18, Глава 5.
- ^ «Найдена гробница апостола Филиппа» . biblicalarchaeology.org. 16 августа 2014 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
- ^ Древности , Б. XVII, Хр. 11 § 4
- ^ Майерс, Э.А., Итурейцы и римский Ближний Восток: переоценка источников [8] , Cambridge University Press 2010, стр. 111
- ^ Перейти обратно: а б Фридман, Д.Н. (редактор), Библейский словарь Эрдмана [9] , Wm. Б. Эрдманс 2000, Филипп Тетрарх : с. 584, Нергал-Шарезер : с. 959
- ^ Тейлор, Джоан Э., Понтий Пилат и императорский культ в римской Иудее в исследованиях Нового Завета , 52:564–565, Cambridge University Press, 2006 г.
- ^ Пилат Стоун , перевод К. К. Хэнсона и Дугласа Э. Окмана
- ^ Перейти обратно: а б Древности , Б. XVIII Хр. 1 § 1
- ^ Левик, Барбара, Правительство Римской империи: Справочник [10] , 2-е изд. Рутледж 2000, с. 75
- ^ Саломея в Британской энциклопедии
- ^ Перейти обратно: а б Письмо к коринфянам (Климент)
- ↑ Из изложения пророчеств Господних.
- ^ Перейти обратно: а б Послание Игнатия к римлянам
- ^ Послание Игнатия к Смирнеянам
- ^ Марк Веллей Патеркул, Римская история , Книга 2, Chr. 122
- ^ Древности , Б. XX Хр. 5 § 2
- ^ Перейти обратно: а б с д Древности , Б. XX Хр. 7
- ^ Гай Светоний Транквилл, Двенадцать Цезарей , перевод Дж. К. Рольфа, Книга V, пар. 28
- ^ Корнелиус Тацит, Анналы , перевод Альфреда Джона Черча и Уильяма Джексона Бродрибба, Книга XII Chr. 54
- ^ Кейт, Роберт Л., Несвоевременно рожденный: жизнь и служение апостола Павла , издательство Mercer University Press, 2006, стр. 117, 120 [11]
- ^ Древности , Б. XVIII Хр. 5 § 1
- ^ Хили, Джон Ф., Учебник сирийских семитских надписей, Том IV: Арамейские надписи и документы римского периода , Oxford University Press, 2009, стр. 55–57, 77–79 и т. д.
- ^ Галил, Гершон и Вайнфельд, Моше, Исследования по исторической географии и библейской историографии: представлено Захарии Каллаю (Дополнения к Vetus Testum) , Brill Academic Publishers 2000, стр. 85
- ^ Корнелиус Тацит, «Истории » в переводе Альфреда Джона Черча и Уильяма Джексона Бродрибба, Книга II, пар. 2
- ^ Бургерс, П., Чеканка монет и государственные расходы: Царствование Клавдия, 41–54 гг. Н.э. [12] в Historia: Journal of Ancient History Vol 50, No. 1 (1-й квартал 2001 г.), стр. 96–114.
- ^ Борген, Педер, Раннее христианство и эллинистический иудаизм , T&T Clark, 1998, стр. 55 [13]
- ^ Луций Анней Сенека, Письмо 104 из Epistulae Morales ad Lucilius , перевод Ричарда М. Гаммере
- ^ Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик, Надпись Галлиона, заархивированная 18 мая 2011 г. в Wayback Machine , перевод К. К. Хэнсона (адаптировано из Конзельмана и Фицмайера).
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Жизнь Флавия Иосифа Флавия , перевод Уильяма Уистона, параграф 38.
- ^ Гамалиил I в Еврейской энциклопедии.
- ^ Древности , Б. XVIII Хр. 6 § 1
- ^ Брюс, Ф.Ф. Книга Деяний (переработанная) , часть Нового международного комментария к Новому Завету , Wm. Б. Эрдманс, 1988 г.
- ^ Кинман, Брент, Въезд Иисуса в Иерусалим: в контексте теологии Лукана и политики его дней , BRILL, 1995, стр. 18 [14]
- ^ Coinweek - NGC Ancients: римские монеты императора Нерона
- ^ Святой Павел
- ^ Святой Поликарп
- ^ Послание Игнатия к Ефесянам.
- ^ Древности , Книга XX, Chr. 8, § 9
- ^ Ямазаки-Рэнсом, К., Римская империя в повествовании Луки , Continuum, 2010, стр. 145 [15]
- ^ Перейти обратно: а б Девер, Уильям Г. (2017). За пределами текстов: археологический портрет Древнего Израиля и Иуды . СБЛ Пресс. п. 492. ИСБН 9780884142171 .
- ^ Перейти обратно: а б Ирвин, Стюарт А. (2002). «Возвышение дома Ииуя» . В Дирмане, Дж. Эндрю; Грэм, М. Патрик (ред.). Земля, которую я вам покажу: Очерки истории и археологии Древнего Ближнего Востока в честь Дж. Максвелла Миллера . А&С Черный. стр. 113–115. ISBN 9780567355805 .
- ^ Бекинг, Боб EJH; Граббе, Лестер, ред. (2010). Между доказательствами и идеологией: очерки истории древнего Израиля, прочитанные на совместном заседании Общества изучения Ветхого Завета и Oud Sampleisch Werkgezelschap Lincoln . Брилл. п. 18. ISBN 9789004187375 .
- ^ Хельцер, Майкл, ПЕЧАТЬ АШАЯХУ . В Hallo, 2000 , Vol. II стр. 204
- ^ Авигад, Нахман (1997). Корпус западно-семитских печатей (2-е изд.). Институт археологии Еврейского университета в Иерусалиме. п. 237. ИСБН 978-9652081384 . ; WSS 90, опубликованный Израильской академией наук и гуманитарных наук.
- ^ Перейти обратно: а б с Шнайдер, Цви, Шесть библейских подписей: обнаружены печати и отпечатки печатей шести библейских персонажей» , Biblical Archeology Review , июль/август 1991 г.
- ^ Граббе, Лестер Л., Можно ли написать «Историю Израиля»? , Continuum International, 1997, стр. 80–82 [16]
- ^ Перейти обратно: а б Микитюк, Лоуренс Дж., Идентификация библейских личностей в семитских надписях северо-запада 1200–539 гг. до н.э. , Общество библейской литературы, 2004, Баалис : стр. 242 [17] ; Иеровоам : с. 136 [18]
- ^ Олбрайт, WF (октябрь 1942 г.). «Вотивная стела, воздвигнутая Бен-Хададом I из Дамаска богу Мелькарту». Бюллетень американских школ восточных исследований . 87 (87): 23–29. дои : 10.2307/1355460 . JSTOR 1355460 . S2CID 163203878 .
- ^ Кухня, Калифорния (2006). О достоверности Ветхого Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0396-2 .
- ^ Ксенофонт Афинский, Hellenica , Книга 1, Глава 2
- ^ ВандерКам, Джеймс К., От откровения к канону: исследования еврейской Библии и литературы Второго Храма, Том 2000 , Брилл, 2002, стр. 181 [19]
- ^ Фридман, Дэвид Н., Единство еврейской Библии , University of Michigan Press, 1993, стр. 93 [20]
- ^ Райт, Г. Эрнест, Некоторые личные печати иудейских королевских чиновников [21] в «Библейском археологе» , Vol. 1, № 2 (май 1938 г.), стр. 10–12.
- ^ Уникальное библейское открытие на месте раскопок Города Давида [22] , Министерство иностранных дел Израиля; 18 августа 2008 г. Проверено 16 ноября 2009 г.
- ^ Огден, Д. Келли Булла *2 «Гемарьяху бен Шафану» , опубликовано Университетом Бригама Янга. Департамент религиозного образования
- ^ Райт, Г. Эрнест Джудин Лахиш в «Библейском археологе» , Vol. 18, № 1 (февраль 1955 г.), стр. 9–17.
- ^ Жозетт Элайи, Новый свет на идентификацию печати священника Ханана, сына Хилкияху (2 Царств 22), Bibliotheca Orientalis, 5/6, сентябрь – ноябрь 1992 г., 680–685.
- ^ Мазар, Эйлат. Это «подпись пророка Исайи?» Обзор библейской археологии 44:2, март/апрель, май/июнь 2018 г.
- ↑ Находка библейских размеров: печать пророка Исайи, найденная в Иерусалиме . Аманда Боршель-Дан. Таймс Израиля. 22 февраля 2018 г. Цитата: «Крошечный глиняный кусочек, случайно обнаруженный рядом с печатью, идентифицированной с царем Езекией, может быть первым доказательством существования пророка, хотя недостающая буква оставляет место для сомнений».
- ^ «Подпись Исайи обнаружена в Иерусалиме: свидетельства пророка Исайи?» Меган Сотер. Библейская история ежедневно. Общество библейской археологии. 22 февраля 2018 г. Цитата Мазара: «Поскольку булла в конце слова нви была слегка повреждена , неизвестно, заканчивалось ли оно первоначально еврейской буквой алеф , в результате чего образовалось еврейское слово, обозначающее «пророк», и Однако отсутствие этой последней буквы требует, чтобы мы оставили открытой возможность того, что это могло быть просто имя Нави. Однако имя Исайи ясно».
- ^ Атас, Джордж (2006). Надпись Тель-Дан: переоценка и новое введение . А&С Черный. стр. 240–242. ISBN 9780567040435 .
- ↑ Глиняная печать связана с Библией в The Washington Times , среда, 1 октября 2008 г.
- ^ Авигад, Нахман, Писец Варух и Иерахмиэль, царский сын [23] в «Библейском археологе» , Vol. 42, № 2 (весна 1979 г.), стр. 114–118.
- ^ Бордман, Джон, Кембриджская древняя история, Том. 3 Часть 1 , с. 501 [24]
- ^ Корпель, Марджо, Калифорния, Дебаты ученых «Печать Иезавели» , Обзор библейской археологии
- ^ Олбрайт, ВФ в Притчарде, 1969 , стр. 569
- ^ Вайс, Бари. История 2600-летней печати Кем был Натан-Мелех, царский слуга? Нью-Йорк Таймс. 30 марта 2019 г.
- ↑ В Городе Давида обнаружена печать возрастом 2600 лет . Иерусалим Пост. 1 апреля 2019 г.
- ^ Хроники третьего года Нериглиссара , перевод адаптирован из А. К. Грейсона и Жан-Жака Гласснера
- ↑ Дойч, Роберт, Выслеживание Шебнаягу, слуги царя в обзоре библейской археологии, май / июнь 2009 г.
- ^ Катальдо, Иеремия В. (2009). Теократический Йехуд?: Проблемы управления в персидской провинции . Издательство Блумсбери США. п. 91. ISBN 978-0-567-54223-6 .
- ^ Граббе, Лестер Л., Израиль в переходный период: от поздней бронзы II к железу IIa (ок. 1250–850 до н.э.) , Continuum International Publishing Group, 2010, стр. 84 [25]
- ^ Шрайбер, Н., Кипро-финикийская керамика железного века , Брилл, 2003, стр. 87 [26]
- ^ Стейтлер, Чарльз (2010). «Библейский царь Той из Хамата и позднехеттское государство «П/Валас(а)тин» ». Бибише Нотизен (146): 95.
- ^ История царя Давида в свете новых эпиграфических и археологических данных , ( ссылка ), веб-сайт Хайфского университета, со ссылкой на публикации Гершона Галила за 2013-2014 гг.
- ^ Саймон, Жолт (2014). «Заметки об анатолийском происхождении пчел Тель-Рехова и исторической географии лувийских государств в 10 веке до нашей эры» . В Чабаи, Золтан (ред.). Исследования по экономической и социальной истории Древнего Ближнего Востока памяти Петера Варгиаса . Университет Печа , факультет древней истории. стр. 724–725. ISBN 9789632367958 .
- ^ Гайдн, Хауэлл М. Азария Иудейский и Тиглатпаласар III в Журнале библейской литературы , Том. 28, № 2 (1909), стр. 182–199.
- ^ Дэй, Джон В поисках Израиля до изгнания: материалы Оксфордского семинара по Ветхому Завету с. 376
- ^ Хили, Джон Ф., Религия набатеев: обзор , Брилл, 2001, стр. 29 [27]
- ^ Авигад, Н. (1962). «Хранилище письменных оссуариев в Кедронской долине» . Израильский журнал исследований . 12 (1): 1–12. ISSN 0021-2059 . JSTOR 27924877 . LCCN 53036113 . ОЛ 32001168М . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Эванс, Крейг А. (2006). «Раскопки Каиафы, Пилата и Симона Киринеянина». В Чарльзворте, Джеймс Х. (ред.). Иисус и археология . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . п. 338. ИСБН 0-8028-4880-Х . OCLC 1302072225 . ОЛ 7904215М . Проверено 27 марта 2022 г. - из Интернет-архива .
- ^ Вандеркам, Джеймс К., в «Континуальной истории апокалиптики» [28] (под редакцией Макгинна, Бернарда Дж.; Коллинза, Джона Дж.; Штейна, Стивена Дж.), Continuum, 2003, стр. 133
- ^ Франкфуртер, Дэвид, Паломничество и святое пространство в позднеантичном Египте [29] , Брилл, 1998, стр. 206
- ^ «PH209961» . Греческие надписи с возможностью поиска . Гуманитарный институт Паккарда . Проверено 18 мая 2012 г. Надпись: латынь : ERASTVS. ПРО. дирхам. SP STRAVIT , сокращенно ERASTUS PRO AEDILITATE SUA PECUNIA STRAVIT .
- ^ ГИЛЛ, Дэвид (1989). «Дэвид У. Дж. Гилл, «Эрастус Эдил». Tyndale Bulletin 40.2 (1989): 298». Бюллетень Тиндейла 40.2 : 298.
- ^ Д. Бараг и Д. Флюссер, Костница Иоханы, внучки первосвященника Теофила , Israel Exploration Journal , 36 (1986), 39–44.
- ^ Ричард Бокэм, Женщины-евангелисты: исследования названных женщин в Евангелиях (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 2002), 143
- ^ Керр, CM, Международная стандартная библейская энциклопедия , Wm. Б. Эрдманс 1939, запись Лисаний [30]
- ^ Моррис, Леон, Люк: введение и комментарий [31] Wm. Б. Эрдманс 1988, с. 28
- ^ Перейти обратно: а б Гилл, Дэвид У.Дж. (ред.) и Гемпф, Конрад (ред.), Книга Деяний в греко-римском контексте [32] Wm. Б. Эрдманс 1994, с. 282
- ^ Бромили, Джеффри В. (редактор), Международная стандартная библейская энциклопедия, том. III: К–П [33] Wm. Б. Эрдманс 1986, стр. 729–730 (запись Паулюс, Сергий )
Библиография
[ редактировать ]- Куган, доктор медицины ; Бреттлер, Миннесота ; Ньюсом, Калифорния; и др., ред. (2010). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифами (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195289602 .
- Привет, Уильям В. , изд. (1997–2002). Контекст Священного Писания . Брилл. ISBN 9789004131057 . OCLC 902087326 . (3 тома)
- Флавий, Иосиф Флавий . . Перевод Уистона, Уильяма .
- Полибий . Истории . Перевод Шакбурга, Эвелин Ширли .
- Причард, Джеймс Б. , изд. (1969). Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету, с дополнениями (3-е изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691035031 . OCLC 5342384 .