Jump to content

Список библейских персонажей, указанных во внебиблейских источниках

Это библейские персонажи, однозначно идентифицированные в современных источниках согласно консенсусу ученых . Библейские персонажи, которые идентифицированы в артефактах сомнительной подлинности, например, в Надписи Иоаса и буллах Варуха бен Нерии , или которые упоминаются в древних, но несовременных документах, таких как Давид и Валаам , [n 1] исключены из этого списка.

Еврейская Библия

[ редактировать ]
Тиглатпаласар III: стела из стен его дворца ( Британский музей , Лондон ).

Хотя первое упоминание названия « Израиль » в археологии относится к 13 веку до нашей эры, [1] Современная информация об израильской нации до 9 века до нашей эры чрезвычайно скудна. [2] В последующие столетия в небольшом количестве местных документов на иврите, в основном печатей и булл , упоминается библейский характер. Тем не менее, более обширная информация доступна в царских надписях соседних царств, особенно Вавилона , Ассирии и Египта . [2]

Имя Заголовок Дата (до н.э.) [n 2] Аттестация и примечания Библейские ссылки [n 3]
Драматический Принц Ассирии в 681 Идентифицирован как убийца своего отца Сеннахирима в Библии и в ассирийском письме Асархаддону ( ABL 1091), где он назван «Арда-Мулисси». [3] [4] Является. 37:38 , 2 кг. 19:37
Ахав Царь Израиля в. 874 – ок. 853 Идентифицирован в современной на Курхском монолите. надписи Салмансара III [5] в котором описывается битва при Каркаре и упоминаются «2000 колесниц и 10 000 солдат Ахава Израильтянина», побежденных Салманасаром, хотя фактическое количество колесниц оспаривается. [6] 1 кг. 17 , 2 Пар. 18
Ахаз Царь Иудеи в. 732 – ок. 716 Упоминается в современной сводной надписи Тиглатпаласара III , в которой записано, что он получил дань от «Иоахаза Иудейского». [7] Также встречается в царских буллах, принадлежащих самому Ахазу. [8] и его сын Езекия. [9] 2 кг. 16 , Ос. 1:1 , Ми. 1:1 , Ис. 1:1
Априес Фараон Египта 589–570 Также известен как Хофра; назван в многочисленных надписях того времени, в том числе в капителях колонн его дворца. [10] [11] Геродот говорит о нем в «Истории II», 161–171. [12] Потому что. 44:30
Артаксеркс I Король Персии 465–424 Широко отождествляется с «Артаксерксом» в книге Неемии . [13] [14] Он также встречается в трудах современного историка Фукидида . [15] Ученые расходятся во мнениях относительно того, был ли царем во времена Ездры тот же самый или Артаксеркс II . Нех. 2:1 , Неем. 5:14
Ашурбанипал Царь Ассирии 668 – ок. 627 Обычно отождествляется с «великим и благородным Оснаппером», упомянутым в Книге Ездры . [16] [17] Его имя сохранилось в его собственных сочинениях, описывающих его военные кампании против Элама , Суз и других народов. [18] [19] Эзр. 4:10
Валтасар Соправитель Вавилона в. 553–539 Упоминается его отцом Набонидом в Цилиндре Набонида . [20] Согласно другой вавилонской табличке, Набонид «вручил ему царствование», когда предпринял длительную военную кампанию. [21] Дн. 5 , Дн. 7:1 , Дан. 8:1
Бен-Хадад II (Хададезер) Царь Арама Дамаска в. 865–842 Упоминается в Курхских монолитах как один из царей, предположительно побежденных Салманасаром III Ассирии. 3 Царств 20 , 3 Царств 22 , 2 Царств 8:7
Бен-Хадад III Царь Арама Дамаска начало 8 века Упоминается на стеле Заккура . [22] Сын Азаила , его по-разному называют Бен-Хадад/Бар-Хадад II/III. 2 кг. 13:3 , 2 кг. 13:24
Кир II Король Персии 559–530 Встречается во многих древних надписях, особенно в Цилиндре Кира . [23] Он также упоминается в Геродота » «Истории . Является. 45:1 , Дан. 1:21
Дарий I Король Персии 522–486 Упоминается в книгах Аггея , Захарии и Ездры . [24] [25] Он является автором Бехистунской надписи . Он также упоминается в Геродота » «Истории . рт.ст. 1:1 , Езр. 5:6
Асархаддон Царь Ассирии 681–669 Его имя сохранилось в его собственных сочинениях, а также в сочинениях его сына Ашшурбанипала. [26] [27] Является. 37:38 , Езр. 4:2 , 2 кг. 19:37
Амель-Мардук
(Злой Меродах)
Царь Вавилона в. 562–560 Его имя (аккадский Амел-Мардук ) и титул были найдены на вазе из его дворца. [28] и на нескольких клинописных табличках. [29] 2 кг. 25:27 , Иер. 52:31
Азаил Царь Арама Дамаска в. 842 – ок. 800 Салманасар III из Ассирии записывает, что он победил Азаила в битве и захватил у него много колесниц и лошадей. [30] Большинство ученых считают, что Азаил был автором стелы Тель-Дан . [31] 1 кг. 19:15 , 2 кг. 8:8 , 4 Царств 12:18 , Ам. 1:4
Езекия Царь Иудеи в. 715 – ок. 686 Сеннахирим сохранил отчет о том, как он осадил «Езекию, еврея», который «не подчинился моему игу», в своей столице Иерусалиме. [32] Также была найдена булла с именем и титулом Езекии, на которой было написано: «Принадлежащая Езекии [сыну] Ахаза, царя Иудейского». [9] [33] 2 кг. 16:20 , Прв. 25:1 , Ос. 1:1 , Ми. 1:1 , Ис. 1:1
Осия Царь Израиля в. 732 – ок. 723 Его привел к власти Тилгатпаласар III, царь Ассирии, как записано в его Анналах , найденных в Калахе. [34] 2 кг. 15:30 , 2 кг. 18:1
Иоас Царь Израиля в. 798 – ок. 782 Упоминается в записях Адад-Нирари III Ассирии как «Иоас Самарии». [35] [36] 2 кг. 13:10 , 2 Пар. 25:17
Иехония Царь Иудеи 598–597 Он был взят в плен в Вавилон после того, как Навуходоносор впервые захватил Иерусалим. В текстах из Южного дворца Навуходоносора записаны пайки , данные «Иехонии, царю иудейскому» (аккадский: Яукин сар Яудая ). [37] 2 кг. 25:14 , Иер. 52:31
Ииуй Царь Израиля в. 841 – ок. 814 Упоминается на Чёрном Обелиске . [30] 1 кг. 19:16 , Ос. 1:4
Йоханан Первосвященник Израиля в. 410 – ок. 371 Упоминается в письме из Слоновьих папирусов. [38] Нех. 12:22–23
Джотам Царь Иудеи в. 740 – ок. 732 идентифицирован как отец царя Ахаза На современной глиняной булле с надписью «Ахаза [сына] Иотама, царя Иудеи». [8] 2 кг. 15:5 , Ос. 1:1 , Ми. 1:1 , Ис. 1:1
Манассия Царь Иудеи в. 687 – ок. 643 Упоминается в трудах Асархаддона, который называет его одним из царей, приносивших ему дары и помогавших ему завоевать Египет. [27] [39] 2 кг. 20:21 , Иер. 15:4
Менахем Царь Израиля в. 752 – ок. 742 Летопись Тиглатпаласара ( АНЕТ) 3 283 ) [40] запись, что Менахем платил ему дань, как сказано в Книгах Царств. [41] 2 кг. 15:14–23
Меша Царь Моава эт. в. 840 Автор Стелы Меша . [42] 2 кг. 3:4
Меродах-Баладан Царь Вавилона 722–710 Назван в Великой надписи Саргона II в его дворце в Хорсабате. [43] Также называется «Беродах-Баладан» (аккадский: Мардук-апла-иддина ). Является. 39:1 , 2 кг. 20:12
Навуходоносор II Царь Вавилона в. 605–562 Упоминается во многих современных источниках, в том числе в надписи на Воротах Иштар , которые он построил. [44] Также называется Навуходоносором (аккадский: Набу-кудурри-усур ). Эз. 26:7 , Дан. 1:1 , 2 кг. 24:1
Навузардан Вавилонский чиновник эт. в. 587 Упоминается на призме в Стамбуле (№ 7834), найденной в Вавилоне, где он числится «главным поваром». [45] [46] Джер. 52:12 , 2 кг. 25:8
Ор-Сарсеким Главный евнух Вавилона эт. в. 587 На вавилонской табличке указан как Набу-шарруссу-укин. [47] [48] Потому что. 39:3
Нечо II Фараон Египта в. 610 – ок. 595 Упоминается в трудах Ашшурбанипала. [49] 2 кг. 23:29 , Иер. 46:2
Омри Царь Израиля в. 880 – ок. 874 Упоминается вместе со своим неназванным сыном или преемником на стеле Меша . [42] Его династия стала в Ассирийской империи . прозвищем Израильского царства [50] [51] 1 кг. 16:16 , Ми. 6:16
Пеках Царь Израиля в. 740 – ок. 732 Упоминается в летописях Тиглатпаласара III. [34] 2 кг. 15:25 , Ис. 7:1
Резина Царь Арама Дамаска умер в. 732 Данник Тиглатпаласара III Ассирии и последнего царя Арама Дамаска. [52] Согласно Библии, в конце концов он был казнен Тиглатпаласаром. 2 кг. 16:7–9 , Ис. 7:1
Санбаллат Губернатор Самарии в 445 Ведущий деятель сопротивления, с которым столкнулся Неемия во время восстановления стен вокруг храма в Иерусалиме. Санаваллат упоминается в Элефантинских папирусах . [38] [53] Нех. 2:10 , Нех. 13:28
Саргон II Царь Ассирии 722–705 Он осадил и завоевал город Самарию и взял в плен многие тысячи людей, как записано в Библии и в надписи в его царском дворце. [54] Его имя, однако, не упоминается в библейском повествовании об этой осаде, а только в связи с осадой им Ашдода . Является. 20:1
Сеннахирим Царь Ассирии 705–681 Автор ряда надписей, обнаруженных близ Ниневии . [55] 2 кг. 18:13 , Ис. 36:1
Shalmaneser V Царь Ассирии 727–722 Упоминается на нескольких гирях королевского дворца, найденных в Нимруде. [56] Была найдена еще одна надпись, предположительно принадлежащая ему, но имя автора сохранилось лишь частично. [57] 2 кг. 17:3 , 2 кг. 18:9
Тахарка Фараон Египта, царь Куша 690–664 В книгах Царств и Исайи его называли «Тирхака, царь Куша». [58] Он упоминается в нескольких современных источниках, а в Ниневии были раскопаны фрагменты трех статуй, носящих его имя. [59] Является. 37:9 , 2 кг. 19:9
Таттенай Губернатор Эбер-Нари в 520 Известен из современных вавилонских документов. [60] [61] Он управлял персидской провинцией к западу от реки Евфрат во время правления Дария I. Эзр. 5:3 , Езр. 6:13
Тиглатпаласар III Царь Ассирии 745–727 Также называется «Пул» в Second Kings. Ему приписывают многочисленные сочинения, и он упоминается, среди прочего, в надписи Барракаба, царя Самаля. [62] Он сослал жителей захваченных им городов в Израиль. 2 кг. 15:19 , 2 кг. 15:29 , 2 кг. 16:7 , 2 кг. 16:10 , 1 Пар. 5:6
Ксеркс I Король Персии 486–465 В книгах Ездры и Есфири назван Артаксерксом. [17] [63] Ксеркс известен в археологии благодаря множеству табличек и памятников. [64] особенно « Ворота всех народов » в Персеполе. Он также упоминается в Геродота » «Истории . Это 1:1 , Дэн. 9:1 , Езр. 4:6

Второканонические каноны

[ редактировать ]
Клеопатра Тея с первым мужем Александром Баласом

В то время как девтероканон описывает события между восьмым и вторым веками до нашей эры, большинство исторически идентифицируемых людей, упомянутых во девтероканоне, жили примерно во время восстания Маккавеев (167–160 гг. До н.э.), во время которого Иудея была частью Империи Селевкидов . Монеты с именами правителей получили широкое распространение, и на многих из них был указан год эпохи Селевкидов , что позволяло точно датировать их.

Информация из первых рук также поступает от греческого историка Полибия (ок. 200 – ок. 118 до н. э.), чьи «Истории» охватывают большую часть того же периода, что и « Книги Маккавеев» , а также из греческих и вавилонских надписей. Иосиф Флавий также довольно подробно обсуждает восстание Маккавеев в Книге XII «Еврейские древности », хотя греческая версия книги 1 Маккавеев была одним из основных источников Иосифа Флавия, поэтому «Древности» некоторые ученые считают круговой ссылкой, а не действительно независимым подтверждением. [65]

Имя [n 4] Заголовок Дата (до н.э.) [n 2] Аттестация и примечания Ссылки на Священные Писания [n 3]
Александр ответил Король Азии [n 5] 150–146 Выдавал себя за сына Антиоха Епифана, как он также описан в 1-й Маккавейской книге. [66] » Полибия Упоминается в «Истории . [67] 1 Мак. 10:1 , 1 Макк. 11:1
Александр Великий Царь Македонии 336–323 Об этом говорит афинский оратор Эсхин . [68] [69] и идентифицирован на его монетах. [70] 1 Мак. 1:1 , 1 Макк. 6:2 1 Макк. 1:10
Антиох III Великий Король Азии 222–187 Упоминается современным историком Полибием . [71] [72] и монеты с его именем сохранились. [73] 1 Мак. 1:10 , 1 Макк. 8:6
Антиох IV Эпифан Король Азии 175–164 Полибия». Известно из « Истории [74] [75] и из современных монет. [76] 1 Мак. 10:1 , 2 Макк. 4:7
Antiochus V Eupator Король Азии 163–161 Казнен своим сводным братом Деметрием I, когда ему было 11 лет. Опознано в надписи из Дыми , [77] и на современных монетах. [78] 2 Мак. 2:20 , 2 Макк. 13:1
Антиох VI Дионис Король Азии 145–142 Правил лишь номинально, так как был очень молод, когда умер его отец. [79] но он идентифицирован на современных монетах. [80] 1 Мак. 11:39 , 1 Макк. 12:39
Антиох VII Сидет Король Азии 138–129 Свергнул с престола узурпатора Трифона. Чеканка того периода носит его имя. [81] 1 Макк. 15
Ариарат V Король Каппадокии 163–130 Упоминается Полибием. [82] [83] 1 Макк. 15:22
Арсиноя III Королева Египта 220–204 Замужем за своим братом Птолемеем IV. Было найдено несколько современных надписей, посвященных им. [84] 3 Мак. 1:1 , 3 Макк. 1:4
Астиаг Царь Мидии 585–550 Современные «Хроники Набонида» называют мятеж на поле битвы причиной свержения Астиага. [85] Бел и Дракон 1:1
Аттал II Филадельф Король Пергама 160–138 Известен из сочинений Полибия. [86] [87] 1 Макк. 15:22
Клеопатра Тея Королева Азии 126–121 Первая замужем за Александром Баласом, [88] позже Деметрию II и Антиоху VII, она стала единоличным правителем после смерти Деметрия. [89] Ее имя и портрет появляются на монетах того времени. [89] 1 Макк. 10:57–58
Дарий III Король Персии 336–330 Последний царь империи Ахеменидов , побежденный Александром Македонским. Упоминается в Самарийских папирусах. [90] 1 Макк. 1:1
Деметрий I Сотер Король Азии 161–150 О нем упоминается клинописная табличка, датированная 161 г. до н. э.: [91] и Полибий, лично общавшийся с Деметрием, упоминает его в своих «Историях» . [92] [93] 1 Мак. 7:1 , 1 Макк. 9:1
Деметрий II Никатор Король Азии 145–138 , 129 – 126 Правил частью царства одновременно с Антиохом VI и Трифоном. Он потерпел поражение от Антиоха VII, но восстановил трон в 129 г. до н.э. Упоминается в Вавилонских астрономических дневниках . [94] 1 Мак. 11:19 , 1 Макк. 13:34
Диодот Трифон Король Азии 142–138 Узурпировал престол после смерти Антиоха VI . Хотя Антиох VII переплавил большую часть своих монет, некоторые из них были найдены в Ортосиасе . [81] 1 Мак. 11:39 , 1 Макк. 12:39
Евмен II Сотер Король Пергама 197–159 Сохранилось несколько его писем. [95] и он упоминается Полибием. [96] 1 Макк. 8:8
Гелиодор Селевкидский легат в 178 Идентифицирован в современных надписях. [97] [98] 2 Мак. 3:7 , 2 Макк. 5:18 утра
Митридат I Царь Парфии 165–132 Также называется Арсаком . [86] Он захватил Деметрия II, как записано в Вавилонских астрономических дневниках. [94] 1 Мак. 14:2–3 , 1 Макк. 15:22
Персей Царь Македонии 179–168 Сын Филиппа В. [99] Упоминается Полибием. [100] и идентифицирован на его монетах. [101] 1 Макк. 8:5
Филипп II Царь Македонии 359–336 Отец Александра Македонского. Известен по современным монетам. [102] и упомянут Эсхином. [68] [69] 1 Мак. 1:1 , 1 Макк. 6:2
Philip V Царь Македонии 221–179 Его имя появляется на его монетах, [103] и в « Историях » Полибия . [104] 1 Макк. 8:5
Птолемей IV Филопатор Царь Египта 221–204 Упоминается вместе с женой и сестрой Арсиноей III в современных надписях Сирии и Финикии. [84] 3 Мак. 1:1 , 3 Макк. 3:12 утра
Птолемей VI Филометор Царь Египта 180–145 Упоминается в древних надписях. [105] и упоминается Полибием. [106] 1 Мак. 1:18 , 2 Макк. 9:29 утра
Симон II Первосвященник Израиля Конец III – начало II века. Хвалится в Сирахе за его очевидную роль в ремонте и укреплении Храма в Иерусалиме, также кратко упоминается в « Древностях» Иосифа Флавия. [107] 3 Мак. 2:1 , Сираха 50:1 , Сираха 50:20

Новый Завет

[ редактировать ]
Камея Блакас (20–50 гг. н.э.) с изображением римского императора Августа.

Безусловно, наиболее важными и наиболее подробными источниками по еврейской истории первого века являются работы еврейского историка Иосифа Флавия (37 – ок. 100 г. н.э.). [108] [109] В этих книгах упоминаются многие из тех же выдающихся политических деятелей, что и в книгах Нового Завета, и они имеют решающее значение для понимания исторических предпосылок возникновения христианства. [110] Иосиф Флавий также упоминает Иисуса и казнь Иоанна Крестителя. [111] хотя он не был современником ни того, ни другого. Помимо Иосифа Флавия, информация о некоторых фигурах Нового Завета поступает от римских историков, таких как Тацит и Светоний, а также из древних монет и надписей.

Лица, упомянутые в Евангелиях

[ редактировать ]
Имя [№ 6] Заголовок Аттестация и примечания Библейские ссылки [n 3]
Август Цезарь Император Рима Правил между 27 г. до н. э. и 14 г. н. э., в это время родился Иисус. Он оставил после себя множество зданий, монет и памятников. [112] включая надгробную надпись, в которой он описал свою жизнь и достижения. Его жизнь также подробно описана несколькими древнеримскими историками. Лк. 2:1
Каиафа Первосвященник Израиля Упоминается Иосифом Флавием в « Иудейских древностях» . [113] В 1990 году рабочие нашли богато украшенный склеп из известняка , прокладывая дорогу в Лесу Мира к югу от района Абу-Тор в Иерусалиме . [114] [115] Этот склеп выглядел подлинным и содержал человеческие останки. надпись Считалось, что арамейская сбоку гласила: «Иосиф, сын Каиафы», и на основании этого кости пожилого мужчины считались принадлежащими первосвященнику Каиафе. [114] [116] В 2011 году археологи из Университета Бар-Илан объявили о обнаружении украденного оссуария . На нем написан текст: «Мириам, дочь Йешуа, сына Каиафы, священника Маазии из Бет Имри». Дж. 18:13
Дж. 11:49
Лк. 3:2
Ирод Антипа Тетрарх Галилеи и Переи Сын Ирода Великого. Упоминается в древностях [117] и Войны евреев . [118] Марк , Матфей , ​​Лука и Иосиф Флавий [119] запись, что он убил Иоанна Крестителя. Мк. 6:17 , гор. 14:9–10 , Лук. 9:9
Ирод Архелай Этнарх Иудеи, Самарии и Эдома Сын Ирода Великого. Он известен из сочинений Иосифа Флавия. [117] и из современных монет. [120] Мф 2:22
Ирод Великий Царь Иудеи Упоминается его другом, историком Николаем Дамасским. [121] [122] и Иосиф Флавий в « Древностях» . Его имя также встречается на современных еврейских монетах. [120] Гора 2:1 , Лук. 1:5
Иродиада Иродианская принцесса Жена Ирода Антипы. [123] Согласно синоптическим евангелиям, она прежде была замужем за братом Антипы Филиппом, по-видимому, Филиппом Четверархом . Однако Иосиф Флавий пишет, что ее первым мужем был Ирод II . Многие ученые считают это противоречием, но некоторые предполагают, что Ирода II также называли Филиппом. [124] Гора 14:3 , Мк. 6:17 утра
Джеймс Справедливый Епископ Иерусалимский и родственник Иисуса Брат (или сводный брат, или двоюродный брат, в зависимости от интерпретации) Иисуса и первый епископ Иерусалима . Он упоминается Иосифом Флавием в « Древностях» . [125] в которых говорится, что он был арестован и забит камнями до смерти по приказу первосвященника Анана бен Анана . Решение Анана разозлило римского прокуратора Лукцея Альбина и местного царя Ирода Агриппу II , которые сместили его со своего поста. Мк 6:3 , Мф 13:55–56 , Гал 1:19
Иисус из Назарета Еврейский странствующий проповедник и сын Марии Человек, в честь которого названо христианство. Он был странствующим еврейским проповедником, который конфликтовал с фарисеями . Еврейские власти арестовали его и передали римскому префекту Понтию Пилату , который приказал его распять . Иисус упоминается Иосифом Флавием в « Древностях». [126] и Тацитом в его «Анналах» . [127] Есть также ссылка на «Хресто» в Светония » « Двенадцати цезарях , возможно, на исторического Иисуса из Назарета. Гора 1:1 , Мк. 1:1 , с. 1:31 , Ин. 1:17 утра
Иоанн Креститель Еврейский странствующий проповедник Еврейский странствующий проповедник, известный тем, что крестил Иисуса . Он упоминается Иосифом Флавием в « Древностях» . [128] в которых говорится, что он был арестован и казнен по приказу этнарха Галилеи Ирода Антипы . Все четыре Евангелия
Филипп Апостол Епископ Иераполиса В среду, 27 июля 2011 года, турецкое информационное агентство Анадолу сообщило, что археологи раскопали гробницу, которая, как утверждает руководитель проекта, является могилой святого Филиппа, во время раскопок в Иераполисе недалеко от турецкого города Денизли . Итальянский археолог, профессор Франческо Д'Андриа заявил, что ученые обнаружили гробницу в недавно обнаруженной церкви. Он заявил, что дизайн гробницы и надписи на ее стенах окончательно доказывают, что она принадлежала замученному апостолу Иисуса. [129] Ин 12:21 Ин 1:43
Филипп Тетрарх Тетрарх Итуреи и Трахонитиса Иосиф Флавий пишет, что он делил царство своего отца со своими братьями Иродом Антипой и Иродом Архелаем. [130] Его имя и титул появляются на монетах того периода. [131] [132] Лк. 3:1
Понтий Пилат Префект Иудеи Он приказал казнить Иисуса. Была найдена каменная надпись, в которой упоминаются его имя и титул: « [Po]ntius Pilatus, [Praef]ectus Iuda[ea]e » (Понтий Пилат, префект Иудеи), [133] [134] см. Пилат Стоун . Он упоминается его современником Филоном Александрийским в его «Посольстве к Гаю» , Иосифом Флавием в «Иудейской войне и древностях» и Тацитом в его «Анналах» . Гора 27:2 , Ин. 19:15–16
Публий Сульпиций Квириний Губернатор Сирии Провел перепись во время правления Сирией, как сообщили Лука и Иосиф Флавий. [135] и подтверждается надгробной надписью некоего Квинта Эмилия Секунда, служившего под его началом. [136] Он упоминается Иосифом Флавием в « Древностях» и Тацитом в « Анналах» . Лк. 2:2
Саломея Иродианская принцесса Дочь Иродиады. [123] Хотя в Евангелиях она не упоминается, а упоминается как «дочь Иродиады», ее обычно отождествляют с Саломеей, дочерью Иродиады, упомянутой в « Древностях » Иосифа Флавия . [137] Гора 14:6 , Мк. 6:22 утра
Саймон Питер Петр Апостол Выдающийся апостол Иисуса и первый епископ Рима. О нем упоминает Игнатий Антиохийский в «Письме к римлянам и к смирнянам» и в Первом послании к коринфянам Климента , где также говорится , что Петр умер мученически . [138] [139] [140] [141] Гора 4 18-20 : , Мф. 16
Тиберий Цезарь Император Рима Назван во многих надписях и на римских монетах. Среди других свидетельств, некоторые из его деяний описаны современным историком Веллеем (умер около 31 г. н.э.). [142] Лк. 3:1

Лица, упомянутые в Новом Завете вне Евангелий

[ редактировать ]
Имя [№ 7] Заголовок Аттестация и примечания Библейские ссылки [n 3]
Анания, сын Недебая Первосвященник Израиля Он занимал этот пост между ок. 47 и 59 гг. н. э., как записано Иосифом Флавием, [143] и председательствовал на суде над Павлом. Деяния 23:2 , Деяния 24:1
Антониус Феликс Прокуратор Иудеи Упоминается историками Иосифом Флавием, [144] Светоний [145] и Тацит [146] Он заключил в тюрьму апостола Павла примерно в 58 году нашей эры, за два года до того, как его сменил Порций Фест. [147] Деяния 23:24 , Деяния 25:14
Аполлос И Павел, и Климент подтвердили, что он был христианином в Коринфе . [138] 1 Кор 3:6
Арета IV Филопатрис Царь Набатеев По словам Павла, губернатор Ареты в Дамаске пытался арестовать его. Помимо упоминания Иосифом Флавием, [148] его имя встречается в нескольких современных надписях. [149] и на многочисленных монетах. [150] 2 Кор. 11:32
Беренис Иродианская принцесса Дочь Ирода Агриппы I. Похоже, она имела почти равную власть со своим братом Иродом Агриппой II (с которым, по словам Иосифа Флавия, у нее, по слухам, были кровосмесительные отношения). [144] ее называют царицей Береникой Тацита и действительно, в «Историях» . [151] Деяния 25:23 , Деяния 26:30
Клавдий Цезарь Император Рима Как и у других римских императоров, его имя встречается на многочисленных монетах. [152] и памятники, такие как Порта Маджоре в Риме. Деяния 11:28 , Деяния 18:2
Друзилла Иродианская принцесса Женат на Антонии Феликсе, согласно Книге Деяний и Древностям Иосифа Флавия . [144] [153] Деяния 24:24
Луций Юний Галлий Аннеан Проконсул Ахеи Сенека Младший , его брат, упоминает о нем в своих посланиях к Луцилию Младшему . [154] В Дельфах была обнаружена надпись, датированная 52 г. н.э., в которой записано письмо императора Клавдия , в котором Галлион также назван проконсулом. [155] Деяния 18:12–17
Гамалиил Старший Раввин Синедриона называет его отцом Симона Флавий Иосиф Флавий в своей автобиографии . [156] В Талмуде он также описан как видный член Синедриона. [157] Деяния 5:34 , Деяния 22:3
Ирод Агриппа I Царь Иудеи называет его Иродом , Хотя Лука [n 8] и как Агриппа Иосифа Флавия, [158] Сообщения обоих авторов о его смерти настолько похожи, что принято считать, что они относятся к одному и тому же человеку. [22] [159] Поэтому многие современные ученые называют его Иродом Агриппой (I) . Деяния 12:1 , Деяния 12:21
Ирод Агриппа II Царь Иудеи Он правил вместе со своей сестрой Береникой. Иосиф Флавий пишет о нем в своих «Древностях» : [144] и его имя встречается на современных еврейских монетах. [120] Деяния 25:23 , Деяния 26:1
Иуда из Галилеи Галилейский мятежник Лидер еврейского восстания. И Книга Деяний, и Иосиф Флавий [135] Расскажите о восстании, которое он спровоцировал во время переписи Квириния . [160] Деяния 5:37
Нерон Цезарь Император Рима Изображен на современных монетах. [161] Откр. 13:18 , 2 Фес. 2:3
Павел Апостол христианский апостол Упоминание Игнатия о Послании Антиохии к Римлянам и Послании к Ефесянам , Послании Поликарпа и к Филиппийцам у Климента Римского Послания к Коринфянам , который также говорит, что Павел претерпел мученическую смерть и что он проповедовал в Востоке и на Дальнем Западе [162] [163] [140] [164] Гал. 1 , 1 Кор. 1.
Порций Фест Губернатор Иудеи Преемник Антония Феликса, как записано Иосифом Флавием и в Книге Деяний. [165] [166] Деяния 24:27 , Деяния 26:25

Предварительно идентифицировано

[ редактировать ]

Это библейские персонажи, для которых в современных источниках была найдена предварительная, но вероятная идентификация, основанная на совпадении имен и документов. Однако нельзя исключать возможность случайного совпадения имен.

Еврейская Библия (Протоканонический Ветхий Завет)

[ редактировать ]
Хронология, показывающая царей Израиля и Иудеи согласно хронологии Эдвина Р. Тиле . Цари, известные из современных внебиблейских источников, выделены желтым цветом. Предварительно идентифицированные короли выделены оранжевым цветом.
  • Охозия / Амасия , царь Иудеи. По мнению многих ученых, стела Тель-Дан содержит рассказ сирийского царя (вероятно, Азаила), утверждающего, что он убил «[Ахаз]яху, сына [... рода] дома Давидова», который правил в. 850–849 гг. до н.э. [167] [168] Однако альтернативная точка зрения, согласно которой надпись датируется полвека спустя, состоит в том, что имя следует реконструировать как «[Амаз]иаху», который правил ок. 796–767 гг. до н.э. [169]
  • Асайя , слуга царя Иосии ( 4 Царств 22:12 ). Печать Асаяху , с текстом слуга короля , вероятно, принадлежала ему. [170]
  • Азалия, сын Мешуллама, писец в храме в Иерусалиме : упоминается в 4 Царств 22:3 и 2 Паралипоменон 34:8 . Булла с надписью «принадлежащая Азалияу, сыну Мешуллама». , скорее всего, принадлежит ему по мнению археолога Нахмана Авигада . [171]
  • Азария, сын Хелкии и дедушка Ездры : упоминается в 1 Паралипоменон 6:13,14; 9:11 и Ездра 7:1. По словам Цви Шнайдера , булла с чтением Азарии, сына Хелкии , скорее всего, принадлежит ему. [172]
  • Ваалис, царь Аммона, упоминается в Иеремии 40:14. В 1984 году аммонитянская печать, датированная ок. 600 г. до н. э., был раскопан в Телль-эль-Умейри, Иордания, где написано « принадлежащий Милькомору, слуге Баалиши ». Отождествление Баалиши с библейским Баалисом вполне вероятно. [173] но в настоящее время неизвестно, был ли только один аммонитянский царь с таким именем. [174]
  • Бен-Хадад I был идентифицирован Уильямом Ф. Олбрайтом как «Бар-Хадад, сын [...], царь Арамейский», упомянутый на стеле Мелькарта , [175] однако некоторые другие ученые, такие как Кеннет Китчен , [176] оспаривают эту идентификацию, поскольку надпись на стеле повреждена и нет никаких внешних доказательств, подтверждающих этот вывод.
  • Давид , или, точнее, его царский дом, упоминается на стеле Тель-Дан , см. выше запись об Охозии .
  • Дарий II Персидский упоминается современным историком Ксенофонтом Афинским. [177] в Слоновьих папирусах , [38] и другие источники. «Дарий Перс», упомянутый в Неемии 12:22, вероятно, — это Дарий II, хотя некоторые ученые отождествляют его с Дарием I или Дарием III. [178] [179]
  • Гедалия, сын Ахикама , правитель Иудеи . Оттиск печати с именем «Гедалия, который над домом» обычно отождествляется с Гедалией, сыном Ахикама. [180]
  • Гедалия, сын Пашура , противник Иеремии . именем . найдена булла с его В Городе Давида [181]
  • Гемария (сын Шафана) , сын Шафана- писца. Была найдена булла с текстом «Гемарьяху бен Шафану». Возможно, это был тот же человек, что и «Гемарья, сын Сафана, писец», упомянутый в Иеремии 36:10,12. [182]
  • Гешем (Гушам) араб, упомянутый в Неемии 6:1,6, вероятно, тот же человек, что и Гушам, царь Кедара, найденный в двух надписях в Дедане и Телль-эль-Машкуте (недалеко от Суэцкого канала). [183]
  • Хелкия , первосвященник Иерусалимского храма : упоминается в 4 Царств 22:8–23:24 и 2 Паралипоменон 34:9–35:8, а также в 1 Паралипоменон 6:13; 9:11 и Ездра 7:1. О Хелкии во внебиблейских источниках свидетельствует глиняная булла, в которой Хелкия назван отцом Азарии. [172] и печатью с надписью Ханан, сын Хелкии священника . [184]
  • Исайя , В феврале 2018 года археолог Эйлат Мазар объявила, что она и ее команда обнаружили небольшой отпечаток печати с надписью «[принадлежащий] Исайе Нви» (можно реконструировать и читать как «[принадлежащий] пророку Исайе») во время Офеля. раскопки к югу от Храмовой горы в Иерусалиме . [185] Крошечная булла была найдена «всего в 10 футах» от того места, где в 2015 году той же командой была обнаружена неповрежденная булла с надписью «[принадлежащая] царю Иудеи Езекии». [186] Хотя имя «Исаия» в палео-еврейском алфавите безошибочно узнаваемо, повреждение в левой нижней части печати вызывает трудности с подтверждением слова «пророк» или общеизвестного еврейского имени «Нави», вызывая некоторые сомнения в том, действительно ли эта печать принадлежит пророку Исайе. [187]
  • Иорам , царь Израиля (ок. 852–841 гг. до н. э.), вероятно, упоминается в надписи Тель-Дана. Согласно общепринятому толкованию, автор текста утверждает, что убил и Охозию Иудейского , и «[Ио] рама». [167] [168] Однако некоторые ученые, по-разному реконструируя фрагменты стелы, не считают «[..]баран» именем израильского царя. [188]
  • Иегухал, сын Шелемии , противник Иеремии. Археологи раскопали буллу с его именем. [189] но некоторые ученые сомневаются в датировке печати временем Иеремии.
  • Иерахмеил , князь Иуды . Была найдена булла с его именем. [190]
  • Иеровоам (II), царь Израиля. Печать, принадлежащая «Шеме, слуге Иеровоама», вероятно, относится к царю Иеровоаму II . [191] хотя некоторые ученые полагают, что это был Иеровоам I. [174]
  • Иезавель царя Ахава , жена израильского . Была найдена печать, которая может носить ее имя, но датировка и отождествление с библейской Иезавели является предметом споров среди ученых. [192]
  • Иосия , царь Иуды . Были найдены три печати, которые, возможно, принадлежали его сыну Элиашиву. [193]
  • Натан-мелех , один из чиновников Иосии в 4 Царств 23:11 . Глиняная булла, датируемая серединой седьмого или началом шестого века до нашей эры, была найдена в марте 2019 года во время раскопок на стоянке Гивати в районе Города Давида в Иерусалиме с надписью «(принадлежит) Нафан-мелеху. , слуга короля». [194] [195]
  • Нергалшаразер , царь Вавилона , вероятно, идентичен чиновнику Навуходоносора II, упомянутому в Иеремии 39:3 , 13 . [132] Запись о его войне с Сирией была найдена на табличке из «текстов Нововавилонских хроник». [196]
  • Сераия, сын Нирии. Он был братом Варуха . Нахман Авигад опознал в нем владельца печати с именем «Сериаху/Нериягу». [172]
Так называемая Севна-перемычка
  • Севна (или Шевания), царский управитель Езекии : на так называемой севнской перемычке сохранились только две последние буквы имени ( hw ), но название его должности («над домом» царя) и дата обозначенные стилем письма, побудили многих ученых отождествить человека, о котором идет речь, с Севной. [197]
  • Шеломифь, дочь Зоровавеля, упомянутая в родословной 1 Паралипоменон 3:19 . Ее идентифицировали с владельцем печати с надписью «Принадлежащая Шеломифь, служанке правителя Елнатана». [198]
  • Шешонк I , фараон Египта, обычно отождествляется с царем Шишаком в еврейской Библии . Считается , что сообщение о вторжении Шишака в 5-м году Ровоама (3 Царств 14: 25–28) соответствует найденной в Карнаке надписи о походе Шошонка в Палестину. [199] Однако меньшинство ученых отвергает эту идентификацию. [200]
  • Тоу/Той , царь Емафа. Некоторые ученые утверждают, что Тоу/Той, упомянутый во 2 Царств 8:9 и 1 Паралипоменон 18:9, идентичен некоему «Таите», царю «Палистина», известному по надписям, найденным в северной Сирии. [201] [202] Однако другие оспаривают эту идентификацию, основываясь на лингвистическом анализе и неопределенной датировке короля Таиты. [203]
  • Озия , царь Иудеи . В трудах Тиглатпаласара III может быть ссылка на него, но эта идентификация оспаривается. [204] Есть также надпись , относящаяся к его костям, но она датируется I веком нашей эры.
  • Седекия, сын Анании (Иеремия 36:12). Была найдена печать «Седекии, сына Ханани», идентификация вероятна, но неопределенна. [205]

Второканонические каноны или библейские апокрифы

[ редактировать ]

Новый Завет

[ редактировать ]
  • Александр, сын Симона Киринеянина ( Марка 15:21 ): В погребальной пещере в Кедронской долине, открытой в 1941 году Э. Л. Сукеником , принадлежавшей киренским евреям и датируемой до 70 года нашей эры, было обнаружено, что в оссуарии имеется склеп, дважды написанный на греческом языке: «Александр сын Симона». Однако нельзя быть уверенным, что это относится к одному и тому же лицу. [207] [208]
  • « Египтянин », который, согласно Деяниям 21:38, был зачинщиком восстания, по-видимому, также упоминается Иосифом Флавием, хотя эта идентификация неясна. [209] [210]
  • Эраст Коринфский ( Римлянам 16:23 ): Надпись, упоминающая Эраста, была найдена в 1929 году возле мощеной площадки к северо-востоку от Коринфского театра, датированная серединой первого века, и гласит: «Эраст в обмен на свое эдилство проложил его у своего за свой счет». [211] Некоторые исследователи Нового Завета отождествляли этого эдила Эраста с Эрастом, упомянутым в Послании к римлянам, но другие это оспаривают. [212]
  • Иоанна, жена Хузы : был обнаружен склеп с надписью: «Иоганна, внучка Феофила , Первосвященника». [213] Неясно, была ли это та же Джоанна, поскольку Джоанна была пятым по популярности женским именем в еврейской Палестине. [214]
  • Лисаний был тетрархом Авилы Согласно Луке (3:1), около 28 г. н.э. Поскольку Иосиф Флавий упоминает только Лисания из Авилы, казненного в 36 г. до н.э., некоторые ученые сочли это ошибкой Луки. Однако одна надпись из Абилы, ориентировочно датированная 14–29 гг. н. э., по-видимому, свидетельствует о существовании более позднего тетрарха по имени Лисаний. [215] [216]
  • Сергий Павел был проконсулом Кипра (Деяния 13:4–7), когда Павел посетил остров около 46–48 гг. н.э. [217] Хотя несколько человек с этим именем были идентифицированы, точную идентификацию установить невозможно. Однако некий Квинт Сергий Павел, который был проконсулом Кипра, вероятно, во время правления Клавдия (41–54 гг. Н. Э.), совместим со временем и контекстом рассказа Луки. [217] [218]
  • Теудас . Единственное упоминание о Теудасе представляет собой проблему хронологии. В Деяниях Апостолов , Гамалиил член синедриона , защищает апостолов, ссылаясь на Феудаса (Деяния 5:36–8). Трудность состоит в том, что восстание Феуды здесь описано так же, как и восстание Иуды Галилейского , которое само датируется временем налогообложения ( ок. 6–7 гг. н. э.). Иосиф Флавий , напротив, говорит, что Феуде было 45 или 46 лет, то есть после того, как говорит Гамалиил, и намного позже Иуды Галилеянина.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Идентифицировано на стеле Тель-Дан и надписи Дейр-Алла соответственно.
  2. ^ Перейти обратно: а б Для королей и правителей эти даты относятся к их правлению. Даты израильских и иудейских царей соответствуют хронологии Эдвина Р. Тиле .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Символ кинжала (†) указывает на то, что все случаи в Библии (включая второканонические книги) были процитированы.
  4. ^ Имена, которые также упоминаются в еврейской Библии, здесь не повторяются.
  5. ^ Официальный титул царей династии Селевкидов.
  6. ^ Имена, которые также упоминаются в Ветхом Завете, здесь не повторяются.
  7. ^ Имена, которые также упоминаются в Евангелиях, здесь не повторяются.
  8. ^ т.е. автор Евангелия от Луки и Деяний апостолов . См. Авторство Луки – Деяния .
  1. ^ Дэвис, Филип Р., В поисках древнего Израиля: исследование библейского происхождения , Bloomsbury T&T Clark, 2015, стр. 48.
  2. ^ Перейти обратно: а б Келле, Брэд Э., Древний Израиль в войне 853–586 до н. э. , Osprey Publishing, 2007, стр. 8–9 [1]
  3. ^ Де Бройкер, Герт, в Оксфордском справочнике по клинописной культуре под редакцией Карен Рэднер, Элеоноры Робсон, Oxford University Press, 2011, стр. 643
  4. ^ Калими, Исаак; Ричардсон, Сет (редактор), Сеннахирим у ворот Иерусалима , Брилл, 2014, стр. 45
  5. ^ Рейни, Энсон Ф. «Камни для хлеба: археология против истории» . Ближневосточная археология , Том. 64, № 3 (сентябрь 2001 г.), стр. 140–149.
  6. ^ Лоусон Янгер, К. «Курхский монолит». В Hallo, 2000 , Vol. II стр. 263
  7. ^ Галил, Г., Хронология царей Израиля и Иуды , Брилл, 1996, стр. 67
  8. ^ Перейти обратно: а б Дойч, Роберт. «Первое впечатление: что мы узнаем из печати царя Ахаза» . Обзор библейской археологии , июль 1998 г., стр. 54–56, 62.
  9. ^ Перейти обратно: а б Хейлперн, Уилл (4 декабря 2015 г.). «Печать библейского царя обнаружена на свалке» . CNN . Проверено 3 мая 2016 г.
  10. ^ «Дворец Априес» , Университетский колледж Лондона, 2002 г.
  11. ^ Петри, WM Флиндерс и Уокер, Дж. Х. (1909). Дворец Априес (Мемфис II) . Школа археологии Египта, Университетский колледж.
  12. ^ Вольфрам Граецки, Стивен Квирк и Нарушигэ Сиоде (2000). Цифровой Египет для университетов . Университетский колледж Лондона.
  13. ^ Роджерсон, Джон Уильям; Дэвис, Филип Р. (2005). Мир Ветхого Завета . Continuum International, 2005, с. 89.
  14. ^ Данн, Джеймс Д.Г. и Роджерсон, Джон Уильям (2003). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Б. Эрдманс. «Артаксеркс» : с. 321 ; «Послания Павла» : с. 1274
  15. ^ Фукидид. История Пелопоннесской войны . Перевод Томаса Гоббса, книга 1, глава 137
  16. ^ Льюис, DM и Бордман, Джон (1988). Кембриджская древняя история , Том IV. Издательство Кембриджского университета. п. 149.
  17. ^ Перейти обратно: а б Куган и др., 2010 , с. 673
  18. ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 294–301.
  19. ^ Харпер, ПО; Аруз, Дж.; Таллон, Ф. (1992). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Метрополитен-музей. п. 270.
  20. ^ Цилиндра Набонида Перевод , сделанный Полем-Аленом Болье , автором книги «Царствование Набонида, царя Вавилона, 556–539 до н.э.» (1989).
  21. ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 313
  22. ^ Перейти обратно: а б Джеффри В. Бромили Международная стандартная библейская энциклопедия : A – D. «Агриппа»: с. 42; «Бен-Хадад III»: с. 459
  23. ^ Перевод Ирвинга Финкеля , Британский музей.
  24. ^ Берлин, Адель и Бреттлер, Марк Цви (2004). Еврейская учебная Библия . Издательство Оксфордского университета. п. 1243.
  25. ^ Стед, Майкл Р. и Рейн, Джон В. (2009). Интертекстуальность Захарии 1–8 . Континуум Интернэшнл. п. 40.
  26. ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 289–301.
  27. ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Р. Кэмпбелл (1931). Призмы Асархаддона и Ашшурбанипала найдены в Ниневии . Издательство Оксфордского университета. стр. 9, 25.
  28. ^ Бартон, Джордж А. (1917). Археология и Библия . Американский союз воскресных школ. п. 381.
  29. ^ Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Брилл. стр. 151, 329.
  30. ^ Перейти обратно: а б Черный обелиск в Британском музее. Перевод адаптирован К. К. Хэнсоном из книги Лакенбилла, Дэниела Дэвида (1927). Древние записи Ассирии и Вавилонии. Том. 1. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  31. ^ Хагелия, Холлвард (январь 2004 г.). «Первая диссертация надписи Тель-Дан». Скандинавский журнал Ветхого Завета . Том 18, Выпуск 1, с. 136
  32. ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 287–288.
  33. ^ Кросс, Фрэнк Мур (март – апрель 1999 г.). «Печать царя Езекии несет финикийские образы» . Обзор библейской археологии .
  34. ^ Перейти обратно: а б Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , с. 284
  35. ^ Тетли, М. Кристина (2005). Реконструированная хронология Разделенного царства . Айзенбрауны. п. 99.
  36. ^ Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа о людях и местах древней Западной Азии: Ближний Восток от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Рутледж. п. 342
  37. ^ Уайзман, диджей (1991). Навуходоносор и Вавилон . Издательство Оксфордского университета. стр. 81–82.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Гинзбург, HL в Притчарде, 1969 , с. 492
  39. ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 291
  40. ^ "Анналы Тиглатпаласара" . Ливиус.орг. Перевод на английский Лео Оппенгейма. Цитата: «Я [Тиглатпаласар III] получил дань от… Менахема Самарийского… золото, серебро,…»
  41. ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 283
  42. ^ Перейти обратно: а б Стела Меша в Лувре. Перевод К. К. Хэнсона (адаптировано из Albright 1969: 320–21).
  43. ^ Берч, Сэмюэл и Сэйс, AH (1873). «Записи прошлого: английские переводы древних памятников Египта и Западной Азии» . Общество библейской археологии . п. 13.
  44. ^ *Ворота Иштар », перевод Иоахима Марцана, Ворота Иштар, Путь процессий, Новогодний фестиваль Вавилона . Майнц-на-Рейне, Германия: Филипп фон Зауберн, 1995.
  45. ^ Бордман, Джон. Кембриджская древняя история . Том. III Часть 2. с. 408.
  46. ^ Липшиц, Одед (2005). Падение и возвышение Иерусалима: Иудея под вавилонским правлением . Айзенбрауны. п. 80
  47. ^ Гринспун, Леонард (ноябрь 2007 г.). «Запись о доставке золота главным евнухом Навуходоносора II». Обзор библейской археологии . 33 (6): 18.
  48. ^ «Набу-шарруссу-укин, говоришь?» . Британское наследие . 28 (6): 8 января 2008 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 25 января 2015 г.
  49. ^ Оппенгейм, Алабама, Притчард, 1969 , стр. 297
  50. ^ Лемче, Нильс Петер (2008). Ветхий Завет между теологией и историей: критический обзор . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 147–148. ISBN  9780664232450 .
  51. ^ Дэвис, Филип Р. (1995). В поисках «древнего Израиля»: исследование библейского происхождения . А&С Черный. п. 64. ИСБН  9781850757375 .
  52. ^ Граббе, Лестер Л. (2007). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? Нью-Йорк: T&T Кларк. п. 134
  53. ^ Вандеркам, Джеймс С. (2001). Введение в ранний иудаизм . Вм. Б. Эрдманс. п. 7.
  54. ^ " "Анналы Саргона" . Архивировано 19 июня 2015 г. в Wayback Machine . Отрывок из "Великой надписи во дворце Хорсабад", тр. Юлиус Опперт, в Records of the Past , т. 9. Лондон: Сэмюэл Багстер и сыновья, 1877. стр. 3–20.
  55. ^ Рид, Джулиан (октябрь 1975 г.). «Источники Сеннахирима: Призмы» . Журнал клинописных исследований , Vol. 27, № 4. С. 189–196.
  56. ^ Липинский, Эдвард и др. (1995). Иммиграция и эмиграция на древнем Ближнем Востоке . Издательство Peeters и факультет востоковедения, Левен. стр. 36–41, 48.
  57. ^ Лакенбилл, Д.Д. (апрель 1925 г.). «Первая надпись Салмансара V» . Американский журнал семитских языков и литературы , Vol. 41, № 3. С. 162–164.
  58. ^ Куган и др., 2010 , с. 1016 [2]
  59. ^ Томасон, Эллисон Кармель (2004). «От бронзы Сеннахирима к ногам Тахарки: концепции материального мира в Ниневии» . Том. 66. Материалы 49-го Международного ассириологического собрания, часть первая. стр. 151–162
  60. ^ Куган и др., 2010 , с. 674
  61. ^ Брайант, Пьер (2002). От Кира до Александра: История Персидской империи . Айзенбрауны. п. 487.
  62. ^ Оппенгейм, А.Л. и Розенталь, Ф. в Pritchard 1969 , стр. 282–284, 655.
  63. ^ Феншам, Фрэнк Чарльз (1982). Книги Ездры и Неемии . Эрдманс. п. 69.
  64. ^ Брайант, Пьер (2006). От Кира до Александра: История Персидской империи . Айзенбраунс, 2006, с. 554.
  65. ^ Бар-Кохва, Бецалель (1989). Иуда Маккавей: Борьба евреев против Селевкидов . Издательство Кембриджского университета. п. 190–193. ISBN  0-521-32352-5 .
  66. ^ Шварц, Дэниел Р. (2008). 2 Маккавея . Вальтер де Грюйтер. стр. 13
  67. ^ Полибий , Книга 33 Глава 18
  68. ^ Перейти обратно: а б Уортингтон, Ян, Александр Великий: Человек и Бог , Рутледж, 2014, с. 66 [3]
  69. ^ Перейти обратно: а б Эсхин, 3.219 против Ктесифона
  70. ^ Мёркхольм О., Грирсон П. и Вестермарк У. (1991). Ранняя эллинистическая чеканка от воцарения Александра до Апамейского мира (336–188 до н.э.) . Издательство Кембриджского университета. п. 42.
  71. ^ Сколник, Бенджамин Эдидин (2010). Определение иудаизма: Маттафия и судьба его народа . Университетское издательство Америки. п. 226.
  72. ^ Полибий , Книга 1 Глава 3
  73. ^ Британский музей, # HPB, p150.1.C ( в онлайн-коллекции )
  74. ^ Чемпион, Крейдж Б. (2004). Культурная политика в истории Полибия . Издательство Калифорнийского университета. п. 188.
  75. ^ Полибий , Книга 31 Глава 21
  76. ^ Британский музей, # TC, p203.2.AntIV ( в онлайн-коллекции )
  77. ^ Грейнджер, Джон Д. (1997). Селевкидская просопография и географический справочник . Брилл. п. 28. Цитирование избранных надписей восточных греков 252.
  78. ^ Британский музей, № 1995,0605.73 ( в онлайн-коллекции )
  79. ^ Бартлетт-младший (1973). Первая и Вторая книги Маккавеев . Издательство Кембриджского университета. п. 158.
  80. ^ Бинг, Д. и Сиверс, Дж. « Антиох VI ». Энциклопедия Ираника . Проверено 12 января 2016 г.
  81. ^ Перейти обратно: а б Эстин, А.Е. (1989). Кембриджская древняя история . Том 8. Издательство Кембриджского университета. п. 369.
  82. ^ Полибий , Книга 21 Глава 47
  83. ^ Гудман, Мартин; Бартон, Джон; и Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий: апокрифы . Издательство Оксфордского университета, 2001. с. 158.
  84. ^ Перейти обратно: а б Гера, Дов (1998). Иудея и средиземноморская политика: 219–161 гг. до н. э. Брилл. п. 12.
  85. ^ Кир берет Вавилон (530 г. до н. э.) (Livius.org)
  86. ^ Перейти обратно: а б Куган и др., 2010 , с. 1592 г.
  87. ^ Грюн, Эрих С. ​​(1986). Эллинистический мир и приход Рима . Том 1. Калифорнийский университет Press, 1986. с. 573. Цитируя Полибия , книга 30, глава 1.
  88. ^ Космин, Пол Дж . (2014). Земля королей слонов: пространство, территория и идеология в империи Селевкидов . Издательство Гарвардского университета . п. 135. ИСБН  978-0-674-72882-0 . Цитируемый древний источник — «Еврейские древности» Иосифа Флавия .
  89. ^ Перейти обратно: а б Солсбери, Джойс Э. (2001). Энциклопедия женщин древнего мира . АВС-КЛИО. стр. 55–57.
  90. ^ Фолмер, ML (1995). Арамейский язык в период Ахеменидов: исследование лингвистических вариаций . Издательство Питерс. стр. 27–28.
  91. ^ Астин, AE (1989). Кембриджская древняя история . Том 8. Издательство Кембриджского университета. п. 358.
  92. ^ Куган и др., 2010 , с. 1574 г.
  93. ^ Полибий , Книга 31 Глава 19
  94. ^ Перейти обратно: а б Рахим Шаеган, М. (2011). Аршакиды и сасаниды: политическая идеология в постэллинистической и позднеантичной Персии . Издательство Кембриджского университета. п. 68.
  95. ^ Джоннес Л. и Рикл М. (1997). Новая королевская надпись из Фригии Парорей: Евмен II дарует Тририайону статус полиса . Анатолийская эпиграфика . 1997, стр. 4–9.
  96. ^ Джеффри В. Бромили (1982). Международная стандартная библейская энциклопедия . Вм. Б. Эрдманс. стр. 199–200. Цитируя Полибия , книга 21, глава 45.
  97. ^ Шварц, Дэниел Р. (2008). 2 Маккавея Вальтер де Грюйтер. п. 192. Цитирование избранных надписей восточных греков 247.
  98. ^ Куган и др., 2010 , с. 1604 г.
  99. ^ Куган и др., 2010 , с. 1576 г.
  100. ^ Томпсон, Томас Л. и Вайденбаум, Филипп (2014). Библия и эллинизм: греческое влияние на еврейскую и раннехристианскую литературу . Рутледж. п. 203.
  101. ^ Британский музей, № 1968,1207.9 ( в онлайн-коллекции )
  102. ^ Уорри, Джон (1991). Александр 334–323 гг. до н. э.: Завоевание Персидской империи . Скопа. п. 8.
  103. ^ Британский музей, № 1896,0703.195 ( в онлайн-коллекции )
  104. ^ Полибий , Книга 4 Глава 22
  105. ^ Гера, Дов (1998). Иудея и средиземноморская политика: 219–161 гг. до н. э. Брилл. п. 12. Цитирование избранных надписей восточных греков 760 г.
  106. ^ Полибий , Книга 39 Глава 18
  107. ^ Древности, Б. XII, Хр. 4 § 10
  108. ^ Граббе, Лестер Л., Введение в иудаизм первого века: еврейская религия и история в период Второго Храма , A&C Black, 1996, стр. 22 [4]
  109. ^ Миллар, Фергюс, Римский Ближний Восток, 31 г. до н.э. – 337 г. н.э. , издательство Гарвардского университета, 1993, стр. 70 [5]
  110. ^ Фельдман, Луи Х., Иосиф Флавий, Библия и история , Брилл, 1989, стр. 18 [6]
  111. ^ Древности , Книга XVIII гл. 5 § 2
  112. ^ Август (римский император) в Британской энциклопедии
  113. ^ Иосиф Флавий, Иудейские древности , Книга 18, главы 33-35-95-97.
  114. ^ Перейти обратно: а б Мецгер, Брюс М.; Куган, Майкл, ред. (1993). Оксфордский справочник Библии . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . п. 97 . ISBN  978-0195046458 .
  115. ^ Призрак, Майкл (14 августа 1992 г.). «Могила может содержать кости священника, судившего Иисуса» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 11 января 2019 г.
  116. ^ Чарльзуорт, Джеймс Х. (2006). Иисус и археология . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс . стр. 323–329. ISBN  978-0802848802 .
  117. ^ Перейти обратно: а б Древности , Б. XVII, Хр. 8, § 1
  118. ^ Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны , перевод Уильяма Уистона, Книга 2, Chr. 6, пар. 3
  119. ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские древности 18.118» . lexundria.com . Проверено 9 июля 2024 г.
  120. ^ Перейти обратно: а б с Канаэль, Барух Древние еврейские монеты и их историческое значение в книге «Библейский археолог», том. 26, № 2 (май 1963 г.), с. 52
  121. ^ Тохер, Марк, в « Ирод и Август: документы, представленные на конференции IJS, 21-23 июня 2005 г.» (под редакцией Джейкобсона, Дэвида М. и Коккиноса, Никоса), Brill, 2009, стр. 71 [7]
  122. ^ Николай Дамаскин, Автобиография , перевод CMHall, фрагмент 134
  123. ^ Перейти обратно: а б Древности , Б. XVIII Хр. 5 § 4
  124. ^ Хонер, Гарольд В., Ирод Антипа: современник Иисуса Христа , Зондерван, 1980, стр. 133–134.
  125. ^ Древности , Книга 20, Глава 9.
  126. ^ Древности , Книга 18, Глава 3; Книга 20, Глава 9
  127. Анналы , Книга 15, Глава 44.
  128. ^ Древности , Книга 18, Глава 5.
  129. ^ «Найдена гробница апостола Филиппа» . biblicalarchaeology.org. 16 августа 2014 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
  130. ^ Древности , Б. XVII, Хр. 11 § 4
  131. ^ Майерс, Э.А., Итурейцы и римский Ближний Восток: переоценка источников [8] , Cambridge University Press 2010, стр. 111
  132. ^ Перейти обратно: а б Фридман, Д.Н. (редактор), Библейский словарь Эрдмана [9] , Wm. Б. Эрдманс 2000, Филипп Тетрарх : с. 584, Нергал-Шарезер : с. 959
  133. ^ Тейлор, Джоан Э., Понтий Пилат и императорский культ в римской Иудее в исследованиях Нового Завета , 52:564–565, Cambridge University Press, 2006 г.
  134. ^ Пилат Стоун , перевод К. К. Хэнсона и Дугласа Э. Окмана
  135. ^ Перейти обратно: а б Древности , Б. XVIII Хр. 1 § 1
  136. ^ Левик, Барбара, Правительство Римской империи: Справочник [10] , 2-е изд. Рутледж 2000, с. 75
  137. ^ Саломея в Британской энциклопедии
  138. ^ Перейти обратно: а б Письмо к коринфянам (Климент)
  139. Из изложения пророчеств Господних.
  140. ^ Перейти обратно: а б Послание Игнатия к римлянам
  141. ^ Послание Игнатия к Смирнеянам
  142. ^ Марк Веллей Патеркул, Римская история , Книга 2, Chr. 122
  143. ^ Древности , Б. XX Хр. 5 § 2
  144. ^ Перейти обратно: а б с д Древности , Б. XX Хр. 7
  145. ^ Гай Светоний Транквилл, Двенадцать Цезарей , перевод Дж. К. Рольфа, Книга V, пар. 28
  146. ^ Корнелиус Тацит, Анналы , перевод Альфреда Джона Черча и Уильяма Джексона Бродрибба, Книга XII Chr. 54
  147. ^ Кейт, Роберт Л., Несвоевременно рожденный: жизнь и служение апостола Павла , издательство Mercer University Press, 2006, стр. 117, 120 [11]
  148. ^ Древности , Б. XVIII Хр. 5 § 1
  149. ^ Хили, Джон Ф., Учебник сирийских семитских надписей, Том IV: Арамейские надписи и документы римского периода , Oxford University Press, 2009, стр. 55–57, 77–79 и т. д.
  150. ^ Галил, Гершон и Вайнфельд, Моше, Исследования по исторической географии и библейской историографии: представлено Захарии Каллаю (Дополнения к Vetus Testum) , Brill Academic Publishers 2000, стр. 85
  151. ^ Корнелиус Тацит, «Истории » в переводе Альфреда Джона Черча и Уильяма Джексона Бродрибба, Книга II, пар. 2
  152. ^ Бургерс, П., Чеканка монет и государственные расходы: Царствование Клавдия, 41–54 гг. Н.э. [12] в Historia: Journal of Ancient History Vol 50, No. 1 (1-й квартал 2001 г.), стр. 96–114.
  153. ^ Борген, Педер, Раннее христианство и эллинистический иудаизм , T&T Clark, 1998, стр. 55 [13]
  154. ^ Луций Анней Сенека, Письмо 104 из Epistulae Morales ad Lucilius , перевод Ричарда М. Гаммере
  155. ^ Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик, Надпись Галлиона, заархивированная 18 мая 2011 г. в Wayback Machine , перевод К. К. Хэнсона (адаптировано из Конзельмана и Фицмайера).
  156. ^ Флавий Иосиф Флавий, Жизнь Флавия Иосифа Флавия , перевод Уильяма Уистона, параграф 38.
  157. ^ Гамалиил I в Еврейской энциклопедии.
  158. ^ Древности , Б. XVIII Хр. 6 § 1
  159. ^ Брюс, Ф.Ф. Книга Деяний (переработанная) , часть Нового международного комментария к Новому Завету , Wm. Б. Эрдманс, 1988 г.
  160. ^ Кинман, Брент, Въезд Иисуса в Иерусалим: в контексте теологии Лукана и политики его дней , BRILL, 1995, стр. 18 [14]
  161. ^ Coinweek - NGC Ancients: римские монеты императора Нерона
  162. ^ Святой Павел
  163. ^ Святой Поликарп
  164. ^ Послание Игнатия к Ефесянам.
  165. ^ Древности , Книга XX, Chr. 8, § 9
  166. ^ Ямазаки-Рэнсом, К., Римская империя в повествовании Луки , Continuum, 2010, стр. 145 [15]
  167. ^ Перейти обратно: а б Девер, Уильям Г. (2017). За пределами текстов: археологический портрет Древнего Израиля и Иуды . СБЛ Пресс. п. 492. ИСБН  9780884142171 .
  168. ^ Перейти обратно: а б Ирвин, Стюарт А. (2002). «Возвышение дома Ииуя» . В Дирмане, Дж. Эндрю; Грэм, М. Патрик (ред.). Земля, которую я вам покажу: Очерки истории и археологии Древнего Ближнего Востока в честь Дж. Максвелла Миллера . А&С Черный. стр. 113–115. ISBN  9780567355805 .
  169. ^ Бекинг, Боб EJH; Граббе, Лестер, ред. (2010). Между доказательствами и идеологией: очерки истории древнего Израиля, прочитанные на совместном заседании Общества изучения Ветхого Завета и Oud Sampleisch Werkgezelschap Lincoln . Брилл. п. 18. ISBN  9789004187375 .
  170. ^ Хельцер, Майкл, ПЕЧАТЬ АШАЯХУ . В Hallo, 2000 , Vol. II стр. 204
  171. ^ Авигад, Нахман (1997). Корпус западно-семитских печатей (2-е изд.). Институт археологии Еврейского университета в Иерусалиме. п. 237. ИСБН  978-9652081384 . ; WSS 90, опубликованный Израильской академией наук и гуманитарных наук.
  172. ^ Перейти обратно: а б с Шнайдер, Цви, Шесть библейских подписей: обнаружены печати и отпечатки печатей шести библейских персонажей» , Biblical Archeology Review , июль/август 1991 г.
  173. ^ Граббе, Лестер Л., Можно ли написать «Историю Израиля»? , Continuum International, 1997, стр. 80–82 [16]
  174. ^ Перейти обратно: а б Микитюк, Лоуренс Дж., Идентификация библейских личностей в семитских надписях северо-запада 1200–539 гг. до н.э. , Общество библейской литературы, 2004, Баалис : стр. 242 [17] ; Иеровоам : с. 136 [18]
  175. ^ Олбрайт, WF (октябрь 1942 г.). «Вотивная стела, воздвигнутая Бен-Хададом I из Дамаска богу Мелькарту». Бюллетень американских школ восточных исследований . 87 (87): 23–29. дои : 10.2307/1355460 . JSTOR   1355460 . S2CID   163203878 .
  176. ^ Кухня, Калифорния (2006). О достоверности Ветхого Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-0396-2 .
  177. ^ Ксенофонт Афинский, Hellenica , Книга 1, Глава 2
  178. ^ ВандерКам, Джеймс К., От откровения к канону: исследования еврейской Библии и литературы Второго Храма, Том 2000 , Брилл, 2002, стр. 181 [19]
  179. ^ Фридман, Дэвид Н., Единство еврейской Библии , University of Michigan Press, 1993, стр. 93 [20]
  180. ^ Райт, Г. Эрнест, Некоторые личные печати иудейских королевских чиновников [21] в «Библейском археологе» , Vol. 1, № 2 (май 1938 г.), стр. 10–12.
  181. ^ Уникальное библейское открытие на месте раскопок Города Давида [22] , Министерство иностранных дел Израиля; 18 августа 2008 г. Проверено 16 ноября 2009 г.
  182. ^ Огден, Д. Келли Булла *2 «Гемарьяху бен Шафану» , опубликовано Университетом Бригама Янга. Департамент религиозного образования
  183. ^ Райт, Г. Эрнест Джудин Лахиш в «Библейском археологе» , Vol. 18, № 1 (февраль 1955 г.), стр. 9–17.
  184. ^ Жозетт Элайи, Новый свет на идентификацию печати священника Ханана, сына Хилкияху (2 Царств 22), Bibliotheca Orientalis, 5/6, сентябрь – ноябрь 1992 г., 680–685.
  185. ^ Мазар, Эйлат. Это «подпись пророка Исайи?» Обзор библейской археологии 44:2, март/апрель, май/июнь 2018 г.
  186. Находка библейских размеров: печать пророка Исайи, найденная в Иерусалиме . Аманда Боршель-Дан. Таймс Израиля. 22 февраля 2018 г. Цитата: «Крошечный глиняный кусочек, случайно обнаруженный рядом с печатью, идентифицированной с царем Езекией, может быть первым доказательством существования пророка, хотя недостающая буква оставляет место для сомнений».
  187. ^ «Подпись Исайи обнаружена в Иерусалиме: свидетельства пророка Исайи?» Меган Сотер. Библейская история ежедневно. Общество библейской археологии. 22 февраля 2018 г. Цитата Мазара: «Поскольку булла в конце слова нви была слегка повреждена , неизвестно, заканчивалось ли оно первоначально еврейской буквой алеф , в результате чего образовалось еврейское слово, обозначающее «пророк», и Однако отсутствие этой последней буквы требует, чтобы мы оставили открытой возможность того, что это могло быть просто имя Нави. Однако имя Исайи ясно».
  188. ^ Атас, Джордж (2006). Надпись Тель-Дан: переоценка и новое введение . А&С Черный. стр. 240–242. ISBN  9780567040435 .
  189. Глиняная печать связана с Библией в The Washington Times , среда, 1 октября 2008 г.
  190. ^ Авигад, Нахман, Писец Варух и Иерахмиэль, царский сын [23] в «Библейском археологе» , Vol. 42, № 2 (весна 1979 г.), стр. 114–118.
  191. ^ Бордман, Джон, Кембриджская древняя история, Том. 3 Часть 1 , с. 501 [24]
  192. ^ Корпель, Марджо, Калифорния, Дебаты ученых «Печать Иезавели» , Обзор библейской археологии
  193. ^ Олбрайт, ВФ в Притчарде, 1969 , стр. 569
  194. ^ Вайс, Бари. История 2600-летней печати Кем был Натан-Мелех, царский слуга? Нью-Йорк Таймс. 30 марта 2019 г.
  195. В Городе Давида обнаружена печать возрастом 2600 лет . Иерусалим Пост. 1 апреля 2019 г.
  196. ^ Хроники третьего года Нериглиссара , перевод адаптирован из А. К. Грейсона и Жан-Жака Гласснера
  197. Дойч, Роберт, Выслеживание Шебнаягу, слуги царя в обзоре библейской археологии, май / июнь 2009 г.
  198. ^ Катальдо, Иеремия В. (2009). Теократический Йехуд?: Проблемы управления в персидской провинции . Издательство Блумсбери США. п. 91. ISBN   978-0-567-54223-6 .
  199. ^ Граббе, Лестер Л., Израиль в переходный период: от поздней бронзы II к железу IIa (ок. 1250–850 до н.э.) , Continuum International Publishing Group, 2010, стр. 84 [25]
  200. ^ Шрайбер, Н., Кипро-финикийская керамика железного века , Брилл, 2003, стр. 87 [26]
  201. ^ Стейтлер, Чарльз (2010). «Библейский царь Той из Хамата и позднехеттское государство «П/Валас(а)тин» ». Бибише Нотизен (146): 95.
  202. ^ История царя Давида в свете новых эпиграфических и археологических данных , ( ссылка ), веб-сайт Хайфского университета, со ссылкой на публикации Гершона Галила за 2013-2014 гг.
  203. ^ Саймон, Жолт (2014). «Заметки об анатолийском происхождении пчел Тель-Рехова и исторической географии лувийских государств в 10 веке до нашей эры» . В Чабаи, Золтан (ред.). Исследования по экономической и социальной истории Древнего Ближнего Востока памяти Петера Варгиаса . Университет Печа , факультет древней истории. стр. 724–725. ISBN  9789632367958 .
  204. ^ Гайдн, Хауэлл М. Азария Иудейский и Тиглатпаласар III в Журнале библейской литературы , Том. 28, № 2 (1909), стр. 182–199.
  205. ^ Дэй, Джон В поисках Израиля до изгнания: материалы Оксфордского семинара по Ветхому Завету с. 376
  206. ^ Хили, Джон Ф., Религия набатеев: обзор , Брилл, 2001, стр. 29 [27]
  207. ^ Авигад, Н. (1962). «Хранилище письменных оссуариев в Кедронской долине» . Израильский журнал исследований . 12 (1): 1–12. ISSN   0021-2059 . JSTOR   27924877 . LCCN   53036113 . ОЛ   32001168М . Проверено 27 марта 2022 г.
  208. ^ Эванс, Крейг А. (2006). «Раскопки Каиафы, Пилата и Симона Киринеянина». В Чарльзворте, Джеймс Х. (ред.). Иисус и археология . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . п. 338. ИСБН  0-8028-4880-Х . OCLC   1302072225 . ОЛ   7904215М . Проверено 27 марта 2022 г. - из Интернет-архива .
  209. ^ Вандеркам, Джеймс К., в «Континуальной истории апокалиптики» [28] (под редакцией Макгинна, Бернарда Дж.; Коллинза, Джона Дж.; Штейна, Стивена Дж.), Continuum, 2003, стр. 133
  210. ^ Франкфуртер, Дэвид, Паломничество и святое пространство в позднеантичном Египте [29] , Брилл, 1998, стр. 206
  211. ^ «PH209961» . Греческие надписи с возможностью поиска . Гуманитарный институт Паккарда . Проверено 18 мая 2012 г. Надпись: латынь : ERASTVS. ПРО. дирхам. SP STRAVIT , сокращенно ERASTUS PRO AEDILITATE SUA PECUNIA STRAVIT .
  212. ^ ГИЛЛ, Дэвид (1989). «Дэвид У. Дж. Гилл, «Эрастус Эдил». Tyndale Bulletin 40.2 (1989): 298». Бюллетень Тиндейла 40.2 : 298.
  213. ^ Д. Бараг и Д. Флюссер, Костница Иоханы, внучки первосвященника Теофила , Israel Exploration Journal , 36 (1986), 39–44.
  214. ^ Ричард Бокэм, Женщины-евангелисты: исследования названных женщин в Евангелиях (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 2002), 143
  215. ^ Керр, CM, Международная стандартная библейская энциклопедия , Wm. Б. Эрдманс 1939, запись Лисаний [30]
  216. ^ Моррис, Леон, Люк: введение и комментарий [31] Wm. Б. Эрдманс 1988, с. 28
  217. ^ Перейти обратно: а б Гилл, Дэвид У.Дж. (ред.) и Гемпф, Конрад (ред.), Книга Деяний в греко-римском контексте [32] Wm. Б. Эрдманс 1994, с. 282
  218. ^ Бромили, Джеффри В. (редактор), Международная стандартная библейская энциклопедия, том. III: К–П [33] Wm. Б. Эрдманс 1986, стр. 729–730 (запись Паулюс, Сергий )

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7fe1cdc53c1980933899e230b8af86c__1720779900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/6c/c7fe1cdc53c1980933899e230b8af86c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of biblical figures identified in extra-biblical sources - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)